Куперс

Бухучет и анализ

Судебная практика по договору перевозки грузов

Статьи 12 и 17 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» устанавливают ответственность именно перевозчика за несохранную перевозку груза. При этом CMR-накладная подтверждает факт заключения договора перевозки между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Между ЧТУП «Клиент» и ООО «Экспедитор» был заключен договор транспортной экспедиции в международном автомобильном сообщении. Для выполнения обязательств по доставке груза по данному договору ООО «Экспедитор» поручило выполнение данной перевозки ИП «Перевозчик».

Согласно CMR-накладной груз был принят к перевозке водителем ИП «Перевозчик». В процессе перевозки груз был утерян, в указанный срок не доставлен и не передан грузополучателю, в связи с чем истец ЧТУП «Клиент» обратился в суд с иском о взыскании с ответчика ИП «Перевозчик» суммы денег, составляющих стоимость утраченного груза.

ИП «Перевозчик» возражал против иска, так как полагал, что не является надлежащим ответчиком, так как в правоотношения с ЧТУП «Клиент» не вступал и договор перевозки с ним не заключал, а следовательно, и отвечать по договору, заключенному между ЧТУП «Клиент» и ООО «Экспедитор», не может.

Судебные инстанции, рассматривая дело, пришли к выводу, что факт осуществления доставки ответчиком груза, принадлежащего истцу и, как следствие, наличие между ними правоотношений перевозки подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в т.ч. товарными накладными, по которым водитель ИП «Перевозчик» получил груз от имени предприятия ЧТУП «Клиент», CMR-накладной на доставку груза от грузоотправителя в адрес грузополучателя перевозчиком, которые в совокупности свидетельствуют о несостоятельности доводов о том, что ИП «Перевозчик» не является надлежащим ответчиком, поскольку предъявление соответствующих требований непосредственно к перевозчику КДПГ не ограничивается и является правом истца.

В связи с этим судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь решение нижестоящих инстанций оставила без изменения, а кассационную жалобу ИП «Перевозчика» – без удовлетворения*.

Таким образом, если экспедитор физически принимает товар в свое ведение (принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в транспортных (перевозочных) документах), то он отвечает за несохранность груза.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Сторонами был заключен договор перевозки груза автомобильным транспортом. Перевозчиком были нарушены сроки доставки груза. При этом стоимость услуг оплачена на 100%, но акт оказанных услуг между сторонами не подписан. Договор перевозки содержит условие, согласно которому в случае непредъявления претензии в тридцатидневный срок претензии в дальнейшем не принимаются.
Законно ли выставить претензию по истечении тридцати дней с даты обнаружения нарушения своих прав?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
Заказчик вправе предъявить претензию перевозчику по истечении срока, установленного договором, но в пределах срока, установленного законом.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Также ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) указывает, что до предъявления к перевозчикам грузов автомобильным транспортом исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Наконец, абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлено, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Таким образом, в данном случае соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ, ч. 6 ст. 39, ст. 42 УАТ претензии к перевозчикам грузов автомобильным транспортом могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Этот срок в силу ст. 42 УАТ исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
По нашему экспертному мнению, данные положения закона носят императивный характер, то есть претензии могут предъявляться перевозчику в течение года, даже если в договоре предусмотрено иное. К сожалению, правоприменительной практики, в которой аналогичный вывод был бы сделан напрямую, нам обнаружить не удалось, но косвенное подтверждение можно увидеть в постановлении Пятнадцатого ААС от 11.04.2015 N 15АП-4037/15. Более того, из мотивировочной части постановления Десятого ААС от 23.11.2015 N 10АП-13301/15, вынесенного по сходным отношениям — отношениям по договору транспортной экспедиции, можно сделать вывод, что даже направление претензии по истечении срока для претензионного обращения, установленного законом, может считаться соблюдением претензионного порядка в целях решения вопроса о принятии искового заявления, поданного в пределах срока исковой давности (в данном случае срок исковой давности (1 год) больше срока для предъявления претензий (6 месяцев)). Также подтверждение нашей точки зрения можно увидеть в решении Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-98643/2013.
В силу ч. 1 ст. 40 УАТ перевозчик обязан рассмотреть предъявленные ему претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии. Это согласуется с абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
Дополнительно отметим, что период, в который стороны соблюдали претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается (п. 3 ст. 202 ГК РФ, п. 34 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2018 N 26).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов;
— Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов автомобильным транспортом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

1 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов

В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ). При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчик)», выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке. При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий.

Претензии подаются в письменном виде. К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ, ст. 120 УЖТ, ст. 162 УАТ РСФСР). К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Право на предъявление претензий и исков к речному перевозчику имеют:

  • в случае утраты груза — грузоотправитель, грузополучатель при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки с отметкой перевозчика о неприбытии груза;
  • в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель (при условии представления им транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта);
  • о случае уплаты провозной платы и иных платежей о размере выше установленного — грузоотправители грузополучатель при условии представления ими транспортной накладной;
  • о случае несоблюдения сроков доставки груза — грузополучатель при условии представления транспортной накладной (ст. 162 КВВТ РФ).

Несколько иные правила действуют на воздушном транспорте. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику здесь имеют:

  • в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной — документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;
  • в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;
  • в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;
  • страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст. 125 ВК РФ).

Наиболее детально правила о предъявлении претензий урегулированы на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 120 УЖТ право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:

  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза или справки перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае недостачи, повреждения (порчи) груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае просрочки доставки груза. К претензии должна быть приложена транспортная железнодорожная накладная;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае задержки выдачи груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и акт общей формы;
  • грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы:
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях. К претензии должны быть приложены акт установленной формы об обнаруженном в пункте налива недосливе цистерн, бункерных полувагонов, оплаченные счета за простой вагонов по акту о недосливе цистерн, бункерных полувагонов и т.д.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении:

  • – возмещения ущерба за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза;
  • – возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза – со дня выдачи груза;
  • – несоблюдения срока доставки груза, возврата излишне уплаченной провозной платы – со дня выдачи груза;
  • – возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, – со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен шести месяцам. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках в случае повреждения груза – 14 дней со дня получения груза. Если просрочена доставка груза, претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВК).

В соответствии со ст. 123 УЖТ претензии к железнодорожным. перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

На автомобильном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, т.е. в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст. 42 УАТ).

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 9 постановления от 06.10.2005 № 30, претензии должны предъявляться не только по требованиям об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

В соответствии со ст. 163 КВВТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. На морском и воздушном транспорте перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее (ст. 407 КТМ, ст. 124 ВК). Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока. В соответствии со ст. 40 УАТ автоперевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней с момента ее получения.

В тех случаях, когда перевозчик отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок соблюденным, суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается по существу.

В уведомлении об отказе в удовлетворении претензии должны быть указаны основания принятого решения. К уведомлению должны быть приложены возвращаемые заявителю документы, о чем должно быть указано в уведомлении.

Предъявление исков к перевозчику. Исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (ст. 109 ГПК). Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК).

Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в течение 30 дней. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением от 06.10.2005 № 30 установил, что претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы. Если железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 26.05.1998 №4935/97 разъяснил, что сроки на предъявление претензии к перевозчику, вытекающей из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, не являются пресекательными, если рассматриваемые правоотношения возникли после ввода в действие части второй ГК. Данный вывод согласуются со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту.

Вопрос о начале течения срока исковой давности решается на различных видах транспорта неодинаково. На внутреннем водном и железнодорожном транспорте он начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (ст. 164 КВВТ, ст. 125 УЖТ). На автомобильном транспорте существует аналогичное правило, но при этом уточняется, что указанный срок исчисляется в отношении:

  • – возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи груза;
  • – возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;
  • – просрочки доставки груза со дня выдачи груза (ст. 42 УАТ).

На воздушном транспорте срок исковой давности начинает течь на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа – через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 128 ВК). Согласно ст. 408 КТМ годичный срок исковой давности исчисляется по требованиям: возмещения ущерба за утрату груза – по истечении 30 дней со дня, когда груз должен быть выдан; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки в его доставке и возврата перебора или взыскания платежей – со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, – со дня, в который он должен быть выдан; в остальных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке (ст. 204 ГК). Необходимо различать обстоятельства оставления заявления без рассмотрения от оставления заявления без движения и от прекращения производства по делу. Так, суд оставляет принятое к производству заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный (в частности, претензионный) порядок урегулирования спора. Это одно из оснований, предусмотренных ст. 222 ГПК. Оставление заявления без рассмотрения не лишает истца или заявителя права вновь возбудить тождественное дело в суде после надлежащего предъявления претензии.

Оставление заявления без движения возможно на стадии принятия искового заявления к производству. Основания оставления заявления без движения – это несоблюдение истцом требований, предъявляемых законом к форме и содержанию заявления, а также неуплата государственной пошлины. В частности, заявление остается без движения, если к нему не приложены доказательства, подтверждающие выполнение обязательного претензионного порядка урегулирования спора. Сообщая заявителю о недостатках, судья предлагает ему их исправить в указанный срок. Невыполнение требования судьи приводит к возвращению заявления, которое при этом считается неподанным.

Что касается прекращения производства по делу, то оно влечет за собой невозможность обращения в тот же суд по тому же основанию и предмету спора.

Поскольку срок исковой давности исчисляется годами, то он истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст. 192 ГК). Например, срок, начавший течь 12 декабря 2008 г., истечет 12 декабря 2009 г. Если последний день срока исковой давности приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются выполненными в срок (ст. 194 ГК).

Обзор судебной практики по спорным вопросам, возникающим при заключении, исполнении и расторжении договоров перевозки грузов

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Основные положения о заключении, исполнении и расторжении договоров перевозки грузов

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, правовые основы которого установлены главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату, что определено пунктом 1 статьи 785 ГК РФ.
Как видно из приведенной нормы, в правоотношениях по перевозке участвуют три субъекта — «грузоотправитель», «перевозчик», «грузополучатель».
Однако именно с отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, именно между ними возникает соответствующее обязательство по перевозке (перевозчик обязуется в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу, а отправитель — оплатить установленную за перевозку плату), поэтому договор перевозки груза правомерно рассматривать как договор, заключенный между грузоотправителем и перевозчиком (сторонами договора) в пользу третьего лица — грузополучателя.
По общему правилу перевозчик не вправе требовать от грузополучателя исполнения обязанностей по договору перевозки (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.02.2002 N 803/01).
Исключения из данного правила допускаются законом: не являясь стороной в договоре перевозки, грузополучатель тем не менее может нести обязанности: по погрузке или выгрузке груза (статья 73 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ), по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров после выгрузки грузов (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») и т.д.
Заключение договора перевозки груза подтверждается выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа, предусмотренного действующим законодательством или соглашением сторон (пункт 2 статьи 785 ГК РФ).
Так, на железнодорожном транспорте используется транспортная железнодорожная накладная (статьи 2, 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»); на автомобильном транспорте — транспортная накладная, заказ, заявка (статьи 2, 8 УАТ); на воздушном транспорте — грузовая накладная (статья 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 N 60-ФЗ); на внутреннем водном транспорте — транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (статья 67 КВВТ); договор же морской перевозки груза удостоверяется коносаментом, который является ценной бумагой, или иными документами, к числу которых в первую очередь относится морская накладная (статьи 117, 143 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 N 81-ФЗ).

Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным.
Отдельные спорные ситуации применения положений соответствующих транспортных уставов или кодексов были разъяснены Президиумом ВАС РФ в Информационных письмах от 13.08.2004 N 81 «Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации», от 10.07.2007 N 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных».
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорным вопросам перевозки грузов, а именно:
— признание договора недействительным или незаключенным;
— груз доставлен не в срок;
— вопросы, связанные с гибелью или повреждением груза;
— перевозка не оплачена или оплачена не в срок;
— споры о расторжении договора перевозки.

II. Выводы судов по спорным вопросам, возникающим при заключении, исполнении и расторжении договоров перевозки грузов

1. Признание договора недействительным или незаключенным

1.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2015 N Ф04-13033/2014 по делу N А70-5220/2013
Исковые требования:
Конкурсный управляющий ООО «Актив» (организации-должника, грузоотправителя) обратился в суд с заявлением о признании недействительным договора на организацию транспортных услуг и перевозку грузов автомобильным транспортом, заключенного между ИП Гайдуком С.Н. (перевозчиком) и ООО «Актив».
Решение суда:
Исковые требования удовлетворены.
Позиция суда:
Установив недоказанность факта оказания ИП Гайдуком С.Н. (перевозчиком) услуг ООО «Актив» (грузоотправителю) по перевозке грузов ввиду непредставления документов первичного учета, суд пришел к выводу о том, что воля сторон при заключении договора на организацию транспортных услуг и перевозку грузов автомобильным транспортом не была направлена на создание тех правовых последствий, которые наступают при совершении сделки по перевозке.

Установленный же вступившим в законную силу судебным актом факт наличия задолженности ООО «Актив» перед перевозчиком и ее размер за ненадлежащее исполнение обязанностей по спорному договору не исключает возможности оспаривать сделку, по которой задолженность взыскана (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств»).

1.2. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2014 по делу N А58-5158/2013
Исковые требования:
ООО «Реммост» (заказчик) обратилось в суд к ООО «СахаРесурс» (исполнителю) с требованием о признании договора возмездного оказания транспортных услуг незаключенным и взыскании задолженности.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция суда:
Включив в предмет судебного исследования по требованию о признании договора незаключенным вопросы, связанные с доказанностью обстоятельств выполнения его условий сторонами сделки, проанализировав условия оспариваемого договора с учетом требований статьи 431 ГК РФ и установив, что данный договор является договором перевозки, несмотря на отсутствие в его условиях указания на количество груза, подлежащего перевозке, суд пришел к выводу об исполнении сторонами по договору его условий (в том числе по доставке груза в указанный пункт назначения) и соответственно о заключенности указанного договора.

1.3. Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2014 N Ф05-5998/2014 по делу N А40-9266/13-102-89
Исковые требования:
ООО «СамараТрансЛогистика» (заказчик) обратилось в суд к ЗАО «Парсек» (перевозчику) с требованием о взыскании стоимости утраченного груза.
ЗАО «Парсек» обратился с встречным исковым требованием о признании незаключенным договора перевозки груза и взыскании задолженности за перевозку груза, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение суда:
Первоначальный иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.
Позиция суда:
Удовлетворяя первоначальный иск в полном объеме на основании статьи 796 ГК РФ, устанавливающей, что ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного груза или в размере стоимости поврежденного груза, не подлежащего восстановлению, с учетом того, в результате ДТП груз был полностью уничтожен, в отношении встречного иска суд отметил, что в данном случае договор перевозки груза был заключен посредством согласования сторонами, то есть принятия перевозчиком (ЗАО «Парсек») к исполнению заказа (заявки), который, в свою очередь, содержит ссылку на ранее заключенный сторонами договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.

Поскольку согласно статьям 801, 805 ГК РФ экспедитор вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц, заключить от своего имени договор перевозки груза, при этом установлено, что некоторое время договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг исполнялся сторонами как договор перевозки груза, что подтверждается документами, представленными в дело (заявки и приложенные к ним доверенности, транспортные накладные), оснований к удовлетворению встречного иска в части признания заказа-заявки как договора перевозки груза незаключенным не имеется.

1.4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.10.2014 по делу N А06-4158/2013

Исковые требования:
ИП Юнаковский А.В. (клиент) обратился в суд к ИП Хужамжарову И.К. (перевозчику) с требованием о взыскании ущерба, причиненного утратой партии рыбы, и штрафа за просрочку в доставке партии рыбы.
ИП Хужамжаров И.К. обратился со встречным иском к ИП Юнаковскому А.В. о признании договора перевозки грузов автомобильным транспортом незаключенным.
Решение суда:
В удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен.
Позиция суда:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх