Куперс

Бухучет и анализ

Самообразование преподавателя экономики

«Самообразование как основа профессионального становления руководителя организации дошкольного образования»

«Самообразование как основа профессионального

становления руководителя организации дошкольного образования»

Современное образование предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам педагога, способного строить свою деятельность в соответствии с ценностями личностного развития.

Успех современного образования определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющие условия. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям, и к ситуации в регионе в целом.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности.

Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является саморазвитие, самовоспитание и самообразование, что составляет основу самосовершенствования. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

Организация самообразования — один из главных и сложных задач руководителя дошкольного учреждения.

Изучение данной проблемы востребовано практикой работы руководителей дошкольных учреждений. Устойчивая потребность в самообразовании включают в себя потребность в личностно-профессиональном саморазвитии. Самообразование как особый вид познавательной деятельности предполагает: положительную мотивационную активность, направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллектуального развития; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность к видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки.

Руководителю, направляющему коллектив на достижение успеха, регулирующему движение по заданному маршруту, мобилизующему педагогические кадры учреждения, развивать профессионализм представляется особо важным.

Поэтому профессиональное становление личности руководителя ОДО становится все более актуальной проблемой.

Проблема профессионального становления руководителя рассматривается в научно-педагогической литературе как социально значимая проблема (Б.Г. Ананьев, А.Л. Вербуцкий, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.), но, к сожалению, в учебной литературе уделяется крайне мало внимания вопросам самообразования личности руководителей. Отсутствие обобщенных пособий, целостной системы изложения сущности этого вопроса, тормозит практическое решение проблемы.

Содержание работы по самообразованию включает в себя 5 этапов работы:

1 этап — Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Это педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности своей работы. Выявление желания работать над той или иной проблемой.

2 этап — Планирование работы по самообразованию. Это консультирование и методические рекомендации по разработке темы.

3 этап — Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Создание условий для работы по самообразованию.

4 этап — Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с педагогами и детьми). Это Оценка работы руководителя по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.

5 этап — Подведение итогов самообразования. Это привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Модернизация образования невозможна без понимания педагогом как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность руководителя становится перспективой развития подчиненного.

В настоящее время необходимы новые подходы к организации методической работы в ОДО. Прежде всего, важно создать условия для повышения активности и инициативы, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.

Постоянная работа руководителя над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Руководителю не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков она придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование как фактор личностного и профессионального становления руководителя будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

  • Руководитель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

  • Руководитель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом руководителя — профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

  • Программа профессионального развития руководителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

  • Руководитель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Тема самообразования. Активные формы преподавания экономики. опыты и эксперименты по экономике (9 класс) на тему

Тема самообразования: «Активные формы преподавания экономики. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в системе требований ФГОС нового поколения».

Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся,

при изучении темы: “Деньги и их функции”.

Учитель экономики Сосяк Т.Г.

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям.

Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа:

перспективная подготовка — к учебному году, теме и текущая – к уроку.

Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся.

Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание.

Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию учащихся сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершенствованию, т. е. с их активным отношением к учению.

Такое сотрудничество возможно, если учащимся известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения учащихся, корректировать неправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.

Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения учащихся было сформировано научное мировоззрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизировалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.

Научность обучения экономике учащихся достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, какое место производство занимает в экономике, но и дают ответ на вопрос, почему именно так.

Преподаватель должен знакомить учащихся с объективными научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Одна из важных и постоянных задач педагогики — это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве.

В связи с этим преподавателю необходимо обновлять учебные программы, из них исключать устаревший материал. Однако, как правило, изменения происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий.

Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить учащихся с научно-техническими новинками, приемами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий.

Связь с практикой, жизнью. Обучение экономике должно быть построено на реальных примерах, событиях – это играет важную роль в обучении учащихся в условиях рыночной экономики и способствует активизации познавательной деятельности.

Формирование экономических знаний и умений, экономической воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производственным.

Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование — осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами..

Для приведения знаний учащихся в систему важную роль играет обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития производства, знакомят с такими предметами, средствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и выражаются достижения и тенденции научно-технического прогресса.

В практике работы учителя этот принцип реализуется в первую очередь в тематическом и поурочном планировании, в обеспечении четкой структуры каждого занятия.

Особая ответственность в осуществлении данного дидактического принципа лежит на разработчиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего, учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и развитие) должен быть представлен в тщательно продуманной, обоснованной, логичной, обеспечивающей преемственность структуре, системе и последовательности.

Доступность обучения. Из этого принципа вытекает, что обучение экономике следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал должен требовать от учащихся определенных усилий для его усвоения.

Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулировать ее.

Преподаватель достигает доступности в обучении лучше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, умело применяет учебные демонстрации, наглядные пособия.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении учащимся знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеников в их достижении.

Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения.

Актуальность рассматриваемого принципа для обучения экономики определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать экономические умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, решали экономические задачи, учились при этом пользоваться литературой, а также документацией (чертежами, схемами и др.).

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Однако наглядность тесно связана с мышлением.

Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности. Поэтому в обучении экономике широко применяют показ наглядных пособий в виде схем, таблиц, графиков, слайдов.

Прочность и действенность результатов обучения, усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

Примерный план-конспект урока с применением активного метода обучения на тему

«Деньги и их функции».

Форма занятия: урок.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

1. Обучающая:

— дать классификацию кредитным деньгам;

— научить учеников решать задачи по нахождению массы и количества денег, необходимых государству.

2. Развивающая:

— развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию при данной теме;

— развивать способности произвольного запоминания;

— развивать навыки синтеза материала.

3. Воспитательная:

— формировать уважение и бережное отношение к

результатам труда другого и собственного труда;

— убежденность в необходимости получаемых знаний;

— воспитывать в учащихся серьезное отношение к получению знаний.

Наглядные пособия и оборудование:

— рис 1 «Функции денег»

— слайд – формулы.

— Технические средства обучения: компьютер и проектор.

Ход урока:

1. Организационная часть: начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к уроку и наличие учащихся на уроке. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь. (5 мин).

2. Сообщение (изложение) нового материала с применением проблемных ситуационных задач: (30 мин).

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с функциями денег.

При объяснении новой темы будут задаваться маленькие проблемные ситуации, которые помогут учащимся лучше усвоить новый материал.

Основные методы изложения учебного материала: объяснение, беседа.

Вопросы рассматриваемой темы: записываются в тетрадь.

1. Функция «Деньги, как средство обращения».

2. Функция «Деньги, как средство платежа».

Содержание нового материала.

1 вопрос. Функция «Деньги, как средство обращения».

Изложение 1 вопроса 20 мин.

Деньги как средство обращения. Процесс обмена товаров совершается в виде следующей смены форм: товар – деньги – товар (Т-Д-Т). Со стороны вещественного содержания это движение представляет собой Т-Т, т. е. обмен товара на товар, обмен веществ общественного труда. Обмен товарами и товарное обращение различны по форме и содержанию.

Как посредник в процессе обращения товаров, деньги приобретают функцию средства обращения.

Главными являются функции денег как меры стоимостей и средства обращения.

Если рассмотреть цепь обмена товаров, то можно увидеть, что деньги являются мимолетным посредником в обращении товаров. Определенная сумма денег может обслуживать реализацию значительных масс товаров, т. е. деньги совершают определенное число оборотов. Чем выше число оборотов одноименных денежных единиц, тем меньше денег необходимо для обращения определенной товарной массы.

Каждый товар при смене своей формы выпадает из сферы обращения, в которую на его место постоянно поступают другие товары. Наоборот, деньги как средство обращения постоянно пребывают в сфере обращения. Отсюда возникает вопрос, сколько денег может поглощать эта сфера. Так как в товарном обращении всегда противопоставлены товар и деньги, то масса средств обращения уже определена суммой цен товаров. Повышение или понижение суммы цен товаров должно в той же пропорции увеличивать или уменьшать массу обращающихся денег. Сумма цен товаров зависит от величины их стоимости и стоимости денежного товара. Если стоимости товаров уже даны, то сумма цен товаров будет зависеть от количества товаров, находящихся в обращении. Если масса товаров дана, то масса находящихся в обращении денег будет увеличиваться и уменьшаться вместе с колебаниями товарных цен. При этом возможно повышение цен на одни товары и понижение или повышение цен на другие товары.

С другой стороны, если растет число оборотов одноименной денежной единицы, то масса денег, находящихся в обращении, уменьшается. Если уменьшается число их оборотов, то масса их растет.

Исходя из этого масса денег, функционирующих в качестве средств обращения, прямо пропорциональна сумме цен товаров и обратно пропорциональна числу оборотов одноименных денежных единиц. Приложение 3, формула 1.

В неоклассической теории количество денег определяется из уравнения обмена:

MV=PQ

где М – среднее количество денег, находящихся в обращении в течение года;

V – среднее число оборотов денег в их обмене на блага;

P – уровень цен, или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица всякого отдельного товара;

Q – купленное количество товаров.

Приложение 3, формула 2.

Отсюда можно вывести массу денег, необходимую для обращения:

M = P*Q/V

Функция денег как средства обращения определяет их монетную форму. Происхождение слова «монета» связано с названием храма Юноны Монеты, на территории которого в IV в. до н.э. началась чеканка денежных знаков Древнего Рима.

Первоначально функцию средства обращения выполняло золото в слитках, которые принимались по весу. Золотослитковый обмен был неудобен тем, что не позволял реализовывать товары малой стоимости. Впоследствии маленьким слиткам золота государство стало придавать стандартную форму, указывать вес и пробу, т.е. чеканить монету. Золотая монета и золото в слитках различались между собой только по форме, и золото постоянно могло переходить из одной формы в другую.

В обращении золотые монеты стираются. Вследствие этого название золотой монеты и ее реальное золотое содержание начинают расходиться. Однако такие монеты обращаются в сфере товарного обращения как полноценные, как знак стоимости. Учитывая это, правительства нередко сознательно портили монеты, уменьшали вес монет в сравнении с номиналом, изменяли пробу денежного материала. Однако то, что они выигрывали от фальсификации монет, всякий раз теряли при сборе налогов. Поэтому следом за фальсификацией монет шел процесс изменения масштаба цен или учет монет по весу и пробе.

Практика функционирования неполноценных монет показала возможность замены золота и серебра бумажными деньгами. Впервые бумажные деньги были выпущены в XII в. в Китае. В России бумажные деньги были выпущены в 1769г. Обращение бумажных денег вводится государственной властью. Бумажные деньги являются не эквивалентом, а представителями золота, которое должно было бы обращаться в сфере товарного обращения.

Возможность замены денежного товара знаками, символами стоимости обусловлена ролью денег в товарном обращении, а именно тем, что они являются мимолетным посредником в обращении товаров.

Методика изложения.

При изложении нового материала учащиеся записывают что такое функция «Деньги, как средство обращения», рассматривают формулы: масса денег, количество денег, масса денег, необходимая для обращения.

При переходе ко второму вопросу учащимся предлагается ответить на не большой проблемный вопрос: «Как вы думаете, что значит кредит, кого можно назвать кредитором ? Охарактеризуйте»

Учащиеся начинают активизировать свое внимание на поставленную перед ними проблему-вопрос, преподаватель помогает им правильно сформулировать ответы.

2 вопрос. Функция «Деньги, как средство платежа»

Изложение 2 вопроса 10 мин.

Деньги как средство платежа. В рыночной экономике товары продаются с отсрочкой платежа, или в кредит. Продажа товаров в кредит обусловлена сезонностью производства, различиями во времени производства, сроках реализации, хранения и использования товаров.

В результате такой сделки продавец товара становится кредитором, а покупатель – должником. В момент заключения сделки деньги функционируют как мера стоимости. Должник в момент получения товара дает кредитору письменное долговое обязательство – вексель, в котором указана цена товара, полученного в кредит, и срок уплаты денег. С наступлением срока должник оплачивает цену товара, а кредитор возвращает вексель. В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. В случае неуплаты определенной суммы денег к указанному сроку деньги с должника, подписавшего вексель, могут быть получены в принудительном порядке с помощью государственных органов. Продажа товаров в кредит способствует ускорению реализации товаров, экономии денежного материала или издержек обращения.

Но векселя могут обращаться в товарном обороте, выполняя роль специфических кредитных денег. Это происходит тогда, когда товаропроизводитель или купец, продавший свой товар в кредит и получивший от покупателя вексель, в свою очередь использует его вместо денег для оплаты товаров, купленных у третьего товаропроизводителя. В этом случае он делает на векселе передаточную надпись – индоссамент. Подписавший вексель должник берет на себя обязательство его оплаты в случае неплатежеспособности должника, пустившего в обращение данный вексель. Последний, став владельцем векселя, таким же способом может рассчитаться за купленный товар с четвертым товаровладельцем и т.д. Так как в товарном обращении векселя превратились в кредитные деньги.

Банкноты (банковские билеты) появляются в результате замены частных векселей банков, которые оплачиваются по требованию наличными деньгами в любое время.

Банкноты обеспечены золотом, частными векселями, валютой других стран, находящихся в распоряжении банка. Банкноты выпускаются в обращение центральными эмиссионными банками.

Рыночная экономика порождает еще один вид кредитных денег – чеки.

Чек – это документ, содержащий письменное распоряжение владельца текущего счета в банке о выплате определенной суммы денег определенному лицу или предъявителю либо о перечислении их на другой счет банком.

Существует три основных вида чеков:

Именные (не подлежащие передаче);

Ордерные (передача другому лицу с индоссаментом);

Предъявительские (передаваемые без индоссамента).

Методика изложения.

При изложении вопроса учащиеся записывают в тетрадь на поставленные мной в конце первого вопроса ответы: что такое кредит, кого можно назвать кредитором. При изложении материала используется плакат «Кредитные деньги» Приложение 4

Также записываются в тетрадь определения банкноты, чека, векселя.

3. Домашнее задание: (5 мин).

Подготовится к устному опросу по пройденной теме. Знать формулы нахождения массы денег, количества денег, необходимых государству, отличия кредитных денег друг от друга.

Литература: Камаев В.Д. Экономическая теория

Борисов А.М. Экономическая теория и любые другие учебники по экономической теории.

4. Завершение работы и подведение итогов: (5 мин).

Оценка ответов всех учащихся на проблемные ситуации и при решении задачи по 5-ти бальной системе.

Выводы и предложения.

В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела проблему активизации познавательной деятельности учащихся колледжа, какие методы активного обучения необходимо применять преподавателю в своей деятельности.

На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.

По многочисленным пожеланиям читателей, публикую монстр-пост, содержащий список книг и статей, которые, по моему скромному мнению, могут помочь осмыслить происходящие вокруг процессы.
Специальные уточнения: это МОЙ личный список, это моя личная «книжная полка» в ее максимально укороченной версии. Нет, это не «курс обучения». Нет, я не согласен со всеми авторами. Нет, это не «список книг, чтобы думать как Кримсон». Это список книг, которые помогут думать. Сам факт мышления — уже большое достижение в наше время.
Акценты в списке (так как это мой список) сделаны на финансы, экономику, пропаганду и геополитику, с небольшими вкраплениями моей отсебятины на другие темы. Список не претендует на академичность, интеллектуальность, последовательность и так далее. Он вообще ни на что не претендует. Кому он подходит? Не знаю. Надеюсь, что каждый сможет найти в нем что-то полезное. На всякий случай, список сопровождают краткие комментарии. Первоначальный набор книг был намного больше, но я постарался его обрезать чтобы он принял хоть сколь-нибудь удобоваримую форму.
Последнее важное уточнение — по большей части список состоит из литературы, которая писалась и издавалась на английском языке. В большинстве случаев я понятия не имею есть ли русские переводы (предполагаю, что для большинства книг — есть), и понятия не имею об их качестве, так как все нижеперечисленное я читал на языке оригинала, что и вам настоятельно рекомендую.

Поехали!
Экономика и околоэкономическая теория:
Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations — Стоит прочитать чтобы иметь собственное представление о «невидимой руке рынка» и что Смит действительно под ней подразумевал (и что не понимают российские псевдолибералы)
David Ricardo, On the Principles of Political Economy and Taxation — основоположник теории free trade
Ha-Joon Chang, Bad Samaritans: The Myth of Free Trade and the Secret History of Capitalism — одна из лучших книг, критикующих идеологических наследников Ricardo
Thomas Robert Malthus, An Essay on the Principle of Population — «мальтузиаство» считается одним из идеологических столпов наднациональных элит западного мира
Thomas Piketty, Capital in the Twenty-First Century — книга, которая снова сделала поп-марксизм модным
Ludwig von Mises, The Causes of the Economic Crisis, and Other Essays Before and After the Great Depression — один из любимых экономистов социал-дарвинистов, «папа» Эйн Ранд и, наверное, самый уважаемый экономист «старого» Wall Street (сейчас Wall Street любит Кейнса)
John Maynard Keynes, The General Theory of Employment, Interest and Money — из этой книги выросли все или почти все идиотские теории о вытягивании экономики из кризиса за счет «накачки» деньгами. Примечательно, что авторы этих теорий в большинстве своем поняли Кейнса неправильно или превратно его интерпретировали. Книгу стоит прочитать в том числе ради знаменитого рассуждения о «бутылках с долларами», которые надо закапывать в угольные шахты, а потом откапывать.
Milton Friedman, Optimum Quantity of Money and Other Essays — коллекция эссе экономиста, который очень сильно повлиял на Рейгана и Тэтчер, а также автора мема «сбрасывать деньги с вертолета» (да, мем придумал Фридман, а «вертолетом» прозвали Бернанке)
Ben Bernanke, The Courage to Act: A Memoir of a Crisis and Its Aftermath — Воспоминания Бернанке о финансовом кризисе 2008. Так сказать «официальная версия США».
Niall Ferguson, Ascent of Money — одна из лучших книг по «истории денег» и банковского дела.
John Forbes Nash, — Equilibrium Points in N-person Games, The Bargaining Problem, Non-cooperative Games, Two-person Cooperative Games — да, тот самый Нэш, из «Игр разума». «Теорию игр» нужно знать для того чтобы понимать, через какую оптику на мировую экономику, дипломатию, да и геополитику в целом смотрят многие наши оппоненты. Может и вам эта оптика понравится своей жестокой математической чистотой и элегантностью.
Friedrich Hayek, The Use of Knowledge In Society — ода ценообразованию как важному источнику информации
Steven Levitt, Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything — одна из двух экономических книг, которую прочитали многие хипстеры нашей планеты. Помогает понять, что у многих из них в головах. Вторая книга, которую они прочитали — Пикетти.
George Akerlof, The Market of Lemons — почему в условиях свободного рынка, с рынка исчезают качественные продукты и услуги.
Charles Mackay, Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds — очень старая книга британского журналиста, который раскладывает (не идеально, но задорно) историю коллективных маний и финансовых кризисов, вызванных коллективной уверенностью, что «на этот раз все будет по-другому». На самом деле, под солнцем ничего нового нет.

John Kenneth Galbraith, The Affluent Society — Эта книга воплощает в себе интеллектуальный «неолиберализм»
George Akerlof & Robert Shiller, Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy, and Why It Matters for Global Capitalism — пересечение психологии и экономики. Прочтение помогает понять откуда у мировых ЦБ развилась мания «менеджмента ожиданий» вместо реальной монетарной политики
Финансы, финансовые рынки
Burton Malkiel, A Random Walk Down Wall Street — библия верующих в теорию эффективного рынка (или «случайного» рынка)
Sandford Grosman, On The Impossibility Of Informationally Efficient Markets — очень хорошая критика теории эффективного рынка
Justin Fox, The Myth of the Rational Market — убийственная критика теории рационального рынка
Benjamin Graham (Jason Zweig), The Intelligent Investor — книга из которой «родился» современный фундаментальный анализ
Nassim Taleb, тетралогия Incerto: Fooled by Randomness, The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable, The Bed of Procrustes: Philosophical and Practical Aphorisms, Antifragile: Things That Gain from Disorder. — Талеба надо читать. Всего. Вот просто надо. И когда выйдет книга про «Skin in the game», ее тоже надо читать.
Матчасть (которую надо знать):
Frank Fabozzi, Bond Markets, Analysis, and Strategies — бонды и все fixed income. Лучшей книги на эту тему все равно не придумали.
John C. Hull, Options, Futures, and Other Derivatives — фьючерсы, опционы и другие деривативы. Стоит прочитать чтобы хотя бы перестать бояться этих «страшных слов» и начать с сочувствием смотреть на тех, кто при слове «дериватив» хватается за огнемет.
Tim Weithers, Foreign Exchange: A Practical Guide to the FX Markets — валютный рынок, «объясненный на пальцах» и нормальным практиком, а не зазывалой очередной «форекс-кухни».
опционально — Nassim Taleb, Dynamic Hedging: Managing Vanilla and Exotic Options — да, тот самый Талеб. Это его первая книга, написана для «финансовых маньяков», но она крайне полезна любому, к кому друзья, клиенты, знакомые и коллеги приходят после общения с очередным сейлзом из VIP отделения банка с папкой «уникальный VIP предложений, только для избранных». Обычно эти предложения состоят из всяких «эксклюзивных структурных продуктов». Полезно знать, на что это все раскладывается, и как правильно это все посчитать и понять насколько вашего друга/клиента хотят обмануть сейлзы.
Книги о том, «как там все на самом деле» в финансовом мире, на примерах конкретных кризисов, банкротств и просто ежедневной деятельности крупных финансовых организаций:
Satyajit Das, Traders, Guns & Money: Knowns & Unknowns in the Dazzling World of Derivatives — обязательно к прочтению.
Michael Lewis, Liar’s Poker
Michael Lewis, The Big Short: Inside the Doomsday Machine — про истоки нынешнего кризиса
Liaquat Ahamed, Lords of Finance
Bryan Burrough, Barbarians At the Gate
Mervyn King, The End of Alchemy: Money, Banking, and the Future of the Global Economy — да, тот самый Мервин Кинг. И его книга в этом разделе потому что он в разы честнее Бернанке в плане описания того, что произошло в кризис. Все равно много врет, конечно.

Peter Elkind, The Smartest Guys in the Room: the Amazing Rise and Scandalous Fall of Enron
Adrew Ross Sorkin, Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System and Themselves — читайте, если иметь представление о том, что произошло в первой фазе кризиса хочется, но внутреннее ханжество не позволяет читать слишком брутальные книги (те самые, где везде виски, секс, кокс, взятки и весь остальной рок-н-ролл).
Геополитика
Kenneth Waltz, Man, the State, and War — компендиум теорий войны, принятых в западной науке
Henry A. Kissinger, книги: Diplomacy; On China; White House Years — Киссинджер. Еще аргументы нужны?
Robert Jervis, Perception and Misperception in International Politics — оптика западных аналитиков и геополитиков
Zbigniew Brzezinski, книги: The Grand Chessboard: American Primacy And Its Geostrategic Imperatives; Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power — Манифесты американской исключительности. Читать с пакетом для рвоты под рукой. Будет тошнить. Но читать надо. Они действительно так думают.
Jared Diamond, Guns, Germs, and Steel — классический труд, показывающий как биология, география и другие вещи, которые зачастую не принято анализировать, влияют на геополитику
Francis Fukuyama, Political Order and Political Decay: From the Industrial Revolution to the Globalization of Democracy — Конец истории или еще не конец? Вот в чем вопрос.
George Soros, книги: The Tragedy of the European Union: Disintegration or Revival? ; The Soros Lectures: At the Central European University — коллекция взглядов и рассуждений одного из влиятельных идеологов однополярного мира
Daniel W. Drezner, The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations — автор — член CFR и один из ведущих теоретиков политики «экономического давления», которой пользуются США.
Daniel W. Drezner, Theories of International Politics and Zombies: Revived Edition — есть авторы, которые могут объяснять «на пальцах». Drezner объясняет наиболее известные теории международных отношений «на зомби». Очень толково объясняет.
Robert D. Blackwill, War by Other Means, Geoeconomics and Statecraft — еще одна знаковая (но на этот раз очень свежая!) книга от члена CFR. Очень критический анализ того как Вашингтон достигает своих политических целей, зачастую предпочитая военную силу экономическому давлению, хотя (с точки зрения авторов) экономическое давление — это лучший инструмент.
Теория и практика пропаганды
Robert B. Cialdini, Influence: The Psychology of Persuasion — пожалуй, лучший учебник классических приемов воздействия на аудиторию, клиентуру, близких и так далее
Edward Bernays, Propaganda — классика теории пропаганды
Edward Bernays, Crystallizing Public Opinion — классика теории пропаганды
Gustave Le Bon, The Crowd: A Study of the Popular Mind — одна из фундаментальных работ по психологии толпы. Очень неполиткорректная по нынешним меркам, но очень актуальная с точки зрения многих наших геополитических оппонентов.
Ryan Holiday, Trust Me, I’m Lying: Confessions of a Media Manipulator — приемы пропаганды и манипуляции, приложенные к современным реалиям, соцсетям и интернет-СМИ
В качестве учебника по работе с публичной информацией и манипуляциями, могу предложить очень толковые книги российского автора:
Ющук Е. Л. — «Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей», «Учебник по Конкурентной разведке» — содержат инструментарий для работы с информацией, более чем достаточный для начала работы гражданского аналитика.
Дополнительная, но важная литература:
The Bible (King James Version) — несмотря на полную дехристианизацию западного мира, сам западный мир, его фундаментальные тексты и многие рассуждения его знаковых идеологов невозможно полностью понять без знакомства с библейскими сюжетами.
William Shakespeare — пьесы, сонеты — Опять же, это часть культурного минимума, который ожидается многими серьезными западными авторами от читателей. Ну, и как говорится, «это просто красиво».
Daniel Kahneman, Thinking, Fast and Slow — одна из лучших книг о том, как мы думаем. Включена в этот раздел из-за того что считается теперь практически mandatory reading в продвинутой западной финансовой среде
Тихон Шевкунов, «Несвятые святые» — этой книгой я завершаю список, и для этого есть веская причина. Погружение в мир финансов, геополитики и пропаганды, особенно если оно производится через чтение сильных и ярких книг об этих сферах человеческой деятельности, почти обязательно приводит к приступам тяжелейшей мизантропии и риску «выгорания». Для того чтобы этот риск минимизировать, да и просто не превратиться потихоньку в бездушную машину по анализу информации и генерированию «креатива», желательно разбавлять чтение книг из списка чтением чего-то, что будет напоминать о светлых сторонах жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх