Куперс

Бухучет и анализ

Социальный конформизм

Учебные элементы: понятие группы как социально-психологического явления; виды и классификации групп, феномены воздействия группы на ее членов; межгрупповой конфликт

1. Тип взаимодействия, характеризующийся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми, — это:

а) кооперация

б) интеграция

в) пересечение

г) конкуренция

2. Эффект межгруппового восприятия, заключающийся в отрицательной оценке членов чужой группы и результатов их деятельности, – это:

а) дискриминации

б) последовательности

в) фаворитизма

г) ореола

3. Группа, которая имеет официально заданную извне структуру, называется … группой.

а) условной

б) реальной

в) формальной

г) неформальной

4. Относительно устойчивая совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами — это:

а) коллектив

б) группа

в) социум

г) народ

5. Группа, цели, мнения и ценности которой разделяет человек, на которую он ориентируется при оценке себя и других, называется … группой.

  1. реальной

  2. первичной

  3. референтной

  4. формальной

6. Случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями, называются … группами.

а) референтными

б) неформальными

в) высокоразвитыми

г) диффузными

7. Тип лидера, который выдвигает и защищает ценности, цели, нормы, правила группы, отвечает за решение официальных задач, поставленных перед группой администрацией, — это … лидер.

а) формальный

б) эффективный

в) неформальный

г) межличностный

8. Некритическое принятие человеком чужого мнения, податливость реальному или воображаемому давлению со стороны группы или лидера — это:

а) инфантилизм

б) конформизм

в) дезадаптация

г) интеграция

9. Принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей, называются:

а) групповыми нормами

б) социальным контролем

в) социальными статусами

г) формализованными отношениями

10. В российской психологии высокоорганизованная просоциальная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами, называется:

а) класс

б) коллектив

в) этнос

г) толпа

11. Столкновение индивида, имеющего определенный статус, с обстоятельствами, не совместимыми с его ожиданиями, называется:

а) ролевым конфликтом

б) проблемной ситуацией

в) конфликтной ситуацией

г) ситуацией развития

12. Процесс формирования особого типа связи в группе, который позволяет внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, живущую по своим собственным законам, называется:

а) групповое принятие решений

б) групповая сплоченность

в) конформизм

г) толерантность

13. Процесс принятия группового решения, с использованием методики стимуляции творческой активности и продуктивности, называется:

а) мозговой штурм

б) синектика

в) дискуссия

г) интервьюирование

14. Социальная ингибиция предполагает … влияние одного человека на другого:

а) позитивное

б) тормозящее

в) стимулирующее

г) нейтральное

15. Социальная фасилитация предполагает … влияние одного человека на другого

а) негативное

б) тормозящее

в) нейтральное

г) стимулирующее

бражение. Так, смена аватаров происходит у некоторых пользователей практически каждый день или несколько раз в неделю, что, несомненно, отражает его эмоциональное состояние и чувственные переживания. К тому же смысловую нагрузку несет и само изображение: в каком виде, одежде, позе и т. д. преподносит себя пользователь. К выражению эмоций посетителей сайта также можно отнести и использование ими аудио- и видеоресурсов. Некоторые композиции пользователи добавляют не просто к себе на страницу, они публикуют их у себя на «стене» в попытке донести свое эмоциональное состояние до широкого круга людей. Или добавляют музыкальные композиции к написанному тексту (это можно делать как в сообщениях, так и в заметках). Стиль и ритм мелодии характеризуют отношение автора к написанным словам и более подробно передают его состояние. Ко всему этому для передачи внутренних ощущений пользователи используют большое количество картинок, изображений, символов, смайлов, усиливают роль знаков препинания.

Как можно заметить, способы и формы общения в Интернете спустя короткий промежуток времени значительно продвинулись в своем развитии. На наш взгляд, новые возможности, которые предоставляют современные сайты, порождают особые социальные явления, требующие дальнейшего изучения. Социальные явления, которые возникают в виртуальном мире, на первый взгляд похожи на аналогичные явления в реальной жизни, однако имеют иные причины и следствия. Специфика коммуникации, опосредованной компьютером, расширяет возможности общения и, возможно, делает наше сознание более мобильным. Однако в настоящее время гуманитарные науки не успевают изучать новые социальные феномены, которые возникают благодаря масштабному развитию информационной индустрии.

Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева Особенности взаимовлияния личности и группы

Группа, в которой находится человек, оказывает сильное воздействие на формирование и развитие личности и поведение человека, так как группа — это всегда еще и частица общества. Как частица общества она несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны группы многообразно. В группе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член оказывает определенное влияние на группу в целом.

Влияние личности на коллектив

Процесс влияния личности на группу выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство.

Под авторитетом личности понимают признание группой личности человека, соответствие его субъективных качеств объективным требованиям деятельности группы. Явление авторитета во многом зависит от личных качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения — все это выделяет человека среди других людей в группе.

Авторитетный человек занимает высокое положение в межличностных отношениях, группа к нему прислушивается, обращается за советом, считается с его мнением, согласна принять его точку зрения. Однако не только личные качества лежат в основе этого явления. Мнение группы, ее ценности, особенности ее деятельности, как правило, способствуют формированию авторитета того или иного человека или, наоборот, благодаря этому авторитет члена группы может быть низвергнут. Обычно авторитет выше у тех людей, которые проявляют бескорыстное стремление помочь людям. Авторитет выше тогда, когда ценность человека в достижении групповых целей представляется для всех безусловной.

Иногда возникают ситуации, при которых человек стремится завоевать авторитет во что бы то ни стало, используя знания других людей, их достижения, приписывая себе те свойства, которыми он реально не обладает, или те знания, которых он не имеет. Такой человек может завоевать авторитет среди своих коллег, однако на непродолжительный срок.

Руководство — это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленного воздействия на людей, с регулированием их поведения. Таким образом, понятие «управление» более широко, чем понятие «руководство». Когда мы говорим о руководстве, то подразумеваем исключительно управление людьми посредством специальных воздействий (приказами, распоряжениями, убеждениями и т. д.).

Влияние личности на группу выражается и в таком явлении, как лидерство. Руководство и лидерство отличаются друг от друга. Руководитель, как правило, представляет формальную структуру отношений, а лидер — неформальные отношения внутри коллектива. Руководитель, представляя официальную структуру отношений, как правило, выходит за рамки трудового коллектива, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящими организациями. Лидер, как правило, замкнут на тот коллектив, в котором он живет и работает. Лидер обычно выдвигается стихийно, руководитель ут-

верждается в организации официально. Как явление руководство более стабильно, чем лидерство, которое зависит от отношений внутри группы, внутри трудового коллектива. Авторитет лидера обычно основан исключительно на личностных свойствах и качествах человека. Авторитет руководителя характеризуется не только личностными свойствами, но и теми правами, которые предоставлены ему в организации официально.

Лидерство и руководство — это в принципе различные явления, отражающие влияние личности на группу. Лидерство — не только проявление личностных свойств и качеств человека в групповом поведении, но и отчасти результат тех социально-психологических процессов, которые происходят в группе.

Положительное воздействие общности на индивида

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем.

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека она играет незаменимую положительную роль. Однако свою положительную роль в развитии личности группа реализует лишь тогда, когда психологическая и педагогическая составляющая группы не оказывается предметом политических манипуляций.

Отрицательное влияние группы на личность

Если о положительном воздействии группы на индивида много и хорошо написано и в педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация».

Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

В малой группе многое зависит от направленности лидера (руководителя) и от внутригрупповых норм: если лидерство имеет деструктивную направленность, то и влияние на личность, скорее всего, будет носить в основном негативный оттенок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах, можно сказать, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:

• создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга;

• развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения;

• стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие;

• обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

УДК 316.32/37 ББК 60.524.251:60.53 Х 55

Н.В. Хлабыстова,

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, тел.: +79184398419, e-mail: hlabystova_1@mail.ru

Д.С. Хохлов,

студент факультета строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, тел.: +79180281275, e-mail: vityazds@gmail.com

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: КОНФОРМИЗМ И КОНФОРМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье изучаются сущность конформизма и конформности, приводятся классификации данных понятий, а также рассматриваются факторы, влияющие на конформизм и конформное поведение личности. Описывается мотивационное подчинение личности социальному влиянию.

Ключевые слова: личность, конформизм, конформность, мотивация, социальное влияние.

N.V. Khlabystova,

D.S. Khokhlov,

SOCIAL INFLUENCE: CONFORMISM AND CONFORMALITY OF THE PERSONALITY

Keywords: personality, conformism, conformality, motivation, social influence.

В повседневной жизни человеку постоянно приходится принимать решения в выборе поведения, но всегда субъект их принимает самостоятельно. Одним из видов влияния на принятие решений

и поведение индивида является конформизм.

Социальное влияние, или конформизм — это пассивное согласие индивида с общественными нормами, с взглядами и мнениями,

которые существуют в группе, в которую входит индивид. Конформизм можно также определить как следование образцам поведения, имеющим значительную силу влияния на индивида при отсутствии собственного мнения в каких-либо ситуациях (мнение группы, нормы и традиции группы и т.п.).

Неразрывно с понятием конформизма связано понятие конформность. Конформность определяет степень социального влияния на поведение индивида. Она может иметь различную природу своего происхождения: так, она может быть внутренней или внешней .

Внутренняя, истинная, конформность проявляется в тех случаях, когда мнение индивида действительно изменяется, он находится в согласии с группой и с самим собой, принимает «новое» мнение как собственное и в дальнейшем придерживается его уже независимо от наличия рядом группы.

Внешняя конформность представляет собой демонстративное согласие с группой, но при этом индивид продолжает придерживаться своего первоначального мнения. Как правило, внешняя конформность проявляется осознанно, с целью избежать конфликтов или разногласий.

Это далеко не единственная классификация конформности, так, Э. Аронсон в работе «Общественное животное» различает: подчинение, идентификацию, ин-тернализацию .

«П ° о

В той или иной степени социальному влиянию подвержен каждый человек. Это объясняется психологической потребностью людей в одобрении, в ощущении собственной принадлежности к группе, общему делу и рядом других причин. По результатам исследований, проведенных по данной тематике, можно привести следующие факторы, влияющие на уровень конформности человека .

Во-первых, это личностное своеобразие самого человека. Согласно

исследованиям, наибольшая конформность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, затем степень её проявления снижается и остается на постоянном уровне.

Также следует отметить, что на ранних этапах исследований феномена конформизма указывалось то, что женщины больше подвержены влиянию, чем мужчины. Однако при проведении исследований конформизма на ранних этапах изучения данного явления выводы строились на основе предубеждения о повышенной социальной восприимчивости женщин, их эмоциональной гибкости, а также о стремлении мужчин к достижению высокого статуса и, как следствие, оказании ими повышенного влияния на окружающих. Впоследствии мужчинам и женщинам в исследованиях отводились одинаковые роли. Причем при исследовании конформизма у женщин учитывалось, что обсуждаемая проблема должна быть близка именно женскому полу. Полученные результаты приравняли мужчин и женщин в степени проявления конформности.

Вторым фактором является характеристика самой проблемы. Чем более индивид осведомлен в области данной проблемы и уверен в своем мнении, тем ниже степень его конформности. Особенно остро это проявляется при проявлении информационного влияния группы, о котором будет упомянуто позже.

Третьим фактором является культура. Действительно, для стран Запада проявление конформности приравнивается к отсутствию собственного мнения, к излишней податливости и слабости и воспринимается негативно. В то же время существуют страны, где, наоборот, конформное поведение индивида показывает его тактичность, стремление к гармонии в межличностных отношениях и представляет собой положительное и желательное явление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо данных факторов, в каждой ситуации существуют

социальные условия, которые оказывают влияние на степень конформности человека, но уже для каждого конкретного случая индивидуально.

Так, например, исследования С. Аша , И.С. Кона показали, что уровень конформности растет по мере увеличения группы от 3 до 5-7 человек, после чего незначительно снижается и остается на одном и том же уровне. Это значит, что при большой численности группы становится не важно, насколько эта численность велика: социальное влияние группы на индивида оказывается в одинаковой мере.

Делая вывод, что определенная численность группы есть одно из условий проявления конформизма, важно отметить также тот факт, что размер группы тесно связан со степенью её близости с индивидом. При равной численности в двух разных группах, к одной из которых человек относится доверительно, а вторая для него по большей части незнакомые люди, очевидно, что к первой индивид будет относиться более доверительно, будет прислушиваться к мнению большинства и менять своё мнение в пользу группы. Таким членам группы не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые человеку симпатичны, он предоставляет им определенную власть над собой и своим мнением. Однако это справедливо для тех людей, которые ищут признания группы и всеми силами стараются отнести себя к ней. Те, кто оказался в составе группы, из которой они готовы выйти в любой момент, как правило, меньше подвержены её влиянию и имеют большую сопротивляемость давлению.

М. Дойчем и г. Джерардом были выделены два основных типа социального влияния группы: нормативное и информационное.

Нормативное влияние подразумевает необходимость «быть как все», чтобы не быть отвергнутым,

избежать конфликтов, сохранить хорошие отношения с людьми, заслужить похвалу или одобрение.

Информационное влияние имеет место в той ситуации, когда человек испытывает недостаток определенной информации. В таком случае он начинает ориентироваться на мнение большинства, рассчитывая на то, что оно является верным источником.

Часто в повседневной жизни человек сталкивается с обоими видами влияния одновременно. Например, если человек хочет высказать свое одобрение в группе, но не знает, как это сделать, и не хочет выглядеть глупо, что есть нормативная составляющая влияния, а затем поведение окружающих указывает ему на способ проявления своего одобрения, то есть оказывает на него информационное влияние.

Таким образом, с учетом того, что конформизму подвержен каждый человек в той или иной степени, причем степень это зачастую зависит не только от него самого, но и от различных внешних факторов и условий проявления конформизма, можно сделать вывод, что конформизм — это мощнейший способ влияния.

Преимущественно этот способ влияния проявляется в группах со стороны большинства, но возможен также случай, когда меньшинству удается противостоять давлению группы .

Это зависит, в первую очередь, от самого меньшинства и его позиции. Так, позиция меньшинства может не отличаться от позиции большинства в существенной мере, но являться более радикальной, а может быть ровно противоположной позиции большинства.

Для изменения мнения большинства (то есть перенаправления конформизма на группу) необходимо, чтобы меньшинство не просто входило в состав группы, но и обладало определенным статусом в ней, имело возможность высказать свою позицию.

При этом группа проходит через несколько этапов принятия «чужой» точки зрения, сперва ее отвергая, затем начиная сомневаться и задаваться вопросом, не существует ли каких причин, по которым меньшинство окажется право. В конце концов, группа начинается сомневаться в собственной позиции и способности адекватно определить правильный ответ, т.е. ее первоначальная позиция перестает ей казаться единственно верной. Таким образом, рушится сплоченность и единомыслие группы, на фоне чего степень конформизма резко возрастает, позволяя меньшинству заставить остальных пересмотреть свое мнение.

В данной ситуации весь успех меньшинства упирается в возможности воздействия на большинство. Так, при наличии средств обширной пропаганды, процесс пересмотра позиции большинства проходит намного интенсивнее. Соответственно, шансы на успех тем выше, чем выше социальный статус меньшинства.

Более того, социальный статус является настолько сильным катализатором, что может уменьшить количественный состав меньшинства до одного человека.

Подверженность человека влиянию индивида с более высоким социальным статусом, т.е. подчинение авторитету, относится к одной из распространенных форм социального влияния. Это значит, что здесь также существуют различные факторы, влияющие на проявление конформности.

Во-первых, это фактор опасности получить социальное наказание за неподчинение. Довольно часто в повседневной жизни человек показывает конформное поведение, подчиняясь индивиду с более высоким социальным статусом, чтобы избежать наказания, по аналогии с нормативным влиянием в группе.

С. Милгрем в эксперименте выявил ещё один фактор:

подчинение авторитету как способ переложить ответственность за свое поведение на лицо с более высоким социальным статусом, которое заставляет проявлять конформность. В какой-то степени это такой же способ обезопасить себя, только преследующий цель избавить индивида от личной ответственности. Подчиняясь авторитету, человек осознает себя как определенную ступень в иерархической лестнице, полагая, что в таком случае ответственность за его поведение несет тот, кто находится на более высокой ступени этой иерархии.

С. Милгрем провел эксперимент в Йельском университете и впервые описал его спустя 12 лет, в 1963 году. Изначально целью эксперимента было выяснить, насколько далеко будут заходить люди в причинении страданий другим, невиновным людям, если того требует авторитетное лицо.

Участие в эксперименте принимали три человека: экспериментатор, «жертва» и сам испытуемый. Испытуемому заявлено, что эксперимент проводится для изучения влияния боли на память человека. Его задание — тестировать память «жертвы», заставляя запоминать пары слов, а за каждую ошибку полагался удар током, причем с каждой ошибкой экспериментатор требовал повышать напряжение. Разумеется, на самом деле «жертва» только изображала болевые ощущения.

Данный эксперимент наглядно демонстрирует, что индивид подчиняется человеку с более высоким статусом, причем, делая это, полагает, что вся ответственность за поступки индивида лежит на человеке, который давал приказы.

Результаты эксперимента оказались шокирующими и превзошли все ожидания С. Милгрема. 65% испытуемых дошли до самого высокого напряжения, несмотря на крики жертвы и просьбы прекратить. Лишь 12,5% остановились

сразу, как только жертва начинала подавать первые признаки недовольства. Остальным 22,5% для того, чтобы остановить, понадобилось ещё некоторое время.

Такой результат вызвал оживленные дискуссии в научном сообществе. Выдвигалось несколько гипотез о возможных причинах таких результатов эксперимента, но все они не получили доказательств. Так, предполагалось, что результат зависел от авторитета университета, что на результат влияет пол испытуемого, что испытуемый недооценивал вред, который наносит «жертве», или вовсе предполагалось, что участники эксперимента имеют психические отклонения. Однако результаты говорят сами за себя — испытуемые были обычными людьми, такими же, как и все, и именно поэтому результаты эксперимента пугают и доказывают чрезвычайно мощное действие конформизма, показывают пагубность такого слепого подчинения.

Такая внутренняя позиция крайне опасна, так как приводит к некритическому и беспрекословному подчинению авторитету, лицам с более высоким социальным статусом, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности и установкам самого человека.

Конформизм как мощнейший способ влияния на людей наглядно представляет случай, произошедший в ресторане «Макдональдс» в г. Маунт Вашингтон, штат Кентукки, США в 2004 году. 9 апреля 2004 года неизвестный позвонил администратору ресторана Донне Саммерс, представившись сотрудником полиции, и сообщил, что одна из сотрудниц подозревается в краже. Описав её внешность, «полицейский» приказал задержать подозреваемую. Следуя указаниям полицейского, администратор задержала девушку, раздела и оставила под присмотром своего парня. Офицер продолжил раздавать

указания, которые выполнялись Саммерс и её парнем беспрекословно, несмотря на их явно абсурдное, извращенное содержание. После задержания телефонного шутника, Дэвида Стюарта, примерного семьянина с 5-ю детьми, выяснилась его причастность к более чем 70-ти подобным морально-этическим преступлениям, совершенным им за десять лет. Представляясь офицером полиции, он заставлял людей в различных публичных местах задерживать других людей, проводить незаконные обыски, раздевать и подталкивать к изнасилованию.

Данные происшествия демонстрируют безропотное подчинение авторитету, не ставя под сомнение его подлинность или адекватность, что есть истинный конформизм. Интересен тот факт, что по решению суда Дэвида Стюарта привлечь к ответственности так и не удалось за отсутствием доказательств его прямой причастности к действию других людей. Люди, совершавшие противоправные действия, перекладывали ответственность на плечи некоего офицера из телефонной трубки, полагая, что отвечать за их поступки придется ему, но в итоге сами попали под суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и переживаемой субъектом. Нельзя разделить людей на конформистов и нонконформистов. Реакция индивида на социальное давление будет различной в зависимости от конкретных социальных условий. Так, имеет значение значимость группы или личности для человека и его положение в группе, важность обсуждаемых вопросов и т.д. Социальное влияние группы или личности на индивида будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для человека принадлежность к данной группе или авторитетнее личность. Существенная разница — разойтись во мнении с незнакомыми или малознакомыми людьми

или с родителями, друзьями, коллегами по работе в решении важного вопроса. Расхождение во мнении с авторитетным лицом, значимым коллективом, принадлежность к которому важна для ролевой структуры личности, затрагивает не только ее ценностные ориентации, но и ее самоуважение.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что конформизм является результатом действия множества различных факторов, в том числе социально-психологических, в силу чего выявление причин конформизма в каждом случае есть сложная исследовательская задача, как и его прогнозирование. Проблема конформизма имеет высокое значение не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно небольшой группы, но и в гораздо более широком социальном контексте. Конформизм является мощнейшим способом влияния на людей и их сознание, может проявляться и со стороны авторитетного меньшинства, особенно вооруженного определенными средствами пропаганды. Предрасположенность всех людей к конформизму, в той или иной степени, делает его опасным и губительным для индивидуальности каждого человека, готового слепо следовать за чужим мнением и подчиняться.

Чрезмерно выраженный конформизм в целом — явление психологически пагубное. Человек, слепо следующий за мнением группы, меньшинства или авторитета, постепенно теряет собственные взгляды и становится легко управляемым. В ином случае пагубное влияние конформизма может быть выражено в виде реализации человека как приспособленца, способного на лицемерное поведение, многократно меняющего свое поведение и мнение в соответствии с тем, что ему более выгодно, и лишающегося собственных взглядов.

Несмотря на это, конформизм как способ влияния в определенной ситуации может дать положительный результат. Например, являясь мощным механизмом сплочения отдельных групп и общества в целом, конформизм может помочь группе в достижении какой-либо цели, если она в этом действительно заинтересована. Помимо этого, конформизм служит инструментом для передачи социального наследства, культуры, традиций и образцов поведения, так как большинство из вышеперечисленного навязывается индивиду обществом в детстве, подростковом возрасте и юношестве, когда степень конформизма чрезвычайно высока.

Примечания:

1. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Конформизм // Азбука социального психолога-практика. Москва: Пер Сэ, 2007. 464 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 7-е изд. М., 1998. 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб: Питер, 2005. 794 с.

4. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб: Питер, 2003. 256 с.

5. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000. 336 с.

Виды

Психологическая характеристика групповых устремлений

Функции

Групповые устремления —это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных уси­лий членов малой группы.

В устремлениях членов малой груп­пы комплексно и обобщенно выража­ются прежде всего объективно встаю­щие перед ними общие для всех и ин­дивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конк­ретные потребности и интересы, отве­чающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом. Уст­ремления подобно компасу ориенти­руют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направле­нии. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточ­ные результаты их жизни и деятельно­сти. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную актив­ность членов малой группы в различ­ных обстоятельствах и условиях объек­тивной реальности.

Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления и объекты, достижение и обладание которыми со­ставляют существо ее деятельности.

Цели могут быть близкими и дальни­ми, общественно значимыми и важны­ми только для конкретной группы, в за­висимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социаль­ной жизни они играют.

Задачи — наиболее значимые и приоритетно выделенные проблемы, которые определяет себе группа в ин­тересах общей деятельности.

Потребностигруппы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.

Мотивамидля малой группы выс­тупают побудительные силы, застав­ляющие их совместно заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

В системе совместной деятельнос­ти членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

— ценностно-нормативную, сви­детельствующую о возможности груп­повых устремлений отражать запросы всех членов группы;

— организационно-функциональ­ную, в ходе реализации которой груп­повые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;

— индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.

Контрольные вопросы:

1. Какую роль играют групповые устремления в условиях малой группы?

2. Какие функции выполняют групповые устремления в системе совместной деятельности?

ПОЗИЦИЯ 14:

Групповое мнение —это сово­купность оценочных суждений, в ко­торых выражается общее или пре­обладающее отношение членов ма­лой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает пока­зателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случа­ях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет опре­деленные функции:

— информационную, показываю­щую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимо­отношений между ее членами и т.д.;

— функцию воздействия, посред­ством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совме­стной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

— оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отноше­ние к тем или иным событиям и явле­ниям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Эффективность воздействия груп­пового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психо­логического принуждения, в которых в концентрированном виде выража­ются разум, чувство и воля всех чле­нов группы (суждения и оценки здо­рового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая об­ласть чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствова­нию);

б) оперативностью реакции на со­бытия, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:

— на первом из них члены группы непосредственно переживают конкрет­ное событие, высказывают свои лич­ные суждения и отношение к нему;

— на втором — члены малой груп­пы обмениваются своими представле­ниями, взглядами, оценками и чув­ствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, пре­вращаясь постепенно в общую точку зрения;

— на третьем этапе осуществля­ется выработка четкой и ясной группо­вой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Примеры конформизма

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие. В свою очередь, преобразование, иначе известное как частное принятие, предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией. Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, социальные установки, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте критическое мышление и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1026, _D1027, 1Коммуникации, 4Психорегуляция, 4Самопознание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх