Куперс

Бухучет и анализ

Статья 78 79 НК РФ

Содержание

Новые правила зачета излишне уплаченных налогов

Российский налоговый курьер, N 4, 2007 год
Рубрика: Налоговое администрирование : Юридический практикум
О.В.Гайворонская,

эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Публикация подготовлена при участии специалистов
Сводно-аналитического управления, Юридического управления и Управления
урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России

В 2007 году изменился порядок зачета переплаты по налогам и сборам. Причем поправки были внесены и в саму процедуру проведения зачета, и в виды платежей, подлежащих зачету. Об этих и других новшествах, на которые следует обратить внимание, рассказывается в статье.

Переплата по налогам, сборам, пеням и штрафам может возникнуть у любой организации. Как правило, переплата по налогам образуется из-за ошибок при расчете налоговой базы или перечислении платежей. По пеням и штрафам такая ситуация возможна, в том числе если они отменяются (уменьшаются) по решению суда. Суммы переплаты подлежат зачету по иным платежам налогоплательщика или возврату (ст.78 НК РФ). По зачету сумм излишне уплаченной госпошлины, а также сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира в статьях 333.40 и 333.7 НК РФ соответственно установлены специальные правила.
Суммы налогов, сборов, штрафов и пеней могут быть ошибочно излишне взысканы налоговой инспекцией. По общему правилу они подлежат возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 79 НК РФ. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам или задолженности по пеням или штрафам налоговая инспекция сначала производит зачет излишне взысканной суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности). Зачет осуществляется в соответствии со статьей 78 НК РФ. Оставшаяся после зачета сумма возвращается налогоплательщику.
С 1 января 2007 года статьи 78 и 79 НК РФ действуют в новой редакции. Это установлено Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее — Закон N 137-ФЗ). Причем большинство поправок вступили в силу в этом году, но некоторые начнут действовать только с 1 января 2008 года. Рассмотрим все новшества подробнее.

Зачет платежей: что нового

Сразу же назовем одно из самых главных изменений, касающихся процедуры зачета переплаты по налогам (сборам). В новой редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано: «Зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам».
Напомним, что действующая редакция данной статьи предусматривает зачет излишне уплаченных налогов в пределах одного бюджета.
Внесенная поправка допускает зачет переплаты независимо от того, в какой бюджет она зачислена. Важно только, чтобы налоги и сборы, по которым производится зачет, были одного вида. Виды налогов указаны в статье 12 НК РФ: федеральные, региональные и местные. Конкретные налоги и сборы, относящиеся к каждому из этих видов, перечислены в статьях 13, 14 и 15 Кодекса. Таким образом, переплату, например, по одному федеральному налогу можно зачесть по другому федеральному налогу. Причем не важно, в какой бюджет они зачисляются.
Данный порядок вступит в силу только с 1 января 2008 года. Так установлено в пункте 10 статьи 7 Закона N 137-ФЗ. В этом году зачесть переплату можно лишь в пределах одного бюджета.
Пример 1
ЗАО «Альфа» перечислило в бюджет излишнюю сумму налога на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) — 20 000 руб. В то же время у организации имеются недоимки:
— по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, — 5000 руб.;
— НДС — 10 000 руб.;
— налогу на имущество организаций — 2000 руб.;
— земельному налогу — 5000 руб.
В 2007 году сумма переплаты может быть направлена на погашение недоимки ЗАО «Альфа» лишь по НДС. Ведь только этот налог (недоимка по НДС) должен быть уплачен в федеральный бюджет, как и сумма переплаты.
Если аналогичная ситуация возникнет в 2008 году, то переплату можно будет зачесть в счет недоимки ЗАО «Альфа» не только по НДС, но и по налогу на прибыль, который зачисляется в бюджет субъекта Федерации. Суммы этих недоимок и излишней уплаты относятся к налогам одного вида, а именно к федеральным налогам.
Остальные изменения в правилах зачета начали действовать с 1 января 2007 года. Условно их можно разделить на две группы: изменения, относящиеся к самой процедуре зачета, и изменения в структуре платежей, подлежащих зачету. Рассмотрим их более детально.

Виды засчитываемых платежей

До 2007 года можно было зачесть излишне уплаченные налоги, сборы и пени. Закон N 137-ФЗ

Согласно статьи 599 Налогового Кодекса РК зачет или возврат излишне/ошибочно уплаченной суммы налога, платы и пени производится по представленному налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому заявлению на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, таможенных платежей, пеней и штрафов и проводится в национальной валюте налоговым органом, в котором по лицевому счету налогоплательщика числится излишне уплаченная сумма.

В налоговом заявлении юридического, физического лица должны быть указаны следующие данные:

— наименование либо фамилия, имя, отчество заявителя;
— РНН, БИН/ИИН, адрес заявителя;
— вид налога или другого обязательного платежа, по которому образовалась излишне уплаченная сумма;
— сумма, подлежащая зачету или возврату;
— код и вид налога, платы, на который зачитывается излишне уплаченная сумма;
— в случае возврата на банковский счет- номер банковского счета налогоплательщика и наименование банка, или организации, осуществляющей отдельные виды операций, а также их реквизиты.

При возврате излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик к налоговому заявлению должен приложить подлинник или копию платежного документа об уплате налога или другого обязательного платежа.

Излишне уплаченной суммой налога, платы, пени является положительная разница между уплаченной в бюджет (с учетом зачтенных и возвращенных сумм) и исчисленной, начисленной (с учетом уменьшенной) суммами налога, платы, пени в бюджет за налоговый период с учетом расчетов по данному виду налога, платы, пени за предыдущие налоговые периоды.

Излишне уплаченная сумма налога, платы, пени не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности другого налогоплательщика.

Срок проведения зачета составляет десять рабочих дней:

-по налоговому заявлению на зачет — со дня представления такого заявления в налоговый орган;
-без заявления — со дня образования излишне уплаченной суммы в лицевом счете.

Излишне уплаченная сумма налога, платы подлежит обязательному зачету в счет погашения налоговой задолженности в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика — в счет погашения:

пени по данному виду налога, платы;
штрафа по данному виду налога, платы;

2) по налоговому заявлению на зачет — в счет погашения:

недоимки по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;
пени по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;
штрафа по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;
предстоящих платежей по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Налоговое заявление по ошибочным суммам, заявление банка представляются в орган налоговой службы, в который произведена ошибочная уплата налога, другого обязательного платежа в бюджет.

Ошибочно уплаченной суммой налога, другого обязательного платежа в бюджет является сумма, при перечислении которой допущена любая из следующих ошибок:

1) в платежном документе:

неверно указан идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
неверно указан идентификационный номер налогового органа;
текстовое назначение платежа не соответствует коду назначения платежа и (или) коду бюджетной классификации доходов;

2) ошибочное исполнение банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежного документа налогоплательщика (налогового агента);

3) уплата произведена в налоговый орган, в котором налогоплательщик — отправитель денег не состоит на регистрационном учете;

4) налогоплательщик — отправитель денег не является плательщиком по данному виду налога или другого обязательного платежа в бюджет.

В случае подтверждения налоговым органом наличия ошибки данный налоговый орган:

1) проводит зачет ошибочно уплаченной суммы на надлежащий код бюджетной классификации и (или) в надлежащий налоговый орган;

2) производит возврат на банковский счет налогоплательщика.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в национальной валюте на банковский счет налогоплательщика (налогового агента) при отсутствии налоговой задолженности налоговым органом, в котором ведутся лицевые счета налогоплательщика по такому налогу, плате, пени.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления на возврат.

УГД по г. Рудный

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) 1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ) 2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ) До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму. (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 322-ФЗ) 4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. 5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ) Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. 7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. 8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации. 9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса. Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса. (абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Может ли Налоговая не вернуть переплаченный налог из-за того, что заявление составлено не по форме?

По п 1 ст 79 НК РФ излишне взысканные с плательщика налоги подлежат возврату. Порядок такого возврата указан в этой же статье кодекса. Налоговый орган решает возвращать ли сумму плательщику в течение 10 дней после получения заявления. Заявление должно быть составлено письменно или в электронной форме. Электронная форма — это недавнее нововведение. В законе указано, что электронное заявление должно быть обязательно подкреплено электронной подписью (п 2 ст 79 НК РФ). Заявить о возврате суммы переплаченного налога плательщик может в течение месяца со дня, как узнает о переплате. Или, если дойдет до судебного разбирательства, то в течение месяца со дня вступления в силу решения суда (п 3 ст 79 НК РФ). Излишне взысканные налоги возвращаются с процентами. Формы документов, которые используются налоговыми службами и налогоплательщиками, и порядок заполнения документов, утверждают уполномоченные органы исполнительной власти (ст 31 НК РФ). За контроль в области налогов и сборов отвечает ФНС РФ. Форма заявления о возврате переплаченного или излишне взысканного налога была утверждена ФНС не так давно — Приказом N ММВ-7-8/90@ от 3.03.15 года. Однако в статье 79 НК РФ и в иных правовых нормах нет такого основания для отказа в возврате средств, как неправильная форма заявления. Любые недомолвки и противоречия закона толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому Налоговая служба не вправе отказывать в возврате средств плательщику, из-за неправильной формы переданного им заявления. При таком отказе налогоплательщик может отстаивать свои права в суде.

Начисляются ли проценты при зачёте Налоговой инспекцией суммы переплаченного налога в счёт будущих платежей?

По ст 79 НК РФ переплаченный налог может быть возвращен плательщику только при отсутствии у него задолженностей и недоимок. Если же какие-либо долги перед налоговой службой у плательщика есть, то сначала сумма его переплаты идет в счёт их погашения. Остаток может быть возвращен. Излишне уплаченный налог по закону возвращается с процентами. Возникает вопрос — начисляются ли проценты, если переплата не возвращается лицу, а засчитывается в счёт будущих налоговых платежей? Про это в статье 79 НК РФ не упоминается. ФНС РФ придерживается официального мнения, что при зачёте излишней уплаты, так же как и при её возврате, должны начисляться проценты. Зачёт переплаченных сумм — это такое же возмещение для налогоплательщика, как и их возврат на банковских счёт. Поэтому своего права на проценты плательщик лишаться не должен. Судьи, при решении споров, связанных с начислением процентов, сходятся в том, что при зачёте средств в счёт будущей уплаты налога проценты должны начисляться. Однако мнения разделились относительно зачёта средств в счёт недоимки. Некоторые суды выносят решения, которыми обязывают инспекцию начислять проценты даже при том, что излишне взысканный налог был зачтён в счёт налогового долга. Другие судьи указывают, что при зачёте переплаты в счёт долгов плательщика, проценты начисляться не могут. Итак, в законе вопрос начисления процентов при зачёте средств не урегулирован. Если руководствоваться разъяснениями Налоговой службы и судебной практикой, можно сделать вывод: при зачёте переплаченных сумм в будущие платежи налогоплательщик может рассчитывать на проценты, а за проценты при зачёте в счёт недоимки придется побороться в суде.

Начисляются ли проценты, если налоговая служба не по своей вине просрочила возврат переплаченного налога?

Статья 79 НК РФ в пункте 5 возлагает на инспекцию обязанность вернуть переплаченную сумму налога с процентами. Проценты начинают начисляться в день, следующий после даты взыскания, и продолжают увеличивать излишне взысканную сумму до дня её фактического возврата налогоплательщику. В НК РФ нет указаний, что налоговый орган в каких-то случаях освобождается от своей обязанности по начислению процентов. В том числе, если просрочка произошла не по его вине (например, из-за неполадок с программным обеспечением). Арбитражные суды не принимают оправдания налоговых служб. Есть единая судебная позиция, согласно которой, отсутствие вины налогового органа в просрочке возврата денег плательщику — не основание для освобождения его от уплаты процентов.

29 сентября 2019 г. Президент РФ подписал семь законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Самые масштабные и значимые нововведения содержатся в Федеральном законе № 325-ФЗ. Сегодня мы расскажем об изменениях, которые получили первая часть и глава 21 НК РФ. А об остальных поправках вы узнаете в следующем номере. Начнем с первой части Налогового кодекса.

Будущие правила расчетов по транспортному и земельному налогам откорректированы

Благодаря Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) с 2021 г. отменяется отчетность по транспортному и земельному налогам. Организации больше не будут рассчитывать данные налоги. Это за них сделают налоговики. Они определят сумму налога на основе имеющейся у них информации об объектах налогообложения и сообщат о ней компаниям. Однако у законодателей не получилось с первого раза прописать в Кодексе все тонкости новых правил расчетов с бюджетом по этим налогам. Ситуацию исправил Закон № 325-ФЗ.

Объект есть, а уведомление не пришло

Законодатели решили вопрос о том, что делать, если компания, имеющая объект налогообложения, не получила от налоговиков сообщение об исчисленной сумме налога. Отметим, что сообщение должно быть направлено в течение 10 дней с момента его составления, но не позднее шести месяцев с окончания срока уплаты налога за предыдущий год (подп. 1 п. 4 ст. 363 НК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ).

В новом п. 2.2 ст. 23 НК РФ сказано, что в этом случае организации должны сообщить налоговикам о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. К сообщению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих документов на землю. Известить налоговиков нужно будет один раз в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание: компании могут не получить сообщение в связи с тем, что сумма транспортного или земельного налога у них получилась равной нулю из-за применения налоговых льгот. В такой ситуации никакие документы налоговикам отправлять не надо.

Зачет и возврат налогов

Если компания знает, что у нее есть, к примеру, переплата по земельному налогу, никто не запрещает ей произвести зачет и направить сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам. При этом налоговый орган должен принять решение о зачете в течение 10 дней со дня получения от организации заявления или со дня подписания акта совместной сверки.

Если же у компании есть недоимка по налогам или непогашенные штрафные санкции, то налоговики имеют право направить сумму переплаты в счет погашения этих долгов. Срок для принятия налоговым органом соответствующего решения составляет 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки.

Такие правила на сегодняшний день прописаны в п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ. Данные положения с 2021 г. будут уточнены, а сама ст. 78 НК РФ дополнена новым п. 5.1. В нем установлено, что зачет сумм излишне уплаченных организацией транспортного и земельного налогов производится не ранее дня направления ей налоговиками сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах налогов.

Изменен порядок уплаты страховых взносов подразделениями

Со следующего года организации смогут наделять свои обособленные подразделения полномочиями по начислению выплат работникам только при условии, что у такого подразделения есть расчетный счет в банке. Соответствующие изменения внесены в ст. 23 НК РФ.

После того как порядок расчета и уплаты страховых взносов перекочевал в Налоговый кодекс, в перечень обязанностей организаций добавилась еще одна — сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физическим лицам. Сделать это надо в течение месяца со дня наделения подразделения соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Как видите, данная норма не выдвигает никаких особых условий в отношении подразделений. Главное, чтобы они находились в нашей стране.

Но оказалось, что организации, у которых есть подразделения без своего расчетного счета, столкнулись с проблемами при уплате страховых взносов и сдаче отчетности по ним через подразделения. На практике территориальные органы ФСС России не регистрировали организации по месту нахождения обособленных подразделений, у которых нет счета в банке. Дело в том, что такая регистрация осуществляется по месту нахождения подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках и которые начисляют выплаты в пользу физических лиц (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Давая разъяснения по сложившейся ситуации, специалисты Минфина России советовали компаниям открыть для своих обособленных подразделения счета в банках, чтобы без проблем пройти регистрацию в ФСС России. По мнению финансистов, компаниям лучше не наделять подразделения без банковского счета полномочиями по начислению выплат работникам, а если организация все же это сделала, то ей целесообразно лишить подразделение полномочий и сообщить об этом в налоговый орган.

Такие рекомендации содержатся в письмах Минфина России от 18.12.2018 № 03-15-06/92133 и от 12.12.2018 № 03-15-06/90061.

Чтобы на практике не возникало конфликтов, законодатели уточнили положения подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. С 1 января 2020 г. в нем будет сказано, что организация может наделить полномочиями по начислению выплат физическим лицам только обособленное подразделение, которому открыт счет в банке.

Стал возможным зачет между разными налогами

Законодатели откорректировали порядок зачета и возврата налогов. С 1 октября 2020 г. зачесть переплату можно будет без ограничения по виду налога. А возврат налога станет возможным при отсутствии недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам.

Сейчас в абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ сказано, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам. То есть переплату федерального налога можно зачесть только в счет федерального налога, регионального — в счет регионального, местного — в счет местного. Например, излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль компания может зачесть в счет уплаты налога по УСН. Ведь эти налоги являются федеральными (письмо Минфина России от 15.04.2019 № 03-02-07/1/26682).

А вот направить переплату по налогу на прибыль на уплату налога на имущество на сегодняшний день нельзя, так как налог на имущество включен в перечень региональных налогов. Но с 1 октября 2020 г. такой зачет станет возможным. Закон № 325-ФЗ исключил из п. 1 ст. 78 НК РФ второй абзац. Соответственно, зачет можно будет осуществлять, не ориентируясь на то, к какому виду относится тот или иной налог.

Что касается возврата налога, то здесь поправки не на руку налогоплательщикам. Согласно действующей редакции п. 6 ст. 78 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности. Допустим, у компании есть переплата по налогу на прибыль и при этом за ней числится недоимка по НДС. Так как эти налоги являются федеральными, налоговики сначала за счет переплаты по налогу на прибыль погасят недоимку по НДС, а потом вернут остаток организации. Но если бы у компании была недоимка по налогу на имущество, то налоговый орган должен был бы вернуть переплату в полном размере.

С 1 октября 2020 г. ситуация изменится. Законодатели исключили из п. 6 ст. 78 НК РФ слова «соответствующего вида». Таким образом, налоговые органы будут самостоятельно засчитывать переплату в счет погашения недоимки по любым налогам.

Следует сказать, что точно такая же поправка внесена и в п. 1 ст. 79 НК РФ, регулирующий правила возврата суммы излишне взысканного налога.

Сроки зачета-возврата налогов после камералки

В статью 78 НК РФ законодатели внесли еще одно изменение. Оно касается исчисления сроков зачета и возврата налогов в случае проведения камеральной проверки и установлено в новом п. 8.1. Данная норма затрагивает следующие ситуации:

  • зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика (согласно п. 4 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки);

  • предоставление налогоплательщиком заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам (согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки);

  • возврат суммы излишне уплаченного налога (согласно п. 8 ст. 78 НК РФ налоговики принимают решение в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания акта совместной сверки).

Согласно новому п. 8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной проверки приведенные выше сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена.

Если же в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, то указанные сроки начинают отсчитываться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Обратите внимание: положения п. 8.1 ст. 78 НК РФ будут учитываться и при решении вопроса о том, нарушили налоговики срок для возврата суммы излишне уплаченного налога или нет. Соответствующая поправка внесена в п. 10 ст. 78 НК РФ.

Нововведения начнут действовать с 29 октября 2019 г.

Для взыскания небольших долгов отвели три года

Порядок взыскания задолженности прописан в ст. 46 НК РФ. Он используется в случае неуплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов. Напомним, в чем он заключается.

Если налогоплательщик вовремя не перечислил в бюджет налог, налоговики сначала выставят ему требование об уплате задолженности. В том случае, когда он проигнорировал данное требование, ревизоры подключают другой инструмент по истребованию долга — выносят решение о принудительном взыскании.

Данное решение налоговики принимают только после того, как истек срок, установленный в требовании. На его вынесение отведено не более двух месяцев. Если налоговики примут решение о взыскании за пределами двухмесячного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Закон № 325-ФЗ прописал в п. 3 ст. 46 НК РФ следующие правила. С 1 апреля 2020 г. решение о взыскании будет применяться, когда общая сумма задолженности превышает 3000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей задолженности, подлежащей взысканию, такая сумма налога превысила 3000 руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда сумма превысила установленный предел.

Обратите внимание: может получиться так, что в течение трех лет долг налогоплательщика так и не перевалит за 3000 руб. Означает ли это, что налоговики его простят? Нет, ревизоры о нем не забудут и вынесут решение о взыскании в течение двух месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует отметить, что законодатели откорректировали и срок выставления требования об уплате налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 70 НК РФ, если сумма недоимки организации или индивидуального предпринимателя вместе с начисленными на нее пенями и штрафом меньше 3000 руб., то требование направляется не позднее года со дня ее выявления. Однако данный порядок не будет применяться по налоговым долгам, которые налоговики обнаружат в ходе проверки. Данное нововведение также начнет действовать с 1 апреля 2020 г.

Когда имущество попадет в «заложники» налоговиков

Законодатели расширили перечень оснований для возникновения залога. Пункт 2 ст. 73 НК РФ дополнен ссылкой на новый п. 2.1 той же статьи Кодекса. В нем прописано, когда имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона. Это произойдет в случаях:

неуплаты в течение одного месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество;

вступления в силу решения налогового органа, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Такой залог подлежит государственной регистрации и учету в соответствии с правилами, предусмотренными гражданским законодательством.

А как быть в ситуации, когда имущество компании уже находится в залоге? Законодатели прописали правила и для этого случая.

Если имущество налогоплательщика уже находится в залоге у третьих лиц, то залог налоговиков признается последующим залогом. При этом «налоговый» залог не возникнет в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, если по правилам гражданского законодательства передача такого имущества в последующий залог не допускается.

Обратите внимание: законодатели установили, что в случае возникновения рассматриваемого залога предусмотренные гражданским законодательством последствия залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах). Речь идет о средствах, предназначенных для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

На что можно будет заменить арест имущества

Сейчас в п. 12.1 ст. 77 НК РФ сказано, что по просьбе организации налоговый орган может заменить арест имущества на его залог. Поправки, внесенные в указанную норму, расширяют возможности сторон прийти к согласию. Так, с 1 апреля 2020 г. арест может быть заменен не только на залог имущества, но и на:

банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае их неуплаты принципалом в установленный налоговым органом срок. При этом банковская гарантия должна отвечать требованиям ст. 74.1 НК РФ;

поручительство третьего лица, оформленное в порядке, установленном в ст. 74 НК РФ. Учтите, что поручитель должен соответствовать требованиям, установленным в п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Что касается замены ареста на залог, то согласно новой редакции п. 13 ст. 77 НК РФ с момента принятия решения об изменении обеспечительной меры ранее наложенный на это имущество арест прекращается.

Мероприятия по взысканию миллионного долга

Налоговикам предоставлено право проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации в случае, если в отношении нее вынесено решение о взыскании недоимки размером более 1 млн руб. и такое решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Правда, выйти на осмотр налоговики смогут не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки. И самое главное, организация должна дать свое согласие на такой осмотр. Данное нововведение содержится в п. 1 ст. 92 НК РФ и начнет применяться с 1 апреля 2020 г.

Кроме этого, законодатели дополнили ст. 93.1 НК РФ новым п. 2.1. При наличии не исполненного в течение 10 дней решения о взыскании недоимки в размере более 1 млн руб. налоговики вправе истребовать у организаций и ИП документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России.

Если проверяемые организации или ИП не представят в установленные сроки необходимые документы, налоговикам дано право истребовать их у иных лиц, располагающих документами (информацией) об имуществе или имущественных правах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков).

Источник публикации «Бухгалтерский бюллетень», 2008, N 4

С 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Условия зачета по излишне уплаченным налогам

Суммы излишне уплаченного авансового платежа, налога, сбора, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).
Если налогоплательщик выполнил условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в этом или затягивать принятие решения.
В качестве обязательных условий принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налога налоговые органы со ссылкой на НК РФ называют следующие:
— налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (кроме государственной пошлины);
— суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
— отсутствует задолженность по налоговым платежам в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налогового платежа (при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей);
— обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
— факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате;
— факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и гл. 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу (п. 1.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утв. Приказом ФНС России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446@ (в ред. Приказов ФНС России от 03.07.2007 N ММ-3-19/411@, от 21.08.2007 N ММ-3-19/498@)).
Если все вышесказанное подтверждается, это порождает обязанность налогового органа в установленные ст. ст. 78 и 79 сроки зачесть или вернуть переплату (излишне взысканную) сумму налога. Нормы названных статей ориентированы именно на то, чтобы обеспечить налогоплательщику возможность зачета (возврата) соответствующих сумм во внесудебном порядке. Отказ налогового органа в данном случае не предполагается (Определение КС РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О).

📌 Реклама

Зачет по видам налогов в 2008 г.

С 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).
Это правило означает, что переплата по одному федеральному налогу может быть зачтена в счет другого федерального налога независимо от того, в бюджеты каких уровней зачисляются суммы этих налогов.

Пример. Налог на прибыль является федеральным налогом, зачисляемым частично в федеральный, а частично — в региональный бюджет. До 2007 г. переплату по налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, можно было зачитывать только в счет налогов, также перечисляемых в этот уровень бюджетной системы (например, в счет НДС), а «региональную» переплату разрешалось зачитывать в пользу региональных налогов (например, налога на имущество).
С 2008 г. переплата по налогу на прибыль не может быть зачтена в счет налога на имущество, так как это налоги разных видов, однако переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ может быть зачтена в счет уплаты НДС, так как налог на прибыль и НДС — налоги одного вида.

📌 Реклама

Аналогично переплата по региональному налогу может быть зачтена в счет другого регионального налога.
В составе местных налогов в НК РФ числится только земельный, поэтому ныне действующая налоговая система исключает зачет переплаты по земельному налогу в счет какого-либо другого налога, хотя налогоплательщик может претендовать на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм или на зачет их в счет будущих платежей по самому земельному налогу.
Налоговые органы оказались не подготовленными к введению нового порядка, и в настоящее время получить зачет по видам налогов не представляется возможным. Вероятно, эти технические трудности будут преодолены, а пока налогоплательщик может просить о зачете переплаты в счет предстоящих платежей по этому же налогу, обращаться в суд или подождать с подачей заявления до момента отладки программного обеспечения ФНС.

📌 Реклама

Правила зачета переплаты в счет будущих платежей

Пункт 4 ст. 78 НК РФ определяет, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется только на основании письменного заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.
Это означает, что именно налогоплательщик должен проявить инициативу — написать заявление в налоговую инспекцию, а сам налоговый орган не должен автоматически производить зачет по налогам в счет будущих платежей.
В то же время в обязанности ИФНС входит информирование налогоплательщика о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Стороны могут провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. N ММ-3-25/494@.
Пункт 7 ст. 78 определяет, что заявление о зачете (а также и о возврате) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из формулировки п. 4 ст. 78 НК РФ также следует, что налогоплательщик не вправе самостоятельно принять решение о зачете налога, то есть недовнести сумму очередного платежа, мотивируя это наличием переплаты (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А73/07-2/5773 по делу N А73-5824/2007-29).
Закон устанавливает временные рамки для вынесения налоговым органом решения о зачете переплаты в счет будущих платежей — 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
О принятом решении ИФНС обязана письменно уведомить налогоплательщика в порядке, установленном п. 9 ст. 78.

📌 Реклама

Правила зачета переплаты в счет недоимки, пеней, штрафов

Если по данным налогового органа у налогоплательщика по другим налогам того же вида имеется недоимка или задолженность по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию согласно НК РФ, налоговики самостоятельно — без заявления налогоплательщика — обязаны зачесть переплату в счет погашения такой задолженности (п. 5 ст. 78).
Это решение должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Бездействие налогового органа в данном случае не лишает налогоплательщика права подать заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам), на которое чиновники должны отреагировать в десятидневный срок.
Налогоплательщик не может возражать против покрытия своих задолженностей перед бюджетом за счет излишне уплаченных сумм, так как эта операция является одной из форм принудительного взыскания, производимого в порядке и сроки, установленные ст. 46 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2007 г., дело N А13-6446/2006-28, Письмо Минфина России от 8 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-460).

📌 Реклама

Возврат излишне уплаченного налога

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Этот срок строго определен п. 8 ст. 78, и налоговый орган не может представить убедительных причин задержки принятия решения. Так, например, если на момент подачи заявления или по его результатам проводится налоговая проверка (камеральная или выездная), оснований для отсрочки вынесения решения до момента окончания проверки не имеется (см. Постановление ФАС Московского округа от 13 ноября 2007 г. N КА-А40/11667-07 по делу N А40-6914/07-90-15).
ИФНС сообщает налогоплательщику о принятом решении в порядке, установленном п. 9 ст. 78.
Если месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в дни нарушения срока возврата:

📌 Реклама

Сумма процентов = (Сумма, подлежащая возврату — Сумма, возвращенная в срок) x 1/365 (1/366 — если год високосный) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни x Количество дней просрочки : 100%.

В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. п. 10 — 12 ст. 78, п. 3.2.7 Приказа ФНС России от 15 сентября 2005 г. N САЭ-3-19/446@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (в ред. Приказов ФНС РФ от 12.12.2005 N САЭ-3-19/663@, от 03.07.2007 N ММ-3-19/411@, от 21.08.2007 N ММ-3-19/498@), Письмо Минфина от 1 августа 2007 г. N 03-02-07/2-136).
Согласно п. 7 ст. 78 заявление о возврате излишне уплаченной суммы налогоплательщик может подать в течение трехлетнего срока с даты перечисления переплаты.
Однако этот срок установлен лишь для решения вопросов по возвратам во внесудебном порядке. Обоснованное требование о возврате налогового платежа подлежит безусловному удовлетворению без обращения в суд. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ) (см. Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06, Постановления ФАС Московского округа от 27 июня 2007 г., 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5150-07, от 16 февраля 2006 г., дело N КА-А41/201-06, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А19-8254/05-5-Ф02-293/06-С1, Постановление ФАС Поволжского округа от 16 октября 2003 г. по делу N А12-5595/03-С25 и др.).

📌 Реклама

Пример. В период 2000 — 2003 гг. ОАО «НК «Роснефть» — Пурнефтегаз» уплачивало налог на имущество предприятий без учета права на льготу, установленную п. «и» ст. 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».
02.04.2004 общество представило инспекции уточненные расчеты налога на имущество за 2000 — 2003 гг., в соответствии с которыми налоговая база уменьшилась на балансовую стоимость зданий, транспортных средств, оборудования, инвентаря, включенных в Сводный перечень имущества мобилизационного резерва ОАО «НК «Роснефть» — Пурнефтегаз» за 2000 — 2001 гг., утвержденный Министерством энергетики 22.12.2003.
26.07.2004 общество обратилось к инспекции с заявлением о возврате переплаты по налогу на имущество за 2000 — 2003 гг. в сумме 100 425 730,31 руб.
По результатам камеральной проверки уточненных деклараций налоговым органом 27.09.2004 вынесено заключение N 767 о возврате переплаты по налогу в сумме 100 425 729,87 руб.
13 273 095 руб. переплаты возмещены обществу путем зачета, 11 549 754,74 руб. возвращены.
После обращения общества с просьбой проинформировать о действиях по возврату переплаты налога налоговый орган Письмом от 27.12.2004 N 52-06-11/17371 сообщил, что платежи в сумме 75 602 880 руб. не подлежат возврату или зачету, так как заявление подано по истечении установленного п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока с дат их перечисления в бюджет, поскольку спорная сумма уплачена 4 мая, 7 августа, 6 ноября 2000 г., 12 апреля, 7 мая 2001 г.
Считая отказ в возврате незаконным и нарушающим права налогоплательщика, ОАО «НК «Роснефть» — Пурнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции произвести возврат 75 602 880 руб. как излишне уплаченной суммы налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия у налогоплательщика права на применение установленной п. «и» ст. 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» налоговой льготы и фактической уплаты налогоплательщиком налога на имущество предприятий в сумме 75 602 880 руб., которую суд оценил как излишне уплаченную.
Факт излишней уплаты налоговым органом не оспаривается.
Суд опирался на то, что перечень имущества, относящегося к мобилизационному резерву и подлежащего в связи с этим льготированию, утвержден ОАО «НК «Роснефть» — Пурнефтегаз» Министерством энергетики 22.12.2003. До этой даты самостоятельное льготирование налогоплательщиком объекта налогообложения повлекло бы последствия в виде начисления налога, взыскания пеней и наложения штрафных санкций.
С учетом этого довод представителя инспекции о том, что о праве на льготу заявитель знал и мог реализовать это право в 2000 — 2001 гг., подлежит отклонению как несостоятельный.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налоговому органу в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Подача такого заявления порождает у налогового органа безусловную обязанность осуществить действия, связанные с его исполнением. Именно эта позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О.
В этом же Определении Конституционный Суд РФ указал, что в случае пропуска указанного в п. 8 ст. 78 НК РФ срока налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате переплаты в суд.
Однако в данном Определении отсутствуют четкие рекомендации по вопросу исчисления срока исковой давности при пропуске срока обращения за возвратом налога непосредственно к налоговому органу. Конституционный Суд отметил, что решение этого вопроса относится к компетенции арбитражных судов или судов общей юрисдикции.
Определяя единообразие судебно-арбитражной практики по данной проблеме, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в арбитражный суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Суд указал, что днем обнаружения излишней уплаты налога в спорной сумме для заявителя является дата утверждения Минэнерго России перечней имущества мобилизационного назначения, то есть 22.12.2003.
Заявление о возврате переплаты налога подано в суд 11.09.2006, то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, суд признал, что препятствий к возврату требуемой суммы не имеется, и принял решение в пользу налогоплательщика.
(По материалам Постановления ФАС Московского округа от 27 июня 2007 г., 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5150-07.)

📌 Реклама

Минфин России Письмом от 31 января 2008 г. N 03-02-07/1-37 признал право налогоплательщика обратиться в суд, несмотря на пропуск срока подачи заявления на возврат в налоговый орган.

В какой налоговый орган следует обращаться

В силу п. 2 ст. 78 зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика независимо от причины постановки на учет.
В случае бездействия налогового органа, например мотивированного переводом налогоплательщика на учет в другую ИФНС или ликвидацией обособленного подразделения, по которому допущена переплата, налогоплательщику следует оспаривать такое бездействие в суде (Постановления ФАС Московского округа от 27 июня 2007 г., 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5150-07, от 22 ноября 2006 г. по делу N КА-А40/11360-06, от 13 ноября 2007 г. N КА-А40/11667-07 по делу N А40-6914/07-90-15).
Если обособленное подразделение, по месту нахождения которого была допущена переплата, ликвидировано и обратиться в территориальный налоговый орган нет оснований, рассматривать вопрос о зачете (возврате) налога должен орган по месту учета налогоплательщика (головной организации) (Письмо ФНС России от 21 ноября 2006 г. N 02-4-12/66@).
Все вышесказанное распространяется на зачет (возврат) сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и касается не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а также плательщиков сборов.
Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа производится в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.

📌 Реклама

Возмещение НДС

Процедура возмещения (зачета, возврата) этого налога регламентирована ст. 176 НК РФ. Возможность получить возмещение возникает у налогоплательщика, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога к уплате.
Подать декларацию, в которой будет заявлено право на возмещение, можно в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором сумма вычетов превысила общую сумму налога, то есть применительно к НДС с учетом его специфики исчисление трехлетнего срока начинается не с момента излишней уплаты налога, а с момента окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. по делу N Ф04-4192/2007(35616-А46-23), от 27 сентября 2004 г. по делу N Ф04-6818/2004(А27-4969-34), от 26 июля 2007 г., дело N Ф04-4572/2007(36749-А81-25)).
Возмещение предваряет камеральная проверка, срок проведения которой ограничен тремя месяцами с момента представления налоговой декларации (ст. 88, п. 1 ст. 176 НК РФ, Определение ВАС РФ от 08.10.2007 N 11928/07 по делу N А12-15637/06-с60). Срок камеральной проверки не продлевается.
Положения ст. ст. 88 и 176 не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие право на возмещение (кроме случаев возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% на основании ст. 165 НК РФ), однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Отказ налогового органа в возмещении НДС по мотиву неприложения к налоговой декларации упомянутых документов в суде будет признан неправомерным. Кроме того, из взаимосвязанного толкования положений ст. ст. 88 и 176 НК РФ следует вывод о том, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив необходимые документы, определенные ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 65, Постановление ФАС Московского округа от 17 января 2008 г. N КА-А40/14201-07 по делу N А40-32612/07-118-200, см. также Письма Минфина России от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-61, от 27 декабря 2007 г. N 03-02-07/2-209).
Напомним, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, проверяющий обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Затем проверяющий обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы (п. п. 3, 5 ст. 88 НК РФ).
По окончании камеральной проверки в течение семи рабочих дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (форма Решения утв. Приказом ФНС России от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@).
В случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения камеральной налоговой проверки в течение 10 рабочих дней (п. 1 ст. 100 НК РФ) составляется акт, на основании которого принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и — одновременно — решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению (формы Решений утв. Приказом ФНС России от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@).
Налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки на представление в налоговый орган письменных возражений по акту, если они имеются (п. 6 ст. 100 НК РФ).
После истечения этого срока решение по акту должно быть принято в течение 10 рабочих дней. Срок этот может быть продлен особым решением, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ, Приказ ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@).
То есть по итогам камеральной проверки возможны следующие действия налогового органа.
1. Если право на возмещение налогоплательщиком не оспаривается, решение о возмещении должно быть принято в течение семи рабочих дней по окончании проверки и не позднее чем по истечении трех месяцев и семи рабочих дней с момента подачи декларации, в которой заявлено право на возмещение.
2. Если налоговый орган частично признал за налогоплательщиком право на возмещение, оно должно быть оформлено решением не позднее чем по истечении четырех месяцев и 35 рабочих дней с момента подачи декларации, в которой было заявлено право на возмещение (с учетом продолжительности всех процедур).
3. В случае отказа в возмещении решение должно быть оформлено не позднее чем по истечении четырех месяцев и 35 рабочих дней с момента подачи декларации, в которой было заявлено право на возмещение.
Несоблюдение названных сроков и процедур принятия решения и оформления акта, предусмотренных ст. ст. 100 и 101 НК РФ, может послужить основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101).
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения таких недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п. п. 4, 5 ст. 176 НК РФ). Что касается налогоплательщика, то он не вправе самостоятельно зачесть переплату по НДС в счет недоимки по налогу (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А73/07-2/5773 по делу N А73-5824/2007-29).
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам (п. 6 ст. 176 НК РФ). Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Если налогоплательщик просил вернуть ему НДС, на следующий день после принятия решения поручение на возврат суммы налога должно быть направлено в казначейство, которое в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. п. 10, 11 ст. 176).
Если соблюдение налогоплательщиком регламентированной гл. 21 НК РФ процедуры возмещения налога не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей, нарушения названных нами сроков и т.п., налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд (ч. 1 ст. 4 АПК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 65).
Требование о возмещении налога на добавленную стоимость может быть предъявлено в арбитражный суд в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение данного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 16367/06 по делу N А40-753/06-90-9).

📌 Реклама

* * *

В заключение напомним, что отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС (не менее 89% от суммы начисленного налога) в течение 12 месяцев резко повышает риск проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика по НДС (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, от 25.06.2007, утв. на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Зачет (возврат) сумм переплаты пенсионных взносов

Зачет или возврат сумм, излишне уплаченных в ПФР, по основаниям ст. ст. 78 и 79 НК РФ невозможен, так как пенсионные взносы не являются налоговыми платежами и нормы НК РФ к ним неприменимы (Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
Положения Закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который регламентирует уплату пенсионных взносов, не определяют, кто и как осуществляет возврат или зачет переплаты по взносам. Закон отводит ФНС функцию контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 25), а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Также согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ органы ПФР вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

📌 Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх