Куперс

Бухучет и анализ

Специальное аудиторское задание

Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности.

Такая проверка может включать:

— аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;

— оценку состояния имущества;

— аудит использования капитала;

— аудит целевого использования средств и другие вопросы, непосредственно связанные с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.

Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (имеется в виду аудит по заданию государственных правоохранительных органов, арбитражных судов, контрольных и ревизионных подразделений Минфина России и др.).

Инициативное аудиторское задание выполняется во всех остальных случаях.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.

Перед выполнением специального задания аудиторы должны удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с заказчиком относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет предоставлено.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна иметь представление, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Во избежание возможного использования заключения по специальным заданиям в непредусмотренных целях аудиторская организация может указать, для чего оно подготовлено. Также устанавливаются ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям при необходимости включаются графики, таблицы, итоги сверки документации и так далее. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. В тексте заключения на приложения делаются ссылки, а сами они рассматриваются как составная часть заключения.

Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию является обобщающей финансовой информацией. Целью аудита по специальному заданию может быть:

— проверка бухгалтерского и налогового учета по начислению и возмещению НДС;

— проверка бухгалтерской отчетности, бухгалтерских регистров, налогового учета налогооблагаемой прибыли;

— проверка обоснования распределения прибыли;

— проверка целевого использования средств;

— проверка дебиторской и кредиторской задолженности;

— экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, и т.д.

В случае отклонения от выполнения конкретного задания аудиторская фирма обязательно должна отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете.

Форма аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию приведена в МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей» и в Российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Содержание заключения должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения. Поэтому выводы в нем должны излагаться четко и в той последовательности, в которой вопросы сформулированы в задании. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторами факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению, указать, кто из должностных лиц предприятия несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.

В заключении по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, не допускается использование таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и так далее.

Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в какой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные факты и их связь с нарушением каких-либо правовых норм.

Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим их выполнение, возможность однозначно определить обоснованность выводов и их доказательную ценность.

В процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО НПП «МОТОР» были выявлены некоторые ошибки (непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в т.ч. неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации):

— отсутствие подтверждения некоторых показателей результатами инвентаризации;

— недостаточные пояснения к бухгалтерской отчетности, например, в пояснительной записке можно было указать перечень прочих доходов и расходов.

Таким образом, в результате аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности выявленные нарушения были незначительны, аудитор вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Данные нарушения можно устранить, используя следующие рекомендации:

1) В связи с постоянными изменениями в законодательстве, предприятию необходимо ежемесячно выписывать специализированные журналы (Главбух, Бухгалтерский учет) либо установить программу Консультант Плюс. Данная программа содержит документы федерального и регионального законодательства, комментарии законодательства, финансовые консультации, т.е. информацию, которая поможет главному бухгалтеру и бухгалтерии ОАО НПП «МОТОР» в целом решить не только финансовые, но и правовые вопросы за более короткое время.

2) Включить в учетную политику раздел, который непосредственно будет касаться бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указать в данном разделе состав годовой и промежуточной отчетности, и сроки предоставления отчетности.

3) Заполнять все обязательные реквизиты в соответствии с Законом и ПБУ, в том числе ставить прочерки в незаполненных строках.

4) В целях совершенствования системы внутреннего контроля необходимо увеличить количество инвентаризаций, составить график проведения инвентаризаций и оформлять результаты инвентаризации в соответствующих актах.

5) В пояснительной записки наиболее подробно раскрывать информацию, которая может быть необходима пользователям отчетности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх