Куперс

Бухучет и анализ

Штрафы за медосмотры 2018

Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. На время прохождения медосмотров за ними сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

Порядок проведения обязательных медосмотров приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Виды обязательных медосмотров

Все обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

  • предварительные (проводятся при трудоустройстве);
  • периодические (проводятся в течение всего срока работы сотрудника в организации);
  • внеочередные (проводятся по просьбе сотрудников в соответствии с медицинским заключением).

Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ.

Организация медосмотра

Организовать проведение обязательного медосмотра организация может:

  • в лицензированном медучреждении по договору с ним;
  • в собственном лицензированном медпункте.

Это следует из положений пункта 46 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Бухучет

Бухучет затрат на проведение медосмотров зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

Затраты на обязательные медосмотры, проведенные за счет средств организации, отнесите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Если медосмотр проводится в собственном медпункте, расходы спишите проводками:

Дебет 26 (44) Кредит 02 (10, 70, 68, 69…)

– отражены расходы на содержание медпункта (медикаменты, зарплату медперсонала).

Если медосмотр проводится по договору с медучреждением, стоимость оказанных услуг оформите проводкой:

Дебет 26 (44) Кредит 76

– отражены расходы на проведение обязательного медосмотра.

Если сотрудник прошел медосмотр за свой счет, а организация возмещает ему расходы, начисление компенсации отразите проводкой:

Дебет 26 (44) Кредит 73

– начислена компенсация расходов на прохождение обязательного медосмотра.

НДФЛ и страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, сумма компенсации расходов на прохождение обязательного медосмотра не облагается:

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с оплаты проезда сотрудников в места проведения медицинских обследований и проживания в этих местах? Медучреждения, в которых проводятся медосмотры, территориально удалены от местонахождения работодателя.

Ответ на этот вопрос зависит от того, обязательно проведение этих медицинских обследований в соответствии с Трудовым кодексом РФ или нет.

Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры должны проходить сотрудники, занятые:

  • на тяжелых работах;
  • на работах с вредными или опасными условиями труда (в т. ч. на подземных);
  • на работах, связанных с движением транспорта;
  • в пищевой промышленности, общественном питании и торговле;
  • в обслуживании водопроводных сооружений;
  • в лечебно-профилактических и детских учреждениях.

Указанные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Такие правила установлены в статье 213 Трудового кодекса РФ.

Если лечебные учреждения, в которых проводятся обязательные медосмотры, расположены далеко от местонахождения организации, то она оплачивает сотрудникам проезд до пункта назначения и проживание за время прохождения осмотра. Суммы такой оплаты не могут считаться экономической выгодой (доходом) сотрудника, поскольку прохождение медосмотра является обязанностью каждого работника (ст. 213 ТК РФ, ст. 41 НК РФ). Следовательно, если организация оплачивает сотрудникам проезд к месту проведения обязательных медицинских обследований и проживание в месте их проведения, то такие суммы не облагаются НДФЛ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-211.

Однако, если проведение медосмотра не предусмотрено статьей 213 Трудового кодекса РФ, то оплата сотруднику проезда к месту проведения такого медосмотра и проживания в месте его проведения признается доходом работника, полученным в натуральной форме. Суммы такой оплаты облагаются НДФЛ (ст. 211 НК РФ).

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 20 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-349.

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

Отражение расходов на проведение медосмотров при расчете налога на прибыль зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

При расчете налога на прибыль затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждена письмами Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение обязательного предварительного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения

В январе по договору с районной поликлиникой ООО «Производственная фирма «Мастер»» провело медосмотр сотрудников, занятых производством металлургических агломератов. Стоимость медосмотра – 300 000 руб. (без НДС). Налог на прибыль «Мастер» начисляет ежемесячно, при расчете использует метод начисления.

В учете организации сделаны следующие записи:

Дебет 26 Кредит 76
– 300 000 руб. – отражены расходы на медосмотр сотрудников;

Дебет 76 Кредит 51
– 300 000 руб. – оплачен медосмотр сотрудников.

При расчете налога на прибыль за январь бухгалтер организации включил в состав прочих расходов 300 000 руб.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть компенсацию затрат на обязательный медосмотр при приеме на работу водителей? Компенсация выплачивается сотруднику по истечении испытательного срока.

Ответ: да, можно.

Сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные медосмотры (ст. 213 и 328 ТК РФ). Затраты на возмещение стоимости оплаченных ими за свой счет медосмотров при трудоустройстве уменьшают налогооблагаемую прибыль. Основание – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом сотрудники должны документально подтвердить понесенные ими расходы на медосмотр.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 21 ноября 2008 г. № 03-03-06/4/84.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на содержание медпункта (здравпункта), расположенного на территории организации?

Можно, но при одновременном соблюдении двух условий:

  • необходимость наличия медпункта должна быть продиктована требованиями законодательства. Такая необходимость возникает, например, если медпункт нужен для оказания первой (доврачебной) помощи на предприятиях с вредными и опасными условиями труда;
  • медпункт должен входить в состав самой организации (т. е. не должен являться структурным подразделением другого предприятия, например, медицинского учреждения).

При соблюдении всех вышеперечисленных условий организация вправе учесть затраты на содержание медпункта (здравпункта) в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

В остальных случаях, например, если организация проводит в созданном медпункте медосмотры сотрудников по своей инициативе и (или) он является структурным подразделением другой организации, расходы на содержание такого медпункта учесть нельзя (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Совет: есть аргументы, которые позволяют учесть расходы на содержание медпункта даже в тех случаях, когда необходимость в нем не связана с требованиями законодательства.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не связывает содержание медпункта на территории организации с наличием в ее деятельности вредных условий, факторов, предполагающих обязательное проведение медосмотров, или с требованием законодательства об оказании первой (доврачебной) помощи.

Поэтому, если расходы на содержание медпункта экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно учитывать при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ). Даже если содержать медпункт и проводить медосмотры своих сотрудников организация не обязана.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых содержатся аналогичные выводы (см., например, постановления ФАС Московского округа от 19 июля 2007 г. № КА-А40/6818-07, Центрального округа от 9 ноября 2006 г. № А08-11753/05-25 и Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. № А12-2078/2006-С29).

Однако в данном случае расходы на содержание медпункта необходимо обосновать дополнительно.

Во-первых, следует подтвердить, что наличие в организации медпункта по медицинским показаниям действительно необходимо для персонала. Например, для сотрудников, постоянно работающих на компьютерах, медосмотры рекомендованы пунктом 13.1 статьи 13 постановления от 3 июня 2003 г. № 118, которое вводит в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Во-вторых, нужно, чтобы созданный медпункт был оборудован и функционировал под контролем квалифицированного специалиста. Например, медицинского работника (штатного или совместителя).

Если медпункт оказывает медицинские услуги не только сотрудникам, но и другим гражданам, учет доходов и расходов по такому подразделению ведите обособленно (ст. 275.1 НК РФ, письмо ФНС России от 2 сентября 2010 г. № ШС-37-3/10421). В таком случае медпункт может быть признан обслуживающим хозяйством. При этом право учесть затраты на содержание медпункта в составе расходов от деятельности обслуживающих производств и хозяйств не зависит от обязанности организации проводить медосмотры.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на проведение предварительного медосмотра, если после него выяснилось, что гражданин не может быть принят на работу по состоянию здоровья?

Ответ: да, можно.

Организация обязана обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медосмотров при поступлении сотрудника на работу. Если претендент на трудоустройство самостоятельно оплатил медосмотр, то независимо от результатов организация обязана возместить ему понесенные расходы. При этом обязанность проведения медосмотров не ставится в зависимость от факта дальнейшего трудоустройства сотрудника. Такой порядок следует из абзаца 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ.

Поскольку предварительные медосмотры проводятся не по инициативе организации, а в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, затраты на их проведение нужно квалифицировать как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840 и от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/648.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы организации на вакцинацию (проведение профилактических прививок) сотрудников?

Ответ: да, можно.

При расчете налога на прибыль расходы на вакцинацию сотрудников можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но для этого должно соблюдаться одно условие – проводя вакцинацию сотрудников, организация выполняет возложенные на нее законодательством обязанности. То есть такая вакцинация должна быть обязательной. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/1/357.

О необходимости проведения на предприятиях профилактических мероприятий свидетельствует статья 11 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. А также санитарно-эпидемиологические правила СП 3.12.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г. № 63.

Кроме того, о важности вакцинации сотрудников высказался и Роспотребнадзор в постановлении от 1 сентября 2004 г. № 1 (принято совместно с Главным государственным санитарным врачом). В этом документе руководителям организаций порекомендовано выделять средства на закупку противогриппозных вакцин.

Правомерность включения затрат на вакцинацию сотрудников в расходы при расчете налога на прибыль подтверждается и арбитражной практикой. Однако основания для учета таких расходов суды приводят разные:

– организация, которая проводит вакцинацию сотрудников от гриппа по предписанию, полученному от органа государственного санэпиднадзора, вправе включить затраты на вакцинацию в состав прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Доказательством обоснованности затрат и связи с деятельностью, направленной на получение доходов, будет служить указанное предписание органа санэпиднадзора (см., например постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. № А56-29688/2005);

– затраты на вакцинацию сотрудников можно учесть в составе прочих расходов по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть как расходы на обеспечение нормальных условий труда (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 июля 2007 г. № КА-А40/5665-07, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007);

– затраты на вакцинацию сотрудников можно включить в состав расходов на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ). При этом суды признали обоснованность таких затрат как произведенных на основании трудового (коллективного) договора (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 24 октября 2006 г. № А65-6040/2005-СА2-8, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят налог с доходов, расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не уменьшат (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то отражение затрат на проведение медосмотров при расчете единого налога зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

При расчете единого налога затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 24 февраля 2014 г. № 03-11-11/7618.

Ситуация: может ли организация, оказывающая услуги общественного питания, учесть в составе расходов затраты на медосмотры сотрудников? Организация применяет упрощенку, платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, может.

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму материальных затрат (подп. 5 п. 1 346.16 НК РФ). Эти расходы учитываются в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В состав материальных расходов включаются расходы на оплату услуг сторонних организаций, в том числе по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К производственному контролю относится, в том числе, организация медицинских осмотров должностных лиц и сотрудников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды (п. 2.4 Санитарных правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года).

Таким образом, для организаций, которые оказывают услуги общественного питания, медосмотры сотрудников являются обязательными (ст. 213 ТК РФ). Затраты на их проведение учтите при расчете единого налога в составе материальных расходов.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не влияют.

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Расходы, относящиеся к деятельности организации на ЕНВД, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому затраты (возмещение расходов) на прохождение обязательного медосмотра сотрудниками, которые одновременно заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности на общей системе налогообложения, нужно распределять.

Затраты (возмещение расходов) на прохождение обязательного медосмотра сотрудниками, занятыми только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Пример распределения расходов на проведение обязательного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает продовольственные товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Суммы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в мае, составляют:

  • по оптовой торговле (без НДС) – 10 500 000 руб.;
  • по розничной торговле – 6 000 000 руб.

Других доходов у организации не было.

В мае Н.И. Коровина (занята в двух видах деятельности) была направлена в поликлинику на обязательный периодический медосмотр. Стоимость медосмотра по договору составляет 12 000 руб. (без НДС).

Чтобы распределить эту сумму между расходами по разным видам деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов организации.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составляет:
10 500 000 руб. : (10 500 000 руб. + 6 000 000 руб.) = 0,636.

Сумма расходов на проведение медосмотра, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за май, равна:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 24 мая 2006 г. N 482-Д

В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 868 «О порядке предоставления в 2006 г. из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях», Постановления от 31.12.2005 N 869 «О финансировании в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации о порядке проведения дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приложение N 1.

Министр
Ф.Б.Шамигулов

Приложение N 1
к Приказу МЗ РБ
от 24 мая 2006 г. N 482-Д

1. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи учреждениям здравоохранения государственных и муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
2. Дополнительная диспансеризация работающих граждан включает:
2.1. Дополнительную диспансеризацию граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (Постановление Правительства РФ от 31.12.2006 N 868).
2.2. Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (Постановление Правительства РФ от 31.12.2006 N 869).
3. Основной целью дополнительной диспансеризации является раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основной причиной смертности и инвалидизации трудоспособного населения. Таких как:
— сахарный диабет;
— онкологические заболевания;
— туберкулез;
— сердечно-сосудистые заболевания;
— заболевания опорно-двигательного аппарата.
4. Дополнительная диспансеризация работающих граждан называется «дополнительной» в связи с тем, что она, в отличие от диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, осуществляется за счет средств федерального бюджета и направлена на диспансеризацию здоровых граждан.
5. Объектом дополнительной диспансеризации в 2006 — 2007 гг. выбраны работающие граждане бюджетной сферы в возрасте 35 — 55 лет. Данный выбор обусловлен медицинскими и социальными аспектами, а именно:
— высоким удельным весом онкопатологии, сахарного диабета, инфарктов и инсультов, туберкулеза, заболеваний опорно-двигательного аппарата в данной возрастной группе;
— возможностью выявления указанных заболеваний в ранней стадии и восстановлением трудоспособности после лечения;
— низким уровнем доходов работников бюджетной сферы;
— нахождение в организованных коллективах.
6. Повысить мотивацию работающих граждан к прохождению дополнительной диспансеризации планируется путем предоставления 50% скидки на лекарственные препараты при амбулаторном лечении и предоставление путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств социального страхования в рамках программы индивидуальной реабилитации работающих граждан, находящихся под диспансерным наблюдением с хроническим заболеванием.
7. В 2006 году в Республике Башкортостан дополнительной диспансеризацией будет охвачено 109290 человек.
8. Диспансеризация проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований:
8.1. Осмотр врачами-специалистами: терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужского населения), акушером-гинекологом.
8.2. Проведение лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40 — 55 лет — 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы.
9. Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в бюджетной сфере в 2006 году составит 500 рублей.
10. В проведении дополнительной диспансеризации примут участие государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальностям «хирургия», «офтальмология», «эндокринология», «неврология», «урология», «акушерство-гинекология», «терапия», «рентгенология», «клиническая лабораторная диагностика».
При отсутствии в учреждении здравоохранения лицензии на виды работ и услуг, по указанным выше специальностям, проведение дополнительной диспансеризации допускается только при наличии нотариально заверенного договора между данным медицинским учреждением и другим муниципальным или государственным учреждением здравоохранения, обладающим лицензией на оказание необходимых для выполнения полного объема работ и услуг на осуществление диспансеризации (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.03.2006 N 01-8491/06).
11. Порядок проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере, определен в приложении N 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.03.2006 N 188.
Диспансеризация проводится в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих диспансеризации.
Общее количество граждан, а также поименный список работников (сверенный с работодателем) с указанием даты рождения и профессии направляется в МИАЦ. МИАЦ совместно с РФОМС проводит сверку контингента лиц, подлежащих дополнительной диспансеризации, уточняется количество граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 г. с разбивкой по муниципальным территориям.
Данные списки передаются в Министерство здравоохранения РБ для утверждения и рассылки в учреждения здравоохранения республики.
12. Учреждения здравоохранения республики проводят дополнительную диспансеризацию на основании договора с РФОМС.
13. Руководители учреждений здравоохранения:
— выделяют структурное подразделение, на которое будут возложены функции по учету граждан, прошедших диспансеризацию, ведение реестров счетов оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан и предоставление отчетов в МИАЦ по формам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2006 N 188 (форма N 12-Д-1, форма N 12-Д-2);
— тиражируют и используют новые формы учетно-отчетной документации (форма N 131/у-ДД);
— проводят разъяснительную работу среди населения о дополнительной диспансеризации работающих граждан.
14. При проведении диспансеризации Минздрав РБ предлагает руководствоваться Приказом МЗ СССР от 30.05.1986 N 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения», а именно отделениями (кабинетами) профилактики.
Отделение профилактики включает в себя следующие функциональные подразделения: анамнестический кабинет, кабинет централизованного учета диспансеризации, кабинет пропаганды здорового образа жизни, смотровой кабинет, доврачебный кабинет.
Отделение (кабинет) профилактики проводит организационное обеспечение диспансеризации, мониторинг диспансеризации и дальнейшие мероприятия по оздоровлению граждан, обеспечивает взаимосвязь и преемственность в работе с врачами других специальностей.
Врач-терапевт участковый, врач общей практики (семейный) проводит персонифицированный учет территориально закрепленного населения. Ведет заполнение Паспорта врачебного участка (терапевтического) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2005 N 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».
Лицам, приглашенным на диспансеризацию, в регистратуре выдается медицинская карта амбулаторного больного (форма N 025/у-04), которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики, где проводятся необходимые доврачебные мероприятия, и выдается маршрутный лист диспансеризации.
В анамнестическом кабинете осуществляется анкетирование лиц, подлежащих диспансеризации, заполняется паспортная часть формы N 131-ДД, выдаются направления на обследование.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан рекомендует анкету в виде анамнестического листа (приложение N 2).
Лечебно-профилактическое учреждение может разработать анкеты самостоятельно.
В кабинете централизованного учета проводится учет граждан, подлежащих диспансеризации, составляется план-график прохождения диспансеризации по организациям и его выполнение, подготовка данных по отчетным формам, контроль за своевременностью явки пациента.

Порядок проведения диспансеризации работающих граждан
(ДД и ДПМО)

АПУ
\/
Карта Инструментальные,
Кабинет профилактики > диспансерного > лабораторные
осмотра исследования
\/
Врачи-специалисты
\/
Передача Формирование Врач-терапевт,
сведений < групп здоровья < ответственный
участковому врачу за диспансеризацию
по месту жительства
Отделение профилактики
Анамнестичес- Кабинет доврач. Лаборатория: Кабинет Маммография,
кий кабинет: приема: ОАК, инструментал. УЗИ,
1. Заполнение рост, ОАМ, исследований: флюорография
анкет масса тела, сахар, ЭКГ, А/Д,
2. Выдача острота зрения, холест. пневмотахо-
направлений тонометрия, метрия
на обследова- острота слуха
ние
Кабинет централизованного Кабинет Смотров. Привив.
учета диспансеризации: гигиенического кабинет кабинет
заполнение паспортной воспитания:
части мед. документации, беседы,
учет «Д»-пациентов выдача памяток

Результаты предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических исследований могут быть использованы при диспансеризации, если давность их не превышает 6 месяцев с момента исследования. Также при диспансеризации населения учитываются обследования, проведенные пациенту во время стационарного лечения.
В талоне амбулаторного пациента в графе N 15 делается отметка «диспансерное наблюдение» в графе N 17 — код xxx 804.
По ходу диспансерного осмотра каждым врачом-специалистом вносятся записи в «Медицинскую карту амбулаторного больного» форма N 025/у-04 и в «Карту учета дополнительной диспансеризации граждан» форма N 131/у-ДД.
Врач-терапевт участковый или в случае проведения диспансеризации в учреждении здравоохранения не по месту жительства гражданина врач, ответственный за проведение диспансеризации, с учетом заключений врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий диспансеризации распределяет по следующим группам:
I группа — практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении, с которыми проводится профилактическая беседа о здоровом образе жизни. (Для сокращения времени приема разработаны памятки.)
II группа — граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий, для которых составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий, осуществляемых в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.
III группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечения в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).
Дообследование в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и (или) соответствующего лечения не входит в объем дополнительной диспансеризации.
IV группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на диспансерном учете по хроническому заболеванию.

V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи. При установлении у гражданина заболевания, требующего оказания высокотехнологичной помощи, его медицинские документы направляются в орган управления здравоохранения для принятия решения о предоставлении ему высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения и социальной защиты РФ от 29.03.2006 N 220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и РАМН, во 2 — 4 кварталах 2006 г.», МЗ РБ от 19.12.2005 N 1029-Д «О порядке направления граждан к месту лечения в учреждения здравоохранения федерального подчинения при наличии медицинских показаний».

Диспансерное наблюдение работающих граждан в АПУ
по месту жительства

I — II группы
здоровья

\/

Профилактические
мероприятия

Диспансерное наблюдение работающих граждан в АПУ
по месту жительства

III — IV — V группы > Включение в лист ожидания ВВМП
Специализированное \/
учреждение Индивидуальная
программа реабилитации
\/
Диспансерное
наблюдение больного
с хроническим
заболеванием \/
> Возвращение к
\/ активной жизни
Индивидуальная
программа
реабилитации

15. Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина (после определения группы здоровья), передает заполненную «Карту учета дополнительной диспансеризации» с результатами лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения по месту жительства гражданина для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья гражданина по месту жительства.
На основании сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина, определяет необходимый объем дообследования, направляет на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное) и осуществляет за ним диспансерное наблюдение по хроническому заболеванию.

Участковый терапевт

\/ \/ \/

Дополнительное
обследование и
консультации
узких специалистов

Отделение
восстановительного
лечения

Дневные
стационары

\/

МЗ РБ для направления
в федеральные центры

16. Отделение (кабинет) профилактики амбулаторно-поликлинического учреждения:
— ведет учет граждан, прошедших диспансеризацию;
— мониторинг;
— заполняет реестры счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан по законченному случаю диспансеризации в порядке, определяемом Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
— представляет отчет в МИАЦ «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан» по форме N 12-Д-1 по итогам полугодия и года к 10 числу следующего за отчетным периодом.
Учреждение здравоохранения, осуществляющее динамическое наблюдение граждан, проживающих на территории обслуживания ЛПУ, по истечении отчетного периода (полгода, год) составляет отчет по форме N 12-Д-2 — «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан», который одновременно с отчетом по форме N 12-Д-1 представляется в МИАЦ.
Руководители учреждений здравоохранения проводят совместную работу с администрациями предприятий, учреждений и организаций по внедрению здорового образа жизни.

II. Порядок проведения дополнительных медицинских осмотров
работников, занятых на работах с вредными и (или)
опасными производственными факторами

1. Дополнительные медицинские осмотры (далее — ДМО) проводятся в учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
2. Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, проводятся «дополнительно» к предварительным и периодическим медицинским осмотрам, которые проводятся учреждениями здравоохранения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на платной основе. Финансирование ДМО осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, предусмотренном на эти цели в бюджете Фонда.
Фонд социального страхования Российской Федерации передает средства Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по РБ для оплаты ДМО работников пропорционально количеству работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 2006 году.
Норматив затрат на проведение ДМО одного работающего гражданина составит в 2006 году 535 рублей.

Схема
финансирования дополнительных медицинских осмотров работников,
занятых на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами

Медицинские организации,
имеющие лицензию на
ФСС РФ > 88 региональных осуществление медицинской
отделений > деятельности, в части
ФСС РФ осуществления работ по
оказанию услуг по
предварительным и
периодическим медосмотрам

3. ДМО проводятся врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:
осмотр врачами-специалистами: терапевтом, эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужского населения).
Проведение лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40 — 55 лет — 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям).
4. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, определен Приказом Минздрава и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров».
В соответствии с вышеуказанными Приказами работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников и после согласования с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ направляет его за 2 месяца до начала осмотра в учреждение здравоохранения, с которым заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров.
Медицинская организация утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров. В начале календарного года руководитель лечебно-профилактического учреждения приказом утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии — специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
Виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы определяются действующими нормативными правовыми актами.
5. При проведении ДМО следует руководствоваться Порядком проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях бюджетной сферы, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.03.2006 N 188.
6. Для финансирования расходов по ДМО медицинская организация представляет в Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ копию договора с работодателем на проведение периодических медицинских осмотров работников с приложением поименных списков работников страхователя, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованных с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан и содержащих сведения о дате рождения и профессии работников.
7. Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ перечисляет средства на оплату ДМО работников в соответствии с договорами о финансировании расходов на проведение ДМО работников, заключенными между региональными отделениями Фонда и медицинскими организациями. Рекомендуемую форму договора представляет Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ.
8. По результатам ДМО учреждения здравоохранения ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ счет на оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, содержащий сведения о результатах ДМО по форме, утвержденной Фондом.
9. Реестр, содержащий сведения о результатах дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, заполняется на бумажном и электронном носителях по форме и формату, утвержденной Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.04.2006 N 91, заверяется руководителем и главным бухгалтером учреждения здравоохранения (смотри приложение N 3).
10. Региональное отделение Фонда производит оплату счетов, представленных медицинскими организациями в течение десяти рабочих дней с момента получения счета путем перечисления средств на счета медицинских организаций.

Документ сверен по:
«Рассылка»

Если сотрудник работает за компьютером больше 50% рабочего дня, работодатель обязан направить его на медосмотр. Компании, которые проигнорируют порядок, трудинспекция оштрафует на 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Компании обязаны направлять офисных сотрудников на медосмотры на основании ст. 213 ТК РФ и п.13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Чтобы попытаться оспорить штраф, обращайтесь в суд. Это действенный способ уйти от наказания.

В суде доказать, что у вас имеются сотрудники, которые больше половины рабочего дня проводят за компьютером, придется проверяющим. Это подтверждает арбитражная практика (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.10.17 по делу № А19-11748/2017).

Кто может не направлять на медосмотры офисных работников

Вам не обязательно сразу идти в суд. На первом этапе попытайтесь уладить претензии с проверяющими в досудебном порядке. Подберите доводы и бумаги, которые подтвердят, что таких работников у вас нет. Для этого подойдет заключение компании, которая проводила у вас спецоценку условий труда. Если в нем зафиксировано, что электромагнитное излучение на рабочем месте в норме, вы имеете право не направлять сотрудников на медосмотр (письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3).

Если спецоценку не проводили

Нет спецоценки, посмотрите, что сказано в должностной инструкции работника. Прямо прописаны обязанности, связанные с компьютером, риск штрафа есть. Тогда вносим в нее изменения.

Правительство уже подготовило масштабные изменения по налогам на 2-е полугодие 2018 года. Подпишитесь чтобы не пропустить изменения в работе:

Подписаться

В соответствии со Статьей 5.27.1. КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров влечет штраф:

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

В настоящее время сложилась юридическая коллизия, являющаяся основанием для принятия решений должностными лицами органов государственного надзора на местах не в пользу работодателя.

Контролирующие функции по обеспечению безопасных условий труда возложены на 2 контролирующих органа:

  • Минтруд России — в лице Государственных инспекций труда
    (в рамках требований ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
  • Роспотребнадзор — в лице территориальных управлений
    (в рамках требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статья 32. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает работодателей проводить производственный контроль:

  1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
  2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К таким санитарным правилам относятся и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Согласно требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
инструментальный контроль электромагнитной обстановки на рабочих местах пользователей ПЭВМ проводится аккредитованными в установленном порядке лабораториями:

  • при вводе ПЭВМ в эксплуатацию и организации новых и реорганизации рабочих мест;
  • после проведения организационно-технических мероприятий, направленных на нормализацию электромагнитной обстановки;
  • при аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • по заявкам предприятий и организаций;
  • при проведении производственного контроля.

Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» устанавливает отсылочную норму «…Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке».

Такой порядок действительно установлен приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н.

Пункт 3.2.2.4 Приложения 1 к приказу 302н
устанавливает в качестве основания для проведения предварительных и периодических медосмотров фактор «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)».

Факторы, указанные в Приложении 1 к приказу учитываются как основания для медицинских осмотров только тогда, когда по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам.

В дополнение к нормативному правовому акту, такая позиция неоднократно разъяснена в многочисленных письмах Минтруда и Минздрава России, Главного внештатного специалиста — профпатолога ФМБА и Минздрава России от 27.08.2014 № 1202/1708.

Словосочетание «работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени», исходя из контекста, является лишь дополнительной временной характеристикой фактора и самостоятельным фактором быть не может — иначе, как вид работ, подлежала бы внесению в Приложение 2 того же приказа.

Отнесение условий труда к тому или иному классу вредности и опасности по различным производственным факторам, в т.ч. при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений осуществлялось ранее (до 1 января 2014 года) в соответствии с пунктом 5.7.1. и Табл. 15 «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 (нормативный документ справочно-методического характера, не имевший статуса нормативного правового акта).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх