Куперс

Бухучет и анализ

Система передачи финансовых сообщений (СПФС) в качестве российского аналога SWIFT разрабатывается Банком России с 2014 года. Этот программный комплекс служит для формирования и обработки документов в форматах УФЭБС и МТ. В настоящее время список поддерживаемых типов сообщений насчитывает около 50 наименований (с учетом технических сообщений). Для сравнения, в CyberFT их давно более 100.

В течение 2015 года, в исполнение Письма Банка России от 09.09.2014 г. с рекомендацией проведения тестирования и использования стандарта ED503 (предыдущее название СПФС), по данным Банка России к системе подключилось более 230 российских банков, и их общее количество превысило 300. Оценивая ход процесса, участники рынка занимают противоположные позиции: от «система хорошо себя зарекомендовала», до «банки не заинтересованы использовать вместо удобного сервиса SWIFT отечественный сервис. Их можно перевести на СПФС только в принудительном порядке». (http://izvestia.ru/news/601876)

Одна из причин диаметрально противоположных мнений экспертов – сложность и затратность процедуры подключения участников к СПФС. С организационной точки зрения процесс отлажен: оформление соответствующего договора занимает 2-3 недели. Однако, как показала практика, значительные затруднения вызывает реализация технических регламентов, в особенности, инсталляция Терминала и подключение к банковской сети.

Разработчики СПФС заявляли, что для передачи сообщений можно использовать стандартные механизмы выгрузки из АБС (УФЭБС) , однако на практике для поддержки новых форматов требуется доработка АБС. В среднем, на интеграцию с СПФС компаниям-разработчикам АБС понадобилось около полугода. Некоторые производители не реализовали поддержку до сих пор, другие, например, ЦФТ и «Диасофт», для компенсации своих затрат на разработку ввели дополнительные лицензионные платежи за модули, обеспечивающие работу с СПФС. http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833 В частности, цена для продуктов ЦФТ составляет 10 тыс. долларов США для базовой компоненты (http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833) плюс поддержка (30% от этой суммы в год).

Банки, которые обмениваются информацией через СПФС, к сожалению, еще и вынуждены нести значительные временные и материальные затраты в связи с повышенными мерами безопасности. Рекомендации в части обеспечения информационной безопасности СПФС аналогичны тем, что существуют и для платежной системы Банка России. Таким образом, банки должны дополнительно использовать технологические, аппаратно-программные и криптографические средства защиты данных в комплексе и в работе следовать рекомендациям по безопасности не только Банка России, но и МВД РФ. А в случае малейших сомнений в уровне информационной безопасности контрагента, сведения и платежные документы через СПФС вообще не должны направляться. (http://izvestia.ru/news/630251)

Существенные ограничения накладывает юрисдикция Банка России, определенная границами Российской Федерации: подключиться к СПФС не имеют права не только зарубежные банки, но и финансовые организации из стран СНГ, обмен сообщениями с которыми у российских банков, по мнению экспертов, составляет более 25% от общего объема информационного взаимодействия.

К причинам, которые значительно ограничивают распространение и популяризацию СПФС, можно также отнести:

Опыт клирингового банка CyberPlat® («Киберплат»), банка «Платина», более чем компетентного в сфере транзакционного бизнеса, показал:

  1. СПФС поддерживает ограниченное количество типов финансовых сообщений. Таким образом, говорить о полномасштабности решения пока не приходится.
  2. При подключении к СПФС банкам приходится проходить через сложную процедуру заключения договоров с Банком России и отдельно с каждым участником системы (то есть, общее количество договоров на 100 банков составит (формула для N банков): N*(N-1) / 2, что для 100 банков равно 4 950 договоров).
  3. Требуется интеграция АБС каждого из банков-участников с СПФС, при этом для АБС некоторых разработчиков на рынке нет готовых интеграционных решений.
  4. Технологические трудности подключения в СПФС приводят к тому, что от подписания договора до проведения первой транзакции может пройти более 1,5 лет.
  5. Провести транзакцию в выходные или праздники, а также в нерабочее время с 21:00 до 7:00, невозможно.
  6. В сети СПФС реализована топология типа «Звезда», и все данные передаются через единый центр. Конфиденциальность сообщений вызывает вопросы, так как они доступны оператору системы.
  7. Технологических материалов по вопросам использования системы часто бывает недостаточно.

Банк России намерен развивать свою систему передачи финансовых сообщений совместно с партнером. В качестве сервис-бюро системы сейчас тестируется Национальный расчетный депозитарий (НРД). Подключиться к российскому аналогу SWIFT через НРД окажется дешевле, что будет интересно небольшим банкам и компаниям. Вместе с тем такой подход снизит издержки ЦБ, но позволит НРД заработать на дополнительных сервисах.

Банк России принял решение развивать систему передачи финансовых сообщений (СПФС), российский аналог SWIFT, совместно с Национальным расчетным депозитарием. Об этом на семинаре по развитию платформы «Транзит 2.0» на прошлой неделе сообщил заместитель начальника управления департамента национальной платежной системы ЦБ Денис Загуменнов. Представитель ЦБ пояснил, что для регулятора «достаточно дорого держать гигантский штат архитекторов», которые будут детально изучать все операции и создавать интерфейсы. По его словам, сервисное бюро может взять на себя заботу о тех организациях, для которых «сервис ЦБ дорог, неудобен, сложен, и сможет предоставить им более быстрое и дешевое подключение». Услуги такого сервис-бюро будет предоставлять НРД. «Сейчас выходим на стадию тестирования такого сервиса»,— сказал господин Загуменнов.

СПФС создана Банком России в ответ на риски возможного отключения российских банков от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT в результате санкций. По данным ЦБ, в 2018 году пользователями СПФС было направлено 5,4 млн сообщений. Доля СПФС в настоящее время составляет около 15% от внутрироссийского трафика в SWIFT. По данным ЦБ, через СПФС передается около 50 тыс. сообщений в день.

Как сообщил управляющий директор по технологическим сервисам НРД Александр Нам, у Банка России достаточно серьезные требования к инфраструктуре на стороне клиента при подключении СПФС. Это требования к провайдерам услуг связи, к шифровальному оборудованию, программному обеспечению, а стоимость таких решений может достигать десятков миллионов рублей. «Не для всех банков и компаний такое подключение является экономически обоснованным»,— указывает господин Нам. Вместе с тем, по его словам, у НРД, как центрального депозитария, «вся эта инфраструктура уже выстроена, к СПФС по требованиям Банка России мы подключились». НРД рассчитывает, что клиентами станут те банки и корпорации, которые еще не присоединились к СПФС. Как ожидает Александр Нам, «тестирование будет завершено до конца года» и в начале следующего года НРД сможет «начать подключать новых клиентов».

Тариф Банка России за передачу сообщения в СПФС составляет 1 руб. (до 500 сообщений в день) и более 80 коп. (свыше 500 сообщений). Как сообщил «Ъ” источник, знакомый с ситуацией, за работу в качестве сервис-бюро НРД будет выплачивать Банку России лишь утвержденные тарифы за сообщения. Как рассказал «Ъ” господин Нам, тарифы для клиентов сервис-бюро будут такие же, как и у прямых участников СПФС. «Скорее всего, сервис-бюро будет зарабатывать на конвертации форматов и перенаправлении сообщений между различными сетями через единый интерфейс»,— сказал он.

Зампред правления МКБ Сергей Путятинский считает, что подключение НРД к СПФС в качестве сервис-бюро по аналогии с сервис-бюро SWIFT упростит жизнь небольшим банкам и организациям. Исполнительный директор Российской национальной ассоциации SWIFT Роман Чернов отмечает, что концепция коллективного подключения пользователей СПФС на базе НРД способствует снижению издержек и повышению безопасности взаимодействия.

В свою очередь, президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов указывает, что при запуске СПФС «риски отключения российских банков от SWIFT были значительно выше», сейчас же наибольший объем финансовых сообщений идет со стороны крупных банков, которые используют для этого SWIFT. «Возможно, регулятор будет всячески стимулировать крупные банки проводить сообщения через свою систему»,— считает господин Мамонтов.

Полина Смородская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх