Куперс

Бухучет и анализ

Статья 254 НК

1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

абзац второй исключен;

для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).

2. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.

3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.

Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.

4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

5. Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.

6. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

7. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:

1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса;

2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;

4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.

8. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

метод оценки по стоимости единицы запасов;

метод оценки по средней стоимости;

метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

абзац пятый утратил силу.

Комментарий к Ст. 254 НК РФ

В ст. 254 НК РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:

— сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;

— инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;

— комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

— топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

— работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Также следует отметить, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Это право предоставлено им на основании п. 6 ст. 259 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.

При этом организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Организации признаются осуществляющими деятельность в области информационных технологий, если:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. N 758, государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;

3) среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

Организация, не выполняющая условия, предусмотренные п. 6 ст. 259 НК РФ, должна погашать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники по общим правилам, а именно путем начисления амортизации.

При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.

Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.

Расходы на приобретение средств защиты

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.

Согласно ст. ст. 212 и 221 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

На основании п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Учитывая изложенное, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренным законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (Письмо Минфина России от 11 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/645).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации») порядок учета расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, изменяется. По общему правилу стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Однако в целях списания стоимости имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в течение более чем 1 отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определять порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Таким образом, с 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность списания в налоговом учете стоимости имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, в течение более чем 1 отчетного периода. Соответствующий порядок должен быть определен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и должен учитывать срок использования такого имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Оценка товарно-материальных ценностей

Пункт 2 ст. 254 НК РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.

В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности стоимость доставки.

Обратите внимание: в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.

Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит обновленная редакция пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в п. 6 ст. 254 НК РФ. Так же как и в бухгалтерском учете, организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:

— по стоимости единицы запасов;

— первых по времени приобретений (метод ФИФО); — последних по времени приобретений (метод ЛИФО); — по средней себестоимости.

Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.

При этом отметим, что с 1 января 2008 г. Приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» исключен способ ЛИФО, однако для целей налогового учета он оставался действующим.

Отметим также, что с 1 января 2015 г. метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) также был исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации»).

Стоимость МПЗ, которые выявлены в ходе инвентаризации или получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).

В соответствии с п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере отпуска в производство (с учетом ст. ст. 318 — 319 НК РФ) или по мере реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ) (Письмо Минфина России от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/400).

При этом положениями ст. ст. 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. На это обращал внимание Минфин России в своих разъяснениях (см., например, Письмо Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/590). Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Однако с 1 января 2015 г. согласно абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации») стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ).

Нормы естественной убыли

Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.

Порядок, в котором эти нормы должны утверждаться, уполномочено разработать Правительство РФ. В свою очередь, Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов»; далее в настоящей главе — Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814). Однако до настоящего времени нормы были утверждены лишь в отношении нескольких видов продукции. Поэтому законодатели решили, что организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные до введения гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» впредь, до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

То есть организации, которые в прошлые налоговые периоды не списывали убыль, вправе сейчас пересчитать налог и вернуть переплату.

При этом если в настоящее время отсутствуют утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также утвержденные в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, нормы естественной убыли, то организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не смогут отнести к материальным расходам соответствующие потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных материальных ценностей (см., например, Письмо Минфина России от 21 июня 2006 г. N 03-03-04/1/538, УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 г. N 20-12/004115).

А применение самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли не предусмотрено, поскольку разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов осуществляются перечисленными в п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 федеральными органами исполнительной власти.

На это обратил внимание Минфин России в Письме от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/471.

Однако некоторые суды приходят к выводам, что:

— отсутствие норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на включение затрат в материальные расходы в целях налогообложения налогом на прибыль (Постановление

ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. N Ф04-9155/2006(30637-А03-15));

— несвоевременное утверждение Правительством Российской Федерации норм естественной убыли не должно препятствовать применению налогоплательщиками положений пп. 2 п. 7 ст. 254 НК Российской Федерации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2006 г. N Ф04-5368/2006(25679-А27-14)).

С. А. Зотов *

Материальные и процессуальные права и обязанности как основные составляющие правового статуса налогоплательщика

В статье раскрывается понятие материальных и процессуальных прав, которые определяют в совокупности основное содержание статуса налогоплательщика. Автор рассматривает материальные и процессуальные права в качестве взаимосвязанных элементов, находящих свое развитие в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговое правоотношение, права, обязанности, статус, налогоплательщик.

Key words: tax relations, rights, duties, status, the taxpayer.

Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений образуют их юридическое содержание, при этом они также служат наполнением правового статуса налогоплательщика. В науке финансового права разработано несколько классификаций финансовых правоотношений, но наиболее распространенным является их деление по функциональному критерию на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные1.

Правовая процедурная форма, в которую облечены налоговые правоотношения, обусловливает существование (наряду с материальными) налоговых процессуальных отношений. Права и обязанности, составляющие материальные и процессуальные налоговые правоотношения, неодинако-

* Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии

вы, однако для отечественного законодательства объединение правовых норм, их устанавливающих, в рамках одного законодательного акта (Налогового кодекса РФ) является традиционным. Налоговый процесс в России не выделяется в самостоятельный вид судопроизводства, хотя в ряде экономически развитых государств — Г ермании, США действуют специальные процедуры разрешения налоговых споров2, а во Франции даже принят Налоговый процессуальный кодекс3.

Как отмечает Е.Е. Якушкина, процессуальное налоговое правоотношение возникает позднее материального, оно является своеобразным вынужденным продолжением отношения материального. Иначе говоря, материальное правоотношение реализуется в процессуальном, в рамках которого материально-правовое притязание управомоченного субъекта и

удовлетворяется .

Аналогичной позиции о вторичности («служебном характере») налогового процессуального правоотношения придерживается и Н.П. Кучерявенко, который считает, что основное назначение процессуальных норм — обеспечение реализации норм материальных5.

Нивелирование значения финансово-процессуальных норм имеет место и в работе Н.Я. Гринченко «Процессуальные нормы в финансовом праве», существование которых автор объясняет конфликтностью финансовоправовых отношений. Процессуальные нормы, по мнению Н.Я. Гринченко, определяют процедуру разрешения конфликтов, вносят упорядоченность в финансовые правоотношения6.

Представляется, что предназначение процессуальных налоговоправовых норм гораздо шире, чем регламентация процедуры разрешения налоговых споров. Действительно, налоговые отношения конфликтны, поскольку отчуждение части собственности существенным образом затрагивает частные интересы налогоплательщика, но они не могут быть

4 См.: Якушкина Е.Е. Взаимосвязь налогового материального и процессуального права // Финанс. право. 2012. № 1. С. 38-40.

ограничены рамками процедуры по урегулированию налоговых споров, так как в этом случае игнорируется существование большого массива процессуальных налоговых правоотношений, охватывающих порядок осуществления налогообложения: установления, исчисления, взимания налогов и сборов (налогово-правовые процедуры), порядок реализации всех без исключения регулятивных и охранительных налогово-правовых норм.

М.В. Карасева считает, что налоговый процесс представляет собой определенную, интенсивно развивающуюся совокупность процедурных норм, регулирующих и обеспечивающих исполнение налоговой обязанности, и говорит о появлении отрасли налогового процесса, что возможно, только если появится Налогово-процессуальный кодекс и специализиро-

ванные налоговые суды .

Действительно, как уже было отмечено, концепция Налогового кодекса РФ и более чем десятилетие правоприменительной практики идут по пути единения процессуальных и материальных норм в структуре одного нормативно-правового акта, а налоговые споры разрешаются в рамках существующих видов процедур. Подобная тенденция развития российского налогового законодательства видится оправданной и целесообразной.

Материальные и процессуальные права представляют собой взаимосвязанные элементы одного механизма правового регулирования налоговых отношений и одни являются предпосылкой для реализации других, служат их наполнением, либо внешним выражением.

Необходимо всецело поддержать мнение Н.П. Кучерявенко о том, что налоговое регулирование призвано не просто провозгласить необходимость уплаты налогов и обозначить размеры этих сумм, но прежде всего урегулировать и гарантировать действия участников налоговых отношений, обеспечивающих их непосредственное поступление государству и территориальным громадам.

Регулятивное воздействие процессуального права реализуется через закрепление определенных правил процедуры, правил, обеспечивающих соблюдение определенного порядка. Эти правила устанавливают очередность и последовательность действий субъектов процессуальных отношений и группируются в определенные образования, выражающие содержание разновидностей процедур8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См.: Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М.: Юристъ, 2005. С. 74.

Таким образом, последовательная цепочка механизма налоговоправового регулирования, являющегося частью правового регулирования в целом, может быть представлена следующим образом: создание налоговоправовой нормы, формирование различных правовых статусов налогоплательщиков и других участников налоговых отношений посредством аккумулирования взаимосвязанных прав и обязанностей (по признакам вида налога, вида налогоплательщика, этапа взаимодействия налогоплательщика с другими участниками налоговых отношений и другим критериям) в обособленные группы, далее следует этап правоприменения, на котором реализуются права и исполняются обязанности (реальное поведение субъектов) участников правоотношений в рамках конкретного правового статуса.

Именно материальные нормы закрепляют правовой статус субъектов налогового права, но динамику этим нормам придают нормы процессуальные, образующие их юридическую форму, посредством которых данный статус будет реализовываться, а субъекты налогового права становятся субъектами налоговых правоотношений. Представляется, что рамки правового статуса налогоплательщика ограничивают свободу выбора налогоплательщиком той или иной процессуальной формы для реализации материального права в рамках данного статуса. Так например, достаточно жесткие процедурные условия получения инвестиционных налоговых кредитов не позволяют данному институту в должной мере выполнять ту роль, которая отведена ему в системе стимулов инвестиционной деятельности .

Ранее действовавшая редакция п. 2 ст. 67 Налогового кодекса РФ предусматривала, что сумма инвестиционного налогового кредита не могла превышать 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого при проведении научноисследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также при осуществлении этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

Позднее тридцатипроцентный барьер был ликвидирован, однако по-прежнему пятилетний срок кредита (ст. 66 Налогового кодекса РФ) пред-

9 См. например: Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги. 2009. № 48. С. 7-14.

ставляется экономически необоснованным, поскольку за такой короткий период капитальные вложения не всегда могут окупиться. Исключение составляют лишь организации, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»10, в отношение которых срок кредита может быть установлен до 10 лет.

В то же время, законодатель никак не урегулировал процедуру определения, расчета и установления срока инвестиционного налогового кредита в пределах пятилетнего срока, не установил основополагающие принципы (например, окупаемость проекта) его определения.

По аналогичным основаниям положения п. 3 ст. 66 Налогового кодекса РФ о единообразных предельных размерах сумм, на которые могут быть уменьшены платежи по налогам, также можно признать не учитывающими специфики конкретного налогоплательщика и сроков инвестиционного проекта.

Значимость совершенствования налогово-правовых процедур подтверждается постановкой в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.11 целого ряда задач в этой сфере.

Как отмечается в данном концептуальном документе «механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию».

В качестве первоочередных направлений по реализации поставленных задач предлагается, в частности, обеспечить упрощение процедур и форм налоговой отчетности, совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость, упрощение вычета по налогу на добавленную стоимость по выданным и полученным авансам, освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг, совершенствование системы налогообложения добычи нефти

10 СЗ РФ. 2011. 49 (ч. 5). Ст. 7070.

11 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2009. № 33. Ст. 4127.

для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений, создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов, создание эффективной системы налогообложения при трансфертном ценообразовании, налогообложения консолидированной финансовой отчетности, упрощение процедуры рассрочки (отсрочки) задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам в части увеличения сроков и упрощения процедур.

Нетрудно заметить, что задачи, поставленные в Концепции, в первую очередь будут реализовываться путем совершенствования именно процессуальных норм налогового права. Переход России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития потребует наряду с отказом от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике упрощать механизмы и процедуры, связанные с исполнением материальных обязанностей по уплате налогов и сборов.

Можно сделать вывод, что юридическая форма, которая создается процессуальными налоговыми правоотношениями, призвана упорядочить взаимосвязи государства и налогоплательщика, в рамках которых государство получает в свое распоряжение финансовые ресурсы (налоговые дохо-ды)12. Это означает, что процессуальные права и обязанности направлены на соблюдение определенных алгоритмов действий, последовательностей, сроков, условий и принципов такого взаимодействия. Несоблюдение указанных алгоритмов создает препятствие для реализации материальных

12 Е.В. Суханова, анализируя налоговые правоотношения в правовой доктрине Португалии, рассматривает подходы к изучению налогового правоотношения в статике и динамике, через разложение на «фискальные правовые отношения» и «фискальные обязательственные отношения». Автор отмечает, что налоговое правоотношение и налоговая процедура соотносятся как форма и содержание, следовательно, вопросы налоговой правосубъектности и общения между субъектами рассматриваются как системообразующие элементы налогового правоотношения, а круг прав и обязанностей как единственно постулируемый способ реализации правовой нормы должен укладываться в рамки указанного правоотношения, составляя налоговую процедуру. В составе налогового правоотношения португальские теоретики выделяют собственно «фискальные правовые отношения», складывающиеся по поводу исполнения налогоплательщиком обязанности по передаче в фонды государства части своих денежных средств (осуществление налоговых выплат), и «фискальные обязательственные отношения» — термин, используемый для обозначения всей совокупности сопутствующих основному, «фискальному правоотношению», связей между активным и пассивным субъектами налогообложения. См. подробнее: Суханова Е.В. Португальская правовая доктрина о структуре и особенностях налоговых правоотношений // Реформы и право. 2011. № 4. С. 15-22.

прав налогоплательщиков, причем как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа13.

Данный тезис может быть проиллюстрирован на примере инвестиционного налогового кредита, основания для получения которого должны быть подтверждены документально в силу п. 3 ст. 67 Налогового кодекса РФ. Непредставление необходимого перечня документов служит основанием для вынесения уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 13 Приказ ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами»14). С другой стороны, предоставление необходимого перечня документов налогоплательщиком, отвечающим иным требованиям для получения инвестиционного налогового кредита, порождает обязанность налогового органа такой кредит предоставить15.

Материальные и процессуальные налоговые правоотношения взаимосвязаны как форма и содержание, поэтому разграничение материальных и процессуальных прав и обязанностей налогоплательщиков имеет не только теоретический, но и практический характер. Специфика налоговых отношений позволяет заключить, что наибольшие трудности правоприменения возникают именно из-за недостаточной проработанности процессуальных норм, недостатки которых не позволяют налогоплательщикам в полной мере реализовать свои материальные права.

13 Так, решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 янв. 2008 г. № 14430/07 отдельные положения Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС РФ от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@ (документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@) были признаны недействующими. Один из отмененных пунктов был признан ограничивающим права налогоплательщика на возможность обращения в ФНС России с заявлением об изменении срока уплаты федерального налога с применением такого способа обеспечения, как залог имущества, предусмотренного п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ, наряду с поручительством. См.: Решение Высшего арбитражного суда РФ от 21 января 2008 № 14430/07 (документ опубликован не был, содержится в СПС «КонсультантПлюс»).

14 Рос. газета. 12 нояб. 2010 г. № 256.

15 Следует отметить, что на практике имели место случаи, когда в нарушение данного положения налоговый орган отказывал в предоставлении инвестиционного налогового кредита по иным основаниям. Например, ведение в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, что впоследствии было признано незаконным в судебном порядке. См., например: Определение Высшего арбитражного суда РФ от 25 августа 2010 г. № ВАС-11509/10 по делу № А76-23529/2009-54-352с (документ опубликован не был, содержится в СПС «КонсультантПлюс»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх