Куперс

Бухучет и анализ

Ступени образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: закон об образовании (ст. 8) и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования — для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты — для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. комментарий к ч. 10 ст. 11 Закона).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и главу 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона Об образовании в Российской Федерации).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка «учреждения и организации» могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. 3, 5 ст. 96 Закона).

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий «эффект» образовательной деятельности — повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает «большое» исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования «выпадает», его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин «профессиональное» теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без «сослагательных наклонений». Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от «уровня» образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из «видов» уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, «Основные понятия»), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 «Высшее образование», где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный до 01 сентября 2013 года?

Частью 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определен порядок приравнивания образовательных уровней (образовательных цензов), установленных в Российской Федерации до вступления в силу указанного Федерального закона.

Начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование, имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.​

Таким образом, приём слушателей на обучение по дополнительным профессиональным программам со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным программам среднего профессионального образования.

Вопрос 2. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам дополнительного профессионального образования у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства от 30.12.2015 г. № 2777-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации», то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Мы уже делились с вами схемой устройства образования в Словении. Сегодня хотим остановиться на этой теме чуть подробнее, поскольку для многих устройство словенского образования является серьёзной головоломкой.

Основное, что нужно понимать — в Словении за вами признаётся тот уровень образования, что соответствует именно ОКОНЧЕННОМУ вами, а не тому, что вы сейчас проходите или оставили не завершённым. То есть здесь нельзя иметь неоконченное высшее, неоконченный бакалавриат или неполную магистратуру. Если вы проучились 2,5 года на бакалавриате, но так и не завершили обучение, ваш уровень образования будет считаться по оконченной вами, к примеру, средней школе (гимназии).

I уровень: основная школа — неоконченная

Неоконченное основное школьное образование относится к первой ступени и встречается крайне редко.

II уровень: основная школа — оконченная

Вторая ступень образования относится ко всем, для кого последним успешно оконченным образованием является основная школа. Сюда относятся и те, кто учился в средней школе, и, возможно, даже полный срок, но так и не получил матуру, ни общую, ни профессиональную.

III уровень: начальное профессиональное образование (NPI, 2-летнее)

Эта ступень относится к двухлетнему профессиональному образованию, заканчивается оно выпускным экзаменом. Причём поступить на такие программы можно и с неоконченным основным образованием, после 7 классов.

IV уровень: среднее профессиональное образование (SPI, 3-летнее)

Эта ступень также заканчивается выпускным экзаменом. После чего можно поступить на программу средне-технического образования.

V уровень: гимназии, средне-специальные и технические школы (SSI, PTI, 4-летнее)

Успешное завершение 4-летнего обучения в средней школе (куда относятся гимназии и средне-специальные, профессионально-технические школы) даёт 5 ступень образования. Прийти к ней можно также через 2 года начального и 3 года среднего профессионального образования и обязательную сдачу матуры.

VI/1 уровень: колледж (1я ступень болонской системы)

Очевидно, что данная степень образования приобретается по окончании колледжа (višja šola).

VI/2 уровень: высшепрофессиональные и университетские программы (1я ступень болонской системы)

Данная степень присуждается при получении диплома бакалавра в университете или высшей школе (visoka šola).

VII уровень: магистерские программы (2я ступень болонской системы)

Здесь также всё просто, чтобы иметь степень магистра (пишущееся после имени), необходимо закончить магистратуру.

VIII/1: магистр наук

Здесь же речь идёт уже о звании магистра (пишется перед именем), его получали до реформы системы образования в Словении на магистерии.

VIII/2: доктор наук (3я ступень болонской системы)

Наивысшая степень образования, указываемая перед именем обладателя.

Есть вопросы по образованию в Словении — спрашивайте!

С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами. Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии.

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) — это 11 классов, неполное (основное) — 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая — 4 года начального образования;
  • вторая — 5 лет основного обучения;
  • третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтение;
  • азы математики (арифметика);
  • письмо;
  • труд;
  • физкультура;
  • музыка;
  • окружающий мир;
  • искусство и хореография;
  • хотя бы один иностранный язык.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх