Куперс

Бухучет и анализ

Статистико экономический анализ состояния и использования автопарка

Специфика транспортного обеспечения сельскохозяйственного производства обуславливает важную роль грузового автотранспорта в устойчивом развитии предприятий аграрной сферы. На долю грузового автотранспорта приходится более 90% объемов внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственной продукции и доставки ее к местам реализации. Разнообразие видов производимой сельскохозяйственной продукции определяет сложную структуру автомобильного парка аграрных формирований, а сезонность производства объективно порождает проблему оптимальной загруженности грузового автотранспорта и его эффективного использования.

За последние годы существовавшая в дореформенный период централизованная система автотранспортного обслуживания предприятий аграрной сферы была разрушена и сельские производители оказались во многом не готовы к обеспечению грузоперевозок в новых условиях хозяйствования. Из-за диспаритета цен, неудовлетворительного финансового состояния, изменения специализации сельскохозяйственные предприятия не смогли адаптировать структуру и состав своих автопарков в соответствии с изменившейся средой функционирования.

Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.

Цель работы — провести экономико-статистический анализ использования грузового автопарка.

Задачи работы:

— дать краткую природно-экономическую характеристику хозяйства,

— описать марочный состав и структуру автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности,

— провести расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики,

— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по времени,

— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по мощности,

— провести расчет показателей использования грузового автопарка по мощности с поправкой на состав грузов,

— проанализировать обеспеченность предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки,

— проанализировать взаимосвязь показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими.

Предметом исследования являются вопросы организации использования грузового автомобильного транспорта на уровне сельскохозяйственных предприятий.

Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие Тюменской области.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных ученых, законодательные акты и нормативные документы, посвященные вопросам совершенствования транспортного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, непосредственные наблюдения по теме исследования.

В работе применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы исследований.

Показатели работы автомобильного транспорта — ряд показателей, по которым производится оценка работы автомобильного транспорта на основании характеристик рациональности использования, технической готовности подвижного состава и четкости организации транспортного процесса: коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в т; выполненная работа в т км.

Показатель, характеризующий готовность подвижного состава к транспортной работе- коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии (АТП). Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП. Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т.е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.

Не менее важный фактор оценки работы АТП- продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни осн. водителя подменным.

Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т.е. пробег автомобиля в км, выполненный за 1 час. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов. Техническая скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в км ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах. Эксплуатационная скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в км, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.

Один из технико-эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта — пробег автомобиля. Он выражается в км, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом. Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки. Нулевой пробег-пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража. Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.

На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля. Количество перевезенных т-груза определяет объем выполненных перевозок. Работа грузового автомобиля учитывается в т км и определяется произведением количества перевезенного груза в т на пробег, выраженный в км. Количество т км определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.

Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега; среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой; время в наряде; техническая и эксплуатационная скорости. Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: число ездок; общее расстояние перевозки и пробег с грузом; объем перевозок и транспортная работа.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

2.2.2. Примеры расчетов некоторых показателей работы различных видов транспорта

Пример 1. Для перевозки Мгр = 60 т промышленных грузов используется четырехосный крытый вагон грузоподъемностью 62 т, вместимость кузова вагона равна Vгр = 62 м3, масса тары Мт = 22 т.

Определить: ; Квм; Кт; Кпт; Коуд; Кгруд.

 = Мгр / qв = 60 / 62 = 0,97;

Квм = Vгр / Vв = 62 / 90 = 0,69;

Кт = Мт / qв = 22 / 62 = 0,35;

Кпт = Мт / Мгр = 22 / 60 = 0,36;

Коуд = Vв / qв = 90 / 62 = 1,45 м3 / т;

Кгруд = qв / Vв = 62 / 90 = 0,68 т / м3.

Пример 2. Определить оборот вагона, если известно, что расстояние перевозки ι = 500 км, средний простой вагона на одной технической станции tтех = 2 ч, средняя скорость на участке Vу = 25 км / ч, средний простой вагона на одной станции с грузовой операцией tгр = 6 ч, вагонное плечо Lтех = 50 км, коэффициент местной работы К = 1,5.

Решение. Оборот вагона определяется по формуле:

О = 1/24 ∙ (ι/Vу + ι/Lтех  tтех + К ∙ tгр) = 1/24  (500/25 + 500/50 ∙ 2 + 1,5  6) = 2 суток.

Решение.

ι ср = (Q1  ι1 + Q2  ι2 + Q3  ι3 + Q4  ι4) / (ι1 + ι2 + ι3 + ι4 ) = (20 ∙ 10 + 40  20 + 30 ∙ 30 + 10  40) / (10 + 20 + 30 + 40) = 23 км

Пример 4. Определить среднетехническую скорость V1 автомобиля и количество ездок nе, если известно, что время в наряде Тн = 10 ч, время в движении tдв = 2 ч, время простоя под погрузку и разгрузку tпр = 0,5 ч, общий пробег Lоб 240.

Решение.

Vt = Lоб / tдв = 240 / 2 = 120 км;

nв = Тм / tв;

tв = tдв + tпр = 2 + 0,5 = 2,5;

nв = 10 / 2,5 = 4

Пример 5. Автомобиль грузоподъемностью 5 т совершил три ездки: за первую он перевез 5 т на 30 км, за вторую – 4 т на расстояние 25 км и за третью ездку – 2,5 т на расстояние 10 км.

Определить: статический коэффициент использования грузоподъемности по каждой ездке; статический и динамический коэффициенты за смену.

Решение. Воспользуемся формулами расчета коэффициентов статического и динамического использования грузоподъемности:

за ездку:

ст = qф / qн;

за смену:

ст =  qф / (qн ∙ nе);

дин =  qф ιег / qн   ιег;

за первую ездку: ,ст = 5 / 5 1,0

за вторую ездку: ,,ст = 4 / 5 = 0,8

за третью ездку: ,,,ст = 2,5 / 5 = 0,5

за смену: ст = (5 + 4 + 2,5) / 5 ∙ 3 = 11,5 / 15 = 0,76;

дин = (5  20 + 25 + 2,5 ∙ 10) / 5  (20 + 25 ∙ 10) = 225 / 275 = 0,82

Пример 6. Автомобиль за день сделал четыре ездки. Исходные данные приведены ниже.

Номер ездки

Пробег с грузом, км

Порожный пробег, км

Первая

20

15

Вторая

25

20

Третья

30

10

Четвертая

40

15

Нулевой пробег

Первый — 5

Второй — 10

Определить: общий пробег автомобиля за день; коэффициент использования пробега автомобиля за день и каждую ездку.

Решение. Общий пробег автомобиля за день, км:

L =  Lег + ∑ ιх + ιН1 + ιН2 = 20 + 25 + 30 + 40 + 15 + 20 + 10 + 15 + 5 + 10 = 190

Коэффициент использования пробега за день:

 = ιег / L = (20 + 25 + 30 + 40) / 190 = 0,6

Коэффициент использования пробега за ездку:

 = ιег / (ιег + ιх)

Первая ездка: 1 = 20 / (20 + 15) = 0,57

Вторая ездка: 2 = 25 / (25 + 20) = 0,55

Третья ездка: 3 = 20 / (30 + 10) = 0,75

Четвертая ездка: 4 = 40 / (40 + 15) = 0,72

Пример 7. Определить количество автомобилей для перевозки 500 т груза первого класса, если известно, что для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 5 т, время в наряде Тн = 8 ч, а время, затраченное на одну ездку, равно 2 ч.

Решение. Количество автомобилей для перевозки 500 т груза определяем по формуле:

Ах = Qсут / Qа,

где Qсут – объем перевозки (500 т);

Qа = q ∙  ∙ nв – производительность автомобиля;

q – грузоподъемность автомобиля (5 т);

 — коэффициент использования грузоподъемности, 1,0 (первый класс);

nв = Тн / tе – количество ездок;

Тн – время в наряде (8 ч);

tе – время ездки (2 ч).

Тогда nе = 8 / 2 = 4

После этих расчетов определяем Qа = 5  1 ∙ 4 = 20 т; количество автомобилей Ах = 500 / 20 = 25.

Пример 8. Установить срок доставки угля между портами, если расстояние между ними 470 миль. Скорость судна на этой линии Vсут = 350 миль / сут, грузоподъемность ∆ч = 5 тыс. т при коэффициенте использования грузоподъемности судна α = 0,96, норма грузовых работ в порту погрузки М1 = 10000 т /сут, в порту выгрузки М2 = 8500 т / сут, дополнительное время tдоп = 1,2 сут (ожидание погрузки – 1 сут, оформление документов и досмотр в порту погрузки – 0,1 сут и в порту выгрузки – 0,1 сут).

Для решения используем формулы (2.21) и (2.22).

Решение. Определяем коммерческую скорость:

Vком = L / ((L / Vвэ) + (2α∆ω / М) + tдоп) = 470 / ((470 / 350) + 0,96  5000 / 10000) + (0,96 ∙ 5000 / 8500) + 1,2

Срок доставки груза:

Тсд = L / Vком = 470 / 134  3,5 сут.

2.2.3. Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные показатели работы железнодорожного транспорта?

2. Охарактеризуйте технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта.

3. Как производится расчет технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей с помощью номограмм?

2.2.4. Задачи для решения

Задача 1. Определить количество автомобилей для перевозки 800 т груза первого класса, если известно, что для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 4 т, время в наряде Тн = 8 ч, а время, затраченное на одну ездку, равно 2 ч.

Задача 2. За рабочий день общий пробег автомобиля составил 126 км, а холостой – 76 км. Рассчитайте коэффициент использования пробега .

Задача 3. Рассчитайте время ездки tе автомобиля, если ιег = 20 км; е = 0,5; Vt = 20 км / ч; tпр = 0,3 ч.

Задача 4. Для перевозки 50 т груза используется вагон грузоподъемностью 60 т, вместимость кузова вагона равна 90,4 м3, объем занимаемого груза – 45 м3, масса тары – 20 т. Определить: ; Квм; Кт; Кпт; Коуд; Кгруд.

Задача 5. Автомобиль находится в наряде 10 ч. Время простоя при погрузке за время в наряде составляет 5 ч. Общий пробег автомобиля за это время – 200 км. Рассчитать техническую и эксплуатационную скорость автомобиля.

Задача 6. Рассчитайте коэффициент загрузки и коэффициент использования грузоподъемности судна, если известны фактическая масса груза, принятая судном: Qф = 18000 т, а чистая грузоподъемность ∆ч = 20000 т, и расстояние перевозки, равное 1259 милям.

3. Управление запасами в логистической системе

В рамках данной темы студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:

  • используя литературные источники познакомиться с зарубежными системами управления запасами;

  • проанализировать практику управления запасами на конкретной фирме;

  • дифференцировать ассортимент по методу АВС и XYZ.

Таблица 3.1

Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа XYZ, руб.

№ позиции

Средний запас по позиции, д.е.

Реализация за квартал, д.е.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1

2500

600

620

700

680

2

760

240

180

220

160

3

3000

500

1400

400

700

4

560

140

150

170

140

5

110

10

0

60

50

6

1880

520

530

400

430

7

190

40

40

50

70

8

17050

4500

4600

4400

4300

9

270

40

60

100

40

10

4000

1010

1030

1050

950

11

9000

2240

220

2300

2260

12

2250

530

560

540

570

13

980

230

260

270

240

14

340

100

60

70

50

15

310

80

100

80

60

16

240

60

80

90

50

17

170

30

50

40

40

18

120

20

30

10

60

19

460

200

100

120

60

20

70

20

0

20

40

21

220

50

40

40

70

22

680

200

190

190

180

23

20

0

5

5

30

24

180

40

50

40

70

25

2390

710

670

800

580

26

130

30

50

40

40

27

23400

5280

5600

5600

6000

28

40

10

20

10

0

29

210

50

70

30

50

30

1120

300

400

200

200

31

30

10

10

15

5

32

80

0

20

20

80

33

320

70

50

80

40

34

13600

2900

3160

3200

3300

35

440

100

140

180

140

36

60

10

30

30

10

37

360

80

100

90

90

38

5400

1760

800

560

2280

39

140

10

30

80

40

40

11050

2500

2600

2700

2440

41

350

80

90

90

60

42

1280

320

340

300

320

43

1660

560

580

380

280

44

400

100

110

100

90

45

500

120

140

130

170

46

880

230

230

200

140

47

2100

540

600

440

500

48

50

20

20

30

10

49

7250

1500

2200

1700

1800

50

1400

300

350

360

390

3.1.Методические указания к выполнению задания

3.1.1. АВС-анализ

1. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Анализ АВС

Первичный список

Упорядоченный список

Группа

позиции

Средний запас по позиции, д.е.

Доля позиции в общем запасе, %

позиции

Средний запас по позиции, д.е.

Доля позиции в общем запасе, %

Доля нарастающим итогом

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе.

3. Построить кривую АВС

Доля позиции

ассортимента в

общем запасе, %

Удельный вес позиции в общей номенклатуре, %

Рис. 3.1. Кривая АВС-анализа

4. Разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

— категория А – включить 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой;

— категория В – следующие 30 % позиций;

— категория С – оставшиеся 50 % позиций.

3.1.2. ХУZ-анализ

1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента. Результаты внести в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Анализ ХУZ

№ позиции

Значение коэффициента вариации, %

Упорядоченный список

(по коэффициенту вариации)

Группа

Коэффициент вариации, %

№ позиции

ν = · 100,

где хi – фактическое значение спроса по позиции в i-м периоде;

— средняя величина спроса по позиции;

n– число периодов, за которые произведена оценка.

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации.

3. Построить кривую ХУZ

ν, %

Удельный вес позиции в общей номенклатуре, %

4. Разделить анализируемый ассортимент на группы Х, У и Z.

Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы Х, У и Z.

Группа

ν, %

Х

0 ≤ ν

У

10 ≤ ν

Z

25 ≤ ν

5. Построить матрицу АВС-ХУZ и выделить позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.

Категории

Х

У

Z

А

АХ

АУ

АZ

В

ВХ

ВУ

ВZ

С

СУ

СУ

СZ

Рекомендуемая литература

1. В.В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев. Логистика: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (полный курс МВА).

2. В. И. Сергеева. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. ИНФРА-М, 2008.

3. С. В. Саркисов. Управление логистикой. — М., «Дело», 2006. 369 с.

4. А. Р. Радионов, Р.А. Радионов. Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия. — М., «Дело», 2005. 416 с.

3. А. М. Зеваков. Логистика материальных запасов и финансовых активов (серия «Практика менеджмента»), — СПб, «Питер», 2006. 352 с.

4. Шапиро ДЖ. Моделирование цепи поставок (серия «Теория менеджмента»), — СПб, «Питер», 2007. 720 с.

5. В. Е. Стровский, О. Г. Соколова. Логистика: Учеб. пособие, Екатеринбург, изд. УГГУ, 2005. — 233 с.

6. С. В. Саркисов. Управление логистическими цепями поставок. — М.: Дело, 2006.

7. Йосси Шеффи. Жизнестойкое предприятие. — М.: изд. Альпина Бизнес, 2007.

8. Джон Шрайбфедер. Эффективное управление запасами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

9. А. М. Зеваков. Логистика материальных запасов и финансовых активов (серия «Практика менеджмента»). Питер, 2006.

10. В. С. Саркисов. Управление логистикой. — М.: Дело. 2006.

11. А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия. — М.: Дело, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх