Куперс

Бухучет и анализ

Скрытые налоги

В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались с 2010 года. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в Федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.

Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.

Ставки взносов в 2020 году (таблица)

Страховые взносы в 2020 году включает в себя четыре вида взносов:

  • на случай материнства и болезни;
  • медицинские;
  • пенсионные;
  • на травматизм.

Общая ставка взносов в 2020 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2020 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 425 НК РФ) приведены в таблице.

Таблица Тарифы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, %

Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства, %

Взносы на обязательное медицинское страхование, %

Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 1 292 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику превысила 1 292 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 912 000 рублей

Если сумма выплат отдельному работнику превысила 912 000 рублей

5,1

2,9

Сдавайте единый расчет по страховым взносам в срок и без ошибок! Пользуйтесь Контур.Экстерном 3 месяца бесплатно!

Куда сдавать отчетность

В 2020 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в ФНС ежеквартально до 30-го числа месяца, начинающегося сразу после отчетного периода.

Как заполнить расчет по взносам

Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС. С 2017 года форма стала более упрощенной и содержит цифры только по «травматическим» взносам. Бумажный вариант формы нужно сдавать до 20-го числа, а электронный вариант — до 25-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

Пример расчета

Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2019 года составил 358 378 рублей. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» не имеет льгот. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.

Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:

ОПС = 358 378 х 22 % = 78 843,16 рубля

Кузнецова Т.В., Пономаренко Е.В.
Российский университет дружбы народов

Taxation of health care activity
Kuznetsova T.V., Ponomarenko E.V.
Peoples’ Friendship University of Russia

В настоящей статье рассматривается круг вопросов, связанных с формированием действующей налоговой системы в Российской Федерации, а также наиболее общие проблемы налогообложения организаций системы здравоохранения.
Исследуемые проблемы можно разделить на две части: в первой анализируется структура и содержание налоговой системы, перечисляются виды федеральных, региональных, местных налогов и специальные налоговые режимы. Вторая часть посвящена более детальному описанию отдельных видов налогов, используемых в практике хозяйственной деятельности бюджетных учреждений системы здравоохранения, а также новых организационно-правовых форм организаций здравоохранения.
In the article, the issues concerning the formation of actual taxation system in the Russian Federation are considered together with the general issues of taxation in health care.
The problems considered can be divided into two parts: in the first part, the structure and content of the taxation system are analyses; various types of federal, regional, and local tax regulations are specified together with special taxation regimes. The second part is devoted to more detailed description of various types of taxes, which are used in practical maintenance activity in budget healthcare facilitates as well as in new organizational and legal healthcare formations.

Налоги — важнейшая часть финансовых отношений в обществе. Они возникают между государством и юридическими, физическими лицами. Налогом называют обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств для обеспечения государственных (общественных) потребностей. Современная экономическая теория определяет налог как плату граждан, всех хозяйствующих субъектов за предоставляемые государством блага коллективного пользования – образование, здравоохранение, культуру, национальную оборону, безопасность и т.п. .

В мировой практике различают несколько типов налоговых систем, первый – основан на преимущественном использовании прямых налогов (налоги на доходы от собственности, текущего и капитального дохода), второй тип ориентирован на использование косвенных налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и т.п.),в третьем типе налоговых систем используются различные сочетания первых двух, стремясь найти их оптимальное сочетание .

Налоговая система Российской Федерации в ходе интенсивного реформирования последнего десятилетия претерпела существенные изменения: базируется на правовой основе – Налоговом кодексе РФ, строится по единому механизму исчисления и сбора налогов, устанавливает четкую последовательность при уплате налогов, обеспечивает распределение налогового бремени между различными категориями получателей доходов, построена на сочетании прямых и косвенных налогов и включает следующие элементы – налоговое право, субъекты налоговой системы, налоговые отношения и сами налоги и сборы.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации включает 8 федеральных налогов и сборов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлина), 3 региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес), 2 местных налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц) и 4 специальных налоговых режима (упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог и система обложения при выполнении соглашений о разделе продукции) .

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), или другие объекты, имеющие стоимостную, количественную, физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщиков связано возникновение обязанности по уплате налогов.

Для целей налогообложения товаром считается любое имущество, предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуемые и потребляемые в процессе этой деятельности.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг одним лицом для другого лица. В некоторых случаях, оговоренных в Налоговом кодексе, реализацией признается также передача права собственности на товары (работы, услуги) другому лицу на безвозмездной основе. Например, налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается безвозмездная передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание безвозмездных услуг, кроме операций, указанных в п.2 статьи 146 (передача объектов основных средств органам государственной власти и т.п.).

Налог на добавленную стоимость (НДС).

В статье 149 Налогового кодекса поименованы товары, работы, услуги, освобожденные от обложения налогом на добавленную стоимость. При этом важно отметить, что операции, освобожденные от НДС, признаются таковыми только при наличии у выполняющих их организаций и частных предпринимателей, соответствующей лицензии на право осуществлять данную деятельность.

В частности, в подпункте 1 пункта 2 указанной статьи называется реализация практически всех видов медицинских товаров и технических средств отечественного и зарубежного производства, в том числе очковая оптика, за исключением солнцезащитной. Медицинские товары, освобожденные от НДС, указаны в перечне, утвержденном Правительством РФ. В подпункте 2 пункта 2 указаны медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями и организациями, а также врачами, занимающимися частной практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Данное исключение не касается санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета. В подпункте 5 пункта 2 указано, что реализация продуктов питания, произведенных столовыми медицинских учреждений, также освобождена от НДС, при условии полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств обязательного медицинского страхования. Особо выделены услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, ремонту и изготовлению очков, слуховых аппаратов, а также по оказанию протезно-ортопедической помощи (подпункт 24 пункта 2).

Не подлежат налогообложению также товары медицинского назначения, сырье, материалы и комплектующие изделия для их производства, ввозимые на территорию РФ.

Таким образом, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, оказывающей медицинские услуги или производящей медицинские товары, вышеперечисленные операции освобождаются от налога на добавленную стоимость. Важно только соблюдение одного условия. Организация, осуществляющая операции, как освобожденные от НДС, так и подлежащие налогообложению, обязана вести раздельный учет таких операций. В противном случае все товары (работы, услуги) будут включены в облагаемый НДС оборот .

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели на общих основаниях имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации в совокупности не превышает двух миллионов рублей без учета налога. Допустим, организация или индивидуальный предприниматель имеют оборот без НДС порядка 330 тысяч рублей в месяц и не планируют в течение года его увеличения, они вполне могут воспользоваться данным правом. Особенности данного освобождения изложены в статье 145 Налогового кодекса.

Акцизы.

При продаже лекарств, содержащих спирт, аптекам и лечебным учреждениям, на балансе которых имеются аптеки, следует обратить внимание, что не считаются подакцизными только «лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства, изготовляемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти» (статья 181 пункт 1 подпункт 2). При нарушении названных требований вся спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и пр.) с объемной долей этилового спирта более 9% будет признана подакцизной .

Налог на прибыль.

Плательщиками налога являются только организации. Предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, уплачивают налог на доходы физических лиц. Имущество и денежные средства, полученные организацией, но не признаваемые доходом в соответствии с Налоговым кодексом, перечислены в статье 251. Условия, при которых такое имущество и деньги не будут признаны доходом, изложены в подпунктах 8, 11, 14 пункта 1 и подпунктах 1, 2, 3, 4, 7 пункта 2 названной статьи. Речь идет об имуществе бюджетных организаций, полученном по решению органов исполнительной власти всех уровней, о финансировании из бюджетов различного уровня по смете доходов и расходов, о безвозмездной помощи, полученной в соответствии с законодательством РФ, целевом финансировании, различных грантах, поступлениях от собственников созданным ими учреждениям и т.п. Принципиально здесь использование полученных средств исключительно по целевому назначению и в течение определенного периода, иначе эти средства будут признаны налогооблагаемым доходом. Если же нецелевое или несвоевременное использование средств, поступивших из бюджетов всех уровней или государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов, допущено бюджетным учреждением, к нему применяются нормы бюджетного законодательства (статья 289 Бюджетного кодекса РФ).

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и прочих поступлений, а также расходов, связанных с выполнением заданий по ним. Следует отметить, что если целевое финансирование поступает из нескольких источников, учет доходов и расходов должен производиться по каждому источнику поступлений. При отсутствии раздельного учета все средства целевого финансирования признаются налогооблагаемыми.

Особенности налогообложения бюджетных учреждений изложены в статье 3211. Бюджетное учреждение не имеют права сумму превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до налогообложения направлять на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. В составе доходов и расходов для целей налогообложения бюджетные учреждения не учитывают доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет этих источников. Таким образом, при дебиторской задолженности по целевому финансированию бюджетная организация, получившая доходы от платных услуг, должна прежде заплатить налог на прибыль, а затем покрывать убытки.

Поскольку бюджетные учреждения не могут существовать только за счет целевых бюджетных поступлений, они вынуждены оказывать платные услуги, заниматься коммерческой деятельностью, их положение едва ли выгоднее, чем у других. Автономные некоммерческие организации также могут получать целевое финансирование из средств ОМС на выполнение заданий по оказанию медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. При этом они обладают значительно большей свободой действий .

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц касается больше индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Организации обязаны отслеживать доходы физических лиц лишь как налоговые агенты (взимать и перечислять в бюджет налог из заработной платы своих работников и т.п.). Если предприниматели привлекают для своей работы других людей на основании трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, то при оплате их труда они также выступают в качестве налоговых агентов. Индивидуальные предприниматели, не привлекающие дополнительные трудовые ресурсы (в нашем случае врачи, занимающиеся частной практикой и т.п.), обязаны самостоятельно рассчитывать налог на доходы от предпринимательской деятельности и перечислять его в бюджет. Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога индивидуальными предпринимателями изложены в статье 227 Налогового кодекса. Следует обратить внимание, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, имеют право на стандартные социальные и имущественные налоговые вычеты на общих основаниях. Они также имеют право на профессиональные налоговые вычеты, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (статья 221 Налогового кодекса). Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в части своей предпринимательской деятельности.

Единый социальный налог (ЕСН)

Для работодателей (организаций и физических лиц) объектом налогообложения считаются выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Для индивидуальных предпринимателей, не привлекающих в своей деятельности труд других людей, объектом признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Признаваемыми расходами в этом случае являются те же, что и для определения налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога.

Специальные налоговые режимы.

Специальным налоговым режимом называется «особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени», применяемый в случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Такой режим может предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальный режим в виде единого налога на вмененный доход применяется только для определенных видов деятельности, в список которых не входит деятельность медицинских организаций . А по упрощенной системе налогообложения могут работать организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги медицинского профиля. Упрощенная система налогообложения дает возможность организациям заменить уплату налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по итогам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели могут заменить уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога (в отношении доходов и имущества, связанных с предпринимательской деятельностью). Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются также плательщиками НДС, кроме налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Например, при оказании медицинских услуг и сдаче в аренду имущества (или другой коммерческой деятельности), организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, должна будет начислять и уплачивать НДС на свою коммерческую деятельность и вести при этом раздельный учет. Индивидуальному предпринимателю этого делать не придется. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны при этом исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и прочие налоги и сборы (например, транспортный налог, плату за фактическое загрязнение окружающей среды) в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе, доход от реализации без учета НДС не превысил 15 миллионов рублей. Организации, не имеющие права применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в пункте 3 статьи 34612. Остановимся только на ограничениях, которые могут коснуться организаций, реализующих медицинские товары (работы, услуги). Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по бухгалтерскому учету более 100 миллионов рублей; организации и индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность работающих за отчетный налоговый период превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций превышает 25%, кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при среднесписочной численности инвалидов среди работников не менее 50% и их доли в фонде оплаты труда не менее 25%. Необходимо отметить, что бюджетные организации не имеют права работать по упрощенной системе налогообложения .

Объектом налогообложения по упрощенной системе могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6%, если же объектом признаются доходы минус расходы — 15%. Право выбора объекта предоставляется самой организации или индивидуальному предпринимателю. В течение одного налогового периода его нельзя менять. Порядок определения и признания доходов и расходов, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога изложены в главе 262 Налогового кодекса.

Транспортный налог.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками транспортного налога, если в соответствии с гражданским законодательством на них зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения в данном случае являются транспортные средства. Налоговая база, период, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога отражены в 28 главе Налогового кодекса.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество является региональным, поэтому законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок, сроки уплаты и форму отчетности (глава 30 ГК). Они также могут предусмотреть льготы и основания для их использования. Плательщиками налога являются только организации. Причем организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога. Кроме того, в соответствии со статьей 381 освобождено также от налогообложения, в частности:

  • имущество, используемое для производства иммунологических препаратов, предназначенного для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями организаций, у организаций основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество государственных научных центров.

Полный перечень льготируемого имущества содержится в статье 381 Налогового кодекса, вышеперечисленные льготы в отношении имущества касаются организаций медицинского профиля.

Поскольку налог на имущество — региональный, необходимо изучить закон того субъекта РФ, в котором находится организация. Например, законом Кемеровской области от 24.03.2004 установлена льгота в отношении имущества бюджетных учреждений, созданных органами государственной власти области или органами местного самоуправления и финансируемых из соответствующих бюджетов, причем только в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций, при обязательном ведении раздельного учета объектов основных средств.

* * *

Известно, что в выполнении Программы государственных гарантий могут принимать участие как государственные (муниципальные), так и негосударственные медицинские организации. В настоящее время подавляющая часть объемов медицинской помощи в рамках муниципальных заданий выполняется государственными медицинскими учреждениями. Однако с целью обеспечения более активного действия внутренних механизмов повышения эффективности медицинской помощи предполагается законодательное закрепление функционирования новых организационно-правовых форм медицинской организации: государственного (муниципального) автономного учреждения и государственной (муниципальной) некоммерческой организации. Эти новые организационно-правовые формы обладают большей самостоятельностью, чем государственные учреждения, в отношении способов финансирования и распоряжения заработанными средствами, но и несут большую ответственность по своим обязательствам. Кроме того, участвовать в выполнении муниципальных заданий могут и негосударственные некоммерческие организации, и даже коммерческие организации, если они окажутся конкурентоспособными в борьбе за муниципальное задание по сравнению с государственными медицинскими организациями .

Сопоставление особенностей налогообложения организаций различных организационно-правовых форм позволяет сделать вывод о том, что для получения льгот в отношении услуг, выполняемых в рамках муниципального задания, все организации равны. Требуется лишь выполнение основного правила: раздельный учет операций, освобожденных от налогов, и операций, подлежащих налогообложению.

Список использованной литературы

Просмотров: 27357

Изменения по ИП в 2020 году

С января 2018 года с принятием нового Налогового Кодекса изменился порядок уплаты предпринимателями налогов, взносов и отчислений как с доходов работников, так и в свою пользу. Неизменными остались сроки уплаты налогов по итогам предпринимательской деятельности (налоги с дохода).

В начале статьи рассмотрим общие изменения, о которых должен знать каждый индивидуальный предприниматель, не зависимо от применяемого режима налогообложения, а затем подробно рассмотрим порядок уплаты налогов для отдельных налоговых режимов.

Обязательное социальное медицинское страхование: отчисления (ООСМС) и взносы (ВОСМС)

До 2020 года индивидуальные предприниматели уже производили уплату отчислений на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС) в размере 1% от начисленных работникам доходов.

С 01.01.2020 увеличена ставка для исчисления отчислений на ОСМС. Начиная с января 2020 года работодатель — индивидуальный предприниматель обязан рассчитывать сумму отчислений на ОСМС в размере 2% от начисленного работнику дохода.

Помимо отчислений с 2020 года у предпринимателей возникает обязательство по уплате взносов по ОСМС:

  • по работникам: удерживаются из заработной платы в размере 1%;
  • по договорам ГПХ: удерживаются из дохода физического лица, оказывающего услуги, в размере 1%;
  • в свою пользу: 5% от 1,4 МЗП.

Сравнительная таблица изменений по ОСМС:

ОСМС

отчисления

взносы

2019 год

2020 год

2019 год

2020 год

За работников

1,5 %

2 %

нет

1 %

По договорам ГПХ

нет

нет

нет

1 %

За ИП (в свою пользу)

нет

нет

нет

2 975 тенге

Освобождение от налогов

Освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 3 года индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • Патент;
  • Упрощенная декларация;
  • Фиксированный вычет;
  • СНР для производителей сельхозпродукции.

Не освобождаются от уплаты налогов от предпринимательской деятельности налогоплательщики, работающие на общеустановленном режиме, а также данная льгота не распространяется на налогоплательщиков осуществляющих определенные виды деятельности, ознакомиться с которыми можно в статье Малый бизнес освобожден от налогов на 3 года.

Обратите внимание на то, что освобождению подлежат налоги рассчитанные от предпринимательской деятельности (индивидуальный (корпоративный) подоходный налог и социальный налог), налоги и социальные платежи исчисленные с доходов работников и прочих физических лиц (договора ГПХ) подлежат оплате в полном объеме. А так же необходимо своевременно производить уплату пенсионных взносов, социальных отчислений и взносов на ОСМС за самого предпринимателя.

Общеустановленный режим

Индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим (ОУР), по итогам своей деятельности представляют годовую Декларацию по индивидуальному подоходному налогу (ФНО 220.00). В Декларации по ИПН отражаются все полученные доходы и произведенные расходы за отчетный налоговый период, при этом производится расчет налогооблагаемого дохода (доходы — вычеты). Индивидуальный подоходный налог в общеустановленном режиме рассчитывается с прибыли, полученной за налоговый период (календарный год). Ставка индивидуального подоходного налога (налога на прибыль) для ИП на общеустановленном режиме установлена в размере 10 %.

Помимо налога на прибыль индивидуальные предприниматели на ОУР производят ежемесячную уплату налогов и социальных платежей за работников и за самого себя (в свою пользу). По начисленным доходам работников, а также рассчитанным налогам, взносам и отчислениям за работников и за ИП, налогоплательщик ежеквартально представляет Декларацию по форме 200.00.

Основным отличием общеустановленного режима для индивидуальных предпринимателей от всех остальных является отдельный порядок расчета социального налога как за работников, так и в свою пользу. Социальный налог ИП на ОУР рассчитывается исходя из численности работников, а нет от суммы начисленной заработной платы.

Расчет и уплата за работников

Налоги и отчисления за работников:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование;
  • социальный налог

Важно!

Социальные платежи и ИПН за работников:

  • исчисляются ежемесячно;
  • уплачиваются ежемесячно (в срок до 25 числа следующего месяца);
  • отражаются ежеквартально в Декларации по индивидуальному подоходному и социальному налогу (ФНО 200.00).

Декларация по ИПН и СН (Форма 200.00) Основные положения

удерживаются из заработной платы работника

уплачиваются за счет средств ИП

ОПВ

ВОСМС

ИПН

СО

ОСМС

СН

10 %

1 %

10 %

3,5 %

2 %

1 МРП за каждого

расчет и уплата ежемесячно

Декларации по индивидуальному подоходному и социальному налогу (ФНО 200.00)

Сумма социального налога, подлежащего к уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений при этом, если сумма социального налога меньше социальных отчислений, то социальный налог считается равным нулю.

Пример 1) Заработная плата работника за январь 2020 года составила 70 000 тенге:

  • Социальные отчисления = (з/п 70 000 – опв 7 000) х 3,5% = 2 205 тенге;
  • Социальный налог: 1 МРП = 2 651 минус СО 2 205 = 446 тенге.

Социальный налог за январь 2020 года составил 446 тенге.
2) Заработная плата работника за февраль 2020 года составила 100 000 тенге:

  • Социальные отчисления = (з/п 100 000 – опв 10 000) х 3,5% = 3 150 тенге;
  • Социальный налог: 1 МРП = 2 651 минус СО 3 150 = — 499 тенге.

Социальный налог за февраль 2020 года составил 0 тенге.

Социальный налог, подлежащий уплате, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений по каждому физическому лицу индивидуально. Т.е. расчет суммы социального налога, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается отдельно по каждому работнику, а так же за самого индивидуального предпринимателя.

Расчет и уплата за индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель обязан ежемесячно производить уплату социальных платежей и социального налога в свою пользу. Объекты обложения ОПВ, ВОСМС и СО, так же как и суммы исчисленных взносов и отчислений отражаются в строках с названием «в свою пользу» декларации формы 200.00.

Социальные платежи и социальный налог за ИП

Индивидуальный предприниматель ежемесячно исчисляет и уплачивает за себя:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное социальное медицинское страхование;
  • социальные отчисления;
  • социальный налог.

ОПВ

ВОСМС

СО

СН

10 %

5 %

3,5 %

2 МРП

уплата ежемесячно

отражение в ФНО 200.00 за квартал

Размер дохода для расчета ОПВ и СО в свою пользу индивидуальным предпринимателем определяется самостоятельно.

Объект для расчета взносов на ОСМС в 2020 году установлен в размере 1,4 МЗП ( 1,4 * 42 500 = 59 500 тенге), то есть сумма взносов на медицинское страхование является фиксированной — 2 975 тенге ( 1,4 * 42 500 * 5 %).

исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов в 2020 году для объекта исчисления установлены минимальный и максимальный пределы в размере от 1 МЗП до 50 МЗП. До декабря 2018 года максимальный предел для исчисления ОПВ был установлен в размере 75 МЗП.

Для расчета социальных отчислений Правилами исчисления и уплаты СО предусмотрены пределы: минимальный 1 МЗП и максимальный 7 МЗП (до 2019 года 10 МЗП).

В Правилах исчисления ОПВ и СО установлено, что сумма заявленного дохода для расчета отчислений и взносов в свою пользу не должна быть больше дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

Из этого следует, что сумма заявленного дохода для расчета ОПВ и СО не может быть больше фактического дохода от предпринимательской деятельности.

Несмотря на данное ограничение, ИП в случае отсутствия дохода, вправе уплатить ОПВ в свою пользу из расчета 10% от 1МЗП.

Индивидуальный подоходный налог за самого ИП

ИПН индивидуальным предпринимателем рассчитывается на основании результатов предпринимательской деятельности один раз в год.

ИП, применяющий общеустановленный режим налогообложения, ежегодно (в срок до 31 марта следующего года) представляет Декларацию по индивидуальному подоходному налогу (ФНО 220.00).

В налоговой декларации рассчитывается прибыль (доходы — расходы) полученная за отчетный период, которая является объектом обложения ИПН по ставке 10%.

ИПН за ИП уплачивается раз в год – до 10 апреля года следующего за отчетным.

Упрощенная декларация (СНР)

Налоги и отчисления за работников:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

ИП, применяющие СНР на основе Упрощенной декларации, не исчисляют и не уплачивают социальный налог за своих работников. Социальный налог рассчитывается по результатам предпринимательской деятельности.

Расчет и уплата ОПВ, СО, ОСМС и ИПН за работников с 2018 года производится в общем порядке, а это значит ежемесячно.

Социальные платежи и ИПН за работников:

  • исчисляются ежемесячно;
  • уплачиваются в срок до 25 числа следующего месяца ежемесячно;
  • отражаются в Упрощенной Декларации (ФНО 910.00) – 1 раз в пол года.

удерживаются из заработной платы работников

уплачиваются за счет средств ИП

ОПВ

ВОСМС

ИПН

СО

ОСМС

10 %

1 %

10 %

3,5 %

2 %

расчет и уплата ежемесячно

ФНО 910.00 Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса за полугодие

В полугодовой декларации 910.00 предусмотрены строки для указания начисленных взносов, отчислений и налогов за работников в соответствии с месяцем начисления.

Расчет и уплата за ИП

Несмотря на то, что налоговая отчетность по упрощенной декларации представляется только 1 раз в полугодие, индивидуальный предприниматель обязан ежемесячно производить уплату социальных платежей в свою пользу (ОПВ, ВОСМС, СО за ИП). А вот налоги с дохода в размере 3% (1/2 ИПН и 1/2 СН) налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, уплачивают 1 раз в полгода.

Социальные платежи за ИП

Индивидуальный предприниматель ежемесячно исчисляет и уплачивает за себя:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование;
  • социальные отчисления.

ОПВ

ВОСМС

СО

10 %

5 %

3,5 %

уплата ежемесячно

отражение в ФНО 910.00 за квартал

Так же, как и в общеустановленном режиме, индивидуальный предприниматель на СНР самостоятельно определяет размер дохода для расчета ОПВ и СО в свою пользу в пределах:

  • от 1МЗП до 50 МЗП для ОПВ (до 2019 года максимальный предел — 75 МЗП);
  • от 1МЗП до 7 МЗП для СО (до 2019 года максимальный предел — 10 МЗП);
  • не больше дохода от предпринимательской деятельности

При этом, в случае отсутствия дохода, предприниматель вправе уплатить ОПВ в свою пользу из расчета 10% от 1МЗП.

Для расчета взносов на обязательное медицинское страхование в 2020 году объектом обложения признается сумма в размере 1,4 МЗП ( 1,4 * 42 500 = 59 500 тенге), следовательно, сумма ВОСМС в 2020 году составляет 2 975 тенге (59 500 * 5%).

Индивидуальный подоходный и социальный налог за ИП

Индивидуальный подоходный и социальный налоги рассчитываются и уплачиваются предпринимателем один раз в пол года на основании представленной ФНО 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса».

ФНО 910.00

срок представления ФНО

срок уплаты ИПН и СН

1 полугодие

до 15 августа текущего года

до 25 августа текущего года

2 полугодие

до 15 февраля следующего года

до 25 февраля следующего года

Налоги по упрощенной декларации исчисляются с дохода, полученного от предпринимательской деятельности, по ставке 3%.

Если среднемесячная заработная плата работников за полугодие оказалась больше 23 МРП, то сумма исчисленного налога уменьшается на 1,5 % за каждого работника.

Пример
Доход от предпринимательской деятельности за 1 полугодие 2020 года составил 7 000 000 тенге.
Средняя заработная плата работников за 1 полугодие 2020 года составила 72 000 тенге.
Средняя численность работников (без учета самого ИП) 7 человек.
Расчет:
Так как 72 000 это больше 23-х МРП (23 х 2 651 = 60 973), то предприниматель может уменьшить начисленную сумму налога на 1,5% х 7 чел = 10,5%.

  • Сумма налога = 7 000 000 х 3% = 210 000 тенге.
  • Сумма корректировки 210 00 х 10,5% =22 050 тенге.

Итого сумма налога = 210 000 -22 050 = 187 950 тенге.

Исчисленная сумма налога распределяется на следующие виды:

  • 1⁄2 – индивидуальный подоходный налог за ИП
  • 1⁄2 — социальный налог

Пример Доход за 1 полугодие 2020 года составил 7 000 000 тенге.
Сумма налога = 7 000 000 х 3% = 210 000 тенге.
Сумма корректировки 210 00 х 10,5% =22 050 тенге (пример выше).
Сумма налога после корректировки = 210 000 -22 050 = 187 950.

  • ИПН = 187 950 / 2 = 93 975 тенге;
  • СН = 187 950 / 2 = 93 975 тенге.

Сумма социального налога, рассчитанная по Упрощенной декларации, также подлежит уменьшению на сумму исчисленных за полугодие социальных отчислений за работников и самого ИП. Если сумма социальных отчислений за полугодие окажется больше суммы социального налога, то социальный налог считается равным нулю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх