- от автора admin
Содержание
Статья 60.1. Ротация гражданских служащих
Статья 60.1. Ротация гражданских служащих
1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории «руководители», исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, — по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 11.12.2018 N 461-ФЗ.
2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:
1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;
2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, — по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;
3) в других федеральных государственных органах — по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.
5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.
6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.
7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.
7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
11.3. Ротация государственных гражданских служащих таможенных органов
Статья 60.1 Закона о государственной гражданской службе:
«1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
2. Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
4. Назначение федеральных гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой государственный орган проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.
5. Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.
6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.
7. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации».
Ротация гражданского служащего — это предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации назначение гражданского служащего на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности. Ее основными целями являются повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции. Дополнительной целью ротации выступает изменение содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми он взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения службы.
Закон о государственной гражданской службе определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. ФТС России относится к их числу, поскольку она является уполномоченным федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.
Нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, является одним из существенных условий служебного контракта. В соответствии с Законом о государственной гражданской службе обязанность по утверждению перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, возложена на руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти. Во исполнение данных требований Приказом ФТС России от 14.11.2012 N 2315 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, имеющий следующий вид.
Перечень
должностей Федеральной государственной гражданской
службы, по которым предусматривается ротация федеральных
государственных гражданских служащих таможенных органов
Российской Федерации <*>
<*> Не приводится.
Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Наряду с Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация, руководителем федерального органа исполнительной власти утверждается план проведения ротации, подготовленный кадровой службой данного органа. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендует разрабатывать проект такого плана не менее чем на пять лет и поддерживать его в актуальном состоянии. В плане предусматривается проведение ротации по всем должностям, включенным в Перечень. В плане указываются:
должности гражданской службы, включенные в Перечень;
фамилия, имя, отчество гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в Перечень, срок действия служебного контракта;
фамилия, имя, отчество гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность гражданской службы, включенную в Перечень, и планируемый срок действия служебного контракта;
семейное положение и количество членов семьи гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в Перечень;
информация о необходимости переезда гражданского служащего в другую местность в пределах Российской Федерации и обеспечения его служебным помещением.
Должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет. Конкретный срок замещения должности в порядке ротации указывается в плане проведения ротации. При его определении принимаются во внимание возможность возникновения коррупционных рисков, связанных с длительным замещением одной должности гражданской службы, а также время, необходимое для профессиональной адаптации. Если гражданский служащий, замещавший должность, по которой предусматривается ротация, назначается до дня истечения соответствующего периода ротации на иную должность гражданской службы, по которой также предусматривается ротация, период ротации начинает исчисляться с момента назначения на иную должность гражданской службы.
Основными подходами, которыми руководствуются при определении должностей гражданской службы, назначение на которые осуществляется в порядке ротации, являются следующие:
1) ротация производится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
2) если супруг (супруга) гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация в наступающем календарном году, также замещает должность, по которой предусмотрена ротация, целесообразно осуществлять назначение в порядке ротации таким образом, чтобы супруги одновременно проходили гражданскую службу в одной местности;
3) необходимо заранее учитывать возможность отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по основаниям, установленным Законом о государственной гражданской службе;
4) рекомендуется отдавать предпочтение таким вариантам назначения гражданского служащего на новую должность в порядке ротации, которые будут способствовать его профессиональному развитию и (или) повышению эффективности деятельности территориального органа, в который планируется назначение;
5) необходимо исключать такие варианты назначения гражданского служащего на иную должность в порядке ротации, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов;
6) рекомендуется избегать назначения гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы, которую он ранее замещал.
Расходы, связанные с назначением на должность гражданской службы в порядке ротации, включают:
расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, которые возмещаются территориальным органом, в который он направляется;
расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы, возмещаемые за счет территориального органа, в котором он замещал последнюю должность гражданской службы;
расходы в связи с обеспечением гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность в территориальный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным помещением, а при отсутствии такового — затраты на возмещение расходов на наем (поднаем) жилого помещения, которые обеспечиваются данным территориальным органом.
Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 N 514 и включает:
1) расходы по переезду гражданского служащего и членов его семьи воздушным и железнодорожным транспортом;
2) расходы по перевозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме такси (в размере документально подтвержденных расходов);
3) расходы по обустройству на новом месте жительства в составе:
на гражданского служащего — 2,5 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью по новому месту службы;
на супругу (супруга) — 1,5 указанного оклада;
на одного переезжающего члена семьи — 1 указанный оклад;
4) выплату суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы в размерах, установленных для служебного командирования на территории Российской Федерации (100 рублей суточных за каждый день нахождения в пути).
Порядок и условия обеспечения федеральных государственных служащих, назначенных в порядке ротации да должность федеральной государственной гражданской службы в орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения определены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103. На основании решения руководителя территориального органа (посредством заключения договора найма) гражданскому служащему предоставляется служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома), которая должна отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям законодательства Российской Федерации.
Служебное жилое помещение предоставляется исходя из норматива в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего, 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью, состоящую из двух человек, и 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек. Допускается предоставление служебного жилого помещения, общая площадь которого не более чем на 5 квадратных метров превышает указанный выше норматив. Истечение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации или его расторжение является основанием прекращения договора найма (поднайма) служебного жилого помещения.
При отсутствии у федерального органа исполнительной власти служебных жилых помещений гражданскому служащему возмещаются расходы на наем (поднаем) жилого помещения начиная с даты заключения срочного служебного контракта и на период его действия. Решение о возмещении таких расходов принимается руководителем территориального органа путем издания соответствующего акта не позднее 7 дней со дня представления гражданским служащим договора найма (поднайма) и документов, удостоверяющих личность гражданского служащего и членов его семьи. Расчет размера возмещения осуществляется федеральным государственным органом исходя из нормативов общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Возмещение расходов осуществляется в период действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и прекращается со дня, следующего за днем истечения срока действия такого контракта или его расторжения.
Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период ротации, осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения на иную должность в порядке ротации. Само назначение на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта. По этой причине письменное уведомление целесообразно направлять гражданскому служащему не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия служебного контракта. С таким уведомлением он должен быть ознакомлен под роспись. Назначение гражданского служащего на иную должность в порядке ротации осуществляется с его согласия. Такое согласие должно быть получено в письменной форме. Оно может быть выражено и заверено личной подписью непосредственно на уведомлении.
Гражданский служащий имеет право отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причине:
1) наличия заболевания, в связи с которым замещение такой должности противопоказано ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
2) невозможности проживания членов семьи гражданского служащего в местности, куда он назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Членами семьи в данном случае считаются супруг, супруга, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родители, лица, находящиеся на иждивении гражданского служащего и проживающие совместно с ним.
При отказе гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по указанным основаниям ему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо непредоставления иной должности гражданской службы по причине ее отсутствия гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в данном случае выступает истечение срока действия служебного контракта, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. При этом ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания без выходного пособия.
Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
11.1. Управление государственной службой в таможенных органах
11.2. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
11.3. Ротация государственных гражданских служащих таможенных органов
11.4. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих в таможенных органах
11.5. Кадровый резерв государственной службы в таможенных органах
11.6. Персональные данные государственного служащего таможенного органа и ведение личного дела
11.7. Реестры государственных служащих таможенных органов
Ротация — это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации (далее-Закон № 58-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее-Закон № 79-ФЗ).
Цель ротации — повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
С 22.12.2018 эту процедуру обязаны проходить руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контрольные и надзорные функции (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Ротация госслужащих, которые замещают должности категории «руководители» (за исключением указанных выше) и исполняют должностные обязанности, связанные с осуществлением контрольных и надзорных функций, может проводиться по перечням должностей.
Их утверждает (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ):
руководитель федерального органа исполнительной власти — в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
руководитель федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром — в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, который находится в ведении федерального министерства.
Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ, в том числе в связи с тем, что они замещают должности, включенные в указанные перечни, проходят ротацию в сроки, которые установлены в служебных контрактах таких госслужащих, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ (ст. 3 Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ).
Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа. Установить форму плана и порядок его утверждения уполномочен Минтруд России (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 5.2.148(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации).
Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
При назначении госслужащего на другую должность в порядке ротации необходимо учитывать следующее (ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ):
уровень его квалификации;
специальность, направление подготовки;
стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В соответствии ч.5 ст.60.1 Закона № 79-ФЗ госслужащий не может быть назначен в порядке ротации на должность с меньшим размером должностного оклада.
Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов.
Госслужащих, замещающих должность в порядке ротации, представитель нанимателя должен письменно уведомить о предстоящем назначении на другую должность в порядке ротации. Сделать это необходимо под подпись в течение последнего года действия срочного служебного контракта, но не позднее чем за шесть месяцев (при определенных обстоятельствах — не менее чем за три месяца) до окончания срока его действия. В соответствии с ч.7 ст.60.1 Закона № 79-ФЗ в уведомлении следует указать условия служебного контракта по новой должности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ перевод госслужащего в порядке ротации в другой госорган возможен только с его письменного согласия.
Ротация гражданских служащих
Добрый день, Марк!
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:
— Законом N 58-ФЗ;
— Законом N 79-ФЗ;
— Рекомендациями Минтруда России от 30.04.2013 «Методические рекомендации — 3.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Рекомендации).
Ротация — это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 2.2 Рекомендаций). Ее цель — повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Важно! Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания (п. 2.3 Рекомендаций).
В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории «руководители», обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).
Перечни указанных должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, если эти органы находятся в подчинении Президента РФ или Правительства РФ.
Если территориальный орган федерального органа исполнительной власти находится в ведении федерального министерства, перечни утверждаются руководителем федерального органа по согласованию с федеральным министром (ч. 2.1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 3.3 Рекомендаций).
Ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации в данном случае является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ. Указанные перечни формируются на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).
В федеральных органах исполнительной власти ротация может проводиться по должностям, перечень которых формируется на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти и утверждается Президентом РФ или Правительством РФ (п. п. 1, 2 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Ротация в других федеральных государственных органах возможна по утвержденным Президентом РФ перечням должностей, которые формируются на основе предложений руководителей этих органов в порядке, установленном Президентом РФ (п. 3 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа (в случаях, указанных в ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, необходимо согласование с федеральным министром) (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ). Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Пример составления проекта плана приведен в Рекомендациях. Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).
Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).
Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ (ч. 10 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
При проведении ротации гражданского служащего необходимо учитывать, в частности, следующее (п. 2.2 Рекомендаций):
— уровень его квалификации;
— его профессиональное образование;
— стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.
Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы. При этом учитываются уровень квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Такие выводы следуют из ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.
Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).
Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 8 ст. 60.1 данного Закона).
При отказе от замещения должности по указанным причинам гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Такие выводы следуют из ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.
Юридическая помощь по трудовым спорам, обращайтесь.
Спасибо сказали 24 человека
В федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (на 2009–2013 годы)» для формирования кадрового состава государственных служащих было предложено использовать современные кадровые технологии, среди которых кадровый резерв и ротация.
Некоторые исследователи считают, что ротация кадров — это поочередное пребывание в какой-либо должности, перемещение работников по должностям в соответствии с интересами работодателя. По мнению других, ротация означает «последовательную смену профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения работником смежных профессий, различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих». Третья точка зрения определяет ротацию как горизонтальное перемещение работника с одного рабочего места на другое. Ротация также трактуется и как перемещение на равнозначную должность в другой регион для наиболее целесообразного использования сотрудника с учетом служебных и личных качеств.
þ В советское время довольно успешно использовался метод ротации кадров в партийном и государственном аппарате. При жесткой системе административно-управленческих организационных структур процесс ротации рассматривался специалистами различных уровней как метод целенаправленного последовательного формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей для ускорения служебно-профессионального роста. Руководителей намеренно перемещали из одного предприятия, района, области, республики в другие, а затем при хорошей работе постепенно повышали в должности. Для успешной ротации создавались соответствующие социально-материальные условия.
Опыт ротации в СССР свидетельствует, что для создания системы ротации в масштабе региона и страны необходимо задействовать не только правовые и организационного ресурсы, но и материальные. Это связано с формированием фонда служебного жилья для перемещаемых сотрудников и членов их семей на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Наличие служебного жилья и возможностей социально-культурной сферы (трудоустройство членов семей по специальности, наличие дошкольных учреждений, возможности образовательного и творческого обучения и активного физического развития детей) позволит полнее и эффективнее использовать ротацию руководителей.
Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем их назначения на иные должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе.
Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается соответственно руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, и руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
В указанный перечень обязательно включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Возможна ротация служащих, замещающих иные должности гражданской службы.
Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.
Замещение должностей гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих производится на срок от трех до пяти лет.
Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы, предлагаемой в порядке ротации, противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
2) осуществление гражданским служащим постоянного ухода за супругом (супругой), детьми, а также отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, и при условии, что они не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданского служащего в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта РФ, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ. Как правило, ротация служащих предполагается в тех государственных органах субъектов РФ, которые имеют свои территориальные органы.
При назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, предусматривается возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи. В этом случае предлагается также установить гарантию на предоставление служебного жилого помещения по новому месту службы, а при отсутствии по новому месту службы жилого помещения — возмещение расходов за наем (поднаем) жилого помещения.
В целях сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации предусматривается, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущность прохождения государственной (муниципальной) службы.
2. Какие требования предусматриваются к лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы?
3. Каким образом достигается публичность и открытость конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы?
4. Что представляет собой продвижение по службе?
5. Как организован кадровый резерв на государственной гражданской службе и насколько эффективно он может использоваться?
6. В чем заключается правовой смысл испытательного срока для государственного служащего?
7. В чем заключается правовой смысл должностного регламента?
8. В какие сроки и в отношении каких категорий государственных (муниципальных) служащих проводится аттестация?
9. Назовите причины, побуждающие представителя нанимателя использовать механизм ротации государственных служащих?
Интересные материалы:
- Законодательство КНР об охране труда
Уполномоченный по охране трудаТемы: КадрыОрганизация бизнеса Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав,…
- Поступление на госслужбу
Арбитражный суд города Москвы Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет следующие документы:1)…
- Положение об использовании имущества гражданской обороны
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении Положения о порядке…
- ОКПД 2 пленка самоклеющаяся
Плиты, листы, пленка, лента и прочие плоские полимерные самоклеящиеся формы, в рулонах шириной не более…
- Ответственность гражданских служащих
Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальнаяВыделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих:…