Куперс

Бухучет и анализ

Технические средства радиовещания

20. Технические средства радиовещания.

Техническое качество радиопродукции определяется двумя составляющими: технической и технологической.

Техническая составляющая качества РП определяется исправностью оборудования и соответствием его параметров нормам НД, а трактов формирования программ — нормам ГОСТ 11515 и ОСТ 58-22. Ответственность за исправность техники несет инженерная служба компании. (Перечень дополнительных рекомендуемых нормативных документов приводится в Приложении Д.)

Технологическая составляющая качества РП определяется соблюдением правил эксплуатации технических средств. Ответственность за соблюдение технологий несут все участники процесса создания радиопродукции.

Для обеспечения контроля технического качества производимой и выпускаемой радиопродукции в каждой радиоорганизации или на предприятии создается служба технического контроля (ОТК или группа, или лицо, ответственное за качество). В задачи службы (отдела) входит:

— координация работ по техническому обеспечению качества производства радиопродукции и вещания;

— контроль технического качества продукции на выходе радиоорганизации или предприятия (объективный и субъективный);

— надзор за обеспечением технического качества на всех этапах производства и вещания;

— недопущение выпуска в эфир бракованной радиопродукции, своевременное извещение технических служб и руководства радиоорганизации или предприятия о выявленных случаях нарушения качества и брака для принятия мер по устранению брака и его причин; — выработка предложений по повышению технического качества радиопродукции.

Общее руководство и организацию работ по обеспечению технического качества радиовещания осуществляет МПТР России.

21. Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс. Акустические свойства студий.

Радиодом обычно включает аппаратно-студийные комплексы (АСК) и комплексы внестудийных средств вещания.

Аппаратно-студийный комплекс – совокупность взаимосвязанных функциональных блоков и служб, размещенных в одном или нескольких специальных зданиях и содержащих технические средства, обеспечивающие весь технологический процесс формирования и выпуска радиовещательной программы. В общем случае АСК радиодома содержит следующие аппаратные:

— аппаратно-студийный блок (АСБ) – комплекс технических средств, предназначенный для художественной обработки и первичной записи звукового сигнала, формирования фрагментов радиовещательных программ и отдельных передач. Оборудование АСБ размещается в студии и аппаратных;

— аппаратные вещания (АВ) – это комплексы технических средств, с помощью которых осуществляются формирование готовых программ и выдача их на выход радиодома непосредственно или через центральную аппаратную;

— центральная аппаратная (ЦА) – основной коммутационный комплекс радиодома, в котором распределяются звуковые сигналы внешних и внутренних источников программ на внешние и внутренние линии радиодома;

— аппаратные постобработки – группа аппаратных, предназначенных для обработки первичных записей звуковых сигналов, сделанных в студийных и внестудийных условиях.

К ним относятся следующие три аппаратные:

— сведения и монтажа фонограмм (АСМФ) – комплекс технических средств, предназначенных для изготовления фонограмм из сигналов, записанных на многоканальном магнитофоне. При этом осуществляется сложная обработка сигналов, как в отдельных каналах, так и суммарного звукового сигнала , эта фаза обычно сопровождается процессом монтажа;

— монтажа фонограмм (АМФ) – комплекс технических средств, предназначенный для монтажа музыкальных и речевых фонограмм, преимущественно после первичной записи звукового сигнала;

— подготовки программ (АПП) – комплекс технических средств, предназначенный для изготовления фрагментов будущей передачи из фонограмм-оригиналов отдельных произведений с относительно несложной художественной обработкой или без нее;

— аппаратная реставрации фонограмм (АРФ) – комплекс технических средств для специальной обработки звукового сигнала, предназначенный для восстановления фонограмм, качество звучания которых ниже пределов, допускающих их использование для целей современного вещания и записи. Реставрации подвергаются фонограммы, запись которых производилась давно с помощью низкокачественных технических средств или техническое качество которых снизилось в результате длительного или некачественного хранения. Часто реставрируются записи неповторимого события или неповторимого исполнения, сделанные в силу обстоятельств с низким качеством или большим браком. Реставрация фонограмм осуществляется с помощью спектральной, временной, динамичеcкой и других видов обработки;

— аппаратная прослушивания (АП) – комплекс технических средств для субъективной оценки качества записанных фрагментов будущих звуковых программ. В ее состав входят высококачественная звуковоспроизводящая аппаратура (контрольные агрегаты), магнитофоны для воспроизведения фонограмм и при необходимости коммутационное оборудование и линии связи с другими аппаратными; — кроссовая аппаратная – комплект шкафов или настенных панелей, предназначенных для неоперативного и полуоперативного соединений (кроссировки) внутренних входных и выходных линий радиодома на внешние линии;

— аппаратная отдела выпуска – рабочее место (рабочие места) диспетчера, осуществляющего оперативное руководство проведением передачи, содержащее технические средства оперативной связи, слухового контроля программ, световой и звуковой сигнализации;

— коммутационно-распределительная аппаратная (КРА) – комплекс технических средств для распределения готовых выходных программ на линии связи с передающими станциями, линии городской трансляции, междугородные и иные линии;

— комплекс технического контроля (ТК) – совокупность контрольно-измерительного оборудования, предназначенного для контроля звуковых сигналов. Оборудование ТК размещается в аппаратной технического контроля (АТК), где производятся контрольное прослушивание, измерение уровня и при необходимости контрольная запись входных, выходных, а также промежуточных сигналов. Совокупность АТК образует блок технического контроля (БТК) в крупных радиодома;

— фонотека – комплекс помещений и технических средств, предназначенных для хранения, подбора и проверки фонограмм, а в последнее время – и для коммутации, записи и воспроизведения фонограмм. Различают фонотеки оперативные для текущей работы и фондовые для долговременного хранения.

В АСБ все, начиная от акустической обработки помещения и кончая средствами обработки звукового сигнала, рассчитано на создание условий, оптимальных для проведения передач и записей каждого жанра. Различают речевые, музыкальные и литературно-драматические АСБ. Музыкальные АСБ разделяются на большие, средние и камерные. При этом каждая студия имеет свою специальную акустическую обработку. Литературно-драматические АСБ представляют собой блок студий с единой звукорежиссерской аппаратной. Обычно это блок из трех студий. В крупных радиодомах могут быть также концертные АСБ с присутствием зрителей, развитыми системами озвучания, звукоусиления и диспетчерской связи. В состав АСБ входят основной звуковой тракт, системы управления, визуального и слухового контроля, озвучивания, сигнализации и связи.

Технические средства радиовещания

Радио (от лат.radio – испускаю лучи, radius – луч) – первое техническое средство для беспроволочной связи появилось в результате многолетних научных и технических исследований ученых и инженеров многих стран мира: Англии, Америки, Франции, Швеции, Германии, Италии, Индии и России. М. Фарадей, Дж. Максвелл, А. Долбир, Т. Эдисон, Г. Герц, И. Томсон,
В. Крукс, Э. Бранли, Н. Тесла, Д. Боса, Г. Маркони, а также русские ученые – изобретатели Н. А. Умов, И.И. Боргман, О.Д. Хвольсон, А.С. Попов – вот далеко не полный список имен, внесших свой вклад в общий процесс развития фундаментальной науки и технических решений, связанных с осуществлением беспроволочного телеграфа.

Начало первым представлениям об электромагнитном поле, механизме его возникновения и распространения, а также первые искусственные устройства для возбуждения и регистрации этого поля дали эксперименты Фарадея (1831 г.). Он открыл явления электромагнитной индукции, ввел понятия магнитных кривых и выдвинул гипотезы о конечной скорости передачи в пространстве сил электрического и магнитного полей, которые имели фундаментальное значение для создания системы технических средств, предназначенных для передачи информации. Однако в этот период мысли о беспроволочной связи еще не возникали. Они стали появляться после публикации работ Дж. Максвелла, который, продолжая идеи Фарадея, создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование электромагнитных волн.

С начала 80 — х годов XIX века появляются технические предложения по созданию устройств индукционного типа, с помощью которых в ближней зоне от источника колебаний можно было бы осуществить беспроводную связь. Одна из первых попыток такого рода была сделана американским ученым А. Долбиром (1882 г.). В его устройстве применялся прототип высокочастотного генератора – катушка Румкорфа, работающая от батареи постоянного тока через микрофон, и прототип антенны в виде длинного провода, вокруг которого создавалось поле индукции. При замене микрофона на телеграфный ключ дальность связи достигала 20 км.

Во второй половине 80 — х – середине 90 — х годов разрабатываются устройства беспроводной радиосвязи, т.е. связи на высоких частотах в дальней зоне.

Работы немецкого ученого Г. Герца – дальнейший шаг в развитии радиосвязи. В них он не только глубоко обосновал реальность теоретически открытых Максвеллом электромагнитных волн, но и создал оригинальные приборы – вибратор и резонатор. Вибратор – это был первый генератор высокочастотного электромагнитного поля, а резонатор – индикатор электромагнитных волн. Однако эти устройства невозможно было использовать в качестве технических средств передачи сигналов, в частности резонатор не мог выполнять функции радиоприемника. Однако приборы Герца были специально им созданы для проведения экспериментальных лабораторных исследований, так его в большей степени интересовали исследуемые физические явления.

Идею о применении электромагнитных волн для связи одним из первых высказал американский ученый И. Томсон в 1889 году, а в 1892 году английский физик В. Крукс уже дает развернутое описание способа беспроводной радиосвязи. Значительный вклад в область практического применения электромагнитных волн для связи внес Никола Тесла. Он создал резонанс — трансформатор и антенну, однако в этой цепи не было еще радиоприемника.

Таким образом, в начале 90 — х годов позапрошлого века отсутствие приемника сигналов было единственным недостающим звеном на пути
к изобретению радио.

Экспериментальные работы выдающегося французского ученого
Э. Бранли по изучению влияния электромагнитного поля на проводимость металлических порошков стали основой создания радиокондуктора, прототипа первого радиоприемника. Явление изменения сопротивления порошков было известно и ранее. В 1835 году швед Т. Мунк оф Розеншольд наблюдал проводимость оловянного порошка, помещенного вблизи разряжающейся лейденской банки. В 1866 году братья Варлей проводили подобные эксперименты с угольным порошком, в 1884 году итальянец П. Кальцекки — Онести исследовал изменение сопротивления различных металлических порошков под влиянием электромагнитного поля. Однако ни один из этих экспериментаторов не оценил перспективные возможности данного явления. Впервые это сделал Бранли. В 1890 году он показал, что слой металлических опилок обладает свойством резко менять свою проводимость под действием лабораторного прибора, названного им радиокондуктором, который позволял обнаруживать электромагнитные волны. Однако, по его собственным словам, он ограничивался чисто исследовательскими целями и не ставил перед собой задачи создания технического средства беспроволочной связи.

Вслед за Бранли в 1894 году английский физик О. Лодж опубликовал описание усовершенствованного им радиокондуктора – когерера, который сопровождался устройством для встряхивания. Прибор Лоджа мог быть использован для беспроволочной телеграфии, но его создание еще нельзя назвать изобретением радио. Когерер не обеспечивал достаточной надежности, повторяемости восстановления чувствительности, а встряхивание не было автоматическим после каждого сигнала.

Обе эти задачи были решены А.С. Поповым. В результате многочисленных экспериментов ему удалось усовершенствовать когерер, создать устройство автоматического встряхивания. Кроме того, он добавил контур релейного усиления сигнала и проволочную антенну, что в совокупности и сделало прибор пригодным для беспроволочной телеграфии. Прибор был продемонстрирован А.С. Поповым 25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании Русского физико — химического общества. Он представлял собой систему радиосигнализации с генератором Герца, оснащенным антенной в виде двух металлических пластин, в конструктивном исполнении, исключающем влияние внутренней искры на работу когерера. Эту систему и следует признать изобретением устройства радиосигнализации – простейшей разновидности радиосвязи (радио).

Приборы, аналогичные в принципе приборам Попова, были созданы в Англии итальянским инженером Г. Маркони, получившим на них патент в июле 1897 года. Но патент Г. Маркони выдан в соответствии с английским законодательством, не требовавшим установления мировой новизны. В других странах – Франции, Германии, США, России – Г. Маркони было отказано в патентовании со ссылкой на приоритет А.С. Попова. Первое публичное сообщение о приборах Г. Маркони было сделано главным инженером службы английских правительственных телеграфов В.Г. Присом 4 июня 1897 году.
О более ранних опытах Г. Маркони нет ни документов, содержащих описание изобретения, ни публикаций. Тем не менее, бесспорны его большие заслуги в последующем увеличении дальности передачи сигналов, в освоении промышленного производства радиоаппаратуры и в ее совершенствовании.

С изобретением радио А.С. Попова заканчивается период научного и технического поиска, который продолжался почти 65 лет. С этого времени начинается процесс совершенствования первого действующего устройства связи без проводов, а также разработки принципиально новых устройств,
т. е. процесс развития радиотехники.

Развитие радиоэлектроники после изобретения радио можно разделить на три этапа: радиотелеграфный, радиотехнический и этап собственно
электроники.

В первый период (около 30 лет) развивалась радиотелеграфия, разрабатывались научные основы радиотехники. С целью упрощения устройства радиоприёмника и повышения его чувствительности в разных странах велись интенсивные исследования по разработке различных типов простых и надёжных обнаружителей высокочастотных колебаний — детекторов.

В 1904 году появилась первая двухэлектродная лампа (диод), которая до сих пор используется в качестве детектора высокочастотных колебаний и выпрямителя токов технической частоты, а в 1906 году – карборундовый детектор. Трёхэлектродная лампа (триод) была предложена в 1907 году. Первые радиолампы в России были изготовлены Н.Д. Папалекси в 1914 году
в Петербурге. В 1922 году в нижегородской лаборатории О.В. Лосев изобрел полупроводниковые приборы, которые могли генерировать и усиливать радиосигналы. Он создал безламповый приёмник – кристадин. Однако в те годы не были разработаны способы получения полупроводниковых материалов, и его изобретение не получило распространения.

Во второй период (около 20 лет) продолжало развиваться радиотелеграфирование. Одновременно широкое развитие и применение получили радиотелефонирование и радиовещание, которое стало возможно не только
в области длинных волн, но и средних, коротких, а затем и ультракоротких. Использование ультракоротких волн привело к усовершенствованию электронного оборудования.

И последний период (60 — 70 — е годы) составляет эпоху полупроводниковой техники и собственно электроники. В этот период продолжалось дальнейшее усовершенствование электровакуумных приборов. Большое внимание уделялось повышению их прочности, надёжности, долговечности. Продолжались работы в области создания полупроводников, разрабатывались способы получения монокристаллов полупроводников, методы их очистки
и введения примесей. Большой вклад в развитие физики полупроводников внесла советская школа академика А.Ф. Иоффе.

В области проектирования сложных электронных систем, насчитывающих десятки тысяч активных и пассивных компонентов, стоят задачи уменьшения габаритов, веса, потребляемой мощности и стоимости электронных устройств, улучшения их рабочих характеристик, обеспечение высокой надёжности работы. Эти задачи успешно решает микроэлектроника – направление электроники, охватывающее широкий комплекс проблем и методов, связанных с проектированием и изготовлением электронной аппаратуры в микроминиатюрном исполнении за счёт полного или частичного исключения дискретных компонентов.

В настоящее время наиболее эффективным и главным направлением микроэлектроники является интегральная микроэлектроника, основной тенденцией которой стала «интеграция» электронных схем, т.е. одновременное изготовление большого количества элементов и узлов электронных схем, неразрывно связанных между собой.

Радиостанция и ее оснащение

Радиостанция – это аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом «радиостанция» понимают также и коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе. Коллектив радиостанции в зависимости от ее организации и уровня решаемых ею задач может насчитывать от одного до нескольких сотен человек, причем состав и функции отдельных членов коллектива заметно различаются при разных типах организации
вещания.

Радиостанции пользуются различными системами записи для хранения и воспроизведения в эфире аудиоматериалов. В наше время на смену аналоговому оборудованию с использованием бобинных магнитофонов пришло оборудование цифровой записи, где звук заносится на жесткий диск компьютера с последующим редактированием, хранением и воспроизведением записи. Как известно, при аналоговой системе записи в качестве носителя используют пленку. На протяжении многих лет и зарубежное, и отечественное радиовещание не знали альтернативы аналоговому оборудованию. Бобинные магнитофоны с катушками различного размера и различной скоростью протяжки использовались как переносные, так и стационарные. Кассетные катушечные магнитофоны, работающие на более узкой пленке, чем бобинные,
и с более медленной скоростью протяжки, значительно увеличили продолжительность записи. Сначала это были бытовые, но потом появились и профессиональные модели (по преимуществу, портативные магнитофоны, удобные в репортерской работе).

Цифровые сигналы вошли в жизнь в 90 — е годы с компакт — дисками. Распространение персональных компьютеров с огромным объемом памяти и более дешевой технологией фиксации звука существенно изменило работу радиостанций. Непрерывно совершенствуются программы сжатия и развертывания цифровых кодов разговорной речи и музыки. С этой целью используются мини — диски с продолжительностью более часа и включением на любом месте в любой нужный момент.

Жесткий диск компьютера сегодня играет роль студийной интерактивной системы, позволяющей любому количеству пользователей независимо друг от друга работать с тем или иным аудио фрагментом, скопированным на диск как цифровая информация. При этом любой работник станции может запускать и останавливать, редактировать, осуществлять необходимые манипуляции без всякого ущерба для качества записи. Недавно в обиход радиожурналистов вошел жесткий переносной диск, помещенный в прочный корпус. Это – качественно новый тип оборудования для записи. Звук, записанный на диск в цифровой форме, может редактироваться на месте и передаваться на компьютер радиостанции по мобильному телефону.

Цифровая система записи существенно упростила монтаж и редактирование по сравнению с аналоговым оборудованием, где требуются механические приспособления и специальная склейка, не портящая головки магнитофона. При редактировании на компьютере звуковые колебания выводятся на дисплей в виде волнообразной дорожки. С помощью «мыши» можно выделить любой фрагмент, удалить или наложить любой звук, поменять местами фразы, отдельные слова, и все это ничуть не нарушает первоначальной записи.

Компьютерный монтаж, ставший уже традиционным атрибутом радиостудий, открыл неограниченные возможности для того, чтобы убрать посторонние звуки, слишком долгие паузы, оговорки. В тех случаях, когда предстоит трансляция с места события, надо учитывать возможные технические трудности, например, если объект находится в низине. Это ухудшает
УКВ — связь со студией. В этом случае используется обычная телефонная линия, что, безусловно, ведет к потере качества звука; либо доставка репортажных записей на специальном транспорте, что отражается на оперативности передачи.

В последние годы на радиостудиях появилась безбумажная технология подготовки радиопрограмм. Компьютерные системы обладают двумя чрезвычайно важными преимуществами, называемыми цифровым универсальным редактором и усовершенствованным текстовым редактором.

Типы организации вещания. Развитие техники радиовещания, а также финансовые возможности привели к серьезным переменам в организации и оснащении работы радиостанций. В последние годы в российском радиовещании выделилось два структурных типа организации радиостанций в зависимости от подхода к проблеме организации работы радиостанции: традиционные и современные. Традиционные типы организации вещания в нашей стране присущи государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе. Современные типы осваивают главным образом негосударственные, коммерческие станции.

Традиционные типы организации вещания. Традиционные типы характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студий. При таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.),
а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии звукоизолирующим стеклом, за которым находятся источники звуковых сигналов – аналоговые и цифровые магнитофоны,
CD — плейеры, устройства воспроизведения служебных сигналов и устройства записи, а также микшерный пульт, куда поступают все звуковые сигналы. При такой организации вещания формирование вещательного сигнала радиостанции за микшерным пультом осуществляет звукорежиссер. Иногда в аппаратной присутствует еще один работник – звукооператор, обслуживающий источник звуковых сигналов и устройств записи.

Техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт, тестирование) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим
в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи. Такая организация вещания, кроме всего прочего, требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика.

Современные типы организации вещания. Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении, что не исключает возможности совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников. Это позволяет производить замену звуковых носителей (ленты, кассеты, диски и т.п.) и даже выполнять инженерные функции – коммутацию, регулировку аппаратуры и т.п.

Однако такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется «гибридная» организация – аппаратная совмещена со студией, где, кроме ведущего, находится и режиссер — оператор, осуществляющий весь процесс формирования вещательного сигнала – от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств, находящихся в том же помещении, что и микрофон, то они гасятся специальными устройствами.

При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10 — 12 лет за рубежом непрерывно шел процесс автоматизации радиовещании. С 1995 года и в нашей стране появляются полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним — двумя сотрудниками.

В 1995 году открылась автоматическая станция «Студия — М» во Владимире, в 1998 году – «Свежий Ветер» в Тольятти. На такой радиостанции основой аппаратного комплекса является компьютер, который по программе микширует сигналы, вводящие в него звуковые фрагменты (песни, реклама)
в заданной последовательности, чередуя их со служебными сигналами. Тем не менее, число полностью автоматизированных станций в стране растет медленно.

Это обусловлено высокой стоимостью такого аппаратного автоматизированного комплекса. С другой стороны, рынок радиовещания в России огромен, поэтому его потребности удовлетворяются пока при помощи более традиционной организации вещания. Среди радиостанций современного типа организации вещания выделяются программируемые станции, наиболее близко подошедшие к принципам организации зарубежного коммерческого вещания. Работа ведущего такой радиостанции заключается в комментировании песен, список которых он получает в начале своей смены; музыкальную программу составляет при этом не ведущий, а музыкальный редактор.

Принцип сплошного предварительного программирования эфира позволяет точно соблюдать избранный формат (от лат. formo – придать форму) вещания, что определяет коммерческий успех радиостанции (согласно зарубежным теориям радиовещания, именно точное следование формату позволяет стабильно удерживать аудиторию, которую привлекает именно этот формат). Однако отсутствие импровизационного элемента в передаче снижает зрительский интерес у значительной части аудитории. Многие станции, даже коммерческие, стараются вводить и развивать импровизационные элементы в вещании.

В современной радиостудии количество микрофонов может быть различным – от 1 до 6 и даже больше. Впрочем, для большинства случаев достаточно 2 — 3. Используются микрофоны самых разных типов. До подачи на вход пульта сигнал микрофона может подвергаться различной обработке – компрессированию, частотной коррекции, в некоторых специальных случаях – тональному сдвигу, реверберации и т.д. Реверберация ( от ср. – век. лат. reverberato – отражение) – послезвучие, сохраняющееся после выключения звука. Прием реверберации оказывает значительное влияние на слышимость и разборчивость речи и музыки в помещении, на выравнивание уровня
сигнала.

Устройства звуковоспроизведения на большинстве станций представлены CD — плейерами и магнитофонами. Спектр используемых магнитофонов зависит от специфики станции: это могут быть цифровые (DAT – цифровой кассетный магнитофон; MD — устройство записи и воспроизведения на цифровой минидиск) и аналоговые устройства (бобинные студийные магнитофоны, а также профессиональные кассетные деки).

На некоторых станциях применяется и воспроизведение с виниловых дисков. Для этого используются либо профессиональные «грамстолы», либо – чаще – просто высококачественные проигрыватели, а иногда и специальные «диджейские» вертушки, аналогичные используемым в практике дискотек. На некоторых станциях, где широко применяется принцип ротации песен, используется воспроизведение музыки непосредственно с жесткого диска компьютера, куда определенный набор ротируемых на этой неделе песен записывается предварительно в виде волновых файлов (как правило, в формате WAV). Применяются устройства воспроизведения служебных сигналов самых разных типов. Как и в зарубежном радиовещании, довольно широко используются аналоговые кассетные устройства (джингловоды), носителем звука в которых служит особая кассета с лентой. На каждой кассете, как правило, записывается один сигнал. Лента в кассетах джингловода закольцована, следовательно, сразу после использования она снова готова к воспроизведению.

На многих радиостанциях, где используется традиционный тип организации вещания, сигналы воспроизводятся с бобинных магнитофонов. Цифровые устройства представляют собой либо устройства, где носителем каждого отдельного сигнала являются флоппи — диски или специальные картриджи, либо устройства, где сигналы воспроизводятся непосредственно с жесткого диска компьютера. В аппаратном комплексе радиовещания используются также различные устройства записи: это могут быть как аналоговые, так и цифровые магнитофоны. Эти устройства применяются как для записи отдельных фрагментов эфира в архив радиостанции или с целью последующего повтора, так и для сплошной контрольной записи всего эфира (так называемый police tape). Кроме того, в аппаратный комплекс радиовещания входят мониторные акустические системы как для прослушивания программного сигнала (микса на выходе с пульта), так и для предварительного прослушивания («подслушки») сигнала с различных носителей перед выводом этого сигнала в эфир, а также головные телефоны (наушники), в которые подается программный сигнал, и т.п.

Частью аппаратного комплекса может являться также устройство RDS (Radio Data System) – система, позволяющая слушателю, обладающему специальным приемным устройством, принимать не только звуковой, но и текстовый сигналы – название радиостанции, иногда название и имя исполнителя звучащего произведения, другую информацию, отображаемую на специальном дисплее.

Организационная структура радиостанции. В зависимости от величины охвата аудитории в зарубежном радиовещании различают три основных структурных типа радиостанций: – радиостанции с большим рынком (major — market, национальный или региональный охват), средним рынком (medium — market, региональный охват или мегаполис) и малым рынком (small — market, локальный охват). В России такого четкого деления пока нет, потому что не размер охватываемой аудитории определяет структуру радиостанции, а объем финансирования, который могут позволить себе учредители. Однако в целом есть два основных типа структуры радиостанций, которые могут быть обозначены как традиционный и современный.

Традиционная структура свойственна главным образом государственным станциям, современная – главным образом негосударственным.

Традиционная структура.Такая структура организацииопределяетзначительныйштат как самой редакции, так и сотрудников технических служб.

Современная структура. За годы развития негосударственного вещания современная структура, в равной степени характерная для всех негосударственных станций, еще окончательно не сформировалась. Однако заметно тяготение к современной зарубежной модели, когда техническая служба является структурным подразделением радиостанции. Это позволяет снизить до минимума неоправданное дублирование функций работников и создать полноценный работоспособный коллектив. Организованные по такой схеме радиостанции чаще всего и вещание свое организуют по современному типу.

Функции членов редакторского коллектива

Главный редактор (программный директор) – руководитель радиостанции. Он определяет ее формат, концепцию вещания, принципы построения эфира, основы формирования сетки вещания, основные направления эфирной политики радиостанции. Посты главного редактора и программного директора на некоторых российских станциях могут и не совпадать (например, на «Русском радио»). В таких случаях главный редактор определяет стратегические направления эфирной политики, а программный директор занимается непосредственно организацией эфира. По российскому законодательству, ответственным руководителем конкретного средства массовой информации является главный редактор. В зарубежной практике радиостанцию возглавляет именно программный директор, а пост главного редактора
отсутствует.

Музыкальный редактор (музыкальный директор) определяет музыкальную политику станции. Если музыкальный формат станции определяет главный редактор (в российской практике, чаще всего, реализуя установки учредителей), то ежедневное выполнение избранной музыкальной политики осуществляет музыкальный директор. На станциях с программируемым вещанием именно музыкальный редактор (директор) составляет музыкальную программу (плэйлист) на каждый день.

Редактор. Функции редакторов на разных станциях отличаются. На некоторых станциях обязанности выпускающего редактора (контроль за соблюдением эфирной сетки, содержанием и качеством авторских программ и рубрик) лежат на специальных сотрудниках, на некоторых станциях эти функции выполняют ведущие эфирного дня.

На государственных станциях редактор – своего рода посредник между редакцией и приглашенными авторами, по аналогии с редакторами в печатных СМИ. Редактор службы информации получает, сортирует и обрабатывает информацию, поступающую по различным каналам, формирует выпуски новостей (а во многих случаях сам их и ведет) и информационные программы.

Тема 3. Технические средства телевидения.

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Раздел 1: Радио

Тема 1. История возникновения и становления радио как СМИ.

Значение связи в развитии цивилизации: почта и курьерская связь. Скорость передачи, адресность, доступность информации. Совершенствование каналов связи.

Оптический телеграф: от Троянской войны до середины XIX в.

Электрический телеграф: 1832 г. – Павел Львович Шиллинг – клавишный аппарат; 1838 – Сэмюэл Финли Бриз Морзе – телеграфный код; 1850 – Борис Семенович Якоби – операции телеграфного аппарата с печатными символами; 1876 – Александер Грэхем Белл – патент на телефон.

Реализации радиосвязи: 7 мая 1895 – Александр Степанович Попов – публичная демонстрация радиосвязи, 8 марта 1896 – первая радиограмма «Генрих Герц». Декабрь 1901 радиопередача через Атлантику. Гульельмо Маркони (параллельные исследования с Поповым).

Основные этапы развития звукозаписи: механический (валик, бобина с проволокой, виниловый диск), фотографический (кинопленка), магнитная (аналоговая и цифровая).

Тема 2. Технические средства радиовещания.

Физическая природа звука: частота, тон, тембр; интерференция, дифракция, реверберация. Органы речи и слуха, индивидуальность фонетических характеристик.

Микрофоны. Типы и диаграммы направленности: угольные, электродинамические, конденсаторные, пьезоэлектрические; круг, восьмерка, кардиоида (суперкардиоида, гиперкардиоида), комбинированные варианты.

Устройство магнитофона. Диктофон. Искажения магнитной записи.

Монтаж фонограмм. Хранение аудиоданных.

Моно- и стереофония. Системы «квадро» и «звук вокруг».

Тема 3. Параметры студий и радиовещательного сигнала.

Форматы радиовещания: информационное и развлекательное вещание; музыкальные радиостанции. Программирование эфира.

Аппаратно-студийный комплекс: монтажная, центральная, трансляционная и вещательная аппаратные; аппаратные подготовки программ и реставрации фонограмм.

Вещательный сигнал: динамический диапазон, спектр, варианты искажения.

Тема 4. Организация современного радиовещания и перспективы развития.

Каналы звукового вещания. Способы доставки радиопрограммы. Радио-релейный ретрансляционный комплекс.

Конверсия радиочастот. Цифровое радио.

Радиолюбительство. Коммерческое радио. Государственного радиовещания: радиостанция им. Коминтерна; иновещание, радиофикация в СССР, Гостелерадио СССР, «Останкино», ВГТРК, «Радио России».

Раздел 2: Телевидение

Тема 1. История возникновения и становления телевидения как СМИ.

Технические предпосылки возникновения телевидения: камера обскура, фотография (дагерротип), кинематограф. 28 декабря 1895 Братья Люмьеры. Специфика человеческого глаза в области восприятия света и цвета.

Механическое (малострочное) телевидение. 1884 – Пауль Нипков – изобретение (диск Нипкова для развертки изображения), 1928 – практическая реализация. Варианты разложения изображения с 30 строк (12,5 кадр/сек) до 180. Технологический тупик.

Электронное телевидение. 26 февраля 1888 г. Александр Григорьевич Столетов – явление фотоэффекта. Борис Львович Розинг – электронно-лучевая трубка. Владимир Козьмич Зворыкин – иконоскоп. Дэвид Сарнов – «RCA». Развертка от 100 до 1000 строк.

Тема 2. Цветное телевидение.

Основные принципы цветного телевидения. 1925 – Ованес Обгарович Адамян – система RGB.

NTSC: – 525 строк, кадров в секунду – 30, полей – 60 (точнее, 59.94).

SECAM – 625 строк, кадров в секунду – 25, полей – 50.

PAL – 625 строк, кадров в секунду – 25, полей – 50.

Видеозапись. 1953 – видеомагнитофон RCA; 1956 – видеомагнитофон AMPEX (Александр Михайлович Понятов); 20 февраля 1960 – советский аналог «Кадр-1».

Тема 3. Технические средства телевидения.

Устройство видеокамеры. Искажения цветовой гаммы. Способы коррекции.

Аналоговые форматы видеозаписи: VHS – 240 твл, S-VHS – 400 твл, Video-8 – 240 твл, Hi-8 – 424 твл, линейка Betacam – 550 твл.

Цифровые форматы видеозаписи: Digital Betacam, Betacam SX, DVCAM.

Монтаж: линейный, нелинейный; последовательный, параллельный, прямая склейка. Спецэффекты. 25 кадр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх