Куперс

Бухучет и анализ

Таможенная пошлина прямой или косвенный налог?

По объектам обложения налоги делятся на следующие группы:

  • налоги на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
  • налоги на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
  • налоги на имущество (предприятий и граждан);
  • налоги на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
  • налоги за пользование природным ресурсами.

С учетом различий в механизме формирования налоги делят на два вида: прямые и косвенные налоги.

Прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стоимости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

Главное достоинство прямых налогов заключается в том, что они обеспечивают относительно стабильные поступления в госбюджет. Кроме того, они достаточно эффективны как средство целенаправленного воздействия на совокупный спрос и как фактор перераспределения доходов и обеспечения социальной стабильности.

Недостатки прямых налогов связаны с их открытостью. Плательщики хорошо видят долю и величину изымаемого у них дохода и, если сумма значительна, стремятся его как-то избежать, в том числе и путем сокрытия доходов.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

Наверняка, вы слышали от именитых экономистов и финансистов такие термины, как прямое и косвенное налогообложение. Какие налоги относятся к косвенным и почему они так называются — с этим мы и разберемся.

Как взимается косвенный налог?

Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличии от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика. Собственник бизнеса продает свою продукцию, делая надбавку к цене на сумму сбора, а потом перечисляет его в бюджет. По сути, плательщиком такого налога является потребитель, покупающий продукцию или заказывающий услугу, а предприятие или предприниматель выступают в роли его сборщика.

По мнению ведущих специалистов, косвенные налоги подавляют стремление у граждан к самоуправлению, поскольку взимаются скрыто. Тогда как прямой налог прекрасно виден любому, с чьего дохода начисляется, поэтому он стимулирует более активную гражданскую позицию общества.

Виды косвенных налогов

Официальная экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и различные фискальные монополии.

Акцизы устанавливаются в процентах от продажной цены чаще всего высокорентабельных товаров. Кстати, согласно этой классификации, к акцизам также относится НДС.

Таможенные пошлины выплачиваются при пересечении границы в процессе экспорта или импорта товаров. На разные группы товаров устанавливаются отдельные размеры пошлины.

Фискальными монополиями являются платежи государству за его услуги. Например, лицензионный сбор или госпошлина за регистрацию.

Российские косвенные налоги

В Российской Федерации косвенное налогообложения активно используется государством для пополнения бюджета страны.

НДС взимается везде и всюду: на каждом этапе производства и обращения товаров. Он представляет собой процентную надбавку к добавленной стоимости. Налогоплательщик платит в бюджет разницу между полученным НДС от покупателя при оплате его продукции или работ и уплаченным НДС поставщикам и подрядчикам, за товары, материалы и услуги. И, несмотря на то, что это тоже по сути акциз, его принято у нас рассматривать отдельно.

Акцизы в нашей стране представляют собой высокую процентную надбавку к цене или какую-то сумму, установленную на единицу измерения определенной группы товара. В России это алкоголь, табачные изделия, спиртосодержащая продукция, ювелирные изделия, легковые машины и бензин.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) — это отдельный вид косвенных налогов. Они уплачиваются налогоплательщиком, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Государственные пошлины и сборы — взимаются с налогоплательщика при осуществлении им действий, требующих особой государственной регистрации. Пошлина при регистрации предпринимателя или предприятия, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, сбор при получении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и прочее. Все эти расходы производитель должен закладывать в стоимостью выпускаемой им продукции.

Страховые взносы ИП, кстати, тоже являются примером косвенного налогообложения, поскольку их общую начисленную и уплаченную сумму разрешено относить на затраты производства. При нормальных рыночных отношениях взносы также входят в продажную стоимость продукции или услуг и по факту их плательщиком становится конкретный потребитель.

Львиную долю всех бюджетных налоговых поступлений страны занимают косвенные налоги. Хорошо это или плохо — решать именитым экономистам и финансистам, но, получается, что основную часть всех налогов страны выплачивает конечный потребитель.

Налоговая система США

Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований.

Из характерных особенностей можно выделить следующие:

  1. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.
  2. Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.
  3. Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата.
  4. Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.
  5. В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники.
  6. Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:

  1. Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес.
  2. Поимущественный налог для физлиц и компаний.
  3. Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль).
  4. Акцизы (косвенный налог).
  5. Налог с продаж (косвенный налог).
  6. Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение).
  7. Налог на ликвидацию безработицы.

В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

Сравнительный анализ имущественного налогообложения в развитых и развивающихся странах вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны – около 60–65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.

Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:

  • налог на личный доход;
  • акцизы;
  • НДС;
  • налог на продажи;
  • налог на прибыль коммерческих структур;
  • налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.

Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды – на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.

Сдача налоговой декларации – это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика – собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку.

Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11–13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.

О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»

Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.

Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».

Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:

  • налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
  • имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
  • налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.

Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.

Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:

  1. Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
  2. Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
  3. И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.

Как и налоги других стран, французские можно поделить на 2 вида: прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень:

  1. Налог на недвижимое имущество. Дополнительно во Франции действует налог на новую недвижимость. К примеру, приобретая квадратные метры в новостройке, рядовой француз может заплатить 19,6% от их стоимости в качестве налога. Эта сумма может быть возвращена владельцу недвижимости по истечении 20 лет при одном условии – в случае ее продажи владельцем. Возмещается налог в пропорциональном размере.
  2. Подоходный налог для физлиц. В отличие от других стран во Франции этот налог обеспечивает лишь пятую часть (20%) всех налоговых поступлений. Ставка налога имеет прогрессивный характер и может доходить до 52%. Налог действует с 1914 года.
  3. Налог на прибыль юрлиц. Он был принят сразу после окончания Второй мировой войны. Ставка составляет 33%.
  4. Общий социальный налог. Одной из особенностей французского налогообложения является высокая ставка взносов на социальное обеспечение. Так государство обеспечивает исполнение своих социальных обязательств.
  5. Солидарный налог на состояние. Он предназначен для финансирования государственных программ по выплате малоимущим слоям населения субсидий и других социальных пособий.

Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги:

  • НДС;
  • надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны);
  • акцизы на алкоголь, табак и спички;
  • сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.

Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налоги на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.

Налоговая система Италии

В Италии, как и в Германии, принята достаточно разветвленная система налогообложения. Правовая база насчитывает более 350 законов федерального характера. Главные принципы налоговой системы определяет Конституция Италии. Эта европейская страна отличается высоким уровнем налоговой нагрузки. Главный упор в итальянском налогообложении делается на прямые налоги, которые обеспечивают до 40% всех налоговых платежей. Косвенные налоги остаются немного позади и обеспечивают около 25% налоговых поступлений. В целом налоги и сборы гарантируют государству больше половины всех его доходов.

Налоговая система Италии имеет двухуровневую структуру: государственный (национальный) и местный уровень. Налогообложение представлено 40 видами налогов и сборов.

Основными налогами в Италии выступают подоходный налог для физлиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц. Эти налоги государственного уровня составляют почти 80% от налоговых поступлений. Также к национальному налогообложению относятся:

  • акцизы,
  • взносы на социальное обеспечение,
  • налог на игорную деятельность,
  • регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор,
  • налог на лотерею,
  • налог на дарение и наследство.

В местное налогообложение входят следующие платежи:

  • налог на производственную деятельность,
  • налог на недвижимость,
  • сбор за утилизацию отходов,
  • сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств,
  • дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию,
  • дополнительный коммунальный налог и другие.

В отличие от российской системы государственные организации не перечисляют налоги в бюджет. Их деятельность финансируется за минусом начисленных налогов.

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями:

  • уровень государственного (центрального) правительства;
  • уровень местных правительств.

Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС). Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.

Как и во многих других европейских государствах, основным налогом в Великобритании является подоходный налог. Ставки по нему прогрессивные и зависят от вида дохода (банковский вклад, дивиденды, оплата труда и другие доходы). В целом они могут доходить до уровня в 40%. И здесь у англичан есть одна небольшая особенность. Все население страны делится на резидентов и нерезидентов (как и в России). Резиденты уплачивают налог со всех своих доходов, полученных на территории Великобритании и за ее пределами. Нерезиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими в пределах страны.

Английская система налогообложения имеет одну очень интересную особенность, которая нам, гражданам РФ, может показаться несколько странной. Налоговый год в Великобритании начинается не 1 января, а 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Это связано с переходом Великобритании с Юлианского календаря на Григорианский, из-за которого получилась разница в 11 дней. Поэтому английские власти, решив, что не хотят терять часть налогов, перенесли начало налогового периода на 5 апреля. С 1800 года первым днем налогового периода утверждено 6 апреля. Это дата и действует до сих пор.

Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн фунтов, то он облагается по ставке 19%.

Весьма необычным для российского восприятия является гербовый сбор. Он уплачивается не только при операциях по купле и продаже ценных бумаг. Ставка его составляет 0,5%. Также им облагается покупка объектов недвижимости. Ставка зависит от стоимости имущества, но не может быть более 7%.

Налоговая система Китая

Налоговые системы стран восточной Азии всегда вызывали большой интерес у современных экономистов. История развития этих государств отличается от развития стран Европы ввиду своей закрытости. Поэтому экономические системы развивались по собственному пути, который отличается от представления европейцев.

Современная налоговая система Китая зародилась в начале 80-х годов прошлого столетия. В то время власти страны решились на ряд глобальных реформ и начали политику «открытости» внешнему миру. Поначалу главной задачей являлось привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в китайскую экономику. В 90-х годах ХХ века в китайской экономике появились первые положительные «сдвиги», которые обеспечили ее стремительное развитие.

В настоящее время на территории Китая утверждено порядка 25 налогов, которые, в свою очередь, разделяются на 8 групп:

  1. Налоги с оборота или, проще говоря, косвенные налоги. В них включаются НДС, налог с продаж, на предпринимательскую деятельность и на потребление.
  2. Налоги на доходы (прибыль): налог на прибыль китайских предприятий, налог на прибыль иностранных предприятий, подоходный налог для населения.
  3. Ресурсные сборы включают в себя ресурсный налог и налог за пользование землями в городских поселениях.
  4. Налоги и сборы целевого назначения. Уже из названия этих налогов вытекает их предназначение. Они, как правило, направляются на решение определенных задач. К ним относится налог на строительство городских поселений, налог за использование сельскохозяйственных площадей, налог на инвестиции в основной капитал, налог на продажу земель.
  5. Имущественные платежи: имущественный налог, налог на недвижимость и на наследство.
  6. Налоги на определенные операции или действия. Они предназначены для налогообложения действий, связанных с пользованием транспортом, в том числе водным, ценными бумагами, передачу имущества и гербовый сбор.
  7. Налоги сельскохозяйственной сферы. Фермеры признаются плательщиками налога на земледелие, выращивание скота.
  8. Таможенные пошлины. Их уплачивают с экспортной и импортной продукции при ввозе / вывозе за пределы Китая.

Налоговая нагрузка Китая имеет довольно высокий уровень. К примеру, доходы предприятий облагаются налогом на прибыль в размере 33%. Правда, для низкорентабельных компаний предусмотрены ставки 18% и 27%. Размер подоходного налога зависит от суммы получаемого дохода и облагается по прогрессивной шкале. Например, для доходов в диапазоне от 2 001 до 5 000 юаней действует ставка в размере 15%, для доходов от 40 001 до 60 000 юаней – 30%. Самая высокая ставка установлена для лиц, чьи доходы превышают 100 000 юаней – 45%.

Налог на потребление – это своеобразный вид НДС, который обычно устанавливается в развитых странах. Им облагается табачная, алкогольная, ювелирная, косметическая продукция, а также бензин и транспортные средства. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Так, для алкогольной продукции ставка составит 25%. Самым «дорогим» объектом налогообложения является косметика. Ее облагают 30%.

Налоговая система Японии

Налоговая система Японии обладает рядом специфических особенностей, которые отличают ее от систем США и Европы. Япония – унитарное государство. Оно делится на 47 префектур и почти 2000 местных муниципалитетов. Из-за высокой степени автономности местные власти получают налоговых поступлений в несколько раз больше, чем центральные власти. Свобода местных префектур и муниципалитетов закреплена в Конституции Японии от 1947 года.

В Японии действует двухуровневая структура налогообложения. Все налоги можно разделить на государственные и местные.

Итак, на уровне государственного (центрального) правительства установлены следующие налоги:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на дарение и наследование;
  • налог на потребление;
  • акцизы;
  • государственные пошлины и другие.

Как и во многих европейских странах и США, подоходный налог обладает прогрессивной шкалой ставок. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 5 до 40%. Для налогообложения прибыли предприятий также приняты довольно высокие ставки в диапазоне от 22 до 30%, которые растут вместе с увеличением коммерческого дохода. К основной ставке дополнительно прибавляются ставки на доходы от прироста стоимости капитала – от 5 до 10%.

Налог на потребление, как и в Китае, представляет собой НДС, распространенный в индустриально развитых странах. Им облагается оборот на товары, услуги и работы. Ставка составляет всего лишь 5%.

К префектурному налогообложению относятся:

  • налог за право проживания в префектуре;
  • местный налог на потребление;
  • налог на покупку недвижимости;
  • акцизы;
  • налог на автотранспорт и другие.

К налогам на уровне муниципалитетов можно отнести:

  • налог за проживание на территории муниципалитета;
  • акцизы;
  • имущественный и земельный налоги;
  • налог на топливо и другие.

Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физлиц и налога на прибыль предприятий.

Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой

Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.

О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».

Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.

Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.

Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.

При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.

О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.

Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.

Итоги

В заключение хочется отметить, что, несмотря на определенные плюсы и минусы, нельзя какую-либо из налоговых систем назвать хорошей или плохой. Каждая из них по-своему хороша для своего государства. Налоговые системы многих государств складывались не одно столетие. Они уже «подстроены» под территориальные особенности стран, их внутреннюю политику и менталитет населения. Невозможно одну налоговую систему заменить другой. Это реально лишь при условии корректирования принципов налогообложения под экономические условия определенного государства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

К категории косвенных налогов и сборов относят: налог на добавленную стоимость, разные виды акцизов, налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и долговыми бумагами, таможенные и государственные пошлины. Данные виды сборов закладываются в стоимость товаров или услуг, фактически оплачиваются покупателями и после перечисляются в казну.

Понятие и особенности

Косвенные налоги необходимы для равномерного распределения налогового бремени между продавцами и покупателями. Налогооблагаемое лицо (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) и налогоплательщик — различные субъекты. То есть, непрямые налоги выполняют функцию компенсации, т.к. покупатель оплачивает продавцу сумму налога, заложенную в стоимость товаров или услуг. Продавец, в свою очередь, обязан перечислить в местный бюджет сумму полученного налога до первого числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Особенностями косвенных налогов являются их высокая собираемость (любые нарушения торговых операций выявляются очень быстро), а также скорость перечисления в казну.

Расчет суммы косвенных налогов, которые необходимо перечислять в бюджет, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Виды косвенных налогов

Непрямое налогообложение включает следующие виды налогов:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Это сумма, которая добавляется к стоимости продукции или услуг, реализуемых предприятием. Чаще всего применяется 18%-ставка налога, на ряд детских и продовольственных товаров устанавливается ставка 10%, экспорт облагается налогом по нулевой ставке. Существуют виды деятельности, освобожденных от уплаты НДС.
  • Акцизы. Сбор, который применяется в производстве товаров (алкоголя, табачной продукции, топлива, автомобилей) и включается в стоимость реализации. Размер акцизов может достигать 30-50% от стоимости. Различают акцизы универсальные (на весь оборот) и индивидуальные (на конкретный товар или группу товаров).
  • Таможенные сборы и пошлины (экспортные, импортные, на транзит). Обязательные платежи, взимаемые за товары, пересекающие границу. Размер и перечень платежей определяется таможенным кодексом ТС, зависит от назначения и классификации товара, стоимости задекларированной партии.
  • Государственные пошлины. Фиксированные суммы, которые должны платить физические лица или фирмы за оказание услуг государственными органами (регистрация ИП или юридического лица, нотариальные услуги, сборы при обращении в суд, регистрация автомобилей, регистрация в ЗАГСе и пр.).

Плюсы и минусы

Плюсами косвенных налогов являются: быстрое пополнение местных бюджетов и общность налогообложения (потребитель в любом случае выплатит налог, приобретая товар или оплачивая услугу).

Недостатки: косвенный налог не пропорционален доходу отдельного потребителя, т.к. уже заложен в цену конкретного товара. Люди с высоким, и с низким доходом должны платить одинаковую сумму налога.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Косвенные налоги

В настоящее время в действующем Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) отсутствуют понятия и определения терминов «прямые и косвенные налоги», однако и в теории налогообложения, и в налоговой терминологии эти понятия применяются.

В действовавшем до 1 января 2002 года Законе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон о налогах) все налоги делились на прямые и косвенные.

Согласно подпункту 32 статьи 5 Закона о налогах прямые налоги — это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Важнейшими преимуществами данных налогов являются следующие:

1. Прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог. Действительно, если в стране экономическая стабильность, отсутствуют промышленные кризисы и нет войны, то доходы населения в таком обществе увеличиваются, а значит, размеры налогов в абсолютном отношении возрастают. В равномерно развивающемся обществе прямые налоги являются твердым и постоянным источником доходов.

2. Прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика, чем все другие. Так, в подоходном налоге устанавливается шкала прогрессивности от необлагаемого минимума до максимальной ставки, тем самым существует возможность реализации принципа социальной справедливости.

При платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить его обязанности как гражданина. Носитель налога ощущает, какая доля дохода изымается государством, и может контролировать это изъятие. Он сам заинтересован в правильном ведении своих финансовых дел. Косвенные же налоги зачастую могут оставаться неизвестными большинству плательщиков, уплата их производится незаметно.

3. Прямые налоги в основном взимаются с личного дохода, при этом они не могут повлиять на экономику в целом. Косвенные налоги же взимаются повсеместно, перекладываются, и в силу этого опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

Однако прямые налоги не всегда могут отразить динамику и специфику некоторых экономических явлений. В силу этого использование косвенных налогов также обеспечивает ряд определенных выгод. Каково же содержание косвенных налогов?

Согласно подпункту 18 статьи 5 Закона о налогах косвенные налоги это налоги (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. В теоретическом плане помимо НДС и акцизов к косвенным налогам относятся также и таможенные пошлины. При покупке подакцизного импортного товара, например, пачки сигарет зарубежного производства, продавец вкладывает в цену товара уплаченные на таможне НДС, акциз и таможенные пошлины. Покупатель, приобретая этот товар, тем самым оплачивает все косвенные налоги, которые в государственный бюджет попадают через продавца.

Какие же преимущества косвенных налогов перед прямыми обусловливают их широкое применение? К ним можно отнести следующие:

1. Косвенные налоги, если рационально и эффективно их применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству. Показательный пример — налог на добавленную стоимость, который в настоящее время стал одним из основных источников бюджетных поступлений.

2. Косвенные налоги взимаются малыми, незначительными долями, а потому менее чувствительны для плательщиков, чем прямые, которые сразу требуют уплаты более или менее значительной суммы.

3. Уплата косвенных налогов, если только они падают не на предметы первой необходимости, производится лишь в те моменты, когда у плательщика есть деньги, так как на этот факт указывает приобретение предмета второстепенной важности, с которым и соединяется взимание налога. При прямых же налогах могут потребовать уплаты именно в тот момент, когда плательщик нахо-дится в затруднительном положении, отчего возникает соблазн уклониться от налога.

Косвенные налоги предпочтительнее для государства тем, что налогоплательщик практически не может от них уклониться.

Прямые, как бы тщательно они не были продуманы, всегда создают возможность для уклонения от их уплаты. Косвенные налоги собираются гораздо легче, чем прямые, ведь носителями налога является большое количество людей, а выплачивает его, как правило, производитель или покупатель, число которых значительно меньше.

Такие преимущества косвенных налогов зачастую приводят к их очень широкому, можно сказать, повсеместному использованию, а это может привести к ряду негативных последствий. Поэтому важно найти рациональное соотношение между прямыми и косвенными налогами.

В частности, косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной необходимости. Как уже отмечалось, косвенные налоги приводят к увеличению цены, а государство во избежание обнищания населения, голода, увеличения заболеваемости населения из-за хронического недополучения необходимых продуктов питания должно поддерживать достаточно низкие цены на товары первой необходимости. Поэтому эти товары не должны облагаться налогами, иначе начнет стремительно падать уровень жизни, особенно малоимущих, что в конечном счете приведет к социальному взрыву.

Не следует злоупотреблять распространением косвенных налогов, а также их величиной, так как повсеместное их применение и увеличение приводит к удорожанию товаров, тем самым сокращая рост доходов населения, а значит, снижая и доходы от уплаты налогов. Налоги не должны переходить той границы, за которой из-за чрезмерного уменьшения потребления доход от обложения начинает падать.

Необходимо дифференцировать косвенные налоги в зависимости от качественных характеристик и ценовых параметров. Здесь целесообразно вводить прогрессивное косвенное налогообложение, которое способствовало бы удовлетворению той или иной потребности независимо от платежеспособного спроса. В то же время качественный уровень удовлетворения потребности в данном товаре зависит от платежеспособного уровня — чем он выше, тем более качественный товар может приобрести потребитель, естественно, по более высокой цене.

В силу вышеперечисленных преимуществ именно косвенные налоги выступают одним из эффективных методов государственного регулирования.

Влияние налогов на экономику рыночного типа изучается сравнительно недавно и до сих пор представляет собой сложную задачу для экономистов. Общепризнанным на сегодняшний день является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. Возрастание роли государственного регулирования в целом и посредством налогов в частности обусловлено тем, что уже во второй половине XX века была установлена объективная необходимость сочетания саморегулирующихся механизмов экономики с регулирующими функциями государства. Как показал опыт функционирования саморегулирующейся экономики, она не в состоянии решить ряд проблем, в частности, предотвратить тяжелейшие кризисы, отбрасывающие экономику назад и приносящие с собой колоссальные потери всех видов ресурсов; обеспечить осуществление социальной политики и т.п. В силу этого государство берет на себя регулирующие функции на макроуровне в области экономики, социальной сферы и политики. Прогресс всех развитых стран в значительной мере объясняется рациональным сочетанием саморегулирующихся механизмов и государственного регулирования в экономике. Воздействуя на экономику посредством налогов, государство в первую очередь способствует сбалансированности экономики, решению социальных проблем.

В частности, политика налогообложения изменяет поведение производителей и потребителей в том или ином направлении.

Нередко на рынке возникают ситуации, отрицательно влияющие на всех членов общества или сам рынок, который оказывается не в состоянии выделить необходимые ресурсы на выпуск товаров и услуг, экономически и социально оправданных для общества. И тогда, естественно, необходимо вмешательство государства. Такая ситуация в экономической литературе получила название внешних эффектов. Само понятие «внешний эффект» отражает такое экономическое явление (как отрицательного, так и положительного характера), которое возникает при невозможности оказать какое-либо воздействие на процесс через рынок, его саморегулирующиеся механизмы.

Рассмотрев общие принципы применения и воздействия на экономику косвенных налогов, перейдем к конкретному рассмотрению каждого из них.

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость — это налог, который взимается со стоимости, добавленной предприятиями в ходе своей деятельности к стоимости товаров и услуг, приобретенных им у других предприятий.

Налог на добавленную стоимость возник сравнительно недавно. Французский экономист М. Лоре в 1954 г. предложил ввести совершенно новый вид налога — НДС — в качестве альтернативы налогу с оборота. НДС быстро перешел из теории в практику, и уже в 1967 г. была разработана специальная директива Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по поэтапному введению НДС странами — членами ЕЭС. Более того, за счет отчислений от поступлений НДС предполагалось финансировать общий бюджет ЕЭС. Вскоре наличие в налоговой системе страны НДС стало одним из обязательных условий членства в ЕЭС. К примеру, присоединение к Европейскому союзу Финляндии потребовало введения Финляндией с июля 1994 г. НДС, хотя ранее НДС в этой стране отсутствовал, его роль выполнял налог с производителей в обрабатывающей промышленности.

Основными задачами гармонизации косвенных налогов в ЕС стали: устранение фискальных границ внутри сообщества и сближение ставок НДС. До 1997 г. предполагалась отмена НДС при экспорте-импорте внутри ЕС. Для преодоления заинтересованности стран ЕС в поступлениях от НДС в свой национальный бюджет основной акцент должен быть сделан на ликвидации диспропорций в налоговых ставках и введении клиринга по НДС.

Чтобы сблизить ставки НДС, с января 1993 г. в ЕС была введена минимальная стандартная ставка налога в 15%. Кроме того, в ряде стран применяются для определенных продуктов пониженная и повышенная ставки. Экспорт из ЕС в третьи страны и экспорт из одной страны — члена ЕС в другую свободен от обложения НДС. Реальную картину состояния гармонизации ставок НДС в странах ЕС видно из таблицы — средняя стандартная ставка налога, составляя 19,3%, в принципе, соответствует изначальным установкам (14-20%).

Для дальнейшего развития интеграционных процессов внутри ЕС, специализации каждой страны в какой-либо конкретной отрасли экономики, предполагается ввести систему клиринга по НДС внутри сообщества. Клиринг должен возместить избыток доходов от НДС стран-импортеров перед странами-экспортерами, которые при экспортно-импортных операциях несут определенные бюджетные потери (экспорт освобождается от обложения НДС). Каждая страна должна вести сбор информации об уплате НДС по всем своим экспортно-импортным операциям, а избыток поступлений от НДС согласно системе клиринговых расчетов подлежит перераспределению между странами членами сообщества, получившими отрицательные сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсации должны проводиться ежемесячно через центральный счет ЕС по НДС.

Этот налог очень быстро получил свое широкое распространение и является важной составной частью налогово-бюджетных систем стран, принявших НДС. В 1977 году ЕЭС приняло специальную директиву об унификации правовых норм, регулирующих взимание НДС в странах — членах сообщества (шестая директива), в которой НДС утверждался в качестве основного вида косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран — членов ЕЭС. В 80-е годы НДС начинают включать в свои налоговые системы государства Азии, Америки и Африки.

В начале 90-х годов НДС начал применяться в восточноевропейских странах, включая государства СНГ.

У нас в Казахстане НДС заменил ранее применявшиеся налог с оборота и налог с продаж. Закон Республики Казахстан «О налоге на добавленную стоимость» № 1041-XII был принят 24 декабря 1991 года и в виде общегосударственного налога был включен в налоговую систему Республики Казахстан Законом Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года № 1072-XII «О налоговой системе в Республике Казахстан». Ставка НДС, установленная этим законом, была довольно высокой — в статье 6 закона первоначально было записано, что уплата налога на добавленную стоимость производится по единой ставке, действующей на территории государств — членов Содружества Независимых Государств, в размере 28 процентов.

Первоначально Закон «О налоге на добавленную стоимость» состоял всего лишь из 12 статей и представлял собой документ объемом в 6 страниц. Также относительно небольшой была и инструкция по его применению. По мере накопления опыта независимого самостоятельного существования все законодательство Республики Казахстан совершенствовалось, в какой-то мере усложнялось, соответственно, увеличиваясь в размерах. Эта тенденция не обошла стороной и Закон «О налоге на добавленную стоимость», который со всеми дополнениями и изменениями, внесенными в него, был включен в виде раздела III «Налог на добавленную стоимость» в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235 (далее — Указ о налогах), введенный в действие с 1 июля 1995 года. В первоначальной редакции Указа о налогах (статья 66) ставка налога была установлена в размере 20 процентов, затем с 1 июля 2001 г. была установлена в размере 16 процентов.

Раздел по НДС, как и весь Указ о налогах, подвергался различным изменениям и дополнениям, и в виде раздела 8 «Налог на добавленную стоимость» включен в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), принятый 12 июня 2001 года и вступивший в действие с 1 января 2002 года. В Налоговом кодексе ставка НДС сохранена в размере 16 процентов. Раздел по НДС в Налоговом кодексе существенным образом как по объему, так и по содержанию отличается как от Закона «О налоге на добавленную стоимость» 1991 года, так и от соответствующего раздела Указа о налогах. Это связано как с изменениями и дополнениями, внесенными в него за прошедшие 10 лет, а также с включением в Налоговый кодекс ряда положений, существовавших ранее в инструкциях по применению НДС (N№ 37 и 117).

Республики бывшего Советского Союза и стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в различное время ввели у себя налог на добавленную стоимость.

Грузия ввела НДС в 1993 г., заменив им налог с оборота и налог с продаж. Базовая ставка НДС составляет 20% и применяется ко всем предприятиям с годовым оборотом не менее 20000 лари. На муку и хлебобулочные изделия НДС установлен в размере 10%. Товары, произведенные за пределами СНГ и предназначенные для реэкспорта, облагаются по нулевой ставке. Для импортируемых товаров ставка НДС составляет 20%, однако детское питание и оборудование для компаний, выпускающих товары на экспорт, освобождены от обложения НДС. Товары, импортируемые из стран СНГ, за исключением бензина, также освобождены от обложения НДС.

В течение 1996-1997 гг. большинство освобождений от обложения НДС было ликвидировано, и в настоящее время они распространяются лишь на ограниченное число товаров и услуг. Вместе с тем система сбора налогов в Грузии весьма несовершенна, а нарушения налогового законодательства широко распространены.

В Кыргызстане ставка НДС составляет 20 процентов и применяется ко всем юридическим лицам с годовым оборотом, превышающим уровень, устанавливаемый правительством. Некоторые виды деятельности освобождены от обложения НДС. К таким видам деятельности, например, относятся: сдача в аренду земельных участков (за исключением участков, предназначенных под автомобильные стоянки), сдача в аренду недвижимости (за исключением случаев его использования под гостиницы, мотели или автостоянки), производство сельскохозяйственной продукции, оказание финансовых услуг (управление инвестиционными фондами, операции с иностранной валютой, операции с облигациями и ценными бумагами, операции, связанные с переводом денежных средств, страхование жизни и пенсионное страхование), транспортные услуги (за исключением такси), услуги, предоставляемые почтовыми учреждениями и коммунальные услуги (энерго-, водоснабжение и т.п.) Помимо того, от обложения НДС освобождаются услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, и услуги, предоставляемые таким организациям.

Существует также несколько изъятий от обложения НДС, связанных с импортом товаров. Это относится к гуманитарной помощи, импорту товаров, подлежащих реэкспорту в течение 12 месяцев, транзитным товарам, товарам, которые были ранее экспортированы и теперь импортируются той же компанией, к импорту учебных пособий, детского питания, медикаментов.

Экспортируемые товары облагаются по нулевой ставке за исключением товаров, экспортируемых в страны — члены СНГ.

В России Закон о налоге на добавленную стоимость был принят в декабре 1991 г. Плательщиками НДС первоначально являлись все юридические лица и предприниматели, если их выручка от реализации товаров (услуг) превышала установленный предел. Стандартная ставка НДС составляла 28%, а пониженная — 15%. Финансовые, образовательные и религиозные услуги были освобождены от обложения НДС. Помимо того, от обложения НДС освобождались экспорт товаров и услуг, городской транспорт, квартирная плата, услуги в области НИОКР, предоставляемые по государственному заказу, производство некоторых видов продовольствия, а также производство товаров на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В конце 1992 г. были приняты новые законы. С 1 января 1993 г. ставки обложения НДС были снижены: до 10% — на товары для детей и продовольствие и до 20% — на все остальные товары. Начиная с февраля 1993 г. обложению НДС подлежали также импортируемые товары (за исключением продовольствия, медицинского и научного оборудования); при этом НДС рассчитывался на основе таможенной стоимости товара, увеличенной на размер таможенной пошлины и акцизного сбора. Был составлен новый перечень товаров и услуг, освобождаемых от обложения НДС (этот перечень сохранялся в неизменном виде до начала 1995 г.) В него включались: экспортируемые товары и услуги, стоимость имущества государственных предприятий, которое было приобретено в ходе приватизации, стоимость квартир и домов, принадлежащих населению, операции с иностранной валютой и денежными средствами (за исключением брокерских и посреднических услуг), услуги в области жилищного строительства, образования и в научно-исследовательской сфере, спортивные, театральные и развлекательные мероприятия, оборот казино и игровых автоматов, стоимость культурно- и социально-значимого имущества, медицина и медицинские услуги, а также товары и услуги, производимые на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В 1994 г. произошли два важных изменения. Во-первых, в налоговую базу НДС были включены все финансовые средства, получаемые от других предприятий (за исключением взносов в уставной капитал и в фонды совместной деятельности). Во-вторых, от уплаты НДС были освобождены физические лица, зарегистрированные как предприниматели. Кроме того, с 1 января 1994 г. был введен специальный налог для финансирования различных отраслей экономики. Доходы от поступлений данного налога использовались в соответствии с решениями правительства. Ставка этого налога составляла 3%.

В начале 1995 г. ставка этого налога была сокращена с 3% до 1,5%, а с 1996 г. данный налог был отменен. Некоторые изменения произошли и в перечне изъятий из налогообложения. От обложения НДС более не освобождались услуги в области жилищного строительства.

В соответствии с новым указом президента Российской Федерации (май 1997 г.), от обложения НДС освобождаются следующие товары и услуги: товары, импортируемые в Россию в качестве взноса в уставной капитал компаний с участием иностранного капитала; техническое оборудование, импортированное для целей медицинского производства; товары, поступающие в порядке технической помощи; экспортируемые товары; услуги по транспортировке иностранных товаров через территорию России.

На Украине НДС был введен довольно рано, в 1992 г., но его введение не сопровождалось соответствующей административной подготовкой. НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. Первоначально ставка НДС составляла 28%, а число изъятий было весьма невелико. Однако постепенно число освобождений от уплаты НДС возрастало. Импортируемые товары подлежали обложению НДС лишь в случае их продажи. В 1994 г. ставка НДС была снижена до 20%, однако существенные налоговые льготы были предоставлены угольной промышленности, топливно-энергетическому сектору, операциям с ценными бумагами, сделкам с иностранной валютой, услугам по страхованию и другим видам услуг.

Венгрия ввела НДС еще раньше -в январе 1988 г. Первоначально применялись три различные ставки НДС: стандартная ставка в 25% и две пониженные ставки (15% и нулевая). Впоследствии пониженная ставка была уменьшена до 12%. Плательщиками НДС являются предприятия с годовым оборотом, превышающим 2 млн форинтов (около 9 тыс. долл. США). Как и в других странах, в Венгрии существуют определенные изъятия из обложения НДС: не облагаются сельскохозяйственное производство, образование, почтовые услуги, теле- и радиовещание, сфера культуры.

Нулевая ставка НДС применяется к вывозимым товарам, медикаментам и продуктам диетического питания. Пониженная ставка применяется в отношении электро-, газо- и водоснабжения, медицинских инструментов, книг, газет, молочных продуктов, мяса, растительного масла и гостиничных услуг. Реализация остальных товаров и услуг облагается НДС по стандартной ставке в 25%.

В Польше новый закон о НДС и акцизных сборах был принят в июле 1993 г. Он заменил собой старые законодательные акты от 1972 г. (закон о налоге с оборота) и от 1982 г. (закон о налогообложении государственных предприятий). Налоговая база НДС определяется на основе стоимости товаров и услуг, реализованных на территории Польши. Предприятия и физические лица — индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если их годовой оборот не превышает 80 тыс. новых злотых (примерно 23 тыс. долларов США). Ставки налога составляют 22%, 7% и 0%. Пониженная ставка (7 процентов) применяется к следующим товарам и услугам: оборудование для инвалидов, медицинское оборудование, товары для детей, большинство продовольственных товаров, товары, связанные с охраной здоровья, издание книг и газет, строительство, телекоммуникации, транспортные услуги (за исключением городского общественного транспорта и такси). Нулевая ставка применяется к товарам сельскохозяйственного назначения и к экспортируемым товарам. Исключение составляют сельскохозяйственные продукты, не подвергавшиеся переработке, изделия ремесленного производства, банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, городской общественный транспорт, такси, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, водоснабжение, услуги в сфере НИОКР, а также услуги, связанные с культурой, спортом и рекреацией.

К числу товаров, облагаемых акцизным сбором, в частности, относятся: сырая нефть и бензин, оружие, автомобили, алкогольные напитки, пиво, вино, соль, ювелирные изделия, яхты, жевательная резинка, табак и табачные изделия, шубы, электронное оборудование и видеокамеры. Ставки акцизов могут варьироваться от 25% до 95% для производителей и от 40% до 1900% — для импортеров.

НДС был введен в Чехии в январе 1993 г. Первоначально применялись три налоговых ставки: 23%, 5% и 0%. Стандартная ставка была впоследствии снижена до 22%, и в настоящее время действуют три ставки: стандартная ставка в 22% и две пониженные ставки (5% и нулевая). В Чехии также действует ряд изъятий из обложения НДС. Плательщиками НДС являются фирмы с годовым оборотом, превышающим 750 000 крон (несколько более 22 000 долл. США). Ниже приведены ставки НДС, применяемые к различным видам товаров и услуг.

Следующие товары и услуги облагаются по стандартной ставке (22%):

все товары за немногими исключениями;

услуги в области оптовой и розничной торговли, гостиничного сервиса, общественного питания, автомобильного грузового транспорта и коммерческие услуги.

Пониженная (5%) ставка НДС применяется: к живому скоту, мясу, рыбе, молоку и молочным продуктам, растительному маслу, сахару, книгам, медикаментам, газетам, медицинским инструментам, оборудованию для инвалидов и к видам услуг, не перечисленным выше.

Нулевая ставка применяется к вывозимым товарам.

Следующие виды услуг не подлежат обложению НДС: банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, продажа и аренда зданий (за исключением вновь построенных), услуги в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Тотынур БОТАНОВА

Начальник отдела косвенных налогов

Налогового комитета по Ауэзовскому району

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх