Куперс

Бухучет и анализ

Стратегическое видение организации

Миссия — это генеральная цель организации (ее сверх-цель), в которой должны присутствовать, как минимум,три основные составляющие:

1) описание деятельности компании (продукта или услуги) в настоящее и ближайшее будущее время;

2) клиенты и польза, приносимая деятельностью данной организации обществу (в том числе сотрудникам и акционерам);

3) принципы, которыми она руководствуется, ее технологические и деловые возможности.

Формулировка миссиисодержит описание, за счет чего компания достигает своих целей и что отличает ее от конкурентов. Иногда миссию ошибочно определяют как получение прибыли. Однако прибыль — это цель и результат деятельности компании. Тот факт, что компания стремится к получению прибыли, ничего не сообщает о том, в какой сфере и каким образом создается прибыль. Если компания объявляет своей целью получение прибыли, ей все равно надо объяснить, как она этой цели достигает. Такое объяснение и есть миссия компании.

Стратегическое видение— это образ организации в будущем, видение определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности, какой она должна стать в будущем.

Стратегическое видение разрабатывается, как правило, не менее, чем на 5 лет (исключение составляют новые отрасли либо рынки с высокой изменчивостью и неопределенностью, не позволяющими с достаточной уверенностью составлять планы на столь долгий период).

Миссия организации: сущность, место и роль в стратегическом управлении.

Формулирование целевой функции начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В миссии обычно детализируются статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержанию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу. Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

12 Формулировка и установление целей организации

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
• выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешнем окружении;
• установление целей для организации в целом;
• построение иерархии целей;
• установление индивидуальных целей.
Первая фаза. Влияние внешней среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям. Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации.

Раньше эти все слова значили для меня примерно одно и я не понимала в чем же разница и часто путала их значения. Теперь разобралась и расскажу вам.

«— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.” — «Приключения Алисы в Стране чудес», Льюис Кэрролл.

Как человек прошедший МБА, начну с теории — внизу «пирог” стратегии компании (точнее, один из ее многочисленных вариантов), он содержит в себе эти все понятия, они расположены как разные слои:

В отличие от пирамиды Маслоу нижний слой это не базовый и первый с чего компания начинается, скорее правильно рассматривать эту пирамиду сверху, и считать то, что на самом верху — это самое нематериальное и то что нас вдохновляет, где-то в середине — то что мы можем достигнуть по пути, и в самом низу — все ощутимое и реальное.
Конечно же все эти элементы пирамиды имеют отношение к вашей компании и должны быть связаны между собой и дополнять друг друга. Они постоянно будут меняться, ведь ваша компания это живой организм, в процессе ее развития вам будут открываться новые истины и перспективы, да и плюс окружающая среда сейчас очень изменчивая. Так что будьте готовы пересматривать созданное, раз в год как минимум.

Начнем с Миссии,

Миссия — назначение организации которое отличает ее от других компаний на рынке.

Если упростить то миссия компании должна отвечать на 3 вопроса — Что мы делаем? Как мы делаем? и Для кого мы делаем? => Итого это Назначение и причины почему компания существует.

Если Видение — это, то чем ваша компания хочет стать в будущем, то Миссия это, то что она представляет собой сейчас.

Видение же отвечает на вопрос «Как выглядит успех для вашей организации?”

Оно описывает ваше будущее и глобальную вселенскую цель которую ваша компания хочет в самом финале достичь. Что очень важно при формировании вашего Видения это учитывать все самые последние технологии и тренды, и пытаться их применить в его формировании.

Мой любимый Мик и он явно что-то задумал — photo by Sophie Moet, Mick Jagger

И теперь практические применение, на примере всем известных компаний:

Следующее что нам понадобится это Ценности и Цели:

Ценности — это то во что компания верит и ее философия.

Они направляют организацию и определяют ее поведение, помогают понять что хорошо и что плохо для организации. По сути, они помогают в принятии решений указывая на то, что для организации есть ее основа.

Цели — ожидаемые результаты в ближайшем будущем.

Без конкретики, просто очень общие и направляющие цели и вдохновляющие фразы. Это весь ваш план действий помещенный в одно предложение.

Наверное самое важное при создании своих стратегических фундаментальных основ, это давать себе отчет в том что они идут из вашего сердца и это именно те вещи и принципы которые вы, как основатель компании и идеолог, видите как «душу” своей компании. К сожалению, что наблюдается на рынке, часто эти все вещи скорее просто декорации, и находятся они только на бумаге, в голове у владельца компании или вообще созданы для прессы.

Домашка!

— photograph by Nikolay Filippov, 1973

Неожиданно? Да, теория это хорошо, но практика это же еще лучше! Ваше домашнее задание — разработать Видение, Миссию, Ценности и Цели для вашей будущей/существующей компании. Может это звучит просто, но в как показывает практика долгие недели работы нужны для достойного варианта.
Есть вопросы — пиши (le_at_okidokimessenger.com)! Мне очень будет интересно прочитать что ты сделал! И можем потом даже сделать ревью того что вышло.

Приведу результат моей собственной домашки, пример для нашего нового продукта OkiDoki messenger:

Первый основополагающий шаг стратегического корпоративного управления – формулирование миссии компании.

Миссия компании представляет собой качественно выраженную совокупность стратегических целей и предпринимательских способностей.

Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом.

Определение миссии – важная маркетинговая задача – предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма несет потребителям?” Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия. Часто она выражается в виде лозунга.

Филипп Котлер считает, что при определении миссии организации следует учитывать пять факторов:

  1. историю организации, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
  2. стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  3. состояние внешней среды;
  4. ресурсы, которые организация может использовать для достижения своих целей;
  5. отличительные особенности, которыми обладает организация.

Удачная формулировка миссии индивидуальна и должна подходить только той компании, для которой она разработана.

Наличие миссии позволяет:

  • Собственникам договориться о направлении и приоритетах развития бизнеса;
  • Партнерам и поставщикам фирмы понять место, которое стремится занять фирма на рынке;
  • Сотрудникам фирмы почувствовать себя командой единомышленников, нацеленной на достижение успеха, ощутить свою значимость, получить моральные стимулы работы;
  • Потребителям продукции фирмы со вниманием и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их нужды и потребности, следить за продукцией фирмы;
  • Обществу в целом (в первую очередь в лице государственных органов) понять социальное предназначение компании.

Художественно оформленная миссия служит хорошей презентацией компании.

Формулировки некоторых миссий можно посмотреть в статье «Миссии некоторых российских и иностранных компаний”.

Основной вопрос относительно стратегии компании, который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?” Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение.

Видение, как правило, представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей (Hickman C.R., Silva M.A. Creating Excellence, 1984).

Стратегическое видение – взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс.

Стратегическое видение – это внутренний документ, необходимый руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволяют реализовать эту миссию.

При разработке видения менеджеры компании должны определить:

  1. как они видят будущее своей компании;
  2. в каком направлении она должна развиваться;
  3. какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты;
  4. какое положение в отрасли компания должна занять в долгосрочной перспективе.

Сформулированное стратегическое видение значительно снижает риск случайных решений и обеспечивает согласованность политики подразделений с общей политикой компании.

Литература

И.Пашанин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх