Куперс

Бухучет и анализ

С а авакьян конституционное право

Конституционный судебный процесс

Учебник состоит из двух частей — Общей и Особенной. Общую часть открывает блок теоретических глав: конституционное судебное процессуальное право как наука и учебная дисциплина; конституционное судебное процессуальное право; принципы конституционного судопроизводства. Далее располагаются главы, являющиеся традиционными при исследовании любого судебного процесса: подведомственность дел; участники конституционного судебного процесса; процессуальные сроки; судебные расходы и штрафы; судебные доказательства; стадии конституционного судебного процесса; решения Конституционного Суда РФ. Специфическими являются главы, опосредующие такой феномен, как правовые позиции Конституционного Суда РФ, а также главы, раскрывающие взаимоотношения Конституционного Суда РФ с конституционными (уставными) судами субъектов РФ, а также с судами общей юрисдикции, иными государственными органами. Отдельно анализируется конституционный (уставный) судебный процесс в субъектах РФ.Построение Особенной части обусловлено конкретными полномочиями Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Эта часть включает в себя следующие главы: рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; рассмотрение дел по спорам о компетенции; рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов; рассмотрение дел о толковании Конституции РФ; иные категории дел.В качестве приложения к учебнику помещены извлечения из законов субъектов РФ о конституционных (уставных) судах.

Саликов Марат Сабирьянович

Учёная степень: доктор юридических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Юридические науки

Регион: Свердловская область

67 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Саликов Марат Сабирьянович профессор кафедры конституционного права, проректор по учебной работе Уральской государственной юридической академии.

Дата рождения 28 ноября 1962г.

Место рождения г. Свердловск.

Образование Высшее — Свердловский юридический институт: 1983-1987 (Диплом с отличием)

Читаемые курсы

Российское конституционное право;

Сравнительное конституционное право;

Сравнительный федерализм;

Конституционно-судебный процесс;

Конституционно-судебная защита прав человека;

Система правоохранительных органов.

Научные интересы:

Российское конституционное право, конституционное процессуальное право, американское конституционное право, сравнительное конституционное право, сравнительное правоведение, сравнительный федерализм, права человека, права национальных меньшинств, национальная автономия, конституционная юстиция

Председатель Учебно-методического совета Уральской государственной юридической академии;

Председатель Совета по внеучебной работе студентов Уральской государственной юридической академии;

Председатель Конкурсной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Председатель Аттестационной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Председатель Экспертной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Председатель редакционной коллегии журнала «Российское право: образование, практика, наука»;

Заместител ь председателя Учёного Совета УрГЮА;

Заместитель председателя Приёмной комиссии УрГЮА.

Входит в состав:

Учёного Совета Уральской государственной юридической академии;

Президиума Учёного Совета Уральской государственной юридической академии;

Совета по стратегическому планированию Уральской государственной юридической академии;

Учебно-методического совета Уральской государственной юридической академии;

Совета по внеучебной работе студентов Уральской государственной юридической академии;

Конкурсной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Аттестационной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Экспертной комиссии Уральской государственной юридической академии;

Диссертационного Совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций при Уральской государственной юридической академии;

Экспертного Совета Уральского Института регионального законодательства;

Координационного Совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу;

Комиссии по рассмотрению предложений о внесении изменений и дополнений в Устав Свердловской области;

Редакционной коллегии журнала «Российское право: образование, практика, наука».

Редакционного Совета «Академического юридического журнала»;

Редакционного Совета журнала «Проблемы права»;

Редакционного Совета журнала «Известия вузов Уральского региона»;

Ассоциации участников российско-американских академических обменов «Профессионалы за сотрудничество»;

Общероссийского общественного объединения «Российская Академия юридических наук».

Научно-консультативного Совета Академии наук Республики Татарстан.

Победы в конкурсах и награды:

Нагрудным знаком Федеральной службы судебных приставов награждён в ноябре 2007 года;

Звание “Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” присвоено в апреле 2006 года;

Нагрудным знаком Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области награждён в сентябре 2002 года;

Медалью Министерства юстиции Российской Федерации им. А.Ф. Кони награждён в апреле 2001 года;

Программа-проспект учебника «Конституционно-процессуальное право Российской Федерации» является победителем конкурса программ-проспектов юридических учебников, проведённого Институтом «Открытое общество» (Фонд Джорджа Сороса) в 1999 году;

Учебное пособие «Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений». СПб.: «Паритет», 1997. 672с., является победителем конкурса на лучшее юридическое издание, проведённого программой «Юридический учебник» Московского общественного научного фонда при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Джорджа Сороса) в 1997 году.

Участник региональных, всероссийских, международных, зарубежных конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, рабочих встреч в рамках международных проектов и т.п.

Зарубежные конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, рабочие встречи в рамках международных проектов и др.

(в США, Германии, Италии, Австралии, Греции, Финляндии, Чехии, Венгрии):

Workshops of the TEMPUS project of the perfection of the legal education in Russia. Turku, Finland, 2006.

Workshops of the TEMPUS project of the perfection of the legal education in Russia. Phesaloniki, Greece, 2006.

International Roundtable “Legislative and Executive Governance in Federal Countries”, Melbourne, Australia. 2004.

Workshops of the TEMPUS project of the perfection of the legal education in Russia. Hannover, Luneburg, Germany, 2004.

Conference “Russia and European Union: Issues of Law Implementation”. Hannover, Germany. 2004.

International Roundtable “State Constitutions; Design and Reform”. Bellagio, Italy. 2004.

Workshops of the TEMPUS project of the perfection of the legal education in Russia. Hannover, Luneburg, Germany, 2003.

Conference “The Security of the Czech Republic and Need of the Constitutional Change”. Prague, Czech Republic, 2003.

Conference “Global Dialogue on Federalism in XXI century”. Philadelphia, USA. 2003.

Annual Conference of the Law and Society Association. Budapest, Hungary 2001;

Seminar on Comparative Politics and Law. Gоttingen, Gцttingen University. Germany. 2000;

Annual Conference of the Law and Society Association. Miami, Florida, USA 2000;

Conference “The Future of Freedom in Russia”. Washington, D.C. John Templeton Foundation / Library of Congress, USA 1999;

Annual Conference of the American Association of Law Schools. San Antonio, Texas, USA 1996;

Conference of the Junior Faculty Development Program. Syracuse, New York. Global Affairs Institute, USA 1995.

Зарубежные научные стажировки и преподавание за рубежом:

Годичная научная стажировка в Школе права Сент-Луисского университета (Сент-Луис, штат Миссури, США) в 1994/95 учебном году. Тема научного исследования — «Сравнительный федерализм США и России».

Двухмесячная научная стажировка в Кёльнском и Гумбольдтском университетах (Кёльн и Берлин, Германия) в июне — августе 2000 года. Тема научного исследования — «Германский федерализм».

Преподавание курса «Comparative Federalism» в Школе права Сент-Луисского университета (Сент-Луис, штат Миссури, США) на английском языке в 2001 году.

Чтение гостевых лекций в Уэйнском университете (Детройт, штат Мичиган, США) на английском языке в 2001 году.

Научные публикации:

Ответственный редактор Сборников трудов, издаваемых по итогам ежегодных научно-практических конференций:

Российская юстиция: уроки прошлого и перспективы на будущее: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции (23 ноября 2007 года) / Отв. ред. М.С. Саликов – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008. – 332 с.

Судебная и правоохранительная системы: проблемы и перспективы развития в современной России: Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (10 ноября 2006 года) / Отв. ред. М.С. Саликов – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. – 328с.

Концептуальные проблемы современного российского судоустройства и судопроизводства: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции (14 октября 2005 г.) / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2006. – 260с.;

Ответственный редактор Сборников трудов, издаваемых по итогам ежегодных научных конференций молодых учёных и студентов «Актуальные вопросы публичного права»:

Актуальные вопросы публичного права. Вып. 6. Ч. 1: Материалы VI Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (26-27 октября 2007 года) / Отв. ред. М.С. Саликов – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. – 432 с.

Актуальные вопросы публичного права. Вып. 5: Материалы V Межрегиональной научной конференции молодых ученых и студентов (14 октября 2006 года) / Отв. ред. М.С. Саликов – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2006. – 620 с.

Актуальные вопросы публичного права. Вып. 4: Материалы IV Межрегиональной научной конференции молодых учёных и студентов (18 ноября 2005г.) / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005. – 450с.

Актуальные вопросы публичного права. Вып. 3: Материалы III Межрегиональной научной конференции молодых учёных и студентов (12-13 ноября 2004г.) / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005. – 429с.

Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Вып. 1: Материалы I Межрегиональной научной конференции молодых учёных и студентов (13 ноября 2002г.) / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2003. – 126 с.;

Монографии:

Russian Federation. Sub-national Constitutional Law. The Hague, Kluwer Law International. 2005. 170р.

Вопросы теории и практики публичной власти / Отв. ред. А.Н. Кокотов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2005. (в соавторстве).

Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, Изд-во Гуманитарного ун-та. 1998. 636с.

Проблемы науки конституционного права / Под ред. А.Н. Кокотова, М. И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1998. (в соавторстве).

Сборники судебных решений и главы в учебниках:

Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Изд-во «Норма», 2007.

Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: Изд-во “Норма”. 2004.

Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Изд-во «Юрист», 2003.

Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2001.

Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М.: Изд-во “Городец”, 2002.

Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений / Сост., автор введения и комментариев М.С. Саликов. СПб.: Изд-во “Паритет”. 1997.

Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений / Сост., автор введения и комментариев М.С. Саликов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1997.

Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М. И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1995.

Государственные органы Российской Федерации / Отв. ред. М. И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1994.

Государственное устройство Российской Федерации / Отв. ред. М. И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1993.

Работы, опубликованные за рубежом:

Russian Federation. Sub-national Constitutional Law. The Hague, Kluwer Law International. 2005.

Legal Education and Judicial Reform in Russia // Rule of Law Consortium Newsletter. Washington, D.C. Winter/Spring. 1996. № 6.

Работы, опубликованные в России:

Прецедентное право Европейского Суда по правам человека как международно-правовой инструмент российской конституционной юстиции // Российская юстиция: уроки прошлого и перспективы на будущее: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции (23 ноября 2007 года) / Отв. ред. М.С. Саликов – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008. – 332 с.

«Избирательный» федерализм // Судебная и правоохранительная системы: проблемы и перспективы развития в современной России / Отв. ред. М. С. Саликов. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Конституционное право России. М.: Норма, 2007.

Источники конституционного права // Конституционное право России. М.: Норма, 2007.

«Позиции» и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: до и после решения о «назначении » губернаторов // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2.

Конституция РСФСР 1918г. о правах человека; Конституция СССР 1924г. и Конституция РСФСР 1925г. о правах человека; Конституция СССР 1936г. и Конституция РСФСР 1937г. о правах человека; Конституция СССР 1977г. и Конституция РСФСР 1978г. . о правах человека // Философский словарь по правам человека / Отв. ред. Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во АМБ. 2006.

Политический и конституционный судебный процессы: проблемы взаимовлияния в новейшей истории России // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах. Екатеринбург: УрО РАН, 2006.

Социальное государство и конституционные социальные права в современной России: фикция, цель, утопия? // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция. СПб., 2006.

О некоторых проблемах разграничения компетенции в федеративной системе России // Казанский федералист. 2006. № 1-2.

О предпосылках и последствиях изменения правовых позиций Конституционного Суда // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Казань, 2006.

Дело “о назначении губернаторов”: критический анализ решения Конституционного Суда РФ // Концептуальные проблемы современного российского судоустройства и судопроизводства / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Издательский дом “Уральская государственная юридическая академия”. 2006.

Централизм и демократия: проблемы поиска баланса // Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве. М., 2006.

Гарантии прав и свобод; Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР; Европейская Конституция о правах человека; Конституция РСФСР 1918г. о правах личности; Конституция СССР 1924г. и Конституция РСФСР 1925г. о правах личности; Конституция СССР 1936г. и Конституция РСФСР 1937г. о правах личности; Конституция СССР 1977г. и Конституция РСФСР 1978г. о правах человека; Конституция РФ 1993 г. о правах человека; Конституционные права и свободы человека и гражданина; Конституционно-судебная защита прав и свобод; Конституционный Суд РФ и защита прав человека; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Ограничения прав и свобод; Право выезда за пределы РФ и право въезда в РФ; Право на гражданство; Права и свободы человека; Право на изменение гражданства; Право на политическое убежище; Политические права и свободы; Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства // Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты / Гл. ред. С.С. Алексеев. М.: Изд-во «Права человека», 2006.

Органы региональной конституционной юстиции: проблемы реализации полномочий // Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы. Казань, 2005.

Судебная система субъекта Российской Федерации: о правомерности существования института // Судебная власть в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2005.

Конституционная модель федеративных отношений и её законодательное развитие // Вопросы теории и практики публичной власти / Отв. ред. А.Н. Кокотов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2005.

О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1.

О государственном патернализме и степени готовности российского общества к демократии // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах. Екатеринбург: УрО РАН, 2005.

О государственном патернализме и степени готовности российского общества к демократии // Российское право: образование, практика, наука. 2005. № 2-3 (тезисы выступления на конференции).

Проблемы реализации правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации // 10 лет законодательной власти в Свердловской области: проблемы, опыт, перспективы. Екатеринбург, 2005.

Строительство и демонтаж российской федеративной системы // Федерализм и местное самоуправление в России и Германии: современные тенденции развития. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2004.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Конституционное право России. М.: Юрист, 2004.

Источники конституционного права // Конституционное право России. М.: Юрист, 2004.

О некоторых итогах и проблемах развития конституционного федерализма в России // Конституция как символ эпохи. Т. 1. М.: Изд-во МГУ. 2004.

О некоторых итогах федерализации России // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Вып. 2. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. 2004.

Избирательное процессуальное право – подотрасль конституционного процессуального права // Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2004.

Проблемы конституционной федерализации России // Конституция. Юстиция. Правосудие (проблемы развития на современном этапе). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2004.

Конституционный судебный процесс в системе российского права // Журнал российского права. 2003. № 11.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие и система // Правоведение. 2003. № 5.

О некоторых проблемах распределения полномочий в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Учёные записки Института права С.-Петерб. Гос. ун-та экономики и финансов. 2003. Вып. 10.

Конституционный федерализм России: опыт десятилетнего развития // Федерализм. 2003. № 3.

Международное право и защита прав человека российским Конституционным Судом // Проблемы права. 2003. № 1.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Юрист, 2003.

Источники конституционного права // Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Юрист, 2003.

Конституционное судебное процессуальное право – подотрасль конституционного процессуального права // Конституционная юстиция в Российской Федерации. Сборник статей. Екатеринбург, 2003.

Парламентское процессуальное право – подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М.: Изд-во МГУ, 2003.

О проблемах распределения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Актуальные проблемы правовой системы общества. Вып. 2. Уфа, 2003.

О сущности правовых позиций Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. 2003. № 1.

Конституционное судебное процессуальное право как наука и учебная дисциплина // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: Изд-во “Норма”. 2003.

Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: Изд-во “Норма”. 2003.

Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: Изд-во “Норма”. 2003.

Конституционные основы российского федерализма // Законодательство субъектов Российской Федерации: опыт, проблемы, обеспечение единого правового пространства в стране. Улан-Удэ, 2001.

Проблемы теории российского федерализма: обзор философских и политико-правовых концепций // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. 2001.

О некоторых проблемах исполнения решений конституционных (уставных) судов // Материалы Всероссийского совещания по проблемам исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. М., 2001.

Институционализация российского федерализма: конституционно-правовой аспект // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2001.

Основы теории федерализма в трудах российских учёных // Федерализм. 2000. № 1. Проблемы обеспечения единства правового пространства: российский и американский опыт // Проблемы формирования единого экономического и правового пространства. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2000.

Права и свободы: проблемы соотношения конституционно-правового и международно-правового регулирования // Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед ун-та. 2000.

Критерии допустимости обращений в конституционные (уставные) суды // Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2000. № 1.

Проблемы соотношения конституционного законодательства субъектов Российской Федерации // Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации: Практика. Мнения. Проблемы. Инф.-метод. бюллетень. Вып. 1 (15). М.: Издание Государственной Думы. 2000.

Судебная практика в преподавании конституционного права // Ценности и социальные технологии демократического общества XXI века как цель высшего гуманитарного образования. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета. 2000.

Предмет конституционно-процессуального права Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2000. № 1.

Конституционно-процессуальное право как наука, отрасль и учебная дисциплина // Право и политика. 2000. № 4.

О необходимости создания курса “Конституционно-процессуальное право Российской Федерации” // Совершенствование методики преподавания и организации процесса обучения в юридических вузах России. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2000.

Соотношение федерального и регионального конституционного (уставного) законодательства // Местное самоуправление и вопросы взаимодействия с государственной властью. Екатеринбург: Изд-во Законодательного Собрания Свердловской области. 2000.

Case-метод в процессе преподавания российского конституционного права // Профессионализм, образование, нравственность и будущее России. М.: Информационное агентство США (ЮСИА). 1999.

Конституционно-судебная защита прав человека в России // Ассоциации, центры и клубы ЮНЕСКО: демократия и права личности: Тезисы выступлений участников круглого стола на V Всемирном конгрессе ВФАК ЮНЕСКО “На стыке континентов, на рубеже тысячелетий” 9 – 13 июля 1999г. Екатеринбург: Изд-во “Банк культурной информации”. 1999.

Конституционно-судебная защита достоинства личности в России // Достоинство человека: от философско-правовой идеи к конституционному принципу современного государства. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та. 1999.

Федеративное устройство России: публично-правовая регламентация // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1999.

Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, Изд-во Гуманитарного ун-та. 1998.

Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России // Российский юридический журнал. 1998. № 4.

Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права / Под ред. А.Н. Кокотова, М. И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1998.

Национальный федерализм России // Профессионалы за сотрудничество. М., 1998. № 2.

Конституционно-правовые основы регулирования региональных отношений в России // Противоречия территориального управления в современной России. Т. 1. Противоречия регионального управления: причины, виды, динамика. М.: Изд-во ИМЭПИ РАН. 1998.

Трансформация государственного устройства России: конституционно-правовой аспект // Российская культура на рубеже пространств и времён. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та. 1998.

Судебный федерализм США // Правоведение. СПб., 1998. № 1.

Проблемы международного сотрудничества в сфере юридического образования // Международные образовательные структуры: опыт, проблемы, перспективы. Ульяновск: Изд-во УлГУ. 1998.

О преимуществах и возможностях создания территориальной Федерации // Политические исследования. М., 1998. № 3.

Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. СПб.: Изд-во “Паритет”. 1997.

Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1997.

Федеральный округ Колумбия: проблемы правового статуса // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. М., 1997. № 9.

Использование метода судебных прецедентов при изучении конституционного права // Новые технологии обучения в бизнес образовании. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1997.

Вопросы защиты основных прав и свобод человека и гражданина субъектами Российской Федерации // Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1997.

Разграничение компетенции в американской федеративной системе // Российский юридический журнал. 1996. № 4.

Система федеративных отношений в рамках Американского Союза // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1996.

Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М. И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1995.

Федерации в России и США: сравнительно-правовое исследование // Российский юридический журнал. 1995. № 4.

Унитарное государство: понятие, основные черты и особенности // Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М. И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1995.

О формах правового регулирования федеративных отношений в США и России // Право и экономика: Формирование основ законодательства. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1995.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственные органы Российской Федерации / Отв. ред. М. И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1994.

Проблемы регионального управления и законодательства. Обзор материалов круглого стола (Начало). В соавт. // Российский юридический журнал. 1994. № 1.

Проблемы регионального управления и законодательства. Обзор материалов круглого стола (Окончание). В соавт. // Российский юридический журнал. 1994. № 2.

Конституционно-правовая ответственность // Теория и практика борьбы с преступностью и правонарушениями в современных условиях. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1994.

Правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации // Теория и практика совершенствования законодательства на современном этапе. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1993.

Российская Федерация: конституционно-договорная природа генезиса и развития // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1993.

Правотворчество как форма реализации полномочий субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1993. № 1.

Унитарная республика: проблемы и перспективы развития // Проблемы развития суверенной республики. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та. 1992.

О правовом статусе национального района // Правовые системы и практика правового регулирования. Екатеринбург: Изд-во СЮИ. 1992.

К вопросу о субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения на современном этапе. Екатеринбург: Изд-во СЮИ. 1992.

Правовая защита национальностей в инонациональной среде // Советское законодательство и правовая защищённость личности. Екатеринбург: Изд-во СЮИ. 1991.

Органы местного самоуправления и вопросы реализации культурно-национальной автономии // Проблемы местного самоуправления РСФСР. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та. 1991.

Унитарная республика в системе советской федерации // Актуальные проблемы развития советской автономии в условиях формирования правового государства. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та. 1990.

и другие (всего свыше 150 публикаций, включая научные, учебно-методические и публицистические работы).

На вопросы корреспондента «Областной газеты» ответил заведующий кафедрой конституционного права Уральского государственного юридического университета профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Марат САЛИКОВ.

– Марат Сабирьянович, ныне действующая Конституция – уже пятая в истории нашей страны. Каково ваше мнение о достоинствах и недостатках Конституций РСФСР и СССР 1918, 1924, 1936 и 1977 годов?

– Если мы говорим о конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 годов, то следует называть и годы принятия российских конституций – 1925-й, 1937-й и 1978-й. В тот период власть исходила из того, что Основной закон призван фиксировать соотношение классовых сил в обществе, именно это было его основным предназначением. Поэтому конституции советского периода носили классовый и декларативный характер. Несмотря на то что с принятием очередной конституции наблюдалось постепенное улучшение юридической техники, расширение перечня прав и свобод граждан, советские конституции снабжались политическими лозунгами, которые, по сути, блокировали саму возможность использования прописанных в них прав и свобод, поскольку, как вытекало из конституционного текста, реализация того или иного права или свободы обуславливалась необходимостью следования различным целям – таким как «коммунистическое строительство», «укрепление и развитие социалистического строя», «развитие организационной самодеятельности и политической активности масс», или интересам – «пролетариата и крестьянства», «трудящихся», «народа». Кроме того, советские конституции не имели прямого действия, что для реализации прав и свобод имеет решающее значение в условиях отсутствия механизмов их реализации и защиты. Подобные механизмы должны предусматриваться самой конституцией и находить подконституционное регулирование в конкретных законах и иных нормативных правовых актах. Не находили закрепления в них такие важнейшие принципы, как разделение властей, равенство всех форм собственности (а частная форма вообще была под запретом, вместо неё фиксировалась личная), альтернативные выборы и другие. Принцип федерализма хотя и провозглашался, на деле реальных федеративных отношений в стране не существовало.

– Насколько легитимной можно считать процедуру принятия советских конституций и вносились ли в них уже после принятия поправки?

– Существует несколько признанных способов принятия конституций: референдумом, парламентом, специально создаваемым органом, смешанным способом (например, сначала парламентом потом референдумом) и другие. Советские конституции принимались высшим законодательным органом страны – съездом Советов, Верховным советом, то есть формально это был вполне легитимный способ. Вопрос был лишь в том, насколько демократично был сформирован сам законодательный орган. К сожалению, и съезды Советов, и Верховные советы СССР и РСФСР формировались на безальтернативной основе. И хотя принципы избирательного права совершенствовались, а после 1936 года было введено всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании избирательное право, что можно считать большим достижением по сравнению с прошлыми историческими периодами, принцип альтернативности так и не был введён. А поправки в ранее действовавшие конституции вносились. Особенно часто это делалось на рубеже 1980–1990-х годов. Особых проблем с этим не было. Только для этого требовалось не простое, а квалифицированное большинство голосов в две трети от общего числа депутатов высшего законодательного органа.

– А какова ваша оценка ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 года? Соответствовала ли процедура её принятия общепризнанным правовым нормам?

– Действующая Конституция соответствует всем стандартам как международного права, в частности, в области регулирования прав и свобод человека и гражданина, так и лучшим образцам зарубежного конституционного законодательства. По сравнению со всеми ранее действовавшими российскими конституциями она является, несомненно, лучшей как с точки зрения содержания, так и в аспекте юридической техники. Принималась она в 1993 году на референдуме, то есть самым демократическим способом. Ранее, как известно, народ такой возможности не имел, а конституции принимались высшим законодательным органом.

– Как вы относитесь к самой идее внесения поправок в Конституцию и насколько, по вашему, целесообразно предложенное президентом изменение 22-х её статей? Считаете ли вы необходимым сократить либо, наоборот, расширить предложенный главой государства список поправок?

– Конституция является действующим нормативным правовым актом в отличие от декларативных конституций советского периода. Как и любой иной акт Конституция может, а в необходимых случаях должна подвергаться изменениям. Нынешнее внесение изменений не является первым после её принятия. В неё уже вносились изменения. Так, в 2008 году увеличен до шести лет срок полномочий президента и до пяти лет срок полномочий Госдумы, а также дополнены контрольные полномочия думы в отношении Правительства России. В 2014 году был упразднён Высший арбитражный суд, решены вопросы назначения и освобождения от должности прокуроров, увеличен на 10 процентов количественный состав Совета Федерации за счёт введения так называемой президентской квоты. Также вносились поправки, связанные с переименованиями субъектов Федерации, образованием и принятием новых субъектов РФ. Кроме того, существует Конституционный суд РФ, обладающий правом официального толкования Основного закона. В ряде случаев такое толкование избавляет от необходимости вносить изменения, поскольку суд разъясняет суть тех или иных положений Конституции. По моему мнению, вносить поправки в текст Конституции следует только тогда, когда их невнесение грозит нарушению основ конституционного строя или ущемляет права и свободы граждан. Глава государства вправе вносить предложения о поправках, чем он и воспользовался в соответствии с действующей Конституцией. Представленный им перечень предложений беспрецедентный по объёму, таких обширных предложений ранее не вносилось. Думаю, что следует ограничиться этим перечнем и не пытаться под сурдинку добавлять ещё какие-либо иные поправки. В противном случае мы можем погрязнуть в бесконечных спорах.

– Согласны ли вы с объявленной процедурой внесения и принятия поправок: после обсуждения и утверждения Госдумой, Заксобраниями регионов, Советом Федерации закон будет вынесен не на референдум, а на всенародное голосование. Насколько соответствует такой порядок общепринятым нормам права?

– Предложение о проведении всенародного голосования исходило от президента, об этом он сказал в своём послании Федеральному собранию. Действующее законодательство предполагает возможность проведения референдума только в случае пересмотра Конституции и то, если такое решение будет принято Конституционным собранием. Именно поэтому речь идёт не о референдуме, а о всенародном голосовании. Порядок его проведения ещё предстоит урегулировать. Глава государства посчитал, что будет правильным посоветоваться с народом и вынести этот вопрос на голосование. Учитывая, что предложенные поправки являются крайне важными для общества и государства, а также то обстоятельство, что после 1993 года, когда на референдуме была принята Конституция, народ не имел возможности проявить своё прямое волеизъявление, это голосование представляется особенно необходимым и своевременным.

МЕЖДУ ТЕМ

Вчера Президент России Владимир Путин обсудил поправки в Конституцию с представителями общественности в Череповце. Он назвал предложенные поправки «продиктованными жизнью», и отметил, что поправки нужны «для выстраивания единой системы власти, а не для продления полномочий президента». Глава государства также сообщил, что рассмотрение поправок к Конституции займет три с небольшим месяца.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №20 от 05.02.2020

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — «Сашко», 2000 г.

Предисловие

Россия XX века богата своей историей. Такие неординарные страницы, какие она имеет, вряд ли мы можем найти в истории других государств.

В социально-экономической сфере за это столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем — к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами — то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо — использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.

Что уж тогда говорить о политических отношениях. Этот век Россия начинала при монархической форме правления, а продолжила при республиканской. Внутри них менялись политические режимы. Начало столетия знаменовалось расцветом политического плюрализма, созданием многочисленных политических партий. После социалистической революции в 1917 г. и ожесточенных столкновений противоборствующих сил проигравшие ушли с исторической арены, и начался довольно длительный период однопартийного общества и государства. С середины 90-х годов вновь возвращаются многопартийность, а вместе с этим и свобода проповедования различных политических воззрений.

Используются различные модели организации государственной власти. Начало века — первые шаги российского общегосударственного парламентаризма в виде Государственной думы (и как-то оставшегося в тени Государственного совета), использование земств как выборных органов населения. Затем — советский тип власти, построенный официально на верховенстве Советов как представительных органов сначала трудящихся, далее — всего народа, однако отрицавший парламентаризм как постоянную и специальную деятельность представительных органов, кроме того — сам ставший жертвой возобладавших над ним исполнительных органов и партийной элиты. И вот теперь вновь зачатки парламентаризма для общегосударственного уровня и субъектов РФ, а заодно введение модели местного самоуправления для районов, городов, волостей и отдельных поселков и сельских населенных пунктов. И при всем том как в прежние времена, так и в наше время — сильное, существенно бюрократизированное управление в лице федеральной и местной исполнительной власти.

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств — самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Наконец, это столетие — время интенсивного формирования идеологии и политики отношения к индивиду. Россия прошла через многое: было и откровенное пренебрежение к личности; и внешне уважительное, но на самом деле иезуитское отношение к человеку — «винтику» государственной машины, получающему существующие блага не столько при лояльном отношении к системе, сколько при благосклонном отношении системы к тебе, причем система может изолировать тебя от общества не только при совершении тобой преступления, но и при обнаружении твоих «вредных» взглядов. Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности — признания ее приоритета в государстве. Причем для каждого времени были характерны свои парадоксы: не ценя достоинство отдельной личности, авторитарная власть немало создавала материальных благ, которыми пользовался индивид. Нынешняя власть высоко ценит свободу, права человека и гражданина, однако позволяет расти все большей и большей пропасти между относительно небольшой частью благоденствующих и миллионами едва сводящих концы с концами граждан.

Надо ли долго доказывать читателю, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах. Не составляет исключения и Россия. В этом веке она пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией. Сегодня можно уже утверждать, что в XX веке Россия имеет и свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны. Ее изучение представляет и познавательный, и теоретический интерес.

С появлением конституций непременно возникает и учение об этом документе. В нем переплетаются различные политические взгляды, а также юридические подходы. Ведь приходится ответить на целый ворох вопросов: в чем сущность конституции, каковы ее предмет, содержание, какими методами осуществляется конституционное регулирование общественных отношений, до каких пределов (объемов). Естественно, и обращение к этим вопросам имеет важное значение.

Наконец, у России есть действующая Конституция — она принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. С немалым скрипом, но она действует. Отсюда также целая гамма проблем: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д.

Все это и обусловило появление данной книги. Автор прекрасно понимает, что дать ответы на все вопросы в одной работе невозможно. Да и не было такого замаха. Просто есть тысячи студентов — юристов, политологов и др., которые должны профессионально обращаться к данным проблемам. Есть депутаты, политические деятели, работники органов государственной власти и местного самоуправления, которым так или иначе приходится думать об эффективности конституционных правил. Есть просто любознательные люди. Задача данной книги — хотя бы в небольшой мере помочь читателю в понимании роли конституций в обществе и государстве, особенностей российских конституций различного периода, специфики появления действующей Конституции РФ, проблем ее применения.

Кроме того, изучение современного конституционного развития Российской Федерации будет более полноценным, если читатель обратится к официальным текстам Основного Закона РФ, а также проектам конституций, которые подготавливались и представлялись на суд общественности различными политическими силами и деятелями.

С публикацией проектов Конституции РФ нам не очень-то везло. По существу появилось лишь одно ценное издание. В 1993 г. РАУ-Корпорация издала 2-томный сборник «Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты)». Однако тираж сборника был всего 500 экземпляров, он не был доступен читателям, в том числе и студентам, на момент издания, не говоря уж о последующих годах.

Отметим одновременно, что проектов появлялось довольно много, и не все они одинаково интересны, равны по качеству. К тому же одни проекты остались концептуальными документами их составителей и не более того. А вот другие так или иначе повлияли на борьбу вокруг Конституции и в чем-то нашли отражение в окончательном тексте.

С учетом этого, а также принимая во внимание ограниченные объемы данного издания, мы помещаем в Приложении лишь несколько проектов. При этом исходным является то обстоятельство, что проект дает представление об оригинальном развитии конституционной мысли. Кроме того, автору — как профессору юридического факультета МГУ — известен интерес студентов именно к приводимым текстам.

Конституционное право России, Том 1, Авакьян С.А., 2014

Конституционное право России, Том 1, Авакьян С.А., 2014.
В книге освещаются вопросы российского конституционного права, становления и развития конституционно-правовых институтов, анализируются проблемы формирования конституционно-правовых основ политического развития России.
В первом томе издания рассмотрены вопросы предмета конституционного (государственного) права России как отрасли права и науки, конституционного строя России, конституционного статуса личности, гражданства и др.
Для студентов, обучающихся в магистратуре, а также для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, аспирантов, преподавателей юридических вузов и всех, кто интересуется различными аспектами российского конституционализма.

Методы конституционно-правового регулирования и их специфика.
Методы правового регулирования — это совокупность средств и приемов воздействия права на общественные отношения. Соответственно, методы конституционно-правового регулирования есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Пожалуй, нет другого такого неясного и дискуссионного вопроса в правовой науке, как вопрос о методах. И теоретики права, и представители отраслевых наук много написали по данному поводу, но суть проблемы мало прояснилась. Одни авторы пишут о едином правовом методе, общем для всего права, который может лишь иметь специфику проявления в той или иной отрасли. Другие говорят о наличии нескольких (многих) правовых методов, причем одни проявляются — по-своему — в соответствующей отрасли права, другие в той же отрасли права могут вообще не проявляться. Разновидностью второго подхода можно считать утверждения о наличии в каждой отрасли своих методов, в чем-то сходных с аналогичными методами в иных отраслях, в чем-то своих, специфических.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 15.04.2016 19:15 UTC
учебник по праву :: юриспруденция :: право :: Авакьян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх