Куперс

Бухучет и анализ

Типы транспортных средств

Прицеп транспортное средство?

Вопрос: ООО является перевозчиком твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) от юридических лиц на территории Московской области, где введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Организация имеет семь единиц автотранспортных средств, лицензию на перевозку грузов автотранспортом по территории РФ, разрешение на осуществление деятельности с опасными отходами. Договоры на транспортное обслуживание на вывоз ТБО и КГМ заключены с юридическими лицами, которые принимают и оплачивают услуги по акту выполненных работ (транспортировка ТБО). Согласно ОКВЭД ООО присвоен код 60.24 — деятельность автомобильного грузового транспорта.
В гл. 26.3 части второй НК РФ отсутствует четкое определение понятия «автотранспортные услуги». В связи с этим просим дать разъяснение, подпадает ли деятельность ООО под обложение ЕНВД?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2006 г. N 03-11-04/3/299
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности организации по перевозке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от юридических лиц и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В целях применения гл. 26.3 Кодекса под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся на балансе организации или арендованных организацией для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
При этом к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.
В связи с тем что определение понятия «автотранспортные услуги» в Кодексе отсутствует, а п. 1 ст. 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, полагаем целесообразным использовать значение указанного понятия, приведенное в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.
Согласно ст. ст. 784 и 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Исходя из ситуации, изложенной в письме, организация осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от юридических лиц.
При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами представляет из себя деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В связи с чем считаем, что осуществляемая организацией транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к деятельности по перевозке грузов.
Кроме того, по нашему мнению, осуществляя перевозку отходов и мусора от юридических лиц, организация не выполняет основных пунктов договора перевозки грузов, установленных ГК РФ, поскольку не осуществляет доставку вверенного груза в пункт назначения, не выдает его получателю, а также, полагаем, что при транспортировке отходов отсутствуют сроки доставки.
Таким образом, считаем, что осуществляемая организацией деятельность по перевозке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от юридических лиц не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и, соответственно, не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Полагаем, что данный вид предпринимательской деятельности подлежит обложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.06.2006
Статья 358. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерац

Автоправо: считается ли прицеп автомобиля отдельным транспортным средством

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Забрали права за вождение в не трезвом виде. Суд состоится 4 апреля, а временные выписали до 5 мая. Смогу ли я ездить после суда до установленного срока?

Отвечает Олейник Валерий Петрович:

— Здравствуйте! Ездить сможете, если только к указанному сроку не вступит в законную силу решение суда о лишении Вас права управлять транспортными средствами.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Подскажите, пожалуйста! Я хочу приобрести автомобиль у физического лица, при проверки его документов, я обнаружила, что данный автомобиль зарегистрирован на другого человека, он живет в Сургуте. А у потенциального продавца есть только договор купли-продажи. Что в этой ситуации мне делать, подскажите?

Отвечает Олейник Валерий Петрович:

— Отказаться от покупки данного автомобиля.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте. Месяц назад на заправке КАМАЗ с прицепом поцарапал задний бампер моей машины. ГАИ мы не вызывали, оформили документы на месте, виновник был не против. На следующий день мы с ним поехали в его страховую компанию. В страховой компании сказали, что участвовали три транспортных средства: Камаз, прицеп и легковой автомобиль, и что мы должны были вызвать ГАИ и составить документ с ними. И отказали выплачивать, исходя из Федерального закона об участии трёх транспортных средств. Я о такой ситуации в законе ничего найти не могу. Я не понимаю, что это такое? Т. е. мою машину поцарапали и я же должна её на свои деньги ремонтировать? Дело в том, что моя страховая компания разорилась, ну и соответственно, с моей стороны страховки не может быть. Подскажите, что делать в данной ситуации? Обращаться в суд? Заранее благодарна. Очень жду ответа! Спасибо.

Отвечает Рогачев Александр Борисович:

— Подавайте в суд на водителя КАМАЗа, но до этого оцените стоимость ущерба. В качестве соответчика привлеките СК ответчика. В качестве доказательства вину водителя КАМАЗа предоставьте документы составленные на месте ДТП.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте. Я живу в 3-х этажном многоквартирном доме (являюсь собственником квартиры в этом доме). Ставлю машину во дворе на расстоянии 4 м. Во время оттепели на машину упала глыба, причинив ущерб. На мою претензию в управляющую компанию о возмещении материального ущерба я получил отказ, т. к. я не имею права ставить машину возле дома. Правомерны ли их действия?

Отвечает Олейник Валерий Петрович:

— Добрый день! Полагаю, что УК не права и обязана возместить ущерб, если последний зафиксирован надлежащим образом.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Добрый день! Какая степень тяжести может быть присвоена при закрытом переломе голени со смещением, судя по снимкам в нижней половине. Пострадавшему поставили аппарат Елизарова. В больнице провел 23 дня. Других повреждений нет.

Отвечает Калинина Ольга Геннадьевна:

— Скорее всего, средней тяжести.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте! У меня истекает срок наказания — лишение прав на 4 месяца. Какие документы правомочно требовать УГИБДД для возврата мне водительского удостоверения? Спасибо.

Отвечает Ковалева Татьяна Васильевна:

— Решение суда с отметкой о вступлении в законную силу, доказательства сдачи временного разрешения, медицинскую справку

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Имею ли я право обратиться за выплатой ущерба при ДТП в свою страховую компанию, а не в компанию виновника?

Отвечает Рыбакина Инесса Александровна:

— После оформления ДТП, по полису ОСАГО Вы обращаетесь в страховую компанию виновника ДТП, при условии что ДТП оформляло ГИБДД!!! Если же ваши полисы ОСАГО были оформлены после 01.03.2009 то для вас действует упрощенная процедура оформления ДТП, т.е. вы сами с виновником оформляете все бумаги составляете схему ДТП, и потерпевшая сторона обращается в свою страховую компанию(главное условие сумма ущерба не должна превышать 25 000 рублей.

Отвечает Андреева Ирина Евгеньевна:

— Федеральный закон «Об ОСАГО», Глава II, Статья 14.1 «Потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу; б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте! ДТП произошло в Волгограде, а страховая виновника находится в Москве. Её представительство в Волгограде юридически зарегистрировано, но фактически отсутствует. Отправил все документы по почте ценным письмом в Москву. Но полагаю, что выплат не будет, т.к. есть много причин сомневаться! Могу ли я судиться с данной страховой в Волгограде? Или можно подать в суд на виновника ДТП? Его страховой полис зарегистрирован в г. Тверь, а купил он его в Волгограде.

Отвечает Быстрова Татьяна Викторовна:

— Здравствуйте! Дождитесь письменного отказа страховой. Проанализировав его можно понять, обоснован он или нет. В принципе, вы выбираете способ защиты своих прав. Виновник ДТП возмещает моральный вред и не возмещенный материальный вред. Надо смотреть документы: обоснован ли отказ страховой, имеется ли у виновника реальная возможность возместить ущерб. Если при ДТП был причинен вред вашему здоровью, можно обратиться с иском и по месту вашего жительства.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте у меня забрали права 21.11.2010 г. по ст.12.8 ч. 1, я ездил по временному разрешению, оно закончилось, продливать мне его никто не стал, а решения суда не было. 28.03 2011 г. я обратился в ГИБДД, решения суда так и не было. 29.03.2011 г. в суде долго искали документы, а потом оказалось, что я по решению суда лишен водительского удостоверения 30.12.2010 г. Посоветуйте к кому мне обратиться и можно ли в такой ситуации вернуть права?

Отвечает Платонов Олег Алексеевич:

— Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданное в установленном порядке находящиеся у гражданина на руках на момент вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, в течение трех рабочих дней должны быть сданы им в подразделение Госавтоинспекции, исполняющее данное административное наказание. Если по истечении трех рабочих дней после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами указанные выше документы не поступили в ГИБДД, лицо, лишенное права управления транспортными средствами, считается уклоняющимся от сдачи водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданного в установленном порядке при замене или утрате водительского удостоверения. С этого момента срок лишения права управления транспортными средствами прерывается. Течение срока лишения права управления начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида, выданного в установленном порядке. Вы после 12 апреля можете уже получить свои права, т.к. истекает 4-х месячный срок, если срок временного разрешения был истечен до 30 декабря 2010 года, а если нет, то со дня истечения срока действия временного разрешения.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте, хотел бы спросить. За совершение обгона в зоне действия временного знака 3.20 «обгон запрещён» был лишен водительских прав, взамен получил временные. Решением суда был лишён на 4 месяца. Срок считать с момента изъятия прав инспектором или с момента даты на постановлении? Заранее спасибо.

Отвечает Платонов Олег Алексеевич:

— В течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать водительские права в ГИБДД (в случае, если права ранее не были изъяты), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Я купил машину по генералке, могу ли я переоформить машину сам на себя и как это сделать?

Отвечает Ермолова Лариса Николаевна:

— Добрый день. Человек, которому выдана доверенность с правом продажи автомобиля не сможет переоформить ее на себя, так как по закону имеющий доверенность не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а только в отношении третьих лиц или организаций.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Какие налоги мне придется оплатить при покупке мною автомобиля, стоимость которого менее 100 тыс. руб.?

Отвечает Нечин Илья Сергеевич:

— Никаких налогов в описанной ситуации Вам платить не придется.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Мне выписали временное вод. удостоверение, в котором явно видно, что оно уже было использовано. Старые записи затерли и написали мои данные, может это помочь вернуть в/у?

Отвечает Altergott Friedrich:

Нет, не может! Вас лишили права управления а не подтверждающего документа!

Вопрос пользовательницы портала Kolesa.Ru:

— Муж утром надышал 0,3 промилле. От освидетельствования отказался, права отдал, выдали временные. Можно ли их вернуть? Если да, то как? На сколько идет лишение в этом случае?

Отвечает Малых Андрей Аркадьевич:

— Судя по тексту, вряд ли. Важен сам факт отказа, а не состояние опьянения. КоАП РФ. «Статья 12.26. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения 1. Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. 2. Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей».

Отвечает Радько Сергей Александрович:

— Прежде всего, важно по какой статье возбуждено дело — по отказу от медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП) или за управление автомобилем водителем, находящемся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП). От этого и зависит линия защиты в суде, хотя по таким делам шансы на выигрыш минимальны. С уважением

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— 23 марта 2011 года забрали ПТС, свидетельство о регистрации, ПО ПРИЧИНЕ НЕ ЧИТАЕМОСТИ НОМЕРА ДВИГАТЕЛЯ НА МАШИНЕ, якобы коррозия. Техосмотр проходил в декабре 2010 года. Решил снять автомобиль с учета с целью продажи. Выдали документ об изъятие выше указанных документов. Прав ли инспектор ГИБДД, сроки рассмотрения данного вопроса?

Отвечает Рывкин Вячеслав Альбертович:

— Ситуация неоднозначная и распространенная в Санкт-Петербурге. Четкой судебной практики по данному вопросу нет. Нужно было дождаться 4 апреля, и проверка номера двигателя была бы не нужна, поскольку данное требование отменяется с 04.04.2011.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Считается ли нарушением пересечение сплошной полосы при завершении маневра, обгона?

Отвечает Рывкин Вячеслав Альбертович:

— Данное нарушение попадает под ч.4 ст.12.15 КоАП.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте. Меня занесло на скользкой дороге, вынесло на полосу встречного движения. Произошло ДТП. Машина требует серьезного ремонта. Во время ДТП у меня были все документы на машину, включая страховку. За рулем я был трезвым. Другая машина застрахована по КАСКО, я застрахован в ОСАГО. У меня следующий вопрос: может ли его страховая компания взыскать с меня деньги на ремонт машины?

Отвечает Ковалева Татьяна Васильевна:

— Уважаемый пользователь портала Kolesa.Ru! При возмещении ущерба потерпевшему страховая компания КАСКО имеет право обратиться в порядке суброгации к Вашей страховой компании по ОСАГО, а при превышении суммы максимально возможной страховой выплаты,к Вам, в сумме превышения. Так же в таком случае с Вас могут быть взысканы судебные расходы.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Добрый день. Ситуация такова: мной был нарушен пункт правил поворота налево с выездом на полосу встречного движения, не связанный с объездом препятствия. Суд постановил лишить меня на 4 месяца управления ТС, прошло половина срока, есть ли возможность написать ходатайство в ГАИ о сокращении срока лишения в связи с моей работой, которая связанна с использованием личного транспорта и служебной машины? С уважением и спасибо за ответ.

Отвечает Рывкин Вячеслав Альбертович:

— Вас лишил права управления суд и его решение вступило в законную силу, т.е. приняло статус закона. Теперь никто не вправе отменить или изменить данное решение, тем более ГИБДД.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:

— Здравствуйте ! СК оценила мне ремонт в 263 тыс. руб., с износом 124 тыс., выплатили 120 тыс. Мой ремонт стоит значительно больше 120 тыс. Что я могу взыскать с виновника ДТП? Возможен ли моральный вред и упущенная выгода (мой грузовой а/м уже 2 месяца не на ходу в ремонте)?

Отвечает Быстрова Татьяна Викторовна:

— Здравствуйте! Конечно, можете. Стоимость ремонта сверх страхового возмещения, моральный вред. Упущенную выгоду надо доказать, что вы использовали автомобиль для заработка и сколько могли получить. Обращаться в суд по месту регистрации ответчика или по месту ДТП.

Благодарим за помощь юридическую консультацию 9111.ru

Виды транспортных средств

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах – амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Скрыть

  1. Виды водных транспортных средств
  2. Виды грузовых транспортных средств
  3. Виды специальных транспортных средств
  4. Основные виды транспортных средств

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде – рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной — паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской — круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам – большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом – бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством — тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя – парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

Классификация транспортных средств

категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:

  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;

категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

категория О — прицепы (включая полуприцепы):

  • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг; М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Категория транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль М1
Автобус

М2

При максимальной массе не более 5 т

М3

При максимальной массе более 5 т
Микроавтобус

М2

При пассажировместимости до 17 мест
Грузовой автомобиль При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т
При максимальной массе более 12 т
Тягач и седельный тягач Согласно классификации категории N
Грузопассажир­ский автомобиль Согласно классификации категории N
Прицеп и полуприцеп При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т

О3

При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т

О4

При максимальной массе более 10 т
Мотоцикл При отсутствии коляски
При наличии коляски
Мотороллер

L3

При наличии двух колес
При наличии трех колес
Мотоколяска При максимальной массе до 400 кг
М1 При максимальной массе более 400 кг

В настоящее время в международной практике применяют классификацию дорожных транспортных средств (ТС) двух видов — по типам и по категориям ТС .

Классификация по типам (рис. 1) является самой распространенной.

В качестве наиболее общего критерия используется наличие двигателя. При этом ТС делятся на механические (оборудованы двигателем) и буксируемые (не оборудованы двигателем). Механическое и одно или более буксируемых ТС могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Рис. 1. Схема классификации дорожного транспорта по типам

Механические ТС подразделяются на автомобили, мототранспортные средства и тракторы.

Автомобиль — это механическое ТС, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и (или) грузов, буксирования ТС, предназначенных для перевозки людей и (или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется на ТС, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные ТС, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Мототранспортное средство — это двух-, трехколесное средство передвижения, снабженное двигателем внутреннего сгорания; существенным признаком такого ТС является верховая посадка водителя на седле. К мототранспортным средствам личного пользования относят мотоциклы, мотороллеры и мопеды.

Трактор — самодвижущаяся (гусеничная или колесная) машина, выполняющая сельскохозяйственные дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, подвесными или стационарными машинами.

Буксируемые ТС подразделяются на прицепы и полуприцепы.

Прицеп — это ТС без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельносцепное устройство.

Характерным признаком классификации автомобилей является их основное назначение. Они могут служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Грузовые автомобили как транспортные средства предназначены для выполнения всевозможных транспортных работ, таких как внутригородские перевозки относительно малых партий грузов, транспортировка грузов по дорогам общего пользования и вне их, междугородние перевозки больших партий грузов, перевозки значительных объемов грунта, породы и руды во внедорожных условиях, перевозки скоропортящихся грузов в специальных фургонах и др.

Грузовые автомобили подразделяются по ряду признаков: назначению, грузоподъемности (классам), колесной формуле, полной массе, проходимости.

По назначению грузовые автомобили разделяют на бортовые, самосвалы, прицепные и седельные автопоезда, специальные и специализированные.

Бортовые автомобили имеют грузовую платформу, расположенную за кабиной. Имея самое широкое назначение, бортовые грузовые автомобили используются для перевозки всевозможных грузов. Груз при этом размещают на грузовой платформе и при необходимости укрывают тентами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов (грунта, пород, удобрений и т.д.). Грузовая платформа таких грузовых автомобилей рассчитана на управляемое опрокидывание назад или на три стороны для быстрой разгрузки груза.

Прицепные автопоезда представляют собой тягачи (в виде бортовых грузовых автомобилей) с присоединением к ним одного или нескольких двухили трехосных прицепов.

Седельные автопоезда — это автомобили-тягачи, имеющие так называемое седло, на которое опираются специальным посадочным устройством полуприцепы (несамоходные ТС), имеющие в задней части одну ось или более. Возможен также вариант сложного автопоезда, который представляет собой автопоезд из тягача, полуприцепа и прицепа (в данном случае к полуприцепу специальным сцепным устройством присоединен двухили трехосный прицеп). Сложный автопоезд обеспечивает большую (по сравнению с одиночным автомобилем) грузоподъемность.

В отличие от грузовых автомобилей, выполняющих функцию транспортного средства, специальные грузовые автомобили рассчитаны на выполнение определенных технологических задач. Например, пожарные автомобили предназначены для транспортировки выдвижных лестниц, доставки к месту пожара емкости с водой при наличии оборудования для тушения пожаров. Грузовые краны выполняют функцию доставки грузов на большой высоте. Цементовоз в процессе перевозки цементной смеси обеспечивает ее перемешивание. К специальным автомобилям относятся разного рода боевые автомобили, используемые в военных целях.

Автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки строго определенного типа груза, называются специализированными. Примером могут служить цистерны, хлебовозы, рефрижераторы для перевозки пищевых продуктов, панелевозы, самосвалы и др.

Специализированные ТС обладают рядом преимуществ перед универсальными:

  • большая сохранность количества и качества перевозимого груза;
  • более высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • возможность перевозить специфические виды грузов (например, разогретый асфальт, битум, сжиженные газы и др.);
  • повышение безопасности и улучшение экологических характеристик при перевозках определенных видов грузов;
  • увеличение производительности труда работников, участвующих в транспортном процессе;
  • обеспечение в ряде случаев совмещения перевозки с технологией приготовления продукта (например, получение однородного состава бетона в бетоновозах);
  • доставка груза за пломбой отправителя без взвешивания и пересчета товара.

Благодаря преимуществам специализированного подвижного состава его удельный вес в структуре грузового парка составляет порядка 60…70 %.

Однако использование специализированных ТС имеет и свои недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подвижного состава для перевозки того или иного вида груза.

К наиболее существенным недостаткам специализированных ТС, в сравнении с универсальными, относят: большую стоимость; снижение грузоподъемности; повышение трудоемкости обслуживания и ремонта; потребность в более квалифицированных водителях; уменьшение коэффициента использования пробега.

Применяемые в настоящее время в перевозках разновидности специализированного подвижного состава могут быть объединены в классификацию (рис. 2), основаную на принципе устройства их несущей части и грузового помещения. Основным классификационным признаком специализированного подвижного состава следует выделить тип кузова. Именно в его выборе проявляется, в первую очередь, специализация автомобильного подвижного состава, предназначенного для перевозок определенной номенклатуры грузов.

Рис. 2. Классификация специализированного подвижного состава

По общему числу колес и числу ведущих колес автомобили условно обозначаются колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес. Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4 × 2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6 × 6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6 × 4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.

Грузовые автомобили подразделяют на классы по полной массе. Под технически допустимой полной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации. Основной фактор, от которого зависит полная масса ТС, — максимально допустимая нагрузка на одинарную ведущую и ведомую (поддерживающую) оси автомобиля или автопоезда, которая не должна превышать 11,5 и 10,0 т соответственно. Для автомобилей со спаренными осями нагрузка зависит от межосевого расстояния и составляет для двухосной тележки 16…19 т, трехосной — 21…24 т. Полная масса двухосного автомобиля не должна превышать 18 т, из которых 6,5 т приходится на переднюю ось и 11,5 т — на заднюю.

Полная масса трехосного автомобиля ограничена 25 т (с пневмоподвеской задних колес — 26 т). Полная допустимая масса четырехосных грузовых автомобилей, а также прицепов не должна быть больше 32 т, автопоездов — 40 т (контейнеровозов — 44 т). Однако следует отметить, что национальные законодательства некоторых стран Европы позволяют эксплуатировать и более тяжелые автопоезда (например, в Финляндии и Швеции разрешено эксплуатировать автопоезда полной массой до 60 т, в Нидерландах и Норвегии масса прицепных автопоездов ограничена 50 т).

Наиболее распространенными являются средний и тяжелый классы ТС.

Многие европейские фирмы, такие как Mersedes-Benz, MAN, Iveco и др., производят довольно широкую гамму машин средней грузоподъемности. Например, Mersedes-Benz предлагает два семейства автомобилей этого типа — Т2 и LK, где только основных моделей — 22. Они различаются полной массой (от 5,99 до 15 т) и мощностью двигателей (от 88 до 240 л.с.).

Тяжелый класс TС — это грузовики полной массой свыше 15 т.

Удельный вес автомобилей данного класса в общем количестве грузовых ТС не превышает 5…6 %. Тяжелые грузовики предназначены для перевозки крупных партий грузов на большие расстояния. В структуре тяжелого класса ТС преобладают седельные тягачи, предназначенные для буксировки различных прицепов и полуприцепов. Одиночные тяжелые грузовики (точнее их шасси) используют, как правило, в качестве специальных шасси для установки самосвального кузова, бетономешалки, мусоронакопительного кузова, всевозможных грузозахватных устройств и др. Особенностью этого класса машин является то, что они полностью используют предельные значения массы и габаритов, а также нагрузок на оси, разрешенные соответствующими законодательствами.

По проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости.

Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья. Такие автомобили способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более.

Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6 × 6 и 8 × 8.

Имеется ряд промежуточных типов ТС, характеризуемых какой либо особенностью:

  • одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом;
  • автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским;
  • прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Транспортные средства делятся на категории следующим образом:

  • категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:
    • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
    • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
    • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг (без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства) и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся: при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
    • категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
    • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения;
    • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения; максимальная масса не превышает 5 т;
    • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения; максимальная масса превышает 5 т;
  • категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
    • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
    • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
    • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О — прицепы (включая полуприцепы):
    • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
    • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
    • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
    • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

ТС повышенной проходимости относят к категории G. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

По параметрам надежности и категории пробега используется следующее обозначение ТС в справочниках и специальной литературе: легковые ТС миникласса категории 1.1–1.2, 2.2; среднего класса: 3.3, 4.4; высокого класса — с цифрой более 5. Для грузовых ТС также вводится нормативный годовой пробег.

Нормативный годовой пробег используют для определения среднестатистического (нормированного) пробега конкретного класса ТС (см. приложение 2). При осмотре ТС устанавливается его пробег и в дальнейшем сравнивается со среднестатистическим (нормированным) пробегом аналогичного ТС. На основе полученной разности пробега определяется величина перепробега (если реальный пробег больше среднестатистического), если же реальный пробег меньше, то принимается понятие недопробега. В зависимости от величины перепробега или недопробега (см. приложение 3) проводится коррекция рыночной стоимости ТС.

Просмотров: 3 914

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх