Куперс

Бухучет и анализ

Совмещенная и смешанная реорганизация юридических лиц

У бизнеса, особенно при наличии развитой холдинговой структуры, на определенном этапе развития может возникнуть потребность реструктуризации действующей системы управления. В качестве одного из способов реструктуризации может выступать реорганизация существующих юридических лиц с целью объединения компаний, занимающихся сходными видами деятельности, в одно предприятие. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, которые изменили правила реорганизации. Подробнее о том, почему реорганизация стала проще и удобнее, читайте в этой статье.

Такие компании могут существовать в разных организационно-правовых формах. При этом возможность проведения реорганизации в кратчайшие сроки является одним из основных факторов при принятии решения о реструктуризации Напомним: до недавнего времени реорганизация компаний различной организационно-правовой формы была невозможна: действовавшее до 1 сентября 2014 г. законодательство позволяло реорганизацию юридических лиц только одной организационно-правовой формы. Это значительно увеличивало сроки, а также расходы на реорганизацию. Сейчас ситуация изменилась: возможности реструктуризации значительно расширились. В частности, теперь разрешена реорганизация компаний различной организационно-правовой формы. В этой статье рассмотрены практические аспекты такой реорганизации в форме присоединения на примере присоединения непубличного АО к ООО. Выбор обусловлен тем, что именно эти ОПФ являются наиболее распространенными формами юридических лиц в России.

Действующий ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 час­ти первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмот­ренных абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ. Процеду­ра реорганизации ООО и АО законодательно закреплена не только в ГК РФ, но и в специальных законах (Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Пока указанные законы не приведены в соответствие с ГК РФ. Следствием этого является отсутствие четкого и понятного порядка смешанной реорганизации.

Реорганизация смешанного типа происходит по общим правилам

Законодатель не закрепил какого-либо специального порядка для смешанной реорганизации, что означает, что особого требования в рамках такой реорганизации (в форме преобразования с последую­щим присоединением) выделять отдельные подэтапы не существует.

Порядок проведения реорганизации не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и прежде, реорганизация проводится в следующем порядке:

1) инвентаризация активов и обязательств (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);

2) принятие решения о реорганизации с утверждением договора о присоединении всеми участниками реорганизации и передаточного акта лицами, присоединяющимися к основному юридическому лицу (ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона об АО);

3) уведомление налогового органа о начале реорганизации (ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

4) уведомление кредиторов путем размещения в средствах массовой информации сообщения о реорганизации (ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Закона об АО). При этом нет необходимости выдерживать трехмесячный срок, преду­смотренный ст. 60 ГК РФ, так как в процессе реорганизации новое юридичес­кое лицо не возникает;

5) проведение сверки расчетов с налоговым органом (ст. 32, 45 НК РФ);

6) проведение совместного общего собрания акционеров (участников) обществ, реорганизуемых в форме присоединения.

Вопрос о том, нужно ли проведение совместного общего собрания, однозначно законом не решен. Дело в том, что утверждение договора о присоединении и передаточного акта происходит в рамках раздельных общих собраний акционеров (участников) реорганизуе­мых обществ, при этом все остальные вопросы, связанные с реорганизацией, разрешаются на общем собрании акционеров (участников), к которому осуществляется присоединение (в рамках, предусмотренных договором о присоединении).

В то же время п. 3 ст. 53 Закона об ООО подразумевает обязанность реорганизуемых обществ проводить совместное общее собрание участников в случае реорганизации в форме присоединения. Одновременно эта норма предоставляет участникам реорганизации значительную свободу в определении сроков и условий проведения такого собрания, поскольку в ней указано, что сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении. С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание несовершенное правовое регулирование смешанной реорганизации, во избежание возможных рисков технического отказа в государственной регистрации изменений в ­­ЕГРЮЛ, проведение совместного собрания участников (акционеров) обществ является ­обоснованным;

7) государственная регистрация новой редакции устава общества, к которому осуществляется присоединение одновременно с финальным этапом реорганизации, включающий в себя подачу заявления по форме Р16003 и иных до­кумен­тов, необходимых для регистрации реорганизации в форме присоединения.

Судьба уставного капитала и акций

Наличие среди участников реорганизации юридических лиц различной организационно-правовой формы влечет возникновение ряда вопросов, ответы на которые законодательство не содержит. Один из главных вопросов: что происходит с уставным капиталом присоединяемого общества? Действующая редакция Закона об АО содержит положение о том, что договором о присоединении должен быть преду­смотрен порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор о присоединении в числе прочего также должен содержать порядок формирования уставного капитала. Другими словами, участники реорганизации сами вольны определить порядок формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Действующая практика показывает, что на сегодняшний день существует несколько способов формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Участники реорганизации вправе выбрать наиболее подходящий для них способ формирования уставного капитала. При этом возможно несколько вариантов.

Первый вариант — уставный капитал реорганизуемого общества не изменяется и остается в том же размере, в котором он существовал до реорганизации. При этом если участники реорганизуемых общества не совпадают, собственники таких лиц также могут определить размер доли участия в уставном капитале общества после его реорганизации, отдельно стоит подчерк­нуть, что законодательством не установлена обязанность соблюдения пропорции в уставном капитале.

Второй вариант является более распространенным на практике. Он заключается в следующем: уставный капитал реорганизуемого общества формируется путем сложения уставных капиталов обществ, принимающих участие в реорганизации. В данном случае участники реорганизации также могут распределить доли участия в уставном капитале общества по своему усмотрению.

Еще одним важным вопросом при формировании уставного капитала реорганизуемого общества в форме АО является судьба акций. Действующее законодательство не разрешает этот вопрос. Но проект федерального закона о внесении изменений в Законы об АО и ООО предлагает дополнить Закон об АО ст. 20.1 «Особенности смешанной реорганизации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)» не внесен в Госдуму, размещен на сайте www.regulation.gov.ru с ID 00/04-17252/08-14/12-13-4). Этой статьей установлено правило о том, что договором о присоединении, утверждаемым участниками реорганизации, должен определяться порядок конвертации акций в акции и обмена акций на доли (паи) участвующих в реорганизации или создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Этой же статьей преду­сматривается обязанность предусмотреть в решении о реорганизации положения по вопросам создания такого юридического лица в случае создания в результате реорганизации компании иной организационно-правовой формы.

В данном законопроекте законодатель, вероятнее всего, рассматривает смешанную реорганизацию как двухэтапную реорганизацию (преобразование с последующим присо­единением). В таком случае в рассматриваемом примере вполне логичным представляется обмен акций присоеди­няемого общества на долю в уставном капитале основного общества (ООО), к которому осуществляется присоединение.

На момент публикации настоящей статьи автору не известно о существовании каких-либо официальных писем (разъяснений) ЦБ РФ или ФНС России по поставленному вопросу. Если руководствоваться положением, закрепленным в проекте, о том, что акции присоединяемого общества подлежат обмену на доли в уставном капитале ООО, представляется необходимым предусмот­реть порядок такого обмена в догово­ре о присоединении с указанием размера и номинальной стоимости доли каждого будущего участника ООО после реорганизации.

Действующее регулирование реорганизации акционерных обществ в форме присоединения обязывает участников реорганизации принимать целый ряд решений и фактичес­ких действий, направленных на государственную регистрацию акций (среди прочего можно отметить обязанность по утверждению решения о дополнительном выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение акций, проведение операции в реестре акционеров, связанные с реорганизацией, утверждение отчета об итогах выпуска).

С учетом того что в рассмат­риваемом примере — присоединения АО к ООО — акции будут обмениваться на доли, а значит, участникам реорганизации необходимо будет совершить ряд действий, однако значительно меньший, чем в случае с присоединением акционерных обществ. В частности, после регистрации финального этапа реорганизации (регистрация прекращения дея­тельности акционерного общества в результате реорганизации в форме присоединения) правопреемник акционерного общества, прекратившего свою деятельность, необходимо будет уведомить регистратора акционерного общества о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений в реестр акционеров и расторгнуть договор на ведение реестра в связи с ликвидацией акционерного общества. Кроме того, правопреемнику реорганизованного акционерного общества необходимо будет уведомить Банк России о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений (потребуется погашение выпус­ка акций). Сейчас действую­щее законодательство, к сожалению, не содержит перечня до­кумен­тов, которые необходимо будет представить в ЦБ РФ для подобного уведомления, однако мы полагаем, что это не может служить препятствием для надлежащего уведомления соответствующего органа.

Процедура уведомления кредиторов

Реорганизация юридического лица имеет существенное значение для его кредиторов, поэтому необходимо осветить также порядок уведомления кредиторов о предстоящей реорганизации. Реорганизуемые общества обязаны опубликовать в средствах массовой информации сообщение о том, что их участниками было принято решение о реорганизации (п. 1. ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). В это сообщении необходимо указать сведения о принятом решении, данные о каждом создаваемом юридическом лице, порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований и другие данные. Процедура уведомления не претерпела существенных изменений и, как и прежде, заключается в обязанности общества, последним принявшего решение о реорганизации, либо общества, определенным решением участников обществ, принимающих участие в реорганизации, опубликовать дважды с периодичностью один раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о принятом решении о реорганизации. При этом, как было указано выше, трехмесячный срок для оспаривания решения о реорганизации, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, на реорганизацию в форме присоединения не распространяется.

Таким образом, введенная Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ смешанная реорганизация позволяет участникам хозяйственного оборота реструктурировать свой бизнес в более короткие сроки и с меньшими издержками. Тот факт, что действующие редакции специальных законов еще не приведены в соответствие, не должен отпугивать участников рынка от использования данного типа реорганизации. Практика показывает, что подобные реорганизации проводятся вполне успешно.

В процессе деятельности организации, по тем или иным причинам, может возникнуть необходимость в изменении организационно-правовой формы.

Регистрация изменений организационно-правовой формы — это сложный и длительный процесс, включающий в себя ряд этапов: уведомление регистрирующего органа, публикацию объявления, уведомление кредиторов, инвентаризацию, регистрацию правопреемника и так далее.

Осуществление процесса смены- изменения правовой формы организации невозможно без специальных знаний и практического опыта. Поэтому это как раз тот случай, когда лучше воспользоваться юридической помощью специалистов юристов.

Специалисты- юристы нашей компании окажут вам консультационную помощь, ответят на все вопросы и, в том случае, если вы решите доверить нам процедуру изменения, грамотно и профессионально осуществят регистрацию изменений организационно- правовой формы Вашей фирмы.

Мы всегда относимся к своей работе ответственно и честно выполняем взятые на себя обязательства! Мы считаем, что лишь такой подход к делу является единственно правильным! Такое отношение к работе и к каждому клиенту позволяет нам обеспечивать хорошие отзывы, рекомендацию и постоянный приток клиентов, которые поработав с нами один раз обращаются к нам впоследствии неоднократно

+7(423) 292-02-86

Изменение наименования организации

Изменение сведений об учредителях

Смена юридического адреса организации

Смена директора организации

Изменение видов деятельности

Ввод-вывод учредителей, продажа доли ООО

Абонентское юридическое обслуживание организаций

Регистрация ИП

Регистрация ООО

Регистрация ЗАО

Регистрация ОАО

Регистрация некоммерческих организаций

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация ИП

Раздел 2. Трудовые отношения

Статья 57. Расторжение трудового договора по инициативе работника

1. Работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя письменно не менее чем за один месяц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

2. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Работник письменно предупреждает работодателя о расторжении трудового договора в срок, указанный в заявлении, в случаях, когда расторжение трудового договора обусловлено невозможностью продолжения работы.

4. Работник вправе письменно уведомить работодателя о невыполнении работодателем условий трудового договора. В случае, если по истечении семидневного срока со дня письменного уведомления неисполнение условий трудового договора работодателем продолжается, работник вправе расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив работодателя не позднее чем за три рабочих дня.

5. В течение срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник в письменной форме вправе отозвать заявление о расторжении трудового договора.

6. По истечении срока предупреждения, указанного в настоящей статье, работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан выдать работнику документы, связанные с трудовой деятельностью, и причитающиеся ему денежные выплаты.

7. Для отдельных категорий работников настоящим Кодексом предусматривается особый порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Опубликовано: 25.06.2013

Правовое регулирование реорганизации юридического лица происходит с помощью использования механизма правого регулировании, последствием принятых государственным органом и в установленном порядке, системы нормативных актов и законодательств. Правовое регулирование реорганизации осуществляется с действующим законодательством и представляет собой несколько механизмов, изменения структур активов реорганизации юридического лица (часть реализуется- принудительно, часть – решениями собственников).

Реорганизацией юридического лица – называется переустройство юридических лиц или юридического лица, это означает, что деятельность юридических лиц или лица прекращена, без ликвидации имущества и дел с последующей регистрации вновь образовавшего юридического лица.

Цель реорганизации – это возможность получения суммарного эффекта от изменений структур капитала, снижение издержек во время увеличения производства, устранения дублирования функций и другое.

Правовое регулирования реорганизации юридического лица осуществляется внушительным количеством нормативных актов, основополагающие значение нормативных актов, это гражданский кодекс, который устанавливает основания и порядок организации. Законодательство о реорганизации АО, отличается наличием большого количества нормативных актов, они регламентируют порядок размещения ценных бумаг, акций и постоянно находятся в стадии совершенствования. Справедливость учреждения можно потвердить недавними дополнениями и изменениями Федерального закона «Об АО» номер 208-ФЗ, которые внесли в Федеральный закон номер 155-ФЗ от 27.07.2006 года и существует в части реорганизации компании.

По всем услугам вы можете обратиться к нашим юристам реорганизация юридического лица. Они проконсультируют вас и окажут всю необходимую помощь. Вы узнаете достоверную информацию о правовом регулировании реорганизации юридического лица.

Назад к статьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх