Куперс

Бухучет и анализ

Счет 401

РАСЧЕТЫ ПО ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения, осуществляя свою деятельность, производят расчеты по принятым обязательствам перед физическими лицами (в части начисленных сумм заработной платы (стипендий, пенсий, пособий)), а также перед субъектами гражданских прав за приобретенные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
О том, на каких счетах отражаются расчеты по принятым обязательствам в учете бюджетного учреждения, мы и поговорим в данной статье.
Для начала отметим, что обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Такое определение обязательства содержит пункт 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ Российской Федерации 29.12.1997 г.
Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.
Заключение любого договора предполагает возникновение у каждой из сторон соглашения определенных прав и обязанностей. Исполнение договора характеризуется появлением должника и кредитора. Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Таким образом, учреждение, например, не выплатив работнику в установленный срок заработную плату, становится для работника должником, а работник для учреждения — кредитором.
Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, что установлено статьей 2 Закона N 402-ФЗ. Обязанность ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями следует также из статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся , в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, которые устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты 1, 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).

бухучета «Зарегистрированный (паевой) капитал»

Тема: План счетов бухгалтерского учета Украины, Бухгалтерский учет в Украине.

Счет 40 предназначен для учета и обобщeния информации о состоянии и движeнии уставного и другoго зарегистрированного капитала, паевого капитала предпpиятия в соответствии c зaконодательством и учредительными документами, a тaкже взносов в объявленный, но eще не зарегистрированный уставный капитал.

Дополнительно: Справочник «Бухгалтерские проводки»

Пo кредиту счета 40 «Зарегистрированный (паeвой) капитал» отражается увеличение зарегистрированногo и паевого капитала, a тaкже поступление взносов в объявленный, нo еще нe зарегистрированный уставный капитал, пo дебету — его уменьшение (изъятиe).

Счет 40 «Зарегистрированный (паевoй) капитал» имеет следующие субсчетa:

401 «Уставный капитaл»;

402 «Паевой капитaл»;

403 «Прoчий зарегистрированный капитaл»;

404 «Взносы в незарегистрированный устaвный капитал».

Нa субсчете 401 «Уставный капитал» отражаeтcя уставный капитал хозяйственных обществ, государственныx и коммунальных предприятий. Пo кредиту субсчетa 401 «Уставный капитал» отражaется увеличение уставного капитала, пo дебету — егo уменьшение (изъятие). Сальдо на этoм субсчете должно соответствовaть размеру уставного капитала, зафиксированнoму в учредительных документах предприятия. Аналитичеcкий учет уставного капитала ведется пo видам капитала пo каждoму учредителю, участнику, акционеpу и т.п.

Нa субсчете 402 «Паевой капитал» отражаeтся и обобщается информация o cуммах паевых взносов членов потребительского oбщества, коллективного сельскохозяйственного предпpиятия, жилищностроительного кооператива, кредитного союзa и других предприятий, предусмотренныx учредительными документами. Паевой капитал — этo совокупность денежных средств физическиx и юридических лиц, добровольно размещенныx в обществе для осуществления eго хозяйственно-финансовой деятельноcти. Коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСП) нa субсчете 402 «Паевой капитал» учитывaют часть стоимости имущества, кoторая была разделена нa паи между eго членами, часть стоимости имущества, кoторая не была разделена нa паи между его членами, a тaкже увеличение (уменьшение) стоимости имуществa в течениe деятельности предприятия. Аналитический учет пo субсчету 402 «Паевой капитал» ведется пo видам капитала.

Бухгалтерские проводки, Бухгалтерский баланс.

Нa субсчетe 403 «Прочий зарегистрированный капитал» отражаетcя зарегистрированный капитал другиx предприятий, в частноcти частных предприятий, формирование которогo предусмотрено в учредительных документах.

Нa субсчете 404 «Взносы в незарегистрировaнный уставный капитал» отражаются взносы, поступающиe для формирования уставного капиталa, в частности акционерного общества, поcле его объявления и дo регистрации соответствующих изменeний в учредительные документы. Сальдо субсчетa 404 послe регистрации уставного капитала в установленнoм порядке списывается в корреспонденции c крeдитом субсчетa 401 «Уставный капитал», a в случаe если предприятию отказанo в регистрации уставного капитала, в корреспондeнции с дебетом субсчета 404 отражаютcя операции пo возврату активов, поступавших в качествe взносов.

Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Счет 40 коррeспондируeт

пo дебету с кредитoм счетов:

по кредиту с дeбетом счетов:

«Касса»

«Основные средства»

«Счета в банках»

«Прочие необоротные материальные активы»

«Дополнительный капитал»

«Нематериальные активы»

«Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»

«Долгосрочные финансовые инвестиции»

«Изъятый капитал»

«Капитальные инвестиции»

«Неоплаченный капитал»

«Долгосрочные биологические активы»

«Расчеты с участниками»

«Производственные запасы»

«Текущие биологические активы»

«Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

«Товары»

«Касса»

«Счета в банках»

«Текущие финансовые инвестиции»

«Капитал в дооценках»

«Дополнительный капитал»

«Резервный капитал»

«Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»

«Неоплачений капитал»

«Долгосрочные займы»

«Краткосрочные займы»

«Расчеты с поставщиками и подрядчикaми»

«Расчеты пo выплатам работникам»

«Расчеты с участниками»

«Расчеты по другим операциям»

Ещe страницы по темам Счет 40 (уставный капитал):

  • < Счет 41 бухучета «Капитал в дооценках»
  • Счет 39 Расходы будущих периодов >

В декабре 2019 года на лицевой счет бюджетного учреждения зачислены доходы от пеней и штрафов за нарушение условий договора (КОСГУ 141) в качестве невыясненного поступления в связи с ошибкой в платежном поручении. Поступление отражено по дебету счета 201 11 и кредиту счета 205 81. В январе 2020 года произведено уточнение невыясненных поступлений через орган казначейства с отражением в выписке.
Какими проводками следует отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

31 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уточнение невыясненного платежа через орган казначейства на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения, отражается по дебету счета 205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям» и кредиту счета 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» с одновременным отражением уточненного платежа по дебету счета 201 11 в корреспонденции с соответствующим счетом, предназначенным для учета расчетов с контрагентом — плательщиком поступлений, по которым произведено уточнение.

Обоснование вывода:
Для бюджетных учреждений установлена норма при отражении доходных операций применять в обязательном порядке аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов) (п. 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н). Согласно п. 12.1.7 Порядка N 85н и п. 9.8.1 Порядка N 209н доходы бюджетных учреждений, зачисленные как невыясненные поступления в связи с некорректным заполнением плательщиком реквизитов (кода доходов) в платежном поручении, отражаются по подстатье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ.
Для учета поступивших невыясненных платежей Инструкциями NN 157н, 174н предусмотрен счет 205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям». В то же время бухгалтерские записи для отражения ситуации по уточнению невыясненных платежей, поступивших на лицевой счет учреждения в связи с ошибкой в платежном поручении, в Инструкции N 174н отсутствуют.
По общему правилу операции по поступлению, выбытию денежных средств с лицевых счетов бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п.п. 72, 73 Инструкции N 174н). Поступление на лицевой счет доходов отражается по дебету счета 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 205 00 «Расчеты по доходам» (п.п. 72, 94 Инструкции N 174н). Выбытие с лицевого счета денежных средств отражается по кредиту счета 201 11.
Корреспонденция счетов по уточнению невыясненных поступлений предусмотрена п. 91 Инструкции N 162н, согласно которой казенными учреждениями уточнение невыясненных платежей отражается по дебету счета 205 81. С учетом принципа сопоставимости показателей данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от их типа, закрепленного в абзаце 10 п. 3 Инструкции N 157н, можно предположить, что уточнение невыясненных поступлений отражается аналогичным образом и бюджетными учреждениями.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возможно отразить уточнение невыясненных поступлений в текущем финансовом году, в данном случае — с учетом положений абзаца 2 п. 4 Инструкции N 174н с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет 2 205 81 56Х Кредит 2 201 11 610,
одновременно отражается уменьшение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (180 АнКВД, 181 КОСГУ)
— закрытие расчетов по невыясненным поступлениям в связи с их уточнением;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 41 66Х*(1),
одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (140 АнКВД, 141 КОСГУ)
— отражение поступившей от контрагента суммы погашения задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по уточнению кодов бюджетной классификации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

10 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Несмотря на то что новый План счетов и Типовая корреспонденция действуют уже полутора года, вопросов относительно применения субсчетов и отражения операций меньше не становится. Также множество вопросов вызывает проведение классификации операций на обменные и необменные. Потому давайте рассмотрим наиболее распространенные вопросы, возникающие у бухгалтеров бюджетных учреждений.

Основные нормативные документы, которыми бухгалтеру следует руководствоваться при определении соответствующего субсчета, вида операции и бухгалтерских проводок, – НП(С)БУГС, План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина Украины от 31.12.2013 г. № 1203 (далее — План счетов № 1203), Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина Украины от 29.12.2015 г. № 1219 (далее — Порядок № 1219), Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина Украины от 29.12.2015 г. № 1219 (далее — Типовая корреспонденция).

Учет необоротных активов

На каком субсчете учитывать телевизор стоимостью 5595 грн, пылесос моющий ─ 3510 грн, стол компьютерный ─ 3750 грн, шкаф ─ 3550 грн, диван угловой ─ 4700 грн? На какой счет отнести перечисленные необоротные активы: как основные средства или как прочие необоротные материальные активы?

ОТВЕТ: Прежде чем определиться с субсчетом, необходимо обратиться к НП(С)БУГС 121 «Основные средства».

Бюджетные учреждения к малоценным необоротным материальным активам относят предметы стоимостью (без НДС), не превышающей 6000 грн, и срок использования которых составляет больше одного года (абз. 2 п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 «Основные средства»).

Поэтому все перечисленные предметы попадают на субсчет 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

На территории бюджетного учреждения растут единичные деревья. На какой субсчет поставить их на учет: 1711 или 1017?

ОТВЕТ: В понимании бухгалтерского учета деревья можно назвать и долгосрочными биологическими активами, и многолетними насаждениями.

Многолетние насаждения включают, в частности, такие виды насаждений, как насаждения всех видов (деревья и кустарники), озеленительные и декоративные насаждения в парках, садах, скверах, на территории учреждений (п. 1.1 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далее — Методрекомендации по учету ОС).

Субсчет 1017 «Животные и многолетние насаждения» предназначен для учета долгосрочных биологических активов, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, а также плодоносных растений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Руководствуясь Методрекомендациями по учету ОС, именно на этом субсчете учитываются деревья на территории учреждения, включая плодоносные деревья.

Арендатор (бюджетное учреждение) провел реконструкцию арендованных помещений. Как учитывать стоимость работ по реконструкции?

ОТВЕТ: Особенности учета проведенных арендатором улучшений помещения определяются НП(С)БУГС 126 «Аренда».

Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидавшихся от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных материальных активов (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУГС 126 «Аренда»).

Таким образом, стоимость улучшений как отдельный объект учета относится на одноименный субсчет 1118 «Прочие необоротные материальные активы» (п. 3 разд. IV Методрекомендаций по учету ОС).

Амортизация прочих необоротных материальных активов, созданных в результате улучшения объекта операционной аренды, начисляется прямолинейным методом с учетом срока использования объекта операционной аренды согласно договору аренды (абз. 2 п. 6 разд. V данных Методрекомендаций).

Учет запасов

На каком субсчете учитываются пальчиковые батарейки и как они потом списываются?

ОТВЕТ: Ввиду характеристик субсчетов, приведенных в Порядке № 1219, пальчиковые батарейки учетываются на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», а после выдачи в пользование их стоимость списывается с баланса. В дальнейшем ведется их оперативный количественный учет (п. 37 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далее — Методрекомендации по учету запасов).

После использования их ресурса отработанные батарейки нельзя просто выбросить – их следует передать на утилизацию. Акт передачи на утилизацию является основанием для снятия батареек с количественного оперативного учета.

На каких субсчетах учитывать замок врезной, замок накладной и замок навесной?

ОТВЕТ: Такие предметы учитываются на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Ведь именно он предназначен для учета:

  • хозяйственного инвентаря: предметы конторского и хозяйственного обустройства, столовый, кухонный и прочий хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;
  • хозяйственных материалов, используемых для текущих нужд учреждений: электрические лампы, мыло, щетки и т. п.

Однако после выдачи их в пользование (в эксплуатацию) стоимость таких предметов списывается с баланса учреждения с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования (п. 37 разд. ІІ Методрекомендаций по учету запасов).

Единственный нюанс: чтобы снять замки с количественного учета, требуется соответствующий документ. Соответственно, когда, скажем, врезной замок вставлен в дверное полотно, то должен быть акт установки; если навесной замок сломался – должен быть акт, устанавливающий факт поломки. Данные документы позволяют снять предметы с количественного учета, чтобы не возникало нестыковок при проведении инвентаризации.

На каком субсчете учитывать призы (смартфоны, планшеты, кубки), приобретенные учебным заведением для награждения победителей математической олимпиады? Зависит ли субсчет от стоимости приза?

ОТВЕТ: Смартфоны, планшеты, кубки, приобретенные для награждения победителей олимпиады, учитываются на субсчете 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи» (независимо от стоимости). Именно этот счет используется для учета приобретенных (полученных) активов, удерживаемых для последующего распределения или передачи.

Как оприходовать саженцы деревьев и кустов, приобретенные для высадки?

ОТВЕТ: Для их учета предназначен субсчет 1517 «Сырье и материалы». Ведь согласно Порядку № 1219 именно на нем учитываются саженцы, а также семена, используемые для высадки. Да и называются саженцы деревьев и кустов часто именно посадочным материалом.

На какой субсчет относятся полученные бюджетным учреждением медикаменты, предназначенные для передачи другому бюджетному учреждению?

ОТВЕТ: Бюджетное учреждение, получившее запасы (медикаменты) для дальнейшей передачи, ставит их на учет на субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи».

Учет расчетов

Какой субсчет применять при расчетах по возмещению коммунальных услуг арендатором?

ОТВЕТ: План счетов № 1203 предлагает десяток субсчетов, предназначенных для учета расчетов, потому в них действительно можно запутаться. Если же проанализировать Типовую корреспонденцию, то она предлагает расчеты по возмещению коммунальных услуг арендатором отражать через субсчет 2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность» или 6415 «Прочая текущая кредиторская задолженность».

Какой субсчет применять в случае предварительной оплаты товаров, работ услуг бюджетным учреждением?

ОТВЕТ: Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками при предварительной оплате товаров, работ, услуг используется субсчет 2113 «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги» То есть на этом субсчете отражается авансовая оплата бюджетным учреждением товаров, работ, услуг.

Учет доходов и расходов

Бюджетным учреждением приходуются стеклянные банки после использования содержащихся в них продуктов. На какой субсчет их оприходовать и какие это будут доходы: от необменной или обменной операции?

ОТВЕТ: Прежде всего необходимо определиться, в последующем стеклянные банки планируется использовать для нужд учреждения или они будут реализовываться. Ведь именно от этого зависит, какой субсчет использовать для признания доходов. Из характеристик субсчетов, приведенных в Порядке № 1219, следует:

  • если банки будут использоваться для нужд учреждения, то доход признается на субсчете 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе»;
  • если же они предназначены для реализации, то доход признается на субсчете 7211 «Доход от реализации активов».

Доходы, признанные на субсчетах 7112 и 7211, являются доходами от обменных операций, которые отражаются, соответственно, в строках 2020 и 2030 разд. I Отчета о финансовых результатах (формы № 2-дс).

Бюджетное учреждение получило благотворительные взносы в денежной форме. Средства были использованы на приобретение товаров для хозяйственных нужд учреждения (приобретение канцтоваров, бумаги, моющих средств), связанных с ее основной деятельностью. Какая это операция: обменная или необменная? На какой субсчет отнести расходы: на субсчет 8013 или 8512?

ОТВЕТ: Прежде всего, обменная или необменная операция определяется отдельно для доходов и расходов. Получение бюджетным учреждением благотворительных взносов в денежной форме является доходом от необменных операций (п. 1.2 разд. ІІ НП(С)БУГС 124 «Доходы»). Согласно п. 3.4 данного раздела Стандарта доход признается одновременно с получением активов, то есть по факту отнесения благотворительных взносов на специальный регистрационный счет (или внесения наличных в кассу). Признаются доходы от таких операций через субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям».

Расходование хозяйственных и канцелярских товаров (приобретенных за счет благотворительных взносов) на нужды учреждения уже будет обменной операцией. При выдаче хозяйственных и канцелярских товаров для использования расходы признаются на субсчете 8013 «Материальные расходы» — если они связаны с осуществлением основных функций учреждения (а если это платные услуги — 8113).

Бюджетное учреждение уплатило в текущем году судебный сбор за поданный иск в суд. На какой субсчет отнести расходы? Как быть, если эта сумма будет возмещена ответчиком, поскольку решение было принято в пользу бюджетного учреждения?

ОТВЕТ: Поскольку судебный сбор уплачивается в связи с подачей судебного иска как обязательный платеж, то такие расходы целесообразно отнести на субсчет 8511 «Расходы по необменным операциям».

В случае возмещения суммы судебного сбора, уплаченного в текущем году, при поступлении средств на регистрационный счет восстанавливаются кассовые и фактические расходы: Дт 2313 «Регистрационные счета» — Кт 8511 «Расходы по необменным операциям», 5511 «Финансовый результат выполнения сметы отчетного периода».

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх