Куперс

Бухучет и анализ

Ст 32 лесного кодекса

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в статью 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1. Лесное законодательство Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

2. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

3. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

4.1. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 32 Лесного Кодекса РФ

К недревесным лесным ресурсам законодательством отнесены пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы, которые могут использоваться в качестве технического, кормового сырья или сырья для декоративно-прикладного искусства. Например, из лапника хвойных пород вырабатывается витаминная мука, используемая для подкормки крупного рогатого скота.

Данный вид лесопользования не является новым, традиционно эти лесные ресурсы назывались второстепенными. Осуществление лесопользования в целях заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов должно соответствовать принципу непрерывного, неистощительного использования лесов, сохранения их экологических функций.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, так же как и заготовка древесины, может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности (получение постоянной прибыли) и для удовлетворения потребностей граждан, которые непосредственно живут рядом с лесом и используют его недревесные ресурсы в своем хозяйстве.

Если заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, то они включают в себя несколько стадий: изъятие, хранение, вывоз соответствующих лесных ресурсов. Для реализации этих целей лесопользователи могут создавать необходимые объекты лесной инфраструктуры — лесные дороги, временные постройки (навесы, склады). Необходимо отметить, что при осуществлении данного вида лесопользования должно быть четко регламентировано применение технологий заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, исключающих их истощение. Так, заготовка веников, ветвей и кустарников для метел и плетения, на веточный корм скоту должна производиться на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализированные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений), а также с деревьев, срубленных при проведении лесохозяйственных мероприятий. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право пользования недревесными лесными ресурсами возникает у граждан и юридических лиц на основании договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 апреля 2007 г. N 84 утверждены правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов <1>.

———————————
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 24.

Другой комментарий к статье 32 ЛК РФ

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов является самостоятельным видом использования лесов, причем, как указано в комментируемой статье, это предпринимательская деятельность. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд в качестве непредпринимательской деятельности предусматривается ст. 33 настоящего Кодекса. Новых правил, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, пока не принято. Правоустанавливающим документом для этого вида использования леса является договор аренды лесного участка. Комментируемая статья устанавливает перечень недревесных лесных ресурсов, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с Лесным кодексом РФ. Редакция прежнего Лесного кодекса РФ разделяла понятия таких видов использования леса, как заготовка второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование. В действующем ЛК РФ понятие побочного лесопользования отсутствует. Из побочного лесопользования выделили отдельным видом использования леса заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства (сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек); оставшиеся виды побочного лесопользования: сбор мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша — включили в такой вид использования леса, как заготовка и сбор недревесных второстепенных лесных ресурсов. Иными словами, перечень видов использования леса при заготовке второстепенных лесных ресурсов расширился. Соответствующим изменениям подлежит и Приказ МПР России от 27 июля 2005 г. N 212 «Об утверждении Правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования». Заметим, что данным Приказом был отменен ранее действовавший Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 1 апреля 1999 г. N 74 «Об утверждении Перечня дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации». Комментируемая статья предоставляет право гражданам и юридическим лицам возводить временные постройки на предоставленных в аренду лесных участках для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. По истечении срока договора аренды временные сооружения арендаторами за свой счет должны быть снесены, а участок приведен в первоначальное состояние. Подобные вопросы требуют своего отражения в текстах договоров аренды в связи с отсутствием прямой регламентации на то статей Лесного кодекса РФ.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» (проект № 140177–7), принятый Государственной Думой 19 декабря 2018 года (далее — Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов, в том числе защитных лесов и особо защитных участках лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Федеральный закон закрепляет принцип использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Федеральным законом сохраняется запрет изменения целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон запрещает использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.
Перечень особо защитных участков лесов дополнен объектами природного наследия.
Федеральный закон устанавливает специальный режим охраны городских лесов, в границах которых запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, а также изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Федеральным законом определяются правила установления и изменения границ земель, на которых расположены леса, предусматривающие определение их границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, при принятии решений об отнесении лесов к той или иной категории, изменении их границ.
Усовершенствован порядок управления защитными лесами.
За федеральными органами исполнительной власти закреплены полномочия принимать решения об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, устанавливать особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на всех категориях земель. Кроме того, законодательство об охране окружающей среды дополнено правовым регулированием вопроса изменения площади лесопарковых зеленых поясов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием принимать решения об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах. Предусматривается также, что решение об изменении площади лесопаркового зеленого пояса принимаются в том же порядке, что и решение его о создании.
Федеральный закон вводит новую главу, 18, в которой содержатся нормы, определяющие правовой режим лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, на землях населенных пунктов землях сельскохозяйственного назначения. Устанавливается общее положение, согласно которому использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель. Защитные леса, расположенные на землях, не являющихся землями лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон упраздняет лесопарки, которые преобразовываются в лесничества в срок до 1 июля 2020 года.
Корреспондирующие изменения вносятся в ряд федеральных законов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 и потребует принятия нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх