Куперс

Бухучет и анализ

Ст 173 п 1 НК РФ

Налоговый кодекс РФ дает право отказаться от освобождения от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ). Однако в отношении операций, поименованных в п. 2 ст. 149 НК РФ, налоговое законодательство прямо такую возможность отказа не устанавливает .
__________
Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 6 августа 2018 г. № 03−07−11/55 280, от 28 февраля 2017 г. № 03−07−03/11 118, от 4 октября 2016 г. № 03−07−14/57 637.
В то же время согласно подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Следовательно, на организации, выставляющие счета-фактуры с НДС по операциям, указанным в п. 2 ст. 149 НК РФ, фактически распространяются правила ст. 173 НК РФ.
Отметим, что на практике нередки ситуации, когда налогоплательщики, несмотря на предусмотренную п. 2 ст. 149 НК РФ льготу, начисляют НДС и выставляют счета-фактуры (например, по подп. 15 п. 2 ст. 149 — работы/услуги по сохранению объекта культурного наследия, подп. 22 п. 2 ст. 149 — услуги по обслуживанию воздушных судов).
В связи с этим в Постановлении Конституционного Суда Р Ф от 3 июня 2014 г. № 17-П (п. 4.2) было указано следующее:
«Применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 ноября 2008 года № 1049-О-О отметил, что правила пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями данного Кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, при том что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет; такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав».
Таким образом, организация, несмотря на льготу по НДС (п. 2 ст. 149 НК РФ), вправе на основании п. 5 ст. 173 НК РФ начислять НДС по общей ставке и выставлять счета-фактуры.
Но в таком случае резонно возникают два вопроса:
1) может ли организация-продавец принять к вычету «входной» НДС, относящийся к операциям, льгота по которым не применена;
2) может ли организация-покупатель по счету-фактуре продавца (исполнителя), выставленному по п. 5 ст. 173 НК РФ, принять к вычету НДС?
Вычет у организации-продавца (исполнителя)
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), если они использованы для операций, не подлежащих налогообложению.
Так как налогоплательщик не воспользовался льготой по НДС, операция для него фактически становится облагаемой. А значит, положения подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ на него не распространяются и он вправе принимать к вычету НДС в общем порядке.
Вопрос возможности принятия к вычету «входного» НДС при осуществлении операций, подлежащих освобождению от НДС, которым налогоплательщик не воспользовался, был не раз предметом судебных споров.
Позиция по этому вопросу была выражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (п. 6):
«В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.
При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав».
В письме ФНС России от 23 сентября 2016 г. № СД-4−3/17 871@ была учтена позиция Пленума ВАС РФ, в связи с чем было указано, что в случае выставления продавцом счета-фактуры с выделением сумм НДС при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-продавец имеет право на налоговые вычеты в отношении таких операций.
__________
В письме было дано указание довести позицию до нижестоящих налоговых органов в незамедлительном порядке.
После появившегося Постановления Пленума ВАС РФ арбитражные суды, как правило, принимали решение в пользу налогоплательщика и подтверждали его право на принятие к вычету «входных» сумм НДС (например, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2017 г. № Ф04−7155/2017 по делу № А45−1399/2015, ФАС Московского округа от 3 июля 2014 г. № Ф05−6469/2014 по делу № А40−130 850/13, от 26 июня 2014 г. № Ф05−5515/2014 по делу № А40−3877/13, Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2014 г. № Ф05−7939/14 по делу № А41−54 438/13, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2015 г. по делу № А56−62 418/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2015 г. № Ф09−5320/15 по делу № А60−51 505/2014).
Таким образом, налогоплательщик, начисляющий НДС и выставляющий счета-фактуры при осуществлении операций, подлежащих освобождению по п. 2 ст. 149 НК РФ, вправе принимать «входные» суммы НДС к вычету.
Вычет у организации-покупателя
Как предусмотрено п. 1 ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога к вычету. Значит, счет-фактура, выставленный на основании п. 5 ст. 173 НК РФ, также дает право покупателю принимать к вычету НДС при выполнении других условий, предусмотренных главой 21 НК РФ.
В указанном Постановлении К С РФ № 17-П было признано, что выставленный покупателю счет-фактура по п. 5 ст. 173 НК РФ в дальнейшем служит для него основанием для принятия сумм налога к вычету. При этом Суд указал: как следует из п. 5 ст. 173 НК РФ, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры. Право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм налога в порядке, предусмотренном НК РФ, т. е. посредством счета-фактуры (п. 1 ст. 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Опираясь на данное Постановление, Верховный Суд Р Ф также подтвердил правомерность вычета НДС у покупателя (например, Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24 октября 2016 г. № 305-КГ16−6640, от 15 декабря 2016 г. № 305-ЭС16−11 189, от 27 ноября 2017 г. № 307-КГ17−12 461, от 18 апреля 2018 г. № 307-КГ17−3553).
Обзор правовых позиций КС РФ и ВС Р Ф Федеральная налоговая служба направила для сведения и использования в работе налоговых органов (письмо от 14 июня 2018 г. № СА-4−7/11 482).
ФНС России обратила внимание, что формальный подход, связанный с отказом в применении вычетов по НДС по мотиву одного лишь факта выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога при осуществлении операций, освобожденных от обложения НДС, недопустим: в каждом конкретном случае при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые органы должны исследовать вопрос именно обоснованности получения налоговой выгоды проверяемым налогоплательщиком, в том числе с точки зрения реальности осуществленных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций.
Ранее такая же позиция была озвучена в письме Минфина России от 21 июня 2017 г. № 03−07−15/38 864 (направлено письмом ФНС России от 5 июля 2017 г. № СД-4−3/12 986@ для доведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков).
Таким образом, покупатель, получивший счет-фактуру с выделенной суммой НДС в отношении операций, подлежащих освобождению по п. 2 ст. 149 НК РФ, вправе применить налоговый вычет (при отсутствии доказательств получения необоснованной налоговой выгоды).
Выставление налогоплательщиком счета-фактуры с НДС по необлагаемым операциям (независимо от того, предусмотрен ли по ним отказ от льготы) влечет за собой такие же налоговые последствия для налогоплательщика и его покупателя, как если бы это была обычная облагаемая операция.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 14 ноября 2014 года Одобрен Советом Федерации 19 ноября 2014 года (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ) Статья 1 Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 8, 10; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2874, 2886; N 46, ст. 4435, 4443, 4444; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3219, 3222, 3231; N 34, ст. 3517, 3520, 3522, 3524, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 9, 29, 30; N 21, ст. 1918; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2707, 2713; N 30, ст. 3101, 3112, 3117, 3118, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 10, ст. 1065; N 12, ст. 1233; N 23, ст. 2380, 2382; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627, 4628; N 47, ст. 4819; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 31, 39; N 21, ст. 2461, 2462; N 22, ст. 2563; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5417, 5432; N 46, ст. 5553, 5557; N 49, ст. 6045, 6046, 6071; N 50, ст. 6237, 6245, 6246; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3577, 3598, 3611, 3614, 3616; N 42, ст. 4697; N 48, ст. 5504, 5519; N 49, ст. 5723, 5749; N 52, ст. 6218, 6227, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 22, 31; N 11, ст. 1265; N 26, ст. 3123; N 29, ст. 3598, 3625; N 30, ст. 3735, 3739; N 48, ст. 5725, 5731, 5732, 5733, 5737; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, 1746; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4186, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247, 6248, 6250; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492; N 17, ст. 2311, 2318; N 23, ст. 3265; N 24, ст. 3357; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4566, 4575, 4583, 4587, 4593, 4596, 4597, 4606; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6610, 6611; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7014, 7015, 7016, 7017, 7037, 7043, 7063; N 50, ст. 7359; 2012, N 14, ст. 1545; N 18, ст. 2128; N 19, ст. 2281; N 24, ст. 3066; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4319, 4334; N 41, ст. 5526, 5527; N 49, ст. 6747, 6748, 6749, 6750, 6751; N 50, ст. 6968; N 53, ст. 7578, 7584, 7596, 7603, 7607, 7619; 2013, N 9, ст. 874; N 14, ст. 1647; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2866, 2888, 2889; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4031, 4046, 4048, 4049, 4081, 4084; N 40, ст. 5033, 5037, 5038, 5039; N 44, ст. 5640, 5645, 5646; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6981, 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1835, 1838; N 19, ст. 2313, 2321; N 23, ст. 2930, 2936, 2938; N 26, ст. 3373, 3393; N 30, ст. 4220, 4222, 4239, 4240; N 40, ст. 5315, 5316; N 43, ст. 5796; Российская газета, 2014, 7 ноября) следующие изменения: 1) в абзаце первом пункта 8 статьи 145 слова «в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов» заменить словами «в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение»; 2) пункт 2 статьи 146 дополнить подпунктом 15 следующего содержания: «15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).»; 3) в статье 149: а) в абзаце первом подпункта 12-2 пункта 2 слова «, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках» исключить; б) в абзаце пятом подпункта 2 пункта 3 слова «стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами» заменить словами «стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами»; 4) в статье 161: а) в пункте 4 слова «пунктом 4-1 настоящей статьи» заменить словами «подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса»; б) пункт 4-1 признать утратившим силу; 5) в пункте 3 статьи 170: а) в абзаце пятом подпункта 2 слова «26-2 и 26-3» заменить словами «26-2, 26-3 и 26-5»; б) подпункт 5 признать утратившим силу; 6) в статье 171: а) в пункте 6: абзац четвертый изложить в следующей редакции: «Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171-1 настоящего Кодекса.»; абзацы пятый — девятый признать утратившими силу; б) абзац второй пункта 7 признать утратившим силу; 7) дополнить статьей 171-1 следующего содержания: «Статья 171-1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств 1. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном настоящей статьей. 2. Положения настоящей статьи в отношении восстановления сумм налога применяются к суммам налога, предъявленным налогоплательщику (либо уплаченным или исчисленным налогоплательщиком) и принятым им к вычету при осуществлении следующих операций: 1) при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости, учитываемых как объекты основных средств; 2) при приобретении недвижимого имущества (за исключением космических объектов); 3) при приобретении на территории Российской Федерации или при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним; 4) при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения строительно-монтажных работ; 5) при выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления. 3. Восстановление сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств, в соответствии с настоящей статьей производится в случае, если такие объекты основных средств в дальнейшем используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет. 4. Налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 настоящего Кодекса. 5. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за соответствующий календарный год. При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. 6. В случае, если проведена модернизация (реконструкция) объектов основных средств (в том числе после истечения срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи), приводящая к изменению их первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые налогоплательщиком к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты основных средств в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса. В случае, указанном в настоящем пункте, налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта основных средств, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет. 7. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. 8. В случае, если до истечения срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи, модернизируемый (реконструируемый) объект основных средств исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. При этом начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта основных средств, налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в пункте 4 настоящей статьи. 9. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в пункте 4 настоящей статьи, разница между суммой налога, указанной в пункте 2 настоящей статьи, принятой налогоплательщиком к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в пункте 5 настоящей статьи, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту основных средств начисление амортизации не производится и объект основных средств не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. При этом расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящей статьи. 10. Положения настоящей статьи не распространяются на операции, предусмотренные подпунктами 9-1 и 9-2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса.»; 8) в статье 176-1: а) абзац четвертый пункта 8 дополнить предложением следующего содержания: «При этом в случае, указанном в настоящем абзаце, при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.»; б) абзац второй пункта 12 дополнить словами «, а при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган также обязан возвратить ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения»; в) пункт 20 дополнить абзацем следующего содержания: «Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о возврате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, сумм налога, указанных в требовании о возврате, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии, а также при наличии письменного обращения налогоплательщика вернуть налогоплательщику банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.»; 9) в статье 179-3: а) в пункте 1: в абзаце первом слово «главе» заменить словом «статье»; абзац четвертый изложить в следующей редакции: «В целях настоящей главы продукцией нефтехимии признается следующая продукция:»; дополнить абзацами следующего содержания: «продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции; продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) бензола, параксилола или ортоксилола в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке бензола, параксилола или ортоксилола в процессе производства указанной продукции.»; б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания: «Действие свидетельства начинается с 1-го дня налогового периода, в котором налогоплательщиком представлены заявление и копии предусмотренных настоящей статьей документов, на основании которых выдано указанное свидетельство.»; 10) дополнить статьей 179-4 следующего содержания: «Статья 179-4. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом 1. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом (далее в настоящей статье — свидетельство), выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии (в том числе на основе договора об оказании указанным лицам услуг по производству продукции нефтехимии), при котором в качестве сырья (в том числе на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии) используется бензол, параксилол или ортоксилол, принадлежащие указанным лицам на праве собственности. 2. В свидетельстве указываются: 1) наименование налогового органа, выдавшего свидетельство; 2) полное и сокращенное наименования организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи; 3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); 4) реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право владения и (или) пользования) на производственные мощности, и место нахождения указанных мощностей; 5) реквизиты договора об оказании налогоплательщику услуг по производству продукции нефтехимии; 6) регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи. 3. Форма свидетельства, форма заявления о выдаче свидетельства, представляемого налогоплательщиком, формы решений налогового органа о выдаче (об отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) действия свидетельства, об аннулировании свидетельства и административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 4. Свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям при наличии в собственности (на праве владения и (или) пользования) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется бензол, параксилол или ортоксилол (в том числе на промежуточной стадии непрерывного технологического процесса производства продукции нефтехимии), и (или) при наличии договора об оказании налогоплательщику услуг по производству продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется бензол, параксилол или ортоксилол (в том числе на

Вопрос:В соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ в случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик — изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно- промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.
На основании указанной статьи организации вправе обратиться в Министерство промышленности и торговли РФ за соответствующим документом для его последующей передачи в налоговые органы по месту учета.
При каких условиях организация вправе применять п. 13 ст. 167 НК РФ в целях НДС? Возможно ли предоставление организации отсрочки по уплате НДС в случае задержки выдачи документа о длительности производственного цикла? Какие организации признаются налогоплательщиками-изготовителями?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 января 2011 г. N КЕ-4-3/65@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запросы, касающиеся исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, сообщает следующее.
Пунктом 13 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что в случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик — изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику- изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 N 468 »Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» (далее — Постановление N 468) утвержден Перечень таких товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), разрабатывается и утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным космическим агентством и Государственной корпорацией по атомной энергии »Росатом» с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Выдача документов, подтверждающих длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) налогоплательщикам-изготовителям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности для представления в налоговый орган, производится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в Порядке , утвержденном Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и государственной корпорации по атомной энергии »Росатом» соответственно N N 807, 138 и 686 от 06.10.2009 (зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2009 N 15315) (далее — Порядок).
Таким образом, на основании вышеназванной нормы Кодекса налогоплательщик — изготовитель товаров, предусмотренных в Перечне товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденном Постановлением N 468, при получении предоплаты под предстоящую отгрузку таких товаров имеет право не исчислять налог на добавленную стоимость с суммы полученной предоплаты при выполнении следующих условий:
— наличие раздельного учета осуществляемых операций (операций с длительным производственным циклом и других операций) и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций;
— при представлении одновременно с налоговой декларацией за налоговый период, в котором получена предоплата в счет предстоящих поставок товаров длительного производственного цикла:
— контракта с покупателем (копии такого контракта, заверенной подписью руководителя и главного бухгалтера);
— документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданного в установленном порядке Минпромторгом России.
В случае несоблюдения вышеперечисленных условий налоговая база определяется исходя из суммы полученной предоплаты с учетом налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При этом отсрочка для исчисления налога на добавленную стоимость с сумм полученной налогоплательщиком-изготовителем предоплаты под предстоящую поставку товаров длительного производственного цикла в случае, если указанная предоплата получена в одном налоговом периоде, а документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров, выдан организации-изготовителю для представления в налоговые органы Минпромторгом России в другом налоговом периоде, положениями действующего налогового законодательства не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что понятие »налогоплательщик-изготовитель» налоговым законодательством не установлено.
В этой связи на основании п. 1 ст. 11 Кодекса, по мнению ФНС России, налогоплательщику налога на добавленную стоимость следует руководствоваться Порядком (от 06.10.2009 N 807, N 138 и N 686), согласно которому документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), выдается только налогоплательщику-изготовителю. На основании пп. »г» п. 2 Порядка документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), выдается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в месячный срок со дня поступления материалов заявителя в Министерство на основании графика производственного цикла изготовления товара по видам технологических переделов (заготовительный, механосборочный, сборочный, испытательный и др.), подписанного руководителем налогоплательщика-изготовителя (для продукции военного назначения — согласованного с военным представительством Минобороны России) и заверенного круглой печатью.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
Е.В.КОЗЛОВА
12.01.2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх