Куперс

Бухучет и анализ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВЕТЕРИНАРИИ»

Принят

Государственной Думой

26 ноября 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 30, ст. 3805) следующие изменения:

1) в абзаце втором части второй статьи 1 слова «карантинных и особо опасных» заменить словами «заразных и иных»;

2) в части первой статьи 3:

а) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (далее — ограничительные мероприятия (карантин);»;

б) в абзаце десятом слова «карантинных и особо опасных» заменить словами «заразных и иных»;

3) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

«Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации;

2) отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

2. Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

3) — 5) утратили силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 233-ФЗ;

6) вносит представление об освобождении от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;

7) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;

8) утверждает формы бланков предписаний, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;

9) устанавливает формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

10) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 233-ФЗ.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора:

1) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

2) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, по представлению федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;

2) освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, с согласия федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии или по его представлению;

3) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи;

5) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:

экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;

сведений о выявленных случаях заразных болезней животных;

иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.»;

4) абзац второй пункта 3 статьи 5 признать утратившим силу;

5) в части первой статьи 9:

а) в абзаце пятом слова «и органы местного самоуправления» исключить;

б) в абзаце седьмом слова «и массовых незаразных» исключить;

6) статью 17 изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных болезней животных

В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Копия представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, одновременно с направлением данного представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.

В случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, копия указанного решения в течение дня, следующего за днем его принятия, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

В случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) могут быть установлены решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. В случае принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) указанное решение действует до его отмены федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин).

Для оперативного руководства деятельностью юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных болезней животных и координации указанной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в установленном порядке специальные комиссии.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.».

Статья 2

Абзац девятый пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) признать утратившим силу.

Новая редакция Ст. 356 УК РФ

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Статье 356 УК РФ

1. В коммент. статье предусматриваются два самостоятельных состава преступления (ч. 1 и 2).

2. Общественная опасность применения запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны заключается в том, что при их использовании воюющей стороной или обеими сторонами не только попираются нормы международного права, а, как правило, причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, умножаются человеческие жертвы, разрушаются или уничтожаются народно-хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются культурные ценности и памятники истории как достижения человеческой цивилизации. Объектом преступного посягательства является безопасность человечества.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) может выражаться в: а) жестоком обращении с военнопленными; б) жестоком обращении с гражданским населением, оказавшимся в районе ведения военных действий; в) депортации гражданского населения из района военных действий или с оккупированных территорий; г) разграблении национального имущества на оккупированной территории.

4. Жестокое обращение с военнопленными предполагает совершение любых незаконных деяний, запрещенных международными конвенциями.

Военнопленными согласно Конвенции об обращении с военнопленными (1949 г.) <1> признаются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий, а именно: а) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; б) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, если эти ополчения и добровольческие отряды отвечают следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; открыто носят оружие.
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 634 — 381.

Вооруженными считаются также и некоторые другие категории людей (ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными).

6. Депортация гражданского населения — это его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории. В ст. 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны указывается, что воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование такого населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет. Однако вместе с тем разрешается полная или частичная эвакуация населения какого-либо оккупированного района, если этого требует его (населения) безопасность или особо веские соображения военного характера. Как сказано в названной Конвенции, эвакуируемые могут перемещаться только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно.

7. Разграблением национального имущества на оккупированной территории признается его разворовывание, присвоение или перемещение на территорию оккупирующего государства.

8. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в применении в вооруженном конфликте средств и методов войны, запрещенных международным договором РФ, что означает использование методов и средств, запрещенных Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. <1>, а также рядом других международных соглашений. Например, согласно ст. 35 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицирован Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г.) <2> запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания; запрещается применять методы и средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде; убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, и т.п.
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 578 — 587.

<2> Там же. С. 731 — 792.

9. В ст. 53 и 54 цитируемого Протокола указано на запрещение осуществлять военные нападения на гражданские объекты, совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объекты для поддержки военных усилий, делать их объектами репрессалий.

10. Преступление окончено (составами) в момент совершения названных в диспозициях ч. 1 и 2 коммент. статьи действий.

11. Субъектами преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, могут быть военнослужащие, должностные лица органов военного управления, командиры воинских подразделений и соединений.

12. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренная ч. 1 коммент. статьи, характеризуется умышленной виной.

13. С объективной стороны состав преступления (ч. 2) выражается в применении в процессе вооруженного столкновения оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. коммент. к ст. 355).

14. Субъект посягательства и субъективная сторона состава преступления (ч. 2) такие же, как и в составе, предусмотренном ч. 1 коммент. статьи.

15. Деяния, описанные в статье, относятся к категории особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 356 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

2. Понятие военнопленных дается в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., а понятие гражданского населения — в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

3. К жестокому обращению можно отнести: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест указанных лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и другие действия.

4. Депортация гражданского населения, по сути, представляет собой разновидность жестокого обращения и состоит в перемещении его из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет.

5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории состоит не только в хищении его путем грабежа, но и в его присвоении иными способами. Особо на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. защищаются культурные ценности.

6. Средства ведения войны — это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения либо подавления живой силы и материальных средств противника, а также подавления его сил и способности к сопротивлению. Под методами ведения войны понимаются порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Кроме того, запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международными договорами запрещены следующие средства ведения войны: снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом; удушливые, ядовитые или других подобные газы и бактериологические средства; некоторые виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в том числе оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, зажигательное оружие, ослепляющее лазерное оружие, мины, мины-ловушки, противопехотные мины и др.

Запрещенными методами ведения войны признаются: вероломство; отдача приказа никого не оставлять в живых; принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы; разрушения, не продиктованные военной необходимостью; нападения неизбирательного характера; ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил и др.

7. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, образующих объективную сторону состава независимо от наступления последствий.

8. В ч. 2 предусмотрена ответственность за использование конкретного средства ведения войны — применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. О понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355 УК РФ.

Применением оружия массового поражения признается его фактическое использование. Последствия вынесены за рамки состава, поэтому их наступление не имеет значения для признания состава оконченным и квалификации деяния по данной норме.

Новая редакция Ст. 362 НК РФ

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

абзацы 5 — 6 утратили силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

4. Утратил силу.

5. Утратил силу.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Комментарий к Статье 362 НК РФ

В соответствии со ст. 362 НК РФ организации — юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков — физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:

Число полных месяцев нахождения ТС у налогоплательщика

Коэффициент = ———————————————————.

Число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации ТС, произошедших за предыдущий календарный год, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Другой комментарий к Ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 362 НК предусмотрено своевременное представление государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, то есть не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В целях исчисления транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

Письмом Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11 разъясняется, что, в случае если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца, поэтому исчисление и уплата этого налога должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

Минфин России в письмах от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16 и от 25.12.2007 N 03-05-06-04/45 разъяснил, что положение пункта 3 статьи 362 НК в части, определяющей месяц регистрации и снятия с регистрации транспортного средства как один полный месяц, применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.

Согласно изложенному если перерегистрация одного и того же автотранспортного средства осуществлена на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, то указанная норма пункта 3 статьи 362 НК не применяется, а исчисление суммы транспортного налога, должно производиться в общем порядке, т.е. с учетом общего количества месяцев регистрации данного транспортного средства на налогоплательщика.

Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы утверждено Приказом МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31.10.2008.

СТ 363 НК РФ.

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).

3. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 363 Налогового кодекса

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.

Внимание!

Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации.

Как указано в Методических рекомендациях, сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта Российской Федерации), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта Российской Федерации), подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов Российской Федерации, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом.

Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу.

В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.

Официальная позиция.

Как указано в письме МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704, НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.

Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

Налоговый орган обращает внимание, что недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автотранспортных средств.

Налоговый орган обращает внимание, что в соответствии со статьей 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, до 1 февраля текущего календарного года.

Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода — для уплаты авансовых платежей и следующего календарного года — для окончательной уплаты налога).

Налоговый орган считает целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу о правомерности начисления пени на основании статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу.

Учитывая, что до 01.01.2006 отчетные периоды по транспортному налогу НК РФ не были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума ВС РФ от 11.05.2005 N 32пв04.

Судебная практика.

Определениями ВС РФ от 17.05.2006 N 59-Г06-4, от 29.03.2006 N 6-Г06-2, 01.02.2006 N 59-Г05-26 признаны недействующими как противоречащие федеральному законодательству положения законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие отчетные периоды по транспортному налогу и предусматривающие обязанность налогоплательщиков уплачивать налог в виде авансового платежа до истечения налогового периода.

Пример.

Суть дела.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа, которым налогоплательщику предложено уплатить пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за отчетный период — 1 полугодие 2005 года, уплата которого предусматривалась абзацем 1 пункта 3 статьи 9 Закона Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 «О транспортном налоге в Хабаровском крае» (далее — Закон N 70), в редакции, действовавшей до 21.09.2005.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно статье 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пункт 1 статьи 57 НК РФ предусматривает, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законом N 70 в нарушение вышеуказанных норм права установлены отчетный период по налогу, которым признается полугодие, и обязанность по уплате авансового платежа по итогам отчетного периода в срок не позднее 10 июля текущего налогового периода.

Правовые последствия, наступающие в случае принятия правовых актов, не соответствующих закону, предусмотрены частью 2 статьи 13 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку налоговый орган, начисляя налогоплательщику пени за несвоевременную уплату аванса по транспортному налогу за первое полугодие 2005 года, руководствовался положениями статьи 9 Закона N 70, которая противоречит НК РФ, в частности главе 28, то арбитражному суду при рассмотрении заявления акционерного общества о признании недействительным требования налогового органа N 42258 в части уплаты пени в сумме 20687,90 руб. следует руководствоваться положениями вышеназванных норм налогового законодательства, а не Определением ВС РФ от 21.09.2005 N 58-Г05-25, которым также подтверждено, что абзацы 1 — 3 пункта 3 статьи 9 Закона N 70 противоречат федеральному законодательству.

На основании изложенного суд считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления акционерному обществу спорной суммы пени.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2006 N Ф03-А73/06-2/2776.

Выводы, изложенные в приведенном Постановлении, подтверждаются также судебной практикой.

Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 19.07.2006 N Ф09-2402/06-С1 по делу N А47-14455/05, признавая недействительным решение налогового органа о взыскании транспортного налога за первое полугодие 2005 года за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, суд исходил из того, что по смыслу статей 55, 80 НК РФ авансовые платежи исчисленным налогом не являются и уплачиваются по итогам отчетного, а не налогового периода, то есть авансовый платеж является частью предполагаемого, а не исчисленного налога.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2006 N Ф09-9727/06-С7 арбитражный суд, признавая неправомерным начисление налоговым органом пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу в 2004 году, исходил из того, что в силу пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 пеня взыскивается за просрочку уплаты авансовых платежей в случае, если уплата авансовых платежей предусмотрена законом и авансовый платеж исчисляется и уплачивается по итогам отчетного периода на основе налоговой базы в соответствии со статьями 53, 54 НК РФ. Тогда как главой 28 «Транспортный налог» НК РФ до 01.01.2006 не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. НК РФ также не предоставлял право субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных периодов.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 19.01.2006 N Ф09-6176/05-С1 арбитражный суд, признавая недействительным требование об уплате пеней, начисленных на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, сослался на то, что положения статьи 75 НК РФ не предусматривают начисление пени за нарушение сроков уплаты авансовых платежей. Следовательно, отсутствуют законные основания, связанные с возможностью взыскания с организации пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по отчетным периодам по транспортному налогу.

В то же время в арбитражной практике отсутствует единый подход к вопросу о правомерности начисления пени по статье 75 НК РФ за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до 01.01.2006.

Внимание!

В письмах Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, от 02.06.2006 N 03-06-02-02/73, от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2006, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.

Пример.

Суть дела.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате транспортного налога и пени за его несвоевременную уплату. Основанием для выставления указанного требования послужила, по мнению налогового органа, образовавшаяся у налогоплательщика недоимка по транспортному налогу за второй и третий кварталы 2004 года по расчетам авансового платежа, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.

Частично не согласившись с требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда.

Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу и пени, суд руководствовался следующим.

На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Плательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

На основании положений статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.

Пунктом 8 статьи 4 Закона Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (далее — Закон N 76-ОЗ) установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются первый, второй и третий кварталы налогового периода.

Из совокупности законодательных предписаний, содержащихся в статьях 4 и 5 Закона N 76-ОЗ, следует, что авансовые платежи по транспортному налогу за 2 квартал 2004 года подлежали уплате до 20.07.2004, за 3 квартал 2004 года — до 15.10.2004.

Доказательств исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по транспортному налогу за спорные периоды налогоплательщиком не представлено, в связи с чем суд указал на правомерность требования налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу.

Довод налогоплательщика о том, что НК РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогам отчетных периодов, правомерно признан судом несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В силу прямого указания пункта 4 статьи 58 НК РФ порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

При этом КС РФ в своем Определении от 09.04.2001 N 82-О указал, что сроки уплаты налогов и сборов согласно пункту 1 статьи 57 НК РФ устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку материалами дела подтверждается факт несвоевременной уплаты налогоплательщиком авансовых платежей по транспортному налогу по итогам отчетных периодов, налогоплательщику обоснованно начислены пени за период просрочки.

Довод налогоплательщика о том, что пени на авансовые платежи по итогам отчетных периодов в данном случае начисляться не могут ввиду того, что по транспортному налогу налогооблагаемая база поквартально не формируется, несостоятелен, поскольку, как следует из содержания статьи 4 Закона N 76-ОЗ, авансовый платеж по транспортному налогу исчисляется и уплачивается исходя из реальной налоговой базы в соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2006 N А54-9116/2006-С3.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается:

— сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 НК РФ;

— срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления.

В Методических рекомендациях указано, что в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются:

— суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;

— сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления.

По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. Указанная сумма рассчитывается в порядке, установленном НК РФ и законом субъекта Российской Федерации (с учетом в том числе коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 НК РФ, и налоговых льгот, установленных законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, указывается сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, и срок уплаты налога.

Положения пункта 3 статьи 363 НК РФ применяются в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по истечении налогового периода, больше нуля.

В соответствии со статьей 356 НК РФ, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации вправе определить форму отчетности по налогу.

В случае, если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта Российской Федерации о налоге, то налогоплательщик — юридическое лицо обязано представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх