Куперс

Бухучет и анализ

Ст 6 402 ФЗ

23 сентября 2020
Вопрос:

Как учесть пересортицу товара в бухгалтерском и налоговом учете

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете пересортица отражается зачетом стоимости товаров одного наименования с разными номенклатурными номерами. Когда стоимость недостающих товаров выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, разница в стоимости относится на виновных лиц, а если виновные лица не выявлены — списывается в расходы. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
В налоговом учете пересортица оформляется двумя операциями: списанием недостающих и оприходованием излишка товаров.
Проводки по учету пересортицы товаров приведены ниже.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет пересортицы товаров

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).
Исходя из п. 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания N 119н), и п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации, под пересортицей можно понимать появление излишков и недостач товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Поскольку пересортица выявляется в результате инвентаризации, о допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
При этом допускается взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы, но только в виде исключения. Зачет возможен за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и равного количества (письма Минфина России от 19.08.2004 N 07-05-14/217, УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016379). Причем окончательное решение о зачете принимает руководитель организации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации, п. 32 Методических указаний N 119н, письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/195).
В учете такой зачет отражается записью:
Дебет 41, аналитический счет «Товар 1» Кредит 41, аналитический счет «Товар 2»
— отражена пересортица.
Обращаем внимание, что если речь идет о товарах разного вида и количества, для таких случаев, как прямо следует из процитированных норм, зачет не предусмотрен. Поэтому выявленные излишки и недостачи следует отражать в обычном порядке.
Пунктом 5.1 Методических указаний по инвентаризации определено, что выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).
Согласно п. 28 Положения N 34н выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Таким образом, с учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), в общем случае оприходование выявленных в результате инвентаризации излишков товара следует отразить в учете записью:
Дебет 41 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— учтена в доходах рыночная стоимость излишков товаров, выявленных в ходе инвентаризации.
Списание недостающего товара со счета его учета должно отражаться проводкой:
Дебет 94 Кредит 41
— установлена недостача товара в ходе инвентаризации.
При отсутствии виновных лиц суммы, учтенные на счете 94, списываются в следующем порядке:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 94
— списана недостача в пределах норм естественной убыли (если таковые разработаны и установлены для данного товара);
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 94
— списана недостача сверх норм естественной убыли.
Если нормы естественной убыли отсутствуют, в учете, соответственно, делается запись:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 94
— списана недостача.

Налоговый учет пересортицы товаров

В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете не предусмотрено проведение зачета излишков и недостач материальных ценностей при пересортице. То есть в налоговом учете всегда следует отражать «развернуто» полную сумму недостачи и излишков материальных ценностей, выявленных по результатам инвентаризации. Для целей налогообложения прибыли пересортица рассматривается как две самостоятельные операции: оприходование одних товаров и списание других (письмо Минфина России от 23.05.2016 N 03-03-06/1/29309).
Стоимость излишков товаров, согласно п. 20 ст. 250 НК РФ, отражается во внереализационных доходах.
Недостача товаров при отсутствии виновных лиц учитывается в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ во внереализационных расходах. Для этого необходим выданный уполномоченным органом власти документ, подтверждающий отсутствие виновных в недостаче (письма Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-07/34451, от 21.05.2015 N 03-03-06/1/29177, от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61228).

Документальное оформление пересортицы на складе

Коммерческим организациям разрешено использовать как унифицированные формы первичной учетной документации, так и самостоятельно разработанные формы документов при наличии в них обязательных реквизитов, перечисленных в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Унифицированные формы по инвентаризации ТМЦ утверждены постановлениями Госкомстата России от 18.08.98 N 88 и от 27.03.2000 N 26.
Выявление пересортицы товаров оформляется:
— инвентаризационной описью ТМЦ по форме N ИНВ-3 (далее — Опись N ИНВ-3);
— ведомостью учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме N ИНВ-26;
— сличительной ведомостью результатов инвентаризации ТМЦ по форме N ИНВ-19 (далее — ведомость N ИНВ-19).
В Описи N ИНВ-3 недостача товаров одного сорта отражается по одной строке описи, а излишек — по другой. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товаров отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления ведомости N ИНВ-19, а второй — остается у материально ответственного лица.
При выявлении пересортицы материально ответственное лицо должно представить инвентаризационной комиссии письменные объяснения о случившемся. Если же виновное лицо не установлено, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц (абзацы 2, 5 п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации).
В связи с этим для списания излишка товаров при выявлении пересортицы также необходимы:
— объяснения инвентаризационной комиссии о причинах недостачи товаров;
— приказ об утверждении результатов инвентаризации, в котором выражено решение руководителя о проведении зачета недостач излишками (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Учет списания товаров в результате порчи, недостачи, хищения;
— Энциклопедия решений. Учет доходов в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия товаров в результате хищения, порчи, недостачи;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов в виде естественной убыли;
— Налоговый учет недостач при инвентаризации имущества (Л.И. Баянова, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 5, май 2019 г.);
— Пересортица товаров в торговле (С.Н. Соловьев, «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2008 г.);
— Семенихин В.В. Торговля. Поставка (издание седьмое, перераб. и доп.). — ИД «Гросс-Медиа»: РОСБУХ, 2019 г. (Раздел «Пересортица товаров»);
— Пересортица МПЗ (В. Федорович, журнал «Практический бухгалтерский учет», N 11, ноябрь 2016 г.);
— О зачете излишков и недостач по результатам инвентаризации (Т.Ю. Кошкина, журнал «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2018 г.);
— Вопрос: Как организации на ОСНО отразить в налоговом учете пересортицу товара, если виновное лицо отсутствует? (журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, ноябрь-декабрь 2019 г.)
— Вопрос: Организация планирует открыть розничный торговый центр самообслуживания. В результате торговой деятельности могут быть выявлены недостачи от невыявленных хищений, а также по вине продавцов может возникнуть «пересортица» товара. Каким образом отражать операции по недостаче и «пересортице» в налоговом учете организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.)
— Вопрос: В 2017 году на предприятии была проведена годовая инвентаризация ТМЦ. В ходе инвентаризации ТМЦ инвентаризационной комиссией выявлены излишки и недостачи, которые отражены в полном объеме в годовой бухгалтерской отчетности. Во время проведения инвентаризации не было выявлено и оформлено пересортицы. Какие присутствуют признаки нарушения законодательства, если инвентаризационная комиссия по результатам инвентаризации предоставила в бухгалтерию сличительные ведомости и протоколы с выявленными недостачами и излишками, но без выявленной пересортицы? Является ли выявление пересортицы вне проведения инвентаризации нарушением законодательства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
— Пример заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (Форма N ИНВ-3) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
— Пример заполнения ведомости учёта результатов, выявленных инвентаризацией (Форма N ИНВ-26) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.)
— Пример заполнения Сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Форма N ИНВ-19) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.).

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом, в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определена обязанность юридических лиц вести учетную политику в соответствии с Правилами ее формирования, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. Согласно ч. 1 ст. 10 того же закона, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, а объекты бухгалтерского учета в соответствии с п. 1 ст. 12 закона Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подлежат денежному измерению.

Согласно с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Требованиями ч. 1 и ч. 3 ст.29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, при этом экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

В случае, если данные требования законодательства не соблюдаются, то должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, им грозит наказание в виде штрафа в размере 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а за повторное нарушение от 10 тысяч до 20 тысяч рублей либо или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх