Куперс

Бухучет и анализ

То ПФР

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

Стр 1 из 8

В субъектах Российской Федерации действуют отделения ПФР, созданные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения населения в субъектах Российской Федерации. В своей деятельности отделения ПФР подчиняются Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации. К основным функциям отделений ПФР относятся:

  • своевременное установление и выплата пенсий и социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР;
  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и своевременная актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;
  • своевременное формирование документов на выплату пенсий и пособий;
  • ежемесячное перечисление начисленных к доставке сумм пенсий, пособий и иных выплат на счета организаций, осуществляющих доставку пенсий, пособий и иных выплат;
  • формирование информации о получателях пенсий и пособий, проживающих на территории региона;
  • регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
  • контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в т.ч. проведение проверок правильности исчисления плательщиками страховых взносов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджеты ПФР, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке;
  • организация работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием средств пенсионных накоплений;
  • ведение учета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования пенсий;
  • прием и обработка заявлений правопреемников умерших застрахованных лиц и выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
  • своевременное и полное рассмотрение обращений, а также прием граждан, представителей организаций и страхователей по вопросам, отнесенным к компетенции ПФР;
  • информационно-разъяснительная работа по вопросам, отнесенным к компетенции ПФР и др.

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в районах региона.
На рисунке 1 представлена типовая структура управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Федеральном округе, утвержденная Постановлением Правления ПФ РФ от 09.10.2000 № 118 «О создании Управлений ПФР в федеральных округах» (вместе с «Типовым Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе»).
Рисунок 1 – Типовая структура управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Федерально

11. Общая характ-ка органов:

Государственная система социального обеспечения населения по видам обеспечения, как отмечалось выше, включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи; систему социальных льгот и преимуществ.

Логично предположить, что каждой из названных систем должна соответствовать аналогичная, органично связанная с ней государственная система органов, непосредственно предоставляющих населению перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет. Причин множество: различия в финансовых источниках социального обеспечения, субъектном составе, в организационно-правовых формах обеспечения граждан и др. Нет и единого нормативного правового акта, в котором бы содержался конкретный перечень органов, предоставляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только в результате анализа норм многочисленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов социального обеспечения граждан.

Рассмотрим, что в общих чертах представляют собой органы, функционирующие в сфере социального обеспечения, и каковы их различия.

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой – компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения, и которые определены законодательством.

Прежде выясним, о каких именно органах пойдет речь, если существуют две основные организационные формы социального обес печения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Вот два конкретных участника пенсионных отношений – застрахованный по обязательному пенсионному страхованию работник завода и военнослужащий из числа лиц офицерского состава. Предположим, что оба они имеют право на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет.

Как было сказано ранее, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем – страховой и бюджетной. Значит, работник завода по поводу своей пенсии должен будет обратиться в местный орган ПФР. А если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть трудовой пенсии), которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и к данному фонду. Военнослужащий в свою очередь обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. На этом примере отчетливо видно различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями, здесь выступают формы организации пенсионного обеспечения – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий – трудовая и бюджетная; источники финансирования – бюджет ПФР и ассигнования из государственного бюджета и др.

Можно предположить, что такой подход можно использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруппированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Например, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя такая пенсия входит в состав бюджетной пенсионной системы.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии, например формы и виды социального обеспечения, могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, какими могут быть компетентные органы в зависимости от такого вида социального обеспечения, как социальные пособия, и каковы категории их получателей. Наиболее типичный пример – предоставление пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам, подлежащим социальному страхованию; обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящим военную службу по контракту, службу в каче стве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и в других случаях.

По действующим правилам, указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в следующих случаях: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. Таким образом, в дело вступят различные органы, обязанные выплачивать это пособие.

Другой пример. Теперь речь пойдет о таком разграничивающем критерии, как финансовые источники выплаты пособия по беременности и родам. Они могут быть разные. Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, эти пособия выплачиваются работодателем за счет средств ФСС России. Этим же фондом финансируются расходы на пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования. Непосредственную же выплату такого пособия осуществляет администрация образовательного учреждения. Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, получают это пособие за счет средств государственного бюджета в соответствующем органе.

Как видно из примера, один и тот же вид социального обеспечения может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или, наоборот, один и тот же орган может предоставлять несколько видов социального обеспечения за счет разных финансовых источников.

Итак, существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее. Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Не все из перечисленных органов напрямую соприкасаются с гражданами и предоставляют им тот или иной вид обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения. Примером косвенного отношения к сфере социального обеспечения может служить деятельность федеральных органов законодательной власти. Так, Федеральное Собрание, как высший орган законодательной власти, нельзя назвать органом социального обеспечения, так как он не имеет непосредственной связи с конкретным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным органом федеральных законов зависит само социальное обеспечение российских граждан.

Правительство РФ является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который следует считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же федеральное правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по поводу непосредственного предоставления им социального обеспечения.

Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопросы осуществления (и общего управления) сферой социального обеспечения (О чем говорилось в первой главе настоящего учебного пособия.).

Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.п.

Через них правительство проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального правительства входит Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Через это министерство правительство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, например районные или городские отделы (комитеты, управления, службы) социальной защиты населения (Так официально именуются данные органы.) или занятости населения, напрямую связаны с гражданами, поскольку предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы, входящие в систему государственной исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали – сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, т.е. отношений подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права. Они складываются в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.)

Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, фондов ОМС). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Содержание же отношений между органами внутри структуры каждого фонда носит административный характер. Иными словами, во внутренних взаимосвязях указанных органов наблюдаются также отношения подчинения и власти. Поэтому такие отношения могут также регламентироваться нормами административного права. Следовательно, четко выраженные отношения административно-правового характера по вертикали имеются внутри самой системы некоторых органов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Такие отношения есть между органами, входящими в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС. Между самими органами (по вертикали) действует принцип подчинения и власти.

Как было сказано выше, в отдельных случаях предоставление некоторых видов социального обеспечения осуществляет работодатель в лице администрации организаций и учреждений. Тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа права социального обеспечения – создание максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на тот или иной вид социального обеспечения.

При этом отметим главную особенность. Между субъектами материальных отношений по социальному обеспечению – гражданами и органами (организациями) – нет отношений подчинения и власти. Следовательно, административно-правовых отношений между гражданами – получателями материального блага, т.е. того или иного вида социального обеспечения, и органами, их предоставляющими, нет.

Таким образом, в сфере социального обеспечения существуют различные органы и организации. Условно мы их выделим в два основных типа. Первый тип – это органы, непосредственно предоставляющие соответствующие виды социального обеспечения. Ко второму типу отнесем органы, имеющие опосредованное отношение к социальному обеспечению. И те и другие так или иначе связаны друг с другом. Их деятельность одинаково важна, поскольку является гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспечение.

Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить пять основных классов органов, осуществляющих свои функции по социальному обеспечению.

Первый класс – органы государственной власти и органы муниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними также подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств, например Минздравсоцразвития России, МВД России, Минобороны России и пр.

Второй класс – органы обязательного социального страхования. В данном случае речь идет об органах, входящих в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС, начиная с федерального уровня и заканчивая местным уровнем.

Третий класс – негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям (накопительной части трудовой пенсии).

Четвертый класс – общественные организации: это профсоюзы, общественные организации инвалидов, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих.

Пятый класс – это работодатели (администрация организаций и учреждений), которые непосредственно осуществляют выдачу гражданам отдельных видов социального обеспечения.

Участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различна и зависит от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у лих есть одна общая и объединяющая их цель – социальное обеспечение граждан. Названные выше органы и осуществляют в целом социальное обеспечение в стране (Общие понятия и характеристика механизма осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изучаться на факультативных занятиях.).

Министерство труда и социальной защитыРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляется Правительством Российской Федерации.

возглавляет Министерство Министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Минтруда России разрешено иметь 5 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря заместителя Министра, а также 12 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

Помимо права на внесение в Правительство России проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, Минтруда России самостоятельно принимает нормативно-правовые акты по определенным Положением вопросам, в том числе (приводится выборочно):

Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Поможем!

Помощь в заполнении и подготовке сведений о квалификации работников юридического лица в соответствии с заявляемыми работами и услугами

Подробнее

Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю;

Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Определения перечней работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками до 18 лет;

Определения перечней производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы необходимых документов;

Критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Форм документов, связанных с оформлением утраты профессиональной трудоспособности, несчастных случаев на производстве, приобретением профессионального заболевании;

Формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек;

Вопросам, связанным с привлечением иностранной трудовой силы.

Кадровый аудит

Проведение аудита кадровой документации на соответствие требованиям трудового законодательства

13. Учреждения соц защиты субъектов РФ:

В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Положение об отделе организации социальных выплат

Положение об отделе организации социальных выплат

  1. Общие положения

1.1 Отдел организации социальных выплат (далее – Отдел) является структурным подразделением Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» (далее Управление).

1.2 Отдел во взаимодействии с подведомственными учреждениями, различными общественными организациями, ассоциациями, предприятиями района и прочими негосударственными организациями обеспечивает проведение государственной социальной политики в сферах:

  • Назначения социальных выплат: субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пособий семьям, имеющих несовершеннолетних детей из бюджетов всех уровней, предоставления государственной адресной поддержки и других видов пособий;
  • консультационного обеспечения.

1.3. Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы Нижегородской области, постановления и распоряжения Правительства Нижегородской области, приказы и методические указания министерства социальной политики Нижегородской области, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки, настоящее Положение.

1.4. Положение об Отделе утверждается директором Управления.

1.5. Отдел подчиняется непосредственно заместителю директора Управления по организации предоставления мер социальной поддержки.

1.6. Отдел возглавляет начальник Отдела.

1.7. Работников отдела назначает, перемещает, увольняет, поощряет, привлекает к дисциплинарной ответственности, предоставляет все виды отпусков директор Управления по представлению начальника Отдела.

  1. Задачи

Основными задачами деятельности Отдела являются:

2.1. Осуществление государственной политики в области предоставления мер социальной поддержки. Организация работы отдела по вопросам предоставления мер социальной поддержки в режиме «Одно окно».

2.2. Предоставление гражданам социальных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пособий семьям, имеющих несовершеннолетних детей, из бюджетов всех уровней, государственной адресной поддержки.

2.3. Осуществление консультативной и информационной работы по разъяснению действующего законодательства с целью поддержания социальной стабильности в районе по вопросам предоставления мер социальной поддержки.

2.4. Внедрение наиболее эффективных методов по предоставлению мер социальной поддержки.

2.5. Осуществление анализа результатов мониторинга качества и доступности государственных услуг.

  1. Функции

В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие основные функции:

3.1. Организует работу по предоставлению гражданам социальных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пособий семьям, имеющих несовершеннолетних детей, из бюджетов всех уровней, государственной адресной поддержки.

3.2. Осуществляет контроль за назначением и перерасчётом социальных выплат, жилищных субсидий, пособий семьям, имеющих несовершеннолетних детей, из бюджетов всех уровней , предоставлением государственной адресной поддержки и другими видами пособий.

3.3. Формирует заявки на выплату социальных пособий.

3.4. Ведет протоколы заседаний комиссий:

  • по оказанию адресной государственной социальной поддержке малоимущим семьям;
  • по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при назначении социальных выплат гражданам.

3.5. Ведёт работу со специалистами Управления, отделом приема и населением по разъяснению вопросов предоставления мер социальной поддержки, социальных выплат, предоставления жилищных субсидий, компенсаций и доплат к пенсиям, пособий на детей, оказания государственной адресной поддержки и др.

3.6. Формирует личные дела получателей социальных выплат и пособий.

3.7. Проводит инвентаризацию личных дел получателей социальных пособий.

3.8. Совершенствует формы и методы работы.

3.9. Составляет отчеты об использовании средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию Федеральных, областных законов.

3.10. Отдел проводит мониторинг граждан, получающих социальные выплаты и пособия, анализирует ситуацию по социальным выплатам.

3.11. Обеспечивает взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами семей с несовершеннолетними детьми, ветеранов, инвалидов, пенсионеров.

3.12. Рассматривает письма граждан и организаций, принимает по ним необходимые меры. Запрашивает в установленном порядке материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию УСЗН.

3.13. Заключает соглашения об информационном взаимодействии управления социальной защиты населения и жилищно-коммунальных организаций.

3.14. Ведёт справочно-кодификационную работу по действующему законодательству.

  1. Права

Отдел имеет право:

4.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных и иных учреждений информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

4.2. Подписывать и визировать документы в пределах компетенции Отдела.

4.3. Разъяснять и принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

4.4. Принимать участие в совещаниях, заседаниях комиссий, рассматривающих вопросы, отнесенные к компетенции Отдела.

4.5. Вносить предложения руководству Управления по вопросам организации работы Управления.

4.6. Уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

4.7. Принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

4.8. Уведомлять в письменной форме заместителя директора УСЗН по организации предоставления мер социальной поддержки о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

  1. Ответственность

Отдел несёт ответственность за:

5.5. Невыполнение возложенных функций и задач.

5.6. Разглашение конфиденциальной информации.

5.7. Несоблюдение сохранности документов служебного пользования, программ для ПЭВМ.

5.8. Невыполнение требований охраны труда, несоблюдение трудового распорядка.

5.9. Не использование, в необходимых случаях, предоставленных прав.

5.10. За ненадлежащее исполнение федерального и областного законодательства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, правительства Нижегородской области, приказов и методических указаний министерства социальной политики Нижегородской области

5.11. За искажение отчетности, несвоевременное, некачественное исполнение документов начальник Отдела, сотрудники Отдела несут установленную законодательством административную, материальную и уголовную ответственность.

5.12. За невыполнение уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

5.13. За непринятие мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

5.14. За не уведомление либо несвоевременное уведомление заместителя директора по организации предоставления мер социальной поддержки о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

  1. Взаимоотношения

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:

6.1 Министерством социальной политики Нижегородской области, Комитетом по труду и работе с населением по вопросам обеспечения правовой информацией и нормативными документами.

6.2 Отделением Пенсионного фонда России в Нижегородском районе.

6.3 Структурными подразделениями Управления по вопросам предоставления мер социальной поддержки населения.

6.4 Сектором информационных технологий в вопросах технического и программного обслуживания ПК.

6.5 Общественными объединениями и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Скачать положение

ПФР

ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — один из государственных внебюджетных фондов России, созданный для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения таким образом права граждан РФ на пенсионное обеспечение. Создан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I.

Социально значимые функции ПФ РФ

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Взносы

Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы . Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

Взносы в ПФ учитываются как составная часть единого социального налога.

Председатели правления Фонда

  • Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 — 24 сентября 1993)
  • Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 — 10 апреля 1999)
  • Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 — 9 марта 2004)
  • Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 — 28 декабря 2007)
  • Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 г.)

Ссылки

  • Официальный сайт фонда

Официальные документы

  • Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  • Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»
  • Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  • Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Негосударственная правовая система

  • Федеральный закон «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон»Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»

См. также

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

  • Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

  • Подать заявление на получение пенсии.

  • Выбрать способ получения пенсии.

  • Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

  • Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

  • Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Подробно о структуре ПФР

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Важно! На данный момент Пенсионный фонд России является еще и одним из крупнейших работодателей – всего в его структурах трудятся более 100 тыс. человек.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх