Куперс

Бухучет и анализ

Специфика организации государственной власти в субъектах РФ

13. Понятие, правовой статус органа государственной власти

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Признаки органов государственной власти:

1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему функции и задачи;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования государственных органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); 5 законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоватьсяпринципом приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств.

Принцип народовластияозначает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализмавыражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип разделения властей. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Принцип законностиозначает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

Принцип светскостиозначает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Исполнительная власть государства реализуется на двух уровнях: на федеральном и региональном уровнях. Федеральная исполнительная власть представлена системой федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.110) исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Региональную исполнительную власть обеспечивают органы исполнительной власти субъектов РФ, организованные в соответствии с Конституциями (Уставами) субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляются Правительством РФ. Правительство РФсогласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть, является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, и при этом не является единственным субъектом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ.

Региональные органы исполнительной власти возглавляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – главой исполнительной власти субъекта (по закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года). Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Региональные органы исполнительной власти включают в себя:

1)глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций);

2)правительство субъектов Российской Федерации;

3)иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо классификации органов исполнительной власти на федеральные и региональные, их можно также различать по характеру полномочий: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К первым относят правительство РФ, а также такие органы, которые ведают всеми или многими отраслями исполнительной деятельности. Во второй группе можно выделить отраслевые органы специальной компетенции и межотраслевые органы специальной компетенции. Отраслевые органы – это органы руководящие определенными отраслями управления. Межотраслевые органы обеспечивают межотраслевое управление.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. В основе такой классификации лежит порядок принятия решений: если решение принимается большинством голосов – это коллегиальный орган (например Правительство РФ), если решение принимается одним лицом, руководителем органа – это единоначальный орган исполнительной власти (например, министерство).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх