Куперс

Бухучет и анализ

Резидент и нерезидент

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 19 февраля 2020 г.

Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резидентами являются, в частности, граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Есть и другое определение того, кто есть «резидент» и «нерезидент» для физических лиц. Это определение содержится в НК РФ и используется в налоговых целях.

Резиденты и нерезиденты

Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).

Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резидент или нерезидент: как определить срок нахождения в РФ

Срок нахождения гражданина на территории РФ (менее или более 183-х дней) отсчитывается со дня его въезда в Россию по день выезда из нее включительно (Письмо ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702). При этом срок нахождения человека в России прерывается при его выезде за границу, за исключением кратковременных зарубежных поездок (менее 6-ти месяцев) с целью лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, установить период нахождения человека в РФ можно на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в таких документах, как загранпаспорт, миграционная карта и др.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

28 апреля в Украине вступает в силу новый Закон № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения».

Это документ, который регулирует порядок финансового мониторинга. Новый закон предусматривают усиление мер по раскрытию информации о структуре бизнеса перед субъектами первичного финансового мониторинга. Что же ждет украинский бизнес в будущем в связи с такими изменениями?

Что такое финансовый мониторинг?

Финансовый мониторинг — это совокупность мер контроля финансовых операций, которые подлежат мониторингу и включают идентификацию, верификацию клиентов, ведение учёта таких операций и сбор сведений об их участниках. Его задача — контролировать рисковые финансовые операции и выявлять попытки легализации средств, полученных незаконным путем или финансирования терроризма.

Сейчас законодательство о финмониторинге базируется на Законе Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Отметим, что меры финансового мониторинга касаются исключительно финансовых операций.

Какие обязанности возложены на субъектов финмониторинга

Функцию финансового мониторинга выполняют субъекты первичного финансового мониторинга. Закон выделяет обширный перечень субъектов, а именно банки, страховые компании, ломбарды, любые финансовые учреждения (в том числе представительства иностранных), участники рынка ценных бумаг, нотариусы, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры, юристы и другие.

Основная задача субъектов — идентификация и верификация своих клиентов (KYC — know your client). Верификация базируется на международных стандартах AML (anti-money laundering — борьба с отмыванием денег). Все подозрительные сведения подлежат передаче в Госфинмониторинг для дальнейших разбирательств.

KYC обязательно проводится перед установлением отношений с клиентом, в частности открытия счета или проведения финансовой операции. Цель процедуры KYC — собрать данные о конечном бенефициарном собственнике. Для этого используются данные, предоставленные клиентом или собранные из государственных реестров и других открытых источников.

Для идентификации клиента-резидента Украины субъект может запросить ФИО, дату рождения, паспортные данные и ИНН, если клиент физическое лицо. Кроме того, могут потребовать регистрационный номер и реквизиты банковского счета, если клиент ФЛП. Также требуют наименование, местонахождение, регистрационный номер, идентификационные данные лиц, которые имеют право распоряжаться активами компании и реквизиты банковского счета (если клиент является юридическим лицом).

Для юридических лиц-нерезидентов этот перечень дополнен информацией об органах управления, данных о конечном бенефициаре и нотариально заверенным свидетельством о регистрации юридического лица. Если в структуре бизнеса есть траст, то субъект имеет право затребовать информацию о его доверителях и доверенных лицах.

Кто относится к конечным бенефициарным собственникам?

Закон о финансовом мониторинге определяет конечного бенефициарного собственника. Согласно закону, это физическое лицо, которое, независимо от формального владения, имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц путем прямого или опосредованного владение долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала.

Данные критерии применимы для определения конечного бенефициара, действующего или владеющего значительной частью активов или прав как самостоятельно, так и вместе с другими лицами. Единственная оговорка применима к условию, когда лицо владеет пакетом более 25% капитала, но при этом является номинальным владельцем, агентом или посредником.

Как раскрывается структура собственности юридического лица?

Структура собственности — система отношений между физическими и юридическими лицами, по которой можно определить конечного бенефициара. Структура собственности раскрывается клиентом во время прохождения процедуры KYC субъектами первичного финансового мониторинга, а затем передается в Госфинмониторинг. Исключение составляют компании, учредителями которых являются физические лица. Отметим, если такие лица относятся к публичными деятелям (PEP — politically exposed person), то к ним применяется полная процедура верификации.

Операции, которые попадают под финансовый мониторинг

Обязательными для финансового мониторинга являются операции:

  • на сумму более 150 тыс. грн.;

  • операции с анонимными иностранными счетами;

  • операции с офшорами;

  • любые операции с государствами, которые включены в черный список стран Кабмина;

  • перевод средств по договорам ВЭД;

  • перечисление средств некоммерческими организациями.

В этот список можно включить финансовые операции, которые считаются крайне рисковыми. Учитывая размытость последней категории, любая операция, по мнению субъекта, может быть считаться рисковой.

Документы для прохождения KYC, AML, раскрытия конечного бенефициара и структуры компании

Это могут быть корпоративные документы компании и её владельцев. Также в этот список входят документы, которые подтверждают личности конечных бенефициаров, наличия у них других компаний, связи з публичными лицами, трастовые договоры, данные клиентов из офшорных юрисдикций. Кроме того, это может быть любая другая информация, позволяющая контролировать операций, по которым требуется повышенное внимание.

На основании предоставленных документов, субъект проводит анализ операций и финансового положения клиента. Клиентам с непрозрачной структурой собственности может быть сразу отказано в обслуживании.

Последствия отказа от раскрытия информации

В случае отказа клиента предоставлять информацию, которая необходима для осуществления идентификации и верификации (в том числе установления бенефициаров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих мониторингу, ему будет отказано в открытии счёта. Кроме того, проведение финансовых операций будет недоступно. Следовательно, клиент обязан предоставить субъекту первичного финмона все необходимые данные.

Чтобы держать в фокусе важные для вашего бизнеса изменения, закажите тестовый доступ к решению LIGA360. Мониторинг изменений законодательства, судебных решений, контроль изменений в деятельности партнеров и конкурентов, настройка персональной ленты новостей из источников, которым вы доверяете и еще 10 инструментов для командного управления рисками и возможностями во время кризиса.

Как изменится финансовый мониторинг

Обновлённая версия закона адаптирует украинское законодательство к нормам четвертой Директивы ЕС 2015/849 и Регламента ЕС 2015/847, стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF).

Вот таким изменениям подвергнется финансовый мониторинг:

1. Сужение круга финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу

Новый закон подразумевает увеличение пороговой суммы финансовой операции, которая подлежит финмониторингу, с 150 тыс. грн. до 400 000 грн.

Также новый закон уменьшил признаки, при наличии которых финансовая операция подлежит обязательному мониторингу, с 17-ти до 4-х:

  • операции с участием офшоров;

  • операции с участием ПЕПов (или членов их семьи);

  • перевод средств за границу;

  • операции с наличными.

2. Внедрение риск-ориентированного подхода (Risk-Based Approach) при проведении финансового мониторинга.

Риск-ориентированный подход — это перечень мер для выявления рисков легализации преступных доходов. Теперь субъекты первичного финансового мониторинга должны применять в своей деятельности этот подход для определения рисков, связанных с его клиентами. По умолчанию высокий риск деловых отношений устанавливается относительно клиентов, которые:

  • зарегистрированы в «запрещённых» юрисдикциях (черный список Кабмина);

  • относятся к публичным деятелям (ПЕПам), члены их семей и связанные лица;

  • бенефициары, которые входят в санкционные списки Украины;

  • клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах.

3. Механизм надлежащей проверки и верификация клиентов

Вводится понятие «надлежащей проверки», которое расширяет процедуру идентификации и верификации клиента. Субъекты финмониторинга обязаны на постоянной основе контролировать финансовые операции клиентов для выявления потенциальных рисков, поддерживать актуальность их данных, а также запрещается открывать и вести анонимные счета клиентов.

Надлежащая проверка осуществляется перед установлением деловых отношений с клиентом, проведением транзакций на сумму более 30 тыс. гривен (без открытого счета), проведения операций с виртуальными активами на сумму более 30 тыс, а также в случае наличия подозрений или сомнений в отношении достоверности предоставленных данных.

Изменился подход к сбору данных о клиенте. Источники информации станут более точными. Клиент должен предоставить заверенные копии документов, реквизиты банковских счетов, подтвердить место жительства, а также предоставить любые сведения, необходимые для выяснения характера будущих деловых отношений.

Перечень данных, которые клиент должен предоставить субъекту финмона изменился незначительно. Появился один новый пункт — уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре.

Новая версия закона существенно расширила требования к трастам и аналогичным формированиям. Если ранее субъекты должны были собрать только информацию о доверителях и доверенных лицах, то теперь этот перечень намного больше. В этот список входят полное наименование, цели деятельности, объекты управления, страну регистрации, реквизиты банковского счета, идентификационный номер и заверенная копия учредительного документа траста или его аналога.

Для установления конечного бенефициара субъект обязан получить от клиента полную структуру собственности бизнеса. Если в структуре бизнеса присутствует траст или аналогичное формирование, о нём необходимо предоставить подробности, а именно сведения об учредителях, доверительных собственниках, протекторах (при наличии) его бенефициарах.

Теперь субъекты финмона не должны полагаться исключительно на данные из реестра или публичных источников. Клиент должен предоставить полную информацию о своей структуре, подкрепленная документально. В случае предоставления некорректных данных, клиенту будет отказано в обслуживании, а соответствующие данные будут переданы в Госфинмониторинг.

Субъекты финансового мониторинга обязаны иметь систему управления рисками для выявления принадлежности клиента или его бенефициара к категории ПЕПов. При обнаружении ПЕПов или членов их семей, субъект финмона должен получить разрешение от своего руководителя для работы с таким лицом. Если он получает согласие, субъект должен установить источника состояния, с которыми связаны операции такого клиента и на постоянной основе осуществлять углубленный мониторинг деловых отношений.

Если политически значимое лицо перестало выполнять свои общественные функции, еще минимум год такой клиент будет относится к категории высокорисковых.

4. Новые требования к процедуре перевода средств.

Новый закон дополняет процедуру финансового мониторинга при осуществлении транзакций. Все переводы средств должны сопровождаться подробной информацией о плательщике и получателе перевода средств.

Субъект финансового мониторинга, оказывающий услуги перевода средств, проводит проверку операции верификации плательщика в части указанных данных, на основании официальных документов или информации, полученной из официальных источников. Субъекту запрещается осуществлять перевод средств в случае отсутствия информации, которой должна сопровождаться финансовая операция.

Что же ждёт бизнес в скором будущем?

Следовательно, Закон о финансовом мониторинге имеет как положительные, так и негативные аспекты для бизнеса. Значительно усовершенствовалось законодательство в сфере контроля за проведением финансовых операций в соответствии с международными нормами по вопросам предотвращения и противодействия отмыванию доходов.

Более анонимные или сомнительные структуры не будут обслуживаться в банках и других финансовых учреждения. Теперь работа с субъектами финмониторинга предусматривает полное раскрытие бизнеса и тотальный контроль за его бенефициарами.

Международная юридическая компания SBSB имеет огромный опыт работы с различными банками и платёжными системами. Наши юристы имеют множество успешных кейсов по размораживанию и разблокировке счетов в банке и платежных системах. Наша компания предоставит вам детальную консультацию по этому вопросу. Кстати, бесплатную онлайн-консультацию можно получить в нашем Telegram-чате: https://t.me/blockchain_sbsb

Денис Грищенко, руководитель практики налогового планирования МЮК SBSB

Кризис — время изучить навыки риск-менеджмента. Попробуйте новый инструмент для управления рисками и возможностями от ЛІГА:ЗАКОН. Проводите мониторинг правового и информационного поля, бизнес-разведку про деятельность конкурентов и партнеров, обсуждайте и совместно с командой определяйте интенсивность влияния на вашу компанию и вероятность последствий в экосистеме LIGA360.

Чи визначає нотаріус резидентський статус платника податку — іноземця при посвідченні ним договорів дарування (спадщини) такому платнику?

Відповідно до пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Податкового кодексу з метою оподаткування нерезидентом вважається фізична особа, яка не є резидентом. Фізична особа — резидент — це фізична особа, яка має місце проживання в Україні.

У разі якщо фізична особа має місце проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо така особа має місце постійного проживання в Україні; якщо особа має місце постійного проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо має більш тісні особисті чи економічні зв’язки (центр життєвих інтересів) в Україні. У разі якщо державу, в якій фізична особа має центр життєвих інтересів, не можна визначити або якщо фізична особа не має місця постійного проживання у жодній з держав, вона вважається резидентом, якщо перебуває в Україні не менше 183 днів (включаючи день приїзду та день від’їзду) протягом періоду або періодів податкового року.

При цьому відповідно до пп. 34.1.4 п. 34.1 ст. 34 Податкового кодексу чітко встановлено, що податковим періодом є, зокрема, календарний рік.

Також згідно з пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 цього Кодексу достатньою (але не виключною) умовою визначення місця знаходження центру життєвих інтересів фізичної особи є місце постійного проживання членів її сім’ї або її реєстрації як суб’єкта підприємницької діяльності.

Якщо неможливо визначити резидентський статус фізичної особи, використовуючи попередні положення цього підпункту, фізична особа вважається резидентом, якщо вона є громадянином України.

Якщо всупереч закону фізична особа — громадянин України має також громадянство іншої країни, то з метою оподаткування цим податком така особа вважається громадянином України, який не має права на залік податків, сплачених за кордоном, передбаченого зазначеним Кодексом або нормами міжнародних угод України.

Якщо фізична особа є особою без громадянства і на неї не поширюються положення абзаців першого — четвертого цього підпункту, то її статус визначається згідно з нормами міжнародного права.

Достатньою підставою для визначення особи резидентом є самостійне визначення нею основного місця проживання на території України або її реєстрація як самозайнятої особи.

При цьому видана іноземцю на підставі Закону про імміграцію посвідка на постійне проживання в Україні є лише дозволом на постійне проживання в Україні і не підтверджує факт проживання (постійного проживання) іноземця в Україні, тому не може бути документом, який свідчить про резидентський статус платника податку в Україні.

Отже, іноземець має документально підтвердити факт свого проживання (перебування на території України понад 183 дні протягом календарного року).

Крім того, Податковий кодекс не містить норми щодо необхідності одержання іноземцями від податкових органів України документів, що підтверджують статус резидента України. Оскільки нотаріус є особою, відповідальною за перевірку правильності сплати податку фізичною особою — іноземцем, то обов’язок визначення статусу резидента України у платника податку — іноземця покладається на нотаріуса, що посвідчує договори дарування, купівлі-продажу майна, видає свідоцтво про спадщину.

При цьому відповідно до пп. 170.10.4 п. 170.10 ст. 170 Податкового кодексу за результатами звітного податкового року, в якому іноземець набув статусу резидента України, він має подати річну податкову декларацію, в якій зазначає доходи з джерелом їх походження в Україні та іноземні доходи.

Налоговый статус работника

Налоговый резидент в целях уплаты налогов это человек, находящийся в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, граждане, которые находятся в России меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, считаются налоговыми нерезидентами.

Даже несмотря на то, что гражданин России изначально считается налоговым резидентом, при определении резидентства гражданство человека значения не имеет (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. № 03-04-05/6-318). Гражданин России может быть налоговым нерезидентом, а иностранец – резидентом. Причем налоговый статус может меняться в течение налогового периода неоднократно.

Утратить статус налогового резидента работник может, если он был в длительной зарубежной командировке. Поэтому в интересах работодателя проверять статус любого человека при приеме на работу, даже если это гражданин России.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, — это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом. Так, если налоговый статус определяется на 30 августа 2019 года, то 12-месячный период начинается 30 августа 2018 года, а заканчивается 29 августа 2019 года.

В течение календарного года организация должна контролировать налоговый статус работников. При выплате зарплаты – на каждую дату ее начисления, то есть, в последний день календарного месяца. На день выплаты доходов – по другим видам доходов, например, по отпускным.

Как посчитать 183 дня

Число дней пребывания работника в РФ определяют суммированием всех календарных дней, в которых он находился в России в течение этого периода. При их подсчете учитывают дни — календарные даты въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России.

183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней нахождения в России в их количество не включают время пребывания за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ.

Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения не учитывается (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155).

Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: копиями паспортов с отметками пограничного контроля, договорами с медицинскими или образовательными организациями либо справками от них. В справках должно быть указано время лечения или обучения.

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории РФ, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь за границей, прошел лечение или обучение, эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Иногда при пересечении границы такие отметки не ставятся, например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, или Арменией согласно положениям Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. В этом случае подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства и др. Такие рекомендации дала ФНС России в письме от 10 июня 2015 года № ОА-3-17/2276@.

Обратите внимание

С 1 июля 2017 года по заявлению гражданина налоговая инспекция обязана выдать ему или его представителю документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Читайте в бераторе

Как посчитать НДФЛ в связи с изменением резидентства

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх