Куперс

Бухучет и анализ

Транспортно экспедиторская деятельность

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Е. Умай, профессиональный бухгалтер РК,

CAP, DipIFR

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ ЭКСПЕДИТОРА И ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУММА УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИМ?

Компанией заключен договор на предоставление услуг транспортной экспедиции. В услугу транспортной экспедиции входят: заключение договора перевозки от своего имени; организация перевозок грузов от места отправления до места назначения; предъявление груза к перевозке; организация погрузки, выгрузки, перегрузки груза на железнодорожной станции; расчет и оплата провозных платежей, сборов и штрафов; иные услуги, связанные с перевозкой груза. Поставщик предъявляет счет-фактуру в соответствии с требованиями статьи 264 Налогового кодекса РК двумя строками:

1) Услуги оператора вагонов;

2) Услуги транспортной экспедиции.

Что понимается под вознаграждением экспедитора и является ли сумма услуг по транспортной экспедиции им?

Положения ГК. В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса РК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг. При этом экспедитор не осуществляет непосредственную перевозку груза. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.

Нормативная база. Транспортно-экспедиторские компании должны работать в соответствии с ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ» СТ РК 1294-2004.

Согласно данного Стандарта, существует следующая классификация экспедиторских услуг:

4.1 Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте классифицируются по следующим группам:

— оформление документов, сдача и выдача груза;

— платежно — финансовые;

— доставка грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочные и складские;

— информационные;

— подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;

— таможенное оформление;

— иные экспедиторские услуги;

— полный комплекс услуг по организации перевозок грузов от места отправления до места назначения;

— заключение договора перевозки от своего имени (от имени экспедитора).

4.2 К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относятся:

— заключение договора перевозки от имени клиента;

— оформление транспортной железнодорожной накладной, в том числе международных и (или) комплекта перевозочных документов, транспортно-сопроводительных документов и экспедиторских документов;

— оформление заявки на переадресовку груза;

— предъявление груза к перевозке;

— получение груза;

— подписание коммерческого акта;

— оформление претензий на основании коммерческих актов и иных документов.

4.3 К платежно — финансовым услугам относятся:

— расчет провозных платежей тарифов, сборов и штрафов, стоимости иных работ;

— оплата провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ.

4.4 К услугам по доставке грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочным и складским работам относятся:

— доставка груза со склада клиента до железнодорожной станции и/или от железнодорожной станции до склада клиента;

— организация погрузки, выгрузки (разгрузки), перегрузки груза на железнодорожной станции и на складах клиента;

— сортировка груза;

— комплектование отправок (консолидация, деконсолидация груза);

— маркировка, перемаркировка, упаковка груза;

— ремонт транспортной тары и упаковки;

— хранение, складирование груза;

— разработка и согласование с перевозчиком технических условий погрузки и крепления груза.

4.5 К информационным услугам относятся:

— уведомление клиентов об отправке, продвижении, о пересечении грузом границы, о прибытии и выдачи груза, а также о перегрузке груза на другие транспортные средства в пунктах перевалки;

— контроль за продвижением груза в пути следования;

— консультационные услуги в области перевозок груза.

4.6 К услугам по подготовке и оборудованию подвижного состава относятся:

— обеспечение клиентов съемным оборудованием, необходимым для перевозки груза, вагонами и контейнерами;

— предоставление клиентам и перевозчику запорно-пломбировочных устройств.

4.7 К услугам таможенного оформления относится оформление всех видов таможенных документов.

4.8 К иным услугам, связанным с перевозкой груза, относятся:

— розыск утерянного груза до истечения сроков доставки;

— организация сопровождения и/или охраны груза в пути следования;

— организация страхования перевозки;

— организация предоставления гарантий по всем видам риска;

— иные непоименованные услуги.

Мнение автора. Вознаграждение экспедитора является платой за транспортно-экспедиторские услуги, но не является при этом отдельной услугой.

В результате изучения главы 1 студент должен: знать

  • • структуру процесса ТЭО;
  • • виды субъектов и услуг транспортно-экспедиционной деятельности;
  • • виды операций в комплексном ТЭО; уметь
  • • проектировать комплексное ТЭО;
  • • составлять технологические карты и другие документы по организации обслуживания;

владеть

• методами организации ТЭО.

Процесс экспедирования грузов: сущность, система понятий,структура

Процесс доставки грузов представляет собой последовательность операций, выполняемых с целью перемещения объекта транспортировки — груза — к месту назначения. При этом перевозка грузов может быть как между производителями товаров и услуг (Business to Business — В2В), так и от места производства к месту реализации (торговой точке) или конкретному потребителю (Business to Consumer — В2С).

Рост производства, эволюция форм пространственно-экономической организации хозяйствования, сопровождающиеся увеличением количества операций в процессе товародвижения, предопределили обособление различных видов подготовительных и сопутствующих транспортному процессу операций от процесса перевозки груза и возникновение понятия «экспедиционная деятельность».

Экспедиционная деятельность — эго деятельность но обеспечению доставки грузов и выполнению вспомогательных работ, связанных с подготовкой груза к перевозке и передачей его грузополучателю.

Соответственно, транспортно-экспедиционная деятельность дополнительно включает транспортировку грузов, т.е. перемещение грузов в пространстве и во времени, а также погрузо-разгрузочные операции. На осуществление транспортно-экспедиционной деятельности влияют как внешние, так и внутренние факторы. К влияющим на транспортно-экспедиционную деятельность факторам можно отнести:

  • • нормативно-правовое обеспечение транспортно-экспедиционной деятельности, внешнюю политику страны;
  • • экономическую ситуацию в стране;
  • • конъюнктуру рынка транспортно-экспедиционных услуг;
  • • уровень конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг, поведение конкурентов на рынке, их конкурентные преимущества;
  • • развитость транспортной инфраструктуры (аэропорты, подъездные пути и т.д.);
  • • требования и характеристику клиентов (платежеспособность, количество, концентрация, сегментация, особые условия перевозки, скорость доставки);
  • • развитость партнерских отношений с субподрядчиками;
  • • качество и ассортимент предлагаемых услуг;
  • • структуру производственной базы и др.

Чем сложнее процесс доставки грузов, чем больше задействовано видов транспорта, тем выше трудоемкость организации перевозки. В этом случае возникает необходимость в привлечении посредника, который предоставляет комплекс З’слуг по организации данного процесса, включая определение рациональной схемы доставки и оформление всех сопроводительных документов. С одной стороны, привлечение посредника усложняет цепочку производства и потребления товаров; с другой — позволяет производителям товаров и транспортным предприятиям передать часть не свойственных основному производству функций специализирующемуся на них хозяйствующему субъекту и сосредоточить внимание на основной деятельности. Таким посредником является экспедитор.

Экспедитор — юридическое или физическое лицо, заключившее договор на предоставление клиенту экспедиционных услуг1. Он осуществляет процесс экспедирования грузов. Происхождение понятия «экспедирование» от лат. «expeditio» («приведение в порядок») определяет его сущность и экономический смысл, который заключается в снижении транспортных и сопутствующих им расходов с помощью выполнения совокупности операций по доставке грузов в определенной последовательности с соблюдением установленных требований к качеству, срокам и стоимости услуги.

Затраты экспедитора на доставку грузов значительно ниже расходов грузовладельцев на организацию транспортировки, так как специализация на узкой сфере деятельности позволяет выработать наиболее эффективные приемы и методы работы. Передача функций по экспедированию грузов позволяет снизить общие издержки грузовладельцев, связанные с перемещением грузов, на 20—25%. Достижение цели минимизации транспортной составляющей в конечной стоимости продукции обусловливает значительную роль экспедирования в экономическом развитии региона и страны.

Результатом взаимодействия экспедитора и клиента является транспортно-экспедиционная услуга. Официальный перечень транспортно-экспедиционных услуг был представлен 29 октября 2004 г. в документе , разработанном Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (FIATA) совместно с Европейской ассоциацией экспедирования, транспорта, логистики и таможенных услуг (CLECAT). Он включает более 120 детализированных позиций. В общем понимании транспортно-экспедиционную услугу определяют как группу операций, т.е. элементарных, законченных, периодически повторяющихся действий, осуществляемых в рамках процесса экспедирования грузов.

Транспортно-экспедиционная услуга — группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения1.

К экспедиционным относятся такие операции, как взвешивание, упаковка и сортировка груза, контроль над соблюдением требований к упаковке, оформление перевозочных и таможенных документов, информирование о процессе перевозки. Экспедиционные операции связаны с отдельными этапами процесса доставки: прием и подготовка груза к перевозке, оформление документов, сопровождение и хранение груза, сдача груза и выполнение расчетных операций с участниками перевозочного процесса.

Растущие требования к качеству, срокам и стоимости транспортно-экспедиционной услуги определили место и роль экспедирования в транспортном процессе.

На этапе становления рынка транспортных услуг экспедиторы, согласно традиционной модели системы экспедирования по М. Г. Григоряну , выступали в качестве связующего звена, посредника между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, оказывая отдельные виды услуг. Как правило, один экспедитор отвечал за комплекс операций, связанных только с одним видом транспорта. Это приводило к тому, что действия нескольких экспедиторов, участвующих в одной цепи товародвижения, не были скоординированы, вследствие чего возникали ошибки и сбои в работе. Отсутствие естественного механизма взаимодействия между элементами системы экспедирования и централизованного управления в данной модели не позволяет участникам перевозки адекватно оценивать альтернативные варианты доставки с учетом динамики конъюнктуры товарнотранспортного рынка.

По мере формирования современных форм массового производства и потребления товаров, отличающихся особо крупными объемами, широким ассортиментом, сложными структурными взаимосвязями и широкой географией, роль экспедиторов в транспортном процессе неизменно росла. Теперь требуется не только перевезти груз с наименьшими затратами, но и обеспечить доставку товаров «от двери до двери» и «точно в срок», выдерживая высокие стандарты качества обслуживания, сокращая расходы на хранение, увеличивая показатели эффективности работы подвижного состава. Иными словами, экспедитор должен предоставить весь комплекс услуг по доставке груза, практически полностью освободив производителя от функции снабжения и распределения.

Экспедитор становится ответственным за все звенья доставки, самостоятельно оценивает и выбирает наиболее подходящие варианты перевозки.

Низкие входные барьеры на рынок экспедиционных услуг и, соответственно, высокая конкуренция среди малых и средних транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП) также влияют на темпы инновационного развития организации доставки грузов. Появляются все более современные методы контроля, упаковки, программного обеспечения системы загрузки, планирования поставок, обработки и обмена данными.

Интеграция транспортной системы РФ в мировое сообщество способствует дальнейшему укрупнению и росту ответственности ТЭП, которые способны организовать международные мультимодальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта, обеспечив высокое качество обслуживания. По данным FIATА, международные экспедиционные предприятия обслуживают 80% объема мирового грузооборота.

Потребность в комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании определила роль экспедитора, как координатора в логистической модели системы экспедирования (но М. Г. Григоряну).

Происходит трансформация ТЭП в PL-онераторов («Party Logistics»), которые полностью принимают на себя снабженческо-сбытовые функции производственных предприятий и контролируют входящие и исходящие транспортные потоки, складские операции, распределительные центры. ТЭП становится частью сложной логистической системы, все элементы которой (грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, терминалы, субподрядчики и другие участники процесса доставки грузов) связаны взаимовыгодными отношениями и эффективно взаимодействуют с целью достижения общих и частных целей, таких как минимизация транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и удовлетворение требований клиента. Речь уже идет не о предоставлении отдельных экспедиционных услуг, а об оказании комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания.

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — особый вид деятельности по организации и координации доставки грузов к месту назначения, осуществляемый экспедитором для грузовладельца на основании договора и за определенное вознаграждение.

Как любое обслуживание, ТЭО носит нематериальный характер и не приводит к возникновению права собственности на что-либо. Комплексное ТЭО подразумевает осуществление не только экспедиционных операций, но и предоставление организационных, консультационных и информационных услуг. Подробнее структура ТЭО рассмотрена в параграфе 1.3.

Спектр услуг, предоставляемых ТЭП, в общем случае зависит от спроса на данный вид услуг и возможностей их реализации конкретным предприятием, в частном случае — от объективной необходимости, пожеланий клиента и его платежеспособности. В условиях жесткой конкуренции политика ТЭП направлена на привлечение максимального количества клиентов — грузовладельцев, посредством снижения тарифов и расширения ассортимента предлагаемых услуг. Например, к дополнительным услугам ТЭП могут относиться: обеспечение требований санитарно-экологического, ветеринарного, медицинского контроля, страхование грузов, ведение процедуры перехода права собственности на груз и ответственности за риск его гибели или повреждения. Распространенной является ситуация, когда экспедитор приобретает права на груз и становится грузовладельцем, действующим в своих интересах.

Выполнение широкого спектра разнообразных услуг требует установления различных деловых, коммерческих и информационных контактов и правовых отношений. Однако основной задачей ТЭП все-таки является организация перевозки.

Перевозка — часть доставки груза, непосредственно связанная с его перемещением от пункта отправления до пункта назначения с использованием одного или нескольких видов транспорта.

На рис. 1.1 представлена классификация видов перевозки грузов.

Рис. 1.1. Классификация видов перевозки грузов

В зависимости от того, какого вида перевозку необходимо организовать, формируется специфика процесса экспедирования грузов, которая выражается как в количестве и последовательности выполняемых экспедитором операций, так и в их объеме, комплексности предоставляемых услуг.

Пример

Перевозка крупногабаритных или опасных видов груза требует оформления еще одного комплекта документов и соблюдения особых условий перевозки. Международные перевозки связаны с прохождением процедуры таможенного контроля и дополнительными финансовыми и временными затратами. Наиболее сложным процесс экспедирования представляется, когда осуществляется перевозка одного вида груза с использованием нескольких видов транспорта одним или несколькими перевозчиками.

В соответствии с тем, как именно организована перевозка с привлечением нескольких видов транспорта, в отечественной практике выделяют смешанную, прямую смешанную и комбинированную перевозки, в зарубежной практике — интермодальную, мультимодальную и амодальную перевозки. Различные источники по-разному трактуют тот или иной вид перевозки, поэтому в практической деятельности часто одним термином заменяют сразу несколько видов. Характеристика видов перевозки грузов в зависимости от способа организации представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Характеристика видов перевозки грузов в зависимости от способа организации

Вид перевозки

Число

видов

транспорта

Перевозчики

Документ

перевозки

Особенности

Унимодальная (юнимо- дальная)

Один или несколько

Один на весь маршрут

Смешанная

Несколько,

последовательно

взаимодействующих

Отдельный у каждого перевозчика

Прямая смешанная

Несколько,

последовательно

взаимодействующих

Один на весь маршрут. Договор заключается между грузовладельцем и первым перевозчиком, действующим от своего имени и от имени следующего перевозчика

Каждый перевозчик несет ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута

Окончание табл. 1.1

Вид перевозки

Число

видов

транспорта

Перевозчики

Документ

перевозки

Особенности

Комбинированная

Несколько,

последовательно

взаимодействующих

Один на весь маршрут

Без перегрузки груза

Интермодальная

Несколько. Один перевозчик — организатор, остальные несут ответственность на «своем» участке маршрута

Отдельный у каждого перевозчика

Без перегрузки груза

Мультимодальная

(трансмодальная)

Несколько. Ответственность несет организатор перевозки

Один на весь маршрут

Перевозка в международном сообщении

Амодальпая

> 1

Один или несколько, иод управлением единого диспетчерского центра

Один на весь маршрут

Перевозка но определенным маршрутам

Чем большее количество видов транспорта задействовано в перевозке, тем больше усилий необходимо затратить на согласование совместных действий участников доставки груза, а также на обоснование оптимального распределения грузопотоков, ответственности, материальных, финансовых и прочих ресурсов, т.е. на координацию работы взаимодействующих видов транспорта. Задача координации работы видов транспорта заключается в осуществлении централизованного оперативного контроля транспортного процесса с целью повышения эффективности транспортно-экспедиционной деятельности. Именно поэтому наиболее востребованными вариантами доставки считаются те, которые осуществляются под контролем одного ответственного лица, чаще всего экспедитора, и по одному транспортному документу.

Координация деятельности видов транспорта экспедитором может осуществляться в технологической, технической и экономической формах.

Технологическая форма взаимодействия направлена па обеспечение непрерывности процесса доставки посредством согласования действий и графиков работы участников на всех этапах перевозки, в том числе в распределительных центрах и транспортных узлах. Бесперевалочные технологии (например, контрейлерные) и рациональное использование подвижного состава также относятся к технологической форме взаимодействия.

Техническая форма взаимодействия предусматривает создание единой унифицированной материально-технической базы, включая транспортные средства. Такая форма позволяет повысить эффективность использования подвижного состава, но связана со значительными первоначальными инвестициями.

Задачей экономической формы взаимодействия является рациональное использование и распределение ресурсов между видами транспорта с целью развития наиболее перспективных видов сообщения и формирования крупных транспортно-логистических систем.

Основные методы координации работы различных видов транспорта представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Методы координации работы различных видов транспорта

Возможность использования экспедитором организационно-управленческих, экономических и правовых методов координации ограничена условиями договора экспедиции, на основании которого грузовладелец («принципал») поручает экспедитору («поверенному») совершить от своего имени и за свой счет определенные действия, связанные с доставкой груза, в его интересах. В зависимости от объема полномочий различают пять основных типов экспедиторов: курьер, агент, оператор смешанной перевозки грузов (ОСПГ), линейная конференция, PL-оператор.

Наименьший круг полномочий предоставляется курьеру, который обязуется организовать доставку груза от имени и за счет «принципала». При этом ответственность за сохранность груза несет перевозчик. Функции курьера, как правило, совмещены с функциями водителя транспортных средств.

Экспедитор-агент имеет более широкий круг полномочий и функций, являясь представителем грузовладельца. В отличие от курьера, агент выступает не только в роли организатора доставки и связующего звена между «принципалами» (грузоотправитель, перевозчик) и «третьими лицами» (грузополучатель) договора экспедиции, но и предоставляет информационные услуги, так как обладает более полной информацией и соответствующими профессиональными (специальными) знаниями и навыками для разработки различных вариантов маршрута и расчета стоимости доставки. Однако право принятия решения и подписи перевозочных документов остается за грузовладельцем.

На рынке транспортных услуг действуют также агенты, представляющие интересы перевозчиков, задачей которых является поиск клиентов- грузовладельцев и эффективная загрузка подвижного состава. Объектом работы агента является транспортное средство, а не груз.

Оператор смешанной перевозки грузов (ОСПГ), как следует из названия, организует доставку грузов с привлечением более одного вида транспорта и с участием нескольких перевозчиков. В данном случае понятие смешанной перевозки распространяется на комбинированные и модальные перевозки. Оператор смешанной перевозки грузов выполняет, в первую очередь, функции координатора доставки груза, аккумулируя все информационные потоки и распределяя ресурсы остальных участников процесса. Он предлагает широкий спектр транспортно-экспедиционных услуг, включая складские, подготовительные, консультационные, организационные и другие. Поэтому отличительной чертой ОСПГ является стремление иметь собственный парк подвижного состава различных характеристик, складские помещения и терминалы, применять инновационные транспортные технологии, привлекать высококвалифицированных специалистов. Видовая конкуренция замещается на взаимодействие и сотрудничество для достижения общей цели.

В силу значительного объема обязанностей, функции ОСПГ могут выполнять средние и крупные ТЭП, занявшие определенную нишу на рынке транспортно-экспедиционных услуг и имеющие деловые отношения с перевозчиками всех видов транспорта. Экспедиторы такого масштаба располагают ресурсами для обслуживания международных перевозок отечественных грузовладельцев и выхода на международные рынки, конкурируя с иностранными экспедиторами (freight forwarders).

Вопросы практики

Среди международных ОСПГ, не имеющих собственных транспортных средств, распространенной является практика предоставления услуг в рамках статуса NVOCC (Non-vessel operating common carrier — несудовой общественный перевозчик). Оператор NVOCC берет на себя функцию контроля процесса перевозки всей партии груза, расчета единой тарифной ставки с учетом условий транспортировки в стране экспортера. Как правило, оформляется один документ (например, интермодальный коносамент) на имя NVOCC-оператора.

Следует отметить, что статус NVOCC законодательно закреплен только в некоторых странах и не является общепринятым в мировой практике. В настоящее время в основном ассоциируется с морскими перевозками.

Важно запомнить!

Если накладные документы оформлены от имени грузовладельца, то экспедитор выступает как агент. В ином случае экспедитор является координатором-распоряди- телем, главным действующим субъектом доставки.

Объединение нескольких перевозчиков, обслуживающее мировые линейные судоходства, выделяют в отдельный тип экспедиторов, получивших название «линейная конференция». Линейные конференции, принимая на себя все функции ОСП Г, эксплуатируют суда на основе соглашения, обслуживая постоянные грузопотоки в международном сообщении в определенном направлении по согласованным фрахтовым тарифам. Целями создания линейной конференции являются ограничение взаимной конкуренции и избежание «фрахтовых войн» посредством заключения соглашения с постоянными клиентами. Согласно договоренности грузовладельцы не имеют право пользоваться услугами других линейных конференций, получая скидку с тарифных ставок.

Вопросы практики

Первая Линейная Конференция была «Калькутская конференция» (United Kingdom Caikutta Conference), сформированная в 1875 г. на направлении морской торговли Лондон — Калькутта. Наиболее крупной «фрахтовой войной» была ситуация в 1935- 1937 гг. между Линейной Конференцией США «Southern and Eastern Africa» и судоходной компанией «Sea’s shipping company». В настоящее время почти все крупные судоходные компании являются членами какой-либо Линейной Конференции.

В последнее время активно развивается рынок логистических услуг.

Логистические услуги — услуги по управлению входящими и исходящими транспортными потоками грузовладельца с учетом критериев и ограничений по стоимости и срокам доставки, затратам на транспортировку и хранение, качеству и условиям доставки и т.п.

Многие крупные ТЭП включают в традиционный пакет услуг услуги по управлению запасами и заказами клиентов, позиционируя себя как 3/4/5РЬ-операторы в зависимости от объема выполняемых функций. ЗРЬ-операторы берут на себя ответственность за выполнение поставленной задачи, например, бесперебойного функционирования производства, и выплачивают компенсацию в случае ее невыполнения. В функции 4PL-oricpaTopa, в отличие от более низкого уровня, входит не только осуществление всех операции по снабжению, но и управление запасами готовой продукции (за исключением поиска покупателей). 5РЬ-оператор полностью отвечает за планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами предприятия.

Рассмотренная классификация типов ТЭП по объему полномочий и роли экспедитора в транспортно-логистическом процессе является основной. Кроме того, ТЭП принято различать по масштабам обслуживания и структуре производственной базы.

Типология ТЭП по масштабам перевозок тесно связана с классификацией видов перевозки и спецификой исторического развития транспортно- экспедициоииой деятельности в России и включает пять типов:

  • 1) предприятия, осуществляющие ТЭО в местном сообщении, как правило, только для внутренних крупных грузообразующих объектов;
  • 2) выполняющие посредническую роль между грузовладельцем и перевозчиком, которая заключается в поиске подходящего транспортного средства для перевозки или поиске груза для обратной загрузки транспортного средства при междугородних перевозках;
  • 3) действующие на региональных рынках и выполняющие полный комплекс ТЭО, аналогично ОСПГ;
  • 4) обеспечивающие весь комплекс ТЭО международных перевозок, включая таможенное оформление, страхование грузов и ответственности в международной системе страхования и другие специфические для данного вида сообщения операции;
  • 5) организующие доставку грузов в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта.

Как уже отмечалось ранее, последний тип ТЭП имеет неоспоримые конкурентные преимущества перед другими и активно развивается, постепенно вытесняя более простые типы экспедиторов. Экспедиторы смешанного сообщения, в свою очередь, могут входить в одну из четырех групп:

  • 1) экспедиторы смешанного сообщения, эксплуатирующие суда (VO МТО — Vessel operating multimodal transport operator);
  • 2) экспедиторы смешанного сообщения, не эксплуатирующие суда (NVO МТО — Non-vessel operating multimodal transport operator);
  • 3) экспедиторы смешанного сообщения, не эксплуатирующие какие- либо транспортные средства (например, экспедиторы агенты, стивидорные, тальманские компании, NVOCC-операторы);
  • 4) специально ориентируемые экспедиторы смешанной перевозки.

Размер и ассортимент услуг ТЭП определяют требования к его производственной базе. По принципу наличия или отсутствия тех или иных элементов производственной базы принято выделять ТЭП с базовой производственной структурой (организационной базой), ТЭП с собственным подвижным составом (организационной базой и парком подвижного состава), ТЭП с собственным складским хозяйством (организационной базой и складским хозяйством), ТЭП с подвижным составом и собственным складским хозяйством (организационной базой, парком подвижного состава и складским хозяйством).

Классификация экспедиторов представлена на рис. 1.3.

Наиболее перспективным типом экспедитора является ТЭП с собственным подвижным составом и складским хозяйством, способным выполнить весь спектр транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Тем не менее пока еще роль экспедиторов, специализирующихся на отдельных видах услуг, достаточно велика, особенно в обеспечении информационных потоков. ТЭП любого типа является необходимым элементом транспортно-логистической системы, обеспечивающим ее функционирование.

Рис. 1.3. Классификация экспедиторов

Транспортно-экспедиционные услуги в учете-1

Транспортно-экспедиционная деятельность по своему содержанию является посреднической деятельностью, тесно связана с организацией перевозок и выступает их неотъемлемой частью. Рассмотрим некоторые аспекты налогообложения и учета доходов и расходов транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ).

Правовые аспекты транспортного экспедирования и их влияние на учет

Для правильной и эффективной организации учета транспортного экспедирования важно учитывать правовые аспекты такого вида деятельности. Сразу отметим: отношения, возникающие при транспортном экспедировании грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, регулируются соответствующим законодательством.

Согласно абз. 2 ст. 1 Закона о ТЭД, транспортно-экспедиционная деятельность является предпринимательской деятельностью по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов. Таким образом, на пассажирские перевозки такой вид услуг не распространяется.

В свою очередь, определение экспедитора дано в Правилах №363: «Экспедитор по перевозке грузов — работник, обеспечивающий выполнение комплекса операций транспортно-экспедиторского обслуживания».

Транспортно-экспедиционная услуга — работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов по договору транспортного экспедирования. Значит, сфера деятельности транспортных агентов включает такие виды перевозок, как экспорт из Украины, импорт в Украину, транзит по территории Украины и территории других государств, внутренние перевозки по территории Украины (ст. 8 Закона о ТЭД).

Согласно КВЭД, транспортно-экспедиционные услуги (код 63.4) рассматриваются как вспомогательные транспортные услуги. Экономические и правовые основы деятельности в сфере ВЭД, в т. ч. и в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, в Украине регламентированы Законом от 16.04.91 г. №959-ХII «О внешнеэкономической деятельности». В частности, в ст. 1 «Определение терминов» приведено понятие «транзит товаров» — перемещение товаров, произведенных за пределами Украины, через территорию Украины без какого-либо использования этих товаров на указанной территории. К услугам в сфере ВЭД согласно статье 4 отнесена и транспортно-экспедиционная деятельность.

Экспедиторы предоставляют клиентам разноплановые услуги, содержание которых указано в ст. 8 Закона о ТЭД. К ним, в частности, относятся и работы по ведению учета грузов, оформлению товарно-транспортной документации и ее рассылке по назначению.

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов осуществляется субъектами предпринимательской деятельности — экспедиторами (юридическими и физическими лицами), которые действуют по поручению грузоотправителей и грузополучателей. Кстати, субъектами этих правоотношений могут быть как юридические, так и физические лица — СПД. Экспедиторы исполняют свои функции без всякого вмешательства в хозяйственную деятельность транспортных организаций. По своей экономической сути эта деятельность является посреднической, так как экспедитор действует по поручению заказчика (грузоотправителя или грузополучателя). Поэтому доходом экспедитора является вознаграждение за предоставленные услуги.

Экспедиционные услуги могут предоставляться также по договору подряда. В таком случае экспедитор выступает генеральным подрядчиком, привлекая к исполнению комплекса работ подрядчиков — перевозчиков, грузчиков, упаковщиков, охранников и пр. Доходом экспедитора при такой схеме организации работ является не вознаграждение, а полная сумма выручки от заказчика за предоставленный комплекс услуг.

Распространена практика объединения в одном комплексе транспортных и обслуживающих организаций, в т. ч. и транспортно-экспедиционных с исполнением логистических функций. Функции каждого вида работ исполняют отдельные юридические лица (фирмы), которые объединяются в холдинги для выполнения комплекса работ по перевозке и экспедированию грузов.

Основные понятия

Транспортно-экспедиционные услуги — комплекс услуг, связанных с подготовкой и отправкой грузов, проведением взаиморасчетов, осуществлением контроля за прохождением и получением грузов (ст. 8 Закона о ТЭД).

Платой экспедитора считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее исполнение соглашения транспортного экспедирования (ст. 9 Закона о ТЭД).

В зависимости от условий договоров учет доходов и расходов у экспедитора может осуществляться в двух вариантах — учет собственных услуг и учет приобретенных услуг.

По условиям договора комиссии (поручения) расходы экспедитора на привлечение третьих сторон не признаются собственными расходами (п. 9.1 П(С)БУ 16), а суммы, полученные экспедитором в качестве возмещения таких расходов, не признаются доходами (п. 6.2 П(С)БУ 15).

По условиям договора генподряда в доход экспедитора включается вся выручка от реализации услуг (в т. ч. стоимость перевозки, осуществляемой третьим лицом — перевозчиком), а к расходам относятся стоимость транспортировки и другие расходы.

Место поставки ТЭ-услуг — место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности (абз. «ж» п. 186.3 НКУ).

Условия договора транспортного экспедирования

Важно отметить, что отношения экспедиторов, грузоотправителей и грузополучателей и порядок расчетов между ними определяются содержанием договора на транспортно-экспедиционное обслуживание. Участники этой деятельности свободны в выборе предмета договора, обязанностей и других отношений, что не противоречит действующему законодательству.

Договор транспортного экспедирования является вспомогательным договору перевозок грузов.

Выделение договора транспортного экспедирования в самостоятельный вид соглашения обусловлено, в первую очередь, развитием централизованных перевозок грузов и необходимостью координирования взаимодействия различных видов транспорта. Поэтому в ГКУ данному виду договора посвящена отдельная глава (гл. 65), а в ХКУ — ст. 316.

Согласно договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

В соответствии с условиями договора транспортного экспедирования экспедитор может действовать как от своего имени, так и от имени заказчика. В зависимости от этого правоотношения по договорам транспортного экспедирования регулируются различными нормами гражданского права, а именно:

1) если экспедитор по условиям договора действует от имени клиента и за его счет, правоотношения сторон договора экспедирования регулируются нормами, которые применяются к договорам поручения (гл. 68 ГКУ);

2) если экспедитор действует от своего имени, но за счет клиента, применяются нормы, регулирующие правоотношения по договору комиссии (гл. 69 ГКУ);

3) если экспедитор предоставляет дополнительные услуги, например по хранению груза, упаковке, сортировке и пр., то содержание этих дополнительных услуг будет определяться законодательством о соответствующем договоре: хранения, подряда и пр.

Таким образом, договор транспортного экспедирования в зависимости от его условий может содержать элементы нескольких видов договоров: поручения, комиссии, подряда, хранения, перевозки и пр.

От условий договора экспедирования зависит и ответственность экспедитора перед автотранспортными организациями. Так, если по условиям договора экспедирования экспедитор действует от своего имени, то он пользуется правами и несет обязательства и ответственность, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта и Правилами №363.

Договор транспортного экспедирования заключается только в письменной форме. Условия договора определяются по соглашению сторон. Так, экспедитору может быть поручено: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые выбраны либо самим экспедитором, либо заказчиком; заключать от своего имени или от имени заказчика договор перевозки груза; обеспечивать отправку и получение груза, а также исполнять другие обязанности, связанные с перевозкой.

Кроме того, условиями договора может быть предусмотрено предоставление экспедитором дополнительных услуг, необходимых для доставки груза:

1) проверка количества и состояния груза;

2) погрузка, перегрузка и разгрузка;

3) уплата таможенной пошлины, сборов и расходов, возложенных на заказчика;

4) хранение груза до его получения в пункте назначения;

5) получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и пр.

Для бухгалтера важен раздел договора «Порядок расчетов». В частности, в нем указывается размер тарифа, включающий, как правило, провозную плату и вознаграждение экспедитору, размер сборов за выполнение операций и услуг. В приложении к договору может быть дана расшифровка тарифа. Размер тарифа определяется на базе рыночных цен на аналогичные услуги и может изменяться в большую и меньшую сторону в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и цен на ГСМ.

В нем также указывается, как правило, документальное основание для начислений платежей за услуги — оформленные путевые листы, отметки заказчика в сопроводительных товарных документах (товарно-транспортная накладная), акт выполненных услуг, счет-фактура, чеки и пр.

Плата экспедитору

Платой считаются денежные средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение соглашения транспортного экспедирования (ст. 9 Закона о ТЭД).

Расходы, не относящиеся к плате экспедитору

Не могут быть включены в плату экспедитору расходы на:

  • оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора экспедирования;
  • уплату сборов (обязательных платежей) при выполнении договора.

Статья 9 Закона о ТЭД

Предоставление ТЭУ оформляется актом, к которому прилагается отчет экспедитора. Важно, чтобы все понесенные экспедитором расходы были подтверждены соответствующими первичными документами (счета, накладные, товарно-транспортные накладные акты, чеки и пр.), приложенными к отчету экспедитора. Указанная часть расходов возмещается экспедитору отдельно.

Клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для исполнения его обязанностей.

Экспедитор имеет право привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, но это условие должно быть указано в договоре. Кроме того, в данном случае отвечать перед заказчиком за нарушение условий договора будет все равно экспедитор.

Итак, важным моментом отношений является то, что при любой форме договора оплата расходов всегда происходит за счет клиента. При этом не важно, от своего имени или от имени клиента экспедитор осуществляет деятельность в рамках такого соглашения.

Документальное оформление услуг по экспедированию

Оформление внутренних перевозок

Документы, которые должен предоставить экспедитор, можно условно поделить на четыре части:

1) документы на тариф собственных (посреднических) услуг;

2) документы на расходы экспедитора при предоставлении сопутствующих собственных услуг по договору экспедирования (например, сортировка грузов);

3) документы на расходы, возмещаемые экспедитору в связи с привлечением к выполнению договора других субъектов хозяйствования (например, транспортной компании);

4) документы на обязательные платежи (портовые, таможенные сборы страхования и пр.).

Основным документом, подтверждающим факт предоставления услуг, является Акт выполненных услуг (работ), к которому прилагается отчет о предоставленных ТЭУ с документальным подтверждением (как при договоре комиссии или поручения). Данный документ обобщающий. Поэтому к нему прилагаются другие документы, подтверждающие стоимость составляющих предоставленных услуг, оформленных актом, — путевые листы, товарно-транспортные накладные, чеки, накладные, счета-фактуры и пр. Законом не установлена единая форма акта, поэтому на практике применяются разные формы, пригодные к использованию в бухгалтерском учете.

Кстати, об акте выполненных работ

В европейских странах применение акта выполненных работ для транспортных и экспедиционных услуг не является обязательным. История показывает, что это — исключительно «советский» документ, проштампованный украинским законодательством*. Например, немецкие партнеры по перевозкам удивляются его наличию у нас, так как он не несет новую информацию, а только лишь повторяет и обобщает уже отраженную в товарно-транспортных накладных, путевых листах. Однако идут навстречу украинским предприятиям, подписывая выписанные нашей стороной акты. Для их бухгалтера он не имеет такого значения, как для нашего, по приведенным выше причинам.

* В частности, обязательность акта определена в НКУ для подтверждения реализации услуг/работ (п. 137.1).

Наименования выполненных услуг в акте указываются отдельными строками в соответствии с соглашением, например «Услуги по транспортному экспедированию», «Представительство интересов заказчика». Если экспедитор берет на себя роль генерального подрядчика, то в акте также указывается вид услуги «Транспортировка груза». К акту прилагается транспортная документация.

Таким образом, порядок документального оформления операций у экспедитора определяется условиями договора — от чьего имени осуществляется операция по доставке грузов и каков состав услуг. Характер операций и их документирования, в свою очередь, определяет порядок отражения операций в бухгалтерском (финансовом) и налоговом учете. Ключевым моментом при этом является определение того, какие услуги учитываются: собственные или приобретенные.

К собственным расходам экспедитора относятся: оплата труда персонала, начисление социальных взносов, материальные расходы, амортизация оборудования, другие операционные расходы, административные расходы и пр. Каждый из элементов расходов оформляется соответствующим документом (реестром), который служит основанием для их учета в себестоимости и других расходах экспедитора. Однако заказчику практически невозможно проконтролировать достоверность указанных в них расходов экспедитора. Но это и не является предметом договоренностей с клиентом, ведь в соглашениях фиксируется конечная цена услуги.

Оформление международных перевозок

В межгосударственном сообщении оформляются товарно-транспортные документы, составленные на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта, это могут быть:

1) авиационная грузовая накладная (Aіr Waybіll);

2) международная автомобильная накладная (CMR);

3) накладная СМГС (накладная УМВД);

4) коносамент (Bіll of Ladіng);

5) накладная ЦИМ (CИM);

6) грузовая ведомость (Cargo Manіfest);

7) книжка МДП;

8) другие документы, определенные законами Украины.

Данные документы не применяются при внутренних перевозках.

Перевозка автомобильным транспортом

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом условно можно разделить на два типа:

1) на основании требований Таможенной конвенции о международных перевозках грузов с использованием книжки международной дорожной перевозки (далее — МДП);

2) без применения норм конвенции МДП.

В Украине конвенция МДП действует с 1994 г. Разъяснения по применению ее норм подготовлены Ассоциацией международных автомобильных перевозок Украины и приведены в Справочнике по конвенции МДП.

Положения конвенции МДП применяются при перевозке грузов, которые доставляются без промежуточной перегрузки в дорожных транспортных средствах с пересечением одной или нескольких границ на пути из таможни страны отправления в таможню страны назначения (или той же страны), при условии что вся перевозка или определенная ее часть осуществляется автомобильным транспортом.

В Украине требования конвенции МДП реализуются в соответствии с нормами Порядка реализации положений конвенции МДП, утвержденного приказом Гостаможслужбы Украины от 21.01.2001 г. №755.

Международные перевозки странами СНГ чаще всего осуществляются без применения книжек МДП, но при этом оформляется международная автомобильная накладная формы СМR.

Книжка МДП заполняется в соответствии с требованиями п. 4 Порядка №755. Одна книжка МДП может быть оформлена на одно дорожное транспортное средство; состав транспортных средств; несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав таких транспортных средств (в этом случае манифест книжки МДП должен содержать сведения о каждом дорожном транспортном средстве или каждом контейнере).

Международная товарно-транспортная накладная (накладная СМR) — это транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автомобильной перевозке грузов. Оформляется в случае, если международная перевозка грузов осуществляется без применения норм конвенции МДП.

После приема груза и до момента его доставки в пункт назначения ответственность за коммерческое состояние и количество груза несет перевозчик. Поэтому при приеме груза он обязан убедиться в правильности сведений, указанных отправителем в транспортных документах по количеству грузовых мест, их маркировке и нумерации, а также проверить внешнее состояние груза и его упаковку.

В случае выявления несоответствия в данных или повреждений груза либо нарушения упаковки перевозчик делает необходимые отметки в транспортных документах и сообщает об этом грузоотправителю или экспедитору — в зависимости от условий договора. В свою очередь, экспедитор согласно ст. 14 Закона о ТЭД отвечает перед заказчиком за количество мест, вес (если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика), соответствие упаковки согласно данным товарно-транспортных накладных.

Оформленные согласно существующим требованиям накладные на перевозку грузов включаются в документооборот предприятия-отправителя для учета отгрузки товаров; в документооборот предприятия-получателя для учета оприходования товаров; в документооборот предприятия-экспедитора для подтверждения выполненных услуг экспедирования. В дальнейшем на их основании делаются записи в регистрах аналитического учета.

О том, как правильно отражать ТЭУ в бухгалтерском и налоговом учете, подробнее см. в следующих номерах «ДК».

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2005 г. №2755.
  • ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. №436-IV.
  • Закон о ТЭД — Закон Украины от 01.07.2004 г. №1955 «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Закон о транспорте — Закон Украины от 10.11.94 г. №232 «О транспорте».
  • Устав автомобильного транспорта — Устав автомобильного транспорта УССР, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27.06.69 г. №401.
  • Правила №363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта от 14.10.97 г. №363.
  • КВЭД — Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. №375.
  • Порядок №755 — Порядок реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утвержденный приказом Гостаможслужбы Украины от 21.11.2001 г. №755.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх