Куперс

Бухучет и анализ

Ст 331 НК РФ

Добрый день, уважаемые коллеги.

В начале 2019 года интернет был взорван многочисленными роликами, где люди, называющие себя специалистами и консультантами в области налогообложения, торжественно объявили, что в Российской Федерации отменяются все налоги и сборы! И при этом с воодушевлением и восторгом зачитывали п. 5 ст. 12 НК РФ:

«федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом».

И, прочитав это, они пришли к выводу, что налоги в РФ отменены и их платить не надо. Но никто из них не удосужился почитать статьи, которые написаны раньше или посмотреть пункты, которые написаны в ст. 12 НК РФ до п.5 или после него. И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом. То есть ни правительство, ни президент, ни Конституционный суд, ни какой другой орган не может ни установить дополнительные налоги, ни отменить их , они устанавливаются и отменяются только законами РФ после внесения изменений в настоящий Кодекс. Это и вызвало бурю непониманий.

Также я неоднократно замечал, что в комментариях под моими статьями и роликами кто-то пишет, что налоги вообще платить не надо! Типа РФ является акционерным обществом, либо ООО, либо другой коммерческой организацией. И что это коммерческая организация, зарегистрирована в США и т.д. Полный трэш.

Новость, которая «взорвала» интернет

А еще в конце декабря 2019 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета… Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2020 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2019 года. По сути дела, с 2020 года только заработала. И он нам процитировал следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».

Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.

Поставим точку в этом вопросе

Неужели кто-то из вас в здравом уме и в трезвой памяти считает, что наше государство вот так возьмет и освободит вас от всех налогов по п. 5 ст. 12 НК РФ? Или всех граждан России возьмут и освободят от налога на имущество, от налога на транспорт? Короче, вы поняли… Скорее Земля сойдет со своей оси, а Солнце улетит в соседнюю галактику, чем кто-то из вас дождется, чтобы какое-то государство освободило своих граждан от налогов. Да сейчас, разбежались!

В этом году расскажу, как увеличат налоги в следующем году. Вы же мало платите! Вам их увеличат. Но снижать? Да вы чего, обалдели?

Как правильно понимать заявление, что единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему? О чем идет речь? Каждый из нас платит налог на квартиру, на дом, на землю, на машину и т.д. И мы как платили эти налоги, так и продолжаем платить. Есть ст. 45 НК РФ, где все написано, есть целая глава по имущественным налогам, по транспортному налогу. Ничего в этом отношении не меняется. Налоговики как присылали бумажные уведомления о том, что ты должен заплатить имущественные налоги, так и будут присылать. Если у вас есть личный кабинет, через него вам пришлют уведомление об уплате имущественного налога. И вы будете платить.

Но теперь государство решило сделать себе хорошо. Государство разрешило физлицам взять пачечку денег и отдать их федеральному казначейству. И эти деньги будут лежать у федерального казначейства, пока не кончатся. Денег может хватить на уплату имущественных налогов на ближайшую пятилетку. И вот эти деньги лежат 5 лет, а государство каждый год берет и погашает ваши налоги.

То есть вы посчитали, что вам на ближайшие 5 лет надо положить 400 тыс. рублей на имущественные налоги и отнесли эти деньги государству. Они лежат на счету федерального казначейства. Срок уплаты налогов уже наступил — осенью государство с этого вашего счета выдергивает 40 тыс. рублей налогов и погашает. Все. У вас осталось 360 тыс. Проходит еще год, государство еще берет и еще погашает ваши имущественные налоги. И так далее, год за годом. То есть единый налоговый платеж — это деньги, которые вы добровольно отдали федеральному казначейству в счет уплаты ваших будущих налогов. И государство оттуда эти деньги будет брать для того, чтобы ваши налоги за вас платить:

«Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества».

Про медвежью услугу

Если вы последуете совету того «налогового консультанта», который сказал, что в РФ теперь имущественные налоги платятся добровольно, то к вам придут. И у вас эти налоги все равно заберут, арестовав и очистив все ваши банковские счета. А если этого не хватит, ваше имущество будет описано по остаточной балансовой стоимости. Поэтому, кто хочет последовать «мудрому совету» этого налогового консультанта — следуйте. Не думаю, что этот налоговый консультант захочет понести потом какую-то материальную ответственность за тот совет, который он дал.

Наш министр после Нового года заявил, что в РФ какой бы кризис ни был, даже если совсем цена на нефть упадет ниже плинтуса, государство сможет выполнять свои обязательства в течение 3 лет. То есть подушка безопасности и копилка у государства создана мама не горюй какая. Но, по всей видимости, наши чиновники считают, что этого мало. Поэтому ожидаем в 2020 году дальнейших экспериментов над гражданами в части, касающейся взыскания дополнительных налогов.

Удачи, и не слушайте фейковые новости.

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

Галочкина А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

29 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который внес масштабные и весьма существенные изменения как ч. I, так и в ч. II НК РФ. Рассматриваемые новшества приняты в целях реализации отдельных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 и Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

О том, что непосредственно изменилось в нормах об администрировании налогов и сборов и когда новшества начинают применяться, – в предложенном материале.

Отчетность физических лиц через МФЦ

С 29 октября 2019 года действует новый п. 1.1, внесенный в ст. 21 НК РФ. Согласно новой норме налогоплательщики – физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в которых будет организована такая возможность. Но только в случаях, когда НК РФ предусмотрен данный вариант. Например, с 2020 года физические лица смогут представлять декларацию по форме 3-НДФЛ через МФЦ.

При представлении налогоплательщиком – физическим лицом документов (сведений) через МФЦ днем их представления считается дата их приема центром. При этом МФЦ выдаст расписку или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 80 НК РФ.

Новая обязанность налогоплательщиков

С 1 января 2021 года налогоплательщики-организации обязаны направлять в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (ст. 23 НК РФ дополнена п. 2.2).

Права налоговых органов

С 1 апреля 2020 года у налоговых органов появится еще одно право – информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и электронной почты, а также иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Но делать это они смогут не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия налогоплательщиков в письменной форме на такое информирование (п. 7 ст. 31 НК РФ)

Уплата и взыскание налогов и сборов

Новое основание исполнения обязанности по уплате налога

С 2020 года возникает дополнительное основание, по которому обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (п. 3 ст. 45 НК РФ дополнен пп. 9): это происходит со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке. Обязательным условием также является наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа.

Единый налоговый платеж физического лица

С 2020 года единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате не только транспортного, земельного налогов и (или) налога на имущество физических лиц, но и НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ (п. 1 ст. 45.1 НК РФ). В данном случае речь идет о НДФЛ, уплачиваемом на основании налогового уведомления до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменился и порядок зачета единого налогового платежа (п. 5 ст. 45.1 НК РФ). Теперь зачет суммы единого налогового платежа физического лица будет осуществляться в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по указанным налогам не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого платежа физического лица в бюджетную систему РФ после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено п. 6 ст. 45.1 НК РФ.

При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

Взыскание налогов и сборов

Изменения, внесенные в ст. 46 НК РФ, вступят в силу с 1 апреля 2020 года.

По общему правилу решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Теперь из него есть исключения, а именно решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., за исключением случая, приведенного далее.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма недоимки превысила 3 000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы недоимки, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила 3 000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учет переплаты

Начиная с 1 января 2021 года при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, налоговым органом будут учитываться имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов (п. 2 ст. 52 НК РФ). В данном случае речь идет об НДФЛ, о транспортном и земельном налогах, а также о налоге на имущество физических лиц.

Отсрочка по уплате налогов и сборов

С 1 апреля 2020 года ст. 63 НК РФ будет дополнена п. 1.1, согласно которому органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ – невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, являются:

  • при наличии условий, установленных абз. 15 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;

  • при наличии условий, установленных абз. 16 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – ФНС.

Одновременно с указанной даты вступят в силу новшества, внесенные в ст. 64 НК РФ. Так, проценты на сумму задолженности, если отсрочка предоставлена по основанию, установленному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, будут начисляться исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период рассрочки, если иное не предусмотрено правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Утратит силу одно из условий для предоставления рассрочки по пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно то, чтосумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

При этом рассрочка по уплате налога в пределах срока, установленного абз. 2 п. 1 ст. 64 НК РФ – не более трех лет, по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, может быть предоставлена заинтересованному лицу на срок, не превышающий:

  • одного года – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки;

  • трех лет – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей 30% и более по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Требование об уплате налогов и сборов

По общему правилу требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

С 1 апреля 2020 года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Обеспечительные меры

Информация об аресте имущества на сайте ФНС

С 1 апреля 2020 года вступят в силу изменения, внесенные в ст. 72 НК РФ (дополнена п. 4), согласно которым сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ (залог и арест имущества), и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ (запрет об отчуждении имущества), а также об отмене либо о прекращении действия таких решений размещаются на официальном сайте ФНС с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение.

Указанные сведения будут размещаться в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.

Состав размещаемых сведений и порядок их размещения будут утверждены ФНС.

Кстати, с 1 апреля 2020 года сведения о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных НК РФ, не являются налоговой тайной (п. 1 ст. 102 НК РФ дополнен пп. 14).

Залог имущества

Также с 1 апреля 2020 года начнут действовать поправки в ст. 73 НК РФ, согласно которым в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с НК РФ, либо вступления в силу решения, предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в названном пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

При этом указанный залог подлежит государственной регистрации и учету в установленном порядке. Последствия данного залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Арест имущества

Значимые изменения внесены в ст. 77 НК РФ «Арест имущества», которые вступят в силу с 1 апреля 2020 года.

Согласно действующей редакции ст. 12.1 НК РФ по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Новые правила расширяют варианты замены ареста имущества. Налоговый орган сможет принять решение о замене ареста имущества:

  • на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок, отвечающую требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ;

  • на залог имущества налогоплательщика-организации, оформленный в соответствии с п. 2 ст. 73 НК РФ;

  • на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ. При этом поручитель должен соответствовать требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов

С 1 октября 2020 года утратит силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится строго по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

С 1 января 2021 года ст. 78 НК РФ будет дополнена п. 5.1, которым предусмотрено, что зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст. 363 и 397 НК РФ.

Кроме этого, ст. 78 НК РФ дополнена п. 8.1 НК РФ, который вступил в силу с 29 октября 2019 года: в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки указанные сроки начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Учет организаций и физических лиц

Постановка (снятие) на налоговый учет иностранцев

С 1 апреля 2020 года вступят в силу внесенные в ст. 83 НК РФ уточнения, согласно которым постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ) (ст. 83 НК РФ дополнена п. 7.4).

Если таких организаций (индивидуальных предпринимателей) несколько, то указанные лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

При этом налоговый орган обязан осуществить постановку на учет данного иностранного гражданина в течение 15 дней со дня получения обозначенных сведений и в тот же срок выдать (направить) указанной организации (индивидуальному предпринимателю) уведомление о постановке на учет такого иностранного гражданина.

Организация (индивидуальный предприниматель), получившая подобное уведомление налогового органа, обязана в течение пяти дней со дня получения такого уведомления направить его иностранному гражданину, а также представить в налоговый орган, в котором иностранный гражданин поставлен на учет, документ, подтверждающий направление им такого уведомления (п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

Порядок направления организации (индивидуальному предпринимателю), являющейся источником выплаты доходов, иностранному гражданину уведомления о постановке на налоговый учет применяется и в случае поступления в налоговый орган указанных сведений по ТКС. При этом налоговый орган по запросу иностранного гражданина обязан представить им названное уведомление в письменной форме на бумажном носителе.

Снятие с учета в налоговом органе данного иностранного гражданина осуществляется налоговым органом, в котором он состоит на учете, в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов, сведений, подлежащих представлению в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления самим иностранным гражданином налоговой декларации, предусмотренной ст. 228 НК РФ, в течение указанного срока. В указанном случае уведомление о снятии с учета в налоговом органе иностранного гражданина организации (индивидуальному предпринимателю), являвшейся источником выплаты доходов, не направляется (ст. 83 НК РФ дополнена п. 5.7 НК РФ).

Документы через МФЦ

С 1 апреля 2020 года заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, заявление иностранной организации, уведомления, предусмотренные ст. 83 НК РФ, документ, предусмотренный п. 2.1 ст. 84 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично или через представителя;

  • по почте заказным письмом;

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, указанные заявления, уведомления, документы могут быть представлены в налоговый орган через МФЦ, при этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть получено физическим лицом также через МФЦ (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Налоговый контроль

Камеральная налоговая проверка по НДФЛ

Изменения, внесенные в ст. 88 НК РФ, касающиеся порядка проведения камеральных проверок, вступят в силу с 1 января 2021 года.

Согласно новому п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок (пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ), камеральная проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В данном случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам. В рамках данной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений.

Если до окончания данной проверки налогоплательщиком будет представлена налоговая декларация по НДФЛ, то первоначальная камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Осмотр территорий и помещений налогоплательщика

С 1 апреля 2020 года согласно изменениям, внесенным в ст. 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 млн руб., в отношении организации, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при наличии ее согласия.

Отметим, что действующей редакцией ст. 92 НК РФ осмотр помещений и территории налогоплательщика предусматривается только в рамках проведения выездной либо камеральной проверки на основе декларации по НДС.

Соответственно, в осмотре вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также специалисты.

Истребование документов о налогоплательщике

С 1 апреля 2020 года начнут действовать дополнения, внесенные в ст. 93.1 НК РФ. Новые нормы аналогичны нормам, внесенным в ст. 92 НК РФ: должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 млн руб., в отношении организации или индивидуального предпринимателя, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, будет вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС.

Если налогоплательщик не представит истребуемые документы, то налоговики вправе истребовать их у иных лиц, располагающих соответствующей информацией.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

С 29 октября 2019 года в новой редакции представлена ст. 113 НК РФ. Теперь исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, порядок исчисления сроков давности в указанных случаях распространили на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК.

Новшества ст. 129.1 НК РФ вступят в силу только с 1 января 2021 года. Налоговые санкции, предусмотренные данной нормой, распространены на налогоплательщиков, которые обязаны представить сообщение, обозначенное в п. 2.2 ст. 23 НК РФ: непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу указанного сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении транспортного средства или земельного участка, по которым не представлено сообщение.

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения

С 1 января 2020 года НК РФ будет дополнен гл. 20.3 НК РФ «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения».

Взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора РФ по вопросам налогообложения (ст. 142.7 НК РФ).

Порядок проведения взаимосогласительной процедуры определяется положениями соответствующего международного договора РФ по вопросам налогообложения (ст. 142.8 НК РФ). Взаимосогласительная процедура может быть инициирована по заявлению лица, указанного в ст. 142.7 НК РФ, или по запросу компетентного органа иностранного государства (территории), являющегося стороной международного договора РФ по вопросам налогообложения.

Порядок и сроки представления заявления о проведении взаимосогласительной процедуры, а также порядок и сроки рассмотрения указанного заявления определяются Минфином с учетом положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения.

Кроме этого, с 2020 года будет действовать новая ст. 105.18-1 НК РФ «Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения», устанавливающая следующие правила:

  • для целей применения корректировок по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов;

  • данные корректировки отражаются в декларациях по налогам, указанным в пп. 1 и 2 п. 4 ст. 105.3 НК РФ, – налогу на прибыль организаций и НДФЛ;

  • если в связи с проведенными корректировками российская организация – налогоплательщик получает право на зачет или возврат суммы налога, то указанная сумма налога подлежит зачету или возврату в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

* * *

Внесены масштабные и существенные изменения в ч. I НК РФ, в том числе следующие:

  • введен новый канал взаимодействия с налоговыми органами – через МФЦ;

  • налоговым органам дано право информировать налогоплательщиков о наличии недоимки посредством СМС-сообщений и электронной почты;

  • под единым налоговым платежом физических лиц в целях уплаты имущественных налогов теперь понимаются не только транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц, но и НДФЛ;

  • введена новая обязанность организаций сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения от налоговых органов сообщения об исчисленных суммах налогов;

  • изменяется порядок предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов;

  • сведения о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных НК РФ, больше не являются налоговой тайной и будут размещаться на официальном сайте ФНС;

  • расширены варианты замены ареста имущества – теперь он может быть заменен на банковскую гарантию, на залог имущества и на поручительство третьего лица;

  • постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным НК РФ, будет осуществляться в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), являющейся источником выплаты доходов таким гражданам на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ;

  • теперь камеральная налоговая проверка может быть проведена без представления налоговой декларации – если физическим лицом не представлена декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи или дарения недвижимого имущества. Камеральная налоговая проверка будет проводиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах;

  • совершенствуется налоговый контроль в отношении ценообразования по трансграничным сделкам, а также урегулирован порядок проведения взаимосогласительных процедур в рамках международных соглашений по вопросам налогообложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх