- от автора admin
Содержание
- Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство
- Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну
- Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними
- Итоги
- К служебной тайне отнесены
- Защита служебной тайны
- Требования по защите коммерческой тайны
- Вопросы и задания для самоконтроля
Служебная и профессиональная тайна — две разновидности конфиденциальных сведений, доступ к которым законодательно ограничен. О сходствах и различиях этих информационных групп пойдет речь в нашем материале.
Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство
В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны:
- служебная тайна — сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
- профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Из указанных определений можно сделать 2 обобщенных вывода:
- основной признак, объединяющий эти понятия, — ограниченность доступа к информации в силу требований закона;
- основное отличие — сфера применения понятий.
Понять, чем отличается служебная тайна от профессиональной, поможет детальное изучение признаков каждого вида сведений.
Что необходимо знать налогоплательщику о правильном применении понятия «признак» — см. в материалах:
- «Заполняем признак налогоплательщика в справке 2-НДФЛ»;
- «Признак безусловности платежа в бюджетном обязательстве».
Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну
Сведения, относимые к профессиональной тайне, имеют 3 основных признака:
- принадлежность к определенной профессиональной деятельности;
- специфический способ получения информации — сведения конфиденциального характера добровольно сообщаются ее владельцем исполняющему профессиональные обязанности лицу;
- непременное сохранение информации — обязанность по обеспечению сохранности полученной информации установлена на законодательном уровне.
Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.
Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:
Вид профессиональной деятельности |
Сведения, составляющие профессиональную тайну |
Медицинская |
К врачебной тайне относятся сведения (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ):
|
Юридическая |
К адвокатской тайне относят любые связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 закона об адвокатской деятельности в РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ); |
Услуги почтовой и телефонной связи |
К тайне связи относится передаваемая по сетям электросвязи и сетям почтовой связи информация (ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ):
|
Таким образом, к профессиональной тайне относится информация:
- ставшая известной лицу определенной профессии в силу исполнения им профессиональных обязанностей;
- не являющаяся государственной или коммерческой тайной;
- защищаемая законом;
- не связанная с государственной или муниципальной службой;
- распространение которой может нанести ущерб ее исходному владельцу.
Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними
Понятие «служебная тайна» тоже характеризуется 3 отличительными признаками:
- Основанием для ограничения доступа к попавшей в разряд служебной тайны информации являются ГК РФ и федеральные законы.
- Применяется в отношении служебной информации 2 видов:
- о самих госорганах или подведомственных им организациях;
- получаемой из внешних источников работниками госорганов при исполнении обязанностей.
- Объединяет информацию, обладателями которой могут являться исключительно работники органов государственной власти в силу своей служебной деятельности.
Расшифровка понятия «служебная информация ограниченного распространения» (СИОР) представлена в п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). СИОР — это сведения:
- несекретного характера;
- касающиеся деятельности организаций;
- распространение которых ограничено в связи со служебной необходимостью.
Исходя из содержания п. 1.5 Положения № 1233 можно определить несколько этапов подготовительно-организационного характера, помогающих сформировать работу с СИОР:
Наименование этапа |
|
Подготовительный |
Определение категорий служащих госорганов, наделяемых полномочиями относить сведения в группу СИОР |
Организационный |
|
Защитный |
обеспечение защиты СИОР |
Организует работу на каждом этапе руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Например, в инструкции о порядке обращения с СИОР в Минобразования и науки РФ (утв. приказом от 30.12.2010 № 2233) установлено следующее:
1. Относить сведения к СИОР, снимать отметку «Для служебного пользования» (с документов, необоснованно отнесенных подчиненными им должностными лицами к СИОР) вправе:
- по министерству — министр образования и науки РФ, его заместители, руководители структурных подразделений;
- по подведомственным учреждениям — руководители и их заместители.
2. Вносить предложения по отнесению разрабатываемых или действующих документов к СИОР имеют право директор Административного департамента и начальник отдела защиты гос. тайны.
3. Допускаются к СИОР работники министерства на основании решения руководителя подразделения, оформленного по установленной инструкцией форме, с которым работники знакомятся под расписку.
4. Создание информации, относящейся к СИОР, возможно только на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему министерства.
5. Предусмотрена дисциплинарная ответственность за разглашение СИОР и (или) нарушение порядка работы с ней.
6. Определена детализированная схема работы с СИОР.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- понятие «служебная тайна» — более широкое, чем понятие «профессиональная тайна», поскольку в ее состав входят и «внутренние» секреты госорганов, и «внешние» секреты — полученная из внешних источников информация, составляющая профессиональную тайну;
- алгоритмы работы со сведениями, составляющими служебную тайну, жестко регламентированы подзаконными актами и внутренними инструкциями министерств и ведомств.
Итоги
Сведения, относимые к служебной и профессиональной тайне, обладают характерными свойствами.
Специфика относимых к профессиональной тайне сведений связана со сферой профессиональной деятельности получателя информации (адвокатская, нотариальная, аудиторская, врачебная, налоговая и др.).
Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
К служебной тайне отнесены
Cлужебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
К служебной тайне можно отнести сведения конфиденциального характера, содержащие данные о деятельности государственных органов, а также информацию, полученную ими в ходе осуществления своих функций.
Защита служебной тайны
В основном, определяется требованиями руководящего документа «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)», а также иных действующих нормативных документов ФСТЭК России, определяющих требования по защите конфиденциальной информации.
Служебная тайна может циркулировать как в защищаемых помещениях, так и в автоматизированных системах при их обработке, хранении и передаче.
Требования по защите коммерческой тайны
Изложены в законе «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004г.
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, может циркулировать как в защищаемых помещениях, где происходит ее обсуждение, так и в автоматизированных системах при обработке, хранении и передаче информации.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 124871-4 «О служебной тайне»
Досье на проект федерального закона
Необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на представление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.
В социалистический период развития нашего государства институт служебной тайны входил в более широкую категорию «государственные секреты» и занимал определенную нишу в отечественной системе ограничений на доступ к информации. К данной категории относились сведения с грифом «секретно». Перечни таких сведений формировались министерствами и ведомствами для защиты сведений, неправомерное распространение которых могло нанести ущерб определенной группе государственных интересов.
В основном за этим грифом засекречивались сведения, которые по степени важности еще не могли быть отнесены к государственной тайне, но уже не могли открыто распространяться. Например, это могли быть статистические данные, отражающие состояние дел в районе, отдельной воинской части и т.п. При дальнейшем обобщении (в масштабах области,. войскового соединения) такие сведения уже приобретали характер государственной тайны. Помимо указанного под грифом «секретно» защищались сведения, которые косвенно касались сведений, отнесенных к государственной тайне (например, второстепенная переписка по новым разработкам вооружений и т.п.).
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну определенного уровня важности, что явилось, по мнению специалистов, серьезной недоработкой с точки зрения системного подхода к защите государственно-значимой информации. Необходимость в защите указанных выше категорий информации по-прежнему сохраняется.
Вместе с тем, для служебной тайны как системы защиты сведений появились и иные сферы применения. В частности, ряд органов исполнительной власти в силу выполняемых ими функций получают от различных субъектов значительное количество конфиденциальной информации (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы и т.п.). Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую и банковскую тайну, об информации персонального характера. К сожалению, никакого единого режима защиты таких сведений в системе органов исполнительной власти не существует, хотя ясно, что данная информация не может оставаться незащищенной.
В деятельности органов государственной власти, помимо всего вышеуказанного, образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой. В качестве характерного примера можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов тактического звена для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также множество иных сведений самого разнообразного характера, которые в настоящее время не имеют адекватной правовой защиты.
Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны социалистического периода, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений — «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя аналогичные сведения образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку ведение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. Таким образом уровень правового регулирования явно недостаточный, к тому же на уровне постановления Правительства Российской Федерации выстроить долговременную и стабильную систему защиты сведений, имеющих продолжительный срок хранения, невозможно, тем более когда речь идет об установлении ряда норм гражданско-правового характера.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, их защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе: ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.
При этом отсутствие четко определенного правового института служебной тайны обусловило разнообразие правовых подходов, получивших закрепление в законодательстве. Так, в ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» упоминается служебная тайна кредитной организации (ст. 41), в ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» в органах исполнительной власти циркулирует «конфиденциальная информация» (ст. 18), в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ряде других законов используется термин «служебная информация», в ФЗ «О таможенном тарифе» в таможенном органе циркулирует информация, составляющая коммерческую тайну и конфиденциальная информация (ст. 14).
Федеральный закон N 119-ФЗ от 20.08.2004 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусматривает в ряду мер безопасности в отношении защищаемого лица обеспечение конфиденциальности сведений о нем. Данные сведения по своему содержанию составляют служебную тайну и законодательное закрепление механизмов распоряжения этими сведения поможет реализации указанного Федерального закона.
Эти примеры свидетельствуют о том, что не только терминология, но и содержание института защиты служебной информации не имеют в законодательстве однозначного отражения. По разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.
В этой связи особую озабоченность вызывает включение категории «служебная тайна» в нормы статьи 139 ГК РФ, где соответствующие сведения по системным признакам практически слиты с коммерческой тайной, хотя, следуя здравой правовой логике, данные системы ограничения в доступе к информации по своей природе должны быть различны.
На электронных рынках страны и с помощью рассылки незапрошенных сообщений электронной почты (так называемый «спам») бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных (БД) с информацией о персоналиях и организациях. Например, БД «Таможня», ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации), «Прописка», «Внешнеэкономическая деятельность», ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта), «БД «Министерство юстиции», «Сирена» (перевозки частных лиц железнодорожным транспортом России), БД о безналичных расчетах предприятий с поставщиками и потребителями и другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. В рамках законопроекта базы данных органов государственной власти предлагается защищать в режиме служебной тайны.
Понятие «служебная тайна» не является исключительно порождением отечественной юридической доктрины. По данным ряда исследований большинство юрисдикций развитых стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности, относятся Испания, ФРГ, Франция и США. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.
Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права влечет за собой ряд негативных последствий, основными из которых являются:
— возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может иметь следствием неправомерное ограничение права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации;
— неизбежное расширение круга сведений, составляющих государственную тайну и, как следствие, удорожание системы защиты государственной тайны из-за отсутствия промежуточной системы ограничения в доступе к сведениям между собственно государственной тайной и полностью общедоступной информацией;
— отсутствие целостного механизма защиты конфиденциальных сведений, принадлежащих гражданам и коммерческим организациям, в случае, если такая информация обобщается и накапливается в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также внутрисистемной информации органов государственной власти, которая не может быть отнесена к государственной тайне, но ее распространение может нанести ущерб законным интересам данных органов и отдельных должностных лиц;
— нарушение прав граждан.
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О служебной тайне»
В случае принятия Федерального закона «О служебной тайне» будет определено содержание правовой категории «служебная тайна», что потребует уточнения используемой в законодательстве Российской Федерации терминологии путем внесения изменений в ряд кодексов и федеральных законов, в том числе:
1) Гражданский кодекс РФ (ст. 139),
2) Таможенный кодекс (ст. 16),
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 21, 32, 84, 102),
4) Уголовный кодекс РФ (ст. 183),
5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 20),
6) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 7),
7) «О таможенном тарифе» (ст. 14),
8) «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» (ст. 11),
9) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 92),
10) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ст. 10),
11) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10),
12) «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (ст. 15),
13) «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 28),
14) «О бухгалтерском учете» (ст. 10),
«Об актах гражданского состояния» (ст. 12).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О служебной тайне»
П.Н. Кораблев,
кандидат исторических наук
Т.М. Занина,
кандидат юридических наук, доцент
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ
В настоящее время Россия и все мировое сообщество находится на волне информационного бума. Как свидетельствует международная практика и современная ситуация в России, правовая неурегулированность процессов обмена информации приводит к тому, что общедоступными становятся сведения, которые имеют ограниченный доступ. Это наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и безопасности всего государства.
Развитие информатизации и глобальных се -тей, переход к информационному обществу и включение России в процессы глобализации открывает перед обществом новые возможности, но одновременно создает и новые трудности. Одной из них стала защита служебной тайны.
Для понимания сущности правового инсти -тута служебной тайны, прежде всего как сис-темы тайнообразования, обратимся к истории его развития в отечественном законодательстве. По большому счету, данная система посте -пенно вычленилась из государственной тайны в связи с тем, что далеко не все сведения, к ко -торым государство по тем или иным причинам ограничивает доступ, являются столь ценны -ми, что ущерб от их распространения должен приводить к возникновению уголовного преследования. Возведение этого в принцип и ста -ло тем мерилом, по которому разграничива-лись государственная и служебная тайны. Окончательное их нормативное разделение произошло уже в первые годы XX в. и свое наиболее четкое оформление получило в юридической конструкции, предложенной Инструкцией по обеспечению режима секретности в министерствах и ведомствах СССР, утвер-жденной постановлением СМ СССР от 12.05.87 № 556-126, которой вводилось интегрированное понятие государственных секре-тов, которые по степени их важности подраз-делялись на государственную и служебную тайны. Данная конструкция полностью отражала систему воззрений того периода на
роль и место служебной тайны в функциони-ровании механизма государства.
К сожалению, принятие Закона о государ-ственной тайне, привнеся массу позитивных моментов, повлекло за собой одно существен -ное негативное последствие — отнесение в со -ответствии с указанным Законом грифа «секретно» для обозначения исключительно сведе -ний, составляющих государственную тайну, де-факто ликвидировало служебную тайну как институт и заодно создало серьезную право -вую неопределенность в вопросе квалифика-ции ранее обозначенных им сведений (то есть, подпадают ли они под режим ограничений го -сударственной тайны либо нет).
Раскрывая положения правового института защиты служебной тайны в системе тайнообразова-ния, следует сказать, что ранее к данной категории сведений разрешалось относить информацию, включенную в ведомственные перечни. Учитывая при этом, что сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие служебную тайну, объединились в один перечень.
Видимо, и ныне, формируя балансировочные механизмы между реализацией права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и правом последних на ограничение доступа в интересах обеспечения государственных интересов, следует остановиться на формировании общеведомственных перечней, выработав законодательно лишь общие принципы, общие критерии, по которым доступ к сведениям возможно ограничивать. Но то, что, несомненно, необходимо законодательно закреплять, так как это перечень сведений, который не дозволяется относить к служебной тайне. Здесь требуется некоторое дополнительное пояснение, которое должно носить характер общего правила не только по отношению к институту служебной тайны, но и по отношению ко всем иным категориям сведений, на которые подразделяется массив сведений конфиденциального характера, разновидностью которых является служебная тайна.
Во-первых, обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации и ограничение такого права по определенным основаниям
— проблема общая для любого из институтов тайн. Следовательно, необходим единый, общий перечень сведений, к которым запрещено ограничивать доступ, а не дробление его в разных нормативных актах по видам конфиденциальной информации. Примером такого подхода является изложение в тексте Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» обобщенного перечня сведений, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом.
Во-вторых, законодатель пошел на четкое определение перечня сведений, относимых к государственной тайне, по нескольким причинам, среди которых было и понимание некоторой законченности данной системы в результате наработанного опыта. По отношению к остальным институтам (за исключением , может быть, персональных данных) это практически невозможно, да и нецелесообразно. Обоснование такой позиции является достаточно простым: не следует слишком связывать субъекта (а тем более когда их множество) законодательными рамками в виде четкого перечня. Лучше законодательно закрепить критерии, принципы отнесения сведений к разряду конфиденциальных и, если удастся, минимальные пороговые значения ущерба, признаваемые основанием для ограничения в доступе к определенной информации Конечно, это очень непростая задача, и решать ее придется постепенно, шаг за шагом, но решать необходимо.
В целях определения границ существования правового института служебной тайны рассмотрим возможные схемы применения изучаемой системы ограничения в доступе к информации в государственной и предпринимательской сферах
Первой из них, о чем мы уже упоминали выше, является защита сведений, которые при соответствующей интеграции становятся госу -дарственной тайной.
Компьютерная революция, которая перманентно продолжается и по сей день, имеет следствием существенное расширение воз -можностей по накоплению информации и об -легчению доступа к ней, причем такие про -цессы носят скачкообразный характер. Совре-менный персональный компьютер позволяет хранить информацию объемом в несколько де -сятков тысяч томов машинописного текста, а передача всего объема этих сведений на дру -гой компьютер по сети займет время в преде -лах часа. Переписывание файла объемом 500 страниц — вообще несколько секунд. Наличие у развитых стран суперЭВМ, позволяющих подвергать анализу колоссальное количество общедоступных сведений, существенно облегчает задачу потенциального противника по до -быванию информации, составляющей госу -дарственную тайну Российской Федерации.
Разумное расширение круга служебных сведений, доступ к которым ограничивается, может снизить такую потенциальную опасность. Однако при этом, на первый взгляд, мы
неизбежно расширяем зону ограничений прав граждан на свободный доступ к информации. Действительно, это так, но только в количественном, а не в качественном отношении. Ко многим из этих сведений и не должно быть свободного доступа, так как они никоим образом не затрагивают права и свободы человека и гражданина или не имеют научной ценности.
Возложение нагрузки по защите такой информации на институт служебной тайны позволит в целом сократить объем сведений, относимых к государственной тайне. Вспомним еще раз «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к разным степеням секретности», согласно которым ущербом безопасности Российской Федерации при неправомерном распространении сведений с грифом «секретно» признается ущерб, наносимый интересам предприятия, учреждения, организации в военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативнорозыскной деятельности. Ранее данная родовая категория сведений полностью относилась к служебной тайне, и сейчас имеет смысл если не всю, то существенную часть подобной информации снова передать в сферу действия данного института.
Органы государственной власти и местного самоуправления ныне реализуют свои регулятивные правомочия во многом за счет того, что аккумулируют и используют информацию, полученную из различных источников, в особенности от субъектов предпринимательской деятельности. Отсюда возникает резонный вопрос: каковы правовые основания и механизмы защиты в органах государственной власти для сведений, переданных им организациями, где они защищались в режиме коммерческой или банковской тайны? В настоящее время сколько-нибудь внятное правовое регулирование данных отношений отсутствует, так как защита указанной информации в режиме государственной тайне невозможна по определению, так как ее сфера законодательно ограничена определенным перечнем категорий. Иных систем защиты в том смысле, в каком мы понимаем правовой институт тайны, в органах государственной власти практически нет.
В то же время бесконтрольное обращение с информацией, имеющей высокую коммерческую ценность и вследствие этого высокую «ликвидность» (проще говоря, возможность ее продажи заинтересованным лицам), априори порождает злоупотребления. Поэтому необходим механизм контроля и защиты, причем, желательно, единый для всей системы государственного управления, чтобы государство могло не на словах, а на деле гарантировать сохранность таких сведений.
Именно эти соображения и заставляют предложить в качестве универсальной модели системы ограничения в доступе к информации, получаемой органами государственной власти и местного самоуправления от иных субъектов, институт служебной тайны, сформировав его полностью как совокупность подсистем (субинститутов) тайнообра-
зования, защиты и санкций за неправомерное распространение таких сведений.
Воплощение предложенного направления в правовом регулировании влечет за собой много положительных последствий, в частности:
— укрепление ответственности государства перед обществом и отдельными его представителями;
— практическую реализацию одного из аспектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
— позитивное воздействие на укрепление экономического суверенитета страны и ее информационной безопасности;
— установление действенного заслона от злоупотреблений отдельных должностных лиц.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
И, наконец, третьей областью применения правового института защиты служебной тайны может стать защита сведений коммерческого характера в деятельности определенных субъектов гражданско-правовых отношений. То есть та область, которая предопределена данной системе Гражданским кодексом РФ.
Легитимация института служебной тайны представляет собой сложный процесс, так как потребует корректировки большого числа законодательных и иных нормативных правовых актов. Поэтому для формирования данного института потребуется принятие отдельного федерального закона, регулирующего комплекс этих отношений, а также ряда актов, вносящих изменения в законодательство.
Основными положениями такого закона могут быть следующие:
1. Установление пределов полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных должностных лиц в области отнесения сведений к служебной тайне.
Основным критерием здесь должен быть правовой статус органов различных ветвей государственной власти, их функциональная направлен -ность. Авторы придерживаются позиции, что все ветви государственной власти вправе осуществ -лять мероприятия по ограничению в доступе к отдельным видам информации о своей деятельности, если это не противоречит смыслу и сути данной деятельности, прежде всего в вопросах обеспечения безопасности сотрудников, охраны административных зданий и т.п.
Пределы полномочий органов местного самоуправления по отнесению сведений к служебной тайне должны быть поставлены в зависимость от объема государственных функций, де-легированных тому или иному органу.
2. Установление перечня категорий сведений, которые во всех случаях должны составлять слу -жебную тайну.
Служебная тайна как комплекс сведений с ограниченным доступом носит не только ведомственный характер — определенные категории ин -формации должны защищаться субъектами государственной сферы во всех случаях К ним должны относиться:
— конфиденциальные сведения в области во -енного управления (военная тайна);
— сведения, охватываемые понятием «тайна связи» (в той мере, в какой операторами связи являются органы государственной власти и подведомственные им организации, учреждения);
— информация, образующаяся в процессе проведения предварительного расследования, за ис -ключением той, которую уполномоченные лица посчитают возможным распространить;
— банковская тайна (в части, которая обеспечивается органами государственной власти и Цен -тральным банком Российской Федерации);
— конфиденциальная информация о гражданах, накапливаемая и хранимая органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Установление единого для всех субъ-екто в, защищающих информацию в режиме служебной тайны, перечня сведений, доступ к которым не может быть ограничен.
Реализация данной позиции должна осуществляться только в случае, если законодатель не сформирует единого перечня сведений, доступ к которым не может быть ограничен во всех случаях
4. Установление предельных сроков сохранения сведений в режиме служебной тайны, формирование порядка обязательного периодического пересмотра массивов такой информации на предмет снятия ограничений.
Здесь просматривается аналогия с нормами Закона о государственной тайне, согласно которым предельный срок засекречивания сведений составляет 30 лет, а также установление обязанности органов государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, не реже одного раза в пять лет пересматривать соответствующие перечни сведений. По отношению к информации, составляющей служебную тайну, необходимо существенным образом уменьшить данные сроки. Например, максимальный срок ограничений установить в пятнадцать лет, обязав соответствующие организации, учреждения пересматривать перечни таких сведений не реже, чем раз в три года.
5. Установление системы защиты служеб-ной тайны.
Организационно-правовой механизм защиты сведений, составляющих служебную тайну, в принципе должен быть схожим с тем, который сформирован для государственной тайны. Более того, целесообразно возложить организацию данной деятельности и контроль за ней на межведомственном уровне на те же ведомства, ныне занимающиеся аналогичной деятельностью применительно к государственной тайне.
Непосредетвенно в органах государственной власти, их подразделениях, в организациях и учреждениях практическую работу по защите служебной тайны (делопроизводство, реализация комплекса технических мер защиты) целесообразно поручить действующим подразделениям по защите государственной тайны, а там, где штатом они не предусмотрены, необходимо сформировать самостоятельные подразделения по защите служебной тайны.
Обосновать такую позицию, на наш взгляд, несложно. Во-первых, преобразования последнего
десятилетия реально привели к тому, что общее число сведений, составляющих государственную тайну, существенно сократилось, хотя во многих случаях штатная численность подразделений по защите государственной тайны осталась на прежнем или близком к нему уровне, поэтому возложение дополнительных обязанностей на данные структуры не будет выглядеть слишком обременительным . Во-вторых, организационные и технические методы защиты для государственной тайны, как и для любого иного вида информации с ограниченным доступом, по большому счету схожи. В-третьих, и это, на наш взгляд, основное, — государственная и служебная тайны в государственной сфере должны образовывать единый комплекс.
Конечно, в полном объеме проецировать систему защиты государственной тайны на систему защиты служебной тайны нецелесообразно, прежде всего, по соображениям материальных затрат. Поэтому применительно к последней необходимо исключить ряд мер, а именно:
— процедуру оформления допуска граждан как отдельный комплекс надведомственных мероприятий;
— процедуру допуска организаций и учреждений как комплекс проверочных мероприятий на предмет готовности к осуществлению работ со сведениями, составляющими служебную тайну, органами, осуществляющими регулирование деятельно -сти по защите информации с ограниченным доступом на общегосударственном уровне;
— ряд довольно дорогостоящих организационнотехнических мер защиты, типа установления зон вокруг объектов, в которых исключается бесконтрольное нахождение посторонних лиц, и т. п.
Тем не менее, следует со хранить разрешительный порядок предоставления полномочий по обращению со сведениями, составляющими служебную тайну, регулируемый самими органами государственной власти, в деятельности которых такая информация образуется.
Помимо этого целесообразно, чтобы органы защиты государственной тайны в своей нормотворческой и правоприменительной деятельно -сти могли осуществлять регулятивную и кон -трольную функции по отношению к системе защиты служебной тайны.
Для защиты этих сведений необходимо также сформировать и отдельную сумму санкций за не -правомерное обращение с ними. При этом очевидно, что к регулированию отношений в дан -ной сфере применимы практически все формы юридической ответственности.
В рамках внутрисистемной деятельности органов государственной власти наиболее распространенной формой юридической ответственно -сти по-прежнему останется дисциплинарная.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Помимо этого должна развиваться деликтная ответственность гражданско-правового характера в случае утечки из подразделений органа государственной власти сведений, относимых к конфиденциальной информации о гражданах либо состав -ляющих коммерческую или банковскую тайну каких-то субъектов из внешней среды.
Для случаев, когда лицо из каких-либо побуждений осуществляет сбор информации с целью получения впоследствии имущественной или иной выгоды (без признаков государственной измены), целесообразно рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности с уровнем санкций, аналогичных предусмотренным УК за противоправные деяния в отношении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.
После формирования законодательства о служебной тайне следует рассмотреть также во -прос о введении системы административных санкций за правонарушения в данной сфере в целях обеспечения возможности органам, осуществляющим регулирование системы защиты информации на общегосударственном уровне, более действенно влиять на субъектов, нарушающих нормативные предписания, так как уровень превенции дисциплинарной ответственности ныне не слишком высок. Гражданско-правовая ответственность всегда наступает позже и поэтому носит лишь компенсационный характер, не во всех случаях воздействуя на уровень защиты тайны информации в упреждающем плане.
В качестве резюме о формировании и функционировании правового института слу -жебной тайны хотелось бы сказать, что в усло -виях резкого повышения ценности информа-ции нормотворческая практика государства должна стремиться к тому, чтобы максималь-ным образом упорядочить отношения в облас -ти отнесения сведений к категории конфиден -циальных и их защиты. Именно упорядочить, так как в данной области наибольшим образом сталкиваются интересы индивидов, их объеди -нений и государства в лице властных структур по доступу и владению различными сведения -ми, имеющими имущественную или иную цен -ность. В силу этого правовой институт слу -жебной тайны следует рассматривать не как очередной механизм ограничения в доступе к интересующим общество сведениям о деятельности государства, но как один из механизмов, направленных на обеспечение законных инте-ресов личности, общества и государства в ин -формационной сфере.
Служебная тайна — это конфиденциальная информация, которая защищается законом и является собственностью органов государственного и муниципального управления, государственных учреждений и предприятий. Она формируется на законных основаниях. Содержащая служебную тайну информация применяется представителями государства для исполнения своих служебных обязанностей. Доступ к служебной информации о деятельности государственных органов ограничивается федеральными законами или в силу служебной необходимости.
Ввиду того, что служебная тайна представляет собой вид конфиденциальной информации, она выступает самостоятельным объектом права. Правовая охрана и защита служебной тайны осуществляются с помощью Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и других нормативных правовых актов и законов.
Согласно законодательству РФ выделяются следующие виды служебной тайны.
- • служебная информация о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничивается федеральными законами с целью защиты государственных интересов;
- • тайна следствия (данные предварительного следствия);
- • судебная тайна (тайна совещаний судей, содержания дискуссий и результатов голосования закрытого совещания, материалы закрытых судебных заседаний, тайна совещаний присяжных заседателей или в силу служебной необходимости, порядок выработки и принятия решений, организации внутренней работы);
• конфиденциальная информация, которая стала известной в результате исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных и муниципальных органов управления (банковская тайна, коммерческая тайна, информация о приватной жизни лица, профессиональная тайна).
Важно
Действующим законодательством также определен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к категории служебной тайны:
- • акты законодательства, которые устанавливают правовой статус государственных органов, общественных объединений, организаций и права, свободы и обязанности граждан, а также порядок их реализации;
- • описание структуры, функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его адрес;
- • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах; гидрометеорологические, экологические, гидрогеологические, санитарно- эпидемиологические, демографические и другие данные, которые необходимы для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
- • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, которые рассматриваются в установленном порядке;
- • данные об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
- • документы, которые накапливаются в открытых фондах библиотек и архивов, а также информационных системах организаций, которые необходимы для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Особенность правоотношений в области функционирования государственной и муниципальной власти, государственных учреждений и предприятий состоит в том, что они обязаны защищать конфиденциальную информацию, принадлежащую иным лицам (коммерческая, налоговая и банковская тайна, а также персональные данные). В процессе своей деятельности указанные органы также создают собственную конфиденциальную информацию, которая отнесена к категории служебной тайны и входит в специальные ведомственные перечни, если она не является государственной тайной.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Дайте определение понятия «конфиденциальная информация».
- 2. Какие существуют возможные меры по защите коммерческой тайны на предприятии?
- 3. Каковы основные различия в сферах защиты сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну?
- 4. Перечислите условия предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, сторонним организациям, учреждениям и предприятиям.
- 5. Расскажите о правовом статусе сведений, составляющих ведомственную тайну.
Интересные материалы:
- Досудебная претензия к работодателю, образец
Претензия работодателюМногие стараются не конфликтовать с начальниками, но иногда претензия работодателю остается последней возможностью не…
- Аудиторская тайна
Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта12.10.2018 # Аудит Расим Назаров Управляющий партнер. Руководитель…
- Постановление 570 о раскрытии информации
Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2017…
- Волна прорыва
РД 03-607-03 Методические рекомендации по расчету развития гидродинамических аварий на накопителях жидких промышленных отходовРД 03-607-03МЕТОДИЧЕСКИЕ…
- После того как в киоске
Что нужно чтобы открыть ларёк. Как заработать?Начинающему бизнесмену стоит начать работу с маленького бизнеса, который…