Куперс

Бухучет и анализ

Субвенций

В текущем периоде наиболее распространенной фор­мой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции, что обусловлено как ограниченностью финан­совых ресурсов, так и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами. В Бюджетном кодексе РФ это отра­жено в гл. 16 (ст. 133, 136).

В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий:

1) субвенции предоставляются для финансирования кон­кретных мероприятий, при этом использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты;

2) орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель — обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке;

3) субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее орга­ну. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осу­ществляются на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения отчетности об исполь­зовании субвенции или по истечении срока отчетности.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные. Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств тер­риториальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударст­венных социальных расходов. Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предна­значены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними об­щегосударственных капитальных вложений.

Для предоставления субвенций субъектам РФ из федераль­ного бюджета согласно Закону «О субвенциях…» в федеральном бюджете создается фонд субвенций. Объем и распределение этого фонда рассматриваются и утверждаются Федеральным Собра­нием при постатейном рассмотрении и утверждении федераль­ного бюджета. Не использованные в отчетном году или возвращенные суб­венции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Право на получение текущих субвенций из федерального бюджета имеют республики в составе РФ, края, области, автономная область, автономные округа, гг. Москва и Санкт-Петербург, в общих доходах консолидирован­ных бюджетов которых доля бюджетных доходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расхо­дов, превышает среднюю по РФ.

Текущие субвенции из федерального бюджета предоставля­ются при условии выделения на финансирование соответствую­щих статей общегосударственных социальных расходов доли до­ходов консолидированного бюджета республики в составе РФ, области, автономной области и округа, гг.

Москвы и Санкт-Петербурга не ниже средней по РФ. Законом определены порядок и условия предос­тавления текущих и инвестиционных субвенций из федерального бюджета. Контроль использования субвенций из федерального бюджета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Минфин РФ. Органы представительной власти республик в составе РФ, кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны предста­вить в Федеральное Собрание РФ и Минфин РФ отчет об использовании субвенций.

Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть прекращено в случае нарушения органами предста­вительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга норм налогового и бюджет­ного законодательства РФ.

Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды осуществляют субвенционное фи­нансирование и создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансиро­вание мероприятий государственной региональной политики, на­

правленной на сближение уровней социально-экономического развития регионов РФ, освоение новых территорий, оздоровле­ние окружающей среды, регулирование процесса миграции на­селения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий. Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенцион­ное финансирование, формируются за счет:

1) перечисления федеральных средств из внебюджетных ис­точников;

2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

3) прочих поступлений.

Субвенции из внебюджетных фондов республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, гг. Москве и Санкт-Петербургу предназначены для привлечения дополнительных средств на финансирование реализуемых на их территориях инвестицион­ных проектов и программ. Они не могут быть направлены на финансирова­ние текущих расходов бюджетов и возмещение убытков, поне­сенных в результате хозяйственной деятельности.

Условия и сроки предоставления субвенций из внебюджет­ных фондов указанным субъектам определяются статусами внебюджетных фондов. Субвенции из внебюджетных фондов, выделенные органам представительной власти, зачисляются в соответствующие статьи бюджетов развития национально-государственных и админист­ративно-территориальных образований или созданных ими вне­бюджетных фондов. Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретным проектам или программам не может превышать 80 % капиталь­ных вложений получателя субвенций, направляемых на реализа­цию этих инвестиционных проектов или программ.

Контроль использования субвенций из внебюджетных фондов возлагается на Федеральное Собрание РФ и Минфин РФ.

Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах. При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов. В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате. Так чем отличается субвенция от субсидии?

Определения

Чтобы разобраться в разнице этих понятий, обратимся к их словарным определениям. Для этого заглянем в современный словарь экономических терминов.

Субсидия – характерные черты и предназначение

Что же такое субсидия и какие ее характерные черты? Согласно словарю, это «разовое пособие, предоставляемое из средств государственного бюджета». При этом предоставляться такая помощь может напрямую физическому лицу в виде выплат (прямая субсидия) или в виде льгот (косвенная субсидия). Также средства могут быть перечислены на счет местных органов, чтобы в последующем ответственные организации довели выплаты до адресата.

То есть конечная цель субсидии – финансовая поддержка нуждающихся граждан или софинансирование расходов местного бюджета. Субсидирование – это область социальной политики.

Понятие субвенции в Бюджетном кодексе

Теперь посмотрим, что значит субвенция. В том же словаре читаем, что это «пособие, выделяемое одними субъектами другим для финансирования определенного мероприятия». То есть в данном случае это не адресная социальная помощь населению, а вложение в крупный проект на уровне бюджетов органов власти.

Субсидия предоставляется безвозмездно. Субвенция же предоставляется под конкретные цели, и в том случае, если средства освоены не полностью, остаток подлежит возврату.

Когда назначаются – отличительные признаки

Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.

Субсидии

Отличительные признаки: субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:

  1. Граждане Российской Федерации или официальные резидентам, постоянно проживающие на территории РФ.
  2. Не имеют долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  3. Имеют постоянную регистрацию и жилье (подтверждается договором найма или документами о наличии жилья в собственности).

Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:

  • молодые семьи;
  • , в которых осуществляется уход за инвалидом;

Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.

Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.

Субвенции

С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок от органов местной власти. Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти. После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства .

Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.

Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.

Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.

Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.

Виды денежных выплат из государственного бюджета

И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.

Что предполагает субвенция – дотации из федерального бюджета

Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций по регионам различаются по цели и включают в себя такие денежные выплаты:

  1. На осуществление своих полномочий органами местной власти (на формирование регионального бюджета).
  2. На покрытие дефицита бюджета субъекта РФ (на выравнивание показателей средней обеспеченности всех регионов).

Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.

Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа. В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу. В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.

Чем отличается субсидия

Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.

Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.

На данный момент существуют следующие виды субсидий:

  1. Оплата жилищно-коммунальных услуг.
  2. подопечным биржи труда.
  3. Финансовая поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от катастроф и бедствий.
  4. Поддержка молодых супружеских пар, многодетных родителей и матерей-одиночек.
  5. Выделение квот на дорогостоящее лечение.

Из последних обновлений в законодательстве можно отметить и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.

Оформление

В чем разница при оформлении субвенции, предоставление каких документов включает

Для того чтобы оформить субвенцию, необходимо в установленном порядке направить заявку в центральный орган власти. В этом документе должно быть отражены расходы по прошлому периоду, планируемые траты, обоснована их целесообразность.

При этом сумма субвенции не устанавливается самим органом местного управления. Существует определенная методика определения общего размера данных выплат.

После утверждения и получения на счет регионального бюджета субвенции, она будет распределена между нуждающимися ведомствами. Они, в свою очередь, будут обязаны каждый квартал представлять отчеты о реализации средств, выданных в рамках этой финансовой поддержки.

Контроль над соблюдением всех процедур возложен на специальные надзорные органы, которым также направляются отчеты.

Какие документы предоставляются для получения субсидии

Если вы считаете, что имеете все основания претендовать на льготу или пособие, первое учреждение, с которым придется подружиться – это всем известный собес, а ныне орган социальной защиты населения. Вам нужно определить, к какому из многочисленных филиалов данной структуры вы прикреплены по прописке. Там же абсолютно бесплатно вы сможете получить консультацию и актуальный список необходимых документов (помним, процедура получения субсидий может меняться несколько раз в год).

После подачи всех документов и заявления нужно ждать. В среднем срок ожидания варьируется от 10 дней – в зависимости от вида субсидии. В назначенный день приходить за решением, которое может быть как положительным, так и не в вашу пользу.

Помните, что отрицательное решение по вашему заявлению о предоставлении субсидии можно обжаловать в вышестоящем органе или суде.

Обращаясь за субсидией, необходимо также понимать, что вы несете ответственность за предоставленные сведения. Подача заведомо ложной информации будет иметь последствия.

В отличие от субвенции, субсидия предоставляется безвозмездно.

Видео

Выводы

Еще раз кратко о разнице между субсидией и субвенцией.

Слово «субсидия» широко вошло в словарь рядового гражданина, потому что этот экономический термин любого из нас непосредственно касается – субсидирование тесно связано с социальной политикой. Субвенция же относится к внутренней экономике государства и системе дотаций из федерального бюджета в пользу субъектов РФ, поэтому это слово встречается не так широко. С этим и связано смешение данных понятий.

Также читайте про и про их получение.

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего предоставление из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 01.04.2013, N 13, ст. 1576.

Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — единая субвенция).

2. Единая субвенция формируется из субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением субвенций, предоставляемых на исполнение публичных нормативных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке, а также на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (далее — субвенции, формирующие единую субвенцию).

Перечень субвенций, формирующих единую субвенцию, утверждается Правительством Российской Федерации на срок не менее 3 лет.

3. Общий объем единой субвенции рассчитывается по формуле:

I — субъект Российской Федерации, бюджету которого в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения субвенций, формирующих единую субвенцию, предусмотрена хотя бы одна из таких субвенций;
n — количество i-х субъектов Российской Федерации;
V i — объем субвенций, формирующих единую субвенцию, предусмотренных бюджету i-го субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения таких субвенций (далее — объем единой субвенции бюджету i-го субъекта Российской Федерации).

4. Объем единой субвенции бюджету i-го субъекта Российской Федерации рассчитывается по формуле:

J — вид субвенции, формирующей единую субвенцию, предусмотренной бюджету i-го субъекта Российской Федерации;
m — количество видов субвенций, формирующих единую субвенцию, предусмотренных бюджету i-го субъекта Российской Федерации;
V ij — объем субвенции j-го вида, определенный для бюджета i-го субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой распределения субвенции j-го вида.

5. Федеральные органы исполнительной власти — субъекты бюджетного планирования, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (далее — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), представляют проект распределения субвенций, формирующих единую субвенцию, в Министерство регионального развития Российской Федерации ежегодно, до 10 августа.

6. Перечисление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации.

Перечисление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

7. В целях оценки результативности предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции Правительством Российской Федерации утверждаются целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию (далее — целевые показатели).

8. Значения целевых показателей по субъектам Российской Федерации утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

9. Контроль за достижением органами государственной власти субъектов Российской Федерации значений целевых показателей осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

10. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция, по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и Министерство регионального развития Российской Федерации отчеты, содержащие сведения о фактически достигнутых ими значениях целевых показателей и значениях целевых показателей, утвержденных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, по формам и в сроки, которые устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

12. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исходя из сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей со значениями целевых показателей, утвержденными в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.

13. В случае недостижения органами государственной власти субъекта Российской Федерации значений целевых показателей, утвержденных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти вправе вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для внесения Президенту Российской Федерации предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) за ненадлежащее исполнение полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

14. Объемы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, определяются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно, до 25 января, представляет в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти информацию об объемах указанных расходов бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период.

В случае внесения изменений в объемы указанных расходов бюджета субъекта Российской Федерации уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня внесения изменений представляет в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти информацию об объемах расходов бюджета субъекта Российской Федерации с учетом изменений.

СТ 133 БК РФ

1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Абзац второй утратил силу.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.

4. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

5. Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 августа текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Абзац четвертый утратил силу.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субвенций и (или) изменения общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их распределение по видам субвенций не допускаются.

Тематические материалы:Обновлено: 16.04.2020 103583 Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Дотации

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

Всоответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» общий объем межбюджетных трансфертов на 2014 год предусмотрен в объеме 1,339 триллиона рублей, в том числе дотации — 629,1 миллиарда (46,9% от общего объема трансфертов — рис. 1), субсидии — 328,1 миллиарда (24,5%), субвенции — 319,6 миллиарда (23,9%), иные межбюджетные трансферты — 62,2 миллиарда (4,7%). Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов РФ, будет производиться за счет 17 субвенций из федерального бюджета, общий объем которых на 2014 год предусмотрен в сумме 319,6 миллиарда рублей.

В рамках решения задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ на 2012–2014 годы, по совершенствованию межбюджетных отношений в части повышения самостоятельности субъектов РФ, консолидации межбюджетных трансфертов государственной программой РФ «Региональная политика и федеративные отношения», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2013 года № 435-р, начиная с 2014 года из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрено предоставление единой субвенции. Правовой основой предоставления единой субвенции являются Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 275. Осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета по единой субвенции в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов возложено на Минрегион России.

Единая субвенция формируется из субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, за исключением субвенций, предоставляемых на исполнение публичных нормативных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти регионов в установленном порядке. А также за исключением субвенций на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение единой субвенции из федерального бюджета между субъектами РФ утверждено приложением к Закону «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: в 2014 году — 10,33 миллиарда руб­лей, в 2015 году — 10,42 миллиарда, в 2016 году — 10,42 миллиарда. Единая субвенция предоставляется бюджетам 82 субъектов РФ. Объем единой субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету конкретного субъекта РФ, будет рассчитываться как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного региона по методикам распределения этих субвенций. Перечень субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, формирующих единую субвенцию на 2014–2016 годы, утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2013 года № 1456-р и включает девять субвенций (рис. 2).

Правовая база

Вся необходимая правовая база для реализации механизма единой субвенции на федеральном уровне создана. В частности, Минрегионом России были подготовлены и утверждены следующие правовые акты:

распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2013 года № 2256-р об утверждении целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов РФ, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов РФ;

приказ Минрегиона России от 28 октября 2013 года № 456 «Об утверждении Порядка перечисления единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2013 года, № 30705);

приказ Минрегиона России от 12 декабря 2013 года № 535 «Об утверждении формы и сроков представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2013 года, № 30816).

В целях оценки результативности предоставления бюджетам субъектов РФ единой субвенции Правительством РФ утверждены целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти регионов по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию. Следует отметить, что по ряду субвенций, включенных в единую субвенцию, ранее не производилась оценка эффективности предоставления субвенций на финансовое обеспечение переданных субъектам полномочий Российской Федерации в части объема и качества оказываемых населению государственных услуг. Значения целевых показателей по субъектам РФ будут утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минюст России, Минтруд России, Минкультуры России).

В настоящее время уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по разработке и утверждению ведомственных актов об установлении значений, форм и порядка отчета субъектов, а также оценки эффективности. Минюстом России, Минтрудом России и Минсельхозом России указанные акты уже приняты. Контроль за достижением органами государственной власти субъектов РФ значений целевых показателей будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Для эффективности использования

В целях повышения эффективности использования средств единой субвенции и повышения ответственности высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в случае недостижения органами государственной власти региона значений целевых показателей, руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти вправе вносить в установленном порядке в Правительство РФ для внесения Президенту РФ предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) за ненадлежащее исполнение полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления региональным органам власти. При этом субъекты РФ своим законом о бюджете могут реализовывать право самостоятельно определять объемы расходов бюджета на осуществление переданных им полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию.

Кроме того, предусмотрена возможность внесения субъектом РФ изменений в указанные объемы расходов с уведомлением Минфина России, Минрегиона России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. На этапе предоставления единой субвенции право самостоятельно определять объемы расходов бюджета субъекта РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, было реализовано Камчатским краем, Волгоградской, Оренбургской, Тюменской областями и Ямало-Ненецким автономным округом.

Для осуществления контроля и анализа финансового обеспечения переданных органам исполнительной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации, а также оценки эффективности предоставления субвенций из федерального бюджета государственной программой РФ «Региональная политика и федеративные отношения» начиная с 2014 года предусмотрено проведение мониторинга предоставления субвенций из федерального бюджета и мониторинга реализации субъектом РФ переданных полномочий Российской Федерации и использования субвенций из федерального бюджета. Мониторинг субвенций будет осуществляться ежегодно Минрегионом России путем сбора соответствующей информации от федеральных органов исполнительной власти, определяющих политику в сферах, по которым субъектам РФ предоставляются субвенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх