Куперс

Бухучет и анализ

Согласование крупной сделки бюджетного учреждения

Каков порядок определения размера крупной сделки для бюджетных учреждений, то есть где именно брать контрольную цифру для исчисления?

5 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исчисление размера крупной сделки осуществляется бюджетным учреждением исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В Законе N 7-ФЗ четко не разъяснено, каким образом следует определять по данным бухгалтерской отчетности балансовую стоимость активов бюджетного учреждения.
В то же время из содержания письма Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 следует, что балансовая стоимость активов должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730). Аналогичные разъяснения давались специалистами финансового ведомства и позднее (письма Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076, от 29.01.2013 N 02-13-06/296).
Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, не предусмотрено.
При этом отметим, что именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). А учитывая положения ст. 165 БК РФ, вопрос утверждения порядка (методики) определения величины крупной сделки находится в компетенции Минфина России.
Таким образом, исчисление размера крупной сделки осуществляется бюджетным учреждением исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Министерство) по вопросу согласования с Министерством совершения сделок, связанных с участием учреждений в конкурентных процедурах, проводимых государственными, муниципальными, иными заказчиками в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, установлен исчерпывающий перечень сделок, подлежащих согласованию с учредителем, в том числе предварительное согласование совершения бюджетными учреждениями крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

В соответствии с указанным пунктом Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для признания сделки крупной необходимо одновременно наличие двух условий:

— должно осуществляться распоряжение (отчуждение, передача) имуществом или денежными средствами;

— цена такой сделки должна превышать 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения по состоянию на 31 декабря года, предшествующему году совершения сделки, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

При этом в случае, если документацией о закупке предусмотрена денежная сумма, перечисляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или обеспечения исполнения контракта, превышающая 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то ее перечисление требует согласования с Министерством, как сделка по распоряжению денежными средствами, которая в указанном случае будет являться крупной сделкой.

Дополнительно сообщаем, что в качестве альтернативного способа обеспечения исполнения контракта документацией о закупке может быть также предусмотрено заключение бюджетным учреждением договора о предоставлении банковской гарантии, что также не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и не подлежит согласованию с учредителем.

При этом предварительному согласованию с учредителем подлежит сумма вознаграждения за предоставление банковских гарантий (без учета суммы самих банковских гарантий) в случае ее превышения 10 процентов балансовой стоимости активов, уплачиваемой бюджетным учреждением гаранту по договору банковской гарантии.

В отношении автономных учреждений Министерство сообщает, что Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 N 662, а также Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) установлено, что учредитель федерального автономного учреждения принимает решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, сделок с имуществом федерального автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, а также внесением имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

Согласно статье 14 Закона N 174-ФЗ крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

При этом согласно пункту 1 статьи 15 Закона 174-ФЗ одобрение совершения автономными учреждениями крупных сделок относится к компетенции наблюдательного совета и не подлежит согласованию с учредителем.

Дополнительно информируем, что в настоящее время приказом от 30.10.2018 N 800 в Министерстве образована Комиссия по рассмотрению вопросов управления, списания, распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству, и совершения ими крупных и иных сделок.

Порядок организации в Министерстве работы по согласованию совершения крупных сделок установлен приказом от 01.08.2018 N 18н «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.12.2018 N 52898, вступило в силу 18.12.2018).

Врио Министра С.В. Кузьмин

Обзор документа

— какие сделки подведомственных учреждений признаются крупными;

— нужно ли согласовывать с учредителем договоры о предоставлении банковской гарантии для обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ;

Также ведомство отметило, что одобрение крупных сделок автономных учреждений относится к компетенции наблюдательного совета.

109 от 30.05.2016

Администрация сельского поселения Тулома
Кольского района Мурманской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.05.2016 № 109
с. Тулома

Об утверждении порядка предварительного согласования
совершения муниципальным бюджетным учреждением
крупных сделок

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», администрация сельского поселения Тулома Кольского района постановляет:

1. Утвердить Порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит обнародованию (опубликованию) вступает в силу с момента официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего оставляю за собой.

Глава сельского поселения Тулома
Кольского района Сентищев М.М.

постановлением администрации
сельского поселения Тулома
Кольского района
от 30.05.2016 № 109

ПОРЯДОК
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ СОВЕРШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КРУПНЫХ СДЕЛОК

1. Настоящий Порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок (далее — Порядок) устанавливает правила предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением (далее — Учреждение), подведомственным органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, крупных сделок.
2. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом Учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
3. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя (далее — Учредитель).
4. Для предварительного согласования крупной сделки Учреждение представляет Учредителю следующие документы:
— обращение руководителя Учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета сделки, контрагентов, сроков, цены и иных существенных условий крупной сделки;
— финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (содержание сделки, расчеты показателей сделки, информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности бюджетного Учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей, особые условия сделки, источник финансирования сделки);
— отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, произведенный не ранее чем за 3 месяца до его представления Учредителю;
— копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером Учреждения;
— сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
— копию проекта сделки (договор, муниципальный контракт, мировое соглашение) со всеми приложениями, включая техническое задание.
5. В ходе предварительного согласования совершения крупной сделки помимо документов, указанных в п. 4 настоящего Порядка, Учредитель не вправе требовать от Учреждения предоставления дополнительных документов, связанных с заключением крупной сделки.
6. Представляемые документы подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером Учреждения и представляются на рассмотрение Учредителю.
7. Учредитель на основании документов, представленных Учреждением, принимает решение:
— о предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки на условиях, указанных в заявлении;
— об отказе в предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки с обоснованием причин отказа.
8. Решение о предварительном согласовании крупной сделки (далее — Решение) принимается Учредителем, в течение 30 календарных дней с даты поступления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, и оформляется приказом Учредителя.
9. Учредитель в течение 20 рабочих дней со дня получения документов от Учреждения:
9.1. Проверяет полноту (комплектность) документов, представленных Учреждением, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка.
9.2. Рассматривает целесообразность совершения крупной сделки, исходя из представленного Учреждением финансово-экономического обоснования, и в случае принятия положительного решения подготавливает проект Решения и направляет его на согласование Учредителю с приложением документов, представленных Учреждением.
9.3. Уведомляет Учреждение о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению.
9.4. Принимает решение об отказе в предварительном согласовании заключения крупной сделки в случае:
— выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
— отсутствия обоснования целесообразности заключения крупной сделки;
— несоответствия заключения крупной сделки целям и видам деятельности Учреждения;
— если в результате распоряжения имуществом осуществление Учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено или невозможно;
— мотивированного отказа Учредителя от предварительного согласования крупной сделки;
— если планируемая к заключению крупная сделка противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
10. Собственник рассматривает проект Решения в течение 5 рабочих дней со дня его получения и либо согласовывает указанный проект, либо принимает решение об отказе в его согласовании с мотивированным обоснованием причин отказа.
11. Отказ в предварительном согласовании совершения крупной сделки оформляется приказом Учредителя.
12. В случае необходимости внесения изменений в Решение (при изменении условий сделки) Учреждением подается повторное заявление.
13. Направление повторного заявления и его согласование осуществляется в соответствии с положениями настоящего Порядка.
14. В случае если Учреждение, получившее согласие на совершение крупной сделки, не воспользовалось своим правом на ее заключение в течение 6 месяцев со дня принятия решения о предварительном согласовании совершения Учреждением крупной сделки, требуется повторное согласование указанной крупной сделки в соответствии с положениями настоящего Порядка.
15. Заявление Учреждения и прилагаемые к нему документы Учреждению не возвращаются и остаются на хранении у Учредителя.
16. Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований пункта 3 настоящего Порядка, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
17. Контроль за соблюдением Учреждением условий предварительного согласования крупной сделки осуществляет Учредитель.

Дата создания материала: 31-05-2016. История изменений

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Обновленные отчетные формы Инструкции № 33н , в числе которых баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)), вызвали ожидаемый поток вопросов о порядке расчета размера крупной сделки в 2019 году. Что следует принять во внимание, расскажем в статье.

Исходные данные для одобрения крупной сделки.

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2019 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

– распоряжение денежными средствами;
– привлечение заемных денежных средств;
– отчуждение иного имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
– передача иного имущества в пользование или залог.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для целей расчета размера крупной сделки учреждение использует данные баланса (ф. 0503730). До 2018 года 10 % отсчитывались от показателя балансовой стоимости его активов на конец отчетного периода: строка 410 графы 10 баланса, в которую входят показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, по ущербу и иным доходам, с подотчетными лицами, прочие расчеты, в том числе с учредителем по недвижимому и особо ценному имуществу). То есть расчет размера сделок, предполагаемых к совершению в 2018 году, основывался на данных баланса за 2017 год, в 2017 году – на данных за 2016 год и т. д.

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02 06 10/43703). В 2016 году было издано Письмо от 25.03.2016 № 02 07 10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2018 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2015, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.

Крупная сделка по данным отчетности за 2018 год.

В отчетности за 2018 год форма баланса была значительно скорректирована. В действующей редакции строкой, в которой отражается показатель балансовой стоимости активов учреждения, является строка 350. Кроме того, показатель расчетов с учредителем в части недвижимого и особо ценного движимого имущества (счет 210 06 000) перенесен из актива в пассив баланса, что сразу увеличило валюту баланса, итоговый показатель строки 350 и предельный размер сделки, которую учреждение может совершить без дополнительного согласования.

Письмом Минфина РФ от 21.02.2019 № 02 06 05/11188 еще раз подтверждается, что размер крупной сделки в 2019 году следует определять по тем же правилам, что и ранее, но с учетом новой формы баланса (ф. 0503730). При этом уставом бюджетного или автономного учреждения может быть установлен меньший размер крупной сделки.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Например, в начале 2019 года, когда внутригодовая отчетность отчетного 2018 года еще не составлена, показатель актива для расчета критерия отнесения сделки к крупной определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2018 (получается, что, по сути, берется отчетность за 2017 год). И поскольку показатели баланса (ф. 0503730), сформированного до внесения изменений Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н, меньше составленных по новой форме, то и размер «несогласуемой» сделки будет меньше. После представления отчетности за 2018 год размер крупной сделки увеличится, но это будет действовать только для вновь заключаемых контрактов (договоров).

Напомним, что ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату услуг (выполнению работ) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

Нарушение порядка согласования крупной сделки.

Законами о некоммерческих организациях (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7 ФЗ) и автономных учреждениях (п. 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 174 ФЗ) предусмотрена возможность признания сделки недействительной, если при ее заключении не была пройдена процедура согласования с учредителем и наблюдательным советом соответственно, а также ответственность руководителя, если в результате совершения крупной сделки учреждению были нанесены убытки в размере этих убытков.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Порядок взыскания убытков с руководителя установлен ч. 1 ст. 277 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под таким ущербом согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если тот несет ответственность за его сохранность), а также необходимость для работодателя осуществить затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Руководитель организации может быть привлечен к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, в соответствии с положениями разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ (гл. 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»). Расчет убытков осуществляется на основании норм гражданского законодательства, согласно которым под таковыми понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Еще раз повторим, что порядок расчета размера крупной сделки в 2019 году не изменился – изменилась бухгалтерская форма, данные которой берутся как основа расчета. После представления отчетности за 2018 год по обновленным правилам размер крупной сделки, которую учреждение может совершать без согласования, значительно увеличился по сравнению с прошлыми годами. Вызвано это тем, что теперь показатель балансовой стоимости активов учреждения включает остаточную стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако учредитель по прежнему имеет возможность установить меньший предел размера крупной сделки и закрепить его в уставе бюджетного или автономного учреждения.

Во всех остальных случаях (когда предполагаемая сделка выше расчетного предела) необходимо согласование: у автономного учреждения – с наблюдательным советом, у бюджетного – с учредителем.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. Сен 10, 2019adminlawsexp

По вопросу согласования с Минобрнауки России совершения крупных сделок

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2018 года N МН-1631/МК

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) по вопросу согласования с Минобрнауки России совершения сделок, связанных с участием учреждений в конкурентных процедурах, проводимых государственными, муниципальными, иными заказчиками в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682, Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

См. Официальные документы в образовании. — 2018. — N 15. — с.66-68. — Ред.

См. Официальные документы в образовании. — 2018. — N 21. — с.8-32. — Ред.

Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, установлен исчерпывающий перечень сделок, подлежащих согласованию с учредителем, в том числе предварительное согласование совершения бюджетными учреждениями крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ),

См. Официальные документы в образовании. — 2012. — N 32. — с.3-76. — Ред.

В соответствии с указанным пунктом Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для признания сделки крупной необходимо одновременно наличие двух условий:

— должно осуществляться распоряжение (отчуждение, передача) имуществом или денежными средствами;

— цена такой сделки должна превышать 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения по состоянию на 31 декабря года, предшествующему году совершения сделки, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

При этом в случае если документацией о закупке предусмотрена денежная сумма, перечисляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или обеспечения исполнения контракта, превышающая 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то ее перечисление требует согласования с Минобрнауки России как сделки по распоряжению денежными средствами, которая в указанном случае будет являться крупной сделкой.

Дополнительно сообщаем, что в качестве альтернативного способа обеспечения исполнения контракта документацией о закупке может быть также предусмотрено заключение бюджетным учреждением договора о предоставлении банковской гарантии, что также не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и не подлежит согласованию с учредителем.

При этом предварительному согласованию с учредителем подлежит сумма вознаграждения за предоставление банковских гарантий (без учёта суммы самих банковских гарантий) в случае ее превышения 10 процентов балансовой стоимости активов, уплачиваемой бюджетным учреждением гаранту по договору банковской гарантии,

В отношении автономных учреждений Минобрнауки России сообщает, что Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662, а также Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) установлено, что учредитель федерального автономного учреждения принимает решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, сделок с имуществом федерального автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, а также внесением имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

См. Официальные документы в образовании. — 2007. — N 31. — с.30-33. — Ред.

См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 1. — с.6-37. — Ред.

Согласно статье 14 Закона N 174-ФЗ крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

При этом согласно пункту 1 статьи 15 Закона 174-ФЗ одобрение совершения автономными учреждениями крупных сделок относится к компетенции наблюдательного совета и не подлежит согласованию с учредителем,

Дополнительно информируем, что в настоящее время приказом от 30.10.2018 N 800 в Минобрнауки России образована комиссия по рассмотрению вопросов управления, списания, распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минобрнауки России, и совершения им крупных и иных сделок.

Порядок организации в Минобрнауки России работы по согласованию совершения крупных сделок установлен приказом от 01.08.2018 N 18н «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минобрнауки России» (зарегистрирован в Минюсте России 06 декабря 2018 г., рег. N 52898) (вступил в силу 18.12.2018).

Врио министра

С.В.Кузьмин

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх