Куперс

Бухучет и анализ

Таможенный кодекс таможенного союза вступил в силу

С 1 января 2018 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС являются:

  • Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014. Вступил в силу для РФ с 1 января 2015 года.
  • Республика Армения. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Минске 10.10.2014. Вступил в силу для РФ со 2 января 2015 года.
  • Кыргызская Республика. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Москве 23.12.2014. Вступил в силу для РФ с 12 августа 2015 года.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС подписан в г. Москве 11.04.2017.

Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) вступил в силу в соответствии со статьей 2 Договора от 11.04.2017. Дата начала действия ТК ЕАЭС 01.01.2018 г.

Одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС утратил силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 32, п. 1 ст. 101 Договора о ЕАЭС), а также прекратили действие (временное применение) международные договоры, входящие в право ЕАЭС, по Перечню из Приложения N 2 к Договору и были признаны утратившими силу положения международных договоров, входящих в право ЕАЭС, по перечню согласно приложению N 3 к Договору.

Взамен утративших силу международных договоров, соглашений и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одновременно с ТК ЕАЭС вступили в силу новые документы по различным вопросам таможенного регулирования.

Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 11 «О разработке и принятии в 2017 году решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 03.08.2018 г. и официально опубликован на Портале правовой информации 04.08.2018 г.

Этим федеральным законом установлен не только порядок таможенного регулирования в РФ в соответствии с ТК ЕАЭС, но также и последовательность, в которой утрачивают силу отдельные статьи Федерального закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Документ вступает в действие в соответствии со ст.398 Закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (с 04.09.2018 г.) за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» после вступления в действие нового федерального закона утрачивает силу не полностью, а в части применения отдельных статей согласно п.1 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Остальные статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ остаются действующими и утратят силу позже в соответствии п.2-5 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

В частности это статьи, регламентирующие порядок получения статуса УЭО (п.8 ст.86, ст.88-95) – они остаются действующими до 01.01.2020 г. А также статьи, касающиеся порядка уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей (п.1-8 ст.116, ст.117. ч.4-5 ст.120, ст.121,122. Ч.2-3 ст.128, ч.1 ст.129, ст.147-149). Эти статьи утратят силу только после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Протоколы О порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов таможенного союза ( ст. 203 ТК ТС )

В соответствии со статьей 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов таможенного союза.

Таможенная процедура в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, — это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры.

Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Иными словами таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС с учетом административных ограничений.

Перечень таможенных процедур определен в статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям. ( См. также ст. 3 ТК ТС )

Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.

В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС , товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза. Аналогичное законное предписание установлено и в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ТК ТС ( п.3 ст. 152 ТК ТС ).

ст. 186 ТК ТС устанавливает перечень лиц, несущих обязанность по заявлению в отношении товаров таможенной процедуры установлен статьей. Т.о. декларантами могут быть:
1) лицо государства — члена таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;
организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена таможенного союза;
3) лица государства — члена таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
экспедитор, если он является лицом государства — члена таможенного союза.

Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при применении таможенной процедуры декларирования.

Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия — выпуска товаров, заключающегося в действии таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пп.5 п.1 ст. 4 ТК ТС). День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру. День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры.

Выпуск товаров производится таможенными органами, при выполнении установленных таможенным законодательством условий в установленные ТК ТС сроки. ( См. также гл. 28 ТК ТС )

Общий срок для принятия решения о выпуске товаров установлен статьей 196 ТК ТС , и составляет два рабочих дня с момента совершения такого юридически значимого действия, как принятие таможенным органом таможенной декларации, а также представления таможенному органу всех необходимых документов и сведений. В указанный срок включено время, необходимое для проведения таможенным органом проверки достоверности заявленных в таможенной декларации сведений, а также выполнения иных действий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае, если на момент принятия таможенной декларации товары не предъявлены таможенному органу, указанный срок выпуска исчисляется с момента предъявления декларируемых товаров таможенному органу. Указанный срок также может быть продлен до 10 рабочих дней, если лицо не представило необходимые документы для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации, документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений как экономического, так и неэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством ТС и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на срок, необходимый для осуществления лицом указанных действий.

Условиями выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с с выбранной таможенной процедурой являются: — соблюдение декларантом всех условий и необходимых требований, установленных в отношении избранной таможенной процедуры или в отношении применения соответствующей таможенной процедуры;

— уплата всех пошлин, налогов в отношении выпускаемых товаров либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей;

— таможенным органом не выявлено недостоверности заявленных о товарах сведений;

— устранены нарушений, которые не явились поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела (при их наличии);

— товары не изъяты в качестве вещественных доказательств и на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае принятия начальником таможенного органа решения о выпуске при наличии возбужденного дела об административном правонарушении до завершения производства по делу);

— в таможенный орган представлены документы (лицензии, разрешения, сертификаты), подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с ТК ТС и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда такие документы могут быть представлены после осуществления выпуска товаров;

В случае выявления в процессе таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы выявляют у товаров признаки контрафактной продукции, выпуск товаров может быть приостановлен на 10 дней, а также продлен еще на 10 дней, если представлен мотивированный запрос правообладателя и лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.

В отдельных случаях, установленных ТК ТС, таможенные органы осуществляют условный выпуск товаров (ст. ст. 200 ТК ТС), что предопределяет наличие ряда ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом).

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами и такие товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условный выпуск товаров осуществляется:

— если в отношении товаров предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством ТС, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами; — если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

— в случае помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения.

Как видно из предыдущего абзаца, ТК ТС относит к категории условно выпущенных товаров товары, которые помещаются под таможенные процедуры, предполагающие предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, а также неприменение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Однако, как представляется, данная позиция содержит в себе определенное противоречие.

Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст.4 ТК ТС, выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры

Таможенная процедура представляет собой, в соответствии с пп. 26. п.1 ст. 4 ТК ТС, совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Следовательно, разрешение лицу пользоваться товарами в соответствии с любой из установленных ТК ТС таможенной процедурой, что предполагает применение установленного в отношении избранной таможенной процедуры порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также применение тех или иных ограничений по пользованию или распоряжению товарами, по своей сути, является выпуском товаров.

Таким образом, понятие «условный выпуск» включает в себя выдачу таможенным органом разрешения на:

— помещение товаров под таможенную процедуру, предусматривающую предоставление полного условного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

— помещение товаров под таможенную процедуру, содержание которого не предусматривает предоставление каких-либо льгот, если это сопряжено с последующим предоставлением лицом документов и сведений, подтверждающих соблюдение условий выпуска товаров в соответствии с такой таможенной процедурой.

В ряде случаев условный выпуск осуществляется при наличии обоих из вышеуказанных элементов.

В первом случае в соответствии с гл. 12 ТК ТС таможенный орган вправе потребовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться следующими способами ( ст. 86 ТК ТС и гл. 16 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»):

— залогом товаров и иного имущества;

— банковской гарантией (принимается гарантия, выданная банком, входящим в перечень банков, выступающих гарантами перед таможенными органами);

— внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); — поручительством;

— поручительством

Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей установлен Приказом ФТС РФ № 917 от 25.07.08 (в ред. Приказов ФТС РФ от 14.01.2010 N 23, от 21.10.2010 N 1950) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями,в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите».

Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей, его способы и размеры установлены главой 12 ТК ТС и гл. 16 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»):

Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей с использованием залога разъяснен письмом ГТК РФ от 10.03.2004 № 01-06/8481 «О заключении договоров залога».

По общему правилу (ст. 85 и 87 ТК ТС) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Порядок возврата обеспечения в виде денежного залога, внесенного на счета таможенного органа, установлен статьей 90 ТК ТС. Следует отметить, что требование таможенного органа о предоставлении гарантий надлежащего исполнения лицом своих обязанностей в виде обеспечения уплаты таможенных платежей является правом, а не обязанностью таможенного органа. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. При реализации данного положения таможенные органы руководствуются, в первую очередь, сведениями о законопослушности лица, отсутствии задолженностей по уплате таможенных платежей, «стажа» лица в части внешнеторговой деятельности. Обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется во всех случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляет менее 20 тысяч рублей.

С 1 января 2011 года в России вступает в силу множество законодательных актов, вносящих значительные изменения в нормативно-правовую базу, и, соответственно, меняющих порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Мы, создавая этот раздел, предприняли попытку помочь участникам внешнеэкономической деятельности, таможенным брокерам и декларантам быстрее сориентироваться в потоке нововведений, избавив их от необходимости поиска и систематизации необходимых для изучения документов.

Как и следует из названия раздела — «Новое в таможенном законодательстве с 2011 года» — в нем собраны все касающиеся таможенного оформления документы, вступающие в силу 1 января 2011 года. Среди новых законов, которые будут применяться со следующего года, следует особо отметить введение новых форм декларации на товары (ДТ1н, ДТ2н), транзитной декларации (ТД), декларации таможенной стоимости (ДТС-1), корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 и КТС-2, а также изменения в порядок заполнения этих документов.

Очень важным является Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который вступает в силу 29 декабря 2010 года.

Уверены, что эти и другие документы, собранные в одном месте, систематизированные и отнесенные к соответствующим подразделам, пусть и не упростят таможенные формальности, то, по крайней мере, сделают их преодоление менее затруднительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх