Куперс

Бухучет и анализ

Социальная сфера общества тест

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

8 КЛАСС

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

  1. Верны ли следующие суждения о структуре общества?

А. Структура общества – это совокупность связей и отношений между социальными группами

Б. Общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Какой признак определяет принадлежность человека к большой социальной группе

преподавателей?

  1. величина доходов 3) профессия

  2. уровень образования 4) положение в обществе

3. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

1) избирателя 3) заемщика банка

2) военнослужащего по контракту 4) члена семьи

4. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

1) профессию 3) образование

2) уровень доходов 4) национальность

5. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество

Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность 3) общий быт

2) общие цели 4) общие интересы

7. Возникновению нации как формы этноса способствует

1) определенный уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

8. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если

представителей малых народов ограничат в праве развивать национальную

культуру.

Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в

современном обществе относят создание национально однородного государства

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

9. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые

проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

  1. патриархальной

  2. многодетной

  3. партнерской

  4. многопоколенной

10. Пример позитивного отклоняющегося поведения

1) создание гениальных произведений искусства

2) занятия физкультурой

3) учеба в школе

4) посещение футбольного матча

11. Механизмы, способствующие вертикальной социальной мобильности

1) образование

2) перемена места жительства

3) политическая деятельность

4) переход на менее престижную должность

5) надежда на везение. удачу

ЧАСТЬ 2

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Приведите один пример вертикальной мобильности и один пример горизонтальной мобильности.

  1. Что такое семья? Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами три функции семьи.

  1. Что такое межнациональный конфликт? Приведите три примера межнациональных конфликтов.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

8 КЛАСС

ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ 1

  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

Б. Социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. К малым социальным группам относится

  1. научно-техническая интеллигенция мегаполиса

  2. выпускники исторических факультетов университетов страны

  3. государственная делегация на международном конгрессе

  4. преподаватели высших учебных заведений страны

3. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

1) избирателя 3) предприниматель

2) программист 4) интернет-пользователь

4. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

1) квалификация 3) образование

2) уровень доходов 4) социальное происхождение

5. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется

локальным.

Б. Конфликт несет в себе конструктивное начало..

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность 3) общий быт

2) общие цели 4) общие интерес

7. Племена и народности относят к

1) историческим типам общества

2) демографическим группам

3) этническим общностям

4) социальным стратам

8. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если

представителей малых народов ограничат в праве развивать национальную

культуру.

Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в

современном обществе относят создание национально однородного государства

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

9.. Эта социальная группа появилась в XVIII веке. Принадлежность к этой группе

определялась в связи с наличием права собственности на средства производства.

Это –

  1. сословие 3) каста

  2. страта 4) класс

10. Пример негативного отклоняющегося поведения

1) открытие нового направления в науке

2) коллекционирование дверных ручек

3) злоупотребление алкоголем

4) пренебрежение к своему внешнему виду

11. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к

понятию «семья». Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающий из

этого ряда.

  1. Коллектив родственников

  2. Малая группа

  3. Коллектив сверстников

  4. Наличие совместного хозяйства

  5. Коллектив представителей нескольких поколений

ЧАСТЬ 2

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный лифт»? Привлекая знания обществоведческого курса, приведите два примера действия социальных лифтов.

  1. Что такое межнациональное сотрудничество? Приведите три примера межнационального сотрудничества.

  1. Что такое социальные нормы? Назовите три вида социальных норм и проиллюстрируйте их примерами.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Глава I. Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

2. Мораль и право

3. Этика – учение о морали

Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной

4 Глава I. Мораль и этика: основные понятия

и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

1. Мораль, ее функции и структура 5

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

6 Глава I. Мораль и этика: основные понятия

оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

1. Мораль, ее функции и структура 7

вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных

8 Глава I. Мораль и этика: основные понятия

ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

2. Мораль и право 9

Мораль и право

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений

10 Глава I. Мораль и этика: основные понятия

и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди… не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

3. Этика – учение о морали 11

Этика – учение о морали

Если термин «мораль» латинского происхождения, то «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

12 Глава I. Мораль и этика: основные понятия

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Социальная сфера жизни общества.

Вариант 1.

1.Человек как существо социальное:

1) формируется в обществе и зависит от общества;

2) развивается как живой организм;

3) имеет наследственные признаки;

2. Индивидуализированное состояние человека позволяет:

1) совершать действия, которые он выбирает свободно;

2) за свои действия нести личную ответственность;

3) совершать действия, определяемые обстоятельствами;

3.Человека как личность характеризует:

1) социальное состояние.

2) биологическое состояние;

3) неиндивидуализированное состояние;

4. Социальные отношения – это:

1) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношение между ними;

2) отношения между устойчивыми общностями людей;

3) реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;

5. К социальным общностям относятся:

1) страты, классы;

2) пенсионеры, молодежь;

3) женщины, мужчины.

6. Структура П.Сорокина предлагает биосоциальные группы, к ним относятся:

1) расовые;

2) профессиональные;

3) возрастные;

7. Крупнейшие социологи 19 и 20 вв., предпринявшие попытки определить структуру общества:

1) Д. Локк; 3) Т. Гобс;

2) П.Сорокин;

8. Центром исследования социальной структуры в марксизме является:

1) классовый анализ;

2) идеологический поход;

3) большие социальные объединения;

9. Социальный слой, элемент социальной структуры – это:

1) номенклатура; 3) прослойка;

2) страта;

10. Стабильность обществу придает:

1) средний класс;

2) низший класс;

3) высший средний класс;

11. Определите понятие:

1) большие группы людей;

2) положение людей в обществе характеризуется их отношением к средствам производства;

3) соответствуют той или иной формации;

12. Определите понятие:

1) правящий класс;

2) коллективный собственник на средства производства;

3) устанавливает свою власть в обществе;

1-1; 2-2; 3-1; 4-2; 5-1; 6-1; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1; 11-класс; 12-номенклатура.

Социальная сфера жизни общества.

Вариант 2.

1.Социальная структура – это:

1) отношения между устойчивыми общностями людей;

2) реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;

3) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношения между ними;

2. Наиболее известными структурами общества являются:

1) классовая структура;

2) социальная структура.;

3) эволюционная теория;

3. К объективным показателям страты относится:

1) доход;

2) авторитет;

3) престиж.

4. К понятию «средний класс» западные политики относят:

1) крупных архитекторов

2) высокооплачиваемых специалистов;

3) совладельцев престижных фирм;

5. Категория «маргинальная личность» была введена в научный оборот:

1) Р.Ростоу; 3) Р. Парком;

2) Г.Успнеским;

6. Социологи относят к люмпенству:

1) деклассированную и деморализованную часть общества;

2) основную часть населения, обеспечивающую стабильность общества;

3) часть населения, не имеющую собственности на средства производства;

7. Бюрократия – это:

1) особая форма организации;

2) особая социальная группа;

3) властная структура;

8. Конфликт – это:

1) своеобразный процесс развития общества;

2) социальная болезнь;

3) всегда ситуация выбора.

9. Источник конфликта:

1) нехватка каких-либо ресурсов или препятствия на пути их достижения;

2) наличие двух противоположных тенденций;

3) нехватка материальных благ;

10. Эмансипация ведет к:

1) эгоизму; 3) независимости;

2) свободе;

11. Определите термин:

1) социологи считают это чисто русским явлением;

2) имеет отличительные черты;

3) обязательно наличие образования и обеспечение существования через умственный труд;

12. Определите понятие:

1) впервые появилось во Франции в 1972 г.;

2) обозначает социальное положение;

3) так называют тех, кто отвергает общество;

Ответы: 1-2; 2-1 ;3-1, ;4-2 ;5-3; 6-1; 7-2; 8-3; 9-1; 10-1 ;11-интеллигенция;12-маргинал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх