Куперс

Бухучет и анализ

Ст 93 ФЗ

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

  • Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

  • Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

  • Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

  • Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

  1. заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

  2. заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Банковская гарантия на исполнение контракта

заключенного с единственным поставщиком

Получить

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

  • Деятельность субъектов естественных монополий

  • Указ или распоряжение Президента или Правительства

  • Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

  • Мобилизация

  • Закупка до 100 тыс. руб.

  • Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

  • Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

  • Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

  • Организация мероприятия

  • Поставка культурных ценностей

  • Народные художественные промыслы

  • Преподавательские или экскурсоводческие услуги

  • Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

  • Вооружение и военная техника

  • В случае аварии, ЧС

  • Товары и услуги от предприятия УИС

  • Объекты авторского права (за исключением проката фильма)

  • Авторский надзор за строительством

  • Обеспечение визитов глав иностранных государств

  • Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

  • Управление многоквартирным домом

  • Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

  • Ремонт нежилых помещений

  • Направление работника в командировку

  • Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

  • Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

  • Закупки ЦИК

  • Оборудование для инновационных площадок

  • Банковская гарантия для бюджетного учреждения

  • Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

  • Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

  • Сбор и обработка первичных статистических данных

  • Информация баз данных

  • Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

  • Воинские перевозки

  • Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

  • Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

  • Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

  • Орган исполнительной власти лечится за границей

  • Осуществление государственной охраны

  • Услуги кредитных рейтинговых агентств

  • Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС.

В некоторых случаях при проведении госзакупок возникают ситуации, когда наличие единственного поставщика не свидетельствует о том, что закупка искусственно подгоняется под определенного участника торгов и нарушается основной принцип контрактной системы – конкурентность.
Наоборот, как раз именно требование закона о состязательности в данных закупках выглядит формальной и ненужной процедурой. Закон № 44-ФЗ предполагает такие ситуации и делает исключения, разрешая закупки у единственного поставщика, но не всегда. Иногда заказчику приходится имитировать конкурсные процедуры, добиваясь признания торгов несостоявшимися и заключения договора с единственным заявившимся участником. Рассмотрим и тот, и другой варианты на конкретных примерах.
Как муниципальному заказчику, строящему жилой дом, осуществить закупку коммуникационных сетей, построенных и введенных в эксплуатацию поставщиком по конкретному адресу строительства дома?
Обществом с ограниченной ответственностью по конкретному адресу построены и введены в эксплуатацию коммуникационные сети (освещение, газ, вода) стоимостью более 100 тыс. руб. Муниципальному заказчику необходимо купить данные сети для дальнейшего строительства жилого дома. Статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такая закупка не предусмотрена. Каким способом определения поставщика заказчик должен осуществлять такую закупку?
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.
Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого закона. Из всех перечисленных в этом перечне оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, использование которого принципиально возможно в приведенной ситуации, на наш взгляд, предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно указанному пункту, с единственным контрагентом может быть заключен контракт, предметом которого является приобретение для обеспечения муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном местной администрацией.
Соответственно, если указанные в вопросе сети могут быть отнесены к перечисленным видам имущества, они могут быть приобретены на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии принятия местной администрацией соответствующего решения. Схожая позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 19.09.2014 № Д28И-1836.
Иные основания для приобретения коммуникационных сетей стоимостью более 100 тыс. руб. без проведения конкурентных процедур Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Поэтому, несмотря на то что при изложенных в вопросе обстоятельствах организация конкурентных процедур практически лишена смысла, осуществление закупки без использования одного из таких способов не соответствует Закону № 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации заказчику необходимо определять продавца коммуникационных сетей, используя конкурентные способы (в рассматриваемом случае это может быть конкурс, электронный аукцион или, при соблюдении ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ, запрос котировок). И лишь в случае признания соответствующего способа определения контрагента несостоявшимся закупка при определенных обстоятельствах может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Может ли казенное учреждение арендовать нежилое помещение у единственного контрагента?
Возможно ли заключение государственного контракта на аренду нежилого помещения казенным учреждением, выступающим по такому договору арендатором, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Прежде всего, следует отметить, что, исходя из положений ч. 1 ст. 1, п. 3, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками, обязанными руководствоваться Законом № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона №44-ФЗ, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, заказчик обязан проводить электронный аукцион, кроме случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений (возможность заключения договора аренды недвижимого имущества по итогам проведения запроса предложений, как видно из ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, законодательство не предусматривает), осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ. Услуги, связанные с недвижимым имуществом (код 70 по ОКПД, включающий услуги по сдаче в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе служебных помещений (код 70.20.12.000 по ОКПД)), включены в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019 р. Таким образом, договор аренды помещения может быть заключен учреждением либо по итогам проведения электронного аукциона, либо с учетом требований Закона № 44-ФЗ по итогам проведения запроса котировок или осуществления закупки у единственного контрагента.
В свою очередь, осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. К таким случаям относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
В связи с этим надо пояснить, что ни Закон № 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), не раскрывают понятия «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды» и т.п. В то же время, согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей этого закона признается государственный или муниципальный заказчик либо, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, осуществляющее закупки. При этом, как видно из п. 5–6 ст. 3 этого закона, казенные учреждения отнесены к государственным и муниципальным заказчикам. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона № 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных казенных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные. Соответственно, договор аренды помещения может быть заключен казенным учреждением, выступающим по такому договору в качестве арендатора, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Является ли закупкой оказание преподавателем платных услуг по проведению учебных занятий в бюджетном учреждении дополнительного образования детей (школе) и каким образом можно с ним заключить договор по Закону № 44-ФЗ?
Бюджетное учреждение дополнительного образования детей (школа) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Преподаватель школы оказывает платные услуги по проведению учебных занятий. С ним заключен договор возмездного оказания услуг на учебный год. Является ли закупкой услуга, заключенная с преподавателем? По какому пункту ст. 93 ФЗ-44 учреждение имеет право заключить с ним до говор? Каким методом предпочтительно обосновать начальную (максимальную) цену контракта при заключении данного договора?
Во-первых, как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
По смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые признаются заказчиками, любых возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих приобретение ими товаров, работ или услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот закон не применяется.
Из п. 4 ст. 3 ФЗ-44 следует, что участником закупки наряду с любым юридическим лицом может быть и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, указанный закон в полном объеме распространяется на заключаемые заказчиками гражданско-правовые договоры (контракты), поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по которым выступают физические лица.
Таким образом, заключение и исполнение указанного в вопросе договора с физическим лицом представляет собой закупку, которая должна осуществляться учреждением в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ-44, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 ФЗ-44, выбирает в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.
Как видим, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 93 этого закона.
Системный анализ ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закупки у единственного контрагента требуется наличие специального основания. Таким основанием могут быть особенности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулирование какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. В связи с этим необходимо отметить, что Минэкономразвития России в письмах от 12.08.2011 № Д02-6231, от 07.09.2011 № Д28-326 указало, что разные пункты ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливают самостоятельные основания для заключения контракта с единственным контрагентом. Вполне резонно, что ввиду схожести правового регулирования в этой части приведенные разъяснения остаются актуальными и применительно к отношениям, ныне регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это вытекает из самого характера исключительности закупки у единственного контрагента.
Поэтому из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным и закупка преподавательских услуг у единственного контрагента должна осуществляться по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (даже в том случае, если цена указанного в вопросе контракта не превышает предельных значений, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44).
В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются и обосновываются посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом № 44-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, предусмотренное этой нормой требование о необходимости обоснования при закупке у единственного контрагента невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, цены и иных существенных условий контракта не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного контрагента по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 этой статьи.
Таким образом, в силу прямого указания Закона № 44-ФЗ заказчик не обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете. На это указано и в п. 38 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх