Куперс

Бухучет и анализ

Таможенный тариф ес

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Приложение

к решению Совета Евразийской

экономической комиссии

от 16 июля 2012 года № 54

Приложение изложено в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.16 г. № 101 (вступило в силу с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.)

Единый таможенный тариф
Евразийского экономического союза

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.09.2020 г.)

См. о внесении изменений:

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2018 года № 44 (вступает в силу с 1 декабря 2020 г.);

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 сентября 2020 г. № 116 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов);

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 сентября 2020 года № 117 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменения в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин в отношении отдельных видов кабин моторных транспортных средств для перевозки грузов);

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 сентября 2020 года № 119 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования);

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 сентября 2020 года № 121 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования)

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

См. перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59), Перечень товаров, в отношении которых применяются ввозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия, утвержденный приказом Министра национальной экономики РК от 9 февраля 2017 года № 58

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТН ВЭД

СОКРАЩЕНИЯ И СИМВОЛЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТН ВЭД

РАЗДЕЛ I

Живые животные; продукты животного происхождения

Группа 01

Живые животные

Группа 02

Мясо и пищевые мясные субпродукты

Группа 03

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

Группа 04

Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

Группа 05

Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

РАЗДЕЛ II

Продукты растительного происхождения

Группа 06

Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень

Группа 07

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

Группа 08

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь

Группа 09

Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

Группа 10

Злаки

Группа 11

Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина

Группа 12

Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж

Группа 13

Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты

Группа 14

Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

РАЗДЕЛ III

Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

Группа 15

Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

РАЗДЕЛ IV

Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители

Группа 16

Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных

Группа 17

Сахар и кондитерские изделия из сахара

Группа 18

Какао и продукты из него

Группа 19

Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия

Группа 20

Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений

Группа 21

Разные пищевые продукты

Группа 22

Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

Группа 23

Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных

Группа 24

Табак и промышленные заменители табака

РАЗДЕЛ V

Минеральные продукты

Группа 25

Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

Группа 26

Руды, шлак и зола

Группа 27

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

РАЗДЕЛ VI

Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

Группа 28

Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов

Группа 29

Органические химические соединения

Группа 30

Фармацевтическая продукция

Группа 31

Удобрения

Группа 32

Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь

Группа 33

Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства

Группа 34

Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса

Группа 35

Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты

Группа 36

Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества

Группа 37

Фото- и кинотовары

Группа 38

Прочие химические продукты

РАЗДЕЛ VII

Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них

Группа 39

Пластмассы и изделия из них

Группа 40

Каучук, резина и изделия из них

РАЗДЕЛ VIII

Необработанные шкуры, выделанная кожа, натуральный мех и изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и аналогичные им товары; изделия из внутренних органов животных (кроме шелкоотделительных желез шелкопряда)

Группа 41

Необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа

Группа 42

Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и аналогичные им товары; изделия из внутренних органов животных (кроме шелкоотделительных желез шелкопряда)

Группа 43

Натуральный и искусственный мех; изделия из него

РАЗДЕЛ IX

Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия

Группа 44

Древесина и изделия из нее; древесный уголь

Группа 45

Пробка и изделия из нее

Группа 46

Изделия из соломы, альфы или прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и плетеные изделия

РАЗДЕЛ X

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы); бумага, картон и изделия из них

Группа 47

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы)

Группа 48

Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона

Группа 49

Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы

РАЗДЕЛ XI

Текстильные материалы и текстильные изделия

Группа 50

Шелк

Группа 51

Шерсть, тонкий или грубый волос животных; пряжа и ткань, из конского волоса

Группа 52

Хлопок

Группа 53

Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи

Группа 54

Химические нити; плоские и аналогичные нити из химических текстильных материалов

Группа 55

Химические волокна

Группа 56

Вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них

Группа 57

Ковры и прочие текстильные напольные покрытия

Группа 58

Специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки

Группа 59

Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения

Группа 60

Трикотажные полотна машинного или ручного вязания

Группа 61

Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания

Группа 62

Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания

Группа 63

Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье

РАЗДЕЛ ХII

Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса

Группа 64

Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали

Группа 65

Головные уборы и их части

Группа 66

Зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты для верховой езды и их части

Группа 67

Обработанные перья и пух и изделия из перьев или пуха; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса

РАЗДЕЛ XIII

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него

Группа 68

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов

Группа 69

Керамические изделия

Группа 70

Стекло и изделия из него

РАЗДЕЛ ХIV

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

Группа 71

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

РАЗДЕЛ XV

Недрагоценные металлы и изделия из них

Группа 72

Черные металлы

Группа 73

Изделия из черных металлов

Группа 74

Медь и изделия из нее

Группа 75

Никель и изделия из него

Группа 76

Алюминий и изделия из него

Группа 78

Свинец и изделия из него

Группа 79

Цинк и изделия из него

Группа 80

Олово и изделия из него

Группа 81

Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

Группа 82

Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов

Группа 83

Прочие изделия из недрагоценных металлов

РАЗДЕЛ XVI

Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Группа 84

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

Группа 85

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

РАЗДЕЛ XVII

Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование

Группа 86

Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов

Группа 87

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

Группа 88

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части

Группа 89

Суда, лодки и плавучие конструкции

РАЗДЕЛ XVIII

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности

Группа 90

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности

Группа 91

Часы всех видов и их части

Группа 92

Инструменты музыкальные; их части и принадлежности

РАЗДЕЛ XIX

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

Группа 93

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

РАЗДЕЛ XX

Разные промышленные товары

Группа 94

Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции

Группа 95

Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности

Группа 96

Разные готовые изделия

РАЗДЕЛ XXI

Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат

Группа 97

Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат

Примечания к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Примечания к Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Основные правила интерпретации ТН ВЭД

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:

1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:

а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.

б) При условии соблюдения положений вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Внесены изменения в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.03.20 г. № 37 (см. стар. ред.)

Сокращения и символы

Бк

беккерель

В

вольт

Вт

ватт

Гц

герц

ГГц

гигагерц

дтекс

децитекс

К

кельвин

кВА

киловольт-ампер

квар

киловольт-ампер реактивный

кВт

киловатт

кГц

килогерц

кгс

килограмм-сила

км

километр

кН

килоньютон

кПа

килопаскаль

ккал

килокалория

л.с.

лошадиная сила

мас.%

процент содержания по массе

Мбит

1 048 576 бит

м-

мета-

мг

миллиграмм

мм

миллиметр

мкКи

микрокюри

мН

миллиньютон

МН

меганьютон

м3/ч

метр кубический в час

мэкв

миллиэквивалент

Н

ньютон

нм

нанометр

об.%

процент содержания по объему

о-

орто-

пара-

с

секунда

см

сантиметр

см2

квадратный сантиметр

см3

кубический сантиметр

сН

сантиньютон

см/с

сантиметр(ы) в секунду

т

тонна

°С

градус Цельсия

Американское Общество испытания материалов

International Nonproprietary Name, Международное несобственное название

International Nonproprietary Name Modified, Международное модифицированное несобственное название

International Organization for Standardization, Международная организация по стандартизации

+

указанный цифровой код использовался в предыдущей редакции ТН ВЭД, но имел другой охват товаров

Единицы измерения, применяемые в ТН ВЭД

Наименование единицы измерения

Условное обозначение

Коды единиц измерения

ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА

Килограмм

кг

166

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Грамм

г

163

Грамм делящихся изотопов

г Д/И

306

Грузоподъемность в тоннах

т грп

185

Квадратный метр

м2

055

Килограмм азота

кг N

861

Килограмм гидроксида калия

кг KOH

859

Килограмм гидроксида натрия

кг NaOH

863

Килограмм оксида калия

кг кг K2O

852

Килограмм пероксида водорода

кг H2O2

841

Килограмм пятиокиси фосфора

кг P2O5

865

Килограмм сухого на 90% вещества

кг 90% с/в

845

Килограмм урана

кг U

867

Кубический метр

м3

113

Кюри

КИ

305

Литр

л

112

Литр чистого (100%) спирта

л 100% спирта

831

Метр

м

006

Метрический карат (1 карат = 2·10-4 кг)

кар

162

Пара

пар

715

Сто штук

100 шт

797

Тысяча штук

1000 шт

798

Штука

шт

796

1000 киловатт-час

1000 кВт·ч

246

1000 кубических метров

1000 м3

114

1000 литров

1000 л

130



Формирование общего таможенного тарифа Европейского союза (ЕС) осуществлялось в соответствии с базовыми положениями договоров об учреждении Европейского экономического сообщества, подписанных в 1957 г. Принципы таможенно-тарифного регулирования и уровень ставок тарифов основывались на правилах и требованиях Генерального соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации).

Как предусмотрено учредительными документами, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

В соответствии с целями и задачами Сообщества по созданию общего рынка и сближению законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка, было предусмотрено поэтапное осуществление в установленные сроки ряда мероприятий, в том числе таких, как:

— устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

— введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

— устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;

— введение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта;

— создание системы, которая будет способствовать развитию справедливой конкуренции на общем рынке;

— осуществление других мероприятий в области совместной социально-экономической политики государств.

Договором об учреждении ЕС предусматривается, что общий рынок должен создаваться постепенно (поэтапно), в течение переходного 12-летнего периода (3 этапа по 4 года). Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в установленном порядке. Однако продление переходного периода не может превышать более чем 15 лет, считая с момента вступления в силу договора.

В переходный период таможенные пошлины и сборы при импорте, ранее действовавшие в торговле между государствами-членами, должны постепенно снижаться и отменяться ими в течение переходного периода, а отмена экспортных пошлин и сборов должна осуществиться не позже окончания первого этапа переходного периода.

Положения договора также применяются в отношении таможенных пошлин, носящих фискальный характер. Однако эти пошлины в переходный период должны снижаться более быстрым темпом, при этом государства-члены сохраняют за собой право заменить эти пошлины внутренним налогом, если размер этих пошлин не превышает уровень обложения внутренними налогами, которому обычно подвергается аналогичная национальная продукция.

Государства — члены ЕС заявили о своей готовности содействовать развитию международной торговли и снижению торговых барьеров посредством заключения с третьими странами соглашений, имеющих целью на основе взаимности и взаимной выгоды сокращение таможенных пошлин ниже общего уровня, которым они могли бы пользоваться благодаря созданию таможенного союза между ними.

В качестве базы для исчисления среднего уровня пошлин общего таможенного тарифа ЕС в отношении третьих стран пошлины установлены на среднеарифметическом уровне, применявшемся на 01.01.1957 в четырех таможенных территориях государств — членов ЕС.

В случаях если производство некоторых товаров по установленным спискам в государствах — членах ЕС недостаточно для удовлетворения спроса какого-либо государства — члена ЕС и это в значительной степени зависит от традиционного импорта из третьих стран, компетентный орган может предоставить заинтересованному государству — члену ЕС тарифные квоты со сниженной пошлиной или беспошлинно. Такое разрешение может быть дано лишь на ограниченный срок и лишь по таким тарифным статьям, которые не превышают в данном государстве 5% стоимости его импорта из третьих стран в течение последнего года.

В случае если какой-либо продукт является в одном или нескольких государствах — членах ЕС предметом национальной монополии коммерческого характера, компетентный орган может разрешить другим государствам — членам ЕС применять защитные меры на определенных условиях до тех пор, пока не будет устранена дискриминация в отношении поставок и сбыта товаров.

Однако если монополия действует по правилам, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить сбыт или повысить доходность сельскохозяйственной продукции, вышеуказанное положение применяется таким образом, чтобы обеспечить эквивалентные гарантии для занятости и уровня жизни заинтересованных производителей, с учетом возможностей приспособления и необходимой специализации по прошествии времени.

В целом общая аграрная политика и таможенно-тарифная политика преследуют следующие цели: увеличить производительность сельского хозяйства; обеспечить достаточный жизненный уровень сельского населения; стабилизировать рынки, обеспечить наличие продовольствия и разумные потребительские цены на продовольствие.

Для достижения указанных целей создается общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков, предусматривающий введение общих правил в отношении конкуренции, обязательную координацию различных национальных рыночных структур, организацию европейского рынка.

Общая организация сельскохозяйственных рынков включает все меры, необходимые для достижения вышеперечисленных целей, в частности регулирование цен, помощь производству и сбыту различных продуктов, хранение запасов и общий механизм стабилизации импорта или экспорта.

Поскольку постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений, действующих между государствами — членами ЕС, может привести к установлению цен, способных поставить под угрозу цели общей аграрной политики, каждому государству — члену ЕС разрешается в течение переходного периода вводить для некоторых продуктов на недискриминационной основе систему минимальных цен, ниже которых импорт может быть либо временно прекращен или уменьшен, либо разрешен при условии, что он будет осуществляться по более высокой цене, чем минимальная цена, установленная для данного продукта. В последнем случае минимальные цены не будут включать таможенные пошлины.

По истечении переходного периода общая торговая политика в основном нацелена на осуществление мер, касающихся изменений тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, унификации мер по либерализации экспортной политики, а также мер по защите торговли, в частности таких, которые применяются в случаях демпинга или субсидирования.

Европейское сообщество стремится к достижению поставленных целей, создавая и используя такие структурные специализированные фонды, как Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, и другие финансовые инструменты.

Анализ общего таможенного тарифа ЕС и уровня ставок по основным группам товаров, установленным с учетом упомянутых выше принципов и условий, показывает следующее:

1. Указанный общий тариф принят с учетом правил и требований, предусмотренных для осуществления мероприятий в переходный период, продолжавшийся около 15 лет. Последние отсылки на нормативные документы об изменениях тарифов на отдельные товары датируются 1993 г., т.е. практически с этого времени общий тариф не менялся и действует в настоящее время. В то же время в сносках о применении тарифов на отдельные конкретные товары Сообщество резервирует право изменять тарифы в сторону их снижения или приостановления их действия на определенный или неограниченный срок при согласовании с заинтересованными сторонами таких действий в установленном порядке.

2. В соответствии с общими правилами благоприятные тарифы (специальные положения) установлены в отношении товаров:

— ввозимых для переработки под таможенным контролем конечного продукта;

— предназначенных для использования на определенных категориях судов, платформ и других плавучих средств в целях их постройки, оборудования, ремонта, модернизации и обслуживания под таможенным контролем;

— ввозимых для использования в гражданской авиации, включая воздушные суда;

— фармацевтических продуктов по установленным перечням и спискам, рекомендуемых в Международных Несобственнических Названиях (INN), изданных Всемирной организацией здравоохранения (WHO);

— определенных семян, предназначенных для посева и посадки (сахарной и гибридной кукурузы, риса, сорго, картофеля); определенных видов новых столовых сортов винограда, токайского вина, табака, фондю, сыра и других продуктов при наличии соответствующего свидетельства и регистрации;

— ввозимых в дорожном личном багаже или пересылаемом багаже, при условии, что такой импорт не имеет коммерческой природы. Льготы по уплате пошлины в этом случае предоставляются, если ценность товаров в багаже не превышает 350 евро.

— ввозимых в пределах тарифных квот, установленных компетентными властями Сообщества, и в некоторых других случаях.

3. Общий таможенный тариф ЕС предусматривает ставки таможенных пошлин, взимаемых при импорте товаров в страны ЕС преимущественно из третьих стран. Однако по некоторым товарам сделано исключение (например, по виноградному вину определенных марок и другим товарам, производимым в конкретных провинциях и областях стран ЕС).

4. В зависимости от целей и способов таможенно-тарифного регулирования ставки установлены в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки), в евро за физическую единицу товара (специфические ставки) или применяются комбинированные ставки, сочетающие адвалорные и специфические ставки. Уровень ставок пошлин довольно разнообразен и зависит от таможенно-тарифной политики ЕС в отношении защиты своих товаропроизводителей, а также от его международных обязательств, данных в рамках Всемирной торговой организации. В случае необходимости ставки на конкретные товары, предусмотренные общим таможенным тарифом, могут быть снижены до определенного уровня (или приостановлены) на автономной основе на определенный или неопределенный срок.

5. В целях регулирования ввоза товаров и обеспечения производства товаров и стабилизации цен на внутреннем рынке используются тарифные квоты. Тарифные квоты предоставляются примерно по 100 товарным позициям и наименованиям товаров, большинство из которых относится к продукции сельскохозяйственного производства.

Многие виды основных овощей и фруктов, виноград столовых сортов имеют тарифные квоты. При ввозе некоторых из них в определенный период сезона установлены дополнительные таможенные льготы.

В пределах тарифных квот некоторые товары освобождены от уплаты пошлин.

Тарифные квоты расписаны по странам — поставщикам конкретных товаров в соответствии с соглашениями ЕС, а распределение квот осуществляется на основании заказов стран Сообщества (в ряде случаев поставки товаров осуществляются по прямым контрактам страны-импортера, но в пределах выделенных квот).

6. Общий таможенный тариф предусматривает возможность применения автономных норм обязанности по уплате таможенных пошлин, установленных на отдельные конкретные товары, в пониженных размерах по отношению к обычным ставкам тарифа.

Такие пониженные автономные ставки или полная приостановка взимания пошлины на автономной основе установлены, например, в отношении определенных видов рыбы (скумбрия, красная нерка и др.), ввозимой для промышленной переработки, многих видов овощей и фруктов, изделий из деревьев тропического леса, природного газа, отдельных нефтепродуктов и некоторых других товаров.

7. Широко применяется система сезонного таможенного регулирования ввоза некоторых видов рыб, когда в определенное время установленные пошлины не применяются. Например, при ввозе сельди, макрели и некоторых других рыб пошлины установлены в размере 15% ее стоимости, которые действуют с 16 июня по 14 февраля. Однако с 15 февраля по 15 июня ввоз этой рыбы освобожден от пошлины.

8. К таможенному тарифу ЕС имеется приложение с перечнем продуктов, по которым ввозная таможенная пошлина установлена в зависимости от установленной фиксированной входной цены на эти продукты в определенный период года (сезона ввоза), что способствует стабилизации цен на внутреннем рынке Сообщества и создает условия для переработки продукции. Список содержит: овощи (помидоры, огурцы, артишоки, кабачки, помидоры и др.), плоды цитрусовых (апельсины, мандарины, лимоны), виноград, яблоки, груши и айву, абрикосы, персики, вишни, сливы, а также фруктовые соки (включая виноградный), виноградные вина.

При этом следует отметить, что уровень обложения ввозной пошлиной возрастает как при снижении входных цен на ввозимые продукты, так и в период массового сбора урожая (производства).

Установление предельных сезонных входных цен существенно сдерживает импорт продукции с низкими ценами, что стимулирует развитие внутреннего производства и рынка за счет использования собственных сырьевых источников. Кроме того, в целях обеспечения потребности в некоторых продуктах для переработки и внутреннего потребления в определенный период и при определенной цене допускается их беспошлинный ввоз (например, отдельных сортов яблок и другой продукции).

При ввозе натурального виноградного сока и молодого виноградного вина (при использовании установленных уровней входных цен, независимо от сезона) применяются повышенные таможенные платежи. Например, по натуральному виноградному соку при уровне входных цен от 42,5 до 39,1 евро за гектолитр (евро/гкл) ставка составляет 22,4% от цены плюс 0,8 — 3,4 евро/гкл в зависимости от цены, но при цене ниже 31,1 евро уплачивается адвалорная ставка плюс 27 евро/гкл.

При импорте молодого виноградного вина (алкоголь до 1% vol) применяются ставки, установленные по виноградному соку, плюс дополнительные таможенные платежи в размере 20,6 евро за 100 кг веса продукции.

9. Поддержка внутренних производителей осуществляется также путем использования беспошлинного ввоза или применения низких таможенных тарифов на товары, ввозимые для производства, переработки или социальных потребностей населения Сообщества.

По большинству продовольственных товаров установлены специфические ставки пошлин, исчисляемые в евро к физической единице товара, что обеспечивает конкурентоспособность этих товаров и относительную стабильность потребительских цен внутри Сообщества. К тому же при ввозе хлебных злаков исчисляются и применяются пошлины на таком уровне и таким способом, чтобы обеспечить эффективную поддержку установленной Сообществом порога цены.

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества 27.11.2009 принял Решение о вступлении в силу с 01.01.2010 пакета основополагающих документов для практического функционирования таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, в том числе: Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008; Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа таможенного союза и других нормативно-правовых актов.

Кроме того, принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009, неотъемлемой частью которого является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Анализ документов, принятых в ходе подготовки упомянутых решений, свидетельствует о сложности и длительности согласования многих вопросов, затрагивающих интересы договаривающихся сторон, прежде всего финансовых аспектов формирования доходной и расходной части национальных бюджетов государств в связи с введением Единого таможенного тарифа (ЕТТ).

Согласование ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ по отдельным позициям достигнуто при условии применения отдельными странами более низких или более высоких ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками ЕТТ в течение переходного периода (до 5 лет). При этом следует отметить, что ставки ЕТТ были сформированы в основном на базе ставок ввозных таможенных пошлин, действующих в Российской Федерации (со всеми их преимуществами и недостатками). Такой подход формирования ЕТТ позволяет с наименьшими издержками обеспечить в переходный период налаживание хозяйственных связей производителей и организацию производства и сбыта продукции в новых условиях.

В связи с вступлением в силу упомянутых выше основополагающих документов и передачей Комиссии таможенного союза определенных полномочий по ведению ЕТТ Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация обязаны внести соответствующие изменения в свои нормативные правовые и законодательные акты.

Учитывая, что в настоящее время завершается процесс формирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, было бы целесообразно учесть при подготовке нормативных правовых актов этого союза опыт таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза товаров ЕС.

В частности, в связи с введением в действие с 01.01.2010 ЕТТ государств таможенного союза в рамках ЕврАзЭС следовало бы подготовить план мероприятий по дальнейшему совершенствованию этого Тарифа на перспективу с учетом бюджетных возможностей государств — участников данного союза.

23. Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)

Таможенный тариф России, как и все тарифы, выполняет различные функции, в том числе фискальную и регулирующую. Фискальная функция сводится к обеспечению поступлений платежей в бюджет, которые в дальнейшем направляются на решение государственных задач. Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей, таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровень обложения экспортно-импортных операций и других можно сделать вывод о том, что в России преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.

Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке в силу ряда причин существуют поставщики товаров более конкурентоспособные, чем отечественные производители.

Импортный тариф является инструментом сбалансирования торгового и платежного баланса страны.

На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно также использовать тариф как средство противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования). С точки зрения отмеченной торгово-политической функции импортного тарифа высокий уровень пошлин усиливает эффективность таких переговоров, тогда как низкий уровень — ослабляет ее. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и экспортеров и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

Таможенный тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль за прохождением грузов через границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества и стоимости для оформления документов, необходимых для таможенного оформления и оплаты пошлин и налогов.

Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид: Код товара по ТН ВЭД России; Наименование позиции; Дополнительные единицы измерения; Ставка Таможенной пошлины.

Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

По структуре классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти — десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

В ЕТТ применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

  • В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

  • Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф применяется сравнительно редко, так как существенно снижает степень гибкости политики государства в области применения таможенных тарифов. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Развитие таможенного тарифа, в данном случае, происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

  • Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости от страны его происхождения.

В целях защиты внутреннего рынка и стимулирования национального производства построение импортных таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:

принцип эскалации ставок таможенных пошлин;

система построения тарифа на основе принципа эффективной защиты (эффективного тарифа).

Использование указанных подходов позволяет рационально выстроить структуру ставок импортного тарифа по всей номенклатуре товаров, придать всему тарифу единую направленность на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными конкурентами. 3

Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин — повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки.

На практике это выражается в установлении более низких ставок пошлин на сырьевые товары и, соответственно, более высоких — на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Иными словами, эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что создает стимулы для развития отечественной обрабатывающей промышленности. Принцип эффективного тарифа — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза Республики Беларусь,

Республики Казахстан и Российской Федерации. Основными целями ЕТТ являются:

yy рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию

таможенного союза;

yy поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной

территории таможенного союза;

yy создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления

товаров в таможенном союзе;

yy защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной

конкуренции;

yy обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую

экономику.

24 ноября. IFX-News — Единый таможенный тариф, который должен вступить в силу с 1 января 2010 года, планируется утвердить 27 ноября на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза), говорится в сообщении Федеральной таможенной службы России (ФТС).
Одновременно с единым таможенным тарифом с 1 января 2010 года планируется ввести в действие и единую товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Кроме единого таможенного тарифа, на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭC 27 ноября 2009 года будут внесены, в частности, перечни стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и товаров, при ввозе которых эти преференции предоставляются, и перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа.
Одновременно с утверждением указанных документов планируется принять решения о вступлении в силу международных договоров от 12 декабря 2008 года: соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот, протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок единого таможенного тарифа, протокола о предоставлении тарифных льгот и протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза. Планируется также принять решение о вступлении в силу соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.
Единый таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх