Куперс

Бухучет и анализ

Специально трудовой стаж

Специальный трудовой стаж – в законодательстве РФ это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал утративший силу Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В настоящее время существует понятие специальный страховой стаж. Это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

В отличие от общего страхового стажа, в спец. страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах.

Спец. страховой стаж дает право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.

Правила определения спец. страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с этими статьями в него включаются периоды работы:

  • подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;
  • в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.

Указанные периоды включаются в спец. страховой стаж на основании Списков вредных профессий, утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).

В ходе очередной социальной реформы, прошедшей в нашей стране в 2013-15 годах, в пенсионное законодательство были внесены значительные изменения. Так, был отменён ФЗ №144 о трудовых пенсиях. Вместо этого в обиход было введено новое понятие – страховые пенсии. Рассмотрим, чем отличается страховая пенсия от трудовой, особенности их назначения, и прочие нюансы.

Что такое страховая и трудовая пенсия

Страховая пенсия была введена с принятием ФЗ №400. Полагается она лицам, отвечающим следующим условиям:

  • Имеющим в своём активе установленное количество пенсионных баллов (ИПК).
  • Достигшим пенсионного возраста.
  • Имеющим определённую величину страхового стажа, исчисленную в годах.
  • Среди дополнительных оснований, по которым человеку полагается страховая пенсия – инвалидность и утрата единственного кормильца.

Трудовая пенсия, ушедшая в прошлое с 2015 года, назначалась всем лицам, имеющим минимальный трудовой стаж. Под ним подразумевались все года, в течение которых человек работал, или занимался иной деятельностью, указанной в ФЗ «О трудовом стаже».

Виды страховой пенсии

ФЗ №400 устанавливает следующие разновидности страховых пенсий:

  1. По старости. Получать её может каждый гражданин, достигший установленного пенсионного возраста, и имеющий в своём активе минимально допустимое количество пенсионных баллов. Количество необходимых баллов и пенсионный возраст в данное время ежегодно увеличивается в соответствии с ФЗ №350.
  2. По инвалидности. Назначается лицам, потерявшим трудоспособность в результате болезни или полученной травмы, и которым решением медико-социальной экспертизы присвоена одна из 3-х групп инвалидности.
  3. По утрате кормильца. Данная пенсия положена иждивенцам, в случае смерти их единственного кормильца. Таковыми априори признаются несовершеннолетние дети. Прочим же членам семьи покойного требуется доказать факт своего нахождения на попечении скончавшегося гражданина.

Во всех перечисленных случаях человек, или скончавшийся кормилец, должны иметь необходимое количество ИПК в системе ОПС. При недостаточном их количестве, человеку назначается социальная пенсия в фиксированном размере, от 5,2 до 12 тысяч рублей.

Чем отличается страховая от трудовой

В основе различий между двумя разновидностями пенсий – трудовой и страховой, – лежит особенность их расчёта и порядок начисления. Возможность оформления и величина обоих видов пенсионного обеспечения зависят от стажа трудящегося.

  1. Страховая пенсия назначается в соответствии с балльной системой, введённой с 2015 года ФЗ №400. В основе расчёта лежит индивидуальный коэффициент ИПК, величина которого зависит от размера страховых отчислений работодателя или самого работника в страховую часть пенсионного фонда. В нынешнем году минимальное количество баллов для начисления страховой пенсии составляет 16,2. В дальнейшем планируется увеличение этого минимального лимита к 2025 году до 30 баллов.
  2. Трудовая пенсия назначалась за выработку определённого количества лет. Трудовой стаж включал в себя годы, в течение которых гражданин официально трудился на производстве, служил в армии, либо занимался иной деятельностью, прописанной в ФЗ №173. Данный законодательный акт утратил свою силу с принятием ФЗ №400 о страховых пенсиях.

Елена Кошерева Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы. Задать мне вопрос Отличия трудовой пенсии от страховой не позволяют использовать единый подход для исчисления пенсии гражданам, начавшим свою трудовую деятельность ещё до пенсионной реформы. Для корректного расчёта введён специальный алгоритм, для трансформации годов трудового стажа в пенсионные баллы ИПК. Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

3.2. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж является одним из видов трудового стажа наряду со страховым и непрерывным стажем.

Специальный трудовой стаж учитывается для назначения досрочной трудовой или государственной пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста для некоторых категорий граждан, работавших в особых условиях, профессиях и местностях.

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенного периода работы (службы), в который включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.

Порядок включения периодов работы в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными документами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

• пенсии по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере;

• пенсии за выслугу лет.

Досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда назначается, как правило, при условии, если выполняемая работа (профессия, должность) предусмотрена специальными Списками, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Если работник на протяжении всей своей трудовой деятельности работал на работах с различными особыми условиями труда, допускается суммирование таких работ для определения права на пенсионные льготы, но только если правила такого суммирования прямо предусмотрены пенсионным законодательством.

При установлении пенсии по старости в специальный трудовой стаж включается не только время инвалидности вследствие увечья, связанного с производством, но и профессионального заболевания, полученного на работе с особыми условиями труда.

Особый порядок определения специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии по старости в связи особыми условиями труда сохранен для лиц, трудившихся:

• на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. При выработке на перечисленных работах не менее половины установленного специального стажа и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый календарный год такой работы;

• на работах с тяжелыми условиями труда. При выработке на перечисленных работах не менее половины специального стажа и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа общеустановленный пенсионный возраст снижается на один год для мужчин – за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, а для женщин – за каждые 2 года.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 утверждены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

По общему правилу та или иная трудовая деятельность включается в специальный трудовой стаж в том случае, если конкретное производство, работа, профессия или должность предусмотрены соответствующим списком.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда включаются:

• время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

• время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

При определении права на пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере пенсионные льготы зависят от того, протекала ли работа непосредственно в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к этим районам. При смешанном трудовом стаже для определения права на пенсию каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

Специальный трудовой стаж исчисляется календарно и подразумевает любую работу в этих районах. При досрочном назначении трудовой пенсии учитывается общий (страховой) и специальный трудовой стаж, поскольку момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

Как раньше подсчитывался специальный трудовой стаж? В календарном порядке и в льготном порядке. В настоящее время он подсчитывается лишь в календарном порядке, льготное исчисление специального стажа практически отменено полностью. Это относится к исчислению стажа за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таким районам. До 1 января 2002 г. специальный трудовой стаж исчислялся за период работы в указанных районах и местностях в льготном порядке – в полуторном размере. Ныне подсчитывается по фактической продолжительности.

Ко второй категория граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся педагогические, медицинские и творческие работники. Ранее им устанавливалась только пенсия за выслугу лет. Для этой категории граждан Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая деятельность засчитывается в специальный стаж, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в Законе, а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет:

• федеральным государственным служащим, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

• военнослужащим по контракту в соответствии с Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Роль специального трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) в решении вопросов пенсионного обеспечения достаточна велика. От продолжительности специального трудового стажа и правильного подсчета напрямую зависит возможность досрочного назначения трудовой пенсии, а в отдельных случаях и размер будущей пенсии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»). Данная система введена в целях формирования отдельного источника финансирования досрочных льготных пенсий за счет дополнительных целевых взносов работодателей, использующих труд таких работников.

Справочно: до 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось за счет средств общей пенсионной системы.

В рамках системы профессионального пенсионного страхования работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, назначается досрочная профессиональная пенсия. Указанная пенсия назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, её размер исчисляется исходя из объема целевых взносов (пенсионных сбережений), накопленных на индивидуальных счетах работников.

С момента введения профессионального пенсионного страхования при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась только пенсия по новым правилам в системе профессионального пенсионного страхования. При этом право на досрочную льготную пенсию в общей пенсионной системе он утрачивал.

17 января 2020 г. принят Указ Президента Республики Беларусь№ 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).

Указом № 15 работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставлено право на назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно). То есть на назначение пенсии по старым правилам из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Ранее (с 1 октября 2013 г.) такое право было предоставлено только работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступила в силу с 1 января 2020 г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Что касается работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины полного льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, то им предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда), за счет которых в последующем этому работнику будет назначена и выплачиваться досрочная профессиональная пенсия (при соблюдении установленных законодательством условий);

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере бюджета прожиточного минимума) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. В таком случаен взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования работника будут выплачиваться самому работнику к его заработной плате.

Указом № 15 в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2). Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были увеличены с 1 января 2014 г. (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Справочно: тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх