Куперс

Бухучет и анализ

Резидент свободного порта

Компания «Примкраб» реализовала проект по приобретению и модернизации судов для добычи и переработки краба на территории свободного порта Владивосток по соглашению с АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Инвестиции в проект составили 846,3 млн рублей, создано 241 рабочее место для обеспечения успешной работы шести краболовов.

В рамках проекта резидент выполнил модернизацию имеющихся судов «Ультимат» и «Ультимат 1». Приобретены и модернизированы еще четыре: «Обаятельный», «Крымский», «Флагман» и «Акванавт». Обновленные суда эксплуатируются в соответствии с заявленной целью инвестора – сдаются в тайм-чартер для добычи краба компаниями-квотодержателями. Базируются и обслуживаются краболовы в акваториях морских портов Владивостока и Зарубино.

«Данные суда были полностью переоснащены, установлено новое оборудование, предназначенное для судовождения, добычи, переработки и транспортировки краба. Профессиональные экипажи всех судов возглавляют капитаны, имеющие большой опыт в крабовом промысле, – сообщил генеральный директор ООО «Примкраб» Дмитрий Трубников. — Статус резидента свободного порта Владивосток предоставил нам возможность выполнить качественную модернизацию судов, что обеспечивает их безаварийную эксплуатацию и производство качественного продукта».

На сегодняшний день резиденты свободного порта Владивосток по соглашениям с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» уже инвестировали в экономику ДФО более 128,3 млрд рублей, создав 13 546 рабочих мест. Количество резидентов СПВ в настоящее время достигло 1819. Общая стоимость реализуемых инвесторами проектов превышает 877,8 млрд рублей. В результате их полной реализации будет создано 86,7 тыс. рабочих мест.

Информация предоставлена пресс-службой Корпорации развития Дальнего Востока

Резидентом Свободного порта Владивостока стать легко!

Режим Свободного порта предусматривает ряд административных и налоговых преференций для резидентов:

Налоговые льготы

Налог на прибыль 0% В течение первых 5 лет

(размер региональной налоговой ставки на прибыль в Камчатском крае составляет 5% в течение первых 5 лет)

12% Следующие 5 лет (льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ)
Налог на землю 0% В течение первых 3 лет (льгота устанавливается муниципальным образованием)
Налог на имущество 0% В течение первых 5 лет не более 0,5% Следующие 5 лет (льгота устанавливается субъектом РФ)
Единый социальный налог снижены с 30% до 7,6% страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

Административные преференции

Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот Сокращенные сроки проведения контрольных проверок Возможность получения земельного участка в аренду без торгов
Режим «одного окна» для инвестора Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) Право управляющей компании на защиту резидента в суде

Запрещающенные виды деятельности

х Добыча нефти и природного газа.
х Производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива.
х Деятельность административная и сопутствующих дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).

Претендовать на статус резидента Свободного порта может любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых проведена на территории Свободного порта Владивосток, имея новый инвестиционный проект либо новый вид деятельности; объём капитальных вложений не менее 5 миллионов рублей в срок, не превышающий трёх лет, осуществляющим виды предпринимательской деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Для получения статуса резидента Свободного порта требуется лишь подать заявку в Управляющую компанию АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

Подробная информация для претендентов на статус резидента Свободного порта размещена на сайте Администрации города Владивостока.

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА РЕЗИДЕНТА СПВ

РЕЕСТР РЕЗИДЕНТОВ СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК

СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, ВОЗМОЖНЫХ К ПЕРЕДАЧЕ РЕЗИДЕНТАМ СПВ

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК — ВОПРОС-ОТВЕТ

ПРЕФЕРЕНЦИИ СВОБОДНОГО ПОРТА

Правительство не готово предоставить действующим стивидорам на Дальнем Востоке льготы в рамках режима Свободного порта Владивосток

На территории пяти регионов Дальнего Востока с 2015 года действует особый экономический режим, определенный Федеральным законом от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Он предполагает ряд налоговых и административных льгот для бизнеса, работающего на установленных территориях. Только закон написан таким образом, что его действие распространяется на новых инвесторов, но исключает действующих, прежде всего стивидорные компании, десятилетиями работающие в морских портах этих регионов. И убедить правительство отказаться от дискриминации последних у представителей профессионального сообщества не получается вот уже на протяжении пяти лет.

Надежда Толстоухова

Суть режима

Свободный порт Владивосток (СПВ) – это территория, которая пользуется особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования, своего рода особая экономическая зона. Изначально такая зона создавалась для того, чтобы способствовать экономическому развитию территории Дальнего Востока, начиная с увеличения внешнеторговых потоков, с расчетом на то, что льготы, предоставляемые бизнесу, будут способствовать развитию производительных сил региона и покупательской способности его жителей.

Активная деятельность российского правительства в этом направлении началась после поручения Президента РФ Владимира Путина в 2014 году. Именно тогда государство взяло курс на экономическое освоение Дальнего Востока России и создало специально для этого отдельное министерство.

В Федеральном законе от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» говорится, что льготный налоговый режим на территории СПВ устанавливается на 70 лет, но этот срок может быть продлен в будущем.

На практике территория Свободного порта Владивосток довольно обширна. Она включает 22 муниципалитета в пяти регионах Дальнего Востока: Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Сахалинской области и Чукотском автономном округе, а также такие морские порты, как Владивосток, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Корсаков, Певек и другие. По данным, представленным на официальном сайте СПВ, сегодня там зарегистрировано 1818 резидентов, которые создали более 86 тыс. рабочих мест и планируют вложить в свои производства 869 млрд рублей.

Резиденты СПВ получают от государства ряд налоговых льгот. В частности, для них устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль (в первые 5 лет), по налогу на имущество (также в первые 5 лет) и по налогу на землю (в первые 3 года). В последующие 5 лет ставка по налогу на прибыль составляет 12% (базовая ставка этого налога с 1 января 2020 года – 20%), ставка по налогу на имущество – всего 0,5%. Кроме того, более чем в три раза для них снижен единый социальный налог (взносы за работников в ФОМС, ФСС, ПФР) – с 30% до 7,6%.

В числе административных льгот для резидентов СПВ – право привлекать иностранную рабочую силу без учета квот, право получать земельные участки в аренду без проведения торгов, право на применение процедуры свободной таможенной зоны, режим «одного окна» для инвестора. Кроме того, все проверки надзорных органов на предприятиях – резидентах СПВ должны проходить в сокращенные сроки, а в случае судебных разбирательств резиденты СПВ могут претендовать на защиту со стороны управляющей компании.

Мимо портовиков

Аналогичные Свободному порту Владивосток особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории особого развития (ТОР) в течение последних лет создавались во многих российских регионах.

Интересно, что Минэкономразвития, которое курирует ОЭЗ и ТОР по всей России, за исключением Дальнего Востока, некоторое время назад даже налагало вето на образование новых подобных экономических единиц, так как их эффективность была неочевидна. А Счетная палата в 2017 году поставила под сомнение необходимость продолжать вкладывать средства федерального бюджета в подобные проекты, поскольку в некоторых случаях выгоднее было их законсервировать, чем продолжать инвестировать средства без особой надежды на то, что затраты когда-нибудь окупятся.

Однако на Дальнем Востоке эта работа в последние пять лет не останавливалась. И сегодня, по данным Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в регионе действует 20 ТОР и территорий с режимом Свободный порт Владивосток. В 2019 году на этих «особых» территориях начали работу 104 новых предприятия, а общее число производств там достигло 287.

Вместе с тем, претендовать на льготы СПВ может далеко не каждая компания, расположенная в его границах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 г. №1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» в реестре резидентов может оказаться только «индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки». Еще одним требованием является размер инвестиций: компания-резидент должна вложить в свой проект как минимум 5 млн рублей в трехлетний срок.

Против положения о том, что в реестр резидентов может быть включен только новый бизнес, изначально выступали портовики, считающие такой подход дискриминирующим обстоятельством. Дело в том, что большинство стивидорных компаний в регионе существовали задолго до инициативы федерального правительства по созданию на Дальнем Востоке территории опережающего социально-экономического развития. Таким образом, вновь приходящие в отрасль компании оказываются в более выгодном положении, чем те, которые работают в ней десятилетиями.

Естественно, это обстоятельство не могло удовлетворить портовое сообщество в лице Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которая до сих пор отстаивает в этом вопросе интересы действующих стивидоров.

«После того как был принят Закон «О свободном порте Владивосток», мы столкнулись с дискриминацией старых предприятий по сравнению с новыми. Представьте ситуацию: рядом, на территории одного порта, находятся две компании: старая и новая. Они переваливают один и тот же груз, имеют одинаковое отношение к экономике края, но одно предприятие имеет право на льготы, а второе – нет», – рассказали корреспонденту «МП» в АСОП.

Полшага навстречу

Начиная с 2015 года представители АСОП, участвуя в разработке федерального закона и подзаконных актов, настаивали на том, чтобы налоговые преференции получили все компании, работающие на территории СПВ, а не только вновь создаваемые. Однако правительство на это не пошло.

Надо иметь в виду, что реализация крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке сталкивается с рядом сложностей: территория портов и длина причальной стенки конечны, а строительство новых терминалов и существенное увеличение грузооборота не всегда возможны из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, по которым грузы подвозятся в порты.

В ходе двух Дальневосточных экономических форумов 2016 и 2017 годов представители бизнеса поднимали вопрос о необходимости изменить критерии для компаний, претендующих на статус резидента СПВ. Но правительство эту инициативу не поддержало. Дело в том, что значительная доля экономики региона базируется на транспортной отрасли и именно транспортники обеспечивают львиную долю налоговых поступлений в региональные бюджеты. Предоставление льгот действующим предприятиям привело бы к существенному снижению налоговых поступлений. Исходя из этого, экономический блок правительства отказался пойти навстречу портовому бизнес-сообществу.

Единственное, чего удалось добиться, – внести изменения в закон, которые позволили вести раздельный налоговый учет и отдельной строкой в бухгалтерской отчетности уже действующего бизнеса выделять новые инвестиционные проекты, чтобы получать под них налоговые и административные льготы и преференции режима СПВ. Принципиально проблему дискриминации это не решило, но позволило действующему бизнесу получить хотя бы частичный доступ к федеральным льготам.

В качестве иллюстрации такой необычной ситуации можно привести крупнейшую стивидорную компанию по перевалке угля на Дальнем Востоке, две первые очереди которой, пущенные в эксплуатацию до принятия 212-ФЗ, работают по одним налоговым правилам, а третья, удовлетворяющая требованиям закона к резидентам порта, – по другим.

Ожидать, что правительство пойдет бизнесу навстречу и расширит действие закона, особенно в нынешних экономических условиях, не приходится. Рассматривались даже варианты предоставить налоговые льготы бизнесу в обмен на выполнение им всех самых новых требований экологической безопасности при перевалке угля в портах. В частности, речь шла об организации перевалки угля «максимально чистым» способом во всех дальневосточных портах. Но и на такой формат взаимодействия правительство не согласилось.

Мировой опыт говорит о том, что особые экономические зоны, как правило, организуют на малоразвитой с экономической точки зрения территории и предоставляют преференции всему бизнесу, который попадает в их границы. В случае же со Свободным портом Владивосток все произошло иначе: особый налоговый и административный режим установили на территории, где и до этого был достаточно развит транспортный комплекс и портовая инфраструктура, провозгласив, что бизнес получит льготы. Но по факту существующие предприятия – основа региональной экономики – их не получили.

При возможности АСОП будет вновь поднимать эту тему. Но правительство свою позицию обозначило, и вряд ли оно ее изменит в ближайшее время. Дискриминация бизнеса в СПВ оказалась закреплена в законе, поэтому обращаться в ФАС с данным вопросом не имеет смысла. Пока бизнесу остается лишь принять правила игры и выделять новые инвестиционные проекты в отдельные предприятия, чтобы получать налоговые льготы и административные преференции, предусмотренные Законом «О свободном порте Владивосток».

Кстати

Недавно правительство РФ предложило дифференцировать налоговые льготы для резидентов СПВ. Об этом в апреле в интервью ТАСС заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. По его словам, в ближайшее время резиденты смогут выбирать из двух вариантов налогообложения по налогу на прибыль: классического (0% налога на прибыль в первые 5 лет и 12% – в следующие 5 лет с учетом региональной льготы) или нового (7% на весь период резидентства). Как считает министр, это позволит повысить конкурентоспособность дальневосточных территорий опережающего развития, в том числе СПВ, в сравнении с ОЭЗ России и СЭЗ стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще Минвостокразвития вместе с Минэкономразвития сейчас заняты проработкой мер по поддержке малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке, пострадавшего от пандемии коронавируса. По словам первого замглавы Минвостокразвития Сергея Тырцева, из 2,3 тыс. резидентов ТОР и СПВ экономические риски из-за коронавируса возникли у 167 проектов. Основная причина в том, что предприятия не могут получить оборудование, поскольку иностранные компании – поставщики оборудования не предоставляют его из-за остановки заводов. Вторая причина рисков – предприятия не могут доставить иностранных специалистов-наладчиков (инженеров и рабочих), чтобы смонтировать или запустить оборудование.

Морские порты №3 (2020)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх