Куперс

Бухучет и анализ

Ст 81 НК РФ

Нормами налогового законодательства установлена обязанность по представлению уточнений по налогам, только если выявленные искажения привели к занижению размера налога, подлежащего уплате в бюджет. А если нет, то право о целесообразности уточнений остается за налогоплательщиком. Также налоговый кодекс не содержит ограничений по представлению уточненных деклараций за любой период финансово-хозяйственной деятельности (Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979), в том числе, на этапе проведения или завершения налоговых проверок.

Привлечение организации к ответственности в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п.1. ст.122 НК РФ) может возникнуть только при выявлении ошибок, занижающих налоговые обязательства, то есть когда представление уточненных деклараций является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству ответственность не возникает, если налогоплательщик представил уточненную декларацию до истечения срока представления декларации (пп.1п.1 ст.81НК РФ). Также по п.3 ст. 81 НК РФ привлечение к ответственности не возникнет при подаче уточненной декларации после истечения срока для представления декларации, но до момента срока уплаты налога, если налогоплательщик не знал об обнаружении налоговым органом ошибки, либо о назначении выездной проверки за период, в котором сумма налога была занижена.

В этом случае обязательным условием для освобождения от ответственности является уплата недостающей суммы налога и соответствующие ей пени на дату представления уточненной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ). При этом, если у организации до уточняемого налогового периода сформировалась переплата по данным карточки расчетов с бюджетом по соответствующему налогу, налоговый орган вправе самостоятельно зачесть данную переплату в счет недоплаченной суммы налога (Постановление АС Северо-Кавказского района от 12.10.2017 №Ф08-7428/2017 по делу №А32-39713/2016).

До недавнего времени отсутствие в налоговом законодательстве прямого толкования понятия «момент, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений или ошибок в декларации» на практике приводило к возникновению судебных споров с налоговым органом.

Например в определениях ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782 по делу № А40-130185/2016, от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560 по делу № А40-184778/2015 требование о даче пояснений по выявленным расхождениям расценивалось судами как доказательство обнаружения налоговым органом факта искажения налоговой отчетности. Однако, ФНС России в письме от 21.02.2018 №СА-4-9\3514@ по указанному вопросу представило пояснения, указав, что направленные требования о представлении документов, либо пояснений не являются свидетельством об обнаружении ошибок налоговым органом, поскольку только в акте камеральной проверки фиксируются факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, с выходом указанных разъяснений судебные споры в части определения момента обнаружения фискальным органом налогового правонарушения в представленных декларациях не последуют.

Однако, что же будет ожидать налогоплательщика в случае подачи уточненной налоговой декларации после вручения акта камеральной налоговой проверки, но до вынесения решения о привлечении к ответственности по проведенной проверке? По рассматриваемому вопросу на практике имеются две противоречивые позиции. Так, согласно позиции налогового органа (Письмо ФНС России от 20.11.2015 №ЕД-4-15/20327) момент окончания камеральной налоговой проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки согласно п.1, пп.9 п.3 ст.100 НК РФ. Указанная позиция поддерживается и судебной практикой, поскольку представление уточненной декларации после указанной даты позволяет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении инспекцией ошибок, приведших к занижению подлежащего к уплате налога, избежать ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 № Ф08-2787/2017 по делу № А63-4584/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф02-7358/2016 по делу № А19-834/2016).

Также в арбитражной практике существуют и полностью противоположные решения, которые устанавливают, что моментом окончания налоговой проверки признается полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием итогового решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Таким образом, в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации до вынесения оспариваемого решения, налоговый орган обязан прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.07.2017 № Ф10-1884/2017 по делу № А54-3820/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 № Ф10-3450/2017 по делу № А54-3819/2016).

В случае, если организация представит уточненные декларации за период финансово-хозяйственной деятельности, по которому на текущий момент проводится выездная проверка, налоговый орган вправе по своему усмотрению выбрать соответствующую форму налогового контроля по данным уточнениям, а именно: назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, назначить отдельную камеральную проверку уточненной декларации, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить повторную выездную проверку (Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2017 №301-КГ17-14742 по делу №79-10989/2015). При этом, согласно разъяснениям ФНС России (Письмо от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@), налоговый орган инициирует проведение самостоятельной камеральной проверки в отношении уточненной декларации при возмещении НДС и акцизов из бюджета, а также в случае представления уточнений незадолго до окончания выездной проверки в целях исключения вероятности ограничения налогового органа во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля.

Согласно сложившейся практике при назначении повторной выездной проверки налоговым органом будет рассматриваться период, за который представлена уточненная декларация, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган, либо с датой проведения контрольных мероприятия, из чего следует, что проверяемый период может превысить три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2017 №Ф05-12295/2017 по делу № А40-230080/2016).

Как следует из письма ФНС России от 12.12.2016 №ЧД-6-25/1192@ и сложившейся судебной практике (Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 21.06.2017 №15АП-8009/2017 по делу А32-41094/2016, Постановление Арбитражного Суда Московского округа от 06.02.2018 №ФО5-21211/2017 по делуА40-77285/2017, Постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 12.09.2017 № ФО6-23054/2017) уточненные декларации представленные по истечении срока исковой давности в налоговом органе регистрируются и отражаются в КРСБ только в случае, если оплата за период представления уточненных деклараций произведена в рамках трехлетнего срока, то есть когда имеется возможность произвести возврат или зачет налога в соответствии с п.7.ст.78 НК РФ.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о целесообразности представления уточненных деклараций во время проведения налоговых проверок организациям необходимо учитывать возникающие налоговые риски, практический смысл подачи уточненных деклараций на уменьшение налоговых обязательств. Несмотря на то, что налоговое законодательство не ограничивает права налогоплательщиков по представлению уточненных деклараций за любой период финансово-хозяйственной деятельности, осуществить зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога возможно только в рамках срока исковой давности.

При этом необходимо иметь ввиду, что согласно сложившейся практике, выполнение условия об уплате налога (недоимки) может рассматриваться как смягчающее обстоятельство для уменьшения размера штрафных санкций в соответствии с п.3 ст.112 НК РФ при принятии налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо при рассмотрении дела в суде.

  • Право.ru

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений…».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Новая редакция Ст. 81 НК РФ

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).

Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.

Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Статье 81 НК РФ

С 2007 г. в ст. 81 НК РФ появилось понятие «уточненная налоговая декларация». До этого времени такое понятие в Кодексе отсутствовало. Причем подача такой декларации — право, а не обязанность налогоплательщика.

Скажем, еще до недавнего времени чиновники Минфина России настаивали, что если у организации образовалась переплата, она обязана представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию (см., например, Письмо от 15 февраля 2006 г. N 03-03-04/2/33). Хотя и в старой редакции Налоговый кодекс этого не требовал.

Кроме этого, в п. 1 ст. 81 НК РФ закреплена норма, согласно которой уточненная налоговая декларация, представленная после того, как истек установленный срок подачи декларации, не считается несвоевременно поданной. Таким образом, фискалы не имеют права привлекать к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за подачу уточненной налоговой декларации после истечения установленного срока подачи декларации.

Вообще и до внесения поправок арбитражные суды приходили к выводу, что налоговым законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления уточненных налоговых деклараций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. N А05-14671/03-19). К аналогичным выводам приходили суды в Постановлениях ФАС Центрального округа от 27 февраля 2004 г. N А68-АП-265/10-03, ФАС Уральского округа от 20 апреля 2000 г. N Ф09-347/2000-АК и др.

То есть п. 1 ст. 81 НК РФ окончательно закрепляет правовой подход, согласно которому обязанность представления налоговой декларации налогоплательщиком уже была исполнена в момент, когда была подана декларация, содержащая ошибочные данные. Сроков для представления уточненной декларации законодательство о налогах не содержит, поэтому факт подачи уточненной декларации за пределами срока для представления основной декларации не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ.

В п. 2 сказано, что если «уточненка» подается до того, как истек срок, отведенный Кодексом для сдачи отчетности, датой ее представления считается день, когда указанная декларация представлена в инспекцию.

Теперь к п. 3. Тут описана ситуация, когда уточненная декларация подана после того, как истек срок подачи налоговой декларации, но до того момента, как закончился срок, установленный для уплаты налога. В этом случае штрафов можно не опасаться, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

В п. 4 ст. 81 НК РФ закрепляется два основания для освобождения от ответственности в случае представления налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, а именно:

— представление уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до подачи уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

— представление уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Обратите внимание: что, если налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил… Правомерен ли штраф в таком случае? Единого мнения по этому вопросу нет. Так, одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

Скажем, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27 мая 2003 г. по делу N А56-31662/02 указал, что в ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога. Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налогоплательщик привлечен к ответственности «за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок доначисленной суммы пеней». Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за такое деяние. Поэтому решение налоговиков было отменено.

Однако ранее все тот же ФАС Северо-Западного округа пришел к противоположному выводу. Вот как рассуждали в этом случае судьи. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет применение к налогоплательщику ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Одновременно налоговым законодательством предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в этой статье нарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.

Только при исполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за недоплату налога по первоначально поданной декларации.

Несоблюдение одного из условий является основанием для взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок по первоначально поданной декларации из-за неправильного отражения в ней сведений, связанных с исчислением налога.

Поскольку налогоплательщиком в рассматриваемом случае не соблюдено одно из условий освобождения от ответственности, указанное в п. 4 ст. 81 НК РФ: об уплате в полном объеме пеней, начисленных за просрочку внесения в бюджет подлежащей доплате по уточненной декларации суммы налога, — решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ является правомерным. См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2002 г. N А56-5078/02.

Таким образом, в случае если налогоплательщик не уплатил пеню, достаточно тяжело предугадать решение суда. Так, первая позиция нашла свое отражение в следующих решениях арбитражных судов: Постановления ФАС Московского округа от 13 октября 2004 г. N КА-А41/9182-04, от 3 марта 2004 г. N КА-А41/1320-04, от 2 декабря 2003 г. N КА-А40/9649-03. Вторая позиция поддерживается следующими решениями: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А56-23948/03, от 23 декабря 2003 г. N А56-21110/03, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2004 г. N Ф04-7987/2004(6118-А27-33), от 6 сентября 2004 г. N Ф04-5483/2004(А75-3542-35).

Другой комментарий к Ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 81 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию в случаях самостоятельного обнаружения в поданной им налоговой декларации:

неотражения или неполноты отражения сведений;

ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию, как следует из положений п. 2 — 4 комментируемой статьи, осуществляется путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления.

Согласно позиции налоговых органов внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в налоговую декларацию производится путем представления в налоговый орган корректирующей декларации за соответствующий налоговый период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

2. Согласно п. 6 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 2 ст. 81 Кодекса установлено, что в случае, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, то эта налоговая декларация считается поданной в день подачи заявления.

3. Пункт 3 ст. 81 Кодекса определяет последствия подачи налогоплательщиком заявления о дополнении и изменении налоговой декларации в период после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.

В таких случаях налогоплательщик освобождается от ответственности, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации было сделано до момента, когда он узнал об одном из следующих обстоятельств:

об обнаружении налоговым органом в этой налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате;

о назначении выездной налоговой проверки.

О сроках уплаты налогов и сборов см. комментарий к ст. 57 Кодекса.

4. В пункте 4 ст. 81 Кодекса определены последствия подачи налогоплательщиком заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

В этих случаях налогоплательщик освобождается от ответственности при выполнении одновременно двух условий:

заявление о дополнении и изменении налоговой декларации было сделано налогоплательщиком до момента, когда он узнал об одном из следующих обстоятельств: об обнаружении налоговым органом в этой налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате; о назначении выездной налоговой проверки;

до подачи заявления о дополнении и изменении налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Пленум ВАС России в п. 26 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что при применении положений п. 3 и 4 ст. 81 Кодекса, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 и ст. 122 Кодекса (см. комментарии к ст. 120 и 122 Кодекса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх