Куперс

Бухучет и анализ

Таможенные платежи 2018

Раздел VIII. Таможенные платежи

Глава 45. Исчисление и уплата таможенных платежей

Таможенный кодекс Республики Узбекистан

Статья 322. Основа для исчисления таможенных платежей

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизного налога и соответствующих таможенных сборов, в зависимости от применяемых видов ставок, является таможенная стоимость товара и (или) его количество, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товара, к которой добавляется сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате, а по подакцизному товару также и сумма акцизного налога, подлежащая уплате.

Статья 323. Порядок исчисления таможенных платежей

Таможенные платежи исчисляются декларантом.

Исчисление таможенных платежей производится в национальной валюте Республики Узбекистан, за исключением случаев, предусмотренных в статье 66 настоящего Кодекса и иных актах законодательства.

Статья 324. Применение ставок таможенных платежей

Для исчисления таможенных платежей применяются ставки, действующие:

на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 172 и 325 настоящего Кодекса;

на день совершения таможенным органом действий либо процедур для таможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлением.

Статья 325. Исчисление таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо ином нарушении, установленных требований и условий

Таможенные платежи, подлежащие уплате при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо ином нарушении, установленных настоящим Кодексом требований и условий, исчисляются в отношении товаров:

ввезенных на таможенную территорию с нарушениями установленных требований и условий и в отношении которых не уплачены таможенные платежи, — исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно — на день обнаружения таких товаров;

незаконно вывезенных, — исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно — на день обнаружения таких фактов;

перемещаемых в таможенном режиме транзита или хранящихся под таможенным контролем, которые были утрачены, не доставлены или выданы без согласования с таможенным органом, — исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующий таможенный режим;

условно выпущенных и используемых в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, — исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Статья 326. Пересчет иностранной валюты для исчисления таможенных платежей

Пересчет иностранной валюты для исчисления таможенных платежей производится по официальному обменному курсу национальной валюты Республики Узбекистан, установленному Центральным банком Республики Узбекистан, действующему:

на день принятия таможенной декларации — при таможенном оформлении;

на день совершения таможенным органом действий либо процедур — для таможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлением.

Пересчет иностранной валюты для исчисления периодических таможенных платежей при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза и для исчисления таможенных платежей при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи производится в соответствии со статьями 66 и 172 настоящего Кодекса.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин и налогов

В соответствии со ст. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов ТС и (или) законодательством государств — членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Если декларирование производится таможенным представителем, он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.

Таможенные платежи взимаются с юридических и физических лиц. Ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов является декларант (таможенный представитель) — обязательный плательщик.

В отдельных случаях, при определенных обстоятельствах (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу РФ, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате таможенных платежей), плательщиком может быть и иное лицо — возможный плательщик. К таким возможным плательщикам относятся: владелец СВХ, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенной процедуры.

В соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве — члене ТС в валюте государства — члена ТС, таможенным органом которого производится выпуск товаров.

Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами — членами ТС в порядке, установленном международным договором государств — членов ТС.

Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств — членов ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Таможенные пошлины, налоги в Российской Федерации уплачиваются на счет Федерального казначейства.

В соответствии с Законом о таможенном регулировании (ст. 116) ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов ТС. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации.

Предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, установленные ЕЭК ЕАЭС и Законом о таможенном регулировании, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику. В случае если по результатам указанного расследования принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат зачислению на счет, определенный международным договором государств — членов ТС.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату (ст. 116 Закона о таможенном регулировании).

Вывозные таможенные пошлины также уплачиваются на счет Федерального казначейства.

Налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары.

По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие требованию.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются (п. 3 ст. 80 ТКТС) в следующих случаях:

  • — при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;
  • — при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена ТС, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • — при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств — членов ТС;
  • — если товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 117 Закона о таможенном регулировании) в следующий временной период:

  • 1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
  • 2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
  • 3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
  • 4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
  • 5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
  • 6) с момента зачисления денежных средств на счета в случае взыскания таможенных платежей за счет:
    • а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;
    • б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

Для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета Федерального казначейства, а при уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на счета Федерального казначейства. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.

Таможенный кодекс ТС устанавливает порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

При прибытии товаров на таможенную территорию ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы.

При убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС.

Так, например, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов — до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 211 ТК ТС). В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (п. 3 ст. 214 ТК ТС).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров (четыре месяца). Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с таможенной территории ТС.

Следовательно, сроки уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от выбранной таможенной процедуры и сроков подачи таможенной декларации.

При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами.

При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения (например, утрата или выпуск без разрешения таможенного органа товаров, хранящихся на СВХ; перевозимых по внутреннему таможенному режиму, помещенных под процедуры таможенного склада; беспошлинной торговли). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день помещения товаров под избранную таможенную процедуру; день прибытия товаров на таможенную территорию ТС).

Таможенный кодекс ТС законодательно закрепляет за таможенным органом страны — участницы ТС право изменить срок уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 83) в форме отсрочки или рассрочки.

Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможен- HbLX пошлин определяются международным договором государств — членов ТС. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются законодательством государства — члена ТС, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Таким образом, изменение срока уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки в Российской Федерации регламентируется ст. 132—136 Закона о таможенном регулировании.

При наличии у плательщика оснований для отсрочки или рассрочки налогов он пишет письменное заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, об изменении сроков уплаты налогов.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

Плательщик может претендовать на изменение сроков уплаты налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • 3) если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
  • 4) осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;
  • 5) если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части на срок от одного до шести месяцев.

Однако при выявлении обстоятельств, исключающих изменение сроков уплаты налогов, отсрочка или рассрочка не предоставляется. Такими обстоятельствами являются:

  • 1) возбуждение уголовного дела, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к компетенции таможенных органов;
  • 2) возбуждение процедуры банкротства;

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов уплачиваются проценты. Они начисляются на сумму таможенных пошлин, налогов, срок уплаты которых был изменен, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязательное условие изменения сроков уплаты налогов — обеспечение уплаты суммы налогов.

В практике ВЭД Российской Федерации предусмотрена возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.

Уплата авансовых платежей регламентирована ст. 121, 122 Закона о таможенном регулировании.

Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте РФ.

Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

Владелец авансовых платежей может потребовать от таможенного органа отчет об их расходовании, который таможенный орган должен предоставить не позднее 30 дней со дня получения такого заявления. В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица.

С1 апреля 2011 г. зачет авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин не производится.

Возврат авансовых платежей осуществляется при подаче заявления об их возврате (в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей). Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают их принудительно (ст. 91 ТКТС, ст. 152 Закона о таможенном регулировании).

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов производится в порядке, предусмотренном законодательством государства —

члена ТС таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

При солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и (или) таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.

Принудительное взыскание таможенных платежей в Российской Федерации не производится:

  • — если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;
  • — если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

Согласно ст. 16.22 КоАП РФ нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 5000 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.

Кроме того, уклонение от уплаты таможенных платежей предусматривает уголовную ответственность. Согласно ч. 1 ст. 194 Уголовного кодекса РФ уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (более 2 млн руб.), наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и (или) в особо крупном размере (более 6 млн руб.), наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения и (или) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказываются лишением свободы на срок от пяти до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (ст. 147 Закона о таможенном регулировании).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления.

Таможенный орган при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

По желанию плательщика (его правопреемника) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов.

Однако зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

  • — при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В таком случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения этой задолженности;
  • — если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
  • — в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
  • Таможенные сборы за таможенное оформление
  • Товары для личного пользования, ввозимые без уплаты таможенных платежей
  • Единые ставки таможенных пошлин, налогов
  • Совокупный таможенный платеж

Товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования, могут облагаться таможенными платежами по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа (СТП), в зависимости от стоимости, веса, вида товара и способа перемещения (сопровождаемый, несопровождаемый багаж, доставка перевозчиком в адрес физического лица).

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты регулируются гл. 49 ТК ТС и разделом III Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».

Под СТП понимается сумма, эквивалентная сумме таможенных пошлин, акцизов и НДС, установленных общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников ВЭД согласно ст. 77 ТК ТС. Платежи в виде СТП взимаются в том случае, если товары ввозятся физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, если товары ввозятся не в целях личного пользования (коммерческие цели), либо товар является неделимым (весом более 35 кг, состоящий из одной единицы или одного комплекта).

Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении всех категорий товаров, ввозимых в физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения. Единые ставки приведены в приложении 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» и не включают таможенные сборы за хранение товаров и за таможенное оформление.

Таможенные платежи (таможенные сборы, пошлины, налоги) уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера (ТПО). Обязанность по уплате таможенных платежей возникает у декларанта при регистрации таможенным органом ПТД. Таможенные платежи подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

Форма и порядок заполнения ТПО определены решением КТС от 18 июня 2010 г. № 288 «О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера». Заполнение ТПО и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа. Один экземпляр ТПО вручается лицу, уплатившему таможенные платежи.

Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в безналичном порядке либо наличными денежными средствами в кассу таможенного органа на счет Федерального казначейства (ч.7 ст.116 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).

При безналичном расчете уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.

Если таможенные платежи уплачиваются в безналичном порядке, для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате платежей является поступление соответствующих сумм на установленные счета. Таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств.

Выпуск товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже, осуществляется таможенными органами до зачисления сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в отношении товаров для личного пользования, на соответствующие счета. В случае ввоза товаров в несопровождаемом багаже или при доставке товаров перевозчиком в адрес физического лица выпуск товаров возможен только после фактического поступления денежных средств, если денежные средства уплачивались в безналичной форме.

наверх

Таможенные сборы за таможенное оформление

Согласно ст. 72 ТК ТС таможенными сборами за таможенное оформление являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском.

Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен этот сбор.

Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определены гл.14 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Плательщиками таможенных сборов за таможенное оформление являются декларанты или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных платежей.

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

При совершении таможенных операций в отношении ввозимых (вывозимых) любым способом (сопровождаемый, несопровождаемый багаж или доставка перевозчиком в адрес физического лица) для личного пользования товаров, за исключением легковых автомобилей, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 250 рублей.

В отношении легковых автомобилей, ввозимых (вывозимых) физическими лицами для личного пользования, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в зависимости от таможенной стоимости автомобиля в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Таможенные сборы должны быть уплачены одновременно с подачей ПТД на счет Федерального казначейства в валюте РФ. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться также в кассу таможенного органа.

наверх

Товары для личного пользования, ввозимые без уплаты таможенных платежей

Перечни товаров, которые могут быть ввезены физическими лицами для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов, определены Приложениями 3 и 4 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».

Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить товары для личного пользования в следующих случаях:

  • товары ввозятся в сопровождаемом или несопровождаемом багаже воздушным транспортом и их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 10000 Евро, а вес не превышает 50 кг;
  • товары ввозятся в сопровождаемом или несопровождаемом багаже любыми видами транспорта (кроме воздушного) и их общая стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1500 Евро, а вес не превышает 50 кг;
  • товары доставляются перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу, в течение одного календарного месяца в адрес одного получателя, и их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1000 Евро, а вес не превышает 31 кг;
  • алкоголь и табак, ввозимые лицами старше 18 лет, с учетом установленных для беспошлинного ввоза ограничений (алкоголь до 3л, а табачные изделия до 200 сигарет или до 50 сигар, или д 250 г табака, либо в ассортименте, но до 250г в общей сложности);
  • товары ввозятся работниками дипломатических представительств и членами их семей не чаще 1 раза в год в период пребывания за границей, а также при их отзыве;
  • товары ввозятся лицами, направленными на работу за границу государственными органами не чаще 1 раза в год при условии их пребывания за границей не менее 11 месяцев;
  • товары ввозятся при возвращении в страны ТС физических лиц, временно проживавших за границей ТС не менее 1 года и при условии ввоза товаров на сумму не более 5000 Евро;
  • получены в наследство за пределами ТС при условии документального подтверждения факта наследования;
  • были ранее вывезены и ввозятся обратно на территорию ТС в неизменном виде, кроме естественного износа и убыли;
  • являются бывшими в употреблении и ввозятся беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства;
  • урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших;
  • культурные ценности независимо от их таможенной стоимости и веса, признанные таковыми в соответствии с Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и ввозимые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также доставляемые в адрес физического лица перевозчиком;
  • являются бывшими в употреблении и временно ввозятся иностранными лицами на территорию ТС:
    • ювелирные изделия (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • предметы личной гигиены (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • фотокамеры, видеокамеры, кинокамеры (в количестве не более одной единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • переносные кинопроекторы, проекторы для просмотра слайдов (в количестве не более одной единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • портативные видеомагнитофоны (в количестве не более одной единицы)
    • портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны), DVD-плееры (в количестве не более одной единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • переносные проигрыватели грампластинок (в количестве не более одной единицы) и грампластинки (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • носители записи звука, без записи и с записью (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • портативные радиоприемники, флэш-плееры (в количестве не более одной единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • телевизоры с размером диагонали экрана не более 42 см (в количестве не более одной единицы);
    • портативные пишущие машинки (в количестве не более одной единицы);
    • бинокли (в количестве не более одной единицы);
    • мобильные телефоны (в количестве не более двух единиц);
    • портативные персональные компьютеры (ноутбуки) (в количестве не более одной единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • переносные музыкальные инструменты (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • детские коляски (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • детские сидения, закрепленные на сидениях автомобилей (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • коляски для инвалидов (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • инвентарь и принадлежности для спорта, туризма и охоты, воздушные шары (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
    • домашние животные, в том числе предназначенные для охоты, спорта (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания).

При ввозе товаров для личного пользования во всех остальных случаях подлежат уплате таможенные платежи.

Кроме того, если товар ввозится в несопровождаемом багаже, при таможенном оформлении должна быть представлена ПТД, оформленная на границе при въезде, с указанием наличия несопровождаемого багажа. Если же эта декларация по какой-то причине не представлена (например, утрачена), ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное. При этом подлежат уплате таможенные платежи.

При вывозе товаров для личного пользования с таможенной территории ТС таможенные платежи не уплачиваются независимо от их таможенной стоимости и веса. Приложением 1 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного установлено, что вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины, вообще не относятся к товарам для личного пользования.

Исключение составляют лишь:

  • рыба и морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг
  • икра осетровых видов рыб весом не более 250 граммов;
  • топливо, находящегося в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также не более 10 литров в отдельной емкости;
  • вывозимые драгоценные металлы и камни таможенной стоимостью не более 25 000 долларов США в эквиваленте.

Данные товары в пределах установленных количественных ограничений могут рассматриваться для таможенных целей как товары для личного пользования и, соответственно, могут вывозиться физическими лицами без уплаты таможенных платежей.

наверх

Единые ставки таможенных пошлин, налогов

Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении всех категорий товаров, ввозимых в физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения. Единые ставки приведены в приложении 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» и не включают таможенные сборы за хранение товаров и за таможенное оформление.

Товары, ввозимые для личного пользования, облагаются таможенными платежами по единой ставке в следующих случаях:

  • таможенная стоимость товаров (кроме этилового спирта и неделимых товаров), ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, превышает сумму, эквивалентную 1500 Евро и (или) вес превышает 50 кг – в части превышения стоимостных или весовых ограничений применяется единая ставка 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса
  • этиловый спирт, ввозимый в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в количестве до 5 литров включительно литра на одного человека, достигшего 18-летнего возраста — единая ставка 22 Евро за 1 литр;
  • алкогольные напитки и пиво, ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в количестве от 3 до 5 литров включительно — в части превышения количественной нормы (3 л на одного человека, достигшего 18-летнего возраста), применяется единая ставка 10 Евро за 1 литр;
  • таможенная стоимость товаров, ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже физическими лицами, временно проживавшими за границей не менее 1 года (при условии документального подтверждения), превышает сумму, эквивалентную 5000 Евро – в части превышения стоимостной нормы применяется единая ставка 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса;
  • таможенная стоимость товаров (кроме этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), доставляемых перевозчиком в течение одного календарного месяца в адрес одного физического лица, не пересекавшего таможенную границу превышает 1000 Евро в эквиваленте, а вес превышает 31 кг – в части превышения таких стоимостных и (или) весовых ограничений применяется единая ставка 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 Евро за 1 кг веса;
  • автомобили, ввозимые собственниками, либо по поручению собственников иными лицами, облагаются таможенными платежами по единым ставкам в зависимости от года выпуска и объема двигателя. Порядок определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства определен Приложением 6 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования». .

При ввозе для личного пользования любым способом неделимого товара, таможенные платежи подлежат уплате в виде СТП. Законодательством государства — члена ТС могут устанавливаться более жесткие, чем это определено в приложении 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования», нормы ввоза товаров для личного пользования, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги.

Государства — члены ТС также могут устанавливать на своей территории иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.

наверх

Совокупный таможенный платеж

Совокупный таможенный платеж (СТП) — это общая сумма, эквивалентная сумме таможенных пошлин, акцизов и НДС, установленных общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников ВЭД, согласно ст. 77 ТК ТС, исчисленная в отношении перемещаемых физическим лицом товаров в соответствии с кодом товара по ТН ВЭД ТС.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации ПТД таможенным органом.

Платежи в виде СТП взимаются в следующих случаях:

  • товары ввозятся не в целях личного пользования (коммерческие цели) согласно заявлению перемещающего их физического лица;
  • ввозимые товары ни при каких обстоятельствах не могут ввозиться для личного пользования, потому что входят в Перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования согласно Приложению 1 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования»;
  • товары по своему характеру, количеству и обстоятельствам ввоза не могут быть отнесены к товарам, перемещаемым для личного пользования в соответствии с критериями, определенными ст.3 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования»;
  • неделимый , ввозимый любым способом (вес более 35 кг, состоит из одной единицы или одного комплекта, в том числе в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара);
  • квадроциклы, снегоходы и другие легковые транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • прицепы, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС;
  • моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн товарных позиций 8704 21 и 8704 ТН ВЭД ТС;
  • водные и воздушные суда, не зарегистрированные на таможенной территории ТС и иностранного государства.

наверх



Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.

Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;

— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).

Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.

Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:

— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);

— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:

— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;

— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;

— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;

— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:

— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;

— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.
Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.
Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.
Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.
Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.
В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:

1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.

Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:

— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;

— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.

Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:

— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);

— и другие.

Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:

— специальная пошлина;

— антидемпинговая пошлина;

— компенсационная пошлина.

Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.

Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.

Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.

В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;

— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;

— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:

— за таможенное оформление — при декларировании товаров;

— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх