Куперс

Бухучет и анализ

Решение трехсторонней комиссии на 2018 год

Система оплаты труда в муниципалитете

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 6/2009

Убушуева Н. Г., аудитор

Правительством РФ введена новая система оплаты труда для работников федеральных учреждений. Обязаны ли органы местного самоуправления принять решение о переходе муниципальных учреждений на новый порядок «зарплатообразования»? Ответ — в нашей статье.

Органы местного самоуправления вправе разработать собственные нормы

В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому установление новых условий оплаты труда бюджетников основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Кроме того, важно учитывать, что органы местного самоуправления действуют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативный акт устанавливает прямые полномочия самих органов местного самоуправления принимать нормативные документы, регулирующие трудовые отношения.
Устанавливая правила, следует учитывать федеральное законодательство

Основные правила трудового законодательства определяют на федеральном уровне. Их обязательно следует учесть органам местного самоуправления при разработке собственных норм.

Напомним, что законодательно установлен закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых правоотношений (ст. 6 Трудового кодекса РФ).

Существуют также федеральные законы, в которых закреплены трудовые права работников учреждения, — например, минимальный размер оплаты труда, гарантированная минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и др. Эти правила нужно учитывать при формировании собственных систем в любом случае.

Кроме того, основные федеральные рамки, согласно Трудовому кодексу РФ, могут задаваться со стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 135 Трудового кодекса РФ). Разрабатывае-мые ежегодно этим органом единые рекомендации учитывают интересы Правительства РФ, работодателей и профсоюзов (см. решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 г., протокол № 8).

Эти рекомендации должны учитываться и на местном уровне при рассмотрении проектов закона о бюджете.
Муниципалитеты самостоятельно принимают решение

Итак, Трудовой кодекс РФ устанавливает положения общего характера, на основе которых органы местного самоуправления вправе применять и разрабатывать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 5 Трудового кодекса РФ). Следует отметить, что в настоящий момент полномочия муниципалитетов в области регулирования оплаты труда довольно обширны. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений (п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ). Это могут быть различные системы, в том числе и тарифная система оплаты труда. Принятые размеры и условия оплаты труда необходимо предусмотреть в нормативно-правовых актах. Размеры и сроки повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений также определяются при формировании местного бюджета на очередной финансовый год.
Что необходимо учесть, принимая решение

Получается, что реформирование системы оплаты труда работников федеральных учреждений не обязывает муниципалитеты поступать таким же образом. Прежде всего потому, что у них есть право самостоятельно разрабатывать свои системы оплаты труда.
Однако очевидным является и то, что оплата труда на основе единой тарифной сетки изжила себя. Во-первых, потому что она основана на распределительных принципах. Во-вторых, она не содержит стимулов для качественного и результативного труда. Если будет принято решение о переходе на новые системы оплаты труда, то нужно учесть следующее.

Принципиальное отличие новой системы оплаты труда — это прежде всего разделение работников по видам экономической деятельности. Причем это даже не отраслевая, а ведомственная система оплаты труда. А это позволяет максимально учесть специфику труда отдельного специалиста практически в каждом учреждении.

Получается, при соблюдении общих подходов в каждом учреждении может возникнуть, по сути, своя система оплаты труда, со своими правилами по оценке труда работников и структуре штатного расписания.

Учреждение самостоятельно может установить:

— размеры окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам;

— повышающие коэффициенты к ним, при помощи которых образуются оклады по квалификационным профессиональным группам с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Полномочия муниципалитетов в области регулирования оплаты труда

Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, зарплата работников муниципальных учреждений устанавливается: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ органов местного самоуправления.

Принципы формирования фонда оплаты труда по новым правилам

С введением новой системы есть вероятность того, что размер зарплаты работника увеличится по результатам и качест-ву труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части. Но оклад не может стать меньше, чем был прежде. А объем средств, направляемых учреждением на выплаты стимулирующего характера, должен составить не менее 30 процентов от общего объема средств на оплату труда.
Полномочия руководителя учреждения могут быть расширены

Большие полномочия переданы на федеральном уровне руководителям учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению. Такой же подход возможен и на местном уровне.
Руководитель учреждения может получить экономическую возможность осуществления своих полномочий по управлению трудовыми ресурсами. Вместе с тем для руководителей учреждения в таком случае вводится особый порядок оплаты труда. В частности, размер заработной платы руководителя зависит:

— от величины средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения;

— от достижения целевых показателей эффективности работы учреждения, установленных учредителем.

В заключение отметим, что, по мнению автора, указанные новшества все же лучше ввести (с учетом локальных особенностей). Ведь в целом новая система оплаты труда содержит механизмы, обеспечивающие заинтересованность работников бюджетной сферы в повышении качества предоставляе-мых услуг, справедливый рост зарплаты в зависимости от результатов труда каждого работника. Таким образом, новая система оплаты труда позитивно скажется на качестве бюджетных услуг.

Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и материальное содержание органов местного самоуправления (с изменениями на 30 октября 2019 года)

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2009 года N 4
Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и материальное содержание органов местного самоуправления

(с изменениями на 30 октября 2019 года)

В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Установить для муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальными районами и поселениями:

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.06.2015 N 137, от 30.10.2019 N 249)

1) нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, согласно приложению N 1;

2) нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих согласно приложению N 2;

3) нормативы формирования расходов на материальное содержание органов местного самоуправления согласно приложению N 3.

2. Расходы на материальное содержание органов местного самоуправления могут быть увеличены органами местного самоуправления — на сумму, связанную с исполнением отдельных государственных полномочий Республики Адыгея, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законами Республики Адыгея.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на Министерство финансов Республики Адыгея.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

(п. 4 в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.12.2009 N 238)

Премьер-министр
Республики Адыгея
М.КУМПИЛОВ

Приложение N 1. Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе

Приложение N 1
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 января 2009 г. N 4

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.09.2010 N 174, от 17.12.2018 N 274, от 30.10.2019 N 249)

1. Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (далее именуются — лица, замещающие муниципальные должности), включают в себя:

1) нормативы формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности;

2) нормативы формирования расходов на оплату труда в части дополнительных выплат для лиц, замещающих муниципальные должности.

2. Нормативы формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются в зависимости от статуса соответствующего муниципального образования и численности постоянно проживающего на его территории населения:

(в рублях)

городские округа и муниципальные районы с численностью населения свыше 100 тысяч человек

не более 10860

городские округа и муниципальные районы с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек

не более 9850

городские округа и муниципальные районы с численностью населения до 50 тысяч человек

не более 8900

городские и сельские поселения с численностью населения свыше 20 тысяч человек

не более 7690

городские и сельские поселения с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек

не более 7290

городские и сельские поселения с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек

не более 6880

сельские поселения с численностью населения от 3 до 5 тысяч человек

не более 6480

сельские поселения с численностью населения до 3 тысяч человек

не более 5940

(п. 2 в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.09.2010 N 174)

3. Нормативы формирования расходов на оплату труда в части дополнительных выплат для лиц, замещающих муниципальные должности, включают в себя:

1) ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая устанавливается в размерах и порядке, определенных законодательством Российской Федерации;

2) ежемесячное денежное поощрение — не более 5,5 должностного оклада;

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.12.2018 N 274)

3) единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — не более двух ежемесячных денежных вознаграждений, состоящих из должностного оклада и дополнительных выплат.

4. При увеличении (индексации) нормативов формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, их размеры, а также размеры дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

(п. 4 введен Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.10.2019 N 249)

Приложение N 2. Нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих

Приложение N 2
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 января 2009 г. N 4

1. Нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих включают в себя:

1) нормативы формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов муниципальных служащих;

2) нормативы формирования расходов на оплату труда в части дополнительных выплат для муниципальных служащих.

2. Нормативы формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов по группам должностей муниципальной службы устанавливаются согласно приложению к настоящим Нормативам.

3. Нормативы формирования расходов на оплату труда в части дополнительных выплат для муниципальных служащих включают в себя:

а) ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в зависимости от стажа муниципальной службы:

(в процентах к должностному окладу)

от 1 года до 5 лет

не более 10

от 5 до 10 лет

не более 15

от 10 до 15 лет

не более 20

свыше 15 лет

не более 30;

б) ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы по соответствующим должностям муниципальной службы:

(в процентах к должностному окладу)

муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы

не более 200

муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы

не более 150

муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы

не более 120

муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы

не более 90

муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы

не более 60;

в) ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая устанавливается в размерах и порядке, определенных законодательством Российской Федерации;

г) ежемесячную надбавку к должностному окладу за классный чин до 50 процентов должностного оклада;

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.03.2014 N 69)

д) ежемесячное денежное поощрение в размере не более 2,5 должностного оклада;

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.03.2014 N 69, от 17.12.2018 N 274)

е) премию по результатам работы за месяц до 25 процентов должностного оклада;

ж) единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь в размере, не превышающем суммы трех должностных окладов и трех ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин в год.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.03.2014 N 69)

________________

* Сноска исключена с 27 марта 2014 года. — Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.03.2014 N 69.

4. При увеличении (индексации) нормативов формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов муниципальных служащих, их размеры, а также размеры дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

(п. 4 введен Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.10.2019 N 249)

Приложение. Нормативы формирования расходов на оплату труда в части должностных окладов по группам должностей муниципальной службы

Приложение
к Нормативам формирования
расходов на оплату труда
муниципальных служащих

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.09.2010 N 174)

Муниципальные образования

Высшая группа должностей

Главная группа должностей

Ведущая группа должностей

Старшая группа должностей

Младшая группа должностей

Городские округа с численностью населения свыше 100 тысяч человек

Муниципальные районы с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек

Городские округа и муниципальные районы с численностью населения до 50 тысяч человек

Городские и сельские поселения с численностью населения свыше 20 тысяч человек

Городские и сельские поселения с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения от 3 до 5 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения до 3 тысяч человек

Приложение N 3. Нормативы формирования расходов на материальное содержание органов местного самоуправления

Приложение N 3
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 января 2009 г. N 4

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.11.2012 N 239)

(в тысячах рублей)

Городские округа с численностью населения свыше 100 тысяч человек

Муниципальные районы с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек

Городские округа и муниципальные районы с численностью населения до 50 тысяч человек

Городские и сельские поселения с численностью населения свыше 20 тысяч человек

Городские и сельские поселения с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения от 3 до 5 тысяч человек

Сельские поселения с численностью населения до 3 тысяч человек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх