Куперс

Бухучет и анализ

Стипендия при обучении от центра занятости

ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Граждане, зарегистрированные в Центре занятости населения в качестве безработных, имеют право на получение государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в случаях, если:

  • гражданин не имеет квалификации;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина квалификации;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Порядок направления на профессиональное обучение:

  1. Встать на учет в центр занятости населения.
  2. В случае отсутствия подходящей работы – получить статус безработного гражданина.
  3. Сообщить инспектору отдела трудоустройства о своем желании пройти обучение – получить направление к профконсультанту.
  4. Пройти тестирование у профконсультанта с целью определения курса обучения.
  5. Записаться в группу, узнать ориентировочное начало обучения.
  6. Ожидать начала обучения.

Условия направления на профессиональное обучение:

При направлении гражданина на обучение выплата ему пособия по безработице прекращается с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.

На период обучения гражданину назначается стипендия. Стипендия выплачивается ежемесячно. Размер стипендии определяется в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основанием для выплаты гражданину стипендии является справка о посещении занятий гражданином и справка об успеваемости гражданина, предоставленные образовательной организацией.

Стипендия начисляется со дня зачисления гражданина на обучение в соответствии с приказом образовательной организации. Стипендия перечисляется на лицевой счет гражданина.

Выплата стипендии прекращается со дня окончания полного курса обучения либо со дня досрочного отчисления гражданина из образовательной организации по любым основаниям в соответствии с приказом образовательной организации.

Центр занятости населения вправе уменьшить Гражданину размер стипендии на 25% сроком на один месяц или приостановить выплату стипендии на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин.

Центр занятости населения оплачивает образовательной организации стоимость обучения гражданина.

Успешное завершение профессионального обучения подтверждается соответствующими документами государственного (установленного) образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

ПРАВО В ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ ПРОЙТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИМЕЮТ ПРИЗНАННЫЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ:

  • инвалиды
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей – инвалидов
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы
  • граждане, уволенные с военной службы
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
  • выпускники общеобразовательных организаций
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течении трех лет после увольнения с военной службы.

Профессиональное обучение безработных граждан включает в себя следующие виды обучения:

профессиональная подготовка, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих, профессиональная переподготовка специалистов, повышение квалификации специалистов.

Курсы носят краткосрочный и интенсивный характер. Продолжительность курсов от 1 до 6 месяцев. Направление безработных граждан центром занятости населения на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.

Занятия по всем профессиям (специальностям, видам деятельности) начинаются по мере комплектования групп и заключения государственных контрактов по итогам открытых конкурсов и запросов котировок.

Подробную информацию о профессиональном обучении безработных граждан можно получить по адресу:
пр-кт Ленина, 109-В, тел.: 54-04-31, каб. №515

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, поте-рявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения.

Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным ;:ражданам в трудоустройстве. Специалисты

службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет безработного на профессиональное переобучение, оплачивая его прерывание в техническом образовательном учреждении, с которым заключены договорные отношения. Образовательное учреждение зачастую не только обеспечивает профессиональное переобучение человека, но и содействует его последующей адаптации на рабочем месте.

На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические и личностные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер.

Важной характеристикой современного рынка труда является и наличие в нем потока вторичных безработных. Вторично безработным считается соискатель рабочего места, который получил Профессиональное переобучение, но не трудоустроился или трудоустроился, но не закрепился, не адаптировался на новом рабочем месте. Это происходит в силу рассогласования между личными профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объективной потребностью рынка труда в специалистах.

Возникает необходимость решения проблемы не только профессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей личности, ее профессиональной квалификации в соответствие объективным потребностям рынка труда. Одним словом, возникает необходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональной переподготовки безработных, определение ее целей и функций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений.

Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психологические характеристики.

У этой группы населения более, чем у других категорий, нарушено взаимодействие с нестабильной производственной, экономической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его соответствие конъюнктуре рынка труда. Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной самооценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и скорость протекания процесса социально-профессиональной реабилитации.

Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются не столько в приобретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способности определить и успешно пройти собственный путь нового профессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровдя квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей переподготовки безработных.

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и предусматривает:

— формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций;

— формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;

— обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.

Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возможности применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что предполагает:

— формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;

— обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;

— развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;

— формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности.

Адаптация — это приспособление индивида к условиям жизнедеятельности. Способность адаптироваться к изменяющейся социальной среде определяется уровнем развития личности, в том числе содержанием его знаний, умением действовать сообразно ситуации; В андрагогическом контексте активная адаптация не простое приспособление, а успешное выполнение уже иных профессиональных и должностных функций на основе вновь приобретенных знаний, умение интерпретировать имеющийся трудовой опыт у способность самостоятельно добывать недостающую информацию, с тем чтобы воспользоваться ею на практике.

Социальная и профессиональная мобильность — способность работника, специалиста правильно трактовать и реагировать на беспрецедентный опыт, с которым он может сталкиваться в окружающей среде, подверженной быстрым и глубоким изменениям.

Мобильность проявляется в эффективном использовании имеющихся в распоряжении знаний и умений, в стремлении приобрести новые знания и умения, чтобы заполнить любой пробел в системе реагирования на изменения. Она может характеризоваться умением учиться, определять уровень своей профессиональной компетентности, умением повышать его с учетом возникающих ситуаций.

Анализ достижения целей профессиональной подготовки безработных позволяет выделить критерии ее эффективности: факт трудоустройства; адаптация работника на новом рабочем месте; мобильность специалиста. Именно эти критерии характеризуют социально значимый результат профессиональной подготовки безработных, включая и ее андрагогический аспект.

Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.

Ключевой вопрос в организации обучения безработных — разработка его содержания. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, смысловой основой переобучения трудоспособного человека любого возраста, потерявшего работу, является формирование внутренних предпосылок к изменению своего положения на рынке труда. В этих целях используют несколько базовых моделей обучения, выбор которых зависит от исходных целевых и психологических установок личности. Среди установок личности могут преобладать ориентации на разные виды деятельности:

— любую работу, обеспечивающую достойный заработок;

смену рода деятельности при сохранении (или повышении) статуса, личностного престижа, который обеспечивался предыдущим местом работы;

— открытие собственного дела (индивидуального, семейного, корпоративного);

— работу в зарубежных фирмах (на совместных предприятиях);

— получение работы, требующей повышения имеющегося образовательного уровня;

— «виртуальное место работы» в домашних условиях.

С учетом этих ориентации продуктивно использование образовательных программ блочно-модульного типа. Анализ причин затруднений в трудоустройстве и, в частности, при поиске места работы позволяет предложить в качестве инварианта следующие содержательные блоки. Диагностический блок. Определение основных причин, проблем, стреотипов индивидуальной позиции на рынке труда. Осознан-: выбор модели обучения. Самодиагностика. Социально-психологический блок. Помощь в преодолении негативных установок в структуре профессиональной Я-концепции, «жирование механизмов деперсонализации (распада личности), изменение отношений с окружающим миром, социумом, людьми. Тренинговое обучение работе в разных режимах (индивидуальная, групповая, корпоративная деятельность), овладение эмоционально-волевой сферой. Технологический блок. Обновление и наращивание прикладных умений и навыков в соответствии с требовании времени: владение компьютером, оргтехникой, работа в 1нтернете, вождение автомобиля, бухгалтерский учет, аналитические умения, менеджмент, психолого-педагогические навыки работы с персоналом.

Коммуникативно-языковой блок. Развитие речи, обучение технике самопрезентации, формирования имиджа, культурной коммуникации, деловой переписки.

Лингвистический блок. Целевое приобретение навыков делового общения на иностранном (или русском как иностранном) языке (методом погружения), усовершенствование в области иностранного языка, подготовка к тестированию (для знающих язык).

Информационно-поисковый блок. Формирование культуры информационного запроса. Обучение работе с базами данных, источниками информации, ориентирующей в структуре рынка труда. Овладение вариативными формами предъявления себя потенциальным работодателям. Знакомство с современной системой поддержка интеллектоемких областей деятельности (гранты, фонды, конкурсы).

Финансово-правовой блок. Знакомство с перечнем нормативно-правовых документов, регламентирующих трудовые отношения приустройстве на работу, основными моделями финансирования в сфере малого бизнеса, с рисками в сфере коммерческих отношений.

Креативный блок. Развитие креативных способностей, поисковой активности, обучение приемам ТРИЗа, различным видам рефлексии.

Валеологический блок. Освоение приемов поддержания и восстановления здоровья в условиях интенсивного труда, стрессовых ситуаций, смены рабочей обстановки.

Последовательность освоения содержательных блоков и их объем могут быть различными.

Следует отметить, что экономически невыгодно переучивание за бюджетные средства специалиста, получившего в государственном учебном заведении высшее или среднее специальное профессиональное образование, с тем чтобы он полностью сменил сферу деятельности или подготовил себя к выполнению менее статусной, но высокооплачиваемой работы. Целесообразнее использовать уже имеющийся уровень и опыт деятельности в качестве предпосылочных (стартовых) для дальнейшего профессионального продвижения на основе изменения отношения к нему, коррекции, наращивания, углубления знаний.

В качественном отношении важна ориентация на требования международной практики. Например, в настоящее время разрабатывается Европейский стандарт компьютерного образования взрослого населения1. Есть четко фиксированные международные требования к уровням освоения английского языка, правилам вождения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др.

Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования должен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и всякий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных характеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обучения и потребуют выбора в нем индивидуального пути.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности безработных как социальной группы необходимо учитывать в организации их профессиональной переподготовки?

2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы профессиональной переподготовки безработных?

3. Чем отличается профессиональная переподготовка безработных от профессиональной переподготовки работающего специалиста?

4. В чем заключается специфика функций, целей и содержания профессиональной переподготовки безработных?

Рекомендуемая литература

Кязимов К. Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России. — Саратов, 1998.

Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — 1996. — № 2.

Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Н. А.Тоскиной. — СПб., 2000. — Т. IV. — Кн. 3.

Цыганов И. И. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. — 1998. — № 3.

Чернейко Д. С. Формирование рынка труда: Опыт, проблемы. — СПб., 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх