- от автора admin
Содержание
- Какие сведения могут быть отнесены к коммерческой тайне предприятия
- Регламент проставления грифа «коммерческая тайна» (образец грифа)
- Гриф «коммерческая тайна» на электронной документации
- Изделия с грифом «коммерческая тайна»
- Порядок снятия грифа «коммерческая тайна»
- Организация делопроизводства документов с грифом «коммерческая тайна»
- Судебная практика о защите коммерческой тайны
- Ответственность за разглашение документов, содержащих конфиденциальную информацию
КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАПРОСУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ? ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ЛИ ПОДПИСЬ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, ИМЕЮЩЕГО ПРАВО НАПРАВЛЯТЬ ЗАПРОСЫ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТЬЮ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОРГАНА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 10 ноября 2008 г. N 09-12/104605 (Д) Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (далее — Порядок). В соответствии с пунктом 4 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя. Согласно пункту 6 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации. В пункте 7 Порядка предусмотрено, что обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральных законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию. К такой информации относится, например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера или проведение правоохранительным органом оперативно-разыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-разыскное мероприятие или проверка информации. При этом в Порядке не предусмотрено подтверждение гербовой печатью правоохранительного органа подписи должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы. Руководитель Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса Н.В. Синикова 10 ноября 2008 г. N 09-12/104605
Перечень сведений, составляющих государственную тайну
В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?
Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее — Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 5). Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч. в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).
Перечень сведений, составляющих государственную тайну — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Государственную тайну составляют:
— сведения в военной области:
— сведения в области экономики, науки и техники:
— сведения в области внешней политики и экономики:
— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
Категории сведений характеризуют сведения различной степени важности, и их несанкционированное распространение может нанести ущерб как государству в целом, так и его отдельным гражданам.
Для того чтобы этого не произошло Законом «О государственной тайне» предусмотрено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, т.е. эти сведения изымаются из свободного обращения. Засекречивание в соответствии с Законом «О государственной тайне» рассматривается как процесс установления ограничений по распространению конкретных сведений, относящихся к категории сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с принципами и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Иначе говоря, засекречивание — это отнесение к государственной тайне конкретных сведений, уполномоченными на то руководителями.
Чтобы сформировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, необходимо обратиться к сведениям, составляющим государственную тайну. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — это следующий документ, который нам потребуется.
Одновременно по представлению Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации утверждает Перечень органов государственной власти, наделяемых полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203) и содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.
Каждый из указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.
Итак, Законом определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
На основании Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности, и срок засекречивания. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику. На основании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляется засекречивание сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности организаций. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности: особой важности, совершенно секретно или секретно. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, это третий обязательный документ, который также используется в деятельности организаций.
Таким образом, можно сказать, что на смену системе общегосударственного засекречивания пришла система отраслевых, ведомственных и программно-целевых перечней, которые быстро могут адаптироваться к происходящим изменениям в экономической и политической жизни страны.
В нашем интернет магазине вы можете приобрести сборник образцов организационно-распорядительной документации по обеспечению режима секретности
Какие сведения могут быть отнесены к коммерческой тайне предприятия
Закон определяет: коммерческая тайна — это режим конфиденциальности сведений, характеризующихся совокупностью следующих признаков (п. 2 ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее по тексту — закон № 98-ФЗ)):
- эти сведения относятся к информации любого характера (в т. ч. производственной, технической, финансовой и т. д.), которая наделена некой действительной или потенциальной коммерческой ценностью именно в силу ее недоступности прочим лицам;
- они недоступны третьим лицам на законном основании;
- в отношении них правообладателем введен режим коммерческой тайны.
Установление такого режима в отношении названной информации призвано обеспечить увеличение уровня доходов ее обладателя, исключить его необоснованные затраты, сохранить его статус на рынке товаров или услуг или достичь коммерческой выгоды прочих видов.
Что считается коммерческой тайной, решает обладатель информации (ст. 4 закона № 98-ФЗ).
Кроме того, законом предписан специальный регламент, без соблюдения которого сведения не могут иметь правового статуса коммерческой тайны со всеми вытекающими последствиями. С данным порядком можно ознакомиться в ст. 10 закона № 98-ФЗ.
Важно! Одним из обязательных пунктов представленного списка мероприятий является и проставление грифа коммерческой тайны на соответствующем носителе информации (подп. 5 п. 1 названной статьи).
Обратите внимание! Не вся информация может представлять коммерческую тайну организации (см. ст. 5 закона № 98-ФЗ, постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений…» от 05.12.1991 № 35). Даже если в отношении сведений был проведен надлежащим образом комплекс мероприятий, предусмотренных ст. 10 закона № 98-ФЗ, такая информация все равно не будет признана коммерческой тайной (Определение Московского горсуда от 18.12.2018 № 4га/5-1098/2018).
Рекомендуем к прочтению статью КонсультантПлюс «Разглашение коммерческой тайны — защита прав работодателя». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Регламент проставления грифа «коммерческая тайна» (образец грифа)
В отношении грифа коммерческой тайны законом четко определено следующее:
-форма грифа должна включать слова «коммерческая тайна», указание на правообладателя названных сведений (в отношении юрлиц — их полное наименование и адрес местонахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилию, имя, отчество, адрес проживания);
-такой гриф наносится на материальные носители, содержащие сведения, отнесенные к коммерческой тайне, или включается в состав реквизитов документации, содержащей такие сведения.
Правообладатель может также в локальной документации организации закрепить и иные возможные варианты такого грифа (в т. ч. «Конфиденциально», «Строго конфиденциально», «For internal use only», «Please do not forward» и др. — см. определение Мосгорсуда от 20.02.2015 по делу № 33-5528).
В то же время нанесение грифа, не закрепленного локальным актом как грифа коммерческой тайны, не влечет никаких последствий, даже, если текст грифа наводит на мысль об ограниченном использовании информации (см. например, Постановление АС УО от 05.10.2017 по делу № А60-63237/2016).
Способ нанесения грифа на физический носитель в законе не описан. На практике это может быть:
- печать;
- надпись (в т. ч. и от руки);
- наклейка;
- бланк с включением грифа в качестве одного из атрибутов документа;
- печатный текст, нанесенный на носитель информации машинописным способом, и т. д.
Образец грифа (с примером заполнения) расположен ниже по ссылке:
Гриф «коммерческая тайна» — образец.
Так или иначе, локальным нормативным актом организации (например, положением о коммерческой тайне или отдельным специализированным документом) должны быть урегулированы следующие вопросы нанесения грифа коммерческой тайны:
- способ проставления;
- состав информации, включаемой в гриф (например, к установленному законом перечню могут быть добавлены дата нанесения такой отметки, номер экземпляра документа из общего количества, количество листов в документе, дата и срок введения режима коммерческой тайны и т. д.);
- ответственный за нанесение и снятие такого грифа сотрудник.
Гриф «коммерческая тайна» на электронной документации
Законом не указано, каким образом надлежит наносить названный гриф на документы, представленные в электронном варианте.
Исходя из буквального толкования положений подп. 5 п. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ, гриф надлежит размещать на материальном носителе. В случае с электронной документацией такая отметка может быть установлена на лазерном диске, дискете, флеш-карте или жестком диске, содержащем отнесенные к коммерческой тайне сведения, фото- или видеопленке и т. д.
При этом следует также разместить гриф коммерческой тайны в электронном образе документа (на свободном от текста месте, в колонтитулах и т. д.). Это необходимо для соблюдения режима конфиденциальности также и после распечатки документа.
В целях избежания утечки информации при обмене конфиденциальными данными рекомендуется применять различное криптографическое программное обеспечение и использовать электронные подписи. При этом факт получения лицом пароля для входа в систему, содержащую конфиденциальную информацию, сам по себе еще не является подтверждением того, что такое лицо было уведомлено о конфиденциальном характере содержащихся в системе сведений (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2012 по делу № А57-11021/2011).
Отсутствие грифа коммерческой тайны как на печатной, так и на электронной документации становится причиной непризнания судом установления в отношении такой информации названного режима конфиденциальности данных со всеми вытекающими последствиями (см., например, определение ВС Удмуртской Республики от 25.05.2011 по делу № 33-1796).
Рекомендуем также ознакомиться с видами ответственности, меры которой могут быть применены в отношении лиц, обнародовавших составляющие коммерческую тайну сведения (статья «Ответственность за разглашение коммерческой тайны»).
Изделия с грифом «коммерческая тайна»
Названный гриф может размещаться не только на материальных носителях тестовой, цифровой, аудио- и видеоинформации, но и на изделиях. Такие изделия, помимо того, что являются материальной ценностью, относятся также к носителям охраняемой законом информации.
Названные изделия грифируются путем проставления соответствующей отметки либо на самом изделии, либо в сопроводительной или технической документации к ним. Учет таких изделий производится по заводским или инвентарным номерам. Если проставить названные номера непосредственно на изделии невозможно, то они учитываются по весу, количеству и прочим специфическим характеристикам. При этом названные изделия хранятся в отдельных упаковках, на которых и проставляется гриф коммерческой тайны.
Регламент учета и обращения изделий, составляющих коммерческую тайну организации, должен быть закреплен в локальных актах организации, к которым относятся, например, положение о коммерческой тайне (см. также нашу статью «Положение о коммерческой тайне — образец-2020»), должностные инструкции работников и т. д.
Рекомендуется закрепить в таких локальных НПА в отношении грифированных указанным образом изделий также положение о том, что исполнителю запрещено начинать изготавливать подобные изделия, если ему неизвестно или неясно, с какого момента изделие становится носителем охраняемой законом тайны (определить этот момент также следует либо в локальных НПА организации либо в проектной или технической документации к самому изделию).
Порядок снятия грифа «коммерческая тайна»
Снятие указанного грифа с документа или изделия должно осуществить ответственное лицо, подпись которого стоит в таком документе или техдокументации на изделие, или руководитель организации. Эта обязанность должна быть закреплена в должностных инструкциях соответствующих работников или в положении о коммерческой тайне этой организации.
В качестве оснований для снятия грифа коммерческой тайны могут выступать:
- требования заказчика документации, изделия или услуги;
- изменение (сокращение) списка сведений, составляющих коммерческую тайну организации;
- ошибочное проставление грифа «коммерческая тайна»;
- окончание регламентированного срока действия грифа.
О снятии такого грифа ответственный сотрудник ставит отметку на самом документе и в документации на изделие посредством перечеркивания грифа. Здесь же проставляется дата снятия отметки и подпись ответственного лица с расшифровкой.
В журналах учета документации, содержащей составляющую коммерческую тайну организации информацию, делается также отметка о снятии грифа и смене режима документооборота в отношении такого носителя информации.
После внесения указанных изменений следует также своевременно известить всех лиц, имеющих доступ к названной документации (соответствующих сотрудников организации, контрагентов и т. д.).
Организация делопроизводства документов с грифом «коммерческая тайна»
Основным документом, регламентирующим такое делопроизводство, будет положение о коммерческой тайне организации, в котором должны быть освещены следующие моменты:
- порядок учета документов и изделий с грифом коммерческой тайны;
- правила отправки и получения документации с таким грифом;
- регламент уничтожения грифированной документации, изделий;
- мониторинг наличия грифированных документов и их сохранности;
- регламент обращения и хранения документов с названным грифом.
Все эти мероприятия согласовываются руководителем организации в зависимости от производственных потребностей. Вместе с тем имеются и отдельные предписания закона в отношении тех или иных видов правоотношений.
Так, например, порядок и условия использования сведений, составляющих коммерческую тайну, полученные одной из сторон в рамках договора подряда, определяются соглашением между сторонами (ст. 727 ГК РФ).
Другой пример — «Положение о порядке и сроках хранения…», утв. постановлением ФКЦБ от 16.07.2003 № 03-33/пс, регламентирующее порядок хранения и обращения документации АО, в т. ч. с грифом коммерческой тайны (см. пп. 3.2–3.3 названного положения).
Судебная практика о защите коммерческой тайны
Наличие грифа «Коммерческая тайна» приобретает важное значение в случае судебного спора.
Например, ООО отказалось предоставить документы одному из участников, ссылаясь на то, что документы защищены режимом коммерческой тайны. Участник оспорил отказ в суде. В представленных ООО доказательствах нужного грифа не было, и суд пояснил: нет доказательств введения коммерческой тайны в отношении этих документов. Суд встал на сторону участника ООО (Постановление АС СКО от 24.05.2019 по делу № А32-37512/2018).
Аналогичные выводы были сделаны судом по спору между собственником чертежей агрегата и обществом, разместившем эти чертежи на своем сайте. Собственник, передавая чертежи, не нанес на них гриф «Коммерческая тайна» (Постановление Третьего ААС от 30.08.2017 по делу № А33-28905/2016).
Таким образом, запоздалое воспоминание о том, что документ нуждался в защите режимом коммерческой тайны, владельцу документа уже не поможет. Гриф тайны необходимо своевременно нанести.
***
Итак, проставление грифа «коммерческая тайна» — обязательное действие, включенное законом № 135-ФЗ в список мероприятий по охране коммерческой тайны. Названный гриф должен быть проставлен на материальном носителе, которым, в зависимости от способа фиксации конфиденциальных данных, может быть бумага, лазерная или магнитная пленка, фото- и видеопленка, жесткий диск компьютера и т. д.
Регламент нанесения и снятия такого грифа, а также порядок осуществления документооборота содержащих коммерческую тайну документов, должен быть утвержден соответствующим локальным НПА организации.
Ответственность за разглашение документов, содержащих конфиденциальную информацию
- Виды охраняемых тайн
- Установление режима коммерческой тайны
- Работа с персоналом
- Ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации
Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.
Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понятие «конфиденциальная информация» характеризируется, как сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.
За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Какие сведения могут охраняться законом? Разглашение информации, содержащей:
- государственную тайну;
- коммерческую тайну;
- служебную тайну;
- персональные данные;
- и иные тайны
является основанием для увольнения.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну указан в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». В основном к ним относятся определенные сведения из военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Под коммерческой тайной в силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) понимают режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческую тайну составляет информация любого характера (производственного, технического, экономического и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые неизвестны третьим лицам и к которым у них нет свободного доступа на законном основании, также относятся к коммерческой тайне, если их обладателем введен в отношении к ним режим коммерческой тайны.
К служебной тайне на основании ст. 1470 ГК РФ относятся секреты производства, которые стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
К иным видам тайн, за разглашение которых предусмотрена ответственность, причем не только трудовым законодательством, относится информация, связанная с профессиональной деятельностью.
Чтобы секретные сведения не повлияли на взаимоотношения с деловыми партнерами, не привели к потере выгодных сделок, снижению цен и объемов продаж, необходимо заранее позаботиться об охране конфиденциальной информации. В частности, согласно ст. 10 Закона о коммерческой тайне работодатель должен:
— определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
- установить правила доступа к тайной информации (исключить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя);
- вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
- определить порядок использования тайных сведений работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- наносить на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» (или «КТ») с указанием обладателя этой информации.
Только после принятия данных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным. Лучше всего разработать локальный нормативный акт (например, положение о коммерческой тайне и ее защите), в котором необходимо учесть все виды информации и сведений, не подлежащих разглашению, а также порядок их обработки, хранения и передачи.
Чтобы знать, с кого из работников «спросить» за разглашенные сведений, то есть привлечь к ответственности или вовсе уволить, работодатель обязан (ст. 11 Закона о коммерческой тайне):
- ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем такой информации;
- ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
- создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.
Нужно ли прописывать в трудовом договоре условие о неразглашении коммерческой тайны? Полагаем: если уже при заключении трудового договора известно, что работник будет иметь дело с такой информацией, соответствующее условие включить в трудовой договор необходимо. В противном случае нельзя будет впоследствии заставить работника принудительно исполнять данное условие. Он вправе вовсе отказаться выполнять работы, не определенные трудовым договором.
Только при соблюдении работодателем вышеуказанных условий работник обязан:
- выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
- не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
- передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
В свою очередь, трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
Ограничение в трудоустройстве на работу в коммерческие организации допустимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами и только в отношении отдельных категорий граждан. Например, на основании ст. 64.1 ТК РФ такое ограничение установлено в отношении бывших государственных гражданских служащих. Для лиц, трудящихся в коммерческих организациях, таких ограничений не установлено, поэтому подписание работником соглашения о запрете трудоустройства в аналогичные организации не будет иметь никакой юридической силы.
В отношении защиты персональных данных действует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Главой 14 ТК РФ установлены правила обработки персональных данных, гарантии их защиты.
Можно назвать следующие документы, персональные данные из которых не подлежат разглашению:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ);
- справки медицинского обследования (ст. ст. 69, 213 ТК РФ);
- документы, подтверждающие право работника на определенные гарантии, компенсации и льготы, установленные трудовым законодательством, например справка об инвалидности и др.;
- документы о составе семьи, возрасте ребенка, беременности, представляемые для улучшения условий труда;
- сведения о членстве работника в профессиональных союзах.
Работник, который по роду своей деятельности получил доступ к секретной информации, в случае умышленного или неосторожного разглашения таковой может нести дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.
Уточним, что понимать под разглашением коммерческой тайны. На основании ст. 3 Закона о коммерческой тайне это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Конечно, для работника самым существенным наказанием будет увольнение, которое относится к мерам дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ1. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).
В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания, определенные ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 ТК РФ.
Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подпунктом 6 указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей.
Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 ТК РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 ТК РФ разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.
Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ2. Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.
Напомним, что пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к соблюдению всех процедур, установленных ТК РФ.
Кроме этого, работодателю необходимо соблюдать порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев с момента совершения. В этот срок не включаются периоды болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников.
Также на основании п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель обязан представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной деятельности.
Если работодатель обнаружил факт разглашения охраняемых сведений, нужно составить акт. Унифицированной формы для него не предусмотрено, он составляется в произвольной форме с указанием:
- фамилии, имени, отчества работника, обнаружившего факт разглашения;
- сведений, которые были разглашены;
- обстоятельств, при которых произошли разглашение и обнаружение этого факта;
- даты и времени разглашения и обнаружения.
По факту нарушения режима коммерческой тайны нужно провести проверку специально созданной комиссией, которая создается приказом из не менее трех компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников, имеющих допуск к сведениям, разглашение которых произошло.
Комиссия:
- запрашивает объяснение у лица, разгласившего информацию; -фиксирует иные доказательства факта нарушения режима коммерческой тайны (документы, копии электронных писем или страницы сайта в Интернете, видеозаписи и т.д.);
- по итогам расследования составляет акт, в котором отражает время, место и обстоятельства нарушения, причины и условия его совершения, виновных лиц и степень их вины, размер причиненного ущерба и предложения по его возмещению, предлагаемые меры наказания.
С результатами проведенного расследования необходимо ознакомить работника, виновного в разглашении информации. В случае его отказа или уклонения от ознакомления составляется соответствующий акт.
По итогам расследования и до оформления приказа о применении дисциплинарного взыскания за разглашение охраняемой законом тайны от работника следует потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Если он готов представить объяснительную записку, письменное требование можно не оформлять. Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить письменно и вручить работнику под роспись.
Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. После установления вины работника, оценки тяжести совершенного проступка -разглашения тайных сведений — работодатель в случае принятия решения об увольнении издает об этом приказ и в последний рабочий день производится запись в личной карточке и трудовой книжке работника о его увольнении.
Подводя итоги, следует упомянуть о том, что известно множество случаев, когда фирмы (не только зарубежные) ведут между собой настоящие «шпионские войны», вербуя сотрудников конкурента с целью получения конфиденциальной информации. Ущерб, причиненный разглашением конфиденциальной информации, зачастую имеет весьма значительные размеры (если их вообще можно оценить). Наличие норм об ответственности, в том числе уголовной, может послужить работникам предостережением от нарушений в данной области, поэтому целесообразно подробно проинформировать всех сотрудников о последствиях нарушений. Хотелось бы надеяться, что создающаяся в стране система защиты информации и формирование комплекса мер по ее реализации окажется эффектиной.
Интересные материалы:
- Представлены недостоверные сведения
При обнаружении заинтересованным лицом недостоверных сведений в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, руководителе, учредителе (участнике)…
- Какие сведения можно получить
Любой интернет-проект накапливает большие объемы пользовательских данных: источники, откуда пришли пользователи, пути по сайту, корзины,…
- Признак не относящийся к коммерческой тайне
Информационное право. Тест для самопроверки. 1 вариант1. Режим защиты информации не устанавливается в отношении сведений,…
- Техник по защите информации зарплата
Техник по защите информации является специалистом, который отвечает за безопасность данных в компании. Профессионал предубеждает…
- 1 администрация
ТАЛЛИНН, 7 фев — Sputnik, Ангелина Мандрыка. Начиная с 7 февраля на официальной странице Налогово-таможенного…