Куперс

Бухучет и анализ

Штрафы за перегруз грузоотправителю

Содержание

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 28 сентября 2017 г.

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Ответьте, пожалуйста, насколько правомерны требования грузоотправителя о включении в договор об организации перевозок грузов условия о том, что перевозчик должен будет компенсировать расходы понесенные грузоотправителем в случае привлечения грузоотправителя к административной ответственности за осевой перегруз по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ.
Законно ли такое условие договора?

ОТВЕТ:

Для ответа на заданный вопрос необходимо знать содержание договора. В частности необходимо учитывать, каким образом распределены обязанности по погрузке груза в транспортное средство между сторонами договора.

С июня 2015 года ГК РФ дополнился статьей 406.1 «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств». В соответствии с ней, стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п.). Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения.

Данная норма позволяет в договорном порядке перераспределять риски, связанные с исполнением обязательства. При этом потери должны быть вызваны событием, указанным в соглашении о возмещении потерь, и не должны быть связаны с нарушением обязательства его стороной.

По общему правилу, закрепленному в пункте 8 статьи 11 Устава автомобильного транспорта, погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем. Договором перевозки может устанавливаться иной порядок погрузки, включая обязанность перевозчика осуществить погрузку груза самостоятельно. Не исключен также и вариант привлечения третьих лиц для осуществления погрузки груза в транспортное средство.

В то же время Уставом автомобильного транспорта с 24.07.2015 введен запрет на превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный запрет распространяется на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузку груза в транспортное средство (пункт 12 статьи 11 Устава).

Из буквального прочтения нормы, установившей запрет, не следует, что он распространяется исключительно на сторону договора перевозки (грузоотправителя или перевозчика). Также не следует этого и из нормы КОАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение запрета, установленного Уставом.

Субъектом административного правонарушения по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ является не грузоотправитель или перевозчик, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие погрузку груза в транспортное средство. Следовательно, для привлечения к ответственности грузоотправителя по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ, административному органу необходимо будет установить факт того, что именно грузоотправитель осуществлял своими силами погрузку груза в данное транспортное средство.

Можно допустить случаи, при которых соглашение между грузоотправителем и перевозчиком о возмещении последним потерь грузоотправителя, вызванных уплатой им административного штрафа по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ будет признаваться согласованным и подлежащим исполнению. Однако как представляется, такое будет возможно лишь при условии, что погрузка груза в транспортное средство будет осуществляться не грузоотправителем, а перевозчиком или третьим лицом, не являющимся стороной договора перевозки. В последнем случае, к перевозчику, возместившему потери грузоотправителя, перейдет право требования к третьему лицу, загрузившему транспортное средство, о возмещении убытков, в пределах суммы уплаченной перевозчиком грузоотправителю (хотя и у самого грузоотправителя будет иметься очевидная возможность избежать привлечения к административной ответственности, представив административному органу доказательства того, что погрузка груза в транспортное средство была осуществлена не им, а указанным третьим лицом).

В том случае, когда погрузку груза в транспортное средство осуществляет сам грузоотправитель, он обязан учитывать требования Закона (Устава), установившего запрет на превышение допустимой массы (в т. ч. и осевой) лицом, производящим погрузку груза. Грузоотправитель (производящий погрузку) должен предпринимать все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований Закона. При игнорировании грузоотправителем данного ограничения, действия грузоотправителя, обращающегося к перевозчику за возмещением потерь, возникших вследствие уплаты им административного штрафа за осевой перегруз (по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ), можно расценивать как злоупотребление своим правом, что в свою очередь должно повлечь отказ в его защите (пункт 4 статьи 1 и пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Если договором перевозки установлена обязанность грузоотправителя по недопущению превышения допустимых значений веса транспортного средства (включая нагрузку на ось), то превышение допустимых значений будет являться нарушением договорного обязательства его стороной и к таким случаям не может быть применено соглашение о возмещении потерь (названное в вопросе).

Подводя итог, можно отметить, что условия договора, которыми устанавливаются обязанности стороны возместить имущественные потери другой стороны, могут квалифицироваться как соглашение о возмещении потерь, что не противоречит действующему законодательству.

От согласованности существенных условий такого соглашения, от их однозначной определенности, зависит вопрос о том, будет ли это соглашение считаться заключенным.

При злоупотреблении правом со стороны лица, в чью пользу заключено соглашение о возмещении потерь, данное лицо лишается возможности получить такое возмещение.

Михаил Кичигин, юридическая компания «Авторитет» www.avtoritet-54.ru

источник картинки: goldwayn.ru
Автор статьи — юрист Антон Смородников.
На его сайте gruzconsult.ru вы можете прочитать и другие статьи о юридических аспектах грузоперевозок, а также заказать квалифицированную консультацию.
Статья публикуется с разрешения автора.
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 годаплан мероприятий(«дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Логисты и водители SteamTrend тщательно следят за нагрузками на оси автомобилей. Мы возим без перегруза и не получаем штрафов — а значит, грузы наших клиентов прибывают в пункт назначения без задержек.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия «официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40°С и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений не в замене предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № 2 к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями, а в введении дополнительного ограничения на региональных дорогах. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что «В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <…> частями 1-6 статьи 12.21.1 <…> настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения одного из первых двух перечисленных действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

  • факт искажения сведений;
  • наличие и размер понесенного ущерба;
  • причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
  • в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Общая схема торговли известна всем: производитель через сеть посредников доставляет свой товар к покупателю, за что получает оплату. Так и развивается издревле торговля. То, что производится в одной стране / городе / фабрике, не производится в другом месте (или имеется здоровая конкуренция с производителями других местностей). И потому товар требуется доставить покупателям далеко от места расположения производителя. Схема продвижения товара между производителем и конечным покупателем, как правило, лежит через определённое количество посредников и перевозчиков.

И каждый из них рискует оказаться нарушителем правил перевозки грузов.

При междугородних перевозках экономически оправдало себя использование многотонных грузовиков, способных за одну перевозку перевезти очень большое количество товара из одного конца страны в другой.

Статья 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее ― КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. За перевозку чего-либо с превышением веса и габаритов «получают» штрафы буквально все, кто в ней задействован. Естественно, что основными субъектами ответственности за движение с перегрузом несут водитель транспортного средства и перевозчик (собственник или арендатор тяжеловесного транспортного средства). С их ответственностью всё более или менее понятно. Но есть ведь и другие участники перевозки…

Логично было бы и просто, если бы ответственность за перевес нёс только перевозчик. Но с ответственностью за перегруз не всё так просто.

Тот, кто загрузил авто ― тоже в ответе?!

Опуская более «мелкие» штрафы по другим частям данной нормы, остановим своё внимание на ответственности, предусмотренной частью 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, предусматривающей, что:

«Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства <…> либо допустимых габаритов транспортного средства <…> юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство,

влечёт наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц ― от двухсот пятидесяти тысяч до четырёхсот тысяч рублей».

Всё было бы не так страшно, если бы не «цена вопроса». Штраф в 400 000 рублей (который может превышать даже и совокупную стоимость груза и перевозки) ― практически неподъёмная санкция для торгового или производственного предприятия.

Основа ответственности

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ― ФЗ № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось… а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешённую массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (ч. 2 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ).

В настоящей статье речь пойдёт не о каких-либо возможных нарушениях, если вышеуказанное разрешение имелось. Мы обсудим только вопросы перегруза в случаях, когда о никаком разрешении на движение с превышением речи не велось.

По общему правилу ― виноват в перегрузе грузоотправитель

Как следует из норм, содержащихся в ч. 15 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ и чч. 8, 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее ― Устав автотранспорта), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера ― грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 2 Устава автотранспорта грузоотправителем признаётся физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Вывод: если стороны (продавец и покупатель + перевозчик) ничего такого нетипичного не предусмотрели в своих договорах, то ответственность за перегруз на ось по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ понесёт поставщик ― тот, кто загрузил фуру неправильно.

Большинство торговых и производственных фирм интересует вопрос: если всё же перегруз случился (по массе, или по оси) ― можно ли как-то избежать ответственности или её минимизировать? Например, предусмотреть переложение ответственности в договорном порядке? Или раздув цепочку участников грузоперевозки? Например, добавив в неё профессионального погрузчика?

Рассмотрим подобные варианты, которыми пользуются участники перевозки, стараясь найти путь для исключения ответственности за перегруз. И что из этих вариантов получается…

1. Формулы исключения ответственности по существу

Пытаясь избежать риска ответственности за случайный или намеренный перегруз, стороны грузоперевозки стараются запутать инспекторов в хитросплетениях договорных отношений или участников грузоперевозки.

1.1. Если «разбавить» перевозку догрузом, то ответственность при догрузе несёт… всё равно основной (первый) грузоотправитель

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довольно много грузов формируется с догрузами. Например, основной груз идёт с Владивостока в Екатеринбург. И берёт небольшой догруз из того же населённого пункта в тот же Екатеринбург, но уже от другого грузоотправителя.

При установлении факта перегруза в пути следования логично было бы как-то распределить ответственность за превышение нагрузки на ось транспортного средства. Однако такое распределение законом не предусмотрено. Да и фактически невозможно.

Пример из практики. Предприятие ООО было оштрафовано на 250 тысяч рублей за перегруз, но оспаривало этот штраф, апеллируя к тому, что груз был сборным. В грузовик после погрузки груза была осуществлена догрузка третьим лицом. И проследить за нагрузкой на оси транспортного средства у предприятия не было возможности.

Суд установил, что в соответствии с транспортной накладной грузоотправителем является ООО. Суд решил, что то обстоятельство, что догрузка осуществлялась иным лицом, не ставит под сомнение виновность ООО, поскольку Общество должно было контролировать распределение груза таким образом, чтобы исключить нарушение вышеуказанных требований закона. По мнению суда, доказательств о невозможности со стороны ООО осуществлять контроль за соблюдением допустимой нагрузки на ось транспортного средства не представлено. Таким образом, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ (см. Постановление Верховного Суда РФ от 15.12.2017 № 18-АД17-561).

Вывод: если перевозка груза осуществляется с небольшим догрузом, осуществляемым третьим лицом, ответственность на перегруз на ось будет нести основной (первый) грузоотправитель. Доказать невозможность осуществления контроля за погрузкой догруза со стороны основного (первого) грузоотправителя фактически невозможно.

1.2. Если услуги по погрузке оказывает третье лицо, ответственный всё равно ― грузоотправитель

Многие поставщики отказываются от собственных погрузочных работ, предпочитая перепоручить их специализированным фирмам, имеющим спецпогрузчики. Это делается не только для того, чтобы исключить затраты на покупку собственных погрузчиков (и затраты на их обслуживание), но и с целью обезопасить себя от возможной ответственности за неправильно размещённый в фуре груз. Однако, как показала практика, цель исключить именно ответственность за перегруз автотранспортного средства в данном случае недостижима. Грузоотправителем будет значиться именно поставщик, независимо от того, кто именно осуществлял услуги по погрузке продукции поставщика в кузов грузовика. Увы, но правильность данного вывода тоже подтверждена судебной практикой.

Пример из практики. По пути следования тягача с прицепом на автомобильных весах было установлено превышение нагрузки по осям. Согласно транспортной накладной грузоотправителем (лицом, осуществившим погрузку груза в транспортное средство) являлось ООО-1. Утверждение ООО о том, что погрузку груза в транспортное средство осуществило иное лицо (ООО «Ал-ТЭК»), по мнению суда, опровергалось транспортной накладной, в которой грузоотправителем значилось ООО-1. Именно оно и было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Суд данное постановление не отменил (Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2017 № 51-АД17-82).

Вывод: практика показывает, что и органы ГИБДД, и суды склонны оценивать ситуацию виновности в перегрузе однозначно и без рассуждений: независимо от того, кто физически грузит фуру с товаром, ответственность за перегруз лежит на грузоотправителе, указанном в транспортной накладной.

1.3. Перенесение ответственности на покупателя не приводит к успеху?

Поставщик, когда-либо подвергшийся ответственности за перегруз, а также умеющий учиться на чужих ошибках, как правило, рано или поздно постарается изобрести способ ухода от ответственности за перегруз на ось. Дело в том, что, осуществляя загрузку не в своё транспортное средство, редко кто обладает знаниями и навыками по нагрузкам на оси на все существующие марки тягачей. В этом случае риск ошибки грузоотправителя в нагрузке достаточно велик. И чтобы её избежать, грузоотправитель (поставщик товара), заключая договор поставки с покупателем (грузополучателем), настаивает на включении в договор поставки условия о перераспределении ответственности за перегруз.

Примерно такое условие может быть сформулировано следующим образом:

«В случае поставки товара транспортом покупателя (самовывоз) покупатель самостоятельно, своими силами осуществляет погрузку груза в транспортное средство. В случае нарушения покупателем правил погрузки груза в транспортное средство, ответственность… в том числе за неправильное размещение груза в транспортном средстве, за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, за смещение груза во время движения и последствия такого смещения и другое несёт покупатель».

Казалось бы, всё очевидно в подобной ситуации. Стороны, воспользовавшись правом, предоставленным им ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ и ст. 11 Устава автотранспорта, обговорили перераспределение ответственности за перегруз в договоре. Но очевидность бывает не всегда «очевидной».

1.3.1. Если погрузка осуществляется покупателем на складе поставщика

В случае если покупатель – грузополучатель самостоятельно осуществлял загрузку товара в своё транспортное средство на складе поставщика (самовывоз), с таким условием договора всё понятно. И ответственность действительно перемещается на покупателя. Но только в том случае, если в договоре поставки прямо предусмотрен момент перехода ответственности за загрузку машины.

Если по договору поставки покупатель всего лишь своими силами осуществляет выборку и транспортировку груза, это вовсе не будет снимать ответственность с поставщика, на складе которого покупатель загрузился. Условия договора о том, что право собственности на товар (груз) переходит с момента его погрузки на транспорт покупателя или сдачи товара перевозчику, недостаточно для перераспределения ответственности за неправильную загрузку машины.

Пример из практики. ИП К. был оштрафован за перегруз автомобиля «Скания». ИП же, оспаривая наказание, утверждал, что не является субъектом правонарушения, так как по договору с покупателем право собственности на товар от него как поставщика переходило к покупателю на складе поставщика (самовывоз). Таким образом, поставщик уверял, что владельцем груза на момент погрузки являлся уже покупатель. Суд пришёл к выводу, что доводы поставщика ИП К. не влекут освобождения от наказания, поскольку указанным пунктом договора установлен момент перехода права собственности на перевозимый товар, но не лицо, осуществляющее его погрузку (Решение Ульяновского областного суда от 29.03.2018 по делу № 7-79/20183).

Вывод: в случае самовывоза товара покупателем со склада поставщика для достижения цели перехода ответственности за перегруз в момент погрузки товара нужно ещё и правильно определить момент перехода этой ответственности.

1.3.2. Если товар едет со сторонним перевозчиком, а по договору ответственности грузоотправитель не несёт…

Если покупатель забирал товар на складе поставщика, но привлекал для этого третье лицо – стороннего перевозчика, с такой путаницей состава участников перевозки груза разобраться становится сложнее.

Если договором перевозки правильность загрузки транспортного средства возложена на экспедитора, то ответственным за перегруз, скорее всего, будет признан перевозчик – экспедитор. По крайней мере, склонность именно к такому выводу следует из решения Амурского областного суда от 17.02.2016 по делу № 7-45/164.

Однако для такого перемещения ответственности нужны правильные формулировки в договоре перевозки / экспедиторского обслуживания. Например:

«Водитель Экспедитора осуществляет контроль над размещением Груза при погрузке, осмотр внешнего состояния Груза и его упаковки, учёт количества (вес) Груза. По совершению загрузки Грузоотправитель Клиента и Водитель Экспедитора транспортного средства ставят необходимые отметки в транспортной накладной, что свидетельствует о принятии Экспедитором полной ответственности за количество (вес) и состояние Груза, правильность загрузки, наличие и состояние пломбы.

Хотя из широкой практики прямых свидетельств о правильности данной формулировки для переноса ответственности за неправильную погрузку на перевозчика при подобных условиях договора не следует.

2. Как избежать ответственности по формальным признакам

Если же всё-таки в договорных отношениях ничего сверхзапутанного не оказалось, а факт перегруза на ось налицо, не стоит спешить признавать себя виновным даже, если вы ― грузоотправитель. Возможно, что на конкретном участке дороги превышение на ось и не было превышением…

Оспорить ответственность по формальным признакам, не связанным с существом самого грузоотправителя, очень даже можно. И, как показывает практика, очень даже успешно.

2.1. Придерёмся к… дороге!

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 257-ФЗ, Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее ― ЕГРАД, Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Частью 4 ст. 10 ФЗ № 257-ФЗ предусмотрены параметры автомобильной дороги, которые вносятся в реестр, в том числе «сведения о соответствии автомобильной дороги и её участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги».

Из части 5 данной нормы следует, что в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге… владелец автомобильной дороги… в тридцатидневный срок должен представить в ЕГРАД новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.

Если как следует разобраться в вопросе, то можно выявить, что сведения о вновь введённых или реставрированных дорогах не всегда своевременно вносятся в ЕГРАД. От неправильности сведений категория автодороги может остаться прежней, и от этого упущения может поменяться значение максимальных значений нагрузок на ось. И если загрузка была осуществлена хоть и с перегрузом (в стандартном понимании значений), но в пределах устаревшего значения категории дороги, то при сравнительном подходе может выявиться соответствие нагрузок на ось. Что означает отсутствие события правонарушения за перегруз. Использование подобной скрупулезной работы юриста, отстаивающего интересы и невиновность грузоотправителя, как показала практика, вознаграждается сторицей: грузополучателю удаётся по формальным признакам ответственности за перегруз избежать.

Пример из практики. На автомобильных весах был установлен перегруз на ось транспортного средства, следующего с грузом по России. И поставщик уже был практически привлечён к ответственности, но ему удалось оспорить правомерность привлечения к ответственности через оспорение цифровых значений перегруза. Поставщик акцентировал внимание на дороге, по которой ехал грузовик с товаром. Привёл сведения, содержащиеся в ЕГРАД, и сравнил их с требованиями других нормативных актов. В соответствии с ГОСТ Р 52748-2007 и Приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, допустимая нагрузка на одиночную 2-ю ось с учётом категории автомобильной дороги 1Б составляет 11,5 тонны.

Поставщику же вменялось в вину нарушение допустимой нагрузки на 2-ю ось, при этом за допустимую нагрузку принято значение 10 тонн. Материалами дела установлено, что нагрузка на 2-ю одиночную ось МАЗа, осуществлявшего перевозку, составила 11,3 тонны. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, неправильное определение максимальных значений нагрузки на ось, производство по делу всё же было прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты (Постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2017 № 11-АД17-345).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вменённого правонарушения возложено на административный орган.

2.2. Акцентируемся на должностном лице

Если перегруз всё-таки случился, и этот факт выявили и зафиксировали должным образом, и нет никаких хитрых уловок между поставщиком, перевозчиком и покупателем товара, то можно обратить внимание на… должностное лицо, которое рассматривает дело об административном правонарушении. Чем длиннее путь фуры по просторам России, тем вероятнее, что в вопросе о полномочиях этого лица может оказаться формальная нестыковка, способная в конце концов отвести от нарушителя наказание.

Возможно, что дело об административном правонарушении рассмотрено не тем, кем полагается. Тогда у предприятия ― нарушителя есть возможность оспорить его. А пока дело передают от неполномочного должностного лица полномочному ― там и срок для рассмотрения его истечёт. Напомним, что для данной категории дел этот срок составляет всего два месяца.

Напомним также, что местом совершения административного правонарушения является место погрузки груза в транспортное средство, а не место выявления перегруза.

Правильность данного подхода подтвердилась и делами из судебной практики.

Если в ходе рассмотрения жалобы нарушителя на постановление должностного лица суд обнаружит, что дело об административном правонарушении рассмотрено с существенным процессуальным нарушением ― нарушением правил территориальной подведомственности, судья постановление государственного инспектора должен отменить и направить дело на рассмотрение по подведомственности.

Но, как правило, за это время успевают истечь все сроки для привлечения грузоотправителя к ответственности за перегруз.

Пример из практики. В Амурской области на стационарном пункте весового контроля на автодороге Чита ― Хабаровск должностным лицом УГАДН по Амурской области был установлен перегруз на ось транспортного средства, следующего по маршруту г. Дальнереченск ― г. Москва. ООО ― грузоотправитель обжаловало постановление должностного лица о привлечении к ответственности за перегруз, акцентируя внимание на отсутствии у должностного лица полномочий по рассмотрению этого дела. И суд согласился с правотой ООО. Решением суда постановление было отменено, дело об административном правонарушении направлено по подведомственности в УГАДН по Приморскому краю. Ну а потом производство по делу вообще было прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (Постановление Амурского областного суда от 20.12.2016 по делу № 4-7-749/156).

Аналогичное решение при аналогичных обстоятельствах: решение Амурского областного суда от 28.10.2016 по делу № 7-604/20167.

Вывод: неправильное определение полномочий должностного лица, уполномоченного рассматривать конкретное дело о перегрузе, вкупе с процедурой оспаривания его постановления, как вынесенного с превышением полномочий и нарушением требований КоАП РФ, приводит к истечению сроков для привлечения к административной ответственности и исключению для нарушителя наказания.

В этом связи весьма полезным будет узнать, как же правильно определять место совершения правонарушения по перегрузу.

Как правильно определять место совершения правонарушения?

Частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. См. по данному вопросу также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий.

Таким образом, местом совершения административного правонарушения по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ является МЕСТО ЗАГРУЗКИ.

ВЫВОДЫ

1. В движении по дорогам России с перегрузом виноват водитель и владелец автомобиля. А ещё законом установлена ответственность за перегруз и для грузоотправителя. Но её нередко можно оспорить, используя разные способы.

2. Избегайте сборного груза. Из-за устоявшейся практики признания виновным в перегрузе на ось основного (первого) грузоотправителя при осуществлении перевозки с догрузом, менее рискованно для покупателя и поставщика заказывать несборную перевозку.

3. Придирайтесь к категории дороги. В практике имеются случаи исключения ответственности при «игре» на максимальных значениях нагрузки на ось транспортного средства в соотношении с категорией дороги, по которой ехала конкретная фура.

4. Читайте договоры. Практически все участники перевозки стараются избежать ответственности за перегруз. Учитывая возможность регулировать договорные условия перевозки и купли-продажи товара, а также немаленькие штрафы за перегруз при доставке товара, стороны максимально подробно стараются юридически снять с себя ответственность за перегруз. Безобидное условие договора может «стоить» потом невнимательной к условиям договора стороне вплоть до 400 тысяч рублей штрафа.

5. Продумывайте формулировки договора. Не всегда, казалось бы, однозначно понятные формулировки договора способны обезопасить участника перевозки от ответственности за перегруз. Момент перехода права собственности на товар в ключе наступления административной ответственности за перегруз вовсе не означает переход ответственности за перегруз по ч. 10 ст. 12.21.1. КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх