Куперс

Бухучет и анализ

Сколько платят учителям за классное руководство

Минпросвещения России подготовило разъяснения по выплате денежного вознаграждения за классное руководство школьным педагогам (направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-1159\08). В письме сформулированы основные условия оформления выплаты, но обращаем внимание, что оно носит рекомендательный характер. Школы могут принимать локальные акты, регулирующие вопросы предоставления выплаты.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. №448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — постановление №448, государственная программа «Развитие образования»).

По данным Министерства просвещения, всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.

Средства будут выделяться с 1 сентября 2020 г. Выплата составит 5 тыс. руб. в месяц.

Предлагаем вашему вниманию наше понимание в виде краткой выдержки по правилам начисления доплаты за классное руководство и комментарий из разъяснений от Минпросвещения России.

1. Данная доплата не должна уменьшать плановое повышение заработной платы.

Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.

2. На данную доплату должны быть начислены сверху районные коэффициенты и действующие районные процентные надбавки, а также страховые взносы.

Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Пример постановления города Улан-Удэ о выплате за классное руководство.

3. В расчетном листе по заработной плате данная доплата должна звучать так: ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

Согласно постановлению №448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам».

4. Доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двух классов, в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению на каждую доплату.

Постановлением №448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2 выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2 и более классах.

Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

5. Доплату за классное руководство педагог получает независимо от количества учащихся в классе или классе-комплекте.

Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее — класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

6. Доплата за классное руководство выплачивается плюсом к выплате за классное руководство, что была ранее.

Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

7. Доплата за классное руководство не должна менять размер действующих ранее надбавок и выплат. Хотя в постановлении этот пункт значится как рекомендация 🙂

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

8. Данная доплата за классное руководство начисляется по всем правилам начисления заработной платы и входит в расчет среднего заработка и при исчислении больничного.

Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом «м» п.2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. Для получения данной доплаты обязательно напишите заявление и убедитесь в наличии приказа, а также кадрам образовательной организации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате.

Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства внесения каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

10. Должны быть внесены изменения в коллективный договор и предоставлены под роспись работникам. Проверьте наличие в Коллективном договоре ниже изложенных пунктов.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

11. Доплату за классное руководство можно получать в период замещения отсутствующего работника. Так же данную доплату может получить и учитель, работающий по совмещению, являющийся, например, директором данного учреждения по основному месту работы.

При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

12. Доплата за классное руководство учителям остается и на время каникул и на время карантина, исключение: время отпуска работника.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

13. Доплата за классное руководство должна быть выплачена, независимо от того, есть ли в должностной инструкции или прочих локальных документах образовательной организации упоминание об этом виде деятельности или о доплате за нее.

Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

По материалам статьи образовательного проекта RAZVITUM

Вопрос учителя: С 1 сентября 2020 года в нашей школе внесли в должностную инструкцию классного руководителя обязанности по выдаче молока и замера температуры у учащихся, эти действия нужно оформлять в табеле и журнале. Оплата за эту работу не предполагается, работодатель оправдывается тем, что введена доплата в 5000 рублей за классное руководство. Правомерно ли навязать нам эту дополнительную работу?

Ответ юриста профсоюза «Учитель»: По смыслу абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, педагог должен дать согласие на выполнение тех или иных дополнительных видов работ, это согласие должно быть выражено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. То есть, формально даже подпись педагога о согласии на приказе не является надлежащим оформлением дополнительной работы классным руководителем согласно названным Особенностям. Потому виды работ должны быть перечислены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Поскольку при изменении в одностороннем порядке «должностной инструкции классного руководителя» педагог не дает согласия на выполнение «новых» работ, то он может отказаться от выдачи молока и замера температуры, продолжить выполнение тех работ, на которые давал согласие.

С октября 2019 года педагоги будут получать зарплату на 30% больше, чем сейчас. Об этом на августовском заседании учителей рассказал премьер-министр Кыргызстана Мухамедкалый Абылгазиев.

Для того чтобы поднять зарплату 80 тысячам учителям, в республиканском бюджете предусмотрено 14,1 млрд сомов.

А сколько учителя получают сейчас?

Из чего складывается и от чего зависит зарплата учителя

До 2011 года зарплата учителя в Кыргызстане рассчитывалась по единой тарификационной сетке (был оклад за ставку, в зависимости от категории). Однако 31 мая 2011 года правительство Кыргызстана ввело новые условия оплаты труда работникам педагогической сферы. С тех пор платить стали за академические часы. Тогда же отменили и педагогические квалификационные категории и, как следствие, надбавки за них.

Сейчас заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ основана на принципе почасовой оплаты труда. Кроме количества часов, зарплата учителя зависит еще от нескольких факторов — уровня образования, педагогического стажа, регионального компонента, а также контингента учащихся (что это означает, в Министерстве образования не смогли объяснить).

Министерство образования предусмотрен ряд дополнительных выплат за наличие звания («Народный учитель», «Заслуженный учитель»), а также за высшую степень отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры». Кроме того, плюсом к заработной плате будут наличие ученой степени и работа в учреждении, в названии которого есть слово «национальный» (среди школ таким статусом обладает только Национальная компьютерная гимназия №5).

В зарплату учителя общеобразовательной школы уже входят плата за проверку тетрадей, классное руководство, подготовка к урокам, а также работа по повышению уровня своей квалификации.

В 2011 году, после введения почасовой оплаты, один академический час у преподавателя:

  • со средним специальным образованием стоил 40 сомов;
  • с высшим педагогическим образованием с присвоением степени бакалавра – 45 сомов;
  • с высшим педагогическим образованием с присвоением степени магистра – 50 сомов.

Сейчас стоимость академического часа зависит не только от наличия образования и степени, но и от того, в каких классах работает учитель.

Наименование должностиОплата за час преподавательской работы

среднее профессиональное образованиевысшее образование (бакалавр, дипломированный специалист)магистр

Учитель старших классов (5-11 кл)60 сом67,5 сом75 сом

Учитель начальных классов (1-4 кл)72 сом81 сом90 сом

Региональные отличия заработной платы учителя

В Министерстве образования объяснили, что каких-либо региональных различий в начислении заработной платы учителям нет. Однако на самом деле учителя, работающие в высокогорных районах Нарынской, Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской областях, получают доплату в размере от 10% до 80% к зарплате.

Кроме того, на доплату в размере одной тысячи сомов могут рассчитывать учителя, работающие в сельских школах, независимо от региона.

Столичные учителя получают доплату в размере одной тысячи сомов от мэрии Бишкека. Среднюю зарплату учителей по республике можно посмотреть в инфографике Kaktus.media.

Отличия оплаты труда учителя в частной и муниципальной школе

В частных школах Бишкека отказались сообщать размер оплаты за один академический час. Однако редакции удалось узнать, что условия оплаты в частных школах могут отличаться, но принцип формирования одинаков. Такие показатели, как стаж работы, категория, звания, не учитываются.

Администрация школы довольно критически оценивает опыт, успехи работы учителя и отзывы о нем в предыдущей школе, поэтому нет единого тарифа почасовой оплаты, и с каждым учителем по отдельности обговаривается стоимость часа его работы.

При этом 80% учителей обычно набирают по рекомендации, потому что в учительских кругах все довольно хорошо знают друг друга. 20% кандидатов приходят сами, услышав где-то информацию о вакансии.

Удалось узнать стоимость одного академического часа только в одной частной школе – «Школе Газпрома». Здесь она составляет 420 часов, в эту сумму уже входит проверка тетрадей и доплата за стаж.

Кроме того, в этой школе также предусмотрены премиальные выплаты по итоговым результатам за каждую учебную четверть. Особенно, это касается учителей начальных классов.

Учитель другой популярной частной школы рассказала, что она получает около 25 тысяч сомов.

«Это средняя зарплата учителей частных школы в Бишкеке. Вопреки слухам, 35-40 тысяч учителя нигде не получают. В муниципальной бишкекской школе я получала около 17 тысяч. 12 600 от государства, а остальное — из родительских денег. Поскольку преподавала я в старших классах, то никаких продленок у меня не было и , следовательно, доплат за них. В частной школе я получаю, как видите, больше. А главное, я здесь только учу. Никто не заставляет меня агитировать, голосовать, «работать» с родителями по поводу ого, чтобы они сдавали деньги».

Какие доплаты существуют у учителей

Помимо доплат за звания и педстаж и регионального компонента, существуют также доплаты и некоторым учителям предметникам.

Так, учителя кыргызского языка в школах с некыргызским языком обучения получают доплату в размере 15%. Такая же доплата предусмотрена для преподавателей русского языка в школах с нерусским языком обучения. Причем, эта доплата выплачивается вне зависимости от регионального расположения школы (город или село).

Также, для дополнительного стимулирования и поощрения учителей с 1 сентября 2015 года за счет бюджетных средств был создан стимулирующий фонд. В Минобразования напоминают, что выплаты из стимулирующего фонда заработной платы работникам школ не являются гарантированной заработной платой, устанавливаются по результатам выполненных работ и зависят от качества работы.

Размер стимулирующей заработной платы работников школ определяется:

  • — по педагогическому персоналу — путем умножения размера гарантированной заработной платы на коэффициент стимулирующей заработной платы и коэффициент трудового участия (КТУ);
  • — по административно-управленческому, хозяйственному и вспомогательному персоналу — путем установления абсолютного размера стимулирующей заработной платы, либо по единому коэффициенту от гарантированной заработной платы работников в пределах фонда стимулирующей заработной платы.

Средства на выплату стимулирующего фонда предусматриваются всем школам без исключения, в региональном диапазоне они не различаются предусматривают и столицам, и регионам.

Однако, как считают учителя, выплаты из стимулирующего фонда не являются оптимальным стимулом для работы.

Выплаты из стимулирующего фонда производит администрация школы, и зачастую их распределение напрямую зависит от личных предпочтений руководства школы. К примеру, один учитель может показывать хороший результат по обучению, его ученики занимают призовые места на олимпиадах, но выплату из стимфонда отдадут тому учителю, у кого хорошие отношения с директором», — рассказывает учитель сельской школы на условиях анонимности.

Учитель из Джалал-Абадской школы также отмечает, что стимфонд далеко не самое хорошее решение, размер выплат чаще всего зависит от зрелищности и масштабности проводимых мероприятий, нежели от академических успехов учащихся.

Как рассчитывается зарплата учителя

Итак, мы узнали из чего складывается зарплата учителя, какие существуют надбавки и дополнительные выплаты. Теперь попробуем посчитать, сколько будет получать учитель муниципальной школы с нагрузкой 20 часов в неделю.

Возьмем для примера учителя с педагогическим стажем 7 лет, с высшим педагогическим образованиям со степенью бакалавра, работающего в сельской школе в Джумгальском районе Нарынской области. Коэффициент доплаты за работу в высокогорье составит 1,4. За педагогический стаж он получает доплату в размере 10% от зарплаты.

Стоимость одного академического часа у учителя равна 67,5 сома. За подготовку к шести часам уроков в неделю начисляют по 67,5 (405 сомов), прибавляют также шесть часов внеурочной работы*33,75 (половина одного часа) (202,5 сомов). В месяце у учителя 4,2 рабочие недели. Получается, его зарплата рассчитывается по следующей схеме:

Соцфонд и на налоги и получается, что на руки учитель сельской школы в Джумгальском районе получает 9 тысяч 937,6 сома.

Учитель из Оша с дипломом советского образца (он приравнен к степени бакалавра), стаж педагогической работы которого 25 лет, имеет звание «Заслуженный учитель». Региональных доплат нет.

За педагогический стаж он получит доплату в размере 30% от зарплаты, за звание «Заслуженный учитель» — 2 тысячи 500 сомов. Стоимость одного академического часа у учителя равна 67,5 сомов. За подготовку к шести часам уроков в неделю начисляют по 67,5 (405 сомов), прибавляют также шесть часов внеурочной работы*33,75 (половина одного часа) (202,5 сомов).

Его зарплата будет рассчитываться по следующей схеме:

20х67,5+405+202,5+2,500+30%*4,2=24 тысячи 337 сомов до вычета налогов. Теперь вычитаем из этой суммы 20% выплат в Соцфонд и налоги и получается, что на руки такой учитель из Оша получает 19 тысяч 470 сомов.

Посчитаем теперь зарплату учителя из Бишкека с высшим педагогическим образованием со степенью магистра. В школе он проработал 20 лет, получает доплату из городского бюджета в размере одной тысячи сомов.

За педстаж получает надбавку 30%. Стоимость одного академчаса у него составляет 70 сомов. . За подготовку к шести часам уроков в неделю начисляют по 70 (420 сомов), прибавляют также шесть часов внеурочной работы*35 (половина одного часа) (210 сомов).

Получается: 20*70+420+210+1000+30%*4,2=16 тысяч 548,8 сомов. Именно эту сумму учителю из Бишкека начисляют в бухгалтерии. Теперь вычитаем из этой суммы 20% выплат в Соцфонд и налоги и получается, что на руки он получит 13 тысяч 235 сомов.

В Минобразовании подчеркнули, что, согласно первому предложению пункта 5.3 раздела 5 Инструкции о порядке начисления заработной платы работников образовательных организаций, утвержденной постановлением правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2011 года № 270, месячная заработная плата учителей общеобразовательных организаций, в том числе школ-интернатов всех типов и наименований, определяется путем умножения размера часовой ставки на их фактическую нагрузку в месяц.

То есть, получается, что каникулярное и праздничное время не оплачивается. Однако, проведенные часы, выпавшие по расписанию на праздничные дни должны быть проведены в обязательном порядке в течение ближайших дней по дополнительному расписанию, утвержденной администрацией школы.

Редакция Kaktus.media поговорила с учителями школ и узнала, что многие из них не знают, как и из чего у них складывается зарплата. Несмотря на объявленную президентом цифровизацию, все данные об учительской зарплате заносятся вручную в табели, в которых учителя должны расписаться в конце месяца. Данный табель находится в ведении завучей школ, которые потом сдают его в бухгалтерию районных и городских отделов образования. Оттуда потом эта информация попадает в Министерство образования.

Мы не знаем, что такое табель. Завуч нам не показывает его. Не могу точно сказать, сколько доплачивают за проверку тетрадей, за подготовку к уроку. У меня 15 часов, заведую методическим кабинетом. В итоге на руки получала 9700 сомов. После того, как поменялся бухгалтер, зарплата уменьшилась – 8900 сомов», — сказал учитель, пожелавший не называть свое имя.

Еще одна учительница из Джалал-Абада, стаж 45 лет, имеет звание «Заслуженный учитель», нагрузка 36 часов. В прошлом учебном году получала на руки (после уплаты налогов) 13 700 сомов, в новом учебном году зарплату еще не получали.

Я учитель высшей категории, работаю в сельской школе, стаж составляет 27 лет. В прошлом году у меня было 31 час недельной нагрузки и классное руководство. С учетом этой нагрузки со всеми надбавками за стаж, работу в сельской школе моя зарплата после вычета налогов составляла около 12 тысяч сомов. Раз в два-три месяца была надбавка по КТУ (коэффициент трудового участия) в пределах 3-4 тысяч сомов и тогда я получала 15-16 тысяч сомов. В этом году я еще не получала зарплату согласно новому табелю, но полагаю, она будет такой же, как и в прошлом году, потому что нагрузка не сильно изменилась», — рассказала учительница одной из школ Ысык-Атинского района.

В некоторых школах предусмотрены доплаты учителям из попечительских фондов. Однако такие доплаты составляют не более 30% зарплаты учителя.

Какую именно часть зарплаты повысят на 30% в МОиН так и не объяснили. В приказах таких данных нет.

О повышении зарплаты учителям заговорили еще в 2011 году, но до сих пор средняя зарплата учителя в муниципальной школе составляет 10 тысяч сомов.

Именно из-за этого многие учителя вынуждены уходить в частные школ или менять сферу деятельности.

Преподаватель – профессия важная и социально значимая. А стать преподавателем колледжа значительно проще, чем сделать академическую карьеру в университете. Правда, и уровень зарплат здесь значительно ниже, чем у институтских преподавателей.

Как стать преподавателем в колледже?

В отличие от строгих университетских требований, преподавателю для работы в колледже нужно иметь только высшее образование, наличие ученой степени при этом не является обязательным. Не нужно иметь и педагогическое образование. Достаточно окончить курсы повышения квалификации, на которых проходят педагогику и различные методики в сфере образования. При этом в колледжах очень часто сталкиваются с нехваткой преподавателей, поэтому и диплом магистра требуют не всегда, порой достаточно и диплома бакалавра (в сочетании с курсами повышения квалификации).

Требования к преподавателю колледжа

Основное требование это, конечно же, блестящее знание того предмета, который сотрудник собирается преподавать. Также нужно добавить к этому знание современных методик в сфере образования, законодательства, которое касается этого направления деятельности, государственных стандартов и т.д. Кроме того, даже если формально такие требования не предъявляются, от преподавателя ожидают наличия следующих личных качеств:

  • стрессоустойчивость (работать приходится с разными учащимися, и конфликты неизбежны, особенно если преподаватель достаточно строг),
  • коммуникабельность,
  • знание основ психологии,
  • умение работать с информацией – искать актуальные сведения в интернете, правильно оценивая качество источников, из которых она поступает,
  • наблюдательность,
  • умение вести дискуссии и разрешать конфликтные ситуации.

Разумеется, преподавателю колледжа также важны и качества вроде терпения, толерантности, умения слушать, заинтересованности в тех дисциплинах, которые он преподает.

В современных условиях преподавателю в колледже нужно создавать свою страницу в социальных сетях, причем следить за тем, чтобы она была именно рабочей и без личных записей. К слову, наличие такой страницы позволяет не просто повысить рейтинг, но и дает возможность дополнительного заработка – например, можно найти подработку в другом учебном заведении, получить грант на написание книги или даже просто заняться репетиторством.

Должностные обязанности преподавателя колледжа

В большинстве случаев обязанности преподавателя колледжа в общих чертах будут теми же, что и у университетских преподавателей. Хотя на практике научно-исследовательской деятельностью они занимаются редко. Все обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции, а также в договоре, который заключают с преподавателем. В общих чертах они сводятся к следующему:

  1. Обучение студентов колледжа конкретным дисциплинам (для каждого преподавателя указывается, что именно он будет преподавать),
  2. Участие в разработке учебных программ, планов и графиков,
  3. Чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий,
  4. Формирование у студентов качеств, которые им понадобятся для работы по выбранной специальности,
  5. Участие в разработке экзаменационных билетов и тестовых заданий, прием экзаменов, проверка результатов тестирования,
  6. Развитие у студентов творческого подхода, самостоятельного анализа,
  7. Участие в научно-практических семинарах и конференциях,
  8. Содействие студенческому самоуправлению, творчеству и внепрограммным мероприятиям,
  9. Участие в написании методической литературы. Также считается, что преподаватели должны составлять список литературы, которую студенты должны изучить для сдачи экзамена или тестирования. Этот список, так же, как и учебная программа, должны быть доведены до сведения учащихся еще на первом занятии.
  10. В должностной инструкции обычно прописывают, что преподаватель обязан периодически проходить курсы повышения квалификации.

Особенности работы в колледже

В основном все сводится к тому, что в колледже преподаватель работает не со школьниками, которые привыкли к определенной дисциплине, и не со студентами вузов, которые чаще всего выбирают специальность вполне осознанно.

Особенность российской системы образования такова, что в колледж идут учиться те, кто не смог поступить в университет или даже не будет пытаться, и вместо этого собирается получать рабочую специальность. Очень часто это дети из, как принято говорить, неблагополучных семей, много и тех, кто приходит учиться из системы органов опеки (из детдомов, приемных семей).

Поэтому встречаются подростки, озлобленные на весь мир, у многих имеется опыт столкновений с правоохранительной системой. Таких студентов очень тяжело заинтересовать теоретическими предметами, у них достаточно низкий уровень знаний и слабые представления о дисциплине, так что на самом деле преподавателю приходится активно работать над собой для того, чтобы найти общий язык и с такими студентами тоже.

Как рассчитывается зарплата преподавателя?

Для расчета зарплаты преподавателей используется та же методика, что и для расчета зарплаты учителей. В большинстве случаев им установлена нагрузка на уровне 18 часов в неделю, это получается 720 часов в год. В таких случаях независимо от объема нагрузки в конкретном месяце (например, на время каникул, если они не совпадают с отпуском) выплачивается средняя зарплата.

Для таких преподавателей рассчитывается почасовая ставка – как месячная ставка, разделенная на норматив в 72 часа нагрузки. Для расчета средней месячной зарплаты берут эту почасовую ставку, умножают на количество отработанных часов нагрузки и делят на 10 месяцев (с учетом продолжительности каникул). В течение года объем нагрузки, указанной в договоре, меняться не может. Да и на будущие периоды его увеличение или снижение возможно только с согласия преподавателя.

Остается только узнать, что влияет на месячную ставку. Во-первых, могут быть введены повышающие коэффициенты в зависимости от квалификационной категории преподавателя. Во-вторых, могут быть доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку, в том числе за проверку письменных работ или заведование кабинетом. Их размеры зависят от того, сколько средств есть у учебного заведения и что прописано в коллективном договоре.

Сколько получает преподаватель колледжа в России?

В Москве

Согласно данным официальной статистики, средняя зарплата преподавателя колледжа составляет 26 тысяч рублей. Это показатель по России в целом. В столичном регионе зарплаты выше. При прочих равных условиях преподаватель колледжа в Москве и Подмосковье может получать и до 45-47 тысяч рублей.

В СПБ

В Санкт-Петербурге доход преподавателя составляет порядка 30 тысяч рублей (в Ленинградской области он ниже – до 26 тысяч рублей). В Крыму, в Воронежской и Саратовской областях средний уровень заработка составляет 16-17 тысяч рублей. В Омске оклад преподавателя колледжа составляет порядка 15 тысяч рублей.

Дело в том, что, несмотря на знаменитые «майские указы”, преподавателей колледжей не затронули. В отличие от институтских преподавателей, им до сих пор рассчитывают зарплаты без учета районных коэффициентов. Очень часто для экономии бюджетных средств преподавателей переводят на полставки. Так что даже при хорошей величине ставки и с применением всех надбавок там, где должно было бы быть 35 тысяч рублей, сотрудник получает от силы 17 тысяч.

Отзывы

  • №1. Я пришла работать в колледж после длительного перерыва в педагогической деятельности. Одно время работала фрилансером, но устала постоянно сидеть дома в четырех стенах, общаясь исключительно с монитором. Преподаю химию и биологию. С учетом того, что свое основное занятие я не бросаю, мне не так принципиальна зарплата. Но в любом случае она невелика. При том, что я работаю на полставки, но нагрузка достаточно большая, я получают порядка 12 тысяч рублей. То есть при полной нагрузке это было бы 24-25 тысяч рублей. Но даже в своем графике я выкладываюсь по полной, потому что хочется заинтересовать студентов. Есть действительно умные и талантливые ребята, которым только отсутствие денег помешало поступить в институт, и хочется, чтобы они чего-то добились в жизни, научились применять полученные знания на практике, это в любом случае поможет сделать карьеру.
  • №2. Я не смогла поступить в аспирантуру, но мне удалось устроиться работать в колледже. Считаю, что это именно везение, поскольку опыта работы у меня после института не было вообще. Думаю, что со временем еще раз попытаюсь поступить в аспирантуру. Пока преподаю в колледже социологию – программа довольно скромная, в основном основы и какие-то очень общие моменты. К сожалению, и уровень знаний у моих студентов такой, что более серьезный объем они просто не потянут. Конечно, я стараюсь адаптировать программу, сделать ее достаточно интересной. Но со студентами все равно очень непросто, многие вообще не понимают, зачем им этот предмет да и образование в целом, хамят, ведут себя совершенно недопустимым образом. Стараюсь решать конфликты без привлечения руководства. При этом зарплата у меня не очень большая для Москвы – 32 тысячи рублей. Для меня более ценным моментом является опыт педагогической деятельности – для диссертации и аспирантуры это важно.

Роскошно живут врачи — всем срочно лечиться! Их средняя зарплата по России — 81 тысяча рублей, в Москве — 148 тысяч, в Московской области — 99 тысяч, в Санкт-Петербурге — 111 тысяч рублей. В Тверской области зарплата врача — 57 тысяч рублей. Она в 1,7 раза выше, чем в среднем по области. Но в ответ слышится: «бумагами завалили», «все гораздо хуже», «средняя температура по больнице», «я на полутора ставках».

В любых профессиях средняя зарплата по отчетности выше, чем в наших личных ощущениях. «Откуда такие деньги?» «Мы столько и не видим!» Почему так? Ответ: зарплата по Росстату и наша, личная — родственники, но двоюродные. У статистиков зарплата — начисленная, включая подоходный налог. Мы же ощущаем своей, настоящей только «чистую», ту, что дается нам на руки, без налогов.

И еще — у Росстата зарплата считается на одного человека, даже если у вас две ставки. Или вы совмещаете полторы. Или хоть сколько-нибудь. Если кособочитесь так каждый день за двоих, с двойной, полуторной нагрузкой. Это зарплата — за ненормальный способ жизни, когда вы — один, а по ставкам вас — полтора или два.

И еще. Это не совсем зарплата. Если вы получили грант или взяли договор подряда в своей же организации — вне всего, вне рамок рабочего дня, вне всяких норм. Скажем, разовый контракт на научную работу. И если вы пашете по выходным, по ночам в вашей несчастной квартире, заваленной книгами, и получили что-то по договору подряда, то эти деньги Росстат будет тоже считать зарплатой.

Вы всем должны, но лично вам — все меньше. Социальная ответственность за вас государства потихоньку сужается

Так что замыленный, живущий на пару ставок, подрабатывающий договорами подряда, вне всяких нормальных рамок рабочего времени — это вы, и вами можно гордиться. В столицах вы имеете великолепную зарплату. В регионах она в 2-3 раза ниже. Вы можете заниматься просвещением, лечением, наукой, да чем угодно, но в жизни это называется «белка в колесе».

Часто — это ободранная белка. Растут нормы нагрузки, вас достают отчетностью, она растет, как грибы. Вас ставят под видеокамеру в офисах, аудиториях, цехах. Вы всем должны, но лично вам — все меньше. Социальная ответственность за вас государства потихоньку сужается. Чтобы удержать все ту же денежную ценность месяца или года, вы должны работать — год от года все больше. Иногда удивляешься — все вокруг крутятся, как белки в колесе, до изнеможения, а экономика стоит. Кто же не работает? И почему стоит?

Учителя — сердце любой нации. Детям в школе — хорошо! Средняя зарплата школьных учителей по России — 41 тысяча рублей, в Москве — 98 тысяч, в Московской области — 57 тысяч, в Санкт-Петербурге — 57 тысяч рублей. В регионах — кратно меньше. Правильны ли такие разрывы? Нам всем нужно, чтобы ребенок знал математику и историю одинаково хорошо, где бы он ни жил. В Саратовской области зарплата учителей — 26 тысяч рублей, в Омской — 30 тысяч, в Ивановской — 25 тысяч. А ниже всего в Северной Осетии-Алании — 22 тысячи рублей. И ее еще нужно заработать. Одной ставки мало. «В провинции учитель английского языка получает до вычетов 15 тысяч рублей». Санкт-Петербург. «Это какие-то очень высокие цифры. Базовая зарплата школьного психолога — 15 тысяч рублей». Томск. «Ставка преподавателя в школе 11 с копейками, с классным руководством набегает 13, со стимулирующими чуть больше 20». Магнитогорск. «Я уже начала видеть своего ребенка реже, чем свой класс». Ну, конечно! Одной ставки не хватает.

В любых профессиях средняя зарплата по отчетности выше, чем в наших личных ощущениях

Все эти статистические зарплаты — у взмыленных людей, берущих полторы, две ставки, бегающих по сверхурочным, по частникам. Ищущих работы «сверх», чтобы просто существовать. Загружаемых надзором, отчетами, ненужными работами. А жить когда? Дешевый человек, как белка в колесе, на котором основана наша экономика — от лукавого. И цифры его зарплат — лукавые. Мы — дешевы. Мы не можем заработать без того, чтобы не залезть в семейное время. А должны быть дорогими.

Человек, способный «нормально получать» и сам платить свою «социалку» (сейчас это делает работодатель), не работая на износ и не занимаясь выживанием все свое дневное время — это огромная ценность. Именно такой человек делает общество развитым. Тогда — лозунги! Мы — не рабы, рабы — не мы. Выше стоимость человека на единицу времени — в нормах, в нагрузке, в бюджетных расчетах! Знать правду о зарплате «нормально» работающего человека! Пусть не Исландия, не Швеция и не Германия, но хотя бы Чехия. Пустые слова? Нет, переворот в сознании и политике властей и общества. Люди в России всегда были дешевым товаром, должны стать — драгоценным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх