Куперс

Бухучет и анализ

Строительный контроль

Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).

Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(1), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.
Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.

Строительный контроль

Что же такое строительный контроль? Что в него входит?

Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.
В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком.

На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):
— проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
— проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
— освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
— приемки законченных видов (этапов) работ;
— проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

Строительный контроль, осуществляемый застройщиком.

В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
— выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
— проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
— проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
— проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Примечание. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).

Ближе к практике

Кроме указанного Положения существует Свод правил «Организация строительства»*(2) (далее — СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ.
В Постановлении ФАС ПО от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).

Допуск СРО на работы по осуществлению строительного контроля.

Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.
В пункте 2 Письма Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Казалось бы, вот она — полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.
Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ «Уральский институт ГПС МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.
Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Обратите внимание! Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.

Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).
Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178).

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).

А.М. Ростошинский,
эксперт журнала «Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2013 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) УтвержденПриказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781.

Дата публикации: 25 сентября 2018 г.

Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля. Не стоит терять время тем, кого могут проверить, — бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.

Что представляет собой строительный контроль?

Ответ на этот вопрос дан в первоисточнике — Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).

Свое определение строительного контроля Минрегион России дает в Письме от 30.04.2010 N 17906-ИП/08: это контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта. Строительный контроль не может быть проведен после выполнения других работ, а устранение недостатков по его результатам не может быть осуществлено без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Становится ясна важность и актуальность Положения о проведении строительного контроля, которое следует применять с учетом других актов, регламентирующих порядок подобного контроля (Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, или СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70).Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.

Отдельные процедуры строительной экспертизы

Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.
Контроль операций по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:
— соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
— соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.

Как оформляются результаты контроля?

Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа — акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.

Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля?

В связи с тем что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном Приложении приведены Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к Нормативам. Их два — по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.
Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:

0,8022
Н = 0,04191 x С / С,

где Н — норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);
С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
Допустим, стоимость строительства в базисном уровне цен составляет
1 млрд руб. (1000 млн). Норматив расходов на осуществление строительного
0,8022
контроля будет равен 1,07% (0,04191 x 1000 млн / 1000 млн), а сами
расходы составят 10,7 млн руб. (1000 млн x 1,07%). Полученное значение
указывается в гл. 10 сводного сметного расчета стоимости строительства
отдельной строкой «Строительный контроль».
Не забудем и про другой показатель — численность работников заказчика, занятых строительным контролем. Она увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн руб. сверх 900 млн руб. В нашем случае численность нужно увеличить на 3 работника ((1000 — 900) / 30), в итоге общее количество контролеров составит 31 человек (28 (при 900 млн руб.) + 3).
Все сказанное относится к заказчику. Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).

Несколько слов о проектной документации

В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.

Источник: Отдел строительной экспертизы

Отклонение участника государственной закупки от участия в установлении поставщика (исполнителя, подрядчика) либо отказ от заключения госконтракта с победителем установления поставщика (исполнителя, подрядчика), в том случае, если исполнитель функций по строительному контролю и подряду – одно и то же лицо, Федеральный закон № 44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в области госзакупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд» не устанавливает.

Осуществление одной организацией работ по договору подряда, а также строительного контроля фактически является контрольной функцией «над самим собой», а это очевидно противоречит задачам и целям строительного контроля в связи с нижеследующим.

Обязанность по осуществлению строительного контроля при проведении строительных работ предусматривает статья 53 Градостроительного кодекса России.

Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК России лицом, которое осуществляет строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт объекта капстроительства (далее – лицо, которое осуществляет строительство), может быть индивидуальный предприниматель, застройщик либо юридическое лицо, которое заключило договор строительного подряда.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК России строительный контроль осуществляется лицом, производящим строительные работы. При строительстве, реконструкции, а также капремонте по договору подряда строительный контроль производится техническим заказчиком или застройщиком. Функции по строительному контролю можно передать третьему лицу на основании контракта, заключенного с ним.

На основании статьи 748 ГК России заказчик имеет право осуществлять надзор и контроль за качеством и ходом работ, соблюдением установленных сроков и графика исполнения работ, качеством материалов, предоставленных подрядчиком, и правильностью использования подрядчиком материалов государственного заказчика, при этом не вмешиваясь в оперативную и хозяйственную деятельность подрядчика.

В силу ст. 749 ГК России госзаказчик для осуществления надзора и контроля за строительством и в целях принятия решений от его имени во взаимоотношениях с государственным подрядчиком вправе без согласия подрядчика самостоятельно заключить договор об оказании государственному заказчику услуг подобного рода с соответствующей инженерной организацией (инженером).

Из приведенных выше норм следует, что при осуществлении строительства на основании государственного контракта строительный контроль может проводить и лицо, которое непосредственно осуществляет строительство (подрядчик или генеральный подрядчик), и заказчик (застройщик) – наряду, однако не вместо подрядчика.

Это вытекает также из Положения об осуществлении строительного контроля при проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 468 от 21 июня 2010 г. (дальше – Положение). Конкретный перечень проводимых подрядчиком мероприятий в рамках строительного контроля отражен в п. 5 Положения. Применительно к государственному заказчику этот перечень отражен в п. 6 Положения. Из последнего перечня видно, что именно на застройщика (заказчика) возлагается «итоговый» контроль. Так, согласно пп. «а» п. 6 Положения госзаказчик при проведении строительного контроля осуществляет проверку полноты и соблюдения сроков исполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов.

Подрядчику или генеральному подрядчику в соответствии с договором строительного подряда нельзя передавать функции госзаказчика по контролю за ведением строительства. Застройщик (заказчик) должен обеспечить строительный контроль или путем его личного осуществления, или путем возложения этой обязанности на лицо, которое не выполняет работы по договору подряда.

Теги: строительный контроль, ГрК России, государственный контракт,

Вопрос:

Относятся ли к области строительного контроля хранение и складирование материалов и изделий, предназначенных для производства строительно-монтажных работ?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта устанавливается .

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:

  • лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком);
  • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлечённой заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает в себя, в том числе, проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции.

В функции строительного контроля, осуществляемого заказчиком, входят, в том числе, проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов и проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.

Вопрос от 08.2017:

Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительный контроль на основании договора, состоять в членах саморегулируемой организации?

Ответ: В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) обязанность членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлена для лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Кроме того, соответствующая обязанность предусмотрена пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ для технического заказчика и частью 3.1. статьи 52 ГрК РФ для застройщика в случае самостоятельного осуществления им строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Обязанность членства в саморегулируемой организации для иных лиц ГрК РФ не установлена.

Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.

Вопрос от 03.03.2020:

Прошу Вас разъяснить, если строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, необходимо ли индивидуальным предпринимателям для осуществления деятельности по строительному контролю на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, иметь членство в саморегулируемой организации?

Ответ: По существу вопросов, изложенных в обращении, информируем о следующем.

В силу ч. 8 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. п. «г» п.5 и п. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. №468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора, либо привлекаемых ими на основании договора индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведённых строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, инженерно-технического обеспечения.

Положением ст. 55.5-1 Кодекса закреплено, что специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строительства являются физические лица, которые имеют право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

На основании вышеизложенного, действующими нормативно-правовыми актами в области градостроительной деятельности не закреплены требования к принадлежности в членстве саморегулируемой организации при осуществлении строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Вопрос от 04.09.2019:

При проведении строительного контроля в раздел 4 общего журнала работ внесены данные о выявленных недостатках. По результатам устранения нарушений необходимо ли оформлять акт или достаточно отметки в журнале?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Частью 7 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путём составления акта. Сведения о проведённых контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Согласно пункту 8.4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007), утверждённого приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7, в раздел 4 общего журнала работ включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатках при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также сведения об устранении указанных недостатков.

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации
  • Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
  • Ростехнадзор разъясняет: Входной контроль
  • Минстрой разъясняет: Строительный контроль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх