Куперс

Бухучет и анализ

Таможенная территория и таможенная граница

Статья 3. Таможенная территория и таможенная граница Российской Федерации

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.

Обязательным условием соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, является необходимость применения содержащихся в них норм в определенное время и в определенном пространстве, которое, как правило, связывается с территорией государства. Определение понятия «таможенная территория» позволяет определить пространственные пределы действия таможенного законодательства. Таким образом, основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Таможенная территория — пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка дается в глоссарии терминов Всемирной таможенной организации.

Таможенная территория может не совпадать с государственной территорией, выходить за пределы государства в случаях действия законодательства таможенных союзов, интеграционных группировок и пр. В данном случае вступает в силу международное законодательство, регулирующее правоотношения государств, объединяющих свои таможенные территории.

Территориальные аспекты таможенного регулирования в рамках государств — членов ТС определены в ст. 2 ТК ТС. Единую таможенную территорию ТС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены ТС обладают исключительной юрисдикцией.

Для определения пространственных пределов действия таможенноправовых норм, используется понятие таможенной границы. Пределы таможенной территории ТС, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств — членов ТС искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства — члены ТС обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей ТС.

В новом ТК ЕАЭС таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией. Таможенной границей ЕАЭС являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.

На таможенной территории ТС могут находиться иностранные граждане, которые наравне с гражданами государств-членов используют таможенное законодательство Союза, имеют такие же права и несут такую же ответственность, за исключением случаев, установленных международными соглашениями или национальным законодательством. Так, например, ТК ТС устанавливает, что декларантом может быть только лицо государства — члена ТС (за небольшими исключениями). В отношении дипломатических представителей и некоторых других лиц, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, также не работает таможенное законодательство ТС.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Обозначьте цель, основные направления таможенной политики и ее значение для решения общеэкономических задач ЕАЭС.
  • 2. Дайте характеристику таможенного законодательства ТС и таможенного законодательства РФ.
  • 3. Определите основные задачи таможенных органов государств — членов ЕАЭС.
  • 4. Каковы место и роль таможенных органов в системе государственных органов РФ?
  • 5. Какова структура управления таможенным делом в Российской Федерации?
  • 6. Определите пути совершенствования организационной структуры и кадрового состава таможенных органов.
  • 7. Укажите основные задачи и функции таможен и специализированных таможен.
  • 8. Каковы функции таможенного поста, акцизных постов, их назначение и особенности работы?
  • 9. Раскройте понятия единой таможенной территории ЕАЭС и таможенной границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх