Куперс

Бухучет и анализ

Сколько получает курьер в Москве

Около двух лет назад друг подсказал зарегистрироваться на YouDo. Когда я регистрировался, нужно были предоставить паспортные данные, двух доверенных лиц и пройти проверку. Вроде бы сейчас регистрация сильно упростилась. Я написал, что работаю курьером в магазине, у меня большой опыт и все заказы вожу сам. Начинать было тяжело. Когда мало отзывов, заказов тоже мало. Я брал, на сленге курьеров, одни «нехалявные» заказы — надо было постоянно ездить с одного края Москвы на другой. Но таким способом потихоньку набирались отзывы. На получение рейтинга я потратил 4–5 месяцев. Хотя часто заказчики все равно выбирают не по рейтингу, а тех, кто быстрее приедет. Параллельно я работал с компаниями, которые знали меня по предыдущим доставкам. В общем, работа элементарная. Но если возить дорогие вещи — айфоны или макбуки, то к курьерам повышенные требования и кого попало не возьмут. А чтобы бумажки возить, возьмут любого. Деньги, конечно, небольшие, но платятся сразу, поэтому среди курьеров всегда большая конкуренция. Меня эта работа полностью устраивает. В офисе я ни за какие деньги сидеть не буду, потому что при работе в четырех стенах с 9 до 18 меня через две недели в Кащенко увезут.

Особенности работы и странные посылки

Я передвигаюсь только на общественном транспорте. На машине неудобно. Думать, за сколько доедешь и где встанешь — это головная боль. То, как пройдет мой рабочий день, полностью зависит от параметров заказов. Бывает, что с самого утра мне звонят постоянные клиенты с просьбой отвезти заказ. Если нет, открываю YouDo и смотрю, какие заказы есть поблизости. Выбираю, учитывая удаленность и время, которое я на это потрачу. Конечно, приоритетен для меня центр. Заказы, которые надо везти далеко, из одного конца Москвы в другой, беру только за 900–1000 рублей. Стараюсь найти сразу несколько заказов в одном направлении — так получается выгоднее. Со всеми заказами работаю лично, никого вместо себя не посылаю.

В день может получиться один крупный заказ или 5–6 мелких. Если говорить о «жирных» заказах, то как-то раз я возил документы в Санкт-Петербург одним днем. За это мне заплатили 30 тысяч рублей. Но такие случаи, конечно, единичны.

Я вожу в основном документы, товары из интернет-магазинов, вещи из бутиков. Но возил я вообще все: начиная от лекарств — и заканчивая ювелирными изделиями. Как-то попросили забрать из ювелирного магазина кольцо с бриллиантом, наверное, дороже этого ничего не было. А самое странное, с чем встречался, — это протез зубной челюсти.

Я всегда спрашиваю, что везу. Если есть подозрение, что там оружие или наркотики, отказываюсь. Да и на порталах таких курьеров не ищут. В основном там попадаются дешевые заказы. Самое дорогое с YouDo, что я возил, — квадрокоптер за 70 тысяч рублей.

За несколько лет работы у меня появилось много клиентов. Иногда я даже вынужден отказываться, потому что занят. В таком случае отправляю их в интернет. В субботу и воскресенье стараюсь отдыхать. Хотя даже в эти дни, если еду куда-то, могу взять пару заказов, которые по пути.

Проходить 10–20 километров в день для меня в порядке вещей. Хотя не могу сказать, что это особая физическая нагрузка: взял заказ, дошел до метро и сидишь.

С собой в дорогу беру минимум. Смартфон я специально искал с объемной батареей, чтобы не таскать с собой внешние аккумуляторы. Собственно, кроме заряженного телефона и желания работать, больше ничего не требуется.

Зарплата и траты

Я гребу деньги лопатой в декабре. Это самый напряжный, но и самый лучший месяц в году для курьера — круглые сутки возишь подарки. Июль — самое плохое время. Я никогда не считал, сколько зарабатываю в месяц, всегда ориентируюсь по дням. А в день получается от 1,5 до 6 тысяч рублей. Если округлять, то можно сказать, что в месяц я зарабатываю от 40 до 80 тысяч. Я не занимаюсь финансовым планированием. Моя тактика такова: заработал, положил, потратил.

YouDo не берет комиссию с заказов, но за каждое предложение, которое я оставляю, плачу 40 рублей. Эти деньги с меня берут вне зависимости от того, получил я заказ или нет. В день на это может уйти 200–300 рублей. Безлимитный проездной на месяц стоит 2 тысячи рублей.

Мы с женой живем в своей квартире, коммунальные платежи составляют 6–7 тысяч рублей. У нас совместный бюджет, жена тоже работает, и у нее тоже гибкий график. Если ходим за продуктами, то можем оставить в магазине и 500 рублей, и 2 тысячи. Но в месяц эти расходы я тоже никогда не подсчитываю. Когда работаю, могу зайти в «Макдоналдс», «Му-му» или какую-нибудь столовую. Обед стоит около 300 рублей.

В выходные можем съездить к родителям, сходить в кино или поиграть в бильярд. Если куда-то идем с друзьями, скидываемся по 2–3 тысячи рублей. Еще я люблю гулять по московским паркам — Царицыно, Сокольники, Измайлово. В кафе и рестораны ходим не часто, может, раз в месяц.

Одежду покупаю по мере необходимости. Даже у дома понастроили немерено торговых центров, так что проблем с выбором нет. Люблю Tommy Hilfiger и Gant. Но чаще ездим за одеждой для жены: пару недель назад купили ей сумку.

Кредитов у меня нет. Стараюсь их не брать, это гадость. Еще стараюсь, чтобы были какие-никакие денежные запасы — мало ли, что в жизни случится. Конкретно ни на что не откладываем: жить где есть, здоровье есть, другой нужды нет.

The Village Беларусь поговорил с четырьмя курьерами служб доставки: сколько они теперь зарабатывают в условиях коронавируса, сколько пар перчаток надевают при работе с клиентами и пользуются ли сами доставкой.

«От заказа нельзя отказаться, а если не хочешь везти — то тогда не надо работать курьером»

Евгений

E-Dostavka, «Хит! Доставка»

— Я работаю тут чуть больше двух с половиной лет. Когда-то я пробовал устраиваться курьером, но там надо было работать на своей машине, мне это не понравилось. А здесь дают автомобиль. В основном работаю на «Е-доставке», иногда попадаются заказы и с «Хит! Доставки».

Мы возим товары и в Фаниполь, и в Ждановичи, и в Заславль, и в Радошковичи, и в Дзержинск.

Те, кто возят, скажем, в Дзержинск, берут большую машину и грузят заказы сразу на весь день, причем могут работать и до 11 часов вечера. Зато они на складе только два раза в день бывают: утром набрал товара, вечером сдал кассу. А я приезжаю, беру десять заказов, развожу, потом снова еду на склад. Мне тоже предлагали работать на загород, но я не согласился: мне интересно по разным районам поездить, а не все время одной дорогой в один и тот же город. Ну и освобождаюсь я пораньше, а если не успею за смену — ну, закончу на полчаса позже.

Заправляюсь я на АЗС возле склада, в других местах заправляться не могу. Заправляю сразу пятьдесят литров, и мне этого на пятидневку хватает.

Работаю по 8 часов пять дней в неделю. В будни в среднем 30–35 заказов, в выходные больше — бывает 40–45 доставок; минимум на моей памяти было 25 заказов за день. Из-за карантина, конечно, заказов стало больше, бывает, что склад не всегда вовремя справляется. Стараюсь развести побольше заказов, чтобы заработать больше денег. От заказа нельзя отказаться, а если не хочешь везти — то тогда не надо работать курьером. Даже если меня что-то не устраивает, все равно беру заказ и поехал. Думаю, что мог бы работать и больше восьми часов в день, сил хватило бы. Раньше я вообще работал в МАПИДе и устанавливал двери — тамбурные, подъездные. Тоже нужна была физическая сила. Так что, думаю, по «физухе» вытянул бы и 12 часов работы.

За каждый заказ нам платят два рубля, плюс еще рублей 25 выходит за сами часы смены, — в месяц получается немногим меньше двух тысяч рублей. Уходить пока никуда не вижу смысла. Сейчас работы из-за коронавируса и так мало, и вряд ли я найду работу с такой зарплатой. По минским меркам у меня хорошая зарплата; я не знаю в Минске других служб доставки, где можно было бы столько зарабатывать. Предлагали в самой компании работать наставником, других обучать, но я не захотел.

Бывает очень большая плотность заказов в одном районе или даже доме. Вчера у меня было четыре заказа в одном доме, даже два заказа в одном подъезде оказалось. Так что можно за час и пять, и шесть доставок успеть выполнить, если в соседних дворах попадутся.

Чтобы зря время не терять, я хожу обедать, пока готовится моя загрузка. Иногда это ссобойка, иногда успеваю сбегать в магазин купить перекус. Можно и между доставками посидеть в машине, отдохнуть, но я особого смысла в этом не вижу, я же на работу пришел работать, тем более что и зарплата сдельная. Бывает, сижу, если только клиент отошел куда-то и надо его подождать минут пять-десять. Смотрю: если есть время — могу и какой-то заказ неподалеку отвезти. Или сижу жду, когда клиент вернется, постучит в окошко.

У меня в семье ни у кого нет таких частых контактов с людьми, как у меня, поэтому я стараюсь и себя, и их защитить. Выезжая в рейс, надеваю перчатки и пшикаю в машине антисептиком. Когда поднимаюсь к клиенту, надеваю маску. Когда развез все заказы, по пути обратно успеваю попшикать руки, а на складе еще и мою. Кстати, я работаю сразу в двух парах перчаток: сначала надеваю резиновые, а наверх обычные матерчатые, — так удобнее. Наличные деньги никак не обрабатываю, лучше лишний раз руки помыть. Также пшикаю на руль и на кулису коробки передач. За каждым закреплена своя машина, на моей другие курьеры ездят, только когда у меня выходной.

Еще с месяц назад клиенты, кажется, сильнее опасались вируса, не пускали в квартиру — отдавал пакеты в тамбуре; когда видели, что я в маске, старались отойти от меня. Кто-то встречал в маске, кто-то — еще и в перчатках. А сейчас стали проще относиться, и в масках и перчатках встречают уже не так активно, как раньше, кроме, пожалуй, молодых мам. Бесконтактной доставки стало сильно меньше. Стали просить занести покупки в квартиру, пожилые даже просят на кухню занести. Это тоже по чуть-чуть отнимает время. Зато спрашивают, часто ли другие покупатели выходят меня встречать в масках.

А вот сам я никогда не заказывал доставку продуктов, в магазин хожу сам. Не знаю, почему. Проще сходить купить самому. Хотя, наверное, заказывать окажется удобнее, просто еще не пробовал.

«Буквально пара человек встречали меня в перчатках и в маске, а в остальном — как и раньше»

Екатерина

Суши Весла

— Я работаю тут уже полгода. Для меня это просто подработка, сама я студентка. Я на последнем курсе, и скоро у меня начнется работа по специальности. Но, может, параллельно останусь подрабатывать и здесь, работа мне нравится, коллектив хороший, уходить не хочется.

За последние пару месяцев число заказов не выросло. Многие искали работу, и компания помогла устроиться курьерами. Поэтому наша команда стала больше, и так как все доставки мы распределяем между собой, то у меня количество доставок стало даже меньше. Я работаю с 18 часов, у меня 5-часовой рабочий день. За это время выходит не больше 10 доставок. Примерно столько же было и раньше.

Работаю я в режиме «два через два». Заказы развожу на своей машине, и за каждый заказ получаю по 4 рубля, дополнительно за время, за часы не платят. Соответственно, в день выходит около 40 рублей, плюс-минус. Зона доставки у нас большая: Уручье, Колодище Боровляны и поселок Лесной за ним. Новых мест после коронавируса не прибавилось.

Поскольку мы работаем с едой, то и до пандемии, и тем более сейчас соблюдаем все санитарные нормы. Маски меняю каждые два часа. Перед заказом надеваю новые перчатки, после заказа сразу же их выбрасываю. Активно пользуюсь санитайзером: протираю перед оплатой терминал, также не забываю про свою машину, — руль, панель, коробка передач, ручки двери. Все, к чему прикасаемся, должно быть максимально чистым.

Я сама медик, я к этому привыкло, ничего нового — всегда пользовалась и перчатками, и масками. Только что вот тратится минута на то, чтобы в машине перед заказом все это на себя надеть. Не сказала бы, что я сильно пострадала из-за этого.

В большинстве случаев клиенты на мой «наряд» реагируют положительно. Все понимают, что здоровье сейчас превыше всего. Маска и перчатки — это и забота о гостях, и моя работа становится более безопасной. А вот про клиентов не могу сказать, что они изменили свой подход. Буквально пара человек меня встречали в перчатках и в маске, а в остальном — как и раньше. И почему-то редко стали заказывать бесконтактную доставку. У меня за полгода еще ни разу такой не было, хотя компания предоставляет ее и, думаю, сами клиенты в курсе. Если расплачиваются наличкой, то деньги я складываю в отдельный кошелек, сами купюры не обрызгиваем антисептиком. Перед доставкой заказа же надеваешь перчатки, а после их выбрасываешь.

Я сама тоже пользуюсь службами доставки, в том числе заказываю еду. Кажется, сейчас все курьеры, в основном, одинаково работают, не замечала, чтобы и подходы чем-то отличались от моих. Во время работы я не ем, перекусываю до смены или уже после, в машине ссобойку не держу, только воду.

«Сейчас в курьеры приходят бывшие повара, официанты, таксисты»

Константин

— Более двадцати лет я отдал прямому телерадиоэфиру, из них 14 лет программе «Белорусское времечко», а тут подвернулась нестандартная активная и денежная работа, отвечающая моему темпераменту. Уже год я работаю в этой службе доставки. Три года назад я уже был курьером, потом ушел на другую работу, а затем вернулся. И теперь я уже не просто курьер, а инструктор-курьер: обучаю кадры. Но при этом и сам катаю заказы, по пути со мной ездят стажеры, которым я объясняю, как это все происходит, обучаю их работе с заведением, с клиентами, с кассой, показываю все нюансы.

В это время стало больше заказов, но и людей в курьеры стало приходить больше, потому что многие потеряли работу. Приходят бывшие повара, официанты, таксисты. Но заведения стали отдавать заказы минута в минуту, логистика стала оптимальней, доставлять заказы мы стали быстрее. Раньше, например, я брал заказ в «Друзьях» на Кульман и ехал в Лошицу или в Уручье, и там можно было остаться и ждать заказа очень долго. Сейчас ты уже не боишься ехать куда угодно, потому что в течение какого-то небольшого времени точно появится заказ, и поедешь дальше кататься по городу. То есть, в целом работать стало проще и эффективнее.

Я как выкатывал свою норму, так и продолжаю ее выкатывать. Чтобы выйти на ту сумму, которая меня устраивает, мне надо делать 20 заказов в день. Это приблизительно 10-12 часов работы, работаю я каждый день, график выходных составляю себе сам. Время моей работы никто не ограничивает. Если тебе очень нужны деньги — будешь кататься столько, сколько хочешь заработать. С каждого заказа я получаю 3,7 рубля. Кажется, многие службы доставки платят примерно столько же. Но тут у меня зарплата стабильно каждую неделю, к этому очень сильно привыкаешь. А если выполняешь 450 заказов в месяц, то еще и получаешь премию. С некоторой периодичностью случаются и чаевые, каждый день — но суммы разные: кто-то дает 50 копеек, кто-то рубль, кто сколько. Недавно вез заказ, и человек дал мне 5 рублей чаевых со словами «Спасибо за вашу работу в это трудное время».

Я беру любые заказы, потому что понимаю: это командная работа. Оператор принимает заказ, отдает его логисту, логист кидает курьеру, и тот уже катает. И когда я получаю заказ, я понимаю, что и логисту, и оператору его нужно закрыть — хотя ни того, ни другого я вживую не вижу. И от этого зависит и моя зарплата, и их зарплата, и эффективность работы всей компании. По субботам и воскресеньям идет основной вал заказов, люди сидят дома и заказывают еду, и можно выполнить больше доставок, чем в будни.

Я езжу на своем автомобиле, это небольшая машина, Honda Jazz. За смену проезжаю от 100 до 140 километров. Есть какие-то курьеры, которые воспринимают эту систему в штыки. Скажем, таксисты, которые приходят и не знают еще специфики работы. У тебя, допустим, 20 заказов, общий километраж 140 километров, — в среднем выходит по 7 км на заказ. А таксисты считают себестоимость каждого заказа. Был у меня стажер, я его натренировал, рассказал все нюансы. Он вышел на смену, получил заказ на 8 километров за 4 рубля, а на следующий день уволился со словами «Я не могу перестроиться, потому что 8 километров меньше чем за 10 рублей я никогда не возил».

Если в районе, где я нахожусь, невысокая интенсивность заказов, то я пишу в «вайбере» логисту, и он дает мне перерыв в полчаса, чтобы я пообедал, отдохнул, сделал какие-то свои дела. В кулинарии беру ссобойку, пару драников, допустим, и тот же бургер. Плюс в машине всегда есть шоколад, кока-кола и вода. Много времени на перекусы не трачу.

Каждые полчаса я оказываюсь в заведении, куда заезжаю за заказом, и там всегда мою руки и использую дезинфектор — моими руками можно операции делать. Носить маски и перчатки — это обязательное требование компании.

Если доставка бесконтактная, я на коврик у двери ставлю сумку, на нее заказ, звоню в дверь, отхожу метра на три — клиент забирает заказ, я забираю сумку. А даже если доставка не бесконтактная, мы все равно стараемся не соприкасаться руками. Я просто раскрываю сумку, говорю: «Вот ваш пакет», — и клиент сам достает из нее свой заказ. То есть, и так и так получается бесконтактно, у людей повышается настроение. Все наши заказы красиво упакованы, и курьеры в полной экипировке, вопросов о безопасности у клиентов не возникает.

В курьерской работе, по большому счету, некуда расти карьерно. Мне моя работа нравится, мне нравится кататься на машине, я люблю езду по городу, я сам себе хозяин, начальство мной довольно. У меня хороший, стабильный заработок, и пока я не хочу менять работу.

«О, кормильцы наши приехали»»

Дарья

— Это мой первый опыт работы курьером, и работаю я чуть больше месяца. Из-за ситуации с коронавирусом закрылась моя предыдущая работа, я была менеджером по работе с клиентами, работала с детскими садами и школами. Поскольку я еще и студентка, то выбора особо и не было. Буквально за два дня нашла работу.

В начале моей работы у меня за 12–часовую смену выпадало около 10 заказов, а сейчас стабильно 14–15 заказов в день. Стало и удобнее в плане передвижения, сейчас один заказ — это примерно пять километров, все в зоне моего охвата, в Советском районе, сама я живу на Логойском тракте.

Утром часто берут кашки и сырники, в обед супчики, вечером совсем другие блюда. Всегда очень много заказов из «МакДональдса», заказа четыре в день постоянно есть. Сейчас проходит «Гастрофест», так что выросло число заказов из заведений, которые в нем участвуют. Некоторые заведения закрылись для посетителей, но продолжают работать по доставке.

Я беру из дому ссобойку, и когда выпадают перерывы между заказами, могу перекусить, выпить кофе с яблочком. Для собственной безопасности обедать в кафе не хожу. В свободное время читаю, слушаю лекции — учебу ведь тоже нельзя забрасывать; могу видео посмотреть. Если погода хорошая, между доставками могу и прогуляться, в день свои 10 тысяч шагов выхожу. Часикам к двум начинает прилетать много заказов, тогда ездишь от клиента к клиенту без отдыха.

График у меня гибкий, я составляю его сама. Один день могу поработать с 9 до 16, другой раз могу и 12 часов подряд поработать. Сегодня у меня 12–часовая смена, и вчера была такая же. Я молодая и здоровая, организм выносливый, было, что четыре для подряд работала по 12 часов. И отсыпаться успеваю, и зарядку утром делаю. Некоторые ребята работают «3 через 1» или «2 через 2». Машина моя собственная, но все топливные расходы оплачивает компания. Оплата у меня сдельная: есть почасовой оклад и фиксированная стоимость за каждый заказ — по 2,5 рубля за доставку. Бывают и чаевые: дают от 50 копеек и даже до 20 рублей, но все это очень нестабильно, так что я их не жду каждый день — просто приятно, если они перепадают.

Может показаться, что это совсем немного, но у меня даже в самый плохой день выходит не меньше 50 рублей, — тогда понимаешь, что все неплохо. Зарплату выплачивают дважды в месяц, ни на копеечку не обманывают, поэтому я никуда и не ушла. И мой теперешний доход определенно выше того, что я получала на прежней должности — жалею, что не пришла сюда раньше.

Я не застала того момента, когда курьеры работали без масок, я с самого первого дня в маске, для меня это само собой разумеющееся. Маски, перчатки, санитайзер, — всем этим нас сразу снарядили.

Заметила, что во многих домах в лифтах оставили зубочистки, которыми можно нажимать кнопки. И я себе из дому тоже взяла несколько зубочисток для таких случаев, считаю, это хорошая тема.

Попадаются клиенты, которые открывают дверь, видят меня в маске и спрашивают: «Ой, вы, наверное, боитесь коронавируса? Тогда я тоже маску надену». Бывает, придешь к двери, звонишь в звонок и слышишь, как человек там копошится у двери, но не открывает. Тогда перезваниваю по телефону, говорю, что я курьер, я в маске и перчатках, все хорошо, бояться не надо. После этого клиент открывает дверь — и тоже весь в маске и перчатках. А бывает, что встречают со словами «О, кормильцы наши приехали», прямо как каких-то героев.

Если клиент дает наличку, я складываю ее в отдельный файлик, вместе со своими деньгами не держу. И, конечно, перчатках, голыми руками деньги не держу. Сами перчатки стараюсь менять после каждого клиента.

Помимо работы, стараюсь из дому не выходить. Я бы, наверно, тоже пользовалась услугами служб доставки, но у меня очень заботливые родственники: пока я работаю, они пополняют запасы продуктов. Иногда кажется, что хватит сразу на несколько месяцев.

Текст: Александр Лычавко

Обложка: Tam.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх