Куперс

Бухучет и анализ

Штрафы за путевой лист

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию:

  • об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН;
  • водителе, управляющем транспортным средством, включая отметки о медосмотре;
  • транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;
  • маршруте следования транспортного следования.

Путевой лист используется организацией для учета:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

Водитель на служебном автомобиле обязательно должен иметь водительское удостоверение российского образца. За его отсутствие на работодателя и на сотрудника наложат штраф. Какой именно, узнайте в КонсультантПлюс, пролучив пробный доступ к системе бесплатно.

Образец заполнения формы путевого листа см. .

О том, какой срок хранения установлен для путевого листа, см. в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».

Период, на который выдается путевой лист

С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя.

О действующих правилах оформления путевого листа на несколько дней или несколько водителей читайте .

Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.

Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе

В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:

  • при перевозке пассажиров;
  • перевозке багажа, грузов, товаров;
  • использовании такого наземного транспорта, как трамвай, троллейбус, автобус.

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.

Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.

Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.

Штраф за езду без путевого листа — 2019-2020

Какой штраф за путевой лист в 2019-2020 годах будут платить водители и собственники транспортных средств? На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления. Так, согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований медицинского осмотра водителя (отсутствие на документе соответствующей отметки медика) организацию могут оштрафовать на 30 000 руб., а ее должностных лиц — на 5 000 руб. Штрафы такого же размера предусмотрены ч. 3 ст. 12.31.1 за нарушение требований технического осмотра транспортного средства.

Подробности см. в этом материале.

Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.

Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника, и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Штраф за отсутствие путевого листа накладывается как на водителя, управляющего транспортным средством, так и на организацию (либо индивидуального предпринимателя), являющуюся собственником транспортного средства. Его размер зависит от статьи, на которую сошлется инспектор ГИБДД при составлении протокола административного правонарушения, и варьируется от 500 до 30 000 руб. Это достаточно ощутимые суммы даже для крупных организаций, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые работают на себя. Вот почему всем субъектам бизнеса, использующим в работе транспортные средства, необходимо выдавать своим сотрудникам путевые листы и следить за правильностью их заполнения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.

Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.

Специальные требования: кто выполняет?

На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.

В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.

Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию. Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?

Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.

По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки. Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.

Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:

  • создавать условия для повышения квалификации водителей;

  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:

  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;

  • обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;

  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.

До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.

Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.

Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.

Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.

Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.

Маршрут построен, оформляем путевой лист?

В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.

Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).

Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.

Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.

Медосмотры на дорожку?

Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст. 2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.

Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.

Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.

Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).

Сверять или не сверять?

Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).

Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.

***

Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:

  • основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;

  • в штате организации отсутствует должность «водитель»;

  • транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;

  • имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;

  • при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.

Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.

Штраф за отсутствие путевки у водителя — это один из видов наказаний, предусмотренных ст. 12.3 КоАП РФ, за управление транспортным средством без путевого листа в тех случаях, когда его наличие является обязательным.

Правилами дорожного движения установлен список документов, которые должен иметь при себе водитель, садясь за руль автомобиля. Их он должен предъявить по требованию сотрудника ГИБДД. В определенных случаях в этот перечень входит и такой документ, как путевой лист. Расскажем, какой штраф за отсутствие путевого листа предусмотрен КоАП, как могут повлиять конкретные обстоятельства на привлечение к административной ответственности нарушителя.

Когда «путевка» необходима

Штраф за отсутствие путевки у водителя может быть наложен только в том случае, если формирование такого документа обязательно. Путевка — это первичный и отчетный документ, он нужен работникам организаций для составления отчетности, учета рабочего времени и затрат на транспорт, расчета заработной платы, фиксирования расходов ГСМ и др.

Составление документа необходимо только водителям, осуществляющим перевозку в коммерческих целях (это правило установлено в п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 08.11.2007). Случаи коммерческой перевозки, когда необходимо оформлять листки:

  • перевозка людей;
  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров в троллейбусе, трамвае.

В первом и втором случаях правила одинаковые как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата № 78 от 28.11.1997. С 2015 года организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать бланк с учетом того факта, что это первичный документ, и в нем должны быть отражены обязательные сведения, указанные в ст. 9 ФЗ «О бухучете». Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 476 от 07.11.2017, обязательно необходимо указывать сведения о собственнике ТС.

Кто и когда проверяет листки

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие путевого листа в ст. 12.3 (ч. 2) в виде штрафа размером 500 рублей. Помимо штрафа, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением водителю.

«Путевки» могут быть проверены представителями следующих контролирующих органов:

  • трудовой инспекции, если есть подозрения, что при оформлении нарушаются права работника;
  • ФНС РФ — в целях определения правильности учета затрат на бензин и обоснованности уменьшения налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  • ГИБДД и Транснадзора — в целях обеспечения безопасности дорожного движения, установления исправности ТС, обоснованности рейса, наличия у водителя права управлять ТС, законности перевозки груза и людей.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

500 рублей — таков штраф за отсутствие путевого листа такси 2020 года, и он равен размеру санкций для всех иных водителей. А вот такая мера наказания, как эвакуация такси за отсутствие путевого листа, не применяется. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, эвакуация возможна только при нарушении ч. 1 ст. 12.3, тогда как обсуждаемое правонарушение подходит только под состав ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Порядок назначения штрафа различным категориям нарушителей

Штраф за езду без «путевки» для ИП и самозанятого

Отдельно штрафы за отсутствие путевого листа для ИП не установлены, все санкции указаны в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю, исходя из Приказа № 152, этот документ нужен в обязательном порядке, а вот про самозанятых речи в этом нормативном акте нет, из чего можно сделать вывод, что оформлять документ не обязательно. Но практика применения этого положения еще не устоялась.

Сейчас самозанятые не могут получить разрешение на такси без оформления ИП. Глава Яндекс.Такси уже высказал предложение законодателям уравнять в этом отношении ИП и самозанятых и ввести электронные «путевки» в целях простоты оформления.

Необходимо принимать во внимание, что в целях применения КоАП РФ по подобным правонарушениям ИП (ст. 12.31.1 КоАП РФ) приравнивается к юрлицу.

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

За неверно оформленный листок

Все зависит от того, какие допущены нарушения оформления. Если отсутствуют сведения о прохождении медосмотра, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если нет отметки о прохождении техконтроля — по ч. 3. ст. 12.31.1 КоАП РФ (размеры наказаний: для физлица — 3000 рублей, для юрлица — 35 000).

За отсутствие штампа медосмотра

В конкретной норме КоАП РФ введен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе, это ч. 2 ст. 12.31.1. Физлицам грозит штраф в размере 3000 рублей, должностным лицам — 5000 рублей, организациям и предприятиям — 35 000 рублей.

За отсутствие «путевки» у водителя грузового авто

Аналогичный порядок применяется, когда назначается штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля. При осуществлении коммерческой перевозки путевой лист обязателен вне зависимости от того, является автомобиль грузовым или легковым: оба эти вида ТС указаны в Уставе автотранспорта, исключений не сделано и в Приказе Минтранса № 152.

За отсутствие «путевки» на легковое авто

Останавливаться на том, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя легкового автомобиля, нет оснований. Это самые распространенные случаи на практике, к которым применяется общий порядок привлечения к административной ответственности. Но нужно уточнить, что путевой лист не требуется, если автомобиль используется не в коммерческих целях, даже если он является служебным.

Времена ярко выраженного разделения всего автотранспорта на частный и государственный давно канули в Лету, поэтому вопрос «правильного» оформления автомобиля, купленного на организацию, или, наоборот, частного, арендованного фирмой у физлица, стоит очень остро и вызывает массу вопросов как со стороны самих владельцев автотранспорта, так и со стороны органов, контролирующих эту самую «правильность» оформления. Консервативно настроенные бухгалтеры, приверженцы старой системы путевых листов, ни о чем другом и слышать не хотят, чем вызывают некоторое недовольство со стороны тех, кому приходится постоянно эти самые путевые листы выписывать и пользоваться ими. Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной проблемой. Поэтому сегодня хочу поговорить о путевом листе — документе, который нужен, но далеко не каждому водителю.

Традиционно не претендуя на истину в последней инстанции, привлекаю себе в помощь специалистов, консультирующих сайт pddmaster.ru. Посетители этого сайта неоднократно задавались подобными вопросами. Например, в каких случаях нужен путевой лист, обязательно ли выписывать путевой лист ежедневно, какой штраф за отсутствие путевого листа и т. Давайте разбираться…

ПОНЯТИЕ «ПУТЕВОЙ ЛИСТ» В ПДД

В Правилах дорожного движения 2013 года интересующая нас словосочетание «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1: «Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: …в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, ПУТЕВОЙ ЛИСТ, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов». При этом «установленные случаи» в ПДД не прописаны, а значит, придется поискать их в других нормативных правовых документах.

ДЛЯ ЧЕГО И КОМУ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. А также начислять зарплату водителю. Но по сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов. Инспектору на дороге абсолютно по барабану ваши взаимоотношения с бухгалтерией и расчеты для налоговой. Но документ, который определяет Ваши «взаимоотношения» с автомобилем, на котором Вы в данный момент едете, он увидеть должен. А этим документом совсем не обязательно должен быть путевой лист. Хотя надо отметить, что в некоторых случаях путевой лист по-прежнему является обязательным.

КОМУ НЕ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности, то этот случай мы вообще не рассматриваем. Он из другой оперы.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо. То есть предприниматель или владелец компании по каким-то соображениям приобретенный для личных нужд автомобиль «оформил» на фирму. Ситуация эта не выдуманная, рассмотрим ее на примерах.

Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В таком случае не имеет особого смысла заниматься оформлением путевых листов, так как это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг.

В данном случае юридическое лицо может выдать водителю специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД вместо путевого листа. Бланк доверенности для юридического лица рассмотрим ниже.

В моей практике был случай, когда в качестве документа, подтверждающего право управления автомобилем, зарегистрированным на юридическое лицо, был договор безвозмездного пользования, который со стороны инспекторов вопросов не вызывал. Однако в дискуссии о правомочности оформления различных документов взамен путевого листа мне выдвинули версию, что коммерческие организации, имеющие своей целью зарабатывание денег, с точки зрения налоговой не имеют права оформлять договоры на безвозмездной основе. Но это с точки зрения налоговой, мы же в данном случае рассматриваем вопрос об оформлении документа, который с точки зрения законности устроит инспектора на дороге и автомобиль у вас не отнимут и не увезут на штрафстоянку. Тем более, ни для кого секрет, что даже путевые листы, которые выписывают водителям в дорогу, в большинстве случаев при подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности все равно переписываются заново.

КОГДА ЗАПОЛНЕНИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО?

Читаем статью 6 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Статья 6. Путевые листы.

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обратите внимание на второй пункт статьи. Именно в нем перечислены ситуации, в которых управление транспортными средствами без путевого листа запрещено (перевозка пассажиров и багажа, грузов). Можно ли считать перевозкой пассажиров, когда директор или полномочный сотрудник фирмы возит самого себя? Наверное, нет. Пассажиром водитель не считается.

НА КАКОЙ ПЕРИОД ВЫДАЕТСЯ ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

Ежедневное заполнение путевых листов — довольно трудоемкое занятие. Особенно для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Кстати, здесь же надо упомянуть и о нюансах с отсутствием в штате медсестры, которая должна осматривать водителей перед выходом в рейс, а также механика, проверяющего и выпускающего автомобили. Поэтому возникает вопрос, можно ли выписывать путевой лист на несколько дней?

Ответ на него мы можем найти в п. 10 приказа Министерства транспорта РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».

ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА

Ну и последний вопрос — штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 100 рублей. То есть, если Вы управляете автомобилем в случаях, не подпадающих под действие ст. 6 Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», то штраф вам не грозит.

РЕЗЮМИРУЕМ…

Итак, ситуации, в которых может понадобиться доверенность на право управления автомобилем, зарегистрированным на юридическое лицо, мы рассмотрели. Прежде всего, документ может пригодиться юрлицам, которые не хотят заниматься ежедневным и даже ежемесячным заполнением путевых листов. В принципе, доверенность от юридического лица мало чем отличается от обычной доверенности на управление автомобилем. Отличаются они лишь реквизитами доверителя (лица, владеющего ТС) и, конечно, наличием оттиска печати, сопровождающего подпись руководителя организации.

Образец доверенности юридического лица на автомобиль можно легко найти в интернете, в частности, на сайте pddmaster.ru. Обратите внимание: образцы доверенностей от юридического лица и от индивидуального предпринимателя пусть немного, но отличаются.

В принципе, заполнить доверенность по образцу не составит никакого труда, однако я хочу разъяснить некоторые особенности. Доверенность состоит из четырех частей. Первая часть — информация о владельце транспортного средства (юридическом лице). Вторая — информация о доверенном лице. Третья часть — информация об автомобиле. И четвертая — срок выдачи доверенности, подпись представителя юридического лица и место для печати.

Доверенности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличаются только несколькими пунктами первой части, в остальном они идентичны.

Все что потребуется для составления доверенности, это данные доверителя, доверенного лица и автомобиля, а также несколько минут на заполнение бланка по образцу. И все споры о правомочности тех или иных документов сразу прекратятся.

Единственное, что еще остается уточнить, это вопросы списания ГСМ в вышеуказанных случаях. Не любят наши бухгалтеры, когда им приносят чеки с АЗС, датированные выходными днями или ночными часами, в которые была произведена заправка. По мнению всезнающей налоговой службы, это неурочные часы, и автомобиль мы с вами в такое время заправлять не должны. Раз он у нас так или иначе считается автомобилем служебным, то будьте добры заправлять его тоже в служебное время. А то что у меня заправка возле дома и мне удобно заправлять автомобиль вечером — по пути домой или рано утром перед работой, это в расчет не берется. Налоговая служба требует, чтобы я приехал на работу, а уже потом специально поехал и заправил автомобиль в специально отведенные для этого часы, согласно Трудовому кодексу. То, что это никому не выгодно ни по каким параметрам, никого из тех, кто составлял НК и ТК, не интересует. Потому что так положено…

Однако выход есть. В том же самом Налоговом кодексе статья 264, пп. 11, п. 1: «Организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ в составе прочих расходов… если транспортное средство используется в служебных целях». Статья 254 пп. 5 п. 1 «…в составе материальных расходов, если данные расходы связаны с основной деятельностью организации». Далее в соответствии со статьей 252 НК РФ: «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. …Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Теперь осталось доказать, что вся Ваша деятельность направлена именно на это. А значит, кроме оформленных должным образом путевого листа (!!!) и документов, обосновывающих затраты на приобретение ГСМ, для списания расходов на топливо по автотранспорту, который эксплуатируется в «нерабочее» время, то есть в выходные и праздничные дни, нужны документы, подтверждающие необходимость привлечения работника к трудовой деятельности в неурочное, по мнению Налогового Кодекса, время. К таким документам относятся Правила внутреннего распорядка или трудовой договор (ст. 100 ТК РФ), а также приказ о привлечении работника к сверхурочной работе (ст. 99, 113 ТК РФ) и т. д.

Таким образом, в законодательстве не указано, что расходы на приобретение ГСМ организация должна осуществлять именно в рабочее время, и все инсинуации работников налоговых органов по этому поводу не более чем их собственное желание. А это значит, что если организация эксплуатирует транспорт в производственных целях в «нерабочее» время, то затраты на ГСМ можно учесть в составе материальных расходов или в составе прочих расходов в рамках норм расхода топлива при условии документального подтверждения таких расходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх