Куперс

Бухучет и анализ

Рынок труда Москвы

УДК 334

д.ю. Боттаева ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Статья посвящена выявлению специфики взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. В статье представлены основные особенности данного взаимодействия, а также рассмотрены факторы влияния компетентностного подхода на эффективность подготовки квалифицированных выпускников. Особое внимание уделено необходимости приведения компетенций обучающихся в соответствие с запросамиработодателей в изменяющихся условиях современного рынка труда. В данной статье приведены основные концепции представителей различных школ на тему спроса и предложения на рынке труда. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, рынок труда, рынок образовательных услуг, территориальный рынок труда, конкурентоспособность, профессиональная подготовка.

DzhamUya Bottaeva THE INTERACTION OF LABOR MARKET

AND MARKET EDUCATIONAL SERVICES

В настоящее время актуальность проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг обусловлена острой необходимостью сглаживания непредсказуемости, изменчивости и цикличности развития рыночной среды, в том числе и данных рынков. Поскольку именно их взаимодействие соединяет и поддерживает сбалансированность факторов производства, сделана попытка поиска элемента, координирующего взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, которым может выступать компетентность, формирующаяся в условиях развития компетенций. Выявляется специфика взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, заключающаяся в постоянном формировании, совершенствовании и возобновлении компетенций в процессе деятельности работника в рамках трудовых отношений, учитывающих особенности соответствующих рынков.

Современная рыночная экономика предполагает формирование системы взаимосвязанных рынков, каждый из которых имеет свою собственную обособленную функцию, обусловленную определенной целью и соответствующими задачами. Среди этих рынков особое место занимают рынок труда и рынок образовательных услуг, которые взаимосвязаны между собой целевой и функциональ -ной составляющей и формируют своего рода фундамент всех рыночных отношений. Назначение рынка труда — обеспечение рабочей силой, наделенной определенными компетенциями и уровнем компетентности, все сферы человеческой деятельности, большая доля которой сконцентрирована в областях материального и нематериального производства, а сущность рынка образовательных услуг -формирование и развитие компетенций и уровня компетентности, востребованных личностью и рынком труда . Рынок труда и рынок образовательных услуг являются наиболее сложными элементами рыночной экономики, поскольку в процессе определения цены при определенных условиях функ-

© Боттаева Д.Ю., 2017

ционирования сталкиваются не только интересы продавца и покупателя, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе в современном и историческом аспекте. Рынок труда определяется как социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством .

Как известно, основоположником теоретического учения о рынке труда является Адам Смит -представитель классической школы в экономической науке. Он утверждал, что в условиях свободной конкуренции, обеспечивающей оптимальное использование материальных, финансовых и людских ресурсов объем занятости населения в экономике страны определяется величиной средней ставки заработной платы одного рабочего. Увеличение средней ставки зарплаты способствует снижению занятости . Еще один представитель классической школы английский экономист — Давид Рикар-до. Он обосновал зависимость размеров зарплаты от предложения труда, утверждая, что увеличение зарплаты выше минимального уровня, необходимого для нормального воспроизводства населения ведет к росту предложения труда, что способствует понижению зарплаты . Французский экономист Жан-Батист Сэй сформировал рыночный закон взаимодействия спроса и предложения и достижения на этой основе равновесной цены на предмет купли-продажи, в том числе и на труд . Согласно точке зрения Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), цена рабочей силы представляется величиной жестко фиксированной. Регулятором рынка выступает государство, которое увеличивая или уменьшая количество рабочих мест, увеличивает или уменьшает спрос на рабочую силу . Представитель монетаристского направления М. Фридман ввел понятие «естественного» уровня безработицы, который необходим при жесткой структуре цены на рабочую силу . Институционали-сты объясняли характер рынка труда особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп. Все эти положения и концепции представителей различных школ находят свое отражение в процессе функционирования современного рынка груда.

Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем и представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами. Рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы . Рынок труда может быть дифференцирован в зависимости от территории, отрасли, профессии. В территориальном разрезе различают федеральный, национальный (на уровне страны) и региональный (на уровне автономной республики, области, района, города) рынки труда. Также существует рынок труда на уровне отрасли (совокупность профессий данной отрасли), предприятия, фирмы (внутренний). Общая ситуация с занятостью на территориальном рынке труда есть отражение специфики отраслевых и профессиональных рынков. Главная особенность профессионального рынка, состоит в том, что отношение «спрос-предложение» реализуется внутри коллектива, т.е. на конкретном предприятии регулируются рыночные отношения между работодателем и наемными работниками.

Рынок труда, как и любая экономическая система, может быть представлен также в качестве компонента каждой из базовых экономических систем, и соответственно, выражен посредством того или иного определения, раскрывающего конкретные формы проявления на рынке труда. Одно из определений рынка труда С.Г. Михнева приводит с позиции товарно-денежных отношений. Поскольку рынок вообще является системой экономических взаимоотношений между продавцами и покупателями в сфере товарного обмена, рынок труда — это составная часть, подсистема рынка, где в качестве объекта купли-продажи выступает такой специфический товар как способности человека к труду .

Будучи неотделимыми от живой личности человека они придают акту купли-продажи особый характер, порождающий специфические отношения обмена, конструируют особую структуру его элементов — формы сделки, предмета сделки, условий сделки и выступают системообразующим элементом рынка труда. Способности не могут быть просто насажены извне, в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия их организованного роста, и, с другой стороны, они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития. Способность к труду — это система способностей, знаний и компетенций человека, развивающаяся на основе его потребностей и позволяющая участвовать ему в общественном воспроизводстве, выполняя совокупность конкретных трудовых функций, необходимых и достаточных для участия в определенном процессе жизнедеятельности, создании конкретных потребительских стоимостей, в том числе и прибавочной. Способности к труду базируются на системе знаний, определенная совокупность которых формирует компетенции и соответствующий уровень компетентности, и могут развиваться только в процессе деятельности человека .

Основная часть деятельности обуславливается трудовыми отношениями, охватывающими все направления (сферы) этой деятельности. Экономическое направление предполагает деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Экологическая деятельность — это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой. Научное направление деятельности фокусирует внимание на познании законов и свойств реального мира, на генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Художественное направление (искусство) предполагает деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Сфера медицинской деятельности направлена на сохранение и восстановление жизнеспособности человека и человеческого рода. В направлении физкультуры осуществляется развитие физических возможностей человека к достижению его физического совершенства. Деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества формируется в педаго-гическом направлении. И, наконец, управленческая сфера определяется деятельностью по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности .

Следует отметить, что все различия в сферах деятельности человека подчеркиваются спецификой соответствующих рынков и объединяются одной особенностью — возможностью деятельности работника в рамках трудовых отношений, объектом которых выступают способности работника, т.е. его компетенции. Компетенции и уровень компетентности становятся действительным товаром и после заключения трудовой сделки используются работником в процессе воспроизводства товаров и услуг. Трудовой процесс вызывает у работника значительные психофизиологические затраты, которые для дальнейшей деятельности должны быть восстановлены, а компетенции воспроизведены и развиты. Взамен за свой труд работник получает вознаграждение, необходимое для такого воспроизводства. Воспроизводство рабочей силы является составной частью общественного воспроизводства и предполагает процессы возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающие в себя воспроизводство общественного продукта и экономических отношений . Воспроизводство экономических отношений предполагает постоянную продажу своих компетенций работником работодателю в последующих циклах воспроизводства общественного продукта. Работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силы и выходит из нее наемной рабочей силой.

В воспроизводстве наемной рабочей силы выделяются экстенсивный и интенсивный типы. Экстенсивный тип воспроизводства рабочей силы предполагает увеличение ее численности в отдельных регионах и в стране в целом без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип связан с изменением ее качества: образованность, квалификация, физи-

ческие и умственные способности, т.е. компетенции и уровень компетентности. Экстенсивный и интенсивные типы воспроизводства не существуют отдельно, а взаимно дополняют друг друга.

Воспроизводство рабочей силы проходит четыре стадии (фазы): производство (формирование) рабочей силы, распределение, обмен и потребление. Этап производства предполагает наличие следующих направлений: непрерывное появление новых для труда ресурсов на основе производства населения — рождение человека и достижение им трудоспособного возраста (что предполагает некоторую опосредованность данной части этапа производства к рынку труда), формирование компетенций и определенного уровня компетентности в процессе приобретения общих и профессиональных знаний и навыков, восстановление и дальнейшее развитие компетенций и компетентности в соответствии с запросами работодателя, для чего должны быть удовлетворены первичные (базовые) и вторичные потребности работника. После этапа производства происходит распределение ресурсов для труда по видам работ, роду деятельности, предприятиям и организациям различных форм собственности, территориям, а также в соответствии со спросом и предложением на рынке труда. На этапе обмена осуществляется обмен рабочей силы на денежное вознаграждение в форме заработной платы, которая объективно необходима для постоянного восстановления и развития компетенций и уровня компетентности, а также непрерывного процесса производства и воспроизводства общественного продукта. И, наконец, использование рабочей силы состоит в ее функциональном задействовании на предприятиях, в организациях и в экономике в целом и эффективном использовании ее компетентности, обеспечивающем занятость . Можно подчеркнуть, что этапы воспроизводства рабочей силы не являются обособленными, а органически взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Так, без производства ресурсов для труда невозможно распределение, обмен и использование, а момент обмена может присутствовать на всех других этапах.

Существует еще одно немаловажное обстоятельство, на которое следует обратить внимание. На этапе производства рабочей силы формирование компетенций и определенного уровня компетентности в процессе приобретения общих и профессиональных знаний и навыков, а также восстановление и дальнейшее развитие компетенций и компетентности, в соответствии с запросами работодателя, осуществляется в тесном взаимодействии с рынком образовательных услуг. Многие проблемы, которые в настоящее время существуют на рынке труда, можно решить с помощью внедрения компетентностного подхода в систему образования . Это позволит повысить качество образования и уровень подготовки квалифицированных специалистов, вследствие чего выпускники вузов смогут быстро адаптироваться на рынке труда и более качественно выполнять свою работу на предприятии. Для достижения этой цели очень важно взаимодействие вузов и работодателей. Одной из форм такого взаимодействия, которое позволяет установить баланс спроса и предложения на рынке труда является осуществление целевых заказов предприятий вузу на подготовку квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям работодателя.

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без государствен -ного регулирования, так как оно является потребителем, и помимо этого, экономическая ситуация в стране во многом зависит от уровня образования и ситуации на рынке труда. Участие государства проявляется в финансировании получения населением образования, правовом регулировании рыночных отношений, выдаче лицензий вузам . Государство призвано организовывать процесс обучения так, чтобы удовлетворить интересы вузов, студентов и работодателей. Особая роль государства также обусловлена тем, что оно выступает в качестве посредника между работодателями и вузами, так как рынок труда не может самостоятельно продемонстрировать образовательным учреждениям потребности в квалифицированных специалистах конкретного профиля, обладающих определенными компетенциями, то эту задачу выполняет государство. Цель государственного регулирования сферы образования заключается в том, чтобы сократить уровень безработицы до допустимых пределов, по-

высить производство в стране, а также эффективную его организацию. Государство помогает гражданам составить объективное мнение о качестве образовательных услуг в том или ином вузе. Эту функцию в совокупности с финансовым обеспечением сферы образования можно назвать инвестициями в человеческий капитал . Для более эффективного взаимодействия рынков труда и образования, а так же для повышения уровня трудоустройства выпускников, государство применяет такие меры, как стажировка студентов, повышение квалификации специалистов, целевое обучение, временное трудоустройство, привлечение работодателей к образовательному процессу.

В рамках рынка образовательных услуг, представленного школами, профессиональными образовательными учреждениями и различными учреждениями дополнительного образования должно осуществляться формирование способностей к труду индивида, совокупность которых образует определенные компетенции, востребованные рынком труда. На этапе использования рабочей силы также совершенствуются компетенции и уровень компетентности, поскольку, как мы уже определили выше, любая деятельность способствует их развитию.

Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что рынок труда и рынок образова-тельных услуг в современных экономических процессах общества занимают особое положение, поскольку обеспечивают все сферы материального и нематериального производства рабочей силой, наделенной определенными компетенциями. Компетенции могут выступать координирующим элементом взаимодействия данных рынков. Формирование, совершенствование и воспроизводство компетенций работника возможно только в процессе его деятельности в динамике его жизни на рынке труда.

Библиографический список

2. Буланова, В. С. Рынок труда / В. С. Буланова, Н. А. Волгина. — 3-е изд. — М. : Экзамен, 2007. — 479 с. -ISBN 5-377-00245-8.

5. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. — М. : ЭКСМО, 2007. — 153 с. -ISBN 978-5-699-20989-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда / А. Я. Кибанов. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 592 с. -ISBN 978-5-16-003458-4.

7. Куцев, Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г. Ф. Куцев // Педагогика. — 2004. — № 3. — С. 12-23.

11. Рикардо, Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. — М. : ЭКСМО, 2007. -960 с. — ISBN 978-5-699-18745-4.

12. Скаржинская, Е. М. Рынок образовательных услуг и его экономические субъекты / Е. М. Скаржинская,

B. В. Чекмарев // Экономика образования. — 1999. — № 2. — С. 57-61.

13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М. : ЭКСМО, 2016. — 960с. -ISBN 978-5-699-84994-9.

14. Сэй, Ж. Б. Трактат по политической экономии / Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа. — М. : Дело, 2000. — 232 с. — ISBN 57749-0190-4.

15. Фридман, М. Методология позитивной экономической науки / М. Фридман // THESIS. — 1994. — № 4. —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх