Куперс

Бухучет и анализ

Ст 3 закона о противодействии коррупции

Содержание

Проект N 148067-3

О противодействии коррупции

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии коррупции

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем создания условий для неподкупности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, а также иных приравненных к ним лиц на основе:
консолидации правовых средств, направленных против коррупции;
обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
совершенствования структуры аппарата, кадровой работы и процедуры принятия решений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
обеспечения неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение либо правонарушение, связанное с коррупцией;
недопустимости для должностных лиц органов государственной власти занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов, в том числе на безвозмездной основе.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Коррупция (коррупционные отношения) — поиск, установление и поддержание противоправных отношений между специально указанными субъектами коррупции и иными лицами (физическими и юридическими лицами) с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных и корыстных целей.
Пассивный подкуп — прямое или косвенное испрашивание субъектом коррупции, а равно получение им дополнительных, непредусмотренных законом материальных (нематериальных) благ и преимуществ, услуг путем использования своих служебных полномочий, связанных с них авторитета и возможностей, в интересах третьих лиц.
Активный подкуп — действия физических лиц, выступающих в личном качестве либо от имени и по поручению юридического лица, направленные на достижение своих личных, групповых либо корпоративных интересов путем предложения, обещания или предоставления непредусмотренных законом материальных (нематериальных) благ и преимуществ как непосредственно самим субъектам коррупции, так и иным лицам, выступающим в качестве посредников.
Коррупционный акт — достижение согласия между субъектам коррупции по поводу установления и поддержания коррупционных отношений, а также принятый на его основе нормативный (ненормативный) акт, решение органа государственной власти (органа местного самоуправления), включая судебное решение.
Коррупционное поведение (коррупционный проступок) — действия (бездействия) субъектов коррупции, не содержащие признаков правонарушения, однако свидетельствующие об их желании вступить в коррупционные отношения с иными лицами.
Коррупционное правонарушение — установленное проведенной проверкой либо решением суда существенное виновное нарушение существующего порядка несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, допущенное лицами, указанных в статье 6 настоящего федерального закона, если такое нарушение содержит признаки коррупции, а равно невыполнение ими запретов, правил, принятых в этих органах. Ответственность за коррупционные правонарушения наступает в соответствии с действующим законодательством.
Правонарушение, связанное с коррупцией -нарушение лицами, указанными в статье 6 настоящего федерального закона, существующего порядка и правил несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, хотя и не содержащее признаков коррупции, однако при определенных условиях способное повлечь те же последствия, что и коррупционное правонарушение
Субъекты коррупции (коррупционеры) -лица, указанные в статье 6 настоящего федерального закона, а также иные лица и организации, заинтересованные в возникновении коррупционных отношений, вина которых подтверждена и доказана на основании проведенной проверки либо решением суда.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции

Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, содержащими антикоррупционные нормы.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Основными принципами противодействия коррупции являются:
— законность (включает в себя установление специальных процедур при выработке и принятии решения специально уполномоченными лицами);
— консолидация правовых средств, направленных на противодействие коррупции;
— установление партнерских отношений между государственным и частным секторами, исключающих публично-правовое вмешательство в частно-правовые отношения;
— неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения;
— открытость, подотчетность и подконтрольность лиц, наделенных публичными дискреционными полномочиями.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области противодействия коррупции

К полномочиям Российской Федерации в сфере противодействия коррупции относятся:
— проведение на всей территории Российской Федерации единой государственной политики по противодействию коррупции;
— разработка и принятие нормативных актов, направленных на противодействие коррупции;
— определение порядка назначения на государственные должности Российской Федерации и осуществлении контроля за надлежащим исполнением лицом своих функций;
— организация государственного антикоррупционного мониторинга законодательства;
— формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ, направленных на противодействие коррупции;
— разработка примерных типовых правил, нормативов и требований выполнения своих функций лицами, занимающими государственные должности и государственными служащими.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

Статья 5. Сфера применения настоящего Федерального закона и международное сотрудничествов области противодействия коррупции

1. Настоящий Федеральный закон является актом прямого действия и применяется на всей территории Российской Федерации, а за ее пределами — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет уголовное преследование на своей территории лиц (включая иностранных граждан и лиц без гражданства), причастных к совершению преступлений, связанных с коррупцией, в том числе и в случаях, когда они совершались вне пределов территории Российской Федерации, а также в иных случаях, если это предусмотрено международными договорами.

3. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и судами, а также с международными организациями.

Статья 6. Субъекты коррупционных правонарушений и иных правонарушений, связанных с коррупцией.

1. За совершение коррупционных правонарушений и иных правонарушений, связанных с коррупцией несут ответственность:
а) все лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;
б) лица, состоящие на государственной должности и занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с установленным Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы;
в) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;
г) должностные лица Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;
д) должностные лица органов государственных контроля и надзора;
е) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;
ж) должностные лица и иные сотрудники международных организаций, должностные лица иностранных государств, признаваемые таковыми в соответствии с национальным законодательством страны происхождения;
з) иные лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные воинские звания и выполняющие свои функции в органах и учреждениях, на которые распространяется законодательство о воинской службе (органы, организации и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, органов федеральной службы безопасности, органов внешней разведки Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, налоговой полиции Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы, органов прокуратуры);
и) мировые судьи;
к) арбитражные и народные заседатели.

2. К иным лицам, приравненным к лицам, выполняющим государственные или муниципальные функции относятся:
а) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;
б) руководители коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющие управленческие функции;
в) арбитражные управляющие;
г) аудиторы;
д) профессиональные оценщики;
е) нотариусы;
ж) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;
и) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Глава 2. Противодействие коррупции

Статья 7. Меры по противодействию коррупции

К мерам по противодействию коррупции относятся:
— принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также иных значимых публичных должностей государственной службы;
— установление законодательных запретов для лиц, занимающих государственные должности и должности государственной службы, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность иных коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
— развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссиях;
— создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
— формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.

Статья 8. Специальные требования к лицам, занимающим определенные должности, указанные в настоящем

Федеральном законе, или претендующим на занятие указанных должностей.

1. В соответствии с федеральным законодательством о прохождении государственной и муниципальной службы для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 6 настоящего закона, а также лиц, занимающих указанные должности, могут устанавливаться определенные ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны ставиться в известность о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также мерах ответственности в случае их невыполнения.

2. Непринятие ограничений является самостоятельным основанием для отказа в привлечении лица к выполнению соответствующих служебных функций либо увольнения или иного освобождения от занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством.

3. Лица, претендующие на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 6 и пункте «а» части 2 статьи 6 настоящего закона, занимавшиеся до этого предпринимательской или иной приносящей доход деятельностью, сразу же после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном порядке в доверительное управление на период выполнения ими своих функций принадлежащие им на праве собственности ценные бумаги, паи (вклады) в уставных (складочных) капиталах коммерческих организациях, а также заявить об иных имущественных правах, которые у них имеются в связи с участием в деятельности коммерческих организациях. Порядок передачи ценных бумаг и иных имущественных прав в доверительное управление устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Особый порядок назначения лиц, претендующих на выполнение общественно-значимых игосударственно-важных функций

1. Назначение лиц, претендующих на занятие государственных должностей Российской Федерации (судьи федеральных судов, члены Правительства, федеральные министры и их заместители, глава Администрации Президента Российской Федерации и его заместители, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и его заместители), должно проходить с согласия специально созданной Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на занятие государственных должностей Российской Федерации.
Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на занятие государственных должностей Российской Федерации формируется на основании Указа Президента Российской Федерации из числа лиц, назначенных непосредственно Президентом Российской Федерации, представителей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также представителей правоохранительных органов и общественных организаций.
Персональный и количественный состав членов Комиссии, порядок ее работы утверждаются Президентом Российской Федерации.
При осуществлении своей деятельности и дачи согласия на назначение лица на государственную должность Российской Федерации Комиссия обязана принимать во внимание материалы, поступившие из правоохранительных и контрольных органов, а также из Комиссии по борьбе с коррупцией Федерального Собрания Российской Федерации, формируемой на паритетной основе в соответствии с регламентами.

2. Назначение представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности осуществляется на основании решения специальной созданной Комиссии при Правительстве Российской Федерации.
Точный количественный состав Комиссии, порядок ее формирования и деятельности утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.
При утверждении кандидатур представителей Российской Федерации в органах управления таких акционерных обществ обязательно учитываются материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Список утвержденных представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ публикуется в средствах массовой информации с указанием органа управления, куда они делегированы и занимаемой на момент принятия решения должности.

Статья 10. Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

В целях осуществления государственной политики, направленной на противодействие коррупции, при Президенте Российской Федерации создается Национальный Совет по противодействию коррупции. Положение о Национальном Совете по противодействию коррупции утверждается Президентом Российской Федерации.
В компетенцию Национального Совета по противодействию коррупции входят вопросы:
— анализа и подготовки заключений о совершенствовании действующего законодательства, содержащего положения, создающие условия для коррупции;
— взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению надлежащего мониторинга действующего законодательства;
— подготовки не реже одного раза в полугодие обобщенных справок и докладов Президенту Российской Федерации о принимаемых мерах по совершенствованию законодательства, направленного против коррупции;
— иные вопросы, возложенные на него Указом Президента Российской Федерации.

Статья 11. Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, их должностныхлиц и служащих

Граждане и организации независимо от организационно-правовых форм имеют право защищать свои права, а также права иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественные саморегулируемые организации и граждане, а также иные некоммерческие организации вправе:
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протест на принятый в результате коррупционного правонарушения нормативный (ненормативный);
обращаться в суд в защиту своих прав, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц;
знать о мерах, принимаемых уполномоченными органами, направленными против коррупционных правонарушений;
получать доступ к документам, материалам и иной информации (за исключением секретных материалов и информации ограниченного доступа) и знакомиться с ними, в случаях, когда они легли в основу принятия коррупционных актов и решений.

Глава 3. Ответственность за коррупционные правонарушения и правонарушения, связанные с коррупцией

Статья 12. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на возмещение убытков, вызванных совершением коррупционных правонарушений

1. Вред, причиненный юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и гражданам вследствие совершения коррупционного правонарушения, ответственность за которое наступает на основании действующего законодательства, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.

2. В таком же порядке определяются размеры убытков, причиненных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и гражданам вследствие совершения коррупционного правонарушения.

Статья 13. Государственная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан отвоздействия коррупционных правонарушений

1. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан от действий (бездействий) уполномоченных лиц, содержащих признаки коррупционных правонарушений, осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявления об обжаловании действий (бездействий) лиц, указанных в настоящем законе в качестве субъектов коррупционных правонарушений и органов, от лица которых принимались оспариваемые решения, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Нормативные (ненормативные) правовые акты, принятые в результате коррупционных правонарушений, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ликвидация юридического лица, причастного к совершению коррупционного правонарушения

1. При наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо причастно к совершению коррупционного правонарушения, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры вправе предъявить в суд требование о ликвидации юридического лица в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 15. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

2. С момента введения в действие настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Поручить правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

Текст документа сверен по:
рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх